Иоасаф, святитель, епископ Белгородский и Обоянский (Горленко Иоаким Андреевич) († 1754; память 4/17 сентября, 10/23 декабря, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых) Родился в городе Прилуках Полтавской губернии в семье полковника 8 сентября 1705 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Образование получил в Киево-Братском училище. Родители мечтали, что сын их пойдет по стопам отца и будет военным. Но Господь готовил ему другой путь. Когда мальчику исполнилось всего 8 лет, отцу его было видение: при заходе солнца на воздухе увидел он Богоматерь, а пред Нею сына своего Иоакима, в молитвенном положении припадающего к Ее стопам. «Довлеет мне молитва твоя», – говорила ему Богоматерь, и в это время слетел с горней высоты Ангел и одел святительской мантией коленопреклоненного отрока. Из этого видения отец понял, что его сыну готовится поприще воина духовного. Очень рано юный Иоаким возгорелся любовью к иночеству. На 18-м году жизни он уже был пострижен в рясофор с именем Илариона, а 21 ноября 1727 года в Киево-Братском монастыре принял монашество с именем Иоасафа. 8 января 1728 года рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища. 8 ноября 1734 года Иоасаф был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. 24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф возведен в сан игумена Дубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. С чувством глубокой ответственности вступил он в управление обителью и много сделал для ее благоустройства. 14 сентября 1744 года Иоасаф был возведен в сан архимандрита. 24 января 1745 года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. 2 июня 1748 года, в Неделю Всех святых, архимандрит Иоасаф в соборной церкви Петропавловской крепости Санкт-Петербурга был хиротонисан во епископа Белгородского. Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства епископ Иоасаф предпринял поездку по епархии и затем ежегодно совершал такие поездки. Состояние храмов Божиих, совершение богослужений в них, нравственность пастырей и пасомых – все было предметом внимания и заботы архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1 июня 1748 года благоговейный архимандрит Иоасаф был наречен, а 2 июня того же 1748 года посвящен во епископа Белгородского и Обоянского Псковским и Нарвским архиепископом Симоном Тодорским, при участии многочисленного сонма архиереев. Рукоположение архиандрита Иоасафа во епископа Белгородского было совершено в неделю всех святых, в С.-Петербургском Петро-Павловском соборе, в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей Фамилии. 6 августа 1748 года, в праздник Преображения Господня, новопоставленный святитель Иоасаф прибыл в свой епархиальный город Белгород утром ко времени Божественной литургии. Несмотря на слабое здоровье свое и изнурение далеким путешествием из С.-Петербурга в Белгород, он совершил в этот день Божественную литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе. Так начал свое архипастырское служение великий угодник Божий святитель Иаосаф. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и ближнему, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского служения. Белгородская епархия в то время отличалась крайней бедностью своего населения. Нужно сказать, что с самых первых дней своего служения святитель Иоасаф большое внимание стал уделять вопросу образования. Лишенные средств для содержания в духовных училищах, дети причетников и сирот духовного звания, оставались без образования, а нередко и поступившие в училища, по недостатку средств, оставляли их. Попечительный архипастырь Иоасаф принимал все возможные меры к устранению зла, оказывал помощь нуждающимся и бедным ученика училищ. С целью поднятия умственного и религиозно-нравственного состояния приходского духовенства, преосвященный Иоасаф с первого года вступления на Белгородскую кафедру, несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение своей обширной епархии и останавливался не в покойных чертогах богачей, а в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек. Получая приют в названных жилищах, святитель Иоасаф ночное время посвящал молитве, а утром, по совершении Божественной литургии, наставлял пасомых православно-христианской вере и благочестию.

http://pravoslavie.ru/1926.html

На торжестве открытия мощей, которое было совершено бывшим Московским, ныне Петроградским, архипастырем, митрополитом Владимиром, была благоверная Великая Княгиня Елизавета Федоровна и Великий Князь Константин Константинович. Так богоугодная жизнь святых угодников объединяет всех узами любви Христовой. И по смерти их не расторгаются эти узы. Слава святителю, Правды носителю, Слава учителю Мира, любви. Он — теперь в свете зари воскресенья, Богом венчанный святой, Шлет облегченье земного страданья, Дарует славы небес созерцания, Полный любви к нам живой. Слышим мы эту любовь неизменную, Слышим и песню поем вдохновенную Ангелу русской земли: Слава святителю, Правды носителю, Слава учителю Мира, любви. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина Анатольевна 17 сентября 2021, 09:14 Святый владыко Иосафе!Моли Бога о многогрешной р. б.Марине, о родителях ея Анатолии и Марии lyudmila toll 23 декабря 2020, 06:14 Святый отче Иоасафе на небесе одесную Господа пребываеши о нас грешных молящаяся записала родителей твоих Андрея и Марию поминать буду да помилует нас Господь людмилу вячеслава георгия наталью моисея людмилу сергея валентину вячеслава наталью и младенцев их нина 16 сентября 2019, 22:05 Святитель Иосаф Белгородский исцели меня тяжело дышать помоги исцели от гнетущего меня недуга Инна 25 июля 2019, 09:23 СВЯТИТЕЛЬ ОТЧЕ ИОАСАФЕ! ПОМОГИ НАМ ГРЕШНЫМ!СПАСИ И СОХРАНИ ВСЕХ!МОЛИ БОГАО НАС! Благодарим Тебя и Бога за твою любовь! раба Божья болящая Анна 1 марта 2018, 14:13 Слава Богу за все ! Благодарим Тебя Пресвятая Богородица наша за все Твои благодеяния в нашей жизни и защити покрый сохрани и спаси нас Честным Твоим Омофором ! Благодарим Тебя Святитель Иоасаф Белгородский за все Твои благодеяния в нашей жизни ! И просим Тебя Святитель Иоасаф Белгородский покрый нас и милостивно помогай нам во всех наших нуждах и делах наших во спасение нам ! Людмила 5 января 2018, 00:31 Спасибо. Святителю отче Иосафе моли Бога о нас! Простите, но в житии Святого очень часто звучит слово " гробница " ... у православных христиан подобает быть: " Рака с мощами... " .

http://pravoslavie.ru/43671.html

Епископские одежды святителя Иоасафа Белгородского Если велик был св. Иоасаф до сего назначения и дивно сиял святостью и высотою своего подвига, то здесь на святительской кафедре он достигает высшей красоты христианина-подвижника и святителя, здесь проявляет изумительную силу могучего духовного богатыря. Запущенная епархия процвела, закипела жизнь духа, благо- украсились селения и города храмами. «Времена апостольские повторились в пастве белгородской во время святительства Иоасафа», – говорит один из жизнеописателей. Много благочестивых сказаний хранится об архипастырской ревности святителя, ибо это был поистине отец, непрестанно заботившийся о чадах своих. Когда в 1749–50 гг. белгородскую епархию постиг голод, святитель Иоасаф явился благодетельным кормильцем своей паствы, всюду спеша с куском хлеба к голодным, нищим. По его настойчивому ходатайству пред сильными мира сего, со всех крестьян его епархии даже были сложены казенные подати. До каких границ доходило любвеобилие и милосердие св. Иоасафа к нищим, страждущим, лучшим показателем этого может служить его всегдашний обычай посылать своего келейника в жилища бедноты, в темницы, к людям бедным, многосемейным с деньгами, одеждой, пищей и топливом. Это поистине была Христова милостыня, ибо св. Иоасаф строго приказывал келейнику всякий дар класть у окна или порога дома, три раза стукнуть в стену, чтобы обратить внимание нуждающихся хозяев и самому быстро удаляться. И сколько слез благодарности, сколько горячих молитв неслось к Богу за этого неведомого благодетеля. Когда преданный слуга келейник однажды заболел и не мог исполнить поручений своего владыки, последний дошел до такого самоотверженного подвига ради любви к бедным, что в одну темную декабрьскую ночь одел простую одежду своего келейника и незаметно отправился к жилищам бедности и нищеты. Не желая быть узнанным, св. Иоасаф хотел незаметно проскользнуть в калитку своего дома, почему и не откликнулся на зов сторожа. Тогда в темноте сторож нанес ему несколько сильных ударов по спине, так что святитель с большим трудом добрался до своих покоев и сильно занемог. Храня от всех тайну своего благотворения, избегая славы людской, св. Иоасаф не открыл причины своей болезни, которая ведома была только Богу, ему и его келейнику, и сторожу, которого святитель наградил за бдительность и просил не оглашать о случившемся. В этих подвигах братолюбия особенно сказалось все величие и красота святой души св. Иоасафа, вся нежность и благородство его сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Иоасаф Белгородский На духовном небе еще засветилась яркая, благодатная звездочка… В городе Белгороде, Курской губернии, в Троицком монастырском соборе почивают теперь в ценной гробнице святые останки святителя Белгородского Иоасафа. 156 лет пролежали они нетленными в сырой гробнице и оттуда нанесены в левый придел Троицкого собора, сооруженный, по воле святителя Иоасафа, во имя Страшного Суда Божия. Очевидно, всегда памятовал святитель Иоасаф день Страшного Суда Божия… И теперь он как бы пришел на этот Страшный Суд непорочным, прославленным. Длинными вереницами идут теперь богомольцы к гробнице архиерея Божия, чтобы поклониться его нетленным мощам… А целые миллионы верующих, лишенных возможности посетить Белгород, духовно идут к святой гробнице сердцем своим — своею верою. И всех объемлет святитель своею любовью: он всем является с своей благодатной помощью — и поклоняющимся его святым мощам, и духовно притекающим к ним с верою и молитвою. Прислушайтесь к тому, что говорят о святителе Иоасафе верующие люди. Они расскажут вам, как он исцелял и исцеляет тяжкие недуги, как он являлся и является в ночных видениях и старцам, и детям. И особенно много в недавнее время было благодатных явлений святого архипастыря детям. Значит их чистые сердца дороги святителю Божию… Но близкий детям по своей чистой, святой душе, святитель Иоасаф должен быть дорог им и потому, что его детство было святым детством, поучительным для всех детей. И вот что известно, между прочим, о детстве святителя Иоасафа. Святитель Иоасаф, в мире Иоаким, родился в знатной благочестивой семье, верстах в полутораста от города Киева, в древнем украинском городе Прилуках. У святителя Иоасафа были добрые, набожные родители, Андрей и Мария Горленки. Крепко любили они свою родную землю, веру православную и храмы Божий, о благоукрашении которых немало заботились. Их сын Иоаким, родившийся в 1705 году, унаследовал от своих родителей их благочестие. Первое детство он проводил в родной семье. И понятно, что, как и всякий малютка благочестивой семьи, он вместе с родителями посещал храмы Божий.

http://pravoslavie.ru/43671.html

К этому дереву подошел старик и стал рубить его. Тогда святитель сказал старику: «Оставь, не руби этого дерева», а он отвечал: «всякое древо, не творящее плода-добра, посекаемо бывает и во огонь вметаемо». Пробудившись от сна, святитель спросил у присутствующих там людей, нет ли поблизости какой церкви, похожей на виденную во сне. Ему ответили, что есть в трех верстах отсюда такая церковь. Архипастырь поехал в однодворчатое село по указанной дороге и прибыл к церкви, которая была похожа на виденную во сне. Вошедши в нее, святитель Иоасаф увидел там при служении божественной литургии пьяного приточника, которого тут же лишил приточного звания. Все вышесказанное свидетельствует о том, что о небрежном отношении священно- и церковнослужителей к своим обязанностям было предсказываемо архипастырю путем откровений Божиих. Нередко руководимый таинственным предчувствием святитель Иоасаф вскрывал самые сокровенные помышления ближних. Молитва свт. Иоасафа в походной церкви за 130-ти летнего священника О том, как близок был Св. Иоасаф к Богу, свидетельствует следующий изумительный случай. Вскоре по вступлении своем на Белгородскую кафедру Св. Иоасаф собрал к себе городских и окружных пастырей. В толпе стоявших пред ним Св. Иоасаф заметил одного дряхлого старца-священника, на которого устремил свой испытующей взор. Преподав благословение и отпустив представлявшихся ему пастырей, Святитель задержал подле себя дряхлого старца и, узнав от последнего, что ему уже минуло 130 лет, сказал: «Ты видишь пред собою пастыря, как отца стоящего пред сыном своим, поведай мне, не опорочена ли твоя совесть, каким-либо тяжким грехом, который связывает тебя и не дает умереть... Долговременная жизнь твоя убеждает меня, как архипастыря, очистить душу твою покаянием, примирить тебя с оскорбленными тобою и данною мне властью простить и разрешить самый грех по слову: «аще разрешите на земли, разрешена будет и на небеси.»... Изумленный старец, не сознававший за собою никаких преступлений, считавший долголетие особою милостью Божией, был настолько ошеломлен словами Святителя, что только и мог повторять: «Не знаю, не помню».

http://pravoslavie.ru/1926.html

Заботился преосвященный Иоасаф и об ограждении духовенства от притеснений консисторских чиновников. По его распоряжению, за взяточничество с духовенства применялись телесные наказания. Преследуя взяточничество среди чиновников, епископ Иоасаф, как выяснилось после его смерти, сам не был полностью чист от этого порока. По его указанию с духовенства собирались деньги при выдаче ставленных грамот и передавались ему. Кроме того, после смерти преосвященного Иоасафа выявился ряд его долгов. Преосвященный Иоасаф скончался 30 июня 1763 года от паралича при обозрении своей епархии, находясь в этот момент в Троицком Ахтырском монастыре. Тело его было погребено в Белгородской соборной церкви. По поручению Святейшего Синода епископ Иоасаф исправлял Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского для третьего издания 1754 года и Киево-Печерский Патерик 1759 года. Литература: Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда архипастырской деятельности. – Харьков. 1902. – С. 125–141. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 94. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1404. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 51, 59, 634. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896. 94. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1907. январь. – С. 189; май. – С. 386. Журнал Московской Патриархии. – 1945, 6. – С. 65. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 57. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь; в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 2. – С. 1243. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 291. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Обо всем этом заботился архимандрит Иоасаф. На устроение всего этого тратил он свои слабые силы. И как будто Промысл Божий звал его только туда, где нужен был неустанный труд, где нужно было благоустроять неблагоустроенное. Недолго был архимандрит Иоасаф в славной Сергиевой Лавре. Он был скоро назначен епископом Белгородским. Белгород — это уездный город Курской губернии. Мало известен он был до открытия святых мощей угодника Божия. Не особенно он известен был на Руси и полтораста лет назад, хотя он был и губернским городом. Одно предание повествует, что когда новый архиерей подъезжал к Белгороду, его встретил юродивый «Яша блаженный», который долго бежал рядом с архиерейской тележкой и повторял: «Церкви здесь бедные, паны вредные». И вот на такой-то ниве должен был работать святитель Иоасаф. Въехав в Белгород, святитель действительно увидал здесь мерзость и запустение. Белгородская колокольня была разрушена. Деревянная крыша на каменном Троицком соборе прогнила. Иконостас в нем был закопчен. Архиерейский дом также пришел в ветхость. Но твердою стопою вошел святитель в собор и, осенив себя крестным знамением, совершил в нем первую литургию. Как орел распростер он над паствою свои духовные крылья и зорко стал следить за пастырями и за своею паствою. Он стал объезжать свою епархию, учить пастырей и наставлять в истинах веры пасомых. Он помогал бедным, поддерживал слабых и удерживал от насилия сильных. Так он не задумался, например, обличить командира украинской дивизии графа Салтыкова в несоблюдении постов. И граф -командир внял голосу святителя. В другой раз он вразумил Белгородского губернатора. Несмотря на то, что за губернатором были некоторые грешки, о которых знал святитель Иоасаф, губернатор запретил посылать пищу со своего стола одному арестованному генералу. Архиерей Божий, посылавший милостыню заключенным в темнице, послал сказать губернатору, что он и ему также будет посылать пищу со своего скромного архиерейского стола, если он попадет под арест. Вразумлял святитель иногда и своих родителей. Так, посетив их однажды, он обратил внимание отца родного на то, что просфоры для церквей у него были выпечены из темной муки, тогда как дома ему подали белый крупитчатый пирог.

http://pravoslavie.ru/43671.html

Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными». 24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители Преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара). 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

В Православной Церкви это запрещается священнику – См. «Известие учительное»: «Ко всему этому (иерей) должен знать и то, что в один день может совершить только одну Литургию и на одном престоле. Эта единичность Святой Жертвы знаменует одну смерть Христову, которую Он один раз ради нас принял, и одну Его страсть, которую за нас претерпел» (пер. с церковно-славянского свящ. Георгия Палехова).]. В житии святителя Иоасафа Белгородского читаем, что один священник не мог умереть из-за этого греха, и только когда он покаялся святителю Иоасафу и тот разрешил его, он смог умереть. – «Между пастырями был один 130-летний старец-священник, на которого святитель Иоасаф и обратил свое внимание. Долгая жизнь, преклонная старость и согбенность старца возбудили святителя к дальнейшему исследованию его жизни. Любвеобильный и кроткий архипастырь Иоасаф побуждал старца-священника раскрыть пред ним совесть свою, принести покаяние во грехах. Старец-священник рассказал как в бытность священником в селе N в один какой-то праздник совершил раннюю Божественную литургию, опасаясь строгого телесного наказания от своевластного сурового помещика, он отслужил для него и позднюю (вторую) Божественную литургию, не смотря на то, что после проскомидии невидимый голос неизвестно откуда и от кого происходящий, говорил ему: «Остановись, что ты делаешь?» Не дерзай, если же дерзнешь, проклят ты будешь». «Я, – говорил святителю Иоасафу священник, – не рассудил и дерзновенно ответил: «Ты будь проклят», и продолжал как следует совершать по чиноположению. Святитель от такого объяснения содрогнулся и сказал: «Что ты сделал? Ты проклял Ангела Божия, хранителя того места; оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина долголетия твоего». Ничего не сказал более тогда святитель, а оставив иерея на несколько дней у себя, приказал отыскать ему походную церковь . Рано утром преосвященный Иоасаф отправился с походною церковью за Белгород, где находилась ранее упраздненная деревянная церковь . Преосвященный повелел иерею-старцу совершить проскомидию, а по окончании последней начать и Божественную литургию. Во время совершения литургии святитель стоял в алтаре на правой стороне. По окончании литургии святитель подозвал старца-священника и повелел читать «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» – все до конца. По прочтении этой молитвы архипастырь, благословляя старца-священника, сказал: «Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов». Примиренный молитвами святителя с Богом, Ангелом, охранявшим святый престол, и своею совестью, старец-священник в полном облачении стал слабеть и, опустившись под престолом, на котором только что принес умилостивительную Жертву, предал дух свой Богу». Житие свт. Иоасафа Белгородского //Жития святителей Иоасафа Белгородского и Димитрия Ростовского . М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007.]

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010