Лики херувимов были вышиты на завесе, закрывавшей вход в святое святых (Исх 26. 31-33). Святое святых охраняли позолоченные скульптуры херувимов, сделанные из масличного дерева (3 Цар 6. 23-28). Чистое золото, сплошь покрывавшее святое святых (3 Цар 6. 20), являло образ сияния Славы Божией. Древние символы рая унаследованы христианским церковным искусством. Православные храмы украшены мозаиками, фресками, иконами, резьбой и растительным декором. Православная иконография включает райские пальмы, цветы и растительные орнаменты, ибо " праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего " (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов, пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаиками базилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющими процессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногами святых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников - пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в Византии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы, по свидетельствам современников, " превратились в сады, цветники и птичники " . Адам был призван " возделывать и хранить " Едемский сад (Быт 2. 15). После грехопадения людей хранителями рая стали херувимы: " И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни " (Быт 3. 24). Священное Писание сравнивает херувимов со стражами, стоявшими у ворот храма: " И поставил Иодай священник привратников у ворот дома Господня, чтобы не мог входить нечистый почему-нибудь " (2 Пар 23. 18). В Новом Завете Первосвященник Господь Иисус Христос вверил ключи от райских врат Своей Церкви: " Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах " (Мф 16. 18-19). Поэтому на стенах ранних византийских храмов между пальмами изображены святые, а не херувимы. Например, на одной из византийских мозаик Равенны святой апостол Петр, стоящий между пальмами, держит в руках ключи Царства Небесного.

http://pravoslavie.ru/1456.html

2Пар.3:10–13 ). По значению херувимы Святого Святых (скинии и храма) стояли в непосредственном отношении к благодатному присутствию здесь Иеговы, чем и объясняется ветхозаветный поэтический эпитет Иеговы «сидящий на херувимах», евр.: йошев (гак) херувим ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; Пс.79:2,98:1 ). В других библейских местах херувимы выступают как живые существа наивысшего порядка в ряду тварей и так же, как в скинии и храме, непременно в ближайшем отношении к явлению славы Божией в тварном мире; так, они выступают: а) как стражи рая ( Быт.3:24 ; Иез.28:14–16 ) и б) как носители Бога в откровениях и богоявлениях ( Пс.17:11 ; 2Цар.22:11 ), особенно в видениях пророка Иезекииля ( Иез.1:4–24,9:3,10:4 ) и Ап. Иоанна Богослова ( Откр.4:7 ). С этим не согласуется ни мифологическое понимание херувимов (у Рима и др.), ни символические (у Бера и др.), и напротив, всю силу имеет церковно-традиционное воззрение на херувимов, как на ангелов высшего чина. См. подробнее у проф. А. А. Олесницкого , Ветхозаветный храм, с. 153–173 и у о. А. Глаголева , Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 416–513. 3Цар.6:31 .  Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. 3Цар.6:32 .  На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы. 3Цар.6:33 .  И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные, 3Цар.6:34 .  и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные. 3Цар.6:35 .  И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе. Входы в Святое Святых (ст. 31–33) и в Святое (ст. 34–35). Вход в Святое Святых составляла дверь из масличного дерева, в простенке, шириной в 4 локтя (половина ширины стены) из 2-х половин, одна на наружной, другая на внутренней стороне амбразуры двери. Дверь эта имела некоторое украшение, евр.: айл, LXX: κρομα, лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Б). Слабые стороны мнения Орта о единстве, а следовательно, и подлинности 16 главы кн. Левит, скоро были замечены самой отрицательной критикой, и поэтому это мнение было отвергнуто. Иное решение вопроса о единстве и подлинности 16-й главы, предложил Бенцингер. По мнению этого критика, содержащая постановления относительно дня очищения, не имеет единства и последовательного расположения частей. Так, прежде всего, во 2-м стихе, мы находим повеление, «чтобы Аарон не во всякое время входил в святилище за завесу». Естественно ожидать противоположения, т. е. указания времени, когда можно входить во Святое Святых, но такое указание не дано тут же, а дано только в 29-м и 34-м стихах. Далее, в 6-м стихе, Аарону предписывается принести тельца в жертву за грех за себя и за дом свой, а в 11-м стихе предписывается принести в жертву за грех того же самого тельца. Нельзя выражение , понимать только в смысле: «приведет» для принесения жертву. Такое понимание этого выражения было у того лица, которое в 11-м ст. прибавило: «и заколет тельца в жертву за грех за себя».Но это понимание мало помогает делу, так как все-таки остается необъясненным странное буквальное сходство 6 и 11 стихов. Притом же, это понимание несостоятельно. Стоящее в 6-м стихе выражение: «почистит себя и дом свой», с несомненностью указывает на то, что 6-й стих предписывает принести в жертву тельца, а не привести только для жертвоприношения. Очищение могло быть совершено только через принесение в жертву, а не через приведение для жертвоприношения. Кроме этой трудности в объяснении происхождения 6-го и 11-го стихов, трудность представляет еще то, что в них очищение является условием для входа во Святое Святых, между тем, в ст. 14 и сл., очищение является следствием вхождения во Святое Святых и кропления там кровью. И во всей вообще церемонии дня очищения лежит тенденция, что только кропление кровью имеет очистительное значение, а согласно 6-му и 11-му стихам, между тем, очищение может быть совершено жертвою за грех без кропления кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Вот таким перед Иоанном в духовном мире предстает Господь наш Иисус Христос. Мы видим, что из Его уст исходит обоюдоострый меч. Потому что Иисус Христос Сам есть воплощенное божественное Слово. Мы видим, что Он одет в поддир, – это длинная одежда иудейских первосвященников, которые имели право вносить жертву во святое святых. Иисус Христос, как я вам говорил, исполнил весь Закон от начала до конца. Он был и Жертвой и Тем, Кто приносит эту Жертву, и был Тем, Кто принимает эту Жертву («приносяяй и приносимый»). То есть процесс нашего искупления совершался в Нем. Он как Первосвященник вносит Свою Жертву во святое святых. Когда это произошло? Когда было вознесение Его на небо, когда Он в теле возносился, в этом жертвенном Теле, где остались раны на руках и на ногах. Он предстал с этим жертвенным Телом перед престолом Отца Небесного. Как первосвященники, что входили во святое святых и становились перед Богом. Описание Иисуса Христа здесь очень напоминает описание ангела (греч. ??????? «а?нгелос» – «вестник», «посланник»), о котором сказано в Книге Даниила: «…И поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза» ( Дан.10:5 ). Но в действительности пророк Данийл видел не ангела, а именно Сына Божия, о Котором сказано: «исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них (т. е. в ветхозаветных пророках – О.С.) Дух Христов…» ( 1Пет.1:11 ). Иоанн тоже видит «сына человеческого», или «подобного сыну человеческому», в священническом белом (льняном) облачении – «подире» (ср. описание священнических одежд в Ветхом Завете: Исх.28:39–41 ). Далее в Книге Даниила читаем: «Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь…» ( Дан.10:6 ). В Откровении Иоанна: «… Очи его, как пламень огненный; И ноги его подобны халколивану, как раскаленные в печи…» ( Откр.1:14–15 ) В Книге Даниила: «…И глас речей его – как голос множества людей» ( Дан.10:6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вхождение первосвященника во Святое Святых только однажды в год указывало на то, что грех положил труднопреодолимую преграду между Богом и согрешившим человеком, оттолкнул человека от Бога, что осуждение тяготеет над согрешившим человеком. Воскурение фимиама означало молитвенное предстательство первосвященника за себя и за народ. Кропление жертвенной кровью крышки и перед крышкой ковчега указывало, что очищения своих грехов человечество ожидает от Бога, видимым местом обитания Которого среди Израиля было Святое Святых. Это же вхождение первосвященника во Святое Святых с жертвенной кровью прообразовывало Христа Спасителя, Который, как Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9:11 – 12 ). Законы святости (Лев. 17:1 – 27:34) Этот раздел, являющийся, по мнению большинства библеистов, частью священнической традиции Пятикнижия, содержит постановления о воплощении в повседневной жизни заповеди Божией о стяжании святости, без которой никто не увидит Бога (см.: Евр. 12, 14 ). Эти повеления говорят о жертвах и пище (см.: Лев. 17:1 – 16 ), семейных отношениях (см.: Лев. 18:1 – 30 ), о взаимоотношениях с ближними (см.: Лев. 19:1 – 37 ), о преступлениях, наказуемых смертью (см.: Лев. 20:1 – 27 ), о святости священников (см.: Лев. 21:1 – 24 ) и совершаемых ими жертвоприношений (см.: Лев. 22:1 – 25 ), о праздниках (см.: Лев. 23:1 – 43 ), о хлебах предложения (см.: Лев. 24:1 – 9 ), о богохульстве (см.: Лев. 24:10 – 23 ), о субботних и юбилейных годах (см.: Лев. 25:1 – 55 ), о благословении исполнителям закона и проклятии нарушителям (см.: Лев. 26:1 – 46 ), о клятвах и десятинах (см.: Лев. 27:1 – 34 ). При истолковании этого раздела книги Левит святые отцы особое внимание уделяли постановлениям о праздниках, а также о субботних и юбилейных годах. Еженедельный праздник – Суббота – была днем покоя от обычных дел и поставляется в связь с творением мира и покоя Творца в седьмой день. В духовно-таинственном смысле суббота была прообразом того истинного покоя, того субботства, которое уготовано людям в Царствии Небесном (см.: Евр. 4:4, 9 – 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

«И благословятся в семени твоем все народы земли». «Благословятся в семени» значит «благословятся во Христе». Во Христе все люди снова получают утраченное грехопадением благоволение и благословение Отца; неуверовавшие – как возможность; уверовавшие и пребывающие в Церкви – как реальность и действие. Итак, мы видим, что обетование, часть которого приводит Павел, прямо касается нас, христиан, людей Церкви. Более того, сам Авраам не увидел исполнения обетования до конца – оно раскрылось и исполнилось именно в Церкви Христовой. Исполнилось в нас! Поэтому Павел и напоминает христианам об этом обетовании, чтобы «твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18–19). Апостол сравнивает надежду с якорем. Этот предмет, как всем известно, удерживает корабль непоколебимым, несмотря на движение вод. Чем глубже опускается якорь в грунт, тем устойчивее корабль. Если якорь устремляется в грунт, то куда же направляется наша надежда? Она «входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6:19–20). Что здесь имеется в виду? В отличие от ветхозаветных первосвященников, входящих с жертвенной кровью один раз в год во «святое святых» скинии земной, Первосвященник Иисус один раз в истории мира вошел в скинию небесную и принес Свою Кровь за грехи всех людей. Заметим, что ветхозаветный Храм (а перед ним и скиния, т. е. храм-палатка) делился на три части: святое святых, святилище и двор. Святое святых отделялось от святилища завесой. Это и есть то «внутреннейшее за завесой», о котором говорит апостол, только уже имея в виду скинию небесную, «которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:2). Иисус вошел туда «предтечею». Значит, открыл путь и для нас. Поэтому, кстати, и разорвалась завеса в Иерусалимском Храме, когда Иисус испустил дух (см. Мф. 27:51). Это было великое знамение, о котором толкователь Евфимий Зигабен говорит: «Так как внутренняя сторона завесы служила образом неба, а внешняя – образом земли, то раздрание завесы означало то, что уничтожена преграда между небом и землею, т. е. вражда между Богом и человеком, и что небо стало доступно для людей, потому что Иисус Христос, уничтожив эту преграду, возобновил нам этот доступ» (Толк. на Мф. 27).

http://pravoslavie.ru/120411.html

Испытывает же мучение за беззакония свои тот, кто перестает совершать прежние грехи; и великую пользу приносит тому, кто прежде грешил, видеть дом Божий и знать план всего устройства его, так что он перестает грешить и, имея стремление к нему, говорит в Господу: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Исал. 25, 8), и еще: едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего (Псал. 26:4), когда начну жить и быть со Христом, служащим жизнию для верующих. Далее следует: выходы и входы, подразумевается: дома. Выходы же тех, кои выходят к находящимся совне, а входы тех, кои чрез наставление учителей проникают внутрь. И все, говорит, очертание его или находящееся в нем (substantiam ejus), как перевели LXX, что относится не столько к свойствам (naturam) храма, сколько к утвари и богатству. И все уставы, и все чиноположение и все законы храма покажи тем, кои понесли мучение за беззакония свои и перестали или устыдились того, что прежде делали. Покажи же им для того, чтобы они соблюдали все то, что заповедано. Ибо нет никакой пользы знать очертание дома и все разделения его, о которых написано: у Отца Моего обители многи суть (Иоанн. 14, 2), и еще: постави пределы языков по числу сынов Израилевых или ангел Божиих (Второз. 32:8), если не исполняется то, что заповедано. Дом же и закон всех заповедей Божиих и город, стоящий на верху горы, должен быть признаваем за тот, о котором написано: не может град укрытися, на верху горы стоя (Матф. 5:14) и: речная устремления веселят град Божий (Псал. 45:4), что, очевидно, относится в Церкви; находится же он на той горе, которая стоит на вершине всех гор и которою был поражен князь Тирский (Иезек. гл. 28); и все концы и пределы этого дома — Святое святых. В том доме, то есть в скинии, построенной Моисеем, и в храме, который был воздвигнут Соломоном, только внутренние части, где находились херувимы, и очистилище, и ковчег завета и стол курения, назывались «Святое святых». А в этом доме, который показывается Иезекиилю и который стоит на вершине горы, все пределы его признаются за Святое святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мария дала обет постоянного девства. Между тем, когда ей исполнилось 14 лет, фарисеи стали говорить, что такая взрослая девица уже не может оставаться в храме. Для совещания, как поступить с Марией, они созвали на третий день все колена Израильские. Когда собрался весь народ, первосвященник Авиафар вошел на возвышение и сказал: слушайте меня сыны Израилевы и восприимите слова мои! С того времени, как создан этот храм Соломона, в нем жили девицы дочери царей, пророков, высших жрецов и первосвященников, были великие и знатные, но, когда приходили, они в законный возраст, они сопрягались браком с мужьями, и следуя порядку предшественниц своих угождали Богу. Теперь же у Марии явился новый способ угождения Богу: она дала обет Богу навсегда остаться девой. 246 Мне кажется, если мы спросим Бога, и Он ответит нам, то мы еще можем узнать, кому поручить деву. И понравилась эта речь всему собранию; тогда священники бросили жребий на двенадцать колен Израилевых, и упал жребий на колено Иудино. На следующий день первосвященник сказал: пусть придет всякий не имеющий жены и принесет в руке свой жезл. Случилось так, что принес с юношами свой жезл и Иосиф. Когда они передали жезлы свои первосвященнику, он отнес их во святилище Богу и спросил Господа, и Он сказал ему: «внеси жезлы всех во святое святых, а тем скажи, чтобы они на другой день пришли получить жезлы свои. Из вершины одного жезла выйдет голубь и полетит к небу, и это будет тебе знаком, кому в руки передашь этот жезл, тому поручается на хранение Мария». На другой день все собрались к назначенному времени; первосвященник же (Авиафар) совершил жертвоприношение, вошел в святое святых и вынес жезлы. Он роздал 3 тыс. жезлов и не из одного не вылетел голубь. Тогда первосвященник облачился во все священные одежды, опять вошел во святое святых, воспламенил жертву и произнес молитву. И явился ему ангел Господень и сказал: «вот здесь лежит самый короткий жезл, который ты, приняв не за что, положил с другими, но не вынес вместе с ними; когда вынешь его и отдашь тому, чей он есть, то на нем явится знамение, о котором я говорил тебе». Этот жезл был Иосифов, он был отделен, поскольку Иосиф был стар; он не получил своего жезла, сам же не хотел отыскивать его. Тогда первосвященник Авиафар позвал его сильным голосом, поскольку он был позади, говоря: «приди и получи жезл твой»! В смущении подошел Иосиф, ибо первосвященник назвал его таким сильным голосом. Лишь только протянул он свою руку, чтобы взять жезл, как из вершины его вылетел голубь... Когда же священники сказали ему: «возьми ее, потому что из всего племени Иудина ты один избран Богом», то Иосиф начал умолять их говоря: я стар и имею сыновей, зачем же вы отдаете мне такую юную, которая моложе внуков моих? После убеждений со стороны первосвященника Иосиф, однако, взял Марию и еще пять дев, чтобы они жили с нею. 247

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Монах, не удерживающий языка, никогда не сможет обуздать сладострастия ( 82, 282 ). Не удерживающий языка в гневе не сможет удержать и страсти. Авва Иперхий ( 82, 282 ). Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие. Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом? И то им нужно помнить, что причащаются Пречистого Тела и Крови Христовых: как же примут в уста эту святыню – в уста, которые оскверняют гнилыми и смрадными словами? Внимай этому, необузданный язык, чтобы неосужденно призвать имя Божие и причаститься Святых Таин ( 104, 2368 ). Как много зол от необузданного языка! Потому христиане должны заботиться о том, чтобы его хранить в ограде своей и не допускать ему свободно исходить, как говорит апостол: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак. 1, 26 ). И Христос грозит судом необузданному языку: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф. 12, 36 ). Если за слово праздное – тем более за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, оскорбительное дадут ответ. Поэтому так сильно слово Божие увещевает нас к хранению языка: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» ( Иак. 1, 19 ) «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла... и делай добро» ( Пс. 33, 13–15 ) ( 104, 2368–2369 ). «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» ( Пс. 140, 3 ). Никакими членами телесными не согрешает так человек, как языком, а особенно трудно его удержать во время скорби и напасти. Потому должно просить помощи у Бога, чтобы помог нам справиться с ним, и говорить только то, что полезно, и молчать о том, что вредно ( 104, 2370 ). Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им как должно. Язык проклинает людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству, советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, всякой неправде. Язык лжет, льстит, обманывает, празднословит, пустословит, кощунствует, сквернословит; язык оправдает виноватых в суде и обвинит правых... Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык оскорблял и Самого Господа нашего, Спасителя мира, Который «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис. 53, 9 ), язык изрыгает хулу на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом ( 104, 2370–2371 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Толкование Евангелия на каждый день года. Пятница 9-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 83 зач., 21, 12–14, 17–20 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Мы помним эти события в начале служения Господа и накануне Его Крестных Страстей. Христос выходит из Себя и вразумляет торговцев Храма с помощью бича. Он хочет, чтобы мы научились относиться с таким же глубоким благоговением к нашим каменным церквам, как и к Церкви, составляемой из камней живых, которая есть таинственное Тело Христово. Никогда возмущение Господа не проявлялось с такой силой. Есть среди нас «проповедники любви», которые говорят, что никакой гнев недопустим в Церкви. И они даже соблазняются действиями Господа. Почему Господь являет такую ревность о Храме? Неужели ради того, чтобы защитить его красоту? Этот Храм, только что перестроенный Иродом, был огромен и великолепен. В центре площади среди многочисленных дворов, один из которых был доступен для язычников, располагалось самое святилище. Оно состояло из двух помещений: Святое, куда могли входить только священники. И далее, – отделенное двойной завесой, – было Святое Святых. В первом Храме, построенном Соломоном, находились Ковчег Завета и скрижали Закона, врученные Богом Моисею. С разрушением Храма в 587 году до Рождества Христова Ковчег исчез, но Святое Святых осталось священным местом присутствия Божия. Только первосвященник имел право войти туда раз в году – в праздник, пророчествующий об Искуплении. Вот почему гневается Господь! Этот звон монет в Храме, рядом со Святое Святых, был оскорблением величия Божия. И Христос говорит нам, чтобы мы не страшились отстаивать право защищать святыни Церкви. «Здесь вы должны уподобляться Мне, – как бы обращается Он к нам. – Храм – дом Отца Моего, и Я не позволю никому превращать его в вертеп разбойников».

http://pravoslavie.ru/3495.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010