Иерусалимский храм      Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ. Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля. Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину. Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога. Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

http://pravoslavie.ru/104008.html

ПРИЧАЩЕНИЕ 1. Священникам можно причащаться келейно запасными Дарами, по потребности во время болезни Ваше желание чаще причащаться удобоисполнимо. Имейте у себя запасные Святые Дары: частицы Тела, пропитанного Кровию... и причащайтесь, когда потребность или как положите... В монастыре много дарохранительниц свободных. Попросите и употребляйте. Дома держите дарохранительницу со Святыми Таинами на почетнейшем месте, среди святых икон (1, с. 36). 2. Таинство Тела и Крови совершается Господом. Служащий есть только орудие Таинство Тела и Крови совершается Господом чрез действо всей Церкви. Служащий есть только орудие. Коль скоро на нем нет неразрешенного греха, он с дерзновенным упованием может и совершить Таинство, и причащаться (1, с. 71). 3. Исповедь и Святое Причастие необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища Исповедь и Святое Причастие неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища(1, с. 206). 4. Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность к Причащению – исповедание грехов с крепкой решимостью не грешить Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов (1, с. 227). 5. Последование к Святому Причащению совершать лучше в один раз, только не на службе Последование ко Святому Причащению, думаю, не погрешительно совершать и не в один раз, но, кажется, за один раз лучше. Но вычитывать его в церкви – нехорошая привычка... церковная служба своего требует внимания (2, с. 59). 6. Как приступать ко Святому Причащению Чтобы не было в грех (Святое Причащение), надо грехи очистить покаянием и, приступая, приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими, не причащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо, и добро делая, можно себе угождать (2, с. 212). 7. Разъяснение о Причащении в двунадесятые праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Содержание Предисловие 1. Доисторическая эпоха а) фон иного мира б) духовный экран в) иная глубина г) Орёл и Петух д) полководец Тит е) исповедь 2. Эпоха истории а) путешествие в Рай... б) пробуждение Востока в) созывание духов г) на посту д) духовное пьянство е) холодильники 3. Осанна Христу а) «Осанна» от природы неодушевлённой б) «Осанна» от природы одушевлённой в) благоговение перед жизнью д) вечные идеалы 4. Слава миру а) бог славы б) идол силы в) культ знания г) культ техники д) культ красоты е) культ сытости ж) идол беспечности 5. «Осанна сатане!» а) Первый круг борьбы (Святое Крещение и гордость) б) Второй круг борьбы (Святое Миропомазание и неверие) в) Третий круг борьбы (Святое Причащение и ненависть) г) Четвёртый круг борьбы (Святое Соборование и ложь) д) Пятый круг борьбы (Святое покаяние и жестокость) е) Шестой круг борьбы (Святой брак и властность) ж) Седьмой и решающий круг борьбы (Таинство Священства и богоборчество) 6. Окончательная победа Христа Бога над зверем Борьба по безумию Бой решительный Бешенство Титана 7. Вечная Осанна Богу Жизнеописание архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеймона.       Рассуждения человека, ревнующего о славе Божией «Разве Вы не знаете, что святые отцы советуют славить чаще Бога тем, кто страдает унынием, безрадостностью жизни? Вот говори чаще: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, слава Тебе!» – и ты будешь жить, как в раю. Среди скорбей и болезней будешь, как в раю. Такое у тебя будет чувство радости, что и сам не сумеешь понять, откуда оно. А оно от­того, что ты славишь Бога за все. Так вот что даёт твари славословие Бога. Оно даёт невыразимую радость. Веселье. Полноту жизни. А нехваление Бога даёт твари тоску, муку, горесть, безрадостность, уныние...» Архимандрит Тихон (Агриков) Предисловие Это вовсе не книга, и не жития святых, и тем более это не учёный какой-либо трактат. Это просто «Рассуждения». Да, рассуждения человека, ревнующего о славе Божией. Действительно, основная тема этих вот «рассуждений» – ничто иное, как убедить читателя в той спасительной истине, что настоящая слава, истинное поклонение, подлинно всецелое почитание принадлежит только одному Богу. Да, одному живому истинному Богу. Тому Богу, Который живёт на Небесах, Который создал небо и землю, Который искупил род человеческий Своею бесценной Кровью, Который и ныне, и всегда хранит нас всех, питает нас, согревает, одевает, любит безмерно, все содержит, все животворит и всему даёт цель и смысл бытия. Вот этому-то Богу и принадлежит «слава и держава во веки веков». Ему-το вот и посвящаются эти «Рассуждения». К Нему-το они всецело и относятся, Ему-то они и приличествуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

И.П. Ювачев XV. На месте Соломонова храма ,,Святое Святых». – Гостеприимное дерево. – Страстной путь. – Болгарин-истолкователь. – Выманивание денег мусульманами. – Священная скала. – Соломонов храм. – Своды подземелья. – «Остаток Израиля». – Мечеть Эль-Акса. Еще с утра в этот самый день, т. е. в воскресенье, 19-го марта, в конторе русских построек в Иерусалиме объявили подписку желающим посетить «Святое Святых», или мечеть Омара и огражденный двор при ней. Для паломников, конечно, не интересны мусульманские мечети, но им дорого то место, где стоял священный храм Соломонов, а главное – где находилось «Святое Святых», в которое имел доступ только первосвященник и при том только один раз в год. Сколько я мог заметить, русский богомолец постольку чтит библейские места, поскольку они связаны с новозаветными событиями. Так, при воспоминании храма Соломонова, они не говорят о том, что в нем стоял Ковчег Завета, что в нем являлась «Слава Господня» и др. Нет, они приурочивают к «Святому Святых» главным образом священное предание о вхождении в него Божией Матери. Желающих посетить это святое место оказалось не мало. Каждый должен был предварительно внести в контору Палестинского общества небольшую плату, потому, что заведывающие мечетью Омара пускали в нее христиан только за деньги. После посещения Гроба Господня меня особенно тянуло увидеть место храма Соломонова, в доподлинности которого не может быть никакого сомнения. Я тоже записался в конторе, и мне выдали, как и всем, билетик для свободного прохода в мечеть Омара. По числу этих билетиков Палестинское общество платило туркам договоренную плату. После обеда объявлено было, чтобы все записавшиеся на осмотр « Святаго Святых», собирались к гостеприимному дереву, около мужского подворья. Это дерево 10 , очень красивое и раскидистое, всегда привлекает под свою тень массу паломников для отдыха и бесед. Здесь происходит перепродажа вещей их, здесь можно услышать пророческую проповедь о кончине мира, здесь же собираются и караваны богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы и сегодняшнее воскресное Евангелие о безумном богаче открывают нам богатство человека и чудо человеческого призвания. Ступени Иерусалимского Храма, по которым Богоизбранная Отроковица, водимая рукою первосвященника, вошла во Святое Святых, есть образ восхождения к Богу Пречистой Девы и всего верующего человечества, идущего вслед Ее. Каким таинственным глубинам через свет молитвы и святые таинства приглашается каждый из нас приобщаться в храме в течение всей жизни, начиная с самого младенчества! Прежде чем Божия Матерь была введена во Святое Святых, Она вошла во Святое — первую скинию, место, куда только священникам и левитам позволялось входить. Там стоял золотой светильник с семью ответвлениями, и он был единственным источником света во святом месте, в напоминание о том, что народ Израиля должен был стать светильником для других народов, просвещаясь от Света мира — грядущего Христа. Там же были двенадцать (по числу колен Израиля) хлебов предложения, или присутствия — в знак всегдашнего присутствия Бога, питающего верных. И как знамение Хлеба жизни — Христа. Кажется, здесь полнота всех даров. Но есть самая главная тайна, из которой все исходит. Только первосвященник и только раз в году, в день очищения, мог войти во Святое Святых, отделенное от первой части скинии завесой. Когда он окроплял ковчег Завета жертвенной кровью, прообразующей Кровь Христа, Бог смотрел не на грехи народа, обличаемые скрижалями Закона, а на грядущее принесение Себе в жертву Христа за грехи всего мира. Ни один верующий человек в Ветхом Завете, кроме первосвященника раз в году, не осмеливался войти во Святое Святых через плотную завесу, разделяющую Бога и людей. Только смертью Христа, когда рвали на Кресте Его Тело, и когда завеса в храме разодралась надвое от верхнего края до нижнего, открылся путь для всех в дом Бога Отца. Вот в какие глубины Богообщения входит сегодня пророчески Пресвятая Дева и вместе с Нею весь род человеческий. Вот почему в Церкви сегодня начинают петь: «Христос раждается, славите!» Какое дивное богатство — быть человеком, и как растратил его человек!

http://moral.ru/istinnoe_bogatstvo/

Храм и его устройство Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор ; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор . Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает – Царство Небесное. В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему. Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма . В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления. Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Жития святых, со сведениями о праздниках господских и богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Январь Источник Архиепископ Филарет Предисловия Преосвященного Филарета Черниговского к «Русским Святым» Нет надобности много говорить о нужде приводить известность жизнь мужей и жён Русской Церкви, живших до гроба для славы имени Божия. Одно уважение к великому уже обязывает знакомиться и знакомить с великим. Так прославлять святых – дело святое. Но надобно уменье совершать дело святое. «Да не будет ми лгати на святаго», повторял св. Димитрий, когда писал жития святых. Правило святое для каждого, кто касается пером или кистью до святых. Ложь в деле святом сама по себе неприлична, не у места. Она же может вредить сердцам людей. Западные легенды много повредили Церкви Западной в борьбе её с реформацией: думали возвысить святых тем, что вносили в жизнь их небывалые чудеса и деяния, а этим только оскорбляли святых и дали повод не верить в легендах и действительному. Осуждение, произнесённое св. Церковью над повестью клирика Василия о преп. Евфросине, показывает, что Православная Церковь не терпит лжи и вымыслов в повестях о святых, как скоро открывает их. Потому разборчивость в доверии к старым памятникам при описании святых более нужна, чем при описании событий гражданских. Прежние повествования о святых Русской Церкви писаны – немногими современниками, очень многие – людьми поздними, при том писаны людьми разных дарований и разного образования. Повторять все эти повести без разбора, без поверки, – грешно пред чистой совестью и стыдно перед просвещённым умом. Не оскорбим мы старых повествователей, если на место позднего, не оправдываемого ничем, известия поставим известия других, более древних памятников. Это будет службой правде, которую все должны уважать. Святые признаются святыми не по произволу людей, а волей неба. Потому надобно соблюдать осторожность и в том, чтобы не ставить в число святых лица, не признанного святым со стороны Церкви. В этом отношении служило для нас руководством «Описание о Российских святых, где и в котором граде – поживе и чудеса сотвори», по трём спискам его: по списку Московской духовной академии и по двум спискам Московского общества истории 212 и 231. Полнее из них по числу лиц второй список общества, но старше и вернее по известиям список академии. Описание составлено в конце XVII в. Само по себе понятно, что это описание надобно было поверять другими памятниками, и со спокойной совестью объявляем, что почти обо всех лицах, внесённых в это описание, отысканы акты духовного управления с предписанием или известием о их почитании церковном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Библия – первая книга о карантине Говорящий о божественной защите и отвергающий карантин подвержен тонкой разновидности монофизитской ереси 16.03.2020 10932 Время на чтение 4 минуты 11 марта «епископ Мукачевский» Украинс кой греко-католической церкви Милан Шашик посоветовал верующим, боящимся заразиться коронавирусом, практиковать «духовное причастие», пишет «Союз православных журналистов» со ссылкой на сайт mukachevo.net. Шашик рекомендует во время богослужений в греко-католических храмах Закарпатья на время угрозы эпидемии коронавирусной инфекции не целовать иконы и напрестольное Евангелие. По его мнению, «вместо целования можно просто сделать малый поклон, то есть перекреститься и приклонить голову». Он советует «во время причастия не прикасаться губами и не облизывать ложечку, а маленьких детей приносить только под чашу». Верующим, которые опасаются инфекции, он рекомендует практиковать «духовное Святое Причастие». Сложившуюся ситуацию анализирует в телефонном интервью «Русской народной линии» известный миссионер и сектовед, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С.Хомякова протоиерей Олег Стеняев: Концепция «духовного причастия» разрабатывалась старообрядцами-беспоповцами, у которых не было священства, а, соответственно, Литургии. Поэтому «беспоповцы» занимались изысканием оправдания «духовного причастия», вычитывали тексты святых отцов, историю Церкви, жития святых. И когда читаешь размышления «беспоповцев» о «духовном причастии» — удивляешься. Святое Причастие пребудет до конца времён, потому что Христос сказал: Сие есть Тело Мое, Сия есть Кровь Моя, сие творите в Мое воспоминание, пока Я не приду. Мы верим, что Святое Причастие будет совершаться до конца времён. Но известно, что, когда в Российской Империи и Советском Союзе свирепствовала холера, то врачи осматривали сосуды, из которых преподавались Таинства. Церковь не возражала против таких мер предосторожности. В нашей ситуации несколько авторитетных священников и богословов заявили, что невозможно заразиться через Святое Причастие. Однако священноначалие обратило внимание на запивку после Причастия. Из маленьких чашек выпивает несколько человек запивочку после Причастия. И через запивку появляется угроза заражения. Всегда считалось, что если речь идёт не о Причастии, то сакральное пространство не может защитить от заражения. Поэтому теперь вводят одноразовые пластиковые посуды для запивки. Из общего чайника разливается запивка в одноразовую посуду, которую после употребления тут же выбрасывают в специальную корзину. И Священный Синод поддержал использование одноразовых чашечек для запивки.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/16/bi...

Скачать epub pdf Слово на обновление иерусалимского храма Воскресения Христова 5761 Память 13 сентября В настоящий день мы празднуем Обновление преславного и превеликого храма в Иерусалиме, – не того, который воздвиг царь Соломон на горе Мориа, но того, который пречудно устроил благочестивый царь Константин с достохвальною матерью своею Еленою на горе Голгофе, очистив и обновив святое место, оскверненное языческим нечестием. После вольных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, Его воскресения и вознесения на небо, то святое место, где совершилось наше спасение, было поругаемо и оскверняемо врагами Христовыми. Особенно же осквернил все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый царь римский Адриан. Воздвигнув на месте Иерусалима, разоренного Титом 5762 , город, он повелел засыпать Гроб Господень землею и множеством камней, а на той горе, где Господь был распят, построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идола, а над Гробом Господним поставил идола бога Дия (Юпитера). Итак, где Агнец Божий принес Себя в жертву Богу Отцу за грехи наши, там приносились нечистые жертвы бесам и совершались всяческие непотребства. Равно и в Вифлееме, где Пречистый родился из утробы Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса 5763 , так что и сие святое место осквернялось срамными делами, а там, где был храм Соломона, выстроил идольское капище. Самый город он назвал в честь свою Елиею, – ибо носил имя: Елий-Адриан, – и повелел, чтобы никто не смел называть его Иерусалимом. Сделал же он всё сие из желания истребить с земли самую память об имени Иисуса Христа. Он переименовал город, в котором Иисусом Христом совершено было множество чудес, и устроил бесовские жилища на местах Его рождения, распятия и погребения, именно с той целью, чтобы последующий род человеческий совершенно забыл Христа и более никогда не воспоминал тех мест, на которых жил и учил Господь. Однако же сам Адриан погиб, а святое место Царь славы вновь прославил. Господь, просветив светом святой веры царя Константина и матерь его Елену , вложил им в сердца желание обновить Святый Град Иерусалим, – на том месте, где разоренная храмина тела Христова создана была в три дня (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К торжеству введения Пресв. Девы, как изображают это событие древние церковные предания, праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет своих родственников; собрали лик дев и приготовили многие свещи. Прибывшие из Назарета в Иерусалим благоговейно и торжественно шли к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с кивотом во храм Соломонов ( 1Пар.15 ). Ведомой во храм благочестивыми родителями девический лик предшествовал с горевшими свещами и пением; за нею с веселием следовали сродники, соседи и знакомые; первосвященник и священники с псалмами духовными сретили Пресв. Деву, будущую Матерь Архиерея великого. Иероним говорит «кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней, на каждой из сих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с нее дорожные одежды и по обычаю одели ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил ее величие, это предвещало уже, какова будет она». Все удивились, видя трехлетнюю отроковицу, так скоро на все ступени восшедшую, как бы совершеннолетняя. Архиерей Захария совершил дело необычайное и для всех удивительное: ввел отроковицу в самое Святое Святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному архиерею, однажды в год, и притом с очистительною жертвенною кровию, которую приносил он за себя и за грехи народа, и куда не только женскому полу, но и священникам запрещен был вход ( Евр.9:7 . Исх.30:10 ). Но Матерь Божия, по выражению предания, введена была во Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию, который древле с духовным веселием внесен был в Святая Святых ( 1Пар.15 ) в служил прообразованием Пресв. Девы Марии, одушевленного кивота, имевшего носить в себе Христа Бога. Первосвященник Захария, сын Варахиин, родитель Предтечев, пророк Божий, проразумевая будущее, ввел Пресв. Деву во Святая Святых, по таинственному Божию научению, быв тогда вне себя, Богом объят. И не только первосвященник, вводивший Деву, но и все, сопровождавшие ее при входе в храм Божий – ее родители, родственники и девы – объяты были Духом Божиим. Пресв. Дева вошла во Святое Святых не только однажды в день введения, но во все время пребывания своего во храме она невозбранно всегда входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику ( Лев.16:2 ). По словам Церкви: «Ангели, вхождение Пречистые зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во Святая Святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010