В татарскую аристократию была гармонично вписана аристократия русских княжеств, начиная от великих и удельных князей, старшей (бояр) и младшей дружины, и заканчивая простыми русскими воинами. Это во много заслуга князя Ярослава, святого благоверного князя Александра Невского, хана Батыя и его сына христианина хана Сартака, который по некоторым данным был священником. Также велика роль и заслуга в этом хана Менгу-Тимура и его зятя святого благоверного князя Феодора Чер(м)ного. Не всем аристократиям была уготована такая гармоничная интеграция. Так правящие и военные классы Волжской Булгарии были уничтожены татарами, а оставшееся население стало податными людьми, их прямые потомки по языку — современные чуваши. Все остальное славянское, финно-угорское, северокавказское население Золотой Орды, не вошедшее в общность средневековый татар, также было податным. Оно в отличие от ордынской аристократии не имело права голоса в высших органах законодательной власти — на курултаях (кругах, соборах всея земли), но оно и не несло обязательной воинской и административной службы, часто идентифицировало себя по конфессиональному признаку, например, христиане (крестьяне), мусульмане (бусурмане, бесермене). На курултаях простой татарин (ордынский казак) имел такое же право голоса, что мурза (мирза, дворянин), бек (бей, бий, князь) и даже хан (царь). На татарских курултаях участвовала русская аристократия, так как она была гармонично вписана в татарскую аристократию и не просто политически, а состояла с последней в близком родстве, то есть это была единая аристократическая система. Орда была развитым государством со свободой выбора вероисповедания, выборной конституционной монархией, разделением ветвей власти, сочетанием аристократии с демократией, рыночной экономикой, мощной профессиональной армией. Конституция Орды — Яса Чингисхана, базировалась на христианских принципах, а среди чиновников преобладали христиане кераиты, уйгуры, найманы, кыпчаки и другие. Средневековые татары Улу Улуса владели государственным старотатарским (на основе кыпчакского) и церковнославянским языками, по образу жизни отличались от податного чувашского (булгарского), славянского, финно-угорского, северокавказского и иного населения, при этом ордынская аристократия постепенно распространяла на податное население татарский и церковно-славянский языки.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/27/pravos...

Поэтому можно сказать, что наша конференция также являлась продолжением старинной русской традиции. Наверно лишь не многие из тысяч участников Крестного хода, который прошёл от Казанского собора к Александро-Невской Лавре 12 сентября 2023 года, знают о том, что на шлеме святого благоверного князя, который сохранился до наших дней и пребывает в Москве, начертана часть 13 айата 61-ой суры Корана: «Помощь от Бога и победа близкая. Обрадуй же верующих». При всех догматических различиях между русским Православием и исламским правоверием, надо сказать, что эти две монотеистические религии не являются антагонистическими, что доказала многовековая история России: мусульмане и православные научились жить дружно. И предопределяется это, прежде всего, тем, что мусульмане с благоговением относятся к Исе – то есть к Иисусу Христу, после имени Которого каждый мусульманин должен говорить «алейхи с-салам» - «Да будет мир над ним». Точно так же, как мусульмане после имени Мухаммада говорят: Салла л Лаху алейхи ва саллама ‎) - «Да благословит его Аллах и приветствует». М уфтий Равиль-хазрат Панчеев, выступил с докладом «Перспективы развития исламоведения в свете взаимоотношений России со странами Персидского Залива». Директор же научно-исследовательского Института системно-стратегического анализа Андрей Ильич Фурсов в своем выступлении затронул тему исключительной важности: «Востоковедение как средство создания новой науки об обществе». Действительно, та либеральная наука, с которой мы сталкивались в течение последних сорока с лишних лет – была насквозь европоцентрична. Тем самым она не отражала реальности нашего мира. Поэтому доклад Андрея Ильича Фурсова был встречен с пристальным вниманием. А что касается выступления советника Президента по международным делам Адвокатской палаты города Москвы Ахмата Алабиевича Глашева, которого Институт востоковедения справедливо считает благодетелем, то он был посвящён проблеме дешифровке древних письменных памятников. На конференции выступила дочь выдающегося отечественного историка, дешифровавшего письменность индейцев Майя, кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных языков и лингводидактики Екатерина Юрьевна Кнорозова .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/04/ro...

О том, как стоит поститься во время Петрова поста беременным и кормящим женщинам, рассказывает настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь ФОМИН: Есть разные духовные практики поста, я расскажу о той, что сложилась на приходе нашего храма во имя Александра Невского при МГИМО. Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических постов, но не освобождаются от постов духовных. Что я имею в виду — например, пост на просмотр телевизора, на бесцельное чтение интернет-сайтов и тому подобное. И, конечно, в Петров и любой другой пост любой христианин должен усердно молиться. Если вы хотите более подробно узнать, как следует поститься беременной и кормящей женщине, как готовиться к Таинству Причастия, посоветуйтесь с вашим приходским священником или духовником. Как правильно поститься?   Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО: На сайте журнала " Фома " можно подробно прочесть, каковы общие правила . Однако каждому человеку нужно определить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост. Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача. Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится. Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что Великим постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете. Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом. Как исповедоваться и причащаться в пост?  

http://foma.ru/tradiczii-i-pravila-petro...

Важность воинских дел требует, чтобы все геройские мысли были проницательны, мнения искусны, предприятия осмотрительны. Наглость и робость бесчестит благородство духа; а не осторожность пресекает полезнейшее течение успехов. И для того, как величественное сердце все обстоятельно и общеполезно; так и в герое все дела должны быть велики и славны. Паче же всего неустрашимость и великодушие да вселяются благодатно в его сердце. Крепость, пристойная его духу, возвысить может над всеми страхами; а великодушие понести все случающиеся трудности и неудобства. Тесное сердце обыкновенно скоро приходит в бессилие, колеблется при всякой буре и часто там боится, иде же несть страха. И вот причина, что Август старался всегда больше быть крепкодушным человеком, нежели великим Государем. Неустрашимость воину то же есть, что жизни душа, солнцу свет, дыханиям воздух. Всем знаемы ужасности, предлежащие очам геройским; известны опасности, обстоящие его сердце. Тут всякое оружие смертоносно; всякий щит, шлем, лук грозит исторжением жизни; и не возблагодушествует ли по сему его высокой дух, всякой, по Апостолу, возмогая силой? Ибо герой предводитель; и его долг Отечество спасать. Герой воин; и его предмет за общество живот свой полагать. И что же должно устрашать его сердце, сердце, все посвященное на услуги и оборону сограждан своих? Пастырь добрый душу свою полагает за овцы; тебя же, почтенный Герой, когда провидение в стражу поставило Отечеству, то не даждь оного в расхищение до излияния последней капли крови своей. Бодрствуй пред лицом вражьим. Шествуй доблественно сими стезями к бессмертию своего имени. Дерзай! Вера твоя спасет тя. На что того бояться, чем снискивается настоящее счастье и при том небесное, и вечное достояние? Кто из званных не хочет залога жизни Обществу поручить; тот по долгу возвратит и естеству. В воине, который все тело свое превратить должен в защитительное орудие, слабость и боязнь ни Богом, ни обществом не благословляется. Пусть обязательство сие некоторым образом кажется превосходит силы человеческие. Но не превосходит награду, не превосходит помощь Научающего руце на брань.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Впрочем, ежели, пример примером доказываемый, бывает действительнее и чувствительнее; то обратите мысль и очи, и на живой образ Героя, какой начертает в себе Преславная наша Монархиня Екатерина II. Она есть такая Героиня, Которая прозорливостью, мудростью, великодушием, мужеством удивляет всякий народ, всякое место. Величество Ее души везде хвально и прославлено тем паче, что она всякое дело совершает с блистательной славой; всякую опасность отвращает с полезнейшими успехами; всякое предприятие венчает неожиданными выгодами и теми преимуществами, кои бесконечно уважают Россов в очах ближних и дальних народов. Тебе, Россия, что гром и страх войны нестрашен, что враг падает от лица Седящего на Престоле Твоем, что слава во все концы гласит, что внутри пределов мир и тишина; сие все не ее ли беспримерному геройству восписывать Ты должна? Но, что скажешь, о Ее издаваемых праведных законах, уставляемых порядках в пределах державы, преподобном правлении, просвещенных учреждениях? Что скажешь о Ее милосердии к падшим, кротости к низшим, снисхождении к поданным, щедрости к требующим, человеколюбии даже и самих врагов, с сыновним дерзновением осмаливающих к тебе прибегать? Редкий, подлинно можно найти, из всех прошедших веков, пример, чтобы раздраженный неприятелем дух поражал его и миловал, повергал и восставлял, вязал и решил. Но, победительная десница Всеавгустейшей Екатерины II, сколько в крепости прославленна, столько и в милосердии несравненна. Пусть убо Александр Великий, сетует, что его в свете меньше Ахиллеса знают; впрочем, дух монархини нашей изъят от всех таковых колебаний; ибо слава Ее везде и во всем преимущественна! Итак, Вы, Российские Герои, подражайте, елико можно, высокому, Высочайшей Благодетельницы Своей, духу. Она есть точный подлинник истинного Героя. Потщитесь сообразовать себя и дела свои премудрым Ее намерениям. Тако тецыте, да постигните. Сими стезями шествуйте во храм славы; храня, то есть, Веру нераздельную и любовь к Отечеству беспристрастную, красуйтесь воспринятыми от великодаровитой Монаршей руки почестями; жертвуйте обществу добродетелью вашей; к тому возбуждает вас награда и оное уверительное обнадеживание, что тако творя больше сих еще узрите. Нет измены в деснице Обладательницы разделяющей венцы. Она есть сама верность; непреложная Вера одушевляет все Ее мысли, намерения и действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Несомненно, он тяготился унижением Руси» — историк детально разбирает популярные заблуждения об Александре Невском 15 мин., 12.09.2018 Имя Александра Невского для многих прочно связано с государственным официозом. Люди считают, что, пользуясь моральным авторитетом святого князя, власти тем самым хотят оправдать любые свои действия. А, кстати, не дутый ли это авторитет? Может, всё это выдумки, средневековые мифы и легенды? А как же было на самом деле? Об этом мы беседуем с доктором исторических наук Сергеем Алексеевым. — Сергей Викторович, о князе Александре Невском сейчас много спорят. Одни считают, что его чуть ли вообще не было, другие не сомневаются в его подвигах, но боятся, что его имя могут превратить в патриотический лубок. Видите ли Вы такую опасность?  — Такая опасность есть. Если правители, прибегающие к образу святого князя Александра, действительно будут пытаться походить на него в своих поступках, то народ это воспримет нормально. Но если образ благоверного князя будет использоваться как этакий парадный портрет в советском стиле, который вынимается по праздничным дням, отряхивается от пыли, а затем ставится обратно, — в этом будет фальшь и, как следствие, раздраженная реакция народа. Но есть и другая опасность. Мы все знаем, что когда указания даже самого мудрого, ответственного и высоконравственного руководителя спускаются на низовой уровень и начинают исполняться нашим обширным аппаратом, который видит свою задачу в том, чтобы формально отчитаться о проделанной работе, — тогда-то и начинается превращение всего и вся в лубок и соответствующе воспринимается народом. «Вчера хвалили Минина с Пожарским, сегодня Невского хвалят, завтра, может, Сталина хвалить будут, но какое это имеет отношение к нашей жизни?» — так рассуждают многие. У нас за десятки лет выработался такой мощный иммунитет к официальной пропаганде, что любые административные меры могут вызвать лишь обратный эффект.

http://foma.ru/ne-naprasno-nosil-mech.ht...

Нельзя сказать, чтоб благочестие в обществе совсем не росло. Оно растет. Но в этих обстоятельствах – когда общественно поощряется не столько возрастание в вере, сколько всякие, даже и не сопутствующие, вещи – иногда оно растет как-то странно. Вот недавно сообщалось, что в Петербурге поймали банду профессиональных " домушников " , которые, оказывается, брали с собой на дело, на квартирные кражи, то есть, иконку. Типа, на удачу. Удачи не получилось. Возвращаясь к теме праздников, понятных и не очень, отметим предложение Предстоятеля сделать 12 июня – сейчас в этот день празднуется День России – отмечать день рождения святого князя Александра Невского. Нынешнее празднование большого понимания не встречает, поскольку в свое время этот праздник назывался Днем независимости. " От кого независимость? Если от Киева, то я против такой независимости " , – сказал Предстоятель. А день рождения святого благоверного князя Александра Невского, имя которого в телевизионном проекте " Имя Россия " получило самую большую поддержку голосовавших, мог бы быть более понятным россиянам. Впрочем, предложение, может быть, и не встретит поддержки там, где точно знают, что нужно российскому обществу – в Общественной палате. Там озаботились более важным делом – как научить русских людей толерантности. Как рассказали СМИ члены Палаты, обучение толерантности должно стать обязательной частью образовательного процесса прямо с детского сада. А председатель комиссии Палаты Сванидзе заявил, что для того, чтобы сделать программу более эффективной, будет учитываться опыт зарубежных стран с высоким уровнем толерантности в обществе, в частности США. " Нам тоже надо разработать систему, приучающую к толерантности с детского сада, чтобы дети, например, в черноземной полосе привыкали к тому, что так называемые выходцы с Кавказа рядом - это нормально " , – сообщил Сванидзе. Будут ли к чему привыкать выходцы, Палата не детализирует. А жаль. Что касается многополезного опыта США в самых разных сферах человеческой жизни, то тут тоже не все ясно. Например, сообщили СМИ, что на ближайшем саммите НАТО США могут предложить концепцию реформирования организации. В перспективе обновленный альянс, оказывается, намерен заменить собой ООН. По мнению " экспертов " , Соединенным Штатам, которые время от времени просто-таки " вынуждены применять военную силу за рубежом " , необходима легитимация их интервенций со стороны международных организаций. Между тем Совбез ООН не может быть этим регулятором зарубежных интервенций, из-за противодействия " недемократических стран, представленных в Совбезе " , то есть России и Китая. Ну, и вообще – " Совбез ведь не разрешил ни одного кризиса – ни в Косово, ни в Ираке " . Здорово. Учинить " вбомбливание в демократию и толерантность " Сербии и Ирака затеяло НАТО, ну, точнее, США, а не разрешил кризисы Совбез – вот он и виноват.

http://radonezh.ru/analytics/o-shestvii-...

Особенно надлежит нам чтить дни, посвященные Богу, и не обращать их во дни самоугождения. Еще раз призываю православных людей воздерживаться от устройства и посещения развлечений в часы богослужений и в кануны воскресных и праздничных дней. Русские учреждения и организации, в особенности ведающие воспитанием молодежи! Помните, что лишь храня устои православного нашего Отечества выполните пред ним свой долг!» Владыка помнил, что в 1940 году исполняется семьсот лет со дня победы Александра Невского в битве со шведами; он задает себе вопрос и сам же отвечает на него: «Означает ли то окончание бедствий нашего Отечества и его возрождение? То зависит от нас, — будем ли мы того достойны. Если мы будем верны заветам (святого равноапостольного князя Владимира и святого благоверного князя Александра Невского) и будем горячо призывать их в помощь — во всей полноте пошлют ее они нам и узрим возрожденную Родину нашу. Если же отвратим лицо и сердце свое от них — отвратятся вконец и они от земли, в течение семи веков ими защищавшейся. Встретим же Новое Лето не разгульным весельем и не праздными благожеланиями, никому не приносящими пользы, а усердной молитвой к нашим небесным заступникам» . В проповеди, произнесенной на благодарственном молебне в канун новолетия 1940 года, владыка с трезвостью высказывается о событиях, происходящих на Западе, и сравнивает Гитлера с Навуходоносором, предсказывая ему бесславный конец: «Окончившийся год был богат событиями. Мы видели, как в одну ночь рушились державы, видели — как по мановению руки, пишущей “мене, текел, фарес” (Дан 5, 25; в русском синодальном переводе: “мене, текел, упарсин”), низвергаемы были те, кто были уверены в своей несокрушимости и в той уверенности забывали про правосудие Божье. Да не смущается сердце православного, что иногда суд Божий творится через людей беззаконных, даже худших, чем те, которые через них караются Богом. Так было и в Ветхом Завете, когда Господней секирой явился Навуходоносор, мнивший, что совершает свою волю, а в действительности исполнявший определение Господне.

http://pravoslavie.ru/4502.html

Всякое звание имеет свою силу; всякая должность свой предмет; всякое дарование собственный конец. Пастырь трудится в исправлении не наказанных и целости врученного стада; судья отвращает обиды и всякому свое отдает; начальник распоряжается подчиненными; просвещенный измерив глубину знаний, разгоняет облака народного невежества; купец бодрствует в благословенных приобретениях; земледелец угобжает нивы свои; равно и всякий другой, по силе возложения своего, надлежащие отправляет действа. А геройская добродетель должна охранять пределы общества от нападений, отражать оружием нашествия иноплеменников, усмирять внешние и внутренние смятения; и тем украшать щиты разновидными гербами, прославлять Отечество, распространять Благочестие. Звание сколько знаменито, столько заключает в себе и важнейших обязательств! Мы теперь касаемся геройских свойств. Ни что так не существенно истинному Герою, как мудрость и мужество. Человек великим называется по мере знания своего. Кто много знает, тот много и может. Мудрость есть око, а храбрость десная рука славных воинов. Необходимо достоинству сему величество духа и бодрость сердца; но не меньше благопотребны для него и уставы благоразумия. Тщетно искусство, когда надлежащей силы и бодрости не имеет, а храбрость будет больше слепой жары; герой будет скоропостижен, алчен, запальчив, исполнен буйственной ярости; если закон мудрости в нем презренным останется. Кто не уверен, что без обстоятельства одной вещи не довольно и что во всех делах первое не редко нужнее бывает последнего? Кто не знает, сколько в войне коварства, обманов, подкопов, злоухищрений? Здесь, можно сказать, везде сети; везде случай к погибели. A по сему, необходимость и заставляет героя быть храбрым, чтобы дерзать на всякую опасность и сохранить при всех страхах благодушество свое; впрочем мудрым чтобы проникнуть в нужные для него и Отечества подробности, предупредит зловредные следствия, уничтожит вражеские умыслы. Долг его в таких случаях, да по Святому Писанию, храня сограждан своих не воздремлет, ниже уснет бодрствуя во всех предохранениях. Тут разум и на самые малейшие тонкости простираться должен с тем, чтобы мудрость ослабляла неограниченное рвение, и уноровляла оное с полезным требованием; благоразумие соглашало храбрость со временем, местом, с обстоятельствами, с людьми; проницательность показывала, что предпринять, как решить, чем истребить сомнение, превозмочь неудобство, обессилить опасность, и наконец, совершить подвиг с достопамятностью. В противном случае и малейшая опрометчивость может разверзнуть погибельный ров множеству народа. История многочисленных веков довольно уверяет в таковых злосчастиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Где ослабевает человек, там подкрепит Бог; где боязнует естество, там Благочестие по среди тысячных смертей воспоет. Где трепещет сердце смертного, там Бессмертная Вера восставляет, ободряет, утверждает, как Моисея, как Гедеона, Самсона, Давида, Самуила. Сей убо щит восприять необходимо должно и истинному Герою. Все великие дела основание имеют на справедливости вечных и непоколебимых законов Веры. Где благородное сердце к высоким действиям побуждение находит, как единственно не в обязательствах Божиих? Оно созерцает Всесильное Божество и дерзновенно попирает льва и змия; чувствует его благость и одушевляем упованием, все начатия спокойно к концу проводит. Уверяет себе в Его неумытном Правосудии и подвиг свой сообразует, елико можно, Святейшей Его Воли; и старается пред Ним, так как и пред поставленной от Него властью, сохранить непорочнейшую верность, зная, что праведная и беспристрастная мысль для Героя столько же необходима, сколько и дела его должны быть благонамеренны и не преступающие границы справедливости и честности. He составляет еще характера истинного Героя, чтобы покрывать поля, леса трупами супротивников, восходить на победительные колесницы, венчаться знамениями почестей; но надобно притом, дабы внутрь души его горел всегда чистейший огонь неизменной любви общего блага; надобно, чтобы он всем владел, a сам ни единой вероломной страстью не был обладаем; чтобы светило непорочной совести ни чем помрачаемо не было и право благородства его никакой подлостью не нарушалось. Здесь всякое присоединение порока недостойно. Намерения, корысть в себе заключающие, разоряют существо подвигов. Дела развращенные уничтожают действие славы. Предприятия, страстями возбуждаемые и поощряемые, больше доказывают наемника, нежели отца или друга Отечеству. Следовательно, чтобы быть существенным Героем, надлежит, дабы честность, закон, верность, справедливость охраняли сердце от всех предосудительных действий; чтобы живая только любовь добра и сильное отвращение от зла оное одушевляли, оным располагали; дабы твердость против всех нападений страстей выну была сохраняема и добродетель всегда почитаема центром его совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010