Всех вас сердечно поздравляю с праздником святого благоверного князя Александра Невского. Поздравляю также прихожан сего святого храма, тех, кто пришел в таком множестве, чтобы вместе со мной помолиться. Я радуюсь, видя то, что произошло с этим замечательным храмом в течение последних лет. Этот храм стал самым величественным и самым прекрасным в Нижнем Новгороде. Он вмещает много народа. Ваш правящий архиерей, владыка архиепископ Георгий, обратился ко мне с просьбой преподать благословение на то, чтобы этот храм стал соборным храмом города Нижнего Новгорода, чтобы он стал кафедрой правящего архиерея. В день святого благоверного князя Александра Невского я преподаю это благословение. Да будет так! И пусть этот величественный соборный храм будет кафедральным собором Нижнего Новгорода во славу Божию, во славу святого благоверного и великого князя Александра Невского. В память о пребывании сегодня вместе с вами я хотел бы подарить для сего соборного храма изображение Спасителя с памятной надписью. Молясь перед этим образом, молитесь не только за себя — молитесь за страну нашу, молитесь за Церковь, за древнюю и прекрасную нижегородскую землю, а также, конечно, за своих родных и близких, потому что молитва может много споспешествовать нашим человеческим успехам, нашей человеческой жизни. Прошу вас помнить также меня в своих молитвах, потому что служение Патриарха в силу его многотрудности становится возможным только тогда, когда Церковь горячо и искренне молится за своего Предстоятеля. Я желаю помощи Божией Вам, владыка архиепископ, в ваших трудах во благо Нижегородской епархии, вашему духовенству и всему верующему народу. Храни вас Господь! Также в память о пребывании сегодня здесь я хотел бы каждому из вас вручить небольшое изображение святого благоверного великого князя Александра Невского. Отнесите его в свои дома, храните как видимый знак моей любви и моего присутствия в вашей жизни. Храни вас всех Господь. Учащихся суворовских училищ я хотел бы благословить образом святого благоверного князя. Храните эту икону как святыню, молитесь каждый день святому благоверному князю, чтобы он молитвами своими ограждал вас от врагов видимых и невидимых, ограждал наше Отечество. А чтобы вы лучше знали жизнь святого благоверного князя, каждому из вас дарю книгу его жизнеописание. Храни вас Господь!

http://patriarchia.ru/db/text/742151.htm...

30 августа 1725 года, в день перенесения Мощей Святого Благоверного Александра Невского, Императрица Екатерина I возложила на себя знаки ордена. В дальнейшем 30 августа, как день перенесения Мощей Святого Князя, становится орденским днем. При учреждении ордена Статут его не был утвержден. Только 5 апреля 1797 года Император Павел I утвердил «Установление для Российских орденов», в котором впервые было дано официальное описание знаков ордена Святого Благоверного Александра Невского. – Лента красная, носимая чрез левое плечо. Крест золотой с красной с обеих сторон финифтью, имеющий между четырьмя концами своими четырех, золотых же, двуглавых орлов под Императорскою короною, с распущенными крыльями, коими они на поверхности лицевой стороны креста и соединяются между собою, имея в когтях перуны и лавровые венки; в середине креста, на облачном финифтяном поле, изображение на коне Святого Александра Невского в боевом облачении синего цвета с красным плащом на белом коне. Конь может быть обращен и вправо, и влево. Обычно на этом изображении присутствует рука, благословляющая всадника. На другой стороне латинский его вензель SA под Княжескою короною. – Звезда серебряная, в средине которой в таковом же поле вензелевое имя Святого Александра Невского под Княжескою короною. В окружности на красном поле изображен золотыми буквами орденский девиз: «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО». В Установлении от 5 апреля 1797 года отмечается, что «Класс Ордена Российского, именуемый Святого Александра Невского, следуя в общем порядке за орденом Святого Апостола Андрея Первозванного и орденом Святой Екатерины, должен почитаться для особ мужского пола вторым». Орденской церковью был определен Свято-Троицкий собор Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге. Орден имел одну степень, или класс. Однако кавалер ордена мог быть награжден фактически до четырех раз: первый раз — орден за гражданские заслугу, то есть без мечей; второй раз — «мечи к имеющему ордену Святого Александра Невского» за военные заслуги; третий раз — «бриллиантовые знаки к имеющемуся ордену Святого Александра Невского» и четвертый раз – «бриллиантовые мечи к имеющимся уже бриллиантовым знакам ордена Святого Александра Невского». Всего с 1797-го по 1917 год бриллиантовыми знаками ордена Святого Александра Невского награждено 1275 человек, из них 24 человека с мечами, причем пять человек были награждены дважды.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

«Соучастники» - царь Иоанн Грозный, император Петр Великий и Иосиф Сталин Надо признать, что отчасти с Пивоваровым можно согласиться. Действительно Александра Невского почитали и Русские государи, и глава Советского государства Иосиф Сталин. Святого благоверного князя Александра русские люди почитали всегда, но торжественное прославление его состоялось в царствование государя Иоанна Васильевича Грозного на Стоглавом соборе в 1547 году. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге названа так по соборной церкви Живоначальной Троицы и по имени святого благоверного князя Александра Невского. Основана лавра была после Полтавской битвы. Царь Петр Алексеевич вручал новую столицу Российского государства небесному покровительству святого благоверного князя Александра. На берегах Невы, где Александр Невский громил вторгшихся в русские владения шведов, Царь Петр основал вторую столицу России. В 1723 г. государь Петр Алексеевич перенес мощи святого князя-ратоборца в северную столицу Российской империи, в Александра Невскую Лавру. Петр I сам занимался разработкой проекта нового государственного ордена Александра Невского. Новый российский орден предназначался «в награждение подвигов» на полях брани, то есть с самого начала он мыслился как военная награда. Но государь не успел утвердить орден. После его кончины волю царственного супруга исполнила императрица Екатерина I. 21 мая 1725 г. по завещанию Петра Великого высочайшим указом была учреждена одна из высших наград Российской империи – Орден Святого Александра Невского. Единственная из высших наград, которая существовала и в Российской империи, затем в Советском Союзе, а сегодня в современном Российском государстве. Поэтому Пивоваров действительно прав, в прославлении святого благоверного князя Александра Невского и в его всенародном почитании «виновны» и первый Русский царь Иоанн Васильевич Грозный, и первый император Всероссийский Петр Великий, и императрица Екатерина Великая. Прав профессор-либерал и в том, что культ Александра Невского в ХХ веке «навязал народу Сталин».

http://radonezh.ru/2023/09/12/aleksandr-...

Правила ношения ордена Святого Александра Невского имели свои особенности: крест носился на красной ленте у бедра и со звездой лишь в самых торжественных случаях, обычно же, при сюртуке, — только крест на шее на более узкой ленте. С 1797 года Высочайше сопричислялись к ордену Святого Благоверного Великого князя Александра Невского и представители духовенства. Всего к нему было сопричислено 145 православных иерархов (48 из них получили еще и награды, украшенные бриллиантами), а также 18 священнослужителей — представителей белого духовенства. Сопричисление иерархов Русской Православной Церкви к ордену Святого Благоверного Великого князя Александра Невского мне хотелось бы рассмотреть на примере древней Тверской епархии. Преподобный Макарий Калязинский Дело в том, что в этом году в России и особенно в Тверской земле 8 июня (26 мая по Юлианскому календарю) пройдут торжества, посвященные 500-летию обретения Святых Мощей Преподобного Макария Калязинского. Преподобный Макарий Калязинский (в миру Матвей Васильевич Кожин; 1400 — † 17.03.1483) приняв постриг в Николаевском Клобуковом монастыре, решил стать отшельником и в 1434 году в 18 верстах от города Кашина, неподалеку от Волги, срубил себе келью для уединенной молитвы. Прознав об отшельнике, стали стекаться иноки к Преподобному Макарию, желая молиться вместе с ним в его келье. Макарий смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Так уединенная келья обратилась в монастырь, где игуменом был избран Преподобный Макарий. В дальнейшем рядом с монастырем выросла Калязинская слобода, а в 1775 году указом Императрицы Екатерины II слободе был присвоен статус уездного города Калязина. Свято-Троицкий Макарьев Калязинский монастырь был действующим монастырем до его закрытия в 1920 году. Ансамбль монастыря, сохранившийся с XVII века, как и вся старая часть города Калязина, был затоплен при создании в 1940 году Угличского водохранилища. Орденоносцы Тверской земли Первым из иерархов Тверской и Кашинской епархии, кто был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого князя Александра Невского во время непосредственного служения в Тверской епархии, стал Архиепископ Ириней (в миру — Иван Андреевич Клементьевский; 02.1753 — †24.04.1818). Член Священного Синода с 1788 года Архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Арсений был рукоположен 6 июня 1792 года Епископом Тверским и Кашинским. 24 октября 1796 года Владыка Арсений был рукоположен Архиепископом Тверским и Кашинским и продолжил свою службу в Тверской епархии до октября 1798 года. Указом Императора Павла I от 13 марта 1797 года за свои заслуги перед Отечеством он был Высочайше сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Советская власть, объявившая войну религии, в 1931 году храм закрыла, а помещение передали Керченскому музею. В 1951 году в ходе реконструкции здание стало двухэтажным. Прошло более сорока лет. В апреле 1993 года бывший храм был возвращен церковной общине святого благоверного князя Александра Невского. Керченский историко-археологический музей к тому времени провел реставрационные работы, и зданию вернули его изначальный архитектурный вид. В Троицкую субботу 1993 года впервые за многие годы в храме отслужили панихиду. Но еще много нужно было сделать, чтобы храм полностью возродился. Первые прихожане с любовью и старанием помогали настоятелю протоиерею Сергию Ковалю, нашлись и маляры, и плотники, и штукатуры. Сегодня во внутреннем дворике Александро-Невского храма создается комплекс с баптистерием и колокольней. Работает церковно-приходская школа во имя святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также мастерские, спортивный зал и социальные службы. С 2001 года действует церковь в керченской колонии, организованная приходом Александра Невского. Еженедельно священники встречаются с осужденными, проводят беседы, богослужения. В январе 1884 года Керчь-Еникальская городская дума решила на месте обветшавшей Александро-Невского храма возвести новый. Пока решались вопросы, связанные с его строительством, прихожане на собственные деньги построили молитвенный дом. Просторное прямоугольное здание с восемью окнами и железной крышей освятили в конце 1887 года в честь святого благоверного князя Александра Невского. В 1931 году церковь закрыли, помещение её передали Керченскому историко-археологическому музею (осуществившему реставрационные работы, вернувшие зданию его изначальный архитектурный вид) и только в апреле 1993 года вернули церковной общине Святого благоверного князя Александра Невского. В Троицкую субботу 1993 года впервые за многие годы в храме было совершено богослужение. Сегодня церковь Святого Александра Невского считается одной из архитектурных достопримечательностей Керчи.

http://sobory.ru/article/?object=23571

В завершение пленарного заседания академик Российской академии естествознания доктор исторических наук, профессор Олег Ульянов рассказал о святителе Киприане, митрополите Киевском и всея Руси, и его роли в обретении мощей и прославлении благоверного князя Александра Невского. По завершении пленарного заседания работа конференции продолжилась в следующих секциях: «Жизнь и деяния святого благоверного князя Александра Невского», «Русь в эпоху Александра Невского», «Русь и сопредельные страны в XIII в.», «Литургическое почитание святого князя Александра Невского», «Память об Александре Невском в общественном пространстве», «Наследие святого Александра Невского». Модератором первой секции выступил профессор СПбГУ, профессор Сретенской духовной академии, член Синодальной богослужебной комиссии доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик. На секции рассмотрели военные сражения Александра Невского, дипломатические поездки князя в Орду. Одной из важных тем стало обсуждение схожих черт в деятельности равноапостольных князя Александра, князя Владимира и императора Константина Великого. Вторая секция была посвящена государственному устройству и положению дел на Руси в период правления Александра Невского. Модератором выступил проректор по научно-исследовательской работе Ярославской духовной семинарии доктор культурологии, профессор Андрей Шустров. На секции обсудили жизнь Новгорода в XIII веке, книжную культуру этого периода, церковное управление, народные традиции Древней Руси. В рамках третьей секции состоялось обсуждение взаимоотношений Руси и сопредельных стран в XIII веке. Модератором секции выступил проректор по научной работе и доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин. Участники заседания — доцент Смоленской семинарии Алексей Гавриленков и доцент кафедры истории России Кубанского государственного университета Марина Горожанина — представили доклады «Русские земли в контексте внешнеполитической деятельности Католической Церкви в первой половине — середине XIII века» и «Православная Русь и Римская Католическая Церковь в XIII веке: к вопросу об их взаимоотношениях». Магистр теологии протоиерей Александр Милованов в своем докладе сопоставил представления об идеальном правителе на Западе и на Востоке, сравнил биографические сведения об Александре Невском и о Людовике IX Святом.

http://pravoslavie.ru/139248.html

В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви посетил город Тутаев. В Воскресенском соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыням храма и обратился к многочисленным детям, собравшимся в соборе. Подчеркнув, что Церковь возлагает особую надежду на молодежь, Патриарх Кирилл пожелал им вырасти добрыми христианами и воспитывать в православной вере уже своих детей. В память о посещении города и собора Предстоятель передал собору икону святого исповедника Марка Эфесского. Святейший Патриарх наградил настоятеля собора архимандрита Сильвестра (Лукашенко) орденом святого равноапостольного князя Владимира (III cmenehu). Из Тутаева Патриарх Кирилл направился в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. В Крестовоздвиженском храме обители Предстоятель Русской Церкви поклонился чудотворной Толгской иконе Пресвятой Богородицы и другим святыням. Патриарх Кирилл также посетил храм Рождества Христова в селе Давыдово, где в 50-е годы служил митрополит Никодим (Ротов). В дар храму Святейший Патриарх передал Казанскую икону Пресвятой Богородицы с памятной надписью. Вечером того же дня, в канун праздника обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского и перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню в Свято-Введенском Толгском женском монастыре. 12 сентября, в день обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского и день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх прибыл в Ярославль. После осмотра нового памятника, посвященного 1000-летию города, Патриарх Кирилл проследовал к Свято-Успенскому кафедральному собору. На звоннице, установленной рядом с собором, Предстоятель освятил колокола, в том числе главный колокол ансамбля «Ярослав Мудрый», а затем совершил чин великого освящения собора и возглавил первую Божественную литургию в возрожденном храме. Святейший Патриарх Кирилл наградил губернатора Ярославской области С.А. Вахрукова орденом святого благоверного князя Даниила Московского (II степени). Высокие награды из рук Предстоятеля Русской Православной Церкви получили также другие представители власти и благотворители.

http://e-vestnik.ru/news/439pervosvyatit...

" Соблюдение Русской земли, - пишет историк С.М.Соловьев (1820–1879), - от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру Невскому славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского " . В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах Александра Невского говорится, что он " Богом рожен " . Судьбоносные для Руси победы князя Александра на ратном поле общеизвестны, для верующих же людей важнее всего, конечно, прославление Александра Невского в чине святых благоверных князей. По слову праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского " Бог прославил его при жизни и по смерти " . Как помним, первое чудо свершилось при кончине князя. " Когда митрополит Кирилл, совершив чин погребальный, хотел разнять руку усопшего, чтобы вложить в нее разрешительную грамоту, блаженный Александр сам, как бы живой, распростер руку свою, принял грамоту и опять сложил крестообразно руки на персях. Ужас объял предстоящих... " - повествует нам житие святого. Следующее известное чудо произошло спустя сто семнадцать лет после кончины князя. Накануне битвы праправнука Александра Невского - великого князя Димитрия Донского - с войсками Мамая он был чудесно явлен благочестивому отшельнику, просившему защиты и помощи благоверного князя. Это событие послужило поводом к открытию в 1380 году мощей князя, оказавшихся нетленными. Тогда от них произошли первые исцеления. Прославление же благоверного князя Александра Невского состоялось на Соборе 1547 года. Полезно проследить этот жизненный путь, приведший к святости. Воспитывали будущего святого благоверного Александра как и всех князей Древней Руси. День маленького княжича начинался в церкви, где он сам возжигал свечи пред образами и молился. В трехлетнем возрасте его взяли из терема матери, посвятили Богу как будущего князя Руси, посадив на коня. С этого времени младенец отдавался на воспитание дядьки-боярина, который развивал его силу, ловкость и храбрость. С малолетства княжича брали на опасную охоту, наравне со взрослыми он ходил на медведя с рогатиной. Житие указывает на проявившиеся с раннего детства необыкновенные способности князя Александра. Он быстро научился писать и читать, часами сидел за книгами, особенно полюбив чтение и изучение Священного Писания. А его исключительное мужество удивительным образом сочеталось с трогательным милосердием.

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/12/...

РОО «ИКЦ «Воронега» активно участвовала в мероприятиях по празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которые реализовывались Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой и Александро-Невским Братством. Это и участие в посадке сирингария «Александровский» у Сойкинской святыни в Кингисеппском районе Ленинградской области. Это и участие в празднования Дня перенесения мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, который ежегодно 12 сентября отмечается в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре праздничной литургией, крестным ходом и концертной программой. И ещё в целом ряде других мероприятий. Так в рамках центрального дня празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которое прошло в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре 12 сентября 2021 года, руководитель РОО «ИКЦ «Воронега», член Александро-Невского Братства Николай Ванюшов принял участие в освящении трёх икон «Собор Небесных Покровителей Лавр Святой Руси», которые в рамках проекта «Благодатное кольцо» будут вручены Патриарху Кириллу, Митрополиту Украинс кой православной церкви Московского патриархата Онуфрию и Экзарху Белорусской православной церкви Венниамину. Сотрудничество с проектом «Благодатное кольцо», реализуемого Международным центром «Святые лавры Руси Православной», началось более года назад в майские праздники 2020 года в рамках посадки Сада мира и памяти защитников Отечества в Великой войне (1941 – 1945 гг.), когда у храма Сретения Господня д. Самушкино было высажено более 300 деревьев. Сотрудничество продолжилось при проведении ещё одной патриотической акции уже в дни празднования Великой Победы при посадке именных дубочков в честь 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, 100-летия лётчика-космонавта Георгия Берегового и 60-летия полета в космос Юрия Гагарина. РОО «ИКЦ «Воронега» выступила инициатором проведения серии круглых столов под общей темой «До и после Александра Невского». Первый круглый стол по теме «До и после Александра Невского» прошёл 25 марта 2021 года в Доме дружбы Ленинградской области. По замыслам организаторов на цикле таких круглых столов, что пройдут в юбилейный год предполагалось рассмотреть вопросы преемственности поколений – от тех, кто был учителями Александра Ярославича до наследников его славы в настоящее время.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/22/po...

В завершение пленарного заседания академик Российской академии естествознания доктор исторических наук, профессор Олег Ульянов рассказал о святителе Киприане, митрополите Киевском и всея Руси, и его роли в обретении мощей и прославлении благоверного князя Александра Невского. По завершении пленарного заседания работа конференции продолжилась в следующих секциях: «Жизнь и деяния святого благоверного князя Александра Невского», «Русь в эпоху Александра Невского», «Русь и сопредельные страны в XIII в.», «Литургическое почитание святого князя Александра Невского», «Память об Александре Невском в общественном пространстве», «Наследие святого Александра Невского». Модератором первой секции выступил профессор СПбГУ, профессор Сретенской духовной академии, член Синодальной богослужебной комиссии  доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик. На секции рассмотрели военные сражения Александра Невского, дипломатические поездки князя в Орду. Одной из важных тем стало обсуждение схожих черт в деятельности равноапостольных князя Александра, князя Владимира и императора Константина Великого. Вторая секция была посвящена государственному устройству и положению дел на Руси в период правления Александра Невского. Модератором выступил проректор по научно-исследовательской работе Ярославской духовной семинарии доктор культурологии, профессор Андрей Шустров. На секции обсудили жизнь Новгорода в XIII веке, книжную культуру этого периода, церковное управление, народные традиции Древней Руси. В рамках третьей секции состоялось обсуждение взаимоотношений Руси и сопредельных стран в XIII веке. Модератором секции выступил проректор по научной работе и доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии  протоиерей Константин Костромин. Участники заседания — доцент Смоленской семинарии Алексей Гавриленков и доцент кафедры истории России Кубанского государственного университета Марина Горожанина — представили доклады «Русские земли в контексте внешнеполитической деятельности Католической Церкви в первой половине — середине XIII века» и «Православная Русь и Римская Католическая Церковь в XIII веке: к вопросу об их взаимоотношениях». Магистр теологии протоиерей Александр Милованов в своем докладе сопоставил представления об идеальном правителе на Западе и на Востоке, сравнил биографические сведения об Александре Невском и о Людовике IX Святом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5810024...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010