Источник: На освящение храма (в селе Рыбном Моршанского уезда. 26 августа 1861 г.//Слова к Тамбовской пастве/[Соч.] Преосвященного Феофана. М.: Тип. С. Орлова, 1867. No 25. С. 117–121. Путь к познанию истинной веры (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана) Опубликовано: Афонский листок. . Вып. 64. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 361–364. Источник: Феофан, еп. Путь к познанию истинной веры//Домашняя беседа. 1872. Вып. 45. 4 ноября. С. 964–967. Предостережение от новых вероучений (из поучений преосвященнейшего епископа Феофана) Опубликовано: Афонский листок. . Вып. 68. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 377–380. Источник: Слова к Тамбовской пастве/[Соч.] Преосвященного Феофана. М.: Тип. С. Орлова, 1867. No 45. В 12-ю неделю по Пятидесятнице. 11 августа 1863 г. С. 203–210. Трудись во спасение, но царствия себе не присваивай (из поучений преосвященнейшего епископа Феофана) Опубликовано: Афонский листок. . Вып. 82. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 452–455. Источник: Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир: тип. губ. правл., 1869. В неделю 18-ю по Пятидесятнице. 22 сентября 1865 г. С. 23–29. Царство Христово и царство мира сего (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана) Опубликовано: Афонский листок. 1888. Вып. 108. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 37–40. Источник: Феофан, еп. Царство Христово и царство мира сего//Домашняя беседа. 1872. Вып. 51. 16 декабря. С. 1060–1063. . Страсти – ад для души (из поучений епископа Феофана) Опубликовано: Афонский листок. 1888. Вып. 109. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 41–44. Епископ Феофан. Адские мучения//Домашняя беседа. 1873. Вып. 41. 13 октября. С. 996–997. . Как стоять в храме Божием (из сочинений епископа Феофана) Опубликовано: Афонский листок. 1888. Вып. 111. 8 стр. – Совр.: Т. 2. С. 55–56. Источник: Еп. Феофан. Как стоять в храме Божием//Домашняя беседа. 1873. Вып. 11. 17 марта. С. 258. . Труд молитвенный (из сочинений святителя Феофана) Опубликовано: Афонский листок. 1888. Вып. 117. 4 стр. – Совр.: Т. 2. С. 85–86. Источник: Епископ Феофан. Труд молитвенный//Домашняя беседа. 1873. Вып. 50. 15 декабря. С. 1224–1225.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

18 . Письма к почившему в Бозе Высокопреосвященнейшему Макарию, митрополиту Московскому//ПО. 1888. С. 693–708. 19 . Письма Преосвященного Феофана Затворника к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске//ДЧ. 1894. Ч. 2. С. 563. 20 . Письма Степана Онисимовича Бурачка ко Льву Александровичу Кавелину (в монашестве Леониду)//НИОР РГБ. Ф.148. К.5. Ед. хр. 57. Л. 4; 5–6. 21 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Ольге Степановне Бурачок от 21 августа 1890 г.//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 482. Л. 66 об. – 67, 67 об. 22 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Ольге Степановне Бурачок от 19 февраля 1891 г.//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 482. Л. 68–68 об. 23 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 15 сентября 1847 г.//РО ИРЛИ РАН. Ф. 34. Ед. хр. 440. Л. 3–3 об. 24 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 22 января 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп.1 Д. 262. Л. 2–3 об. 25 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 27 января 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп.1 Д. 262. Л. 6 об–7 об. 26 . Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к Степану Онисимовичу Бурачку от 25 апреля 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп.1 Д. 262. Л. 8–8 об. 27 . Платон (Казанский), архимандрит. Поучения в дни воскресные и праздничные, произнесенные в продолжении 1860 года в Тверском Успенском Желтиковом монастыре. 1862. С. 222. III. 28 . Платон (Казанский), архимандрит. Рассуждения о духовных предметах [Текст]/[соч.] Желтиковского архимандрита Платона. – Тверь: Тип. Никулина и Комп., 1862 – 64 с. 29 . Послужной список иеромонаха Феофана за 1854 г.//АВПРИ. Ф. 161. II–9 Оп. 46. 1854. Д. 7. Л. 12–14. 30 . Предложение Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода о переводе иеромонаха Феофана (Говорова) из Новгородской семинарии в Санкт-Петербургскую Духовную академию на должность бакалавра богословских наук.//РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Ед. хр. 1487. Л. 1–2 об. 31 . Предложение Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода о назначении иеромонаха Феофана (Говорова) в члены Комитета для рассмотрения конспектов учебных предметов.//РГИА. Ф. 796. Оп. 126. Ед. хр. 592. Л. 1–1 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Прежде всего, хочу отметить, что, в значительной степени благодаря трудам участников семинара, в академиях и семинариях все большее внимание стало уделяться изучению жития и творений святителя Феофана, его архипастырской деятельности. Семинар весьма существенно повлиял на выбор студентами тем своих дипломных работ и диссертаций, на их исследования, на сам процесс написания диссертаций, на качество работы. Так, в Московской духовной академии в минувшем году состоялись две успешные защиты магистерских диссертаций, посвященных духовному наследию святителя Феофана Затворника: это работы постоянных участников семинара, теперь уже выпускников Московской духовной академии и магистров богословия Вадима Попова и Алексея Садовничего: «Сравнительный анализ учения о молитве святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова)» и «Отражение сотериологических взглядов святителя Феофана Затворника в его научно-богословских, пастырских и аскетических творениях». Работа над темами, посвященными экзегетике святителя Феофана и методам изучения Священного Писания, принятым святителем, ведется в Санкт-Петербургской духовной академии преподавателями и студентами, которые также являются активными участниками нашего семинара. Среди духовных школ и вузов, где наиболее активно занимаются Феофановскими исследованиями, следует назвать Тамбовскую, Сретенскую и Рязанскую духовные семинарии и Отделение теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Особо следует отметить активность и хороший уровень сочинений студентов Екатеринодарской духовной семинарии — постоянных участников нашего форума, а также продуктивную работу, проводимую в ряде университетов России. Сейчас хотел бы сказать об основных целях работы по изучению жизни и богословского творчества святителя Феофана Затворника, которую предстоит осуществить в рамках нашего семинара. Эти цели достаточно конкретны. Чтобы исследования в области Феофановедения не были разрозненными и дали хороший практический результат, их надо направить на выполнение определенных задач.

http://patriarchia.ru/db/text/1052814.ht...

Для святителя, всю жизнь посвятившего издательской деятельности, утрата зрения положила бы предел его литературным трудам, включая переводы святоотеческих писаний, и духовному окормлению тысяч своих корреспондентов. Он шутливо говорил о наступлении окончательной слепоты как о времени, «когда наконец буду жить на покое» л. 7–8 об]. Материалами, сообщающими о десятом томе трудов святителя Феофана на Выше, завершается пятый том «Летописи». Это его нижняя хронологическая граница. Надеюсь, что опубликованные в нем письма святителя и сведения о его жизни и творчестве станут базой для подробного изучения биографии и духовного облика Вышенского Затворника, будут поучительным и вдохновляющим чтением для современных его учеников, позволят узнать много нового о святителе Феофане и его эпохе широкому кругу читателей. Источники и литература 1 . Воспоминания о преосвященном Феофане Затворнике близкого родственника А. Г. Говорова//Душеполезное чтение. 1894. Ч.2. С. 265. 2 . Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложения словами святых евангелистов. М., 1885. 242с. 3 . Письмо еп. Феофана к А.А. Шишковой от апреля 1884 г.//Душеполезное чтение. 1896. Ч.1. С. 177. Вып. II. С. 133–134. 4 . Письмо еп. Феофана к А.А. Шишковой от 1887 г.//Собрание писем. Вып. II. С. 144. 5 . Письмо еп. Феофана к архим. Макарию (Сушкину) от 11 января 1887 г.//АРПМА. Оп. 24. Д. 41. Ед. хр.4327. Л. 450–453. 6 . Письмо еп. Феофана к В.В. Швидковской от 23 ноября 1886 г.//Санкт-Петербургские духовные ведомости. 1898. С. 303; Собрание писем. Вып. VI. c. 142–143. 7 . Письмо еп. Феофана к Л.Н. Шишкову от 1884 г.//Душеполезное чтение. 1896. Ч. 1. С. 178–179; Собрание писем. Вып. II. С. 135–136. 8 . Письмо еп. Феофана к Леонтию (Лебединскому), архиепископу Холмскому и Варшавскому, от 8 января 1886 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Ед. хр. 612. Л. 7–8 об. 9 . Письмо еп. Феофана к Леонтию (Лебединскому), архиепископу Холмскому и Варшавскому, от 2 ноября 1888 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Ед. хр. 612. Л. 11–12 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Итак, практическая педагогическая деятельность о. Феофана закончилась на внешнем уровне неудачно. После мучительных опытов и разочарований, морально и физически истощенный, он покинул духовно-учебную службу. Означает ли это неправильность или непригодность для жизни того воспитательного направления, которому старался следовать о. Феофан и которое можно связать с именем Феофана Затворника ? Представляется, что такой вывод не был бы корректным. Все современники иеромонаха Феофана, свидетельствами которых мы располагаем, оценивают его деятельность положительно. Начиная от епархиального архиерея епископа Алексия (Соболева), признававшего его деятельность в семинарии «весьма полезной» л.1 об.] и ректора Вологодской семинарии протоиерея Александра Агрономова, говорившего, что лишь молитвами о. Феофана сохраняется порядок в школе и кончая ожесточенным критиком семинарских порядков, писателем Иларием Шадриным, в автобиографической повести «Бурса» изобразившего о. Феофана светлыми красками – в отличие от остальных членов администрации с.162–189]. Часть мемуаристов отмечают несоответствие о. Феофана инспекторской должности. Действительно, ту воспитательную программу, которую ожидало видеть от инспектора его начальство, он не выполнял. Но на этот факт можно смотреть и с другой стороны. Соответствовала ли общепринятая семинарская методика того времени, полагавшаяся почти исключительно на запретительно-надзорные мероприятия, своему назначению и смыслу? Не отсюда ли происходило и отторжение «слишком благочестивого» инспектора, который и сам смотрел на свою службу «как на крест, возложенный на него высшей церковной властью» л.273]? Итак, получив основательное богословское и педагогическое образование в Казанской академии, усвоив и теоретические, и деятельные наставления святителя Феофана, что мы видим из его статей и из дневниковых записей, иеромонах Феофан был явно разочарован реальными возможностями воспитательной деятельности в семинарии. Притом что начальные шаги его в духовно-учебном ведомстве демонстрировали заметный оптимизм. Отчасти это может объясняться личными особенностями характера и темперамента о. Феофана, отчасти несоответствием реально действующей семинарской педагогики принципам христианской антропологии и аскетики, с особенной ясностью высказанных Феофаном Затворником .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Важнейшей из этих задач на сегодняшний день является научная подготовка первого академического издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Выход этого издания должн стать одним из главных событий празднования 200-летия со дня рождения святителя Феофана, которое будет проводиться в 2015 году на общецерковном уровне. С целью богословского освоения письменного наследия святителя мы и готовим наших специалистов. Кроме того, мы рассчитываем на то, что многие из присутствующих здесь церковных и светских ученых примут участие в подготовке самого издания. Их помощь специалистам Научно-редакционного совета в целом ряде аспектов подготовки издания является крайне необходимой и неотложной. В связи с этим хотел бы обратить внимание участников семинара на приоритеты подготовки издания, которые явственно обозначились в процессе нашей работы. В настоящее время подготовлено 12 томов первой серии Полного собрания творений. Это тексты святителя Феофана, восстановленные по рукописям и прижизненным изданиям, с вариантами и разночтениями, с текстологическими справками и комментариями. В основной своей части подготовлен и так называемый реальный, исторический комментарий к первым томам, справочный аппарат, описание рукописей, использованных для издания, начата работа по отбору имеющихся архивных материалов для творческой истории произведений святителя, которая должна стать частью комментария. Проблема заключается в формировании полноценного научно-богословского комментария к трудам святителя Феофана, в особенности к его работам по аскетике, библеистике и новооткрытым работам по догматике (неизвестные ранее особенности учения святителя в области догматического богословия будут рассмотрены в ходе сегодняшнего семинара). Отдельная область, комментирование которой вызывает серьезные вопросы, это новозаветная экзегетика святителя Феофана Затворника. Исходя из всего этого, я хотел бы призвать участников семинара, прежде всего представителей научного сообщества, несколько отвлечься — в пределах проходящего форума — от вопросов текстологии творений святителя и обратить большее внимание на его богословие, на его аскетику и экзегетику, учитывая, что опыт, полученный в ходе работы семинара, будет востребован при составлении научно-богословского комментария к изданию.

http://patriarchia.ru/db/text/1052814.ht...

Состоялось годовое заседание Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника 14 февраля 2013 г. 13:28 12 февраля 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось годовое итоговое заседание Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. В заседании приняли участие: заместитель председателя Издательского Совета, заместитель председателя Научно-редакционного совета игумен Евфимий (Моисеев); заместитель председателя Научно-редакционного совета, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, доктор филологических наук, профессор М.И. Щербакова; ответственный секретарь, сотрудник коллегии научно-исследовательских проектов Издательского Совета С.В. Лизунов; члены Научно-редакционного совета. В своем вступительном слове митрополит Климент отметил, что в 2012 году работа над Феофановским проектом велась достаточно интенсивно. Она была связана как с освоением нового архивного материала, так и с большой работой текстологов, позволившей сформировать канонический текст значительной части творений святителя Феофана, которые входят в первую серию издания. Далее с отчетными докладами за 2012 год и с изложением планов работы в 2013 году выступили участники заседания. Игумен Евфимий (Моисеев) рассказал о проведении научных конференций, семинаров и других мероприятий в рамках Феофановского проекта. В 2013 — начале 2014 гг. планируется провести семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника», презентацию 4-12 томов Полного собрания творений святителя Феофана (в рамках XXVI Междунарондой московской книжной выставки-ярмарки), открытое заседание Научно-редакционного совета (в рамках VII Феофановских чтений), международную научную конференцию, посвященную изучению богословского наследия святителя Феофана и приуроченную к 25-летию его канонизации (в рамках XXII Международных Рождественских чтений).

http://patriarchia.ru/db/text/2793386.ht...

Таким образом, хотя и являясь «частным богословским мнением» 516 , учение святителя Феофана Затворника о душе мира, тем не менее, всецело принадлежит православной традиции церковного богословия. 464       Пимен (Хмелевской), архим. Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова : машинопись. Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1957. С. 62. URL : theophanica.ru/catalog/arhim.Pimen_ (Hmelevskoy).pdf 467       Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М. : Ин-т русской цивилизации, 2009. С. 506. 468       Личность адресата святителя была установлена сотрудниками Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского . Доклад о семействе Шишковых как адресатах святителя Феофана был представлен д. филол. н. В.В. Кашириной на VII Семинаре студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника » в рамках XXV Международных Рождественских чтений (г. Москва, 26 января 2017 г.). 469       Так, учение Платона о возникновении мира, развитое им в диалоге «Тимей», в изложении А.Ф. Лосева , «содержит концепцию космоса как живого существа, одаренного умом. Тут мы видим целую иерархию принципов – ум, душа, тело, что по отношению к космосу дает космический ум, космическую душу и космическое тело. Тело космоса, таким образом, одушевлено и одарено умом, т.е. космос есть живое, разумное существо, созданное благим демиургом в подражание вечному умопостигаемому образцу. Диалектика космоса, следовательно, строится так, что ум-мудрость, к которому пришел Платон в «Филебе», переходит в свое инобытие, становится душой, а душа, переходя в свое инобытие, становится космическим телом. Но для этого надо, чтобы космос был подражанием не отдельному, но универсальному живому существу, живому существу в его идее». См.: Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3./пер. с др.-гр.; общ. ред. А.Ф. Лосева , В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1994. (Филос. наследие).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Полностью завершена текстологическая подготовка корпуса проповедей святителя Феофана Затворника 26 июля 2012 г. 17:35 Текстологическая группа Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника завершила подготовку корпуса проповедей святителя, созданных в период с 1840 по 1871 годы. В его состав вошли, в частности, такие сборники проповедей святителя, как «Слова Санкт-Петербургской академии ректора архимандрита Феофана», «Слова к Тамбовской пастве», «Слова к Владимирской пастве», «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия». Работа над подготовкой данных текстов началась в августе 2011 года. Первоначально тексты были подготовлены с учетом всех прижизненных изданий проповедей святителя и, в первую очередь, прижизненных публикаций в русской христианской периодической печати 40-70-х годов XIX века. По итогам этой работы были подготовлены 1, 4 и 5 тома издания, опубликованные на сайте theophanica.ru . Следующим этапом работы стала расшифровка, анализ и привлечение для издания рукописей проповедей святителя Феофана, в том числе сборников черновых автографов, обнаруженных в архиве Русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон, которые впервые вводятся в научный оборот. Их общий объем составляет более 1700 листов рукописного текста. В результате этой работы было выявлено существенное, в том числе и содержательное отличие текстов черновых автографов проповедей святителя Феофана от их прижизненных публикаций в периодической печати и, в особенности, в рамках отдельных сборников. В настоящее время проповеди святителя распределены, с учетом нового рабочего плана полиграфической версии издания, на 4 тома: второй, третий, четвертый и пятый. Общий объем проповедей — более трехсот произведений. К каждому произведению приводится текстологическая справка, а также список исправлений и разночтений по изданиям и по всем имеющимся в распоряжении Совета рукописям. В тех случаях, когда невозможно выявить канонический текст в рамках одной редакции, приводятся другие редакции текстов, отличающиеся в целом от первой редакции. К этим редакциям, в свою очередь даются списки разночтений и исправлений по тем публикациям, которые представляют собой тексты, относящиеся к этим редакциям. Вычленения других редакций текстов проповедей святителя стало возможным, в первую очередь, благодаря проведенному анализу рукописных источников. Окончательный объем творений святителя для указанных 4 томов существенно увеличился. Он составляет: для 2 тома — 368 страниц верстки, для 3 тома — 1024 страницы верстки, для 4 тома — 1975 страниц верстки, для 5 тома — 332 страницы верстки. После завершения верстки данные тома будут размещены на сайте theophanica.ru.

http://patriarchia.ru/db/text/2367491.ht...

Завершающее заседание первой секции возглавил игумен Лука (Степанов). В ходе заседания выступили: В.Н. Духанин, подробно проанализировавший полемику святителя Феофана со святителем Игнатием о природе души и ангелов; иерей Павел Нейгум ( Рязанская митрополия ), доклад которого был посвящен значению трудов святителя Феофана в деле духовно-нравственного воспитания современной молодежи; архитектор И.Ю. Позднякова с рассказом о соборном комплексе Вышенской пустыни; преподаватель Курского государственного университета А.Б. Хохлова, посвятившая свое выступление  богословско-педагогическим творениям святителя Феофана; преподаватель Арзамасского государственного университета О.В. Боченкова — с докладом на тему «Фразеологизмы в творении святителя Феофана Затворника " Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? " »; летчик-космонавт, полковник В.В. Петров, рассказавший о роли и значении личности и трудов сочинений святителя Феофана Затворника в деле духовного просвещения целого ряда российских космонавтов. Вторая секция семинара «Наследие святителя Феофана Затворника как предмет научного изучения» проходила одновременно с первой в Феофановском кабинете Издательского Совета. Ведущей на первом заседания секции выступила М.И. Щербакова, посвятившая значительную часть времени подробному разбору и анализу студенческих докладов, прозвучавших в ходе заседания. Во второй половине дня ведущим секции стал архимандрит Зосима (Шевчук), а на завершающем заседании — ответственный секретарь Научно-редакционного совета С.В. Лизунов, прокомментировавший выступления студентов и давший ряд указаний по ведению ими исследовательской работы. На этой секции прозвучали доклады аспиранта Московской духовной академии, магистра богословия В. Попова, рассмотревшего проблемные аспекты мариологии по неизданной переписке ректора СПбДА архимандрита Феофана (Говорова) с русским католиком князем Н.Б. Голицыным, студента Минской духовной академии Д. Нецветаева «Учение святителя Феофана о внутреннем человеке», студента Екатеринодарской духовной семинарии А.

http://patriarchia.ru/db/text/2750993.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010