В отпусках был с 13 июля по 2 августа 1895 г., с 11 по 15 августа 1895 г., с 15 по 21 сентября 1896 г., с 11 по 15 августа 1898 г., с 12 по 18 января 1899 г., с 15 по 17 февраля 1900 г., с 27 декабря 1902 г. по 5 января 1903 г., с 9 декабря 1907 г. по 9 февраля 1908 г.; из отпусков являлся в срок. Основание: ГАКО (Государственный архив Калужской области). Ф. 548. Оп. 3. Д. 170. Л. 1–4 (1901); Д. 178. Л. 1–4 (1902), 5–8 (1904), 9–14 (1908, 1912), 15–18 (недат.). В 1913 г. смотритель Мещовского духовного училища В.Т. Тихомиров был пожалован орденом Св. Владимира 4-й степени (Этот орден давал дворянство). Дата пожалования в сопроводительном письме к орденским книжкам от 11 мая 1913 г. 5276 из Канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода епископу Калужскому и Боровскому указана следующим образом: «Государь император всемилостивейше соизволил к 6 мая сего года, дню рождения его императорского величества пожаловать кавалерами орденов...». Основание: ГАКО. Ф. 548. Оп. 3. Д. 154. Л. 53–53об. 11 октября 1913 г. смотритель Мещовского духовного училища В.Т. Тихомиров обращался с прошением к епископу Калужскому и Боровскому Георгию разрешить ему отпуск «с 15 октября ... на 8 дней для поездки в Калугу и, если понадобится, в Москву для совета с врачами о своем здоровье». Отпуск был епископом разрешен. Основание: ГАКО. Ф. 548. Оп. 3. Д. 154. Л. 49. В архивном фонде Мещовского уездного отдела народного образования имеется «Список работников просвещения Мещовского уотнаробраза на 5/XII-1922 г.». В списке значится Тихомиров Василий Тимофеевич, школьный работник Мещовской школы II ступени. Основание: ГАКО. Ф. Р-1271. Оп. 2. Д. 10. Л. 8. Анна Федоровна Урнежевская – почитательница святителя Феофана А.Н. Свирин, преподаватель Московского гуманитарно-экономического университета Анна Федоровна Урнежевская родилась 22 января 1836 г. в Тамбовской губернии, в имении своего отца – отставного подполковника Федора Федоровича Урнежевского 825 . Имение находилось в двадцати верстах к югу от Тамбова, в деревне Федоровка (Урнежевка тож). Анна выросла в многодетной семье: у нее было три брата и пять сестер. Видимо, она не была любима своим отцом. По причине, которую мы уже не узнаем, ее отец не стал вносить в родословную книгу имя своей дочери Анны, хотя сделал это для остальных детей 826 . Таким образом, Анна Федоровна не была дворянкой, хотя и принадлежала к дворянскому роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Припев: Вси святии земли Владимирския, молите Бога о нас. Православныя веры правило,/добродетелей христианских зерцало,/народа своего отец чадолюбивый,/по глаголу евангельскому душу свою на поле брани с нечестивыми татары/за люди своя и отечество положил еси,/святый благоверный великий княже Георгие!/Знамением Божиим, на тебе явившимся, чудесно прославленный,/яко усеченная глава твоя по смерти прильпе к телеси твоему,/с ним же до днесь нетленно почивает, источая приходящим к раце твоей токи чудес,/темже, вси вернии, любовию тя, святе, ублажаем.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Богоглаголиваго святителя Симона, граду Владимиру чадолюбиваго архиерея,/святому князю и страстотерпцу Георгию, другу Божию, приснаго друга и учителя,/достойно да восхвалим днесь, вернии./Той бо, яко солнце пресветлое, от Киево-Печерския Лавры Пресвятыя Богородицы/в северней столице возсиял есть,/благовествуя подвиги равноангельных Богоносных отцев./Ихже житию усердно подражав,/яко земный Ангел и Небесный человек, паству свою словесы благоплодными и житием непорочным усладил есть./Ныне же душею на Небесех ликовствуя,/телом же нетленным с преподобными отцы в Киевских пещерах почивая,/многая источает чудеса и молится Господу даровати нам мир и велию милость.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Радуйся, Небесная Царице,/ангельское непрестающее удивление и человеческаго рода неумолкаемая славо,/землю Владимирскую освятившая пречистыми стопами Твоими/во явлении благоверному боголюбивому князю Андрею./О сем ныне веселящеся и радующеся, молим Ти ся прилежно:/всемощным ходатайством Твоим у Сына и Бога Твоего мир мирови испроси,/земли плодов изобилие, пастырем святыню/и всему человечу роду спасение.  Седален, глас 1 Яко звезды многосветлыя Неба церковнаго,/вси вас почитаем, святии вси Владимирския земли,/подвигов добропобедных сиянием и чудес зарями грады и веси края нашего просветившии./Вы бо Божественныя светлости явилися есте причастницы/и блаженныя вечныя жизни показалися есте наследницы./Темже всерадостную память вашу совершающе, верно вопием:/Спасу Христу усердно молитеся грехов оставление подати/чтущим вы, препрославленнии. Песнь 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-sobor...

Часть 1-я Предисловие История Малой России до времен нашествия на нее татар, с ханом их Батыем, соединена с историей всея России, или она-то и есть единственная История Российская; ибо известно, начало сей истории, вместе с началом правления Российского, берется от князей и княжеств Киевских, с прибавлением к ним одного только новгородского князя Рюрика, и продолжается до нашествия татарского беспрерывно, а из сего времени бытие Малой России в Общей Российской Истории едва упоминается; по освобождении же ее от татар князем литовским Гедимином, и совсем она в Российской истории недосказана. Посему предлагаемая здесь История Малороссийская, писана на два периода, т.е. до нашествия татарского экстрактом, а от сего нашествия пространно и обстоятельно. Историков и летописцев сего времени было в Малой России довольно. Но как сия страна, как бы созданная или осужденная для руин, от частых нашествий иноплеменников, а еще более частых набегов и браней от народов соседних, и наконец, от непрестанных междоусобий и побоищ, претерпела всех родов разорения, губительства и всесожжения, и так сказать, обагрена и напоена кровью человеческою и покрыта пеплом, то в такой несчастной земле, можно ли было, что-либо сберечь целое? А по сей причине, взята сия История из летописей и записок Белорусских, яко из страны единоплеменной, соседствующей и от руин Малороссийских удаленной. Известный ученостью и знатностью депутат шляхетства малороссийского, господин Полетыка, отправляясь по должности, депутатства в великую оную Имперскую комиссию для сочинения проекта нового уложения, имел надобность необходимую отыскать отечественную Историю. Он относился о сем к первоначальному учителю своему, архиепископу Белорусскому Георгию Конискому, который был природный малороссиянин, и долголетно находился в Киевской академии префектом и ректором. И сей-то архиерей, сообщил господину Полетыке летопись или историю сию. Уверяя архипастырски, что она ведена с давних лет в кафедральном Могилевском монастыри искусными людьми, сносившимися о нужных сведениях с учеными мужами Киевской академии и разных знатнейших Малороссийских монастырей. А паче тех, в коих проживал монахом Юрий Хмельницкий, прежде бывший гетман Малороссийский, оставивший в них многие записки и бумаги отца своего, гетмана Зиновия Хмельницкого, и самые журналы достопамятностей и деяний национальных, и что притом она вновь им пересмотрена и исправлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Таким же образом мнимо великое предприятие должно было решиться. Мы не принимали в нем участия, и похвалимся этим. Мы в это время образовали свой ум и душу, и потому-то ни одно царство, возникшее из средних времен, не представит нам памятников XII столетия, подобных слову Игоря, посланию Даниила к Георгию Долгорукому и многих других сочинений на славянском языке даже IX и X столетий. Есть ли у кого из народов европейских, кроме шотландцев, подобные нашим легенды и песни, у кого столько своей родной души, откуда льются эти звонкие, непостижимые по полноте чувств, голоса хороводов; прочтите сборник Кирилла Данилова древнейших народных преданий-поэм. У какого народа христианского есть Нестор? У кого из народов есть столько ума в пословицах, а пословицы не есть ли плод опытной, давней народной жизни? Еще оставалось бы высчитать тебе природные свойства и прижитые недостатки наших и прочих просвещенных народов, взвесить их и по ним уже заключить: который из народов способнее соединить в себе могущество вещественное и духовное? Но это новый, обширный предмет рассуждения. Довольно против мнения – что мы ничтожны». Стиль изложения очень похож на филаретовский. К тому же начало, почти пародирующее начало письма Чаадаева. Вспомним, что и Пушкину на его «Дар напрасный» Филарет ответил пародией на его стихи, но пародией, заключающей во всем возражение тому, что написано у Пушкина. Точно так же и тут, пародируя манеру Чаадаева, автор во всем спорит с создателем «Философического письма». Итак. Если принять, что статья «Несколько слов о философическом письме» действительно написана московским митрополитом, то следует признать, что как Чаадаев – первый западник, так святитель Филарет – первый славянофил! Славянофиларет. В переводе с греческого: «любящий славянскую добродетель». И – реакционер. В том смысле, в каком человеческий организм проявляет себя реакционером, выказывая какую-либо откровенную реакцию на болезнь. Филарет первым, не улюлюкая: «Сумасшедший! Ату его!» -вышел на бой с клеветником России, чтобы не силой государственной машины и не силой общественного выдавливания, а силой просвещенного ума одолеть силу клеветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Письмо Георгию Никомидийскому (Письмо 277) 79 . Эзоп был баснописец, и басни его приносили много пользы в жизни. Помимо прочего, что он сочинил, чтобы переменить людские нравы от низменных к добропорядочным, придумал он и недурную басню, рассказывающую о природе вина и о вреде его. Говорится же у него в этой басне следующее. Дионис, у которого вначале было три виноградных грозди, первую из них положил долей самому себе, вторую посвятил в дар Афродите – а третья осталась в удел Буйству (βρις), по которому названо и словесное буйство, и бесчинство, выражающееся в непристойных поступках. Ты, может быть, спросишь, что это значит. Дионис не предавался вакханалиям, но водил за собой вакханок. Впрочем, поскольку подробная история превышает меру письма, [скажу, что] Дионис сам по себе не безумствовал – потому что соразмеряющий употребление вина с потребностью имеет первую гроздь. Тот же, кто извращает потребность и выжимает вторую гроздь, теряет меру и, оступившись естеством, вовлекается в оргии Афродиты, и такого человека захватывает действо, в котором мы видим мистерии распутства. Но ты не особенно поддавайся жалости и не оплакивай падение – вот третья гроздь, она-то как раз и вызывает вместе с сожалением и слезы, потому что делает принявшего ее рабом Буйства и, плененного, изводит из самого родства с людьми. Хорошо и прекрасно было бы, если бы Диониса не было – ибо зачем мне смотреть на вакханок и безумствовать вместе с их неистовством, и терзаться происходящими отсюда волнениями и заботами? Если же об этом можно только мечтать (ведь обычай и давность – самое трудноодолимое в жизни), то в наших силах по крайней мере не выжимать вторую гроздь и не навлекать на себя причиняемый ею вред. Тот же, кого не сделала благоразумнее даже срамота второй, и кто, при том, что уже второй следовало всеми силами избегать, принимает и третью гроздь, тот поистине делает себя игрушкой буйства и изгоняет из всякого человеческого сообщества. Прими это во внимание, посмотри, как басня открывает истину в действительных поступках и показывает налицо пользу назидания – и берегись, чтобы басня на тебе не оказалась тем более басней, превращаясь во вздорную болтовню.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Степан Иванович только в рассуждении женщин не позволял ему простирать требований к себе на двор, дабы никто не видал женщины настоящего, греческого закона, «входящей к немцу». Из этого для нее мог произойти срам, унизительный даже и для могущего явиться ребенка. Немец обязан был надевать летом холодный, а зимою ватный халат и картуз и брать в руки фонарь и идти сам на деревню, в сопровождении десятника, который «отвечал за его жизнь». А немец был только ограничиваем одним наказом, чтобы от него не было никакого размножения «немецкой прибыли, а все шло в прибыль русскую». По деталям это казалось только частными ограничениями, но в общей сложности всего выходило, что немец жаловался Степану Ивановичу, говоря: — Никак нивозможность. — А почему бы это так? — Все удираетси!.. Это означало, что как только немец выходил в свой ночной поход в длинном спальном халате и с фонарем в сопровождении «отвечавшего за его жизнь», так все его издали видели, и все, кому угрожало по направлению его посещение, разбегались и прятались. Степан Иванович об этом как будто сожалел, но ничего в установленном им порядке отменять не дозволял. — Без фонаря и без провожатого тебя пришибут и выпотрошат, и отвечать за тебя мне будет некому, — говорил он, как будто искренно признавая установленный им порядок за необходимое; но близко изучившие его люди замечали, что при том, как он обсуждал с немцем его дело, — «один ус» у Степана Ивановича «смеялся». У него, как у настоящего психопата, многое бестолковое соединялось с хитрым и было так «пересыпано», что «не можно було добрать, що вередуе» . Игривые штуки его с немцем кончились тем, что тот все ходил, мерцая своим фонарем, как ивановский жук в траве, пока, наконец, в сенях одной крестьянской хаты ему отмяли бока, и провожатый, отвечавший за его жизнь, принес его домой, где тот и не замедлил отдать богу свою немецкую душу, пожившую здесь с почтением к святителю Николаю и к св. Георгию. Но, несмотря на самоподчинение этого немца названным святым, Степан Иванович все-таки нашел, что его недостойно было хоронить внутри кладбища, «вместе с родителями правой восточной веры», а указал закопать его «за оградою» и не крест поставить над ним, а положить камень, «дабы притомленные люди могли на нем присесть и отпочить».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Далее Луцидариус сообщает о мироустройстве, о частях света, о стихиях, планетах, звездах, кометах, явлениях природы (о землетрясении, затмении, громе, молнии, граде, дожде, снеге, инее), объясняет образование ветров, холод и теплоту, влияние солнца на долготу дней, годичное движение солнца, образование туч и росы, происхождение животных; входит в подробности при объяснении причин кратковременности жизни, о деторождении, размышлении, о волосах, ногтях, сединах и смерти. Наконец, Луцидариус останавливается на разных мелких религиозных вопросах, объясняет части богослужения, значение колоколов и креста, говорит об антихристе, будущем суде и новом мире. Даже разрешает такие вопросы, как напр., восстанут ли на суд некрещеные младенцы и родившиеся мертвыми. Рассматривая вообще содержание Луцидариуса, следует заметить, что он, во-первых, стоит на религиозной почве, а, во-вторых, окружающие явления старается объяснить естественным путем. Мы встречаем в нем некоторые несогласия с священным писанием и преданием, что, однако, не изменяет его религиозного значения. В других случаях он дает более научные объяснения, нежели прежние статьи апокрифического характера 1386 . Не смотря на это, М.Грек отнесся к нему вполне отрицательно. Он писал Георгию: «не особенно внимай предисловию книги сей, ибо не только больше и лучше говорят нам православные святители и учители наши, но оно во многих случаях лжет и пишет противно православным преданиям и повестям... Латыне, Георгий, много прельстились внешними учениями и не подобает вам внимать их учению, или переводить их на русский язык, берегитесь от них, как от гангрены и злейшей коросты, если хотите быть чистой пшеницей, а не плевелами оказаться в день жатвы». В чем же заключается причина такого строгого отношения М.Грека к Луцидариусу? Она лежит в основном взгляде на явления умственной и общественной жизни, который он постоянно приводит в своих сочинениях. «Кроме предания писанного, говорит Максим по поводу Луцидариуса, говорить что или учить чему не похвально».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Так или иначе, но Аркадий отправился в «места не столь отдалённые» и на долгие годы обрёл славу первого человека, севшего в Симферополе за употребление наркотиков. Благо уже усоп «вождь народов» и Аркадий не схлопотал попутно срок за шпионаж в пользу афганской или иранской разведки. У Аркадия, кроме Алемдара Караманова был ещё один задушевный друг, который к моменту нашей встречи с Аркадием давно умер, но о котором он вспоминал с неизменной теплотой и глубоким почтением. Это был христианский художник Георгий Эдуардович Бострем. Удивительный это был человек, как я понимаю. Из тех, что плывут не по течению или против него, а исключительно туда, куда нужно. Он родился в 1884 году. Окончил Одесское художественное училище, затем обучался в Петербургской академии художеств имени Репина, в Мюнхенской Академии. Увлёкся абстрактной живописью, сошёлся с Василием Кондиинским, организовывал первые выставки «беспредметного искусства». Но в 1907 году что-то произошло в его душе, какой-то духовный переворот. Он отправился в паломничество по святым местам: сначала Западной Европы, а затем Палестины, Греции, жил на Афоне и возвратился в Россию глубоко верующим православным христианином. После революции он жил в Загорске, участвовал в работе реставрационных мастерских Троице-Сергиевской Лавры, расписывал храмы… Человек не только прекрасно образованный, но и по-настоящему мудрый – он дружил с Михаилом Пришвиным, Василием Розановым, отцом Павлом Флоренским, позже с академиком-офтальмологом Филатовым, известным певцом Иваном Козловским… В двадцатых годах в Ташкенте Георгий Эдуардович познакомился со Святителем Лукой (Войно-Ясенецким) и тот посоветовал художнику перебраться в Крым. Это «благословение» осуществилось в 60-х годах, когда художник поселился в убогом домишке в селе Заречном. Местным жителям он запомнился своей добротой и ещё тем, что рисовал бабулькам иконы, а те подкармливали его от своих нехитрых щедрот. Здесь, в Крыму Бострем сдружился с Алемдаром Карамановым, который от имени многих и многих даровитых и талантливых людей своего времени сказал о художнике так: «Если бы не он, никто из нас не стал бы тем, кто он есть». К слову, именно благодаря Георгию Эдуардовичу, Алемдар Караманов принял крещение, и тема духовности навсегда и прочно вошла в его творческую жизнь.

http://pravoslavie.ru/42716.html

2) По экономической части совершенный беспорядок: штатной суммы к октябрю вместо 1500 р. или 1200 рублей находится только 57 рублей; между тем нет ни хлеба, ни дров, ни теплой одежды ученикам. Дом училищный и здания разваливаются. Все это, т. е., как порядок, так и беспорядок, произошло оттого, что училище вверено было хотя и доброму и усердному, но молодому и совершенно неопытному человеку, священнику Георгию Логинову, а Иркутское семинарское правление, получив замечание ревизионного комитета касательно отчетов Камчатского училища за 1839 и 1840 годы, не приняло мер даже к освидетельствованию оного, тогда как здесь находится человек, известный семинарскому правлению и неприкосновенный к училищу – кандидат богословия протоиерей Прокопий Громов. По ближайшем рассмотрении оказалось, что здешнее училище по чрезвычайным необыкновенным ценам на все вещи и припасы, по ныне существующему штату и на нынешнем окладе (2061 руб. 80 к. серебром) существовать в надлежащем порядке не может. Посему приняты мной следующие меры: а) священник Логинов от экономической части отрешен, и за неправильные и незаконные расходы подвергнуть строгому вычету; но, как хороший учитель и добрый инспектор, оставлен при сих должностях. б) Смотрителем училища, на основании положения Святейшего Синода, в отчете г. Обер-Прокурора за 1840 год изложенного, определен здешнего собора протоиерей кандидат богословия Прокопий Громов на общем положении смотрителей уездных училищ. в) На том же основании, по предложению моему, Начальник Камчатки г. Страннолюбский принял на себя звание почетного смотрителя, что в теперешних обстоятельствах совершенно необходимо и уже приносит существенную пользу 28 . г) По части экономической определен учитель, священник Михаил Коллегов, который должен состоять в полномочном распоряжении смотрителя. д) О возведении нового дома для училища делаются разные соображения и распряжения, а также для составления проекта нового штата и проч., которые в свое время будут представлены на благоусмотрение Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

апостолу Варфоломею Св. пророку Исаии Св. Льву, епископу Катанскому Преподобному Даниилу Столпнику Св. преподобному Патапию Св. Иоанну Златоустому Св. Евтихию, патриарху Цареградсткому Св. апостолу Анании Тому же св. апостолу Св. Священномученику Игнатию Богоносцу епископу Антиохийскому Тому же святому Св. мученикам: Конону и Арестею Священномученнику Клименту, епископу Анкирскому, и св. мученику Агафангеллу Преподобному Савве Освященному Св. великомученику Феодору Тирону Тому же святому Св. мученику Виту Св. священномученику Пакаратию Тому же святому Св. Священномученику Дометию Св. Священномученику Власию Св. Мученику Емилиану Св. Мученику Акакию Св. Мученику Евплу, диакону Св. Преподобномученику Анастасию Персянину (Января 22-го). Св. Мученику Полиевкту Св. Великомученику Георгию В Афонском кондакарие помещены еще следующие кондак и икосы тому же святому: Св. Преподобным Ксенофонту и Марии, и чадам Их: Иоанну и Аркадию Святым четыредесяти мученикам Севастийским (Марта 9-го). Святым четыредесяти двум мученикам Амморийским Святым мученикам: Терентию, Африкану, Максиму и прочим с ними Святым преподобным отцам, в Синае и Раифе избиенным Св. преподобным отцам, в Раифе избиенным Св. преподобным отцам, во обителе св. Саввы Избиенным Св. Григорию Чудотворцу, Епископу Неовесасийскому (17-го ноября). Св преподобному Феодосию Великому, общих житий начальнику Тому же святому Святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мирликийскому Св. преподобному Илариону Великому Св. преподобному Феодору Сикеоту Преподобному Иоанну Феристе Преподобному Семиону Столпнику, на Дивной горе подвязавшемуся Св. Священномученику Афиногену Св. Андрею, архиепископу Критскому Св. Феодору Студиту Св. Мефодию, патриарху Цереградскому Св. мученику Леониду и седми девам (Апреля 16-го). Св. Мученникам Тимофею и Мавре Св. Мученицы Марине Св. первомученице Фекле Св. великомученице Анастосии узорешительнице Св. великомученице Екатерине Той же св. великомученице Св. мученице Агафии Той же св. мученице Св. преподобномученице Евдокии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010