В его учении взаимосвязь заповеди любви с золотым правилом нравственности проявляется в выражении совершенного сочувствия с другими людьми, «чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют» с. 228]. Золотое правило нравственности (морали) – принцип, которым руководствуется человечество уже на протяжении последних нескольких тысячелетий. Он имеет негативную и позитивную формулировки, гласящие: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы чтобы они (не) поступали по отношению к тебе». Исследователями золотого правила нравственности (морали) в Библии его упоминание Абрамов Александр Вячеславович насчитывается трижды: в книге Товита ( Тов.4:15 ) в отрицательной формулировке, в Евангелии от Луки ( Лк.6:31 ) и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея ( Мф.7:12 ): «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» с. 109]. У Феофана Затворника своеобразное воспроизведение золотого правила нравственности в своей позитивной формулировке нашло выражение в следующем высказывании: «Переноси на себя состояние твоего брата, – и чего бы ты пожелал себе, находясь в подобном положении, то сделай для него без отказа...» с. 164]. А в негативной формулировке золотое правило отразилось в его учении о «чистой совести». Согласно его учению, «к иным людям хранить совесть свою чистою, значит, не делать им ничего, чего не хочешь, чтоб они делали тебе...» с. 406]. Его учение о золотом правиле нравственности во многом близко дефинициям категорического императива в этике Канта, который сформулировал одну из своих трактовок принципа категорического императива следующим образом: относись к человеку как к цели и никогда как к средству т. 4]. Свое учение о естественном нравственном законе святитель Феофан Затворник в наиболее развитом виде выразил в своем толковании послания апостола Павла к Римлянам: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). Одним из признаков святитель Феофан Затворник видел в общности закона, устного или писаного, который сам по себе признают хорошим не только христиане, но и язычники, хотя его велениям как те, так и другие не всегда следуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Три кьеркегоровских типа как реминисценции легко распознаются в христианской традиции: религиозный человек подобен человеку Нового Завета, этик — Ветхого, а обыватель — это язычник, он просто живет биологической жизнью. Эстетик же — тип особенный, но как доказать необходимость его вычленения из привычного для богословия трехсоставного ряда?   Стадии экзистенции и Евангелие Многие бдительные христиане заметят, что кьеркегоровское учение о стадиях само требует доказательства. Однако при внимательном чтении Священного Писания его можно найти, неопровержимое в своем авторитете. Всем христианам известна притча о сеятеле и семени. Святитель Феофан Затворник в своем труде «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов» тщательно совместил в один текст изложение этой притчи у трех евангелистов (Мф. 13:3-9; Мк. 4:3-9; Лк. 8:4-8): «Вот, вышел сеятель сеять семя свое. И когда он сеял, случилось, что иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные налетели и поклевали то. Иное пало на камень, на каменистые места, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня и влаги, засохло. Иное упало в терние; и выросло терние, и заглушило его, и оно не дало плода. А иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, иное же сто» 138]. Трое евангелистов-синоптиков излагают данную притчу одинаково, строго соблюдая схему и классификацию мест, куда падает зерно слова Божия, и это, да еще святость слова Божия, которое без глубокого смысла никогда не произносится, подвигает нас проникнуть в этот смысл глубже, понять эту систему. Понять ее помогает и Сам Христос, и опять же, три евангелиста-синоптика излагают это изъяснение (Мф. 13:18-20; Мк. 4:13-20; Лк. 8:9-15), исходящее из уст Христа, одинаково, не нарушая общей схемы. Святитель Феофан Затворник совместил изъяснения в единый текст: «Спросили также Его, что бы значила притча о сеятеле? Он говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи! Вот что значит притча сия. Выслушайте значение притчи о сеятеле. Сеятель слово сеет; семя есть слово Божие. Упадшее при пути семя — это суть слушающие слово о Царствии и не разумеющие, к которым, когда услышат, тотчас приходит лукавый диавол — сатана, и похищает слово, посеянное в сердцах их, и уносит слово из сердца их, чтоб они не уверовали и не спаслись. Вот кого означает семя, посеянное при пути». Такое поведение свойственно состоянию обывателя, который сам себе не хозяин, но подобен бессловесному, не способному слышать слово Божие и заботящемуся только о пропитании и прочих насущных потребностях.

http://bogoslov.ru/article/6165463

«Да не заградиши устне вола молотяща» (Втор 25:4). «Еда о волех радит Бог?» 1 Кор 9:10. Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. «Или нас ради всяко глаголет? Нас бо ради написася, яко о надежди должен есть оряй орати, и молотяй с надеждею своего упования причащатися». Не то говорит Апостол, что у Бога нет попечения о волах. Ибо печется Бог и о них, но печется ради нас, потом что ради нас их и создал. Потому и блаженный Давид сказал: «Прозябающему на горах траву и злак на службу человеком» (Пс 146:8). 1 Кор 9:11. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? «Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем?» Дав гораздо большее, погрешаем ли, если берем гораздо меньшее? 1 Кор 9:12. Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. «Аще инии власти вашея причащаются, не паче ли мы?» В сих словах Апостол подразумевает тех, которые худо управляли коринфянами. «Но не сотворихом по области сей: но вся» покрываем; то есть переносим, выдерживаем, терпим. А для чего? «Да не прекращение кое дамы благовествованию Христову». Весьма выразительно Апостол назвал вред прекращением, потому что не дает, говорит он, распространяться благовествованию; задерживает его течение, препятствует спасению посредством проповеди. Потом, поелику упомянул о волах и протолковал закон, вероятно же, иные возражали, что толкование сделано не как должно, то указывает на закон, еще яснее подтверждающий слово его. Блаженный Феофилакт Болгарский Блаженный Феодорит Кирский Святитель Феофан Затворник Комментарий редактора Подвести итоги Святитель Феофан Затворник ( книга ) Глава 9, стихи 1, 2. Несмь ли Апостол? Несмь ли свободь? Не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? Не дело ли мое вы есте о Господе? Аще иным и несмь Апостол, но обаче вам есмь; печать бо моего апостольства вы есте о Господе.

http://bible.predanie.ru/nedelya-11-po-p...

7. Заключение Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» , — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения. В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении приведенного выше правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью» . Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная» , хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» 11 сентября 2013 г. См.: Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers//Dumbarton Oaks Papers. 2006 Vol. 60. P. 146–188. Журнал 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года//Журнал Московской Патриархии. 1969. 1. С. 3–5. Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757. Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 4 апреля 2016, 06:53 Из сказанного выше следует, что в начале христианине причащались, чаще и состояние их духовного и телесного состояния было более чистым. Но нужно учитывать, что жизнь их была короче в том числе и из за гонений, нежели чем сейчас. Поэтому то что сейчас человек причащается реже нет нечего противоестественного. По поводу всяких правил и обязательств. Лучше их назвать не правилами, а примерами или образцами, эталоном благочестия. Человек стремится к ним и оценивает себя, насколько он достиг, делает выводы и трудится над собой. А то получается, в селе одна служба, а в городе каждый день и кто в городе исполнил правило посетил все службы ему можно на причастие и совесть его чиста, а сельскому жителю нельзя, он был всего на единственной службе в храме? У одного все книги и он молод всё прочитал, пошёл на причастие, а у другого нет возможности иметь все книги и зрение плохое ему всего не прочесть значит к причастию не допускать? А то что закон НИКТО не сможет исполнить до конца ясно из Гал.3:11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. И ещё Адаму всего одна заповедь дана была, смог ли он её исполнить???

http://pravoslavie.ru/64015.html

«И духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор. 14:32 ). «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюду острого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). «Думай о хорошем, чтобы не думать о худом, потому что ум наш не может находиться в праздности. Суетные мысли рождают и суетные дела, а добрые – добрые» (Ефр. Сирин). «Не уклоняйся от учения, хотя бы ты был и очень мудр. Ибо Божие устроение полезнее нашей мудрости» (Марк. Подв.) «Иные хвалятся беседой с знатными людьми, князьями и царями, а ты хвались тем, что в Священных Писаниях беседуешь со Святым Духом, потому что в них говорит Дух Святой» (Ефр. Сирин). «Когда читаешь, читай с усердием и прилежно. С великим вниманием останавливайся на каждом слове и не только переворачивай листы, но не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы постичь его значение» (Ефр. Сирин). «Всегда проси Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе значение Своих слов, потому что многие, понадеявшись на свой разум, впали в заблуждение и, называя себя мудрыми, обезумели» (Ефр. Сирин). Священное Писание по творениям святителя Феофана Затворника В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, «предживописуя имеющее быть искупление» и спасение людей (Еп. Феофан. Псалом 118. Изд. 2-е. М., 1891. – С. 14). Затем Сам Христос Спаситель, придя на землю, возвестил миру, как должен человек жить на земле, чтобы быть достойным Неба... Сын Божий, воплотившись, возвестил явно об Отце и изъяснил волю Его и Свою, вступив с человечеством в Новый Завет ... Спаситель мира во время пребывания Своего на земле сообщил человечеству учение о спасении и вечной жизни, а после славного Воскресения Своего послал святых Апостолов проповедовать слово Божие по всей вселенной... С тех пор, как вышел Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей (Еп. Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1991. – С. 116).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Каждый человек, поступая не по правде, преступая заповеди Божии, испытывает внутреннее неспокойствие, так как покоя ему не даёт то, что называется совестью, которая оживляется страхом Божиим. По апостолу, это свидетельствует о том, что в сердце каждого человека вписан некий определённый закон: они (язычники) показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их ( Рим.2:15 ). «Встретится страдающий – в сердце является сострадание к нему. Видит кто обиженного – опять в сердце рождается неудовольствие на обидчика, с побуждением защитить страдающего. Получит кто благодеяния – сердце наполняется благодарностью к благодетелю. Так и во всех нравственных делах – первое внушение исходит из сердца» 223 . Этот закон является центром духовной жизни. По сути, совесть – это то душевное состояние, благодаря которому человек может сделать определённые выводы по совершенному им хорошему или плохому поступку. Поэтому «никто не может оправдаться тем, что не знал, как поступать в своей жизни, и тем, что не знал о будущем Божественном воздаянии и наказании за совершенные дела, поскольку Бог через Своё творение явил Своё могущество в мире» 224 . В случае совершения плохого поступка совесть человека обличает его. Для человека, стремящегося к Богу, совесть является как бы путеводительницей, так как она подсказывает, как следует поступить в той или иной ситуации. Но проблема возникает в том, что человек, злоупотребляя своей волей, попирая нормальный нравственный порядок вещей, может свою совесть ослепить: Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого ( 2Кор.4:3–4 ). В данном контексте апостол говорит о чистоте адресованного учения, которое является непреложной истиной, преподаваемой через совесть: представляем себя совести всякого человека пред Богом ( 2Кор.4:2 ). Святитель Феофан Затворник об этом говорит так: «Есть в душе каждого заступник за истину благовестия – дух с присущим ему страхом Божиим и совестью. Эти стихии духовные одного рода с словом благовестия и тотчас спознаются с ним, коль скоро не заглушены духом века сего. Слово благовестия говорит, что мы безответно грешны пред Богом, и совесть это сознаёт» 225 . Совесть и ум у осквернённых и неверных осквернены: для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть ( Тит.1:15 ). Здесь апостол обращает внимание на сердце, то есть на то, что в первую очередь определяет, чист человек или нечист. Как говорит святитель Феофан Затворник , апостол Павел показывает нелепость иудейских басен о яствах: «Апостол Павел указывает на их учение о яствах, будто они делают употребляющего их чистым или нечистым. Чистота или нечистота человека зависит не от того, чем он питается, а от сердца» 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

___________________ Примечания: 1 Беседа о словах «Подобни мне бывайте». Толкование на Апостол из Первого послания апостола Павла к Коринфянам, читаемый в десятую Неделю по Пятидесятнице. 2 Дядьками или наставниками. 3 Молим или просим. Прочтите толкования Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года  ( книга ) Святитель Феофан Затворник. Толкование в Неделю 10-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Мысли митрополита Антония (Храповицкого), высказанные им в проповедях (Евангельское чтение) Протоиерей Всеволод Шпиллер. Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого отрока . О горчичном зерне (Евангельское чтение) Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Первое послание апостола Павла к Коринфянам, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице Митрополит Антоний Сурожский. Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого отрока    После того, как Господь наш Иисус Христос чудесным образом явил на горе Фавор Свою Божественную славу ближайшим ученикам, которые впоследствии стали свидетелями и Его страданий, Он спустился вместе с ними к остальным апостолам. Там Спаситель узнал, что за время Его отсутствия произошло событие, которое как бы унижало Его учеников и бросало на них тень, а таким образом, косвенно и на Него Самого (конечно, только с точки зрения обычных человеческих понятий). «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (ст. 14–16). Отсутствовал не только Сам Спаситель, для Которого нет ничего невозможного, но и самые близкие, самые ревностные Его ученики: Петр, Иаков и Иоанн.

http://bible.predanie.ru/nedelya-10-aya-...

Всем сердцем, всею душою и всем помышлением возжелал я любить Тебя и ближнего своего, как самого себя, так как в этом вся совокупность заповедей. Не моей, но Твоею правдой оживи меня, то есть исполни меня той любовью, которой я возжелал. Помоги мне исполнить то, что Ты повелеваешь; даруй Сам, что заповедуешь. Сам я в себе имею только то, чем умереть, а чем жить, того не могу найти нигде, как только в Тебе одном: животвори меня правдою Твоею, то есть Христом, ибо Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор. 1, 30 ). Блаженный Августин (Святитель Феофан Затворник . Псалом 118, с. 166, 168). Кто же чист пред Господом? «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов 14, 4 ). Как же можно сказать: «Я совершал суд и правду» ( Пс. 118, 121 )? Можно, но в таком смысле: все, зависящее от меня, я делаю, чтобы быть верным правде, сознательно не иду против заповедей Твоих и против воли Твоей, совесть моя не уличает меня в этом. Я всегда хочу и стремлюсь быть верным правде. Есть грехи», но грехи немощи, неведения, нечаянностей, а чтобы задумать грех и злонамеренно привести его в дело – этого со мною не бывает. Так могут говорить очень немногие. Блаженный Феодорит спрашивает: «Кто имеет столько душевной чистоты, чтобы с дерзновением повторить слова пророка? Тот, кто, подобно апостолу, может сказать: «Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей» ( 2Кор. 1, 12 ). Вот поэтому-то и говорит так пророк. Правда, и он имел тяжкий грех, но очистил его искренним покаянием. Покаяние смывает нечистоту греха и после греха дает совести дерзновение свидетельствовать: «Я совершал суд и правду», особенно когда от Самого Бога изречено прощение. Итак, если желаешь, чтобы упование осеняло душу твою и ты мог с дерзновением изрекать Богу: «не предай меня» ( Пс. 118, 121 ), будь верен правде, или заповедям Божиим. Святитель Феофан Затворник . Псалом 118, с. 385–386. Читать далее Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов « Настольной книги священнослужителя », издание Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

За то, что ты осквернил святилище Моё всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Моё, и Я не помилую тебя ( Иез.5:11 ). Святитель Феофан Затворник даёт такое толкование на стих 19 ( 1Кор.6 ): «Храм Духа Святаго – телеса ваша: не оскверняйте же их нечистыми похотьми и срамными делами, духа же вашего нечистыми помыслами и пожеланиями, чтобы не отогнать Духа Божия чистейшего. Ибо, как дым пчёл, так эти нечистоты отгоняют Духа» 156 . Таким образом, христианин, творящий блуд, оскверняет собственное тело, которое суть Храм Божий, и своей нечистотой отгоняет Духа Святого, что неизбежно влечёт за собой разлучение с Богом; – в полемике с коринфянами апостол Павел приводит бытовавший у них девиз: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое – и тут же добавляет: Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор.6:13 ). Коринфяне, говоря о «чреве» и «пище», по-видимому, имели в виду присущую падшей человеческой природе страстность – необходимость удовлетворять физиологические потребности: утолять голод пищей, утолять половой аппетит и пр. То есть удовлетворение блудного желания для них было так же естественно, как и поглощение пищи. И неважно, как при этом поступает со своим физическим телом человек (например, объедается или прибегает к услугам женщин лёгкого поведения, что было в порядке вещей в Коринфе), – и чрево, и пища бренны, и однажды Господь уничтожит и то и другое. Поэтому станем в своё удовольствие есть и пить, ибо завтра умрём! ( 1Кор.15:32 ). Однако апостол Павел категорически не принимает аналогию между поглощением пищи и блудом, потому что он отрицает равнозначность чрева и тела. Это становится ясным из следующих рассуждений. Так, святитель Феофан Затворник пишет: «...если просто принимать брашна в значении пищи, а чрево в значении приёмника съестного, то следующие за сим слова [Бог уничтожит и то и другое, – Л.С.] лучше принимать как пророчество о состоянии в будущем веке: Бог же и сие и сия упразднит,– как бы так: но они оба по воскресении будут упразднены, как не нужные; ибо тогда Бог преложит нас в нетление, так что ни в пище не будет нужды, ни в приёмнике съестного – чреве» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К перечню своих немощей он добавляет печальный опыт изнурительной болезни. Он пишет об острой боли, которая постоянно мучила его как застрявшая в теле заноза, или «жало» в Синодальном переводе. Мы можем лишь гадать, какая болезнь доставляла апостолу столь жестокие страдания, что он трижды молил Господа избавить его от этого «ангела сатаны», — как он образно называет свою болезнь. Молитва его была услышана. И он получил ответ. Но не такой, какой по-человечески, скорее всего, ожидал. Господь не избавил Павла от боли, но дал ему силы жить с нею, преодолевая ее. «Довольно для тебя благодати Моей», — таков был Божественный ответ. Означает ли это, что боль, страдание есть нечто положительное? Разумеется, это не так. Всякое страдание есть зло, неизбежное в этом мире. Человеку свойственно стремиться избавиться от боли и страдания. Так и апостол в одном случае бежал от опасности, спускаясь по стене в корзине, в другом случае, не имея возможности обычными медицинскими средствами избавиться от боли, обращался с молитвой к Господу. В этом пример и для нас. Но, как и Христос, каждый молящийся должен предоставить исполнение его молитвы Богу: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14:36). «Сила Моя совершается в немощи». Эти слова Господа несут в себе великий евангельский смысл. Они побуждают нас не избегать Креста, если мы, как Симон Киринеянин, призваны к сонесению Креста и, при известных обстоятельствах, даже к состраданию на Кресте, ибо только так мы обретаем и совоскресение с Господом. Эти слова Господа стали для апостола Павла законом его жизни во Христе. Они обращены и ко всем нам, чтобы мы приняли их в наше сердце как великое обетование Божие. Ибо в Господе никакие «ангелы сатаны», никакие немощи, боли и страдания не могут «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» Аминь. 26 октября 2008 г.   Прочтите толкования Митрополит Антоний Сурожский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский) Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник Стих 31 .

http://bible.predanie.ru/nedelya-19-aya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010