к) Комитету присваивается печать с изображением в средине красного креста и вокруг надписи: «Церковный комитет помощи голодающим». Вот главные положения, которые, по моему глубокому убеждению, должны лежать в основании учрежденного мною Церковного комитета для наиболее верного и скорейшего достижения намеченных им целей. Питаю уверенность, что Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет не откажет во всеобщем осведомлении о существовании Церковного комитета помощи голодающим и о предоставленных ему правах и предупредит все подведомственные учреждения, как в центре, так и на местах, на предмет оказания ему всемерной поддержки. Патриарх Тихон Вестник ПСТГУ С. 183–185. Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР 03 (16) июня 1923 года В Верховный Суд РСФСР от содержащегося под стражей патриарха Тихона (Василия Иванов [ича] Беллавина) ЗАЯВЛЕНИЕ. Обращаясь с настоящим заявлением в Верховный Суд РСФСР, я считаю по долгу своей пастырской совести заявить следующее. Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922-м. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, т.е. освободить меня из-под стражи. Тем не менее немедленное осуществление реформы календаря встречает на своем пути большие затруднения. Во-первых, для закономерного введения нового стиля требуется согласие всех автокефальных Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1942–26.03(08.04).1952: Куйбышевская Алексий Пантелеев 1927–1930: Аляскинская 1930–; Сан-Францискская (заруб.) –1946: Аляскинская 1946–1946: Тобольская 1946–29.08(11.09).1948: Омская Алексий Покровский 24 .04(07.05).1924–17(30).09.1924: Муромская (обн.) 17(30).09.1924–08.1925: Юрьевская (обн.) 08 .1925–1928: Касимовская (обн.) 09(22).07.1926–1926: Рязанская (обн.), в. у. 1929–1929: Сталинградская (обн.), в. у. 17(30).02.1930–17(30).07.1930: Ряжская (обн.) 04 .1931–1933: Спасская (Спас-Клепиковская?) (обн.) Алексий Рождественский 28 .04(11.05).1924–1928: Александровская (Владим. вик.) (обн.) 18 .11(01.12).1925–1925: Владимирская (обн.), в. у. 15(28).02.1928–1928: Владимирская (обн.), в. y., паки Алексий Сергеев 20 .05.(02.06).1935–1936: Каширская 1936–23.07(05.08).1937: Серпуховская 23 .07(05.08).1937–03(16).08.1937: Вологодская 16(29).08.1937–01(14).09.1937: Егорьевская 01(14).09.1937–1939: Иваново-Вознесенская 1938–1939: Владимирская, в. у. 12 .1940–1941: Тульская 1940–1941: Кишинёвская, в. у. 1941–1942: Кишинёвская 1942–09.1942: Уфимская 09 .1942–11(24).07.1943: Рязанская 11(24).07.1943–05.1944: Калужская 28 .06(11.07).1943–05.1944: Тульская 05 .1944–31.12(13.01).1946: Ярославская Алексий Симанский 28 .04(11.05).1913–08(21).02.1921: Тихвинская 08(21).02.1921–20.08(02.09).1926: Ямбургская 16(29).05.1922–1922: Ленинградская, в. у. 20 .08(02.09).1926–18(31).05.1932: Хутынская 20 .08(02.09).1926–29.07(11.08).1933: Новгородская, в. у. 18(31).05.1932–11(24).08.1932: Старорусская 29 .07(11.08).1933–05(18).10.1933: Новгородская 05(18).10.1933–22.01(04.02).1945: Ленинградская 02(15).05.1944–22.01(04.02).1945: Московский и всея России Патриархат, в. у. 22 .01(04.02).1945–04(17).04.1970: Московский и всея России Патриархат Алексий Щербаков 05 .1923–03.1924: Задонская (обн.) 05 .1923–1924: Воронежская(обн.), в. у. 03 .1924–1927: Россошанская (обн.) 1927–1928: Новороссийская (обн.) 1928–1929: Льговская (обн.) 1928–1932: Ставропольская (на Средн. Волге) (обн.) 1929–1930; Мичуринская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Подведены предварительные итоги конкурса на лучший проект памятника святителю Ермогену Москва, 8 ноября 2012 г. 7 ноября 2012 года в рамках программы XI церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание жюри открытого Всероссийского конкурса на архитектурно-скульптурное решение проекта памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси . На заседании путем тайного голосования были выбраны три лучших проекта, передает служба коммуникации ОВЦС . В Центральном выставочном зале «Манеж», где проходит выставка-форум, представлено 59 работ скульпторов из различных городов России и зарубежья. Посетители выставки имели возможность отдать свой голос за понравившуюся работу в рамках народного голосования. Среди членов жюри конкурса — ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) Среди членов жюри конкурса — ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), заместитель министра культуры России Г.П. Ивлиев, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, президент Фонда содействия инициативе общественных организаций по установке памятника Патриарху Ермогену Г.В. Ананьина, заведующий отделом современной архитектуры Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук Ю.П.Волчок, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре и охране историко-культурного наследия П.А. Пожигайло, доктор исторических наук, заместитель директора по науке Института российской истории РАН В.М. Лавров, руководитель Объединения московских скульпторов Московского союза художников И.П. Казанский и другие. Каждый участник заседания высказался о представленных проектах, после чего состоялось голосование. По мнению митрополита Илариона, «памятник святителю, который будет стоять в Александровском саду, должен быть величественным, должен показывать Патриарха во всей славе его сана, но в тоже время лик святителя должен быть обращен к современному человеку, чтобы люди как церковные, так и далекие от Церкви видели в этом монументе положительный и привлекательный образ».

http://pravoslavie.ru/57269.html

Из объяснения самого Патриарха, таким образом, устанавливается, что он вёл разговоры, не имеющие никакого отношения к религиозным вопросам, а наоборот, на чисто политические темы с представителями враждебного правительства, выслушивая его соображения и оказывая содействие своим авторитетом и влиянием на акты, прямо направленные против установленного Правительства. Л. Д. 167, т. 4. Этого мало. Тихон вёл сношения с заграничными церковными организациями Швеции и Норвегии, равным образом, по вопросу о создании вселенской организации, ставящей себе целью, по выражению Содерблюма, архиепископа Упсальского, противостоять «противопагубным и вредным страстям» не только войны, но и революции. В то же время внутри страны специально «церковная» часть программы кн. Ухтомского была полностью проведена в жизнь тихоновцами. Вслед за изданием декрета от 23 января 1918 года [н. ст.] об отделении Церкви от государства и под непосредственным влиянием и в прямой связи с Соборным постановлением от 25 января [ст. ст. ] того же года, которым «весь народ православный» призывался сплотиться, как и встарь, «вокруг храмов и монастырских обителей для защиты попираемой святыни», по всей стране началось широко задуманное церковниками движение по организации такого сплочения. Эта задача для инициаторов и зачинщиков такого движения значительно облегчалась тем, что отдельные группы контрреволюционно настроенных церковников уже в первых числах января обнаружили стремление положить начало правильно оформленным в организационном отношении ячейкам будущего объединения. Ц. В. 3 107 ; Л. Д. 5; Прил. 2 к т. 3. Так, 11 января 1918 г. [ст. ст.] в Москве состоялось собрание так называемого пастырского союза, на котором рассматривался, по докладу священника Медведя, вопрос об устройстве при церквах и приходах особых братств. Эти братства, по мысли доклада, должны были «служить средством организации всех истинно-церковных (не верующих, а именно «церковных») элементов в целях защиты Православной Церкви от нападок со стороны врагов».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Понимание своих полномочий по управлению Православной Русской Церковью Вы неоднократно излагали в своих письмах к разным лицам, недоумевающим относительно их законности, – писали и мне и затем свои доводы представили печатно в статье «О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и Его Заместителя», помещённой в 1 «Журнала Московской Патриархии» Документальными основаниями для Ваших утверждений служат; 1) завещание Святейшего Патриарха Тихона, в силу коего митрополит Пётр воспринял звание Патриаршего Местоблюстителя; 2) Распоряжение митрополита Петра от 23 ноября (6 декабря) 1925 г., коим “переданы” Вам обязанности Местоблюстителя; 3) резолюция митрополита Петра от 19 января (1 февраля) 1926 г., коею не только (как Вы утверждаете) проектировалось «передать высшее управление Церковью коллегии из трех архиереев», а действительно управление это передавалось, но резолюция была отменена до приведения её в исполнение и отмена её потребовала нового подтверждения о несении Вами своих заместительских обязанностей «по-прежнему», причём указан и срок их: «до окончания дела митрополита Петра». 1 . Патриаршие права и обязанности определены, утверждены и изложены Собором 1917–1918 гг. Завещание патриаршее, на основании коего митрополит Пётр воспринял свои полномочия, издано не в силу этих, Собором утверждённых патриарших прав, а на основании соборного поручения, данного Собором 1917–1918 гг. лично Святейшему Патриарху Тихону на случай, «когда не окажется в наличии Собором уполномоченного учреждения» – цитирую Вашу статью. Передавая на основании сего соборного поручения патриаршие права и обязанности, Святейший Тихон не мог передать и не передал с ними лично ему на определенный случай Собором данного и им исполненного поручения, а митрополит Пётр, действительно воспринявший после патриаршего завещания все патриаршие права и обязанности, не мог воспринять и не воспринял права передавать все патриаршие права и обязанности архипастырю по своему выбору. Утверждение, будто митрополит Пётр совершил такую передачу своим распоряжением 23 ноября (6 декабря) 1925 г., на основании патриаршего завещания, делает почившего Патриарха повинным в установлении для Русской Православной Церкви осуждённого Вселенской Церковью порядка завещательной передачи церковных полномочий, а митрополита Петра – в применении такого порядка в жизни церковной. Всеми силами души протестую против такого оговора почившего Патриарха и его Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В то время как раз началось пробуждение русской народности в Холмщине и Подляшье. Край этот издревле был населен русскими православными людьми. Но находясь на рубеже с другим государством, хотя и славянского племени, но иной веры, русские подпали под власть более сильных поляков, и те задумали переделать их на польский лад. Зная, что русские черпают главные силы для сохранения своей народности в вере православной, поляки посягнули на это священное достояние и придумали для русских унию, единение с Римом, и навязывали ее всякими насилиями. Долго боролись православные люди против злосчастной унии, но сила на время превозмогла: уния была принята, и началось постепенное, но неуклонное уничтожение русской веры и народности в Холмщине. Богослужение стало все более приближаться к католическому, из храмов начали выбрасывать иконостасы, заводить статуи, латинские изображения, употреблять органы; униатам внушалось, что вера их и латинян одна и та же, что они для удовлетворения своих духовных потреб легко могут обращаться к ксендзам в костелы; самые церкви их нередко отдавались в аренду евреям. И такая работа по уничтожению русской народности продолжалась почти три столетия! Неудивительно, что после этого русская вера и народность если и сохранились в Холмщине, то лишь в виде едва тлеющей и готовой потухнуть искры. Но вот эту потухающую искру задумали (после польского мятежа в 1863 году) раздуть в яркое пламя: возникло благое намерение освободить русский народ от польского гнета, пробудить в нем русское самосознание, восстановить обряд, обычаи, язык. Для этой благодарной, но очень тяжелой работы и были вызваны деятели из Галиции, и в их числе о. Маркелл. Здесь он быстро выдвинулся в ряду прочих, и ему поручались важные и ответственные дела по умиротворению смут, по разъяснению униатам необходимости восстановить прежний обряд. Вскоре он был поставлен во главе униатского духовенства и назначен администратором Холмской униатской епархии. Принимая это важное назначение, о. Маркелл сказал, что «тяжелые труды и многие скорби ожидают его на предстоящем поприще служения, но невзирая на то, он выступает на этот путь с бодростью духа и готовностью принести все свои силы на алтарь Церкви и Отечества». И Бог благословил его труды таким успехом, что в короткий срок не только уния значительно освободилась от латино-польских наслоений, но даже во многих местах явилась мысль совсем оставить унию и присоединиться к Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 1, т. 5. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет 23 февраля 1922 г. [н. ст.] опубликовал декрет, в котором, указывая на неотложную необходимость спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие послужить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, постановлял: 1) предложить местным Советам изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим; 2) пересмотр договоров и фактическое изъятие по описям драгоценных вещей производить с обязательным участием представителей групп верующих, в пользование коих указанное имущество было передано. Л. Д. 2, т. 5. Того же 23 февраля [н. ст.] во исполнение п. 4 декрета была издана специальная инструкция о порядке изъятия церковных ценностей, предусматривающая точные условия производства работ по изъятию и гарантирующая правильность этого изъятия. В это же самое время гр. Беллавин, он же Патриарх Тихон, обратился к верующим с воззванием, датированным 15 (28) февраля 1922 года, следующего содержания1 110 : «Среди тяжких бедствий и испытаний, обрушившихся на землю нашу за наше беззаконие, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное пространство с многомиллионным населением. Ещё в августа 1921 г., когда стали доходить до нас слухи об этом ужасном бедствии, мы считали долгом своим придти на помощь страждущим духовным членам нашим, обратились с посланиями к главам отдельных христианских Церквей, православным патриархам, Римскому папе, архиепископу Кентерберийскому в Англии и епископу Нью-Йоркскому с призывом во имя христианской любви произвести сбор денег и продовольствия и выслать их умирающему от голода населению Поволжья». Переходя, наконец, к декрету ВЦИК от 13(26) февраля, гр. Беллавин объявлял, что с точки зрения Церкви подобный акт изъятия драгоценных вещей для спасения голодающих является святотатством, о чем «мы священным нашим долгом почли оповестить верующих духовных чад наших». «Мы допустили, – говорит гр. Беллавин, – ввиду чрезвычайно тяжёлых обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освящённых и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви к таковым пожертвованиям, лишь одного желаем, чтобы эти пожертвования действительно оказывали помощь голодающему брату нашему. Но мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается как святотатство, – мирян отлучением от Неё, а священнослужителей извержением из сана (Апостольское правило 73, Двукратного Собора правило 10)1.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А мы, здесь. разве не соблазнялись?! Не могли простить в «послании» одного даже слова «наше» (в отношении к советскому правительству), писали горькие фельетоны, умаляя подвиг того, кто и без того шёл уже мученическим путём... Прости. Святейший Отец! Преждевременной смертью – только на 60-м году – закончился тяжёлый жизненный подвиг Патриарха. Эта смерть ещё раз явила всему православному миру величие и значение почившего Российского Патриарха. Сотни тысяч верующего народа окружали гроб Патриарха; часами простаивали люди, чтобы молитвенно в последний раз взглянуть на изнеможённый лик старца-исповедника и облобызать ту достойную руку, которая верно и мужественно держала руль церковный. Не только православный мир оценил христианский подвиг почившего Патриарха. Бывают такие, к сожалению, редкие моменты, когда христианство забывает свои разделения; так, английские христиане поднесли богатое святительское облачение, в котором и похоронен Патриарх Тихон, – как дань уважения Англиканской Церкви духовному вождю гонимой Православной Церкви и, быть может, – как символ той духовной близости, которая все больше и теснее соединяет Православную и Англиканскую Церкви. А вот яркая оценка почти всем христианским миром почившего Патриарха. Стокгольмский всехристианский конгресс, называемый некоторыми Собором, в августе 1925 г., в своём высоком собрании, в присутствии наследника шведского престола, почтил память Святейшего Патриарха Тихона торжественной панихидой... Молитвенной скорбью и достойным словом на горестную смерть Российского Патриарха отозвался весь Православный Восток, в лице всех Патриархов и всех Глав Автокефальных Церквей... И мы, православные люди Польши, плоть от плоти, кость от кости Российской Церкви, мысленно склоняемся перед могилой Святейшего Патриарха Тихона, который так близок был нашей стране, где целые годы учил, пастырствовал и где начал своё святительство... Но поистине в христианстве скорбь так близка радостному упованию... И так понятна скорбь всего православного мира о кончине почившего Патриарха, уже теперь – только год спустя – смягчается и умеряется радостным сознанием, что высокая жизнь и достойная смерть этого исповедника Православной Церкви даст и уже даёт благодетельные плоды для Русской Церкви Православной, Которая давно стала центром Православия и где – так казалось врагам Православия – последнее в первую очередь будет погребено...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Д. Кузнецов предлагает воздержаться от официального открытия занятий Собора и ещё некоторое время ожидать решения вопроса о судьбе семинарских зданий) 4 . Святейший Патриарх Тихон: Вопрос этот сейчас обсуждался в Соборном Совете. Соборный Совет постановил предложить Н. Д. Кузнецову подать заявление в Центральный Исполнительный Комитет с тем, чтобы вопрос о семинарии был так или иначе разрешен в течение трех дней – к четвергу. В пятницу утром и в тот же день [? – Сост.] будет доложен Собору. Угодно ли кому-нибудь высказаться по этому вопросу или угодно принять постановление Соборного Совета? (Голоса: просим принять постановление Совета) Ставлю вопрос о принятии постановления Соборного Совета на голосование. 5 . Постановлено: Принять постановление Соборного Совета. 6 . Частное совещание закрыто в 1 ч. 15 м. дня. Выписки из Деяний 8 сессии Священного Собора 1917–1918 гг.: Рукопись. М., 1929 Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на протоколе совещания Соборного Совета, созванного по вопросу о служении соборной панихиды по расстрелянном бывшем императоре Николае 2 ( Мф.12:46–50 ), отвечал ей: «Блаженни слышащие Слово Божие и хранящий е», т.е. больше, чем родные Мне по плоти, счастливы те, которые близки Мне по духу, которые слушают Мои слова и хранят их, живут так, как Я учу словами жить. Значит, счастье, блаженство наше, заключается в соблюдении нами Слова Божия, в воспитании в наших детях заветов Господних. Эту истину твёрдо помнили наши предки. Правда, и они, как все люди, отступали от учения Его, но умели искренно сознавать, что это грех , и умели в этом каяться. А вот мы, к скорби и к стыду нашему, дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается, как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство – Исполнительный Комитет одобрил это и признал законным.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2. Жизнеописание Тихона, Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись Письмо митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] ...Письмо Вашего Высокопреосвященства от 9 июня [н. ст.] с. г. с подтверждением передачи Патриаршего Местоблюстительства нашему смирению я имел честь получить. Искренне благодарю за выраженное Вами мне доверие. Но принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола не могу, ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья. При сем позволяю себе рекомендовать Вашей Святыне передать вместо меня Патриаршее местоблюстительство первоиерархам Кириллу [Смирнову], митрополиту Казанскому, или Арсению [Стадницкому], митрополиту Новгородскому. С глубоким уважением и неизменною преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою митрополит Агафангел. 12 июня 1926 г. г. Москва. С подлинным верно: Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр. В вышеозначенном моем письме (отношении) от 27 мая (9 июня) с. г. Было так же оговорено, что если Высокопреосвященный митрополит Агафангел по каким- либо обстоятельствам будет лишён возможности нести обязанности Патриаршего Местоблюстителя, то таковые снова переходят ко мне, а в моё отсутствие замещающим Патриаршего Местоблюстителя снова восстанавливается Высокопреосвященный Сергий, митрополит Нижегородский. Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр. 1. Архив составителя 2. Люперсольский Н., протоирей, Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка. 1928 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж. 1933 4. Ионии [Снычев]. митрополит. Церковные расколы Определение двадцати четырёх епископов по существу письма-запроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] от 11(24) мая 1926 г. о мерах канонического воздействия на незаконные притязания на местоблюстительство со стороны митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010