Совр. границы епархии оформились в 1937 г., после образования Вологодской обл. В результате приведения в соответствие границ епархии с границами области территория епархии уменьшилась более чем вдвое в сравнении с территориями нач. XX в. (значительные территории бывш. В. е. входят в состав совр. Сыктывкарской, Вятской, Архангельской, Костромской епархий), одновременно к В. е. были присоединены нек-рые земли Новгородской и Олонецкой (ныне Петрозаводской) епархий. В 1379 г. в Вычегодскую Пермь, с 1328 г. платившую подати московским князьям, из Москвы прибыл иером. св. Стефан . В продолжение неск. лет, двигаясь по берегам рек Вымь и Вычегда, он проповедовал христианство зырянам. При слиянии этих рек святой построил ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, клир к-рой составили новообращенные жители Вычегодской Перми. Позднее вокруг храма вырос погост Усть-Вымь. В 1383 г. свт. Стефан в Москве был хиротонисан во епископа для новоучрежденной Пермской епархии. Святитель крестил ок. 700 чел., избрал из их числа способных и рукоположил во священный сан, поставил также иподиаконов, чтецов. Св. Стефан создал коми-зырянский алфавит и перевел на коми-зырянский язык Часослов, Псалтирь, Октоих и др. богослужебные книги. Святитель построил в Перми храм во имя арх. Михаила, при к-ром в XVI в. возник усть-вымский во имя арх. Михаила муж. мон-рь , основал Спасо-Ульяновский Стефанов во имя Св. Троицы и Стефанов во имя свт. Афанасия Великого на Вотче муж. мон-ри. Не желавшие принимать христианство зыряне и коми-пермяки во главе с сотником Паном переселились с Вычегды на берега Оби. Софийский собор в Вологде. 1568–1570 гг. Фотография. 2004 г. Софийский собор в Вологде. 1568–1570 гг. Фотография. 2004 г. В 1385 г. Новгородский архиеп. Алексий послал дружинников, чтобы изгнать свт. Стефана из Перми. Нападение удалось отразить с военной помощью из Устюга. В следующем году свт. Стефан ездил в Вел. Новгород, конфликт с архиепископом был урегулирован, Пермский архиерей оказал поддержку архиеп. Алексию в борьбе с ересью стригольников . Святителю удалось уменьшить размер дани, к-рую платили пермяки данщикам, наместникам и в великокняжескую казну. Во время голода в крае еп. Стефан организовал доставку хлеба в Пермь из Вологды. Попытки язычников ограбить и уничтожить Усть-Вымь и Еренский городок (напр., в 1390) пресекались посылкой в Пермь военной помощи из Устюга. В 1396 г. свт. Стефан направился в Москву, где скончался 26 апр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

«Стефан был словно дерево плодовитое, посаженное у исходящих вод и часто напояемое разумом Божественных Писаний, – пишет Епифаний, – и оттуда прорастала гроздь добродетелей, процветало благолепие, которое и плод свой дало в свое время…» Скоро он был поставлен в диаконы епископом Арсением, затем, после кончины святителя Алексия, повелением наместника его Михаила (Митяя) – посвящен в сан иеромонаха. 13 лет провел Стефан в монастыре святого Григория Богослова… Младшим товарищем Стефана в «затворе» оказался будущий создатель его жития – Епифаний Премудрый. От Епифания и известно нам, сколь упорным и сосредоточенным был будущий святитель при «поглощении» книг в стремлении понять и прочесть как можно больше. В Ростовском монастыре святого Григория Богослова, подобно славянским просветителям Кириллу и Мефодию, совершает будущий святитель Стефан свой первый подвиг – создает азбуку пермского языка. Как создать алфавит для безписьменного народа? Чтобы стать неотторжимой частью его, алфавит должен рождаться из самого языка. Поэтому Стефан хотел, чтобы само начертание Слова Божия было родным для пермяков. Но зыряне знали тогда лишь одну письменность – зарубки на деревьях, которые оставляли охотники, обозначая свои участки. На эти знаки и стали похожи Стефановы буквы. Как зарубками на деревьях, дорогу в нехоженой тайге, записал Стефан этими буквами переводы святого Евангелия и других церковных книг, которые понадобятся ему в святительском служении. Гигантский труд создания пермской письменности Стефан завершил в 1377 г., когда перевел на язык коми Евангелие и основные богослужебные книги. В 1378 г. епископ коломенский Герасим, который и поставлял Стефана в иеромонахи, благословил его на предстоящий подвиг. Легендами и преданиями окутан путь Стефана по Пермской земле… Легенда утверждает, что, пытаясь остановить продвижение Стефана по Пермской земле, зырянские кудесники сожгли лодку святителя. Но и это не остановило его. Встав на прибрежный валун, поплыл он по Вычегде, держа икону в руках. Этот Стефанов валун и сейчас еще покажут вам в деревне Эжолты.

http://pravoslavie.ru/99635.html

Здесь он заболел: здоровье его было подорвано 18-летними изнурительными трудами и подвигами, и хотя ему было всего пятьдесят лет, выглядел он значительно старше своего возраста. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребён в кремлёвской великокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В 1549 году, на Соборе Русской Православной Церкви, святитель Стефан был причислен к лику святых. Литература: Иловайский Д.И. История России: в 5 т. М. 1876–1905; – Т. 2, стр. 403. Шестаков П.Д. Чтение древнейшей зырянской надписи//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834–1917; 1871, январь. Шестаков П.Д. Святитель Стефан, просветитель пермский//Учёные записки императорского Казанского университета. 1868, вып. 1, стр. 75. Савваитов П.И. О зырянских деревянных календарях и пермской азбуке, изобретённой святым Стефаном//Труды первого археологического съезда в Москве. – M., 1869, II, стр. 408. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 1, стр. 1310. Попов Е. А. протоиерей. Святитель Стефан Великопермский. – Пермь, 1885. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 5, стр. 64–68, 209, примеч. 125, 126, 137, 232; т. 9, 159. A.M. Сказания о жизни и трудах святителя Стефана, епископа Пермского. СПб., 1856. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1900–1911; 1900, т. 1, 2-я пол.; т. 2, 1-я пол, стр. 262–296. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. Изд. 3. СПб., 1882, т. 1, стр. 533. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 83–86. Лыткин Г.С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. СПб., 1889. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 4, стр. 138–149, 345–355: т. 5, стр. 236. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям российского государства: в 3 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Бог спас своего верного святителя – его жизнь прошла и кончилась мирно. Зыряне любили его, почитали и слушали. В 1383 году св. Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Он создал зырянам письменность, азбуку, переводил на местный язык Евангелия, Апостол, псалтирь, часослов, Божественную Литургию, устраивал местные монастыри и храмы с училищами, где обучал читать и писать, защищал от чиновнических поборов, и часто ездил в Москву ходатайствовать о своей пастве. Во время одной такой поездки святителя в Москву в 1390 году, он оказался в десяти верстах от обители преподобного Сергия Радонежского. Св. Стефан очень чтил русского святого, но не имел возможности повидаться с ним лично. И тогда он поклонился в сторону Лавры со словами: «Мир тебе, духовный брате!». В это время преподобный Сергий трапезничал с братией: он встал и тоже поклонился в ту сторону, где проезжал св. Стефан, отвечая ему: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» А в 1395 году святитель, вновь приехав в Москву, тихо и мирно отдал в ней душу Богу. Его святые мощи упокоили в кремлевском соборе Спаса на Бору, как ни просили зыряне отдать им тело своего проповедника. В XV веке св. Стефан был причислен к лику святых. И до самой Октябрьской революции посетители Кремля могли поклоняться мощам святого и видеть его посох у гробницы. Горельеф святителя Стефана был помещен на восточном фасаде храма Христа Спасителя, где он изображен со свитком (хартией) созданного им пермского письма. Ныне этот горельеф восстановлен. Посвящение домового гимназического храма святому просветителю Стефану Пермскому в середине XIX века было связано с историей этой гимназии и с исторической традицией русского образования. Директор гимназии И. Шпеер считал, что вверенное ему учебное заведение произошло непосредственно от академической гимназии Московского университета, открытой и освященной вместе с ним 26 апреля 1755 года, в праздник св. Стефана Пермского. И хотя это мнение было неверным, посвящение храма чудесным образом не оказалось ошибкой.

http://pravoslavie.ru/124.html

Это путешествие св. Стефана в Москву, в 1390 г., было ознаменовано двумя событиями в жизни Святителя Зырянского. Когда св. Стефан, дорогой из Устьвыма в Москву, был на расстоянии 10 верст от монастыря, где жил в то время преподобный Сергий Радонежский 81 , то, надеясь на обратном пути из Москвы зайти к игумену монастыря, препод. Сергию, остановился, совершил обычную молитву («Достойно есть...») и заочно поклонился преп. Сергию в ту сторону, где виднелась обитель. «Мир тебе, духовный брате», сказал он вслед за поклоном. В это самое время преп. Сергий с братиею был на трапезе. Братия удивилась, когда игумен встал и с поклоном произнес: «Радуйся и ты, пастырю Христова стада и мир Божий да пребывает с тобой». По окончании трапезы, братия узнала от игумена, что в то время, как он встал и приветствовал, Епископ Пермский Стефан останавливался проти обители и также приветствовал его и благословил братию. Некоторые из иноков монастыря захотели удостовериться в чуде, отправились на указанное место и действительно увидали св. Стефана 82 . Другое событие, бывшее тоже во время этого путешествия в Москву, – это участие св. Стефана в делах церковных, именно, присутствие на соборе в Твери. Случай к тому бы следующий: Тверской Епископ Евфимий Вислень, за неисполнение церковных постановлений, был подвергнут суду Тверским князем, духовенством и боярами. Для церковного суда над Епископом был приглашен Московский Митрополит Киприан; с ним отправились два греческих Митрополита: Матфий Андрианопольский и Никандр Гайский и два Епископа: Стефан Пермский и Михаил Смоленский. Все они были торжественно приняты в Твери, участвовали на соборе, где определено было отставить Евфимия от управления епархиею и, не лишая Епископского сана, отправить на покой в Московский Чудов монастырь 83 . Из последних годов деятельности св. Стефана известен особенно 1392 г., когда он явился защитником Зырян от нападений Вятчан, соседнего и родственного Зырянам народа. Изгнанные из своих мест Татарами, Вятчане устремились на Зырянские селения и грабили жителей 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изучая миссионерство свт. Стефана, миссиологи пришли к выводу, что оно во многом перекликается с деятельностью славянских просветителей. И. Стамулис видит в миссионерской деятельности просветителя зырян две особенности, которые присущи славянской миссии, а именно: использование языка просвещаемого народа и привлечение к церковному служению новообращенных из местного населения . Получив исключительное по своим временам образование, св. Стефан покинул монастырь, движимый целью просветить светом христианства диких зырян. Готовясь к миссионерскому подвигу, он выучил зырянский язык и изобрел зырянскую азбуку на основе рунической знаковой системы финских народов. Ему удалось перевести на зырянский язык Литургию и часть Священного Писания. Проповедь свт. Стефана в Перми сопровождалась культурно-просветительской деятельностью среди новообращенных христиан. Всех новокрещеных зырян он учил пермской грамоте, чтению богослужебных книг. Преуспевших заставлял самих писать пермские книги. Главное отличие зырянской миссии свт. Стефана от Моравской миссии святых братьев видится в том, что Стефан миссионерствовал среди нецивилизованного народа, исповедующего свою древнюю языческую веру. Это наложило определенный отпечаток на всю его деятельность и определило совершенно особые методы воздействия на людей. Вместе с кругом ближайших учеников, принявших Святое Крещение, он разрушал места идолопоклонства пермяков. «Опрокинул их алтари, а богов их разбил, и Божьей силой главную их кумирницу зажег» . Показывая беспомощность рукотворных идолов, не способных и самих себя защитить, Стефан устраивал взамен кумирен места истинного христианского поклонения. Так в Усть-Выме появилась церковь Благовещения, а с умножением паствы – вторая и третья в других селениях зырян . Его  постоянными оппонентами стали далекие от христианства местные языческие авторитеты – волхвы, кудесники, старцы зырян, глубоко укорененные в своей народной традиции и стоявшие за свою архаическую веру и обычаи. Победы над ними в словопрениях о вере способствовали росту авторитета проповедника среди пермяков и умножению его паствы: «Стефан же, Божией благодатью, всех их, благодаря своему умению, переспоривал» . Кульминацией миссионерского подвига св. Стефана явилась его полемика с главой пермских язычников волхвом Памой, в которой Стефан одержал верх.

http://bogoslov.ru/article/1236057

Святитель Стефан, епископ Великопермский, родился около 1346 года в Великом Устюге. Его отец Симеон служил причетчиком соборной церкви. О матери святого известно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встретил на паперти церковной святой старец Прокопий Устюжский. Поклонившись ей до земли, он сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божьими». В детские годы святой Стефан был научен молитве и послушанию. Отданный в «научение книжное», он удивлял своими способностями. Свободное от занятий время мальчик любил посвящать чтению Священного Писания. Через год он стал чтецом в соборной церкви. Как и многие северные русские города, Великий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян, или западных пермяков. «Пермская страна», обширная территория между реками Печорою и Двиною, в верховьях Камы и Вычегды, находилась в зависимости от Новгорода Великого, а по мере усиления Московского княжества — от Москвы. Занимаясь охотой, зыряне жили довольно обособлено, но вели оживленную торговлю с русскими городами, в особенности с Великим Устюгом. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Родители со слезами радости отпустили сына. По благословению Ростовского епископа Парфения в монастыре во имя святителя Григория Богослова, славившемся своими образованными монахами, в 1365 году был совершен монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан. С усердием углубился инок в изучение Священного Писания. Частые беседы с кем-либо из духовно опытных, умудренных книжной ученостью монахов, занятия греческим языком, который он вскоре достаточно хорошо усвоил, помогли святому Стефану в его духовном возрастании и богословском образовании. Преподобный Епифаний Премудрый, будущий жизнеописатель святого Стефана, а в то время его собрат но монастырю, повествует о постоянных совместных беседах, посвященных толкованию Священного Писания и изъяснению творений святых отцов. В монастыре святой Стефан написал несколько произведений, свидетельствовавших о любви к богомыслию и глубоких знаниях автора (до наших дней не сохранились). Первым приходил святой Стефан к богослужению в храм и позже всех покидал его, подолгу молился, все более и более восходил в подвигах иноческого жития, преуспевая в добродетелях, смирении и любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

издавна то у него одумано бяше, слышал бяше преподобный сый о Пермьской земли, яко идолослужители в ней суть, яко действо диавольское царюет в ней”. Издавна, от дней юношеских, святитель Стефан лелеял мысль стать миссионером, благовестником веры Христовой. Не эта ли мысль и побудила его искать места для подготовления к подвигу? Не достаточно еще было знания пермского языка. Учить без книг даже на понятном для инородцев языке тоже, что сеять на песке. Так говорили в свое время наши первоучители, святые Мефодий и Кирилл. Для Стефана уже не могло быть вопроса о том, можно ли учить инородцев на их родном языке, можно ли переводить на инородческие языки священные и богослужебные книги? Пример славянских первоучителей, братьев святых, давал нужное решение. А о пользе благовестия и богослужения на родных наречиях не многие могли спорить и в ту пору, да и то ссылаясь только на ожидавшееся время кончины мира в исходе седьмой тысячи лет от сотворения мира. Вот почему святитель Стефан изобрел пермскую азбуку и перевел на пермский язык самые необходимые священные и богослужебные книги. Только с ними в руках и можно было начать благовестие о Христе в надежде на успех. В деле миссионерском для благовестников важно иметь помощь. Нужны и благопотребны для них молитвы, ибо без Божией помощи труд их не принесет и желанных плодов. Необходимы для них церковная утварь, иконы, кресты, миро, антиминсы и многое другое из церковных вещей. Иное нельзя ведь и за деньги приобрести, а другое, хотя и приобретается, но у бедного благовестника обыкновенно не бывает их. Вот тут-то и весьма пригодна рука помощи благотворителей, христолюбивых пособников и ревнителей веры. Св. Стефан исполнен был решимости или жизнь свою отдать за Господа или обратить пермяков к, вере Христовой. Так он заявлял и епископу, у которого испрашивал благословение на апостольский подвиг. „Благослови мя, владыко“, говорил он святителю Герасиму Коломенскому, „да иду в поганскую землю, глаголемую Пермь... хожу учити я ... да или научу и обращу я и приведу я ко Христу Богу, или и сам главу свою положу за Христа и за веру, и за доброе исповедание.“ Стефан всем сердцем верует, что молитвы за благовестников облегчают их труды и даруют успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

31.  Перевезенцев С. В.  Тайны русской веры: От язычества к Империи. — М.: Вече, 2001. 32.  Савич А. А.  Главнейшие моменты монастырской колонизации Русского Севера//Сб. Об-ва исторических, философских и социальных наук при Пермском ун-те. — Пермь, 1929. — Вып. 3. — С. 47—115. 33.  Смирнов С. И.  Значение Печерского монастыря в начальной истории Русской Церкви и общества//Богословский вестник. — 1896. — Т. 4, 10. — С. 1—23. 34.  Смирнов С. И.  Как служили миру подвижники Древней Руси. — Сергиев Посад, 1903. 35. Соловецкий патерик. — СПб.: Тип. и лит. А. Траншеля, 1873. 36.  Турилов А. А.  Духовная литература и письменность X-XVII вв.//Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. 16: РПЦ. — С. 372—406. § 2. Пермский край. Святитель Стефан Пермский Святитель Стефан родился в 40-х гг. XIV в. 55  в Великом Устюге, в семье соборного клирика Симеона. Его матери Марии было предсказано св. Прокопием Устюжским, известным юродивым, что она родит «великого отца Стефана, архиепископа и учителя Пермского» С. 56—57]. Мальчик проявил исключительные способности: он прошел всю грамоту «примерно за один год» С. 57], исполнял в храме обязанности канонарха и научился «в городе Устюге всему искусству грамматики хитрости и книжному делу» С. 57]. Не позже 1365 г., будучи еще молодым, в возрасте не старше 20 лет, он решил оставить свой дом и постричься в монахи, и с этой целью ушел в Ростов Великий, в монастырь Св. Григория Богослова. Это был строгий монастырь, именуемый «Братским Затвором», один из ученых центров Руси, славившийся богатой библиотекой, своего рода «братская академия» С. 9]. Младшим другом Стефана в обители оказался его будущий агиограф Епифаний Премудрый 56 . Стефан целиком посвятил себя монашескому деланию и учению, овладел греческим языком, стал одним из самых глубоких толкователей Св. Писания, изучал творения святых отцов на славянском и греческом языках. Игумен «Затвора» старец Максим постриг Стефана в монашество, сохранив его крещальное имя. Через пять лет пребывания в обители он был рукоположен по воле еп. Ростовского Арсения во диакона, а в 1379 г. еп. Коломенский Герасим совершил его хиротонию во священника. Сподобившийся дара духовного рассуждения, Стефан начал готовиться к проповеди среди зырян. Великий Устюг находился в окружении поселений зырян, которые почти все были язычниками. Зыряне часто бывали в городе, и Стефан с детства знал зырянский язык. По-видимому, мысль о евангельской проповеди среди них появилась у него еще в отроческие годы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Говоря о св. Стефане, великий русский историк видит, скорее, национальное и церковно-политическое значение его подвига, глубоко не вникая в его духовную суть - «Стефан пошел с христианской проповедью в Пермскую землю продолжать дело обрусения и просвещения заволжских инородцев» . Однако совершить столь великое дело - ввести в ограду Церкви коми-зырянский народ и, христианизировав его, навсегда закрепить населенные ими территории за независимым русским государством - св. Стефан мог, лишь обладая колоссальной внутренней духовной силой, которая на языке Церкви именуется благодатью Св. Духа. Попросту говоря, выполнение такой грандиозной задачи могло оказаться под силу только святому, каким и был Стефан, епископ Пермский. Святитель Стефан причислен к лику святых Русской Церкви в XVI веке. Память этого святого совершается ежегодно 26 апреля/9 мая. Его жизнь и подвиг давно привлекает внимание исследователей - церковных и светских историков, филологов, искусствоведов, агиологов. Существует более десятка попыток составления жизнеописания св. Стефана на основе творения его агиографа Епифания Премудрого - «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа» . Тем не менее, феномен его святости по-прежнему до конца не раскрыт и не осмыслен. Необъятность и исключительность этой личности хорошо отметил Г.Федотов: «Стефан Пермский занимает совершенно особое место в сонме русских святых, стоя несколько особняком от широкой исторической традиции, но означая новые, быть может, не вполне раскрытые возможности в русском православии» . В чем же уникальность пермского просветителя как святого, как избранного сосуда Благодати Божией? Прежде всего, в многогранности его духовного таланта, многоликости его святости. Святая Церковь изначально причислила св. Стефана к лику святителей. Именно под этим определением он числится в святцах Русской Церкви как первый епископ Великопермский . Святители - это разряд святых из епископского чина. Они почитаются Церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. Святость святителей как предстоятелей Церкви при условии беспорочности жизни и праведной кончины есть, прежде всего, выражение святости самой Церкви как тела Христова. Будучи ходатаями пред Богом за свою паству при жизни, архиереи остаются таковыми и после кончины .

http://bogoslov.ru/article/416599

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010