11.  Красов А., свящ.  Зыряне и просветитель их святой Стефан, первый епископ Пермский и Устьвымский (1383—1396): К 500-й годовщине со дня кончины св. Стефана. — СПб., 1896. 12.  Пеньков А., свящ.  Миссионерское служение Русской Православной Церкви в XIII-XIV вв.: Дис. канд. « МДА. — Сергиев Посад, 1997. — 250 с. — Машинопись. 13.  Рогачев М. Б.  Стефановские храмы Коми края//Труды Коми ин-та языка, лит-ры и истории. — Сыктывкар, 1993. 14.  Рогачев М. Б., Павлюшин С.  Дом Божий: (О старейшем монастыре Коми края — Св. — Троицкой Стефано-Ульяновской монашеской обители)//Северные просторы. — 2000. — 2/3; 2001. — 2. 15. Святитель Христов Стефан — просветитель Пермского края. — СПб., 1899. 16. Стефан Пермский и современность. — Сыктывкар: Коми науч. центр УрО РАН, 1996. 17.  Тарановский Л., прот.  Св. Стефан Пермский — просветитель зырян: Дис. канд./МДА. — Сергиев Посад, 1958. — Машинопись. 18.  Чернецов А.  Святой Стефан Пермский: Жизнеописание//Миссия Церкви и современное православное миссионерство: Сб. ст. — М.: Свято-Филаретовская моск. высшая православно-христ. школа, 1997. — С. 9—11. 19.  Шургин И. Н.  Деревянное зодчество Коми//Стефан Пермский и современность. — Сыктывкар: Коми науч. центр УрО РАН, 1996. § 3. Миссия в Золотой Орде В половецких степях в 1243 г. ханом Батыем было образовано новое государство — улус Джучи, которое на Руси называли Золотой Ордой. Ему подчинялись Половецкие земли, Таврида, кавказские страны, Русь и все земли от устья Дона до Дуная. На территории Орды проживали представители разных народов, в том числе и русские (пленные, князья со своей свитой, приезжавшие за разрешением спорных вопросов в Орду, купцы). Русь монголы называли своим «улусом» (или владением), они собирали с городов и деревень дань с помощью баскаков (наместников), но церковные и политические порядки на Руси оставили прежними. Существовал прежний порядок княжеского владения, монголы же только утверждали на престол приезжавших в Орду князей Рюриковичей, выдавая особую грамоту — ярлык. Такие же ярлыки получало от ханов русское духовенство, которое освобождалось от всех видов дани. За оскорбление церквей, хуление веры по законам монголов полагалась смертная казнь С. 200].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Святитель Стефан, епископ Пермский Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца. В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу. Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: " Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую - Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову " . Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты. Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, " огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью " . Особо благоговели зыряне перед так называемой " прокудливой березой " . Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: " Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне " . На месте " прокудливой березы " святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

http://patriarchia.ru/db/text/907932.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Стефан Пермский 2 мин., 29.05.2014 XIV век. Русь постепенно оправляется от последствий татаро-монгольского ига. Разрозненные русские земли объединяются под властью московских князей. Начинается освоение новых территорий, в том числе и северных. В те места, где издревле жили зыряне, однажды и прибывает с Благой Вестью святитель Стефан. Стефан родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Рано обучившись грамоте, он прочел все книги, которые мог найти в Устюге. Позже Стефан переселился в Ростов и принял постриг в монастыре св. Григория Богослова, который славился своей библиотекой Для просвещения зырян Стефан составил азбуку их языка и сделал с ее помощью перевод части Священного Писания и нескольких богослужебных книг. Получив благословение Коломенского епископа Герасима, иеромонах Стефан отправился на проповедь. Главным святилищем язычников-зырян была так называемая «прокудливая береза». Неподалеку от нее святой Стефан и поставил свою келию. Он срубил и сжег священное дерево зырян. Когда же те собрались, чтобы убить его, сказал им: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня?» Многие зыряне крестились после этой проповеди святого. А на месте «прокудливой березы» Стефан построил храм в честь победителя злых духов Архангела Михаила. Однажды старейшина и жрец зырян Пама вызвал святого на спор, чтобы выяснить, чья вера сильнее: «У вас, христиан, один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде». В подтверждение этих слов он предложил, чтобы они со Стефаном по очереди прошли через горящую избу, а потом подо льдом реки Вычегды. Стефан ответил: «Хоть я и не повелеваю стихиями, но христианский Бог велик: иду с тобой». Но Пама сам внезапно испугался такого испытания и был изгнан. В 1383 году святой Стефан был поставлен первым епископом новой Пермской епархии. Для утверждения в вере новообращенных святитель строил храмы и монастыри, открывал училища, где Священные Книги изучались на пермском языке, ставил священников–зырян, ввел богослужение на зырянском языке.

http://foma.ru/svyatitel-stefan-permskij...

Святитель Стефан, епископ Пермский. Он просветил христианской верой Пермь. Родился он в городе Устюге, в 1340 г. от причетника. С детства помогал отцу при богослужении. Часто беседуя с зырянами, которые приезжали в Устюг для торговли, познакомился с их языческой религией и языком, и у него явилось желание просветить их Христовой верой. Поступив в монастырь, св. Стефан предался изучению писаний святых отцов, изобрел для зырян азбуку и перевел на их язык наиболее нужные священные и богослужебные книги. Когда же приготовил себя к миссионерским трудам, то испросил благословение у правившего Московской митрополией, епископа Герасима. Святитель посвятил Стефана в иеромонаха, дал ему все необходимое для строения церквей и совершения таинств, а великий князь Димитрий Донской снабдил его своими княжескими грамотами. Когда святой прибыл в Пермский край, то народ отнесся к нему враждебно, а языческие жрецы возненавидели его и начали вооружать против него зырян. Проповедника часто подвергали насмешкам, били и пытались даже сжечь. Но Бог подкреплял и хранил его, и многие зыряне начали принимать крещение. Стефан построил для новокрещенных первую церковь во имя Благовещения. Однажды Стефан сжег капище с идолами; зыряне с криком бросились на него, но он стал громко молиться об их обращении, и озлобление зырян исчезло. Тогда св. Стефан начал проповедь, и многие крестились. В другой раз окружили его хижину более 1000 язычников, но Господь ослепил их и затем исцелил по молитве святого. Тогда исцеленные сами побросали идолов в огонь, крестились и на месте капища поставили храм, а при храме св. Стефан завел училище. Замечательно состязание главного волхва зырян Памы со Стефаном. Пама предложил Стефану покончить спор о вере чудом. Он требовал, чтобы Стефан вместе с ним прошел через пылающий костер и потом опустился под лед реки Вычегды, в прорубь, в одном месте и вышел в другом. «Я не повелеваю стихиями, – сказал тогда смиренно Стефан, – но Бог христианский велик, – иду с тобой», и помолившись, взял Паму за руку, чтобы идти в огонь. Пама затрепетал, бросился к ногам святого и начал умолять оставить испытание. Народ был возмущен поступком Памы и бросился на него, чтобы убить. Но Стефан защитил Паму и только велел ему удалиться. Так трудился св. Стефан 7 лет и просветил всю Пермскую страну. В 1883 г. он был посвящен в епископа Пермского. Всего 30 лет трудился св. Стефан. Будучи епископом, он ссужал неимущих деньгами и хлебом, заводил училища и богадельни, устроил несколько обителей улучшил управление по духовным делам, завел порядок. Прибыв в Москву в 1396 г. он заболел и скончался. Св. мощи его покоятся под спудом в Московском Кремле в церкви Спаса на Бору. 27-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

11 . Красов А., свящ. Зыряне и просветитель их святой Стефан, первый епископ Пермский и Устьвымский (1383–1396): К 500-й годовщине со дня кончины св. Стефана. – СПб., 1896. 12 . Пеньков А., свящ. Миссионерское служение Русской Православной Церкви в XIII-XIV вв.: Дис. канд. « МДА. – Сергиев Посад, 1997. – 250 с. – Машинопись. 13 . Рогачев М. Б. Стефановские храмы Коми края//Труды Коми ин-та языка, лит-ры и истории. – Сыктывкар, 1993. 14 . Рогачев М. Б., Павлюшин С. Дом Божий: (О старейшем монастыре Коми края – Св. – Троицкой Стефано-Ульяновской монашеской обители)//Северные просторы. – 2000. – 2/3; 2001. – 2. 15 . Святитель Христов Стефан – просветитель Пермского края. – СПб., 1899. 16 . Стефан Пермский и современность. – Сыктывкар: Коми науч. центр УрО РАН, 1996. 17 . Тарановский Л., прот. Св. Стефан Пермский – просветитель зырян: Дис. канд./МДА. – Сергиев Посад, 1958. – Машинопись. 18 . Чернецов А. Святой Стефан Пермский: Жизнеописание//Миссия Церкви и современное православное миссионерство: Сб. ст. – М.: Свято-Филаретовская моск. высшая православно-христ. школа, 1997. – С. 9–11. 19 . Шургин И. Н. Деревянное зодчество Коми//Стефан Пермский и современность. – Сыктывкар: Коми науч. центр УрО РАН, 1996. § 3. Миссия в Золотой Орде В половецких степях в 1243 г. ханом Батыем было образовано новое государство – улус Джучи, которое на Руси называли Золотой Ордой. Ему подчинялись Половецкие земли, Таврида, кавказские страны, Русь и все земли от устья Дона до Дуная. На территории Орды проживали представители разных народов, в том числе и русские (пленные, князья со своей свитой, приезжавшие за разрешением спорных вопросов в Орду, купцы). Русь монголы называли своим «улусом» (или владением), они собирали с городов и деревень дань с помощью баскаков (наместников), но церковные и политические порядки на Руси оставили прежними. Существовал прежний порядок княжеского владения, монголы же только утверждали на престол приезжавших в Орду князей Рюриковичей, выдавая особую грамоту – ярлык. Такие же ярлыки получало от ханов русское духовенство, которое освобождалось от всех видов дани. За оскорбление церквей, хуление веры по законам монголов полагалась смертная казнь С. 200].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века 9 мая. ПРАВМИР. Церковь празднует память святителя Стефана Пермского. Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха  и чтеца. В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова.  Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу. Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374 — 1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую — Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью». Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне». На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Вплоть до конца XIX века церковное почитание преподобного Кукши ограничивалось Киевом и даже, еще уже, Киевским Печерским монастырем. В первую очередь, это объясняется трагическими событиями, коренным образом изменившими течение всей русской истории: монголо-татарским нашествием и полным разорением Киева и киевских святынь в XIII веке. Последующее обособление Юго-Западной Руси от Северо-Восточной и разделение надвое единой прежде Киевской митрополии привели к тому, что большинство киево-печерских святых почитались лишь в пределах своей епархии. Какого-то особого почитания преподобного Кукши в тех областях Центральной России, в которых предположительно развернулась его проповедь, так и не сложилось. Очевидно, этому помешало отсутствие зримых свидетельств его подвига, например, открытия мощей (что обычно становилось поводом к прославлению того или иного святого) или существующего монастыря, в котором могло бы удержаться устное предание о святом. Неизвестны и местные названия, связанные с его именем. Лишь во второй половине XIX столетия значимость подвига преподобного стала осознаваться в полной мере, прежде всего, в Орловской епархии. Церковные историки того времени все чаще стали говорить о преподобном Кукше как об «апостоле вятичей» и «равноапостольном просветителе нашего (то есть Орловского) края». На некоторое время центром почитания святого стал город Брянск, в то время уездный центр Орловской губернии. Последующие трагические события нашей истории, варварское разрушение храмов и массовое осквернение святынь по всей России в 20–30-е годы XX века, разумеется, не могли не сказаться на почитании святого; имя его оказалось вскоре забытым. Однако его проповедь, равно как и проповедь других, большей частью не известных нам православных проповедников и миссионеров, на века определила все содержание нашей истории, превратив Русь из языческой страны в православную. 56 Память преподобного Кукши празднуется 27 августа/9 сентября. Святитель Стефан Пермский Святой Стефан Пермский – просветитель народа коми, населяющего Северное Предуралье. Стефан родился около 1345 года в семье дьячка в городе Великом Устюге, там, где северорусские земли соседствуют с Пермью. Отец Стефана был русским, а мать происходила из Перми, поэтому Стефан с детства знал пермский язык и мог общаться с пермянами (так называли тогда народ коми), которые нередко приезжали в Великий Устюг из своей лесной стороны, привозя на продажу меха. С семи лет Стефан начал учиться грамоте. Обладая острым умом и хорошей памятью, он легко освоил книжную премудрость и пристрастился к чтению. Когда Стефану было двадцать лет, он принял постриг в монастыре Григория Богослова в Ростове Великом. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стефан, святитель, епископ Пермский (Великопермский) (по прозвищу Храп) † 1396, память 26 апреля/9 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в 1345 году в Великом Устюге в русской семье. Согласно Житию Прокопия Устюжского, юродивый Прокопий был другом отца Стефана, Симеона, который служил причётником устюжского собора. Юродивый Прокопий поклонился матери Стефана, Марии, когда ей было всего три года, поприветствовав её как мать великого Стефана, учителя и епископа Пермского. Отданный в «научение книжное», мальчик удивлял своими способностями. Свободное от занятий время он любил посвящать чтению Священного Писания . Через год он стал чтецом в соборной церкви. Как и многие северные русские города. Великий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян, или западных пермяков. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. В 1365 году, по благословению Ростовского епископа Парфения († 1369), в монастыре во имя святителя Григория Богослова , славившемся своими образованными монахами, был совершён монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан. Вскоре епископ Ростовский Арсений удостоил его сана иеродиакона. Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян (коми), с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевёл на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание . К концу своего десятилетнего пребывания в монастыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу евангельской проповеди, святой Стефан отправился в Москву за благословением. В Москве епископом Коломенским Герасимом (1388) святой Стефан был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение на миссионерское служение. Снабжённый антиминсами, миром, частицами святых мощей, а также необходимой для богослужения церковной утварью, святой Стефан отправился на родину, чтобы проститься с родителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Однажды святитель Стефан сжег чтимую ими кумирню, сел около нее и стал ждать, что будет дальше, творя про себя молитву. Сбежались разъяренные язычники с топорами и хотели броситься на него, но внезапно по таинственному действию Божественной силы ярость их пресеклась, и они стали внимать его проповеди. Между тем юная Церковь пермская росла. Первый храм свой святитель Стефан посвятил Благовещению Пресвятой Богородицы. Сильно скорбел святитель Стефан, видя, как на Церковь обрушивается злоба язычников. Наконец Господь внял его молитве: благодать Божия коснулась их сердец, и они стали толпами приходить к святителю Стефану, прося крещения. Так основалась Пермская церковь. Новые христиане уничтожили кумирни и идолов, которым язычники приносили в дар звериные шкуры, обвив их полотнами, — они верили, что если кто-нибудь коснется этих даров, то заболеет. Но Стефан дары уничтожал, а полотна отдавал своему служителю на онучи для посрамления идолов. И народ изумлялся и радовался, что никто не терпит никакого вреда. Тогда старый кудесник Памой стал упрекать народ за то, что он оставляет древнее верование и слушается молодого христианина. Народ отвечал: «Ступай, препирайся с ним, а не с нами!» Кудесник предложил святителю Стефану испытать огнем и водой, чья вера лучше. Проповедник ответил ему: «Ты захотел того, что превышает смиренные мои силы, но я надеюсь на щедроты и милость всесильного Бога, и да утвердится этим чудом в вере предстоящий народ, а ты да посрамишься со своими бесами, на которых надеешься!» Он приказал зажечь хижину и, помолясь, с воздетыми руками обратился к народу и просил его молитв. Затем сказал кудеснику: «Пойдем вместе, взявшись за руки, как обещали!» Но кудесник испугался и не хотел идти. Стефан потащил его за одежду. Кудесник упирался, лег на землю, кричал. Народ с досады кричал ему, чтобы шел в огонь, как сам придумал. Он так и не пошел. Приступили к испытанию водой. На реке прорубили две проруби: в одну тяжущиеся должны были войти, из другой выйти. Но кудесник ни за что не хотел идти под лед. Народ кричал, требовал ему смерти, но святитель Стефан спас его и велел ему лишь навсегда уйти из земли Пермской. Больше о нем ничего никто не слышал.

http://sedmitza.ru/lib/text/437108/

Языческий народ, поселения которого прилегали к родине Стефана, городу Устюгу, обратить который в христианство возжегся он желанием – были Пермяне, или Пермяки, получившие потом особое имя Зырян (от одного племени, которое в XIV веке у Епифания называется Сырьянами). Поселения Зырян находятся в восточной половине нынешней Вологодской губ., по реке Вычегде и по ее притокам – с севера Выму и с юга Сысоле. Стольным, или главным, местом зырянской земли было теперешнее село Усть-Вым, находящееся при впадении Выма в Вычегду. Сначала они платили дань Новгородцам, а затем их взяли у Новгородцев сами великие князья. Приступ к прямому осуществлению намерения должен был начаться с доизучения зырянского языка, т. к. Стефан еще до пострижения в монахи начал его изучение. Доизучив зырянский язык, Стефан решил, по обращении Зырян в христианство, дать им богослужение не на славянском, а на их собственном, зырянском, языке, для чего нужно было составить зырянскую азбуку, которой дотоль у Зырян не было и перевести богослужебные книги на зырянский язык. Зыряне представляли собою особый от Русских и живший отдельно от них народ. Стефан, последуя примеру Константина философа, первоучителя славянского, решил сделать для Зырян то же самое, что Константин сделал для Славян. На проповедь к Зырянам отправился Стефан после смерти св. митрополита Алексия в 1378 или 79 году. Но, если он предварительно испрашивал разрешения на изобретение Зырянской азбуки и на зырянский перевод богослужебных книг, то, надо думать, что он испрашивал его у св. Алексия. Следовательно, богослужение у Зырян на их собственном, зырянском, языке было введено с разрешения и благословения сего великого святителя. Стефан составил свою особую азбуку, которая по общему виду своих, более квадратных, чем круглых букв, напоминает азбуку еврейскую, или же славянскую не кирилловскую, а глаголическую, причем, знаки для букв своей азбуки Стефан взял черты и резы, или руны, которые употреблялись Зырянами прежде, в целях, чтобы внешним своим видом она влекла их к себе, а не отталкивала. Составив азбуку, и совершив перевод богослужебных книг, Стефан направился в Москву, чтобы испросить дозволение и благословение у избранного в преемники св. Алексию и заведовавшего митрополией после его кончины архимандрита Михаила-Митяя. Архимандрит Михаил принял св. Стефана с величайшей благосклонностью, вел. кн. Дмитрий Иванович от всего сердца сочувствовал мысли о просвещении светом христианства язычников. По приказанию Михаила, Стефан благословлен был в иеромонахи, затем снабжен всем необходимым для поставления церквей, для введения богослужения у будущих христиан, как то иконами, мощами, антиминсами, св. миром и всем потребным; не были забыты и деньги. Получив, все, и всем снабженный, Стефан отправился в Устюг, а оттуда он перебрался в стольное место Зырян – Усть-Вым, руководясь положением, что «на что старейшие сдумают, на том же пригороды станут».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010