Севастиан Сохотский , Пошехонский, прп. (26 февраля/11 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 18/31 декабря) Селафиил , архангел (8/21 ноября) Серапион Новгородский , архиеп. (16/29 марта) Серапион Псковский , Спасо-Елеазаровский, прп. (15/28 мая; 7/20 сентября) Серафим Вырецкий , прп. (22 марта/4 апреля) Серафим Казахский , исп., иеромонах (29 июля/11 августа) Серафим (Чичагов), митр., сщмч. (28 ноября/11 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Серафим Саровский , прп., чудотворец (2/15 января; 19 июля/1 августа) Серафима дева , мц. (29 июля/11 августа) Сергий Валаамский , прп., чудотворец (11/24 сентября; 28 июня/11 июля) Сергий Обнорский , Нуромский, Вологодский, прп., чудотворец (7/20 октября) Сергий Петроградский , архим., сщмч. (в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]; 31 июля/13 августа) Сергий Радонежский , игумен, всея России чудотворец, прп. (5/18 июля; 25 сентября/8 октября) Сергий Римлянин , Росафский, мч. (7/20 октября) Сергий Шухтомский (Шухтовский), схимонах (19 мая/1 июня) Сибирских святых собор (10/23 июня) Сила (Силос), ап. от 70-ти, еп. Коринфский, сподвижник ап. Павла (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Силуан Афонский , прп. (11/24 сентября) Силуан Печерский , схимонах, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (10/23 июня; 10/23 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Силуан , ап. от 70-ти, еп. Солунский (Фессалоникийский), сщмч. (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Сильвестр Обнорский , Пошехонский, прп. (25 апреля/7 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Сильвестр I Римский , папа (2/15 января) Симеон Богоприимец , прав. (3/16 февраля) Симеон Верхотурский (Маркушевский), прав. (12/25 сентября; 18/31 декабря) Симеон (Стефан) Мироточивый , царь Сербский (13/26 февраля) Симеон , Новый Богослов, прп. (12/25 марта) Симеон Палестинский , Емесский, прп., Христа ради юродивый (21 июля/3 августа) Симеон Столпник , Антиохийский, архим., прп. (1/14 сентября) Симеон Столпник , Дивногорец, Младший, пресвитер (24 мая/6 июня) Симеон , ап. от 70-ти, сродник Господень по плоти, еп. Иерусалимский, сщмч. (4/17 января ап.]; 27 апреля/10 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католические святые ДЕЗИДЕРИЙ († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ св. (пам. зап. по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу блж. Иеронима - 11 февр., перенесение мощей - 19 янв.), 3-й еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ И РЕГИНФРИД (кон. VII - нач. VIII в.), мученики в Альсегаудийском паге (сельском округе) (обл. Ажуа, нем. Эльсгау) в Юж. Эльзасе (пам. зап. 17 сент., перенесение мощей - 25 окт.) ДЕИКОЛА († ок. 625), св. (пам. по Римскому Мартирологу 18 янв.), основатель мон-ря Лутра (совр. Люр, деп. В. Сона, Франция) ДЕЛЬФИН († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция) ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.) ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель ДИОНИСИЙ VI Геваргезе Мар (1858 - 1934), митр. Маланкарский (с 1909), Глава Сиро-Маланкарской Церкви (12 июля 1909-1912), 2-й прославленный этой Церковью святой инд. происхождения ДОГМАЭЛ [Догваэл] (VI в.), прп. (пам. зап. 31 окт., 14 июня), основатель церкви и, возможно, мон-ря в Лландидохе (совр. сел. Сент-Догмелс, близ г. Кардиган, Уэльс) ДОМИНИК (951 - 1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников ДОМИНИК ЛОРИКАТ († 1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов

http://pravenc.ru/rubrics/122368_15.html

Hisp. De eccl. offic. II 13), но он не сохранился. Liber canticorum Поскольку важное место в богослужении И.-м. о. занимали библейские песни , они часто выписывались в порядке литургического года в отдельном сборнике или в приложении к Псалтири. Наиболее важные рукописи: Matrtit. Acad. Hist. Aemil. 64bis, X в. (из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья); Tolet. Archivo de la Parroquia de Santa Eulalia. s. n., XI в.; Lond. Brit. Lib. Add. 30.845. Fol. 173-177, X в. (из аббатства Санто-Доминго-де-Силос). Фрагменты сохранились в Lond. Brit. Lib. Add. 30.844, X в. (вероятно, также из Санто-Доминго-де-Силос). Liber hymnorum представляла собой собрание гимнов оффиция. Образцов Гимнария почти не сохранилось. Помимо Гимнария в составе рукописи Matrit. Bibl. Nac. 10.001 (IX-X или XII-XIII вв.) известны фрагменты рукописи Tolet. Museo de Santa Cruz. 1352-2 (ранее Museo de San Vicente. Fragm. 3), X в. (из приходской ц. святых Иусты и Руфины), и рукописи Matrit. Acad. Hist. 118 (14), XI в. Возможно, появление этого типа книги в И.-м. о. связано с влиянием др. зап. обрядов, хотя репертуар испан. Гимнария оригинальный. Лист Леонского Антифонария. X в. (Léon. Arch. catedral. 8. Fol. 1v) Лист Леонского Антифонария. X в. (Léon. Arch. catedral. 8. Fol. 1v) Antiphonarium содержит все песнопения мессы и праздничных служб оффиция, расположенные в порядке литургического года. В приложении к нему обычно помещаются общие службы святым, вотивные мессы и проч. Единственная полная рукопись - Леонский Антифонарий из мон-ря Сан-Сиприано-дель-Кондадо (León. Arch. Catedr. 8, X в. (в колофоне на вставных листах указан 1066 г.); изд.: [Serrano L., Rojo C., Prado G.], ed. 1928; факсимиле и дипломатическое издание: Brou, Vives, ed. 1953-1959). Начинается с праздника св. Ацискла (17 нояб.) и заканчивается службой De quotidiano dominicale. Сохранились также фрагменты: 4 листа рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 11.695, IX-X вв. (из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос); 2 листа рукописи Paris. Nouv. acq. lat. 2199, кон. IX-X в.

http://pravenc.ru/text/674997.html

В наваррском клуатре сцены, посвященные Иову, размещаются на 2 уровнях. Из-за обилия персонажей композиции выглядят перегруженными. Скульптурный ансамбль базилики Сан-Исидоро в Леоне является памятником зрелой романской скульптуры 1-го этапа на территории И. наравне с рельефами соборов Сан-Педро в Хаке и Сантьяго-де-Компостела. В храме выделяются 3 группы памятников: капители в Пантеоне королей, капители в интерьере и снаружи церкви, тимпаны Агнца и Искупления на юж. фасаде. Капители в Пантеоне королей - самые древние в ц. Сан-Исидоро. Они выполнены одним мастером и датируются сер. XI в. Из 38 сохранившихся 21 находятся в самом Пантеоне, 11 - в боковом сев. портике и 6 - в зап. портале ( Vinayo Gonzalez A. Saint-Isidore de Leon: Pantheon des rois: Les débuts du style roman: Architecture, sculpture, peinture. Leon, 1995). Среди большинства лиственных и зооморфных капителей встречаются капители на библейские и евангельские сюжеты. На капителях, фланкирующих старый, замурованный вход в храм, изображены сцены «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление прокаженного». На сев.-вост. опоре находится композиция «Жертвоприношение Авраама». Стиль мастера, работавшего в Пантеоне королей, можно охарактеризовать как жесткий и архаичный. Для этого мастера характерны коренастые, большеголовые фигуры людей, лишенные шеи, с лицами, напоминающими древние маски, а также декоративный подход к проработке волос и драпировок. В интерьере и снаружи ц. Сан-Исидоро насчитывается ок. 200 капителей, датируемых кон. XI - нач. XII в. Капитель портала сев. рукава трансепта со сценой борьбы со змеями и львом и капитель с персонажами верхом на львах в интерьере можно отнести к кругу мастера из Хаки. Иисус Христос с учениками на пути в Эммаус. Рельеф клуатра мон-ря Санто-Доминго-де-Силос. Ок. 1130–1150 гг. Иисус Христос с учениками на пути в Эммаус. Рельеф клуатра мон-ря Санто-Доминго-де-Силос. Ок. 1130–1150 гг. Портал Агнца на юж. фасаде Сан-Исидоро является главным входом в базилику и датируется ок. 1100 г. В композиции тимпана выделяется 2 яруса.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

рукописях последования вечерни, утрени и мессы, как правило, помещаются вместе. Все нотированные рукописи были составлены после вторжения арабов и отражают уже сложившийся репертуар. Рукописи из Кастилии и Леона относятся к периоду до запрета испано-мосарабского богослужения на Соборе в Бургосе. Каталонских источников сохранилось немного, поскольку староиспан. традиция была быстро вытеснена римско-каролингской. Источники из Арагона неизвестны, Антифонарий X в. из Сан-Хуан-де-ла-Пенья или из Санта-Мария-ла-Реал-де-Нахера (Zaragoza. BGU (Fac. de Derecho). M-418), вероятно, не использовался в местном богослужении. В Наварре центром создания рукописей была область Риоха (долина р. Эбро в районе г. Логроньо) с мон-рями Сан-Мильян-де-ла-Коголья, Альбельда и Сан-Пруденсьо-де-Монте-Латурсе. Сходство со списками из Риохи имеют рукописи из мон-ря Силос (Кастилия), к-рые отличаются хорошей сохранностью и непрерывностью традиции; с этим согласуется тот факт, что аббат Доминик ( 1072/73), возродивший мон-рь Силос, прежде был настоятелем в Сан-Мильян-де-ла-Коголья. Др. центром создания певч. рукописей в Кастилии был мон-рь Сан-Пруденсьо-де-Валераника. Из Леона помимо известного Антифонария происходят фрагменты рукописей, оказавшиеся впосл. в разных хранилищах, а также, возможно, некоторые рукописи (или их протографы), находящиеся в Толедо. Списки Библии (Matrit. Univ. 31, IX-X вв., и Burgos. Catedr. s. n., Х в.; фрагменты Библии из Оньи - Silos. s. n. и Salamanca. Archivio de los Sacerdotes Operarios diocesanos. s. n.) содержат лекционарную разметку, маргиналии к различным стихам, относящимся к песнопениям оффиция, а также нотацию к отдельным стихам Плача Иеремии, мелодии которых совпадают с содержащимися в Антифонарии из Силоса (Silos. Arch. mon. 9, XI в.; хранился в мон-ре Сан-Росендо-де-Селанова). Лекционарий (Liber commicus), в к-ром нотированы каденции некоторых чтений, представлен древнейшими фрагментами (Autun. Bibl. municip. 27 (нач. VIII в.), Paris. lat. 2269 (VIII-IX вв.; палимпсест)) и полными списками (Tolet.

http://pravenc.ru/text/674999.html

Вероятно, она была принесена с юга, из Севильи, христианами, бежавшими от гонений мусульман в IX-X вв. или в XII в. (в ранних работах исследователь склонялся к 1-й датировке, в более поздних - ко 2-й). На Севилью как источник этой традиции, по мнению Пинеля, указывает рубрика в рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 30.844 (X в.) - Ad Sanctus spalitanos (т. е. подразумевается некая особенность богослужения в Гиспалисе). Рукописи традиции А происходят в основном с севера Пиренейского п-ова - из Таррагоны, Каркасона, Леона, мон-рей Санто-Доминго-де-Силос, Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Сан-Мильян-де-ла-Коголья. Расхождения между 2 традициями прослеживаются на всех уровнях (лекционарий, структура служб суточного круга и мессы, гимнография и т. д.; подробней см.: Pinell. 1978). Против теории Пинеля выступил Х. Ханини. По его мнению, традиция В является поздним сокращением традиции A. Традиция В происходит не из Севильи, а из Толедо, представляя приходской вариант богослужения, и Ортис использовал ее специально, чтобы архаизировать свое издание ( Janini, Gonzalves. 1977). Однако, вопреки мнению Ханини, состав Санкторала традиции В явно указывает на ее южноиспан. (кордовское или севильское) происхождение. Описание рукописей см.: Gamber K. Codices liturgici latini aniquiores. Freiburg, 1963, 19682. P. 52-68. N 301-393. (Spicilegii Friburgensis Subs.; 1); Idem. Codices liturgici latini aniquiores: Suppl. Freiburg, 1988. P. 32-47. N 301-399. (Ibid.; 1a); уточненные датировки рукописей см.: Hispania Vetus. 2007. Лекционарий в И.-м. о. называется Liber commicus (от лат. comma - единица членения текста на отрывки, к-рые можно прочитать вслух на одном дыхании). К числу полных Лекционариев, содержащих чтения из ВЗ и НЗ на весь литургический год (начиная с Адвента), относятся рукописи Paris. Nouv. acq. lat. 2171, 1067 г. (происходит из аббатства Санто-Доминго-де-Силос, является копией с оригинала VII в.) и Matrit. Acad. Hist. 22 (Aemil. 4), 1073 г. (происходит из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья; отражает более позднюю традицию, чем первая).

http://pravenc.ru/text/674997.html

Фрагментарно сохранился Лекционарий в рукописи Paris. lat. 2269, кон. VIII-IX в. (16 листов палимпсеста из ц. св. Назария в Каркасоне). Список чтений начинается с праздника Богоявления (Apparitio Domini) и обрывается на 4-й неделе Великого поста (De Lazaro). Более крупный фрагмент (72 листа) Лекционария сохранился в рукописи León. Bibl. Capit. 2, 1071 г. В нем отражены чтения периода Адвента, пасхального периода, De quotidiano, общих служб святым и вотивных месс. Вероятно, толедское происхождение имеет Лекционарий Tolet. Bibl. Capit. 35.8, IX-X вв., содержащий пророческие чтения не только Недель и праздников, но и будних дней, начиная с Недели после памяти Вифлеемских младенцев (обрывается на чтениях субботы 3-й Недели Великого поста). Критическое издание этих рукописей см.: Morin. 1893; P é rez de Urbel, Gonz á les y Ruiz Zorrilla. 1950-1955. Важным свидетельством о богослужении христиан, находившихся под властью арабов, является араб. перевод Capitulare Evangeliorum, сохранившийся в рукописи Monac. Arab. Aumer. 238. Fol. 92-97 (копия 1394 г. сделана с ркп. 1145 г., перевод выполнен в IX-XI вв.; см.: R ö mer. 1905; Roisse. 2008). Известен также фрагмент Евангелиария, относящийся к традиции В,- Tolet. Museo de Santa Cruz. 1326 (ранее в Museo de San Vicente. Fragm. 1), XII в. Ряд библейских рукописей содержат на полях лекционарные пометки, отражающие чтения И.-м. о. (Matrit. Univ. 31, IX-X вв.; Autun. Bibl. municip. 27, нач. VIII в.; Burgos. Arch. Catedr. s. n., X в. (из мон-ря Сан-Педро-де-Карденья); Cracov. Muzeum Czartoryskich. 3.118, X в.; Montpellier. Bibl. municip. 6, VIII-IX вв. (с сильным галликанским влиянием)). Liber sermonum - патристический лекционарий ( Гомилиарий ) сохранился в рукописях Lond. Brit. Lib. Add. 30.853, кон. XI в. (из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос), Matrit. Acad. Hist. Aemil. 60, IX в. (из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос), Córdoba. Archiv. Catedr. 1, 953 г. (из мон-ря Сан-Педро-де-Валераника) и в составе Liber misticus (ркп. Lond. Brit. Lib. Add.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Это касается как древних испанских персоналий, так и святых неиспанского происхождения. Кроме Господских, Богородичных праздников и Санкторала календарь содержит некоторое количество астрономических, канонических и литургических указаний, являющихся рудиментом вестготской эпохи или свидетельством о богослужебной практике этого периода. Впервые данный календарь был издан на латинском языке вместе с текстом всей рукописи Liber ordinum и другими испанскими календарями Марием Феротеном в 1904 г. в Париже (книга дважды переиздавалась). 1228 Новое критическое латинское издание предпринял Хосе Ханини в 1991 г., книга была выпущена в серии Studia Silensia в аббатстве Санто-Доминго-де-Силос. 1229 На русском языке календарь публикуется впервые. Для подготовки данного перевода использовалась оригинальная рукопись, хранящаяся в архиве упомянутого аббатства, a также издания М.Феротена и Х.Ханини. Библиография Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jahrhundert: in 3 Bänd/Hrsg. von A.Borst. – Hannover: Hahnsche Buchhandlung, 2001. – (Monumenta Germaniae Historica: Antiquitates: 3, Libri memoriales; 2). Le Liber Ordinum en usage dans l’eglise wisigothique et mozarabe d’Espagne du cinquieme au onzieme siecle/Ed. M.Feromin. – P.,1904. – XLVI p., 800 col. – (Monumenta Ecclessiae Liturgica; 5). Liber ordinum episcopal: (Cod. Silos, Arch, monasmico, 4)/Ed. J. Janini. – Burgos: Abadia de Silos, 1991. – 520p. – (Studia Silensia; XV). Vivancos M.C. Liber ordinum//Hispania Vetus: Musical-liturgical manuscripts from Visigothic origins to the Franco-Roman transition (9 th – 12 th centuries)/Ed. S.Zapke – Bilbao: Fundacion BBVA, 2007. P.282–283. Vives J. Santoral visigodo en calendarios e inscripciones//Analecta Sacra Tarraconensia. 1941. P.31–58. Волков A.A. Дом Марий Феротен и его роль в исследовании испано-мосарабской литургической традиции: к 100-летию со дня кончины//Folia Petropolitana. – СПб.,2015. – – С.171–180. Antiphonarium mozarabicum de la catedral de Leon/[Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Высокая культура… Христиане с пятого века… Шота Руставели. Народ мой. Гордый, бесстрашный… Немного эпикуреец… – Попросту говоря, лентяи порядочные, – вставляет словечко Нина Гвиниашвили. Легкое хихиканье. Это смеется Люся Петросян, родная сестра легендарного Камо. Об этом сама Люся избегает говорить. Не повредило бы… А когда Нина громогласно призывает ее не скрывать такого брата, а гордиться им, Люся с притворным смирением говорит: – Я простая, темная горянка. Да, Люся очень осторожна, потому что ее когда-то лично знал великий Сталин. И каждое утро начинается для Люси надеждой: вот откроется дверь, войдет начальник и вызовет ее с вещами. На свободу… И так уже третий год. Тамара недовольна тем, что Нина своими репликами снижает романтическую приподнятость рассказа о дружбе. – Отступница ты… От своего народа… А по глазам все равно видно, что грузинка. Вон как сияют… (Через шесть лет с зелеными, сияющими глазами Нины Гвиниашвили, изящной, остроумной художницы, случится вот что: в колымском совхозе Эльген, где на силос идет даже самая грубая лоза, неисправная силосорезка дрогнет, сорвется с рычагов, и колкая тугая лозина выхлестнет напрочь Нинин правый глаз. А когда мы с Павой Самойловой проберемся в лагерную больницу, чтобы передать Нине сахарку, и будем подавленно молчать у ее койки, Нина ласково погладит Паву по руке и скажет: «Не мучайтесь, девочки! На такую жизнь, как наша, достаточно и одним глазом смотреть».) …Совсем ночь. Не могу заснуть. Лежу еще долго после того, как Мария Царех закончила беседу о Грузии рядом добросовестных русских предложений, построенных по-немецки, с «вербум финитум». – Спасибо, Тамара. Это знания, которые для мой знакомств с Советский Союз большого значения иметь будут… Наутро всем неловко за вчерашнее. – Подумайте, девочки! Как мы в Ярославке мечтали узнать, кто сидит рядом. Какое бы это было счастье поговорить с соседкой. А теперь спорим, обижаем друг друга. Зачем срывать на других свое горе? Эти слова очень доходят до всех еще и потому, что их произносит Павочка.

http://azbyka.ru/fiction/krutoj-marshrut...

В первом специальном начинают учиться пахать и косить, приучаются к уходу за скотом. Во втором специальном кладут копны, метают стоги, складывают скирды, управляют жатвенными машинами, приготовляют силос, складывают картофель в бурты и на экономических полях принимают от рабочих свеклу и картофель. В третьем специальном классе, кроме всех этих работ, занимаются надзором за работами товарищей, еженедельно, по очереди, дежурят по полям, ежедневно представляя управляющему школою или его помощнику письменный отчет о своих наблюдениях, ежедневно, по очереди, дежурят при управляющем имения, сопровождая его повсюду, начиная с утреннего наряда до самого вечера, в сопровождении учителей ездят осматривать хозяйства других хуторов Янпольского имения и Свесские заводы во время производства, и производят при помощи астролябии самостоятельные съемки местностей. Воспитанники летом встают в 4 часа утра и работают до завтрака, после часового отдыха, от 8 до 9 часов, работы возобновляются и продолжаются до самого обеда. После обеда работают еще от 3 часов до 7 ч. вечера, что в совокупности составляет 10 часов работ в сутки. Во время исключительно жарких дней распределение времени несколько изменяется; встают еще раньше, работы прерываются от 11 ч. до 4 часов, на время нестерпимого зноя, и прекращаются работы не в 7, а в 8 часов. К чести воспитанников, не могу не прибавить, что большинство из них относится к работе очень старательно и нередко добровольно продолжают работы сверх положенного, когда это необходимо для окончания начатой работы. Теперь, когда учителями при школе состоят бывшие её воспитанники, члены трудового Братства, люди горячо любящие воспитанников, искренно желающие им добра, привыкшие к труду и понимающие истинное значение трудолюбия, они будут не только присутствовать при работах воспитанников, но и трудиться совместно с ними, стараясь придать практическим занятиям в нашей школе характер заботливой хозяйственности, что всего труднее достигается в учебных заведениях, даже при самых благоприятных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

  001     002    003    004    005    006    007    008