Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран игуменом. Опытный в духовной жизни, святой игумен умело управлял братией, милосердием и кротостью исправляя заблудших, примером своей жизни побуждал иноков к большему подвигу. В 1684 году он был возведен в сан архимандрита. Заботясь об укреплении в иноках духа строгого подвижничества, святой Питирим в своем служении проявил особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета. Несмотря на всеобщее уважение, святой Питирим отличался глубоким смирением и кротостью. В своих трудах он все упование возлагал на помощь Божию. С 1681 года, когда Вязьма отошла к Смоленской епархии, в Предтеченском монастыре поселился викарный епископ Смоленского митрополита. 1 сентября 1684 года святой Питирим по благословению патриарха Иоакима (1674–1690) получил новое церковное послушание — был назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 года в неделю блудного сына в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх Иоаким рукоположил его во епископа. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, в большинстве составлявших население того края. Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима — в 1682 году. Поэтому епархию населяли в основном люди, не просвещенные светом Христовой веры: язычники (мордва, черемисы, мещера), магометане (татары), а также раскольники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников. Святителю Питириму предстояло бороться с язычеством, сектантством и грубостью нравов. Укрепив себя на предстоящий подвиг постом и молитвой и испросив благословение у мощей Московских святителей и чудотворцев и преподобного Сергия, святитель Питирим в начале 1686 года выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Пелагея Ивановна Серебренникова, юродивая Дивеева монастыря, находящегося в Арзамасском уезде Нижегородской губернии, скончавшаяся 30-го Января 1884-го года. См. о ней у Е. Поселянина во 2-м издании Русских подвижников XIX века. Пересвет-Александр. См. Александр-Пересвет. Петр чудотворец, подвижник Спасо-Каменского монастыря, живший около половины XV века (Ист. Uep. IV, 332 ; у Верюжск. стр. 303. Он же, как должно думать, называется Устьинским, потому что прежде Спасо-Каменского монастыря подвизался на устьи реки Кубины, впадающей в Кубевское озеро, – преосв. Сергия Полный месяцеслов, II, прилож. 3-е; гр. Толстой в Книге глаголемой, А» 272). Петр Угличский, священник и подвижник города Углича Ярославской губернии, скончавшийся в Сентябре месяце 1866-го года и погребенный в Рыбинске, в женском Софийском монастыре. См. о нем у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Петр Черепковский, священник села Черенкова, которое находится в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, потерпевший мученическую смерть от Поляков и погребенный при церкви села (Верюжский, стр. 628). Петр мученик Казанский, о котором выше. Пимен Савелов, епископ Вологодский, скончавшийся 26-го Мая 1753-года (Преосв. Димитрия Месяцеслов 26 Мая, 1-го изд., bыn. III, стр. 395). Пимен, архиепископ Новгородский. См. Юрий Святославич. Питирим, второй епископ Тамбовский, после 13-летнего правления скончавшийся 28-го Июля 1698-го года и погребенный в кафедральном соборе. «Над могилою святителя устроен катафалк, верхняя доска которого серебряная позлащенная с литым его изображением во весь рост. Память его как угодника Божия с особенным благоговением чтится не только жителями Тамбова, но и всею Тамбовскою епархией», – преосв. Димитрий в Месяцеслове, 1 изд.. IV вып., отд. 1, стр. 854–75, см. также брошюру прот. Ио. Кобякова: Святитель Питирим, второй епископ Тамбовский (биографический очерк), напечатанную в Тамбове, в 1885-м году, и в Церковных Ведомостях, издаваемых при Св. Синоде, 1898 г. 26, статью: «Святитель Питирим, второй епископ Тамбовский», стр. 978 (по уверению последней статьи, с начала тридцатых годов прошедшего столетия, когда стали записывать чудеса, совершающиеся при гробе святителя, «записанных чудес имеется более двух сох, кроме множества неизвестных и незаписанных», – стр. 980, col. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Питирим, святитель, епископ Тамбовский и Козловский (Прокопий) († 1698; память 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых) Родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и святой Церкви своим детям. С раннего детства Прокопий любил посещать Божий храм и участвовал в церковном чтении и пении. Одной из характерных особенностей детских лет Прокопия была его любовь к своему святому, преподобному Прокопию Декаполиту († ок. 750; память 27 февраля/12 марта), в день памяти которого он родился. Эта любовь осталась непоколебимой на всю его жизнь и выражалась в частом молитвенном обращении к святому и в подражании его добродетелям. Без молитвенного обращения к Прокопию он никогда ничего не предпринимал. Первоначальное образование Прокопий получил в местных школах. Кроме обычной грамоты он научился иконописанию. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Обладая незаурядными способностями, Прокопий мог бы быть выдающимся деятелем на любом жизненном поприще. Но Промысл Божий указал ему самое достойное назначение. Пленившись монашеской жизнью, он рано оставил мир и ушел в монастырь. Монашеская жизнь Прокопия началась в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре, основанном преподобным Герасимом Болдинским († 1554; память 1/14 мая). Пройдя испытательный срок, Прокопий на 21-м году жизни был пострижен в монашество с именем Питирима. Под руководством старцев-подвижников молодой инок усердно исполнял все монашеские правила; постоянно совершенствуясь, он восходил от подвига к подвигу. Вскоре Питирим был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. Вскоре братия монастыря избрали его игуменом. Будучи настоятелем монастыря, он оправдал доверие братии, являясь для всех любвеобильным отцом и мудрым руководителем в их духовном совершенствовании. Причем сам всегда был образцом для всех в исполнении иноческих подвигов. Как наиболее достойный по высоте подвижнической жизни и по мудрому управлению монастырем, игумен Питирим 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Большую воспитательную работу святитель проводил с различными народностями. населявшими Тамбовский край, обращая их в христианство. Он учил во время своих поездок по епархии, у себя дома и особенно в храме, который считал главным источником благочестия. Епископ учил верных и неверных, заблуждающихся и сомневающихся, давал наставления и самому духовенству, нуждавшемуся в них. Советуя христианам относиться с любовью друг к другу, он сам показывал пример истинной любви ко всем. Тамбовский архипастырь доступен был для всех, со всеми обращался как брат и друг. Никто не уходил от него без ласки и доброго слова. Его двери были открыты для всех приходивших за советом и помощью. Нетребовательный в личной жизни, он все свои средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Избегая всяких удобств, святитель совершал поездки по епархии в простой повозке. Святитель вел активную борьбу с расколом. Епископ Питирим не пропускал ни одного богослужения. Любил и сам священнодействовать. Если не служил, то стоял на клиросе и пел. С особенной любовью относился к ссыльным, для которых выстроил церковь во имя святого Иоанна Предтечи. Благочестивая жизнь преосвященного Питирима, исполненная великих трудов и высоких подвигов во славу Божию, ознаменовалась особым видимым благоволением Божиим к нему. На 50-м году жизни епископ Питирим сильно заболел и, чувствуя физическую слабость, уже готовился к отшествию в вечность. В этот момент он обратился с пламенной молитвой к Богу, прося Его не здравия и продления жизни, к которой он никогда не имел привязанности, а об оставлении грехов и даровании вечной жизни в Царстве Небесном. Он с глубоким смирением обратился к своему постоянному молитвеннику преподобному Прокопию со следующими словами молитвы: «Пастырю и наставниче мой, преподобие отче Прокопие, помолимся Господу Богу о душе моей». И на этот умилительный призыв преподобный видимо предстал перед епископом Питиримом молящимся за него Господу со следующими словами: «Бессмертный Боже! Хвалу Тебе воздаю – Царь бо един всем, помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного!» По молитве преподобного в облаке явился Спаситель, в левой руке державший Евангелие, а правою благословлявший с облака молившегося епископа. Об этом замечательном событии поведал хранитель тайн епископа Питирима, постоянно бывший при нем благочестивый старец Василий. После смерти преосвященного Питирима это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Блаженная кончина святителя Симеона, митрополита Смоленского, последовала 4 января 1699 года. Чин погребения был совершен Тихоном, митрополитом Сарским и Подонским. Погребен святитель Симеон в Троицком монастыре, у южной стены собора, ставшим усыпальницей Смоленских архипастырей. Впоследствии над местом погребения была устроена деревянная часовня, а позже — каменный придел в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости. Сохранились свидетельства о многочисленных благодатных исцелениях по молитвам святителя Симеона. Святитель Питирим, епископ Тамбовский (в миру Прокопий), родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим в Вяземской Предтеченской обители, где впоследствии был избран игуменом. 15 февраля 1685 года Святейшим Патриархом Иоакимом (1674–1690) он был рукоположен в Москве во епископа Тамбовского. Свое управление епархией святитель Питирим ознаменовал упорядочением духовной жизни и построением храмов и монастырей. Большое внимание он уделял духовному просвещению паствы. Духовным братом и другом святителя Питирима был святой Митрофан, епископ Воронежский (память 7/20 августа), с которым они постоянно встречались и много времени проводили в духовных беседах. Блаженная кончина святителя Питирима последовала в 1698 году в возрасте 53 лет. Он был погребен в Преображенском соборе в городе Тамбове. По молитвам святителя стали совершаться исцеления больных, место его погребения стало особенно почитаться богомольцами и многочисленными паломниками. В 1914 году святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви, память его совершается 28 июля/10 августа. Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. После окончания Бельского духовного училища и Смоленской духовной семинарии, в 1857 году, он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года он был пострижен в монашество с именем Николай, 29 июня рукоположен в иеродиакона, 30-го — в сан иеромонаха. Затем иеромонах Николай был назначен в Японию настоятелем консульского храма города Хакодате.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Высокие достоинства архимандрита Питирима привлекли внимание высшего духовного начальства. В это время для устроения и приведения в порядок открытой в 1682 году Тамбовской епархии требовался умный, деятельный и отличающийся благочестием и богоугодной жизнью епископ. Выбор патриарха Иоакима (Савелова, † 1690) пал на архимандрита Питирима, которого он знал и ценил. 15 февраля 1685 года архимандрит Питирим в Успенском соборе в Москве был хиротонисан патриархом Иоакимом во епископа Тамбовского. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, составлявших большинство населения того края. Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима – в 1682 году. Епархию населяли в основном люди, непросвещенные светом Христовой веры: мордва, черемисы, мещера, татары, а также раскольники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников. Церковная жизнь в епархии шла вяло. Существовавшие храмы были очень бедны и нуждались в самом необходимом. Даже кафедральный собор поражал своей бедностью. Монастырская жизнь в епархии также находилась в упадке. Монастырей было немного, и они были не благоустроены. Такова была епархия, вверенная епископу Питириму. В начале 1686 года владыка Питирим выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским . Торжественная встреча в первом городе епархии – Козлове смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал 1 марта с сопровождавшими его несколькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним богослужением. В самое короткое время новый епископ завоевал всеобщую любовь и признательность. Его внешний вид, ласковый и приветливый, внушал к нему доверие и уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из жизни святителя Питирима осталось отмеченным еще то, что он в 1690 году был вызываем в Москву для избрания, по смерти патриарха Иоакима, нового и участвовал в избрании патриарха Адриана. «Преосвященный Питирим, как говорится в Тамбовской летописи, в жизни своей пас с ревностью врученное ему Богом стадо, преуспевая в добродетелях». Все великие заслуги и труды святителя служили только внешним выражением внутреннего его совершенства и добродетели. Он был истинный пастырь словесного стада Христова. Но, к сожалению Тамбовской паствы, недолго жил их многоуважаемый архипастырь. Преосвященный Питирим правил Тамбовской епархией 13 лет и пять месяцев. Он скончался в 1698 году июля 28 числа, 54 лет от роду. Тело святителя, согласно его завещанию, было погребено в соборе, им начатом, в приделе святителя Николая у южной стены против столба, за правым клиросом. Над местом, где положено тело святителя, поставлена деревянная, резная, по краям украшенная золотом, гробница. А сверх ее серебряная доска с вычеканным изображением свят. Питирима. Над его могилой написано было еще современниками святителя следующее надгробие: «Божией милостью преосвященный Питирим епископ Тамбовский, егоже честное и многотрудное тело положено в сем месте. Аминь». С течением времени, уважение к памяти святителя не только не уменьшилось, но год от года увеличивалось, особенно с 1832 г., по случаю некоторых чудесных исцелений при гробнице святителя. С незапамятных времен при его могиле многие служили по нем панихиды; так, и число почитателей памяти его умножается; все, посещающие кафедральный собор, за священный долг считают отслужить по нем панихиду. 28 июля, день кончины святителя, год от года становится дли жителей Тамбова настоящим торжеством. Большим уважением пользуется в Тамбове так называемый Питиримов колодезь. По преданию, он был выкопан самим святителем. Этот колодезь находится в недальнем месте от прежде бывшего архиерейского дома, устроенного святителем Питиримом, и по такой близости к нему можно видеть, что он действительно принадлежал к Питиримову дому. К колодцу по горе устроена каменная лестница, а самый колодезь отделан белым камнем, и над колодцем устроен в Византийском вкусе, вроде часовни, навес с различными живописными изображениями. Как лестница, так и навес, устроены усердием почитателей памяти святителя. Из означенного колодца многие берут воду, с верой принимают ее во время болезни, а в летнее время многие богомольцы обливаются ею близ самого колодца. 28 июля, в день памяти святителя Питирима, к этому колодцу бывает крестный ход и совершается в нем водоосвящение. Крестный ход установлен епископом Тамбовским Феофаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы. Его занимали труды по обращению к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии и все воскресные праздничные богослужения всегда совершал сам, а на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, сам читал шестопсалмие, часы, пел вместе с хором. Он учредил, по вяземским обычаям, торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Божией Матери (кондак 10 и икос 10). Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания (икос 6). Этому же учил он и духовенство. Приехав в пределы своей епархии, епископ немедленно отправился в самое логово преступников и всякого рода бродяг, населявших в то время Пяшкельскую слободу (с. Донское) близ Тамбова. К отверженным, заблудшим и, казалось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые его посещения и беседы сделали свое дело — жители слободы обратились ко Христу. Уже через год после своего приезда в эти края святитель Питирим, следуя желанию жителей, строит храм во имя святого Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. Духовная связь с Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, избрав место для его основания вместе со святителем Воронежским Митрофаном (кондак 7). В новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он вырыл колодец, вода которого возымела благодатные, целительные свойства. Такой же колодец он вырыл близ нового тамбовского собора, а также в чаще лесной.

http://pravicon.com/info-3220

Народ заполнил соборную площадь, крыши и заборы ближайших зданий. Все желали хотя бы издали видеть святые мощи и поклониться им. Слышались возгласы: «Батюшка Питирим, помоги нам, спасай нас твоими молитвами!» Крестный ход возвратился в собор, святые мощи были поставлены на прежнее место, и продолжилось всенощное бдение. По прочтении митрополитом Владимиром Евангелия краткое слово о святителе Питириме произнес епископ Черниговский Василий, а затем началось чтение канона Божией Матери и святителю Питириму. Верующие подходили ко святым мощам, где их помазывали святым елеем два архиерея. Каждый получал освященный хлебец с изображением святителя Питирима. Всенощная закончилась во втором часу ночи. Паломники всю ночь подходили ко святым мощам, около которых служили молебны святителю Питириму. В 3 часа ночи началась литургия для причастников в Смоленском приделе собора. В 6 часов утра началась вторая литургия, которую совершили епископ Козловский Зиновий и епископ Михайловский Амвросий. По окончании литургии гроб с мощами святителя Питирима был поднят в верхний храм и поставлен на уготованном месте перед архиерейской кафедрой. К 10 часам в собор прибыли митрополит Владимир, архиепископ Кирилл и епископы Василий, Тихон и Варлаам. Они прошли в мантиях к мощам святителя Питирима, совершили поклонение и целование. Затем началась литургия. Она совершалась особенно торжественно, с большим подъемом и сопровождалась замечательным пением хора в 200 человек. Во время малого входа со Святым Евангелием гроб с мощами святителя Питирима священнослужителями торжественно был внесен в алтарь царскими вратами и поставлен на горнем месте, лицом к святому престолу. У гроба встали четыре диакона с рипидами так, как бы святитель Питирим сам возглавлял служение литургии. Евангелие было прочитано протодиаконом Исаакиевского собора, а апостольское чтение – протодиаконом тамбовского собора, замечательным баритоном Косьмой Стельмахом. После чтения Евангелия митрополит Владимир произнес поучение, в котором отметил, что на горизонте Русской Церкви зажглась новая звезда, у Престола Божия предстал святитель Питирим, и ныне вся Русская Церковь молится ему. Она просит, чтобы по молитвам его Господь остановил вражеские полчища, вторгшиеся в нашу землю, и даровал бы нам мир и безмятежие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спасо-Преображенский кафедральный собор (Тамбов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор — кафедральный собор Тамбовской епархии Русской православной церкви. Первый каменный храм Тамбова и старейший православный собор Тамбовской области. Содержание История [ править править код ] Строительство каменного собора на месте деревянной Спасо-Преображенской церкви началось в 1694 году епископом тамбовским Питиримом, но было окончено только в 1783 году на средства тамбовского купца Матвея Бородина. В октябре 1809 году епископ Феофил (Раев) предложил Тамбовской Духовной консистории, чтобы она вменила соборянам в непременную обязанность постройку новой колокольни на месте приходящей в ветхость деревянной. Начат сбор средств. В 1811 году заложена каменная колокольня. В 1817 году (по другим сведениям — в 1812 г.) в десяти саженях от собора вместо старой завершено возведение каменной колокольни «о трёх ярусах, с палаткою и фонарём» высотою 42,5 м. В начале XX века собор посещали император Николай II (7 (20) декабря 1914 г.), великая княгиня Елизавета Фёдоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский . С 1929 года в здании собора размещался Тамбовский областной краеведческий музей. В 1931—1932 гг. разобрана соборная колокольня. Постановлением Облисполкома от 14 мая 1974 г. взят под охрану государства, как памятник местного значения. 18 августа 1991 года Тамбовский областной совет народных депутатов принял решение «О передаче бывшего Спасо-Преображенского собора в пользование верующим». 4 августа 1993 г. поднят крест на главный купол. 6 августа архиепископ Евгений освятил престол нижнего храма. 8 августа 1993 года в собор возвращены мощи небесного покровителя города и земли Тамбовской святого Питирима (в нижнем храме), а также святыни: фелонь святителя, подаренная царём Алексеем Михайловичем. В 1993 году кафедральный собор возвращён Тамбовской епархии. Предача была окончательно завершена во время первого визита Патриарха Алексия II в Тамбов. Сейчас колокольня воссоздана и действует. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Патриаршая Литургия в Преображенском храме Ступени. От 17 октября. Святитель Питирим Тамбовский Святитель Питирим Тамбовский. О нем. Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010