Для епископа Питирима в Тамбовской епархии открылось широкое поле деятельности. Ему первому пришлось заняться благоустройством новой епархии, так как предшественник его находился на Тамбовской епархии всего один год и не успел для нее ничего сделать. По приезде в Тамбов преосвященный Питирим все свое внимание направил на религиозно-нравственное воспитание своей паствы. Основными мероприятиями для достижения этой цели было строительство, восстановление и благоустройство храмов, подготовка достойного священства, благоустройство монашеской жизни и строительство монастырей. За время епископства Питирима число церквей в Тамбовском крае достигло 168-ми. Это количество храмов хотя и невелико было по сравнению с количеством церквей в других епархиях, но оно служило доказательством того, что христианство в крае стало преобладающим. Причем в связи с бедностью епархии средства на строительство церквей епископ Питирим приобретал только за счет благотворителей и своих собственных. Наиболее выдающимся событием было строительство нового каменного кафедрального собора, который, однако, не был закончен при жизни епископа Питирима. Особую пастырскую заботу проявил святитель Питирим к монастырям. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1690), игуменией которой стала сестра святителя Питирима Екатерина, и мужская Трегуляевская (Тригуляевская) во имя Крестителя Господня Иоанна (1688) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила в связи с тем. что святитель Питирим любил уединение и при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1686 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места, которое и благословили они для основания обители. Во вновь построенной обители святитель имел свою келию. Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, и икона святителя Николая прославилась чудотворениями. Девпетерувская (Питиримовская) икона Божией Матери была родительским благословением святителю, с ней он не расставался до конца жизни и завещал ее перед кончиной кафедральному собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Высокие достоинства архимандрита Питирима привлекли внимание высшего духовного начальства. В это время для устроения и приведения в порядок открытой в 1682 году Тамбовской епархии требовался умный, деятельный и отличающийся благочестием и богоугодной жизнью епископ. Выбор патриарха Иоакима (Савелова, † 1690) пал на архимандрита Питирима, которого он знал и ценил. 15 февраля 1685 года архимандрит Питирим в Успенском соборе в Москве был хиротонисан патриархом Иоакимом во епископа Тамбовского. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, составлявших большинство населения того края. Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима – в 1682 году. Епархию населяли в основном люди, непросвещенные светом Христовой веры: мордва, черемисы, мещера, татары, а также раскольники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников. Церковная жизнь в епархии шла вяло. Существовавшие храмы были очень бедны и нуждались в самом необходимом. Даже кафедральный собор поражал своей бедностью. Монастырская жизнь в епархии также находилась в упадке. Монастырей было немного, и они были не благоустроены. Такова была епархия, вверенная епископу Питириму. В начале 1686 года владыка Питирим выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским . Торжественная встреча в первом городе епархии – Козлове смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал 1 марта с сопровождавшими его несколькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним богослужением. В самое короткое время новый епископ завоевал всеобщую любовь и признательность. Его внешний вид, ласковый и приветливый, внушал к нему доверие и уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года. К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло. Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию. Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось. Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения. Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

«Неумолкаемо совершаются панихиды» Епископ Питирим родился в городе Вязьме в 1645 году. На Тамбовскую кафедру его назначил Патриарх Иоаким в 1685 году — через три года после образования епархии в 1682 году. Скончался святитель в 1698 году и был похоронен в Никольском приделе недостроенного Спасо-Преображенского собора, начало которому он положил в 1694 году. Молитвы на месте погребения епископа Питирима совершались со дня его блаженной кончины. Жители губернии помнили труды святителя по обустройству епархии, созиданию духовно-нравственной жизни, возведению храмов, устроению обителей. О народной любви и почитании святителя Питирима свидетельствует составитель первого его жизнеописания С.П. Преображенский. В 1861 году в «Кратком очерке жизни Преосвященного Питирима, 2-го епископа Тамбовского» он писал: «Со дня смерти святителя и доселе неумолкаемо совершались и совершаются панихиды при гробе его благочестивыми чтителями святой его памяти. Особенно два раза в году бывает значительное стечение народа при гробе святителя: в день Вознесения Господня и в день его кончины, 28 июля. Из разных уездов Тамбовской епархии целыми тысячами стекаются благочестивые богомольцы ко дню Вознесения Господня, начиная со вторника до дня Вознесения включительно, с раннего утра до поздней ночи наполняют собор и служат панихиды по святителю Божию, при гробе его. Еще торжественнее и величественнее бывает собрание в день памяти святителя 28 июля… Несмотря на вместимость собора, особенно за позднею литургией, стечение народа бывает так велико, что верхний и нижний храм, паперти, крыльцо и лестницы с нижнего в верхний этаж набиваются битком, и за всем тем недостает места для богомольцев»2. В благодарность за исцеление В конце XVIII — начале XIX века на гробнице в Спасо-Преображенском соборе начали совершаться чудеса исцелений. В 1832 году по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Арсения (Москвина) в соборе появилась особая книга под названием «Описание чудес святителя Питирима, второго епископа Тамбовского», куда духовенство записывало чудеса, совершавшиеся у гроба.

http://e-vestnik.ru/church/pamyati_pitir...

С 1684 года монастырь стал выплачивать в государеву казну «откупные деньги» за пользование рыбными «ухожами». 31 августа 1685 года, накануне нового года, в казну было уплачено 104 рубля 4 алтына, «да подьячему было дано за работу» в приказной избе города Козлова. Откупной платеж составил чуть более 21 % общего дохода монастыря за тот год. «Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дали», — известна была поговорка на Руси. Для козловских монахов монастырский «пчельник» (пасека) был второй статьей регулярного дохода. Пасекой заведовал старец Илия, она постоянно расширялась за счет дарений жителей и постригавшихся в монахи. Немаловажной статьей дохода была и плата окрестных жителей за пользование монастырской мельницей, где работали специально нанятые работники. На скотном дворе монастыря были лошади, коровы, куры. Существенный процент дохода монастыря составляли пожертвования богомольцев и жителей Козлова и окрестных сел. Монастырь был и культурных центром, покупал и продавал книги. В феврале 1682 года он приобрел книгу святителя Григория Назианзина, христианского писателя IV века, борца против арианской ереси, за два с лишним рубля (средняя цена лошади). За три года в монастыре были проданы Требник, Служебник, Минея общая, Шестоднев «старыя печати», Часослов. Расходно-приходная книга дает представление и о церковных связях монастыря в тот период, о событиях, происшедших в Тамбовской епархии. Монахи часто ездили в Москву, преимущественно осенью и зимой. А в апреле-мае 1684 года в Козловском монастыре пребывал архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Феодосий, который «служил всенощную о своем брате». В 1686 году назначенный в Тамбов святитель Питирим прибыл в Козлов из Москвы и несколько дней пребывал в Козловском монастыре. 3 апреля 1686 года он благословил строившуюся церковь, в 1692 году пожертвовал ей образ Святой Троицы в окладе с «венцами и гривнами». В течение всего своего служения в Тамбовской епархии епископ Питирим оказывал посильную помощь Козловскому монастырю.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Козло...

26 декабря 1911 года иеромонах Вениамин был возведен в сан архимандрита. В 1914 году архимандрит Вениамин участвовал в торжествах прославления святителя Питирима Тамбовского, возглавив собор священников и начав тогда служение Божественной Литургии, – как он говорил впоследствии, «святитель Питирим избрал для своего прославления своего же тамбовца». В 1917–1918 годах архимандрит Вениамин состоял членом Всероссийского Поместного Собора, избравшего Святейшего Патриарха Тихона. В работе Собора отец Вениамин принимал деятельное участие. Уже тогда говорили о нем как о будущем иерархе... Архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Севастопольского 10 февраля 1919 года. Но ввиду начавшейся тогда междоусобицы в России епископ Вениамин по Промыслу Божию был вынужден покинуть пределы Родины и выехал за границу. С ноября 1920 года владыка более четверти века совершал свое служение за рубежом: сначала – в Константинополе, затем – в Болгарии, Югославии [Сербии], Чехословакии. Когда же в 1925 году митрополит Евлогий (Георгиевский; 1946) основал в Париже Православный Богословский институт имени преподобного Сергия, то он вызвал епископа Вениамина и предложил ему занять в институте должность инспектора. Так владыка Вениамин вернулся к педагогической деятельности. Он самоотверженно трудился над воспитанием пастырей Церкви, а также совершал богослужения в Сергиевском подворье, при котором находился Православный Богословский институт, существующий и поныне. В 1930 году по стечению обстоятельств в храме Сергиевского подворья не оказалось ни одного диакона. Епископ Вениамин в трапезной института обратился за помощью к студентам, говоря: неужели же из вас никто не отзовется – видя, что в храме нет ни одного диакона? Вскоре же на его призыв отозвались два студента: с третьего и четвертого курсов. Они были вскоре пострижены в монашество и рукоположены во иеродиаконы. Один из них, архимандрит Стефан (Светозаров), в последние годы жизни проживал в Виленском Свято-Духовом монастыре [скончался там же 7 мая 1969 года].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икону подарили. Она маленького размера, надпись прочесть совершенно не получается. Даже зацепиться не за что. Перерыл весь интернет, не могу найти даже зацепки о том, кто изображен на иконе. Вся надежда на вас, уважаемые эксперты. Заранее спасибо! Ответов: 1. Последний ответ: С чашей, точнее, с Чашей (для причастия) в руке изображают великомученицу Варвару Добавлено на опознание: 2017-02-05 07:45:54 Владелец: bacla Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: [Добавлено 2017-02-06 09:07:06]: Спасибо, подтвердили мои догадки Ответов: 1. Последний ответ: Похоже, что написано. Свт (святитель) Питирим Тамбовский еп.(епископ). Прочитать о нём можно здесь. Добавлено на опознание: 2017-02-01 19:41:35 Владелец: Vale88 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Не можем определить кто изображён ,так как икона в плохом состоянии (( Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Господь Вседержитель " . 19 век. Добавлено на опознание: 2017-01-27 13:12:55 Владелец: ap7820ao Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: их на иконах часто вместе изображают Добавлено на опознание: 2017-01-17 08:18:08 Владелец: absentergreen Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: [Добавлено 2017-01-17 09:20:18]: Добрый день. Помогите, пожалуйста с опознанием иконы, которая мне досталась от прапрабабушки. Икона уже вся потресканная от времени, изображение видно плохо, но вдруг кто-то сможет опознать ее. Яркость и контрастность я постаралась увеличить. [Добавлено 2017-01-17 09:21:48]: Еще на оборотной стороне есть штамп, который я тоже не смогла расшифровать. Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-01-11 18:30:06 Владелец: ZeDWoW Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 1. Последний ответ: Образ св.пророка Илии с историей. Илия в пустыне, Вознесение пр. Илии на колеснице и др. А вот исполнение не могу понять, похоже современное. Если нет, то 19в. Добавлено на опознание: 2017-01-09 21:22:01

http://pravicon.com/unknown/93

Заботился святитель Питирим и о монашеской жизни в епархии: в самом городе он основал Вознесенский женский монастырь. Первой его настоятельницей стала его родная сестра, игуменья Екатерина, могила которой чтилась горожанами до наших дней. А в окрестностях города, на уединенных лесистых берегах реки Цны, куда он ездил отдыхать, святитель Питирим основал Тригуляевский мужской монастырь. В 1690 г. святитель Питирим ездил в Москву на избрание Патриарха Адриана, а в 1698 г. он скончался и погребен был в созданном им соборе, где и почивал до наших дней. У раки его была помещена икона, изображавшая его молящимся на коленях пред прп. Прокопием, с надписью: «Преподобие отче Прокопие, моли Бога о душе моей!» В 1833 г. одна женщина, муж которой был по ошибке заключен в тюрьму, молилась о нем святителю Питириму. Она увидела во сне неизвестную ей икону Божией Матери, и таинственный голос сказал ей, что эта икона принадлежала святителю Питириму и чтобы она отслужила перед ней молебен об освобождении мужа. В соборе она узнала явившуюся ей икону — это была икона Божией Матери Девпетерувская (Питиримовская) — и отслужила молебен. Невинность мужа ее была доказана, и он был освобожден. А святую эту икону, как келейную святителя Питирима, поместили у его раки. Больного ногами Н.А.Мотовилова прп. Серафим послал в Тамбов к мощам святителя Питирима, и он был исцелен. Исцелена была от той же болезни, после бывшего ей откровения во сне, М.М.Бибикова в 1843 г. В 1834 г. помещику князю Крапоткину явился во сне неизвестный ему архиерей и повелел воздвигнуть в его имении церковь в честь Покрова Божией Матери. В тамбовском архиерейском доме князь узнал на портрете святителя Питирима, явившегося ему. Во вторичном своем явлении Питирим указал князю, где найти недостающие для постройки кирпичи. Их оказалось столько, что после постройки оставалось еще много неиспользованных. В 1867 г. получила исцеление при раке святителя Питирима протестантка София Швицгибель. • Святитель родился в 1645 г. в Вязьме, в земле Смоленской, постриг принял в Вяземском монастыре, основанном Герасимом Болдинским (память его 1 мая), там же потом стал архимандритом.

http://sedmitza.ru/lib/text/437519/

Это чудесное событие возвратило к жизни епископа Питирима, тяжелая болезнь оставила его, и он еще прожил около трех лет. В этот период он усиленно занялся строительством каменного кафедрального собора, но чувствуя, что дни его уже сочтены и окончить всего строительства он не сможет, святитель приложил все усилия к окончанию строительства и отделки одного из приделов храма, который сам и освятил в честь святителя Николая. Новый собор святитель снабдил за свой счет необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому († 1731: память 26 ноября/9 декабря, 9/22 февраля). В этом соборе он завещал и похоронить себя. Кончина епископа Питирима последовала 28 июля 1698 года, в день празднования особо чтимой им чудотворной иконы Божией Матери Смоленской. Горько оплакивала тамбовская паства кончину своего любимого архипастыря. Но и по смерти своей он не оставлял всех прибегающих к нему с просьбой о помощи. В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Было зарегистрировано 260 чудес. С просьбой к святителю Питириму об исцелении обращались не только православные, но и иноверцы. 28 июля 1914 года, по ходатайству Тамбовского архиепископа Кирилла (Смирнова, † 1937; память 7/20 ноября), преосвященный епископ Питирим был причислен к лику святых. Литература: Новочадова М. И. Великий светильник церкви Тамбовской святитель Питирим. – 2-е изд. – Тамбов. 1913. Лебедев В., священник. Святитель Питирим Тамбовский.Тамбов. 1913. Самбикин Д. И., священник. Святитель Питирим второй епископ Тамбовский. – Воронеж, 1872. См. также: Воронежские епархиальные ведомости. – 1880. 2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1414. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 134. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 595, 891.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Большую воспитательную работу святитель проводил с различными народностями. населявшими Тамбовский край, обращая их в христианство. Он учил во время своих поездок по епархии, у себя дома и особенно в храме, который считал главным источником благочестия. Епископ учил верных и неверных, заблуждающихся и сомневающихся, давал наставления и самому духовенству, нуждавшемуся в них. Советуя христианам относиться с любовью друг к другу, он сам показывал пример истинной любви ко всем. Тамбовский архипастырь доступен был для всех, со всеми обращался как брат и друг. Никто не уходил от него без ласки и доброго слова. Его двери были открыты для всех приходивших за советом и помощью. Нетребовательный в личной жизни, он все свои средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Избегая всяких удобств, святитель совершал поездки по епархии в простой повозке. Святитель вел активную борьбу с расколом. Епископ Питирим не пропускал ни одного богослужения. Любил и сам священнодействовать. Если не служил, то стоял на клиросе и пел. С особенной любовью относился к ссыльным, для которых выстроил церковь во имя святого Иоанна Предтечи. Благочестивая жизнь преосвященного Питирима, исполненная великих трудов и высоких подвигов во славу Божию, ознаменовалась особым видимым благоволением Божиим к нему. На 50-м году жизни епископ Питирим сильно заболел и, чувствуя физическую слабость, уже готовился к отшествию в вечность. В этот момент он обратился с пламенной молитвой к Богу, прося Его не здравия и продления жизни, к которой он никогда не имел привязанности, а об оставлении грехов и даровании вечной жизни в Царстве Небесном. Он с глубоким смирением обратился к своему постоянному молитвеннику преподобному Прокопию со следующими словами молитвы: «Пастырю и наставниче мой, преподобие отче Прокопие, помолимся Господу Богу о душе моей». И на этот умилительный призыв преподобный видимо предстал перед епископом Питиримом молящимся за него Господу со следующими словами: «Бессмертный Боже! Хвалу Тебе воздаю – Царь бо един всем, помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного!» По молитве преподобного в облаке явился Спаситель, в левой руке державший Евангелие, а правою благословлявший с облака молившегося епископа. Об этом замечательном событии поведал хранитель тайн епископа Питирима, постоянно бывший при нем благочестивый старец Василий. После смерти преосвященного Питирима это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010