Русская Православная Церковь во главе с Алексием I, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, 10 апреля 1970 года приняла решение о прославлении святителя Николая в лике святых с имено­ванием – равноапостольный. Его могила и теперь остается в Японии святыней народной и обще­церковной, а сам святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенный предстатель пред Господом. Память равноапостольного Николая, архиепископа Японского, совершается 3 февраля, в день блаженного преставления. День двенадцатый. Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской губернии. В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семина­рию. Как лучший ученик, он был направлен архиепископом Екатери- нославским Платоном в Петербург в Александро-Невскую академию. Окончив духовную академию в 1814 году со степенью магистра бо­гословия, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка. С 11 марта 1817 года Михаила Леонтовича назначили секретарем учрежденного при академии строительного комитета. 30 июля 1817 года его перевели в Киевскую духовную семинарию на должность инспектора, где он был профессором церковной истории и греческого языка. Когда 28 сентября 1819 года была открыта Киевская духовная академия, Михаил Леонтович стал ее первым инспектором. 11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского , в соборном храме Киево-Братского монастыря он был пострижен в монашество с именем Мелетия. Постриг совершил Киев­ский митрополит Евгений (Болховитинов) . 22 февраля 1820 года инок Мелетий был посвящен митрополитом Евгением в сан иеродиакона, 25 февраля во иеромонаха. 9 августа 1821 года иеромонах Мелетий был назначен ректором Мо­гилевской духовной семинарии и настоятелем Кутеинского Оршанского монастыря с возведением в сан архимандрита. В августе 1823 года его перевели на должность ректора Псковской духовной семинарии, а 24 ян­варя 1824 года архимандрит Мелетий был назначен ректором Киевской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мелетий, святитель, архиепископ Харьковский (Леонтович Михаил Иванович) († 1840; память 12/25 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской губернии в семье духовного звания. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию. В 1814 году окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия и был определен адъюнкт-профессором греческого языка. В 1817 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 1820 году пострижен в монашество митрополитом Киевским Евгением (Болховитиновым , † 1837), рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Могилевской духовной семинарии. С 1821 года – настоятель Кутеинского Богоявленского Оршанского монастыря Могилевской епархии. В 1823 году переведен ректором Псковской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. С 1824 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевского Братского Богоявленского монастыря. 21 ноября 1826 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 21 апреля 1828 года – епископ Пермский и Екатеринбургский. 18 июля 1831 года возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Иркутскую и Нерчинскую. С 22 июня 1835 года – архиепископ Слободско-Украинский (впоследствии Харьковский и Ахтырский). Скончался 29 февраля 1840 года. Погребен в пещерной церкви Харьковского Покровского монастыря. Тело его покоится нетленным. Преосвященный Мелетий – истинный светильник веры и благочестия, великий постник и молитвенник, творец Иисусовой молитвы. Отличался кротостью и благочестием, ревностью к богослужениям. Во время богослужений благоговение его достигало высшей степени и проявлялось в слезах. Святитель Мелетий был смиренномудрен, милосерд к бедным, всегда заступался за сирых и обижаемых. Старался поддержать дух истинного монашества, являя собою образец чистоты монашеской жизни. Он обладал даром прозорливости и исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«1839 года мая 12 или 18 (трудно разобрать) преосвященный архиепископ Мелетий посетил еще не открытый Святогорский монастырь... Преосвященный Мелетий, сошедши с парома (что на р. Северный Донец, у самого монастыря), чрез свят. ворота Святогорского монастыря, пешешествовал к первой Успенской церкви при колокольном звоне, где архимандрит Адриан с братиею в паперти церковной встретил со крестом и св. водою 45 ; обревизовал как должно опись церковную и приходо-расходные книги; на престол св. антиминс велел переменить. а из ризницы архиерейской новый получить; по осмотре препроводили его преосвященство в приуготовленные для него келлии; здесь он пригласил архим. Адриана и кафедрального ключаря подкрепиться пищею. После обеда, получив благословение, вышли кийждо восвояси. Пр. Мелетий, несколько передохнув, приказал келейнику Василию позвать архимандрита и ключаря... Он им сказал о завтрашнем служении и проч.». Далее упоминается в означенной рукописи о всенощном бдении и литургии на другой день, совершенной свят. Мелетием. Это богослужение совершено Божиим служителем за несколько месяцев пред своею блаженною кончиною. По удивительной случайности архиерейский хор запел в свое время концерт: «Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святом Его?» Последующие слова текста были многознаменательные и даже пророческие для Св. Гор... Кто не домогался быть всельниками здесь, никому не удалось это желание. Свят. Мелетий, посещая на закате своей жизни Святогорскую обитель, устами св. Церкви вещал, что «взыдет на эту гору Господню и станет на месте святем Его неповинен руками и чист сердцем, иже не прият всуе душу Свою и не клятся лестью искреннему своему, иже не ульсти языком своим на ближнего своего». Завет Святителя всегдашним всельникам Св. Гор изумителен, ежели мы вспомним, что пред упразднением Святогорской обители там были разные настроения... «Того же дня, продолжаем говорить словами протоиерея Гнедича, препод. Мелетий... соизволил, с помощью архимандрита и ключаря, взойти ко второй небольшой Николаевской церкви на центральном среднем остроконечном конусе скалистой горы...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На этом посту он продолжал заботиться о расширении мис­си­онерства: 25 января 1870 г. в Москве было открыто Православное миссионерское общество, помогавшее миссиям и готовившее миссионеров. Другим важным деянием Святителя было начатое по его ини­циативе в 1876 г. исправление богослужебных книг. Святитель Иннокентий почил в Великую Субботу и был погребен в Троице-Сер­гиевой лавре. В тех, кому он нес Слово Божие, святитель Иннокентий видел людей, открытых к познанию начал высокой нравственности и культуры, которые дает человеку христианство. В их благодарной памяти он остался любящим отцом и заступником. В 1997 г. Русская Православная Церковь отмечала 200-летие со дня рождения Святителя. ______________________ Определение Священного Синода от 21 февраля 1978 года Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима об отредактированных им службе и акафисте святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, представленных Святейшему Патриарху Преосвященным архиепископом Харьковским и Богодуховским Никодимом. Постановили: Службу и акафист святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, утвердить и благословить их к употреблению во всех церквах Московского Патриархата 29 . Святитель Мелетий Харьковский ноября 1784–†29 февраля 1840 Память празднуется 12 (25) февраля (тезоименитство) и 29 февраля/14 марта (28 февраля/13 марта в невисокоскный год; преставление) Святитель Мелетий (Ми­хаил Иванович Леонтович) родился в селе Ста­рые Санжары Полтавской губернии. В 1808 г. он окончил Екатеринослав­скую семинарию и как лучший ученик был на­правлен в Александро-Невскую академию. По ее окончании в 1814 г. он стал ее преподавателем. С 1817 г. он — инспектор и преподаватель Киевской Духовной семинарии, а с 1819 г. — первый инспектор Киевской академии. 11 февраля 1820 г. он был пострижен в монашество с именем Мелетий, 22 фев­раля посвящен в иеро­диакона, 25 февраля — в иеро­монаха. В 1821 г. отец Мелетий был постав­лен настоятелем Ку­те­ин­ско­го Оршанского монасты­ря с возведением в сан архимандрита.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Святители Харьковские Мелетий и Иннокентий Борисов были неравнодушны к судьбе Святогорской обители, и что приготовлялось при первом, то совершилось при последнем. Народ и по закрытии этой обители не переставал ходить туда толпами на богомолье. Чудотворный образ Св. Николая и память о святой жизни древних Святогорских иноков влекли народ в Святогорье. А так как украйно-слободские переселенцы в разное время колонизировались по отдаленным окраинам России, что даже вызывало в свое время запрещение правительства, то и на многих окраинах нашего отечества, особенно южных, была жива память о Святогорской излюбленной пустыни. Есть и другое предание, будто к святителю Мелетию приходили выборные и от черноморских казаков просить ходатайства о восстановлении дорогой для всего края Святогорской пустыни... Есть основание думать, что святит. Мелетий вполне сочувствовал этой мысли; можно даже сказать, что восстановление Святогорской и других упраздненных обителей его епархии было его заветным желанием. Истинный подвижник веры и благочестия, свят. Мелетий, нетленные мощи которого почивают в Харьковском Покровском монастыре, совершал обыкновенно литургию с особенным благоговением... «Когда высокопреосвященный Мелетий служил литургию, говорит высокопочтенный архимандрит Афанасий 43 , – то приходили в церковь одержимые разными духами и, видя его, с воплем говорили, между прочим: и ты святый, святый, да богомольный, затеваешь уничтоженные монастыри открывать...» 44 . Таким образом, сам враг спасения христиан свидетельствовал всенародно о задушевном желании свят. Мелетия открывать упраздненные монастыри его епархии, и, разумеется, самый главный Святогорский. В рукописи покойного ключаря Харьковского кафедрального собора, протоиерея Григория Гнедича, озаглавленной так: «Очерки о преосвященном Архиепископе Мелетии Леонтовиче» и обязательно предложенной в мое распоряжение И. Д. Буханцовым, на странице 22-й, вот что говорится о посещении в 1839 году сиротствовавшей Святогорской пустыни свят. Мелетием:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще при жизни в нем проявились особые дары благодати Божией, и уже в Перми его считали святым. Он вел жизнь строгого аскета, но свои подвиги тщательно скрывал. Сколь велики были эти подвиги, открыл один случай. Ректор духовной семинарии архимандрит Иоанн (Оболенский) пожаловался в Святейший Синод на бездеятельность святителя. Эта жалоба из Синода была направлена к преосвященному. Владыка вызвал к себе жалобщика и сказал: «Ты думаешь, что я провожу время в праздности, так посмотри же на то, чего никто из людей здесь не видел». С этими словами владыка поднял одежду. Архимандрит с ужасом увидел перед собой скелет, обтянутый кожей, страшное исхудание было сокрыто от людей несколькими одеждами. Еще более ужаснуло архимандрита то, что на лопатках у преосвященного кожа вовсе слезла и виднелись обнаженные кости. Сразу поняв, что это явление произошло от чрезмерного поста и бесчисленных поклонов, архимандрит уразумел, что он оклеветал великого подвижника, и, пав к ногам его, просил прощения. «Я тебя от души прощаю, – ответил владыка. – но знай, что за свою клевету ты никогда не удостоишься быть епископом». Это пророчество святителя сбылось. Несмотря на видимую близость епископского сана, ему, однако, не пришлось стать епископом. Ежедневно святитель Мелетий придерживался такого правила: одевшись в черную рясу, становился на молитву в 9 часов вечера и совершал молитвословие до 3 часов ночи. Затем четыре часа проводил в отдыхе, потом слушал утреню и раннюю обедню. Владыка Мелетий содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. Большое внимание уделял святитель борьбе с расколом. 2 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в городе Ахтырке по случаю 100-летия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской. Перед кончиной святителя его келейник однажды, улегшись на полу, задремал. И видится ему, что в комнате открылся потолок и светлые облака наполнили ее. Святителю Мелетию предстали два светоносных юноши в белых одеждах и поместились у его изголовья.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мелетий (Леонтович), архиеп. Харьковский. Роспись св. ворот Святогорской лавры. 2006 г. Худож. А. Н. Солдатов Мелетий (Леонтович), архиеп. Харьковский. Роспись св. ворот Святогорской лавры. 2006 г. Худож. А. Н. Солдатов Главными заботами М. были духовное окормление братии и благоукрашение Златоверхого мон-ря. При нем, в 1827 г., началось обновление резного 5-ярусного иконостаса (1718) и внутреннего убранства Михайловского собора обители. Святитель, отличавшийся простотой и радушием в общении, устраивал регулярные домашние собеседования, на которые приглашал всех желающих. Сохранилось назидание М., сказанное 21 нояб. 1827 г. новопостриженному насельнику Златоверхого мон-ря: «Иноческая жизнь - второе рождение... Будь младенец не умом, но незлобием и кротостью... Храм - единственное прибежище. Ограда обители - предел, далее которого для крестоносца более ничего не существует». Тому же иноку он вручил свои четки со словами: «На сих четках видишь зерна белые и черные. Так и в твоей жизни будут дни белые и черные - радостные и горестные. В радости - не возносись, в горести - не унывай». Др. иноку, огорченному неприятностями, М. писал: «Монах - мертвец. Мертвого хвалят ли, поносят ли - он безмолвствует. И ты безмолвствуй, терпи до конца, когда встречаются какие-либо огорчения!» (Там же. С. 51-52). Время Страстной седмицы М. проводил почти без пищи, но старался скрывать это от окружающих. Святитель поручал тайно раздавать щедрую милостыню нуждающимся по субботам и накануне больших праздников, посещал заключенных в Киевском тюремном замке, часто служил в тюремной церкви. 13 мая 1828 г. участвовал в хиротонии архим. Кирилла (Куницкого) во епископа Чигиринского. В Киеве М. был награжден орденом св. Анны 1-й степени. 21 апр. 1828 г. М. был назначен епископом Пермским и Екатеринбургским. Посетив Москву и побеседовав со свт. Филаретом (Дроздовым), в июле того же года М. прибыл в г. Пермь. 22 марта 1829 г. он обратился к губернатору К. Я. Тюфяеву с ходатайством о необходимости строительства отдельного здания Пермской духовной консистории (2-этажный корпус был построен только в сер. XIX в. на месте бывш. семинарии).

http://pravenc.ru/text/2562820.html

Литература: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII и XIX веков. – СПб., 1905. – С. 70–80. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград. 1916. – С. 471. Погожее Е. Н. Идеалы христианской жизни/Е. Поселянин. – СПб., 1913. – С. 202. Шестаков И. В., священник. Преосвященный Мелетий Леонтович. епископ Пермский и Екатеринбургский. – СПб., 1907. Шестаков И. В., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 1899). – Пермь. 1899. – С. 118–123. Чисгович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 266, 351. Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович. архиепископ Харьковский и Ахтырский. – Харьков. 1881. Ковалевский А. Из воспоминаний о почившем архиепископе Харьковском Мелетии Леонтовиче//Афонские листки. – М., изд. Свято-Пантелеимоновского Афонского монастыря, 1881 – 1917, 192. – С. 1071–1074. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856; Киев. 1889. Н. Д(урново). Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 63, 70, 71. Ефимов А., священник. Архимандрит Сергий, настоятель Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. – 2-е изд. – Одесса, 1907. – С. 6, 7, 33. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1401, 1403, 1408, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 257. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 270–271. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 335. Святогорская Успенская общежительная пустынь Харьковской епархии. – Одесса, 1898. – С. 71, 72, 73. Святогорская общежительная Успенская пустынь. – М., 1867. – С. 13. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Еще в 1841 г., ревнуя о иноческом подвиге и спасении души, киевский святитель принял тайно великую схиму с именем Феодосия. Иерарх-молитвенник, иерарх-инок скончался в 1857 г., оплаканный паствой и всеми благочестивыми русскими людьми, которые любили и чтили его за высоту христианского духа, за чистоту и святость его жизни. 16. Подвижники иноческого благочестия Среди подвижников благочестия в 19 в. немало было монахов в архиерейском сане. Один из них – святитель Мелетий Харьковский (в миру Михаил Иванович Леонтович). Он родился в 1784 г. По окончании Полтавского приходского училища мать-вдова определила сына в Екатеринославское духовное училище, потом – в семинарию в том же городе. В духовных школах Михаил воспитывался в холоде, голоде и нищете. Среди товарищей он выделялся благочестивым настроением, кротостью и способностями к наукам. Свое образование юноша завершил в Петербургской духовной академии, которую закончил в 1814 г. со степенью магистра, и был оставлен преподавателем греческого языка. Из Петербурга его перевели в Киев инспектором семинарии, а потом академии. 11 февраля 1820 г. митрополит Евгений постриг Михаила Леонтовича в мантию с наречением имени Мелетий. После пострига святого Мелетия переводили из одной духовной школы в другую, пока, наконец, он не стал ректором Киевской духовной академии. В 1826 г. состоялась его хиротония во епископа Чигиринского, а через два года епископа Мелетия назначили на самостоятельную Пермскую кафедру. В Перми он совершал богослужения с таким пламенным молитвенным усердием, что народ почитал его за святого. После трех лет служения в Перми святителя перевели на Иркутскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В Иркутске он стремился усилить евангельскую проповедь среди инородцев. Он ввел в епархии общерусский обычай стоять всем молящимся в храме с зажженными свечами при чтении страстных Евангелий. Неутомимые труды и суровый сибирский климат расстроили здоровье святителя, и в 1835 г. состоялся его перевод на Харьковскую кафедру. До него в Харькове редко совершали архиерейские богослужения, а святитель Мелетий служил постоянно во все воскресные и праздничные дни. Свою душу архипастырь питал келейным молитвенным правилом и молитвой Иисусовой. Непрестанное творение Иисусовой молитвы и постнический подвиг очистили его душу, уготовили ее для принятия благодатных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1835 году святителя, здоровье которого ухудшилось под тяже­стью непрестанных трудов, перевели на Слободско-Украинскую ка­федру (впоследствии Харьковская и Ахтырская). И здесь святитель Мелетий уделял большое внимание духовным учебным заведениям, много заботился о быте и образовании духовенства. Он содействовал восстановлению монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. Большое внимание уделял святитель борьбе с расколом. 2 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в горо­де Ахтырске по случаю столетия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырская (празднование 2 июля). Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После причащения Святых Таин со словами «Ныне отпу- щаеши...» святитель осенил себя крестным знамением и, сказав всем «Простите меня», отошел ко Господу. 4 марта 1840 года святитель Мелетий был предан земле епископом Курским Илиодором в усыпальнице под крестовой церковью Покров­ского монастыря. С первых дней кончины святителя верующие люди твердо уповали на предстательство святого Мелетия пред Богом и по­лучали благодатную помощь: исцеление в болезнях, утешение в скорбях и избавление от злых обстоятельств. Особую надежду возлагали верующие жители города Харькова на свя­того Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудес­ным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов. В 1948 году по благословению святейшего патриарха Алексия I гроб­ница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Благовещенский кафедральный собор, где они находятся и в настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей. Со времени утверждения в 1977 году святейшим патриархом Пи­меном и Святейшим Синодом службы и акафиста святителю Мелетию православные христиане обращаются к молитвенному ходатайству святи­теля о благосостоянии Святой Церкви, о мире и благоденствии Отечества. Память святителя Мелетия отмечается дважды в году: 12 февраля в день памяти небесного покровителя святого архиепископа Антиохий­ского Мелетия, жившего в IV веке, и 29 февраля (28 февраля в неви­сокосный год) – преставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010