Существенно, что киевская «Евхаристия» обрамляется фигурами диаконов и святителей, подтверждая, что таинство константинопольского обряда свершается этой Церковью , и объединяя чин причащения со святительским рядом, расположенным ниже. Святительский чин, представленный в Киеве под «Евхаристией», возникает, по мнению К. Уолтера, в росписях византийских храмов в конце XI в. Два софийских ансамбля – в Охриде и в Киеве – среди первых в этом ряду. Киевский вариант имеет ряд особенностей, делающих его достаточно необычным. Чин разделен на две половины фигурами диаконов с дароносицами и кадилами. Справа изображены Василий Великий . Иоанн Златоуст , патриарх Константинопольский, – создатели литургии, Григорий Нисский и Григорий Чудотворец . Слева – Николай Мирликийский, Григорий Богослов , патриарх Константинопольский, Климент, Папа Римский, Епифаний Кипрский . Кроме уникального расположения – в центре, а не по краям фигур архидиаконов – удивляет объединение на одной стороне Василия Великого и Иоанна Златоуста , обычно изображаемых друг против друга, отсутствие обязательных фигур Афанасия и Кирилла Александрийских . Выбор святителей определен несколькими соображениями, и здесь имеет смысл на них остановиться, поскольку сама композиция только формируется. Первое из них – утверждение литургического служения иереев. Поэтому здесь появляются создатели литургии, а также святители, сподобившиеся видения Божественного Света, сходящего на Св. Дары. Второй аспект определен борьбой с арианской ересью: так появляются Николай, Григорий Богослов , Григорий Нисский , Святые Отцы – литургисты (напомним об отголосках арианства в кирилло-мефодиевской традиции). Наконец, третье соображение – утверждение богоизбранности архиерея на кафедру, противостоящее человеческому (светскому, властному выбору или личному нежеланию святого), – именно таким образом были поставлены все изображенные иерархи. Намек на неканоничное, по выбору князя или национальному предпочтению, поставление иерарха прочитывается здесь со всей очевидностью. Выбор святителей демонстрирует богоустановленность архиерейского служения, независимость церковной иерархии от земной власти. Существенно и появление среди собора иерархов св. Климента, Папы Римского. Мощи этого святого, принесенные Владимиром из Херсонеса, в соответствии с текстом летописи участвовали в крещении русских, явившись своеобразным гарантом принятия новой веры «первоапостолом» киевских славян. На протяжении X–XI столетий культ св. Климента 125 приобрел огромное значение. На Руси он мыслился первым небесным патроном страны, а его мощи в украшенном коробе остались в Десятинной церкви – первом храме, возведенном Владимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 Меровинги – первая в истории Франции династия франкских королей. Ее короли правили с конца V до середины VIII века на территории совре­менных Франции и Бельгии. 28 Паллиум – элемент литургического облачения папы Римского и иерар­хов Римско-Католической Церкви, возглавляющих церковные области (ми­трополитов). 29 Преподобный Беда Достопочтенный († 735), местночтимый святой Сурожской епархии Русской Православной Церкви; память в день Всех святых Британских островов (Неделя 3-я по Пятидесятнице). 31 Erich Caspar. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe Weltherrschaft. Tübingen, 1933. S. 680. 48 Löwe Heinz. Pirmin, Willibrord und Bonifatius. Ihre Bedeutung für die Missionsgeschichte ihrer Zeit 11 Kirchengeschichte als Missionsgeschichte. Bd. 2. München, 1978. S. 202. 50 Священномученик Климент († между 97 и 101), папа Римский, ученик апостола Петра; память 25 ноября/8 декабря. 52 Место рождения святителя Бонифация в точности неизвестно. Иоганн де Грандисон, бывший в 1327–1369 годах епископом Эксетера, первым стал утверждать, что Бонифаций родился в соседнем городе Кредитон, где до 1050 года находилась епископская кафедра. Bonifatii Epistulae. Willibaldi Vita Bonifatii. (Briefe des Bonifatius. Willibalds Leben des Bonofatius). Darmstadt, 1994. S.461. 55 Имя святителя Исидора († 636) включено в некоторые православные святцы, содержащие имена западных святых, живших до отпадения Рима. См., напр.: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Авт.-сост. иеромон. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. IV. С. 447–450. 56 Witenagemot – буквально собрание мудрых (др.-англ.). Народное со­брание в англосаксонский период Англии. 57 Bonifatii Epistulae. Willibaldi Vita Bonifatii. (Briefe des Bonifatius. Willi­balds Leben des Bonifatius). S. 475. 63 Bonifatii Epistulae. Willibaldi Vita Bonifatii. (Briefe des Bonifatius. Willibalds Leben des Bonifatius). S. 483. 64 Субдиакон (иподиакон) – степень церковнослужителя в католической иерархии. Во второй половине XX века отменена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель священномученик Климент, папа Римский, муж апостольского времени, говорит: «Братия! не могут быть высшие без низших, ни низшие без высших. Возьмем свое тело: голова без ног ничего не значит, равно и ноги без головы, и самомалейшие члены в теле нашем нужны и полезны для всего тела. Между тем все они согласны и соблюдают подчиненность для здравия целого тела. Итак, да будет здраво все тело наше во Христе Иисусе, и да повинуется каждый ближнему своему соответственно степени, на которую он поставлен благодатию Его». Святитель Василий Великий говорит: «Церковное управление не явно ли и не безпрекословно ли производится Духом; той бо, сказано, даде Церкви первее апостолов, второе пророков; третие учителей, и прочее, ибо сей чин установлен с разделением даров Духа». Григорий Богослов говорит: «Как в теле иное начальствует, а иное состоит под начальством и управлением, так и в церквах Бог поставил, чтобы одни, для кого сие полезнее, оставались пасомыми и подначальными, а другие были пастырями, учителями к совершению Церкви». В другом «Слове» тот же святой Богослов говорит: «Воззрите на небо горе и на землю низу. Все устроялось по порядку и устроялось словом, хотя все могло быть произведено вдруг, как нечто единое... Порядок и в церквах Господь распределил, чтоб одни были пасомые, а другие пастыри, одни начальствовали, а другие были подначальными, кто составлял как бы главу, кто ноги, кто руки, кто глаз, кто иный из членов тела, ибо все «едино тело есмы о Христе, а по единому (Христу) друг другу уди» ( Рим. 12:5 ). Один начальствует; а другой управляется... Не сомневайся в этом, потому что сие говорит Павел. И овых убо, сказано, положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе пророков, третие пастырей и учителей. Будем, братие, уважать и соблюдать сей порядок, пусть один начальствует и получает честь, а другой оправдывается своим служением». То же самое говорит святой Иоанн Златоуст : «Как на воинствах не вси во единем виде воинствуют, но в различных чинех, такожде и в Церкви, един убо в учителя чину, иные же в ученика, а иные в невежды».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Таким образом, при соблюдении первенства Петра, соблюдалось и равенство с ним прочих апостолов; ибо они оба предстояли над горним местом, подобно как и теперь, при служении двух епископов, оба становятся рядом на горней кафедре, и старший только имеет почесть правой руки пред младшим. По сторонам апостолов, отделенный от них промежутком боковых окон, уцелели мозаические изображения двух архидиаконов: Степана и Лаврентия; это опять по чину церковному, потому что и теперь, при служении архиерея, когда восходит он на горнее место для слушания Апостола и Евангелия, становятся по бокам его два диакона. Без сего объяснения могло бы показаться странным, почему в Софийском алтаре архидиаконы начертаны выше святителей? Оба они с кадильницами; Первомученик в левой руке держит камень, знамение своего страдания, который прижимает он к персям; а у Лаврентия ладаница для фимиама. Но почему же здесь именно Лаврентий, а не кто-либо другой из первых семи диаконов? Потому что он был из архидиаконов знаменитый мученик, а может быть еще и потому, что мощи Стефановы, перенесенные из Палестины в Рим, почивают там в одной гробнице с Лаврентиевыми, в его знаменитой базилике. Везде господствует какая-либо мысль, а не произвол художника, как иногда теперь бывает это у нас при украшении новых храмов; а между тем вы видите здесь и взаимное сближение двух Церквей, Восточной и Западной, в лице их первенствующих архидиаконов. Обратим также особенное внимание на Выборг и расположение первостепенных святителей, изображенных мозаикой в алтаре Софиевском, по сторонам апостолов: ибо и это было не действие произвола, а благоговейного рассуждения, так как все было премудро устроено, к назиданию и утверждению верных, в доме Премудрости Божией. Имя каждого святого при нем сохранилось, написанное мозаическими златовидными буквами, сверху вниз, по древнему чину; одно только имя Златоуста монограммой, по частому его употреблению в служебниках греческих. С правой стороны, подле архидиакона Степана, стоит святитель Николай; рядом с ним Григорий Богослов , Климент Папа Римский и наконец Епифаний Кипрский ; а с левой стороны, подле Лаврентия, святители Василий Великий и Златоуст, далее два Григория: Нисский и чудотворец Неокесарийский. Не служат ли и сии нерушимо сохраненные лики, в течение восьми веков, явным обличением новой теории римлян о мнимом главенстве их епископа, хотя они уверяют, что до разделения Церкви при патриархе Михаиле Керулларии, т. е. до 1051 г., Церковь Русская зависела также от Рима. Да послужит им обличением нерушимая стена Киевской Митрополии, созданная в 1037 году, следовательно за 14 лет до разделения, и если люди умолкнут, камни возопиют, по слову Евангельскому ( Лк. 19:40 ). Никто не отъемлет первенства у Петра, но да не лишатся подобающей чести и прочие апостолы и святители, унижаемые кафедрой Римской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Таким образом, при соблюдении первенства Петрова, соблюдалось и равенство с ним прочих апостолов; ибо они оба предстояли над горним местом, подобно как и теперь, при служении двух епископов, оба становятся рядом на горней кафедре, и старший только имеет почесть правой руки пред младшим. По сторонам апостолов, отделённые от них промежутком боковых окон, уцелели мозаические изображения двух архидиаконов: Стефана и Лаврентия; – это опять по чину церковному, потому что и теперь, при служении архиерея, когда восходит он на горнее место для слушания Апостола и Евангелия, становятся по бокам его два диакона. Без сего объяснения могло бы показаться странным, почему в Софийском соборе архидиаконы начертаны выше святителей? Оба они с кадильницами; первомученик в левой руке держит камень, знамение своего страдания, который прижимает он к персям; а у Лаврентия – ладоница для фимиама. Но почему же здесь именно Лаврентий, а не кто-либо другой из первых семи диаконов? – Потому что он был из архидиаконов знаменитый мученик, а может быть ещё и потому, что мощи Стефановы, перенесённые из Палестины в Рим, почивают там в одной гробнице с Лаврентиевыми, в его знаменитой базилике. Везде господствует какая-либо мысль, а не произвол художника, как иногда теперь бывает это у нас при украшении новых храмов; а между тем вы видите здесь и взаимное сближение двух Церквей, Восточной и Западной, в лице их первенствующих архидиаконов. Обратим также особенное внимание на выбор и расположение первостепенных святителей, изображённых мозаикою в алтаре Софийском, по сторонам апостолов: ибо и это было не действие произвола, а благоговейного рассуждения, так как всё было премудро устроено, к назиданию и утверждению верных, в доме Премудрости Божией. Имя каждого святого при нём сохранилось, написанное мозаическими златовидными буквами, сверху вниз, по древнему чину; одно только имя Златоуста монограммой, по частому его употреблению в служебниках греческих. С правой стороны, подле архидиакона Стефана, стоит святитель Николай; рядом с ним Григорий Богослов , Климент Папа Римский и наконец Епифаний Кипрский ; а с левой стороны, подле Лаврентия, святители Василий Великий и Златоуст, далее два Григория: Нисский и чудотворец Неокесарийский. – Не служат ли и сии нерушимо сохранённые лики, в течение восьми веков, явным обличением новой теории римлян о мнимом главенстве их епископа, хотя они уверяют, что до разделения Церкви при Патриархе Михаиле Керулларие, т. е. до 1051-го года, Церковь русская зависела также от Рима. Да послужит им обличением нерушимая стена Киевской митрополии, созданная в 1037-м году, следовательно, за 14 лет до разделения, и если люди умолкнут, камни возопиют, по слову Евангельскому ( Лк.19:40 ). Никто не отъемлет первенства у Петра, но да не лишатся подобающей чести и прочие апостолы и святители, унижаемые кафедрою Римскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

1) Огребатися им языком от треб идольских. 2) Хранить себе от блуда. 3) Блюстись от удавленины. 4) Соблюдаться от крови, сиесть от убийства, проливающего кровь человеческую. 5) Ближнему не творить зла 371 . А о брадах Апостольский оный собор ничтоже воспомяне; свободил бо есть языков от всех обрядов и обычаев ветхозаконных, якоже святой Иаков к Павлу рече: ничтоже таково соблюдати им 372 . Писа же правила после святых Апостол святой священномученик Климент папа Римский, ученик бывый святого Петра верховного апостола, и нарече та правила Апостольскими правилами; но о тех правилах книга Кормчия свидетельствует, яко искажены суть от еретиков, и собором отец православных отвержены. Сице Кормчия на листу 17, под правилом 60, в толковании глаголет: многи книги от еретиков искажены быша, на вред простейшим человекам, якоже и от святого Климента написанные епископом Апостольские заповеди, яже того ради собором и отвержены быша. Тоже свидетельствует второе правило собора вселенского шестого; зри в Кормчей лист 177. Аще убо и о брадах что в тех правилах, глаголемых Апостольских, написано, то не дивно; понеже от еретиков та правила искажена суть, и не долженствуешь им яти веру; в печатных же правилах Апостольских отнюдь (якоже прежде рех) ничтоже о брадах обретается. Правила отеческие всех вселенских и поместных соборов, такожде о брадах нигдеже что глаголют. Аще кто не имет веры, да исследует все соборы и вся правила святых отец, обрящет ли поне едино кое о брадах где воспомянение? А что Стоглавник шлется на собор вселенский шестый, на правило единонадесятое, тамо иное написано, а не о брадах. Сице бо то правило глаголет: опресноцы Иудейстии отвержены; призываяй же врача их, или мыяйся с ними, отвержен 373 . До зде то шестого вселенского собора единонадесятое правило, на неже Стоглавник ссылается. И яве зрети есть, яко то правило не о брадах завещает, но о том, дабы Христиане никоеже имели с жиды общение, якоже то в толковании правила оного изъясняется; изволяяй да чтет тамо. Собор вселенский шестой и Кавалин царь в кая лета бяху?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

VI. Святители: Григорий Богослов , Дионисий Ареопагит , Николай Чудотворец и Григорий Арменский. С мозаических изображений Константинопольского собора, VI в. VII. Святитель Анфим. Мозаическое изображение VI века. VIII. Неизвестные сидящие святые с раскрытыми книгами. IX. Св. Климент папа Римский. Моз. Киево-Соф. соб., XI века. X. Св. Епифаний. Моз. Киево-Софийского собора, XI века. XI. Служба и житие Александра Ошевенекого. Рукописная книга из Соловецкой библиотеки, 1639-й. На листе 190 написано: «Списано-же бысть житие преп. Александра в лето 7075 повелением благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича всея руси. и его благоверных царевич Иоанна и Феодора. по благословению митрополита Антония. сыскано епископом Валаамом велико-пермским и вологодским. При митрополите всея руси Филиппе. при архиепископе Пимене великого Новограда и Пскова. во обители великого чудотворца Николы. в созданном от преподобного монастыре: иже именуется ошевнем. идеже святый света сего конец жития прият». XII. Из Синайского кодекса. III века. Кодекс этот издан в 1862 году на средства Русского Правительства учёным Тишендорфом, с буквальной точностью подлиннику. Печатное издание принадлежит Казанской Академии. XIII. Евангелие Остромирово пергаментное, писан. 1056 г. Подлинное хранится в Императорской публичной библиотеке. Издано иждивением С.-Петерб. купца Ильи Савинкова. С. ПБ. 1883 г. фото-литография А. Ф. Маркова. Книга принадлежит Казанской Духовной Академии. XIV. Псалтирь Св. Филиппа, митроп. Московского, рукописная. Соловецкого монастыря, 711-й, с надписью древним почерком: «Филиппова Его», а на обороте – полууставом – «Псалтирь Филиппа Колычева». XV. Псалтирь Ионы Шамина старца Филиппова, рукописная, с надписью: «Псалтирь Ионы Шамина казённая, старая». Соловецкого монастыря, 713-й. На 495 листе имеется летоисчисление с 7066 по 7137 г., от Рождества же Христова с 1558 по 1629 г. XVI. Кормчая 1519 г., рукописная. Соловецк. мон. 476-й. На листе 450 написано: «С попечением начато, и светлыми словесы написано, и благостно скончано. При благоверных великих князях, Василии Ивановичи. и Егории. и Димитрии. и Андреи. После Серапиона владыце архиепископа бывшего в преименитом и славном великом новграде. лета 7027. месяца Августа 11. на память св. мученика Евпла диакона. Изволением, и повелением и подружением, господина смиренного игумена Варлаама триесвятительского Василия великого . Иоанна Златоуста . Григория Богослова . Изотней пустыни, вписал сию книгу. климентовский дьяак сываровы улицы. аз многогрешный.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В древней церкви, помещающейся под полом нового храма, находятся мощи Святого Равноапостольного Кирилла Первоучителя Словенского. Как известно св. Папа Римский Климент был сослан за исповедание веры Христовой в Крым и там скончался мученической смертью . Мощи его находились в безвестности до 867 года, когда святыми Кириллом и Мефодием были перенесены в Рим. Вскоре после перенесения этих Святых мощей Святой Кирилл умер в Риме и, так как тогда Церковь была еще не разделенной, Римские папы были еще православными, то останки Святого Учителя Славянского были с большой торжественностью и славой погребены в Соборе Апостола Петра. Но Святой Мефодий упросил Папу, чтобы тот перенес мощи Святого Кирилла в церковь Святого Климента, ибо с этой церковью душою молитвенно сросся при жизни Святой Кирилл. Над местом, где погребен Святой Кирилл, находится икона Св. Кирилла, сооруженная усердием болгарского народа. С благоговением склонились мы пред этой великой святыней и я горячо молился Святому Кириллу о том изстрадавшемся славянском народе, о котором при жизни мало знал Святой Кирилл, но для которого столько сделал, о нашем родном многострадальном русском народе, бывшем еще языческим во дни святых Кирилла и Мефодия. Более всех других воспользовался русский народ духовным богатым наследством святых братьев – созданием церковно-славянского языка и славянской церковной литературы. Интересны и прекрасные старинные фрески на стенах этой древней церкви, изображающие Распятие, Сошествие Христа во ад, Взятие Богоматери на небо, Брак в Кане Галилейской. В верхней церкви покоятся мощи Святого Климента и Святого Игнатия Богоносца , того великого святителя древней Церкви, который оставил до наших времен много глубоких и прекрасных творений, который бесстрашно исповедовал Христа перед лицом самого императора и был замучен, – первый из христиан, – на арене Колизея. В Колизей отправились мы из церкви Святого Климента. Уже в церкви видели мы многие толпы богомольцев, а теперь выйдя на улицы римские, встречали мы паломников на каждом шагу, то многолюдными торжественными процессиями, крестными ходами с хоругвями и крестом, то малыми группами в сопровождении патеров. Паломники богомольцы тысячами, десятками и сотнями тысяч наполняют ныне улицы римские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В древней церкви, помещающейся под полом нового храма, находятся мощи святого равноапостольного Кирилла Первоучителя Словенского. Как известно, святой папа Римский Климент был сослан за исповедание веры Христовой в Крым и там скончался мученической смертью . Мощи его находились в безвестности до 867 года, когда святыми Кириллом и Мефодием были перенесены в Рим. Вскоре после перенесения этих святых мощей святой Кирилл умер в Риме и, так как тогда Церковь была еще не разделенной, Римские папы были еще православными, то останки святого учителя славянского были с большой торжественностью и славой погребены в соборе апостола Петра. Но святой Мефодий упросил папу, чтобы тот перенес мощи святого Кирилла в церковь святого Климента, ибо с этой церковью душою молитвенно сросся при жизни святой Кирилл. Над местом, где погребен святой Кирилл, находится икона святого Кирилла, сооруженная усердием болгарского народа. С благоговением склонились мы пред этой великой святыней, и я горячо молился святому Кириллу о том исстрадавшемся славянском народе, о котором при жизни мало знал святой Кирилл, но для которого столько сделал, о нашем родном многострадальном русском народе, бывшем еще языческим во дни святых Кирилла и Мефодия. Более всех других воспользовался русский народ духовным богатым наследством святых братьев – созданием церковно-славянского языка и славянской церковной литературы. Интересны и прекрасные старинные фрески на стенах этой древней церкви, изображающие Распятие, Сошествие Христа во ад, Взятие Богоматери на небо, Брак в Кане Галилейской. В верхней церкви покоятся мощи святого Климента и святого Игнатия Богоносца , того великого святителя древней Церкви, который оставил до наших времен много глубоких и прекрасных творений, который бесстрашно исповедовал Христа перед лицом самого императора и был замучен – первый из христиан – на арене Колизея. В Колизей отправились мы из церкви святого Климента. Уже в церкви видели мы многие толпы богомольцев, а теперь, выйдя на улицы римские, встречали мы паломников на каждом шагу то многолюдными торжественными процессиями, крестными ходами с хоругвями и крестом, то малыми группами в сопровождении патеров. Паломники-богомольцы тысячами, десятками и сотнями тысяч наполняют ныне улицы римские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В среднем ярусе, отделенном от верхнего широкою мозаическою полосою, представлена Тайная вечеря: посредине стоит трапеза под сенью, у задних углов трапезы — два ангела, держащие над нею рипиды, у переднего угла с правой стороны — Спаситель, обеими руками преподающий Святое Тело Свое шести апостолам, которые подходят к Нему один за другим с распростертыми дланьми, у переднего угла с левой стороны — также Спаситель, преподающий Свою Святую Кровь другим шести апостолам, подходящим к Нему в таком же порядке. Наконец, в нижнем ярусе, отделенном широкою мозаическою полосою, представлены с правой стороны от горнего места — архидиакон Стефан, Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Климент, папа Римский, и святой Епифаний, а с левой — архидиакон Лаврентий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и Григорий Чудотворец. Другие мозаические изображения уцелели а) на ближайшей арке к иконостасу — три Деисуса в кругах, т. е. три иконы, представляющие Спасителя, у которого с правой стороны — Божия Матерь, а с левой — Иоанн Предтеча; б) на восточной дуге выше иконостаса — образ Спасителя; в) с правой стороны от царских врат над одною колонною немного выше иконостаса — образ Пресвятой Девы с веретеном в руке, а с левой стороны — образ благовествующего архангела Гавриила; г) под куполом в церкви — лик евангелиста Марка и до половины сохранившийся лик евангелиста Иоанна Богослова; д) наконец, на дугах под куполом — до пятнадцати изображений святых мучеников в отдельных кругах. Живописные изображения ал-фреско, открытые недавно в Киево-Софийском соборе и покрывающие как стены, так и некоторые другие части храма, разделяются на многоличные и одноличные: первые суть целые сложные картины, заимствованные из Священной, преимущественно евангельской, истории; последние (числом более 300) представляют отдельные лики: ангелов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, бессребреников, преподобных мужей и жен и проч. Одни из этих ликов писаны во весь рост, в полуисполинском виде, другие — поясные и помещены в кругах.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010