Иона, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Иван) († 1470; память 5/18 ноября и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родился в Новгороде. Еще в юности преподобный Михаил Клопский († ок. 1453–1456; память 11/24 января и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) предсказал ему, что он будет занимать высокое место в Православной Церкви. Через некоторое время Иван удалился в Отенский монастырь, где был пострижен в монашество архимандритом Харитоном, после смерти которого братия избрала Иону игуменом. Когда же умер Новгородский архиепископ Евфимий († 1458), Иона был призван занять его место и принял хиротонию от святителя Ионы, митрополита Московского, в феврале 1459 года. Он проявил себя как настоящий добрый пастырь, полагающий душу за паству свою. Архиепископ Иона отличался необыкновенной кротостью и смирением и был украшен столькими добродетелями, что, казалось, в лице его восстали все святители Новгородские. Во время страшного морового поветрия, посетившего Новгород в 1467 году, когда в Новгороде умерло 48 тысяч 412 человек, а в Новгородской области – 250 тысяч 652 человека, святитель Иона среди всеобщей скорби народной непрестанно молился о помиловании бедствующего города и во время молитвы услышал голос: «Иди с крестами, со всем священным собором в Неревский конец, в Зверин монастырь, к Покрову Пресвятой Богородицы на Скудельную. Там явился образ святого и праведного Симеона Богоприимца. В честь его постави там единым днем храм, и тогда мор перестанет». Крестный ход был совершен из Софийского собора в Зверин монастырь 1 октября; во время молебна народ принялся рубить бревна в лесу и носить на плечах; между тем плотники рубили церковь , а святитель Иона успел освятить ее и совершить в ней литургию. Тогда прекратился мор в Новгороде и его окрестностях. Вскоре архиепископ Иона соорудил на этом месте каменную церковь . Как и другие владыки новгородские, архиепископ Иона любил заниматься строительством. Он построил в Новгороде церкви во имя великомученика Димитрия и преподобного Сергия Радонежского, а в Отенской пустыни – во имя трех святителей, Предтеченский и Онуфриевский храмы. Кроме того, в любимой им Отне, о которой он никогда не переставал заботиться, были возведены настоятельские и братские келии, куплены для монастыря села, разные угодья, заведено хозяйство.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Для сего, по согласию с митрополитом всероссийским святым Ионою, Новгородский архипастырь поручил прибывшему со Святой горы ученому иноку Пахомию Логофету пересмотреть и написать некоторые жития святых. Кроме того до нас дошло несколько богослужебных книг, писанных по благословению архиепископа Ионы. Вскоре после возвращение из Москвы, митрополит всероссийский Иона прислал послание блаженному святителю Новгородскому. Чувствуя приближение своей кончины, митрополит Иона еще раз желал увидаться с Новгородским владыкой и насладиться его духовной беседой. Вместе с тем митрополит просил святого Иону, чтобы он принял лично участие в избрании достойного ему преемника и предал его самого погребению. Прочитав сие послание, святой Иона прослезился и воскликнул: – Великой благодати лишается ныне Москва, а вместе с нею и вся Русская земля. Однако, удрученный годами и болезнью ног, сам святой Иона не мог отправиться в Москву. Он послал святителю Московскому грамоту, в коей, утешая его, писал: – Не скорби, что нам нельзя повидаться теперь, ибо мы свидимся уже в той жизни, по отшествии из бренного тела. Радостно будет тогда наше свидание, ибо мы восприимем тогда мзду от Самого Начальника пастырей. Избрание преемника святой Иона предоставлял Господу и освященному собору: – Кого Дух Святой изберёт и благословит, того и я буду готов принять! Святой митрополит Московский Иона преставился 31 марта 1461 года. Зная святость его жизни, святитель Новгородский поручил вышеназванному Пахомию Логофету составить канон. Вскоре после сего святитель Московский был причислен к лику святых. В 1462 году, по смерти Василия, на престол великокняжеский вступил сын его Иоанн III. Святой Иона отправился по делам в Москву к новому князю. Он напомнил ему о том, что предрёк еще его отцу, прибавив: – Не презрит Господь молитвы стольких угнетенных, он рассеет орду, но пусть государь пребывает в благочестии и твёрдо хранит заповеди Божии. В то же время святитель просил великого князя подтвердить прежнюю грамоту для Отней пустыни, чтобы сия обитель имела право суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Для сего, по согласию с митрополитом всероссийским святым Ионою, Новгородский архипастырь поручил прибывшему со Святой горы ученому иноку Пахомию Логофету пересмотреть и написать некоторые жития святых. Кроме того до нас дошло несколько богослужебных книг, писанных по благословению архиепископа Ионы. Вскоре после возвращения из Москвы, митрополит всероссийский Иона прислал послание блаженному святителю Новгородскому. Чувствуя приближение своей кончины, митрополит Иона еще раз желал увидаться с Новгородским владыкой и насладиться его духовной беседой. Вместе с тем митрополит просил святого Иону, чтобы он принял лично участие в избрании достойного ему преемника и предал его самого погребению. Прочитав сие послание, святой Иона прослезился и воскликнул: — Великой благодати лишается ныне Москва, а вместе с нею и вся Русская земля. Однако, удрученный годами и болезнью ног, сам святой Иона не мог отправиться в Москву. Он послал святителю Московскому грамоту, в коей, утешая его, писал: — Не скорби, что нам нельзя повидаться теперь, ибо мы свидимся уже в той жизни, по отшествии из бренного тела. Радостно будет тогда наше свидание, ибо мы восприимем тогда мзду от Самого Начальника пастырей. Избрание преемника святой Иона предоставлял Господу и освященному собору: — Кого Дух Святой изберёт и благословит, того и я буду готовь принять! Святой митрополит Московский Иона преставился 31 марта 1461 года. Зная святость его жизни, святитель Новгородский поручил вышеназванному Пахомию Логофету составить канон. Вскоре после сего святитель Московский был причислен к лику святых. В 1462 году, по смерти Василия, на престол великокняжеский вступил сын его Иоанн III. Святой Иона отправился по делам в Москву к новому князю. Он напомнил ему о том, что предрёк еще его отцу, прибавив: — Не презрит Господь молитвы стольких угнетенных, он рассеет орду, но пусть государь пребывает в благочестии и твёрдо хранить заповеди Божии. В то же время святитель просил великого князя подтвердить прежнюю грамоту для Отней пустыни, чтобы сия обитель имела право суда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

После Митрополита Иоасафа во главе Церкви был поставлен святитель Макарий. Первого архиерея после своей интронизации он поставил на Новгородскую кафедру, где до этого он был архиепископом. Им стал архиепископ Феодосий, причем среди кандидатов на древнейшую архиерейскую кафедру был и Чудовский настоятель 29 . В 1578 году Царь Иоанн Грозный в послании, направленном в Кирилло-Белозерский монастырь, писал: “…у Чюда быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей” 30 . Этим, можно сказать, завершаются сведения, относящиеся к его чудовскому периоду, длившемуся около 28 лет. Спустя некоторое время “Чюдовский архимарит Иона бысть епископ граду Сужьдалю” 31 , — говорится в Книге степенной царского родословия. В 1544 году 21 февраля “поставлен бысть владыка Макарием Митрополитом всея Русии в Суждаль Иона Собина архимандрит Чюдовскый” 32 . Это был четвертый иерарх, поставленный святителем Макарием 33 . Через несколько дней, 24 февраля, был “поставлен Макарием Митрополитом епископ на Крутицу Сава архимарит Симановьский” 34 . Несомненно, в его хиротонии участвовал Суздальский владыка Иона. Пожалуй, более всего мы знаем о деятельности Суздальского иерарха в 1547 году. Владыка Иона был очевидцем последних канонизаций святых до святителя Макария и участником первого Макарьевского Собора 1547 года. На нем в лике русских святых был прославлен преподобный Макарий Калязинский 35 , в освидетельствовании мощей которого он ранее участвовал. Вскоре после этого в том же составе опять собрался Собор, причисливший к лику святых преподобных Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) и Мартиниана Белозерского (†1483; пам. 12 янв.) 36 . Двумя неделями ранее данного Собора впервые в русской истории Митрополит Макарий венчал царским венцом Иоанна Грозного. Члены Собора 1547 года, несомненно, участвовали и в царском венчании и среди них Суздальский епископ Иона. “В декабре того же года ручался в верности к царю по князе Иване Ивановиче Пронском” 37 .

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

Новгородская паства его, исстари буйная и непокорная, любила его и слушалась. Он умел властным словом своим прекращать распри между новгородцами, и при нем вся земля их пользовалась миром и особым Божиим покровительством. А когда подвластный ему Псков сделал неудачную попытку отделиться от Новгорода и захватил некоторые принадлежащие архиепископскому дому земли, то святитель Иона отнесся к псковичам с любовью и не стал требовать вознаграждения за убытки. Тогда и во Пскове стали почитать его. Чтили его также и все князья русские и литовские, и особенно московские. Между последними и новгородцами, которые никак не могли забыть своих вольностей, часто возникали тяжкие недоразумения, и святитель Иона постоянно был между ними посредником. В 1460 г. в Новгород должен был приехать вел. князь Василий II Темный. Вдруг святитель узнает, что на жизнь его составлен заговор. Немедленно он является в собрание заговорщиков и сильным словом своим останавливает преступный замысел. И когда вел. князь приехал в Новгород, то его приняли с честью. Часто беседовал вел. князь с благостным архипастырем, которого он любил как отца и охотно слушал его советы. В это время произошло воскрешение молодого постельничего вел. князя прп. Варлаамом Хутынским (память его 6 нояб.). Но когда вел. князь уехал, до него дошли вести, что новгородцы хотят поддаться Литве, врагу России, и он решил идти на них с войском, чтобы раз навсегда положить конец их мятежным замыслам. Тогда святитель Иона поехал в Москву заступаться за свою буйную паству, причем дал мысленный обет, что в случае успешного исхода дела он воздвигнет в Новгороде храм в честь прп. Сергия Радонежского. Под Москвой встретили его бояре и духовенство, а в самом городе принял его с любовью митрополит Московский Иона. Великокняжеский двор был полон давно собравшихся бояр, а в самом дворце, внизу у лестницы, стояли сыновья вел. князя. Они взяли его под руки и повели к вел. князю, который ждал его с нетерпением и радостью. Часто беседовали они о делах церковных и гражданских. Раз в присутствии митрополита архиепископ Иона стал особенно горячо заступаться за свой город и просить вел. князя не карать ни в чем не повинных жителей его за небольшую горсть смутьянов. Во время этой беседы он предсказал вел. князю его близкую кончину (+ 1462) и свержение татарского ига при его преемнике. Последнее предсказание особенно обрадовало вел. князя, так как прозорливость новгородского святителя была ему хорошо известна. Он обещал не держать гнева на Новгород, но даровать ему мир. В конце беседы святитель прослезился. «Кто может, — сказал он, — унизить и смирить такой великий и многолюдный город? Только сами граждане своими усобицами. Лишь о том молю Бога, чтобы не было сего во дни мои!»

http://sedmitza.ru/lib/text/437852/

Великий князь так твердо веровал словам святителя, что в духовной своей грамоте, назначая города и уделы сыновьям своим и супруге, определил и какую дань должны давать удельные князья старшему их брату, великому князю, для удовлетворения орды, доколе еще шататься будут цари ордынские, и что по времени не должно будет платить этой дани великому князю, когда потребит Господь орду от лица русских князей. Покончив дела свои, святитель Иона при отъезде напутствован был от великого князя таким наказом: «скажи своим духовным детям, чтобы они, признав свою вину, исправились, в земли и воды мои не вступалися, имя мое держали честно, по старине, если хотят от меня покровительства и милости». Затем оба князя с великою честью отпустили архиепископа Иону, провожая его вместе с боярами. С восторгом встретили и Новгородские граждане своего владыку, почитая в нем истинного своего отца, заступника и великого миротворца. Глубоко чтил высокие добродетели архиепископа Ионы и хиротонисавший его митрополит Иона. Вскоре же после отъезда его из Москвы, блаженный митрополит Иона тяжко заболел. Желая еще раз насладиться духовною беседою архиепископа Ионы и имея мысль назначить его преемником себе, митрополит посылает в Новгород гонца с грамотой, в которой, уведомляя о своей болезни, от которой уже не надеется оправиться, просил его поспешить к нему, пока еще живому, дабы обоим получить друг от друга братское утешение. В конце же своей грамоты митрополит просил Иону: «да приимет участие в избрании преемника, и сам, своими честными руками, предаст его гробу». Прочитав святительскую грамоту, много плакал архиепископ Иона и сказал: «великия благодати лишается ныне Москва, такожде с нею и вся Российская земля, таковую доброту скрывающе под землею». Однако старец не решился опять идти в Москву и написал ответную грамоту, в которой уведомлял, что и сам он удручен старостию, что приближается конец и его жизни, и что особенно он чувствует тяжкую боль в ногах, препятствующую ему идти в дальний путь, но при этом утешал его несомненною надеждою насладиться взаимным лицезрением, по отшествии из бренного тела, когда и ему придется предстать пред Судию живых и мертвых 703 . Касательно же избрания достойного ему преемника на Российскую митрополию святитель Иона присовокупил: «его же Дух святый изберет и благословит, того и аз готов буду прияти» 704 . Блаженный митрополит Иона преставился 31 марта 1461 года и за святость своей жизни причтен церковью к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

По возвращении в Новгород святитель Иона воздвиг по обету своему храм в честь прп. Сергия Радонежского и часто посещал его. А в Москве в это же время воздвигли храм в честь прп. Варлаама Хутынского. В 1461 г. скончался митрополит Московский Иона, в 1462 г. — вел. князь Василий Васильевич Темный. Перед кончиной своей митрополит выразил желание, чтобы святитель Иона Новгородский прибыл для избрания его преемника и погребения его самого. Но новгородский святитель был сам болен и не мог ехать. «Не скорби, — писал он московскому святителю, — что нам нельзя повидаться теперь. Мы свидимся уже в той жизни по отшествии из бренного тела. Радостно будет тогда наше свидание, ибо мы восприимем тогда мзду от Самого Начальника пастырей». Об избрании же преемника митрополиту он писал так: «Кого Дух Святой изберет и благословит, того и я готов буду принять». В это время Юго-Западная Русь находилась под властью Польши, отделившись от московского престола. Святитель Иона, твердый в церковных канонах, противодействовал этому печальному разделению и поучал паству свою верности московскому престолу. За несколько лет до кончины святителя Ионы по всей России прошло так называемое Симоновское моровое поветрие. Это была чума. Умерло более 200 тысяч человек. В Зверинам монастыре была устроена скудельница, то есть общая могила. В это время там явился образ св. Симеона Богоприимца, и по бывшему откровению свыше был воздвигнут в честь этого угодника Божия однодневный храм. А когда святитель освятил его, то по совершении им Божественной литургии мор прекратился. В 1470 г. святитель Иона скончался и был погребен в Отнем монастыре. Случилось так, что в течение 40 дней могилу его не засыпали, а тело его оставалось нетленным, и поэтому ее вовсе не засыпали, но устроили поверх нее возвышение. В XVI в. весь Отний монастырь целиком сгорел. Гроб святителя Ионы успели вынести на монастырскую площадь, и он только один остался невредим. Несшим его он показался необыкновенно легким, а после пожара его еле подняли, так он был тяжел.

http://sedmitza.ru/lib/text/437852/

После Митрополита Иоасафа во главе Церкви был поставлен святитель Макарий. Первого архиерея после своей интронизации он поставил на Новгородскую кафедру, где до этого он был архиепископом. Им стал архиепископ Феодосий, причем среди кандидатов на древнейшую архиерейскую кафедру был и Чудовский настоятель 816 . В 1578 году Царь Иоанн Грозный в послании, направленном в Кирилло-Белозерский монастырь, писал: «...у Чюда Быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей» 817 . Этим, можно сказать, завершаются сведения, относящиеся к его чудовскому периоду, длившемуся около 28 лет. Спустя некоторое время «Чюдовский архимарит Иона бысть епископ граду Сужьдалю» 818 , – говорится в Книге степенной царского родословия. В 1544 году 21 февраля «поставлен бысть владыка Макарием Митрополитом всея Русии в Суждаль Иона Собина архимандрит Чюдовскый» 819 . Это был четвертый иерарх, поставленный святителем Макарием 820 . Через несколько дней, 24 февраля, был «поставлен Макарием Митрополитом епископ на Крутицу Сава архимарит Симановьский» 821 . Несомненно, в его хиротонии участвовал Суздальский владыка Иона. Пожалуй, более всего мы знаем о деятельности Суздальского иерарха в 1547 году. Владыка Иона был очевидцем последних канонизаций святых до святителя Макария и участником первого Макарьевского Собора 1547 года. На нем в лике русских святых был прославлен преподобный Макарий Калязинский 822 , в освидетельствовании мощей которого он ранее участвовал. Вскоре после этого в том же составе опять собрался Собор, причисливший к лику святых преподобных Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) и Мартиниана Белозерского (†1483; пам. 12 янв.) 823 . Двумя неделями ранее данного Собора впервые в русской истории Митрополит Макарий венчал царским венцом Иоанна Грозного. Члены Собора 1547 года, несомненно, участвовали и в царском венчании и среди них Суздальский епископ Иона. «В декабре того же года ручался в верности к царю по князе Иване Ивановиче Пронском» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иона Новгородский, свт. Описания иконы Иона Новгородский, свт. - житие Святитель Иона Новгородский, архиепископ (память 5 ноября по старому стилю) В миру Иоанн. Родился в Новгороде в конце XIV в., рано осиротел. Еще в детстве он получил предсказание о своем святительстве от блаженного Михаила Клопского (U ок. 1453-1456 гг.; память 11/24 января), которое исполнилось через пятьдесят лет. Достигнув совершенного возраста, Иоанн принял монашество в Отенской пустыни. За святую жизнь братия избрала его игуменом, а в 1458 г. новгородцы пожелали иметь Иону своим архиепископом. Для своих пасомых святитель был пастырем и отцом и особенно заботился святой о вдовах и сиротах. Пользуясь любовью и уважением сограждан, не раз ходатайствовал святитель о мятежных новгородцах перед московским великим князем, утоляя его гнев, удерживал Новгород от союза с Литвой. Святитель много заботился и о духовном просвещении своей паствы, и о строительстве храмов, не забыл он и Отенской пустыни. Он оказал большую помощь и содействие устройству Соловецкого монастыря: преподобном[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 6922.jpg:   Размер: 344x1194, 0.41 MPix, 51 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (0) . Описание: [Москва. 1970-е.] Свт. Иона. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 23.5 х 17.5. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 6923.jpg:   Размер: 900x1200, 1.08 MPix, 169 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (144) , (1) . Описание: [Новгород. XV.] Свт. Иона Новгородский. Фреска храма Симеона Богоприимца в Зверине монастыре. Новгород. 3-я четверть XV в. с дописями XVII в.

http://pravicon.com/icon-2013

Недоставало только Архиепископа Новгородского Ионы, который не задолго пред тем, по рукоположении, был отпущен из Москвы, и Тверского Епископа Илий, к которому святой Иона неоднократно посылал с требованием его в Москву 71 . На сем Соборе, прежде всего Архиепископ Ростовский и прочие владыки письменно обязались соблюдать свою верность Митрополии Московской. В своей грамоте они писали: «все мы поставлены в соборной церкви Пресвятыя Богородицы в Москве, у гроба Святителя и Чудотворца Петра, все при своем поставлении обещались быть неотступными от соборной Московской церкви Пресвятыя Богородицы и от нашего Митрополита. Потому и теперь повторяем обещание никогда не отступать от них и во всем повиноваться своему Митрополиту, а от пришедшаго из Рима Григория, и именующаго себя Митрополитом, не принимать никаких грамат и не иметь с ним никаких совещаний 72 ». Потом Собор издал от себя воззвание к Литовским епископам и всему духовенству с убеждением не принимать Григория, и быть верным святому Ионе: «Тот Григорий, писали они, не истинный Митрополит, но ложный; он принес с собою граматы от Папы и от лжепатриарха Григория, в которых нашего Иону Митрополита Киевскаго и всея Руси называют отщепенцем и отступником: но сами они отступники от православия, основаннаго на учении Апостольском и Святых Вселенских Соборов» 73 . В то же время и сам святой Иона писал к епископам Литовским, и к князьям и боярам. Напоминая епископам об отпадении Исидора от православия, он показал, что и Григорий, именующий себя Архиепископом Константинопольским, подобно Исидору, изменивший православию, не может присвоять себе прав патриаршеских, а потому и Митрополит Григорий, ученик Исидоров, поставленный лжепатриархом, не может быть правильным Митрополитом. «А я, писал святый Иона, поставлен соборне, на основании священных правил, не от двух, или трех, не от пяти епископов, но от всех архиепископов и епископов здешняго православнаго самодержства господина и сына моего Великаго Князя». Увещавая пребывать верными православию, святой Иона продолжал: «сколько раз Константинополь подвергался бедствиям от Болгар и Персов: но доколе соблюдал он православие, дотоле каждый раз избавлялся от опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010