Скачать epub pdf Молитва общая См. также: Блудная брань . 54; Причастие . 908; Чародейство . 1213. 483. Моровое поветрие прекратилось после всенародного покаяния В святительство Ионы, архиепископа Новгородского, в Новгороде появилось моровое поветрие. Иона сказал народу: “Мы за то наказываемся от Бога, что постоянно лишь грешим, а покаяния в своих грехах не приносим.” Народ понял значение слов святителя, принял их к сердцу и вместе со своим архипастырем совершил молебствие; было принесено всенародное покаяние. После этого моровое поветрие прекратилось и не только больше уже не было умерших, но и больные выздоровели. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 142). 484. После двухнедельной усиленной общей молитвы авва Аммонаф за одну ночь побывал у царя и принес от него грамоту, освобождающую братию от податей См. также: Чудо . Однажды пришел в Пелузию какой-то правитель и хотел потребовать с монахов так же, как с мирян, поголовную дань. По этому случаю все братия собрались к авве Аммонафу и решили, что некоторые отцы должны пойти к императору. Авва Аммонаф говорит им: “Нет нужды в таком труде, а лучше сохраняйте безмолвие в своих келиях и поститесь две седмицы, и, по благодати Христа, я один сделаю это дело.” Братия разошлись по своим келиям, старец же сохранял безмолвие в своей келии. Когда прошло четырнадцать дней, братия стали сетовать на старца, ибо они не видели, чтобы он когда-нибудь выходил. Они решили, что старец оставил без внимания их дело. В пятнадцатый день братия собрались вместе, как и условились. И старец вышел к ним, держа в руках грамоту за царской печатью. Видя это, братия изумились и спросили старца: “Когда ты принес ее, авва?” Старец отвечал: “Поверьте мне, братия, что в эту ночь я ходил к царю, и он написал мне эту грамоту. От него я пошел в Александрию и записал ее у правителей и потом возвратился к вам.” Выслушав это, братия были объяты страхом и поклонились ему. Так дело их было сделано, и правитель больше не тревожил их. (Достопамятные сказания. С. 49). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Как должно поступать во времена общественных бедствий (Память по человеколюбию Божию падшего праха от воздуха) Бывает, братие, что по попущению Божию, нас иногда посещают бедствия общественные: например, засуха, безведрие, мор, голод и другие несчастия. Что же нам делать во времена таких бедствий, чтобы избавиться от них? Нужно прежде всего думать, что бедствии, постигшее нас, суть следствия наших грехов, зачем плакать о своих грехах и каяться в них и, наконец, совершать всенародные молебствия с прошениями к Богу о помиловании. В восемнадцатое лето царствования императора Греческого Льва, в шестой день - ноября, в полдень в Царьграде все небо сначала покрылось темными тучами, а затем по нему пошли огненные облака. Это явление продолжалось сорок дней. Все люди думали, что они будут попалены огнем, пришли в ужас и растерялись. Но это продолжалось, к счастью, недолго. Народ вскоре понял, что у него осталась единственная надежда на помощь Божию и к этой помощи прибег. Царь Лев и патриарх Геннадий со всем народом каждый день стали совершать вокруг города крестные ходы, у всех церквей совершали молебствия и все от малого до великого проливали горькие слезы. " Многие слезы, говорит сказание, христианам баша, и лютое рыдание, от самые глубины сердечный, со стенанием и горестью сердечною... да злобный пламень дымный Господь отымет " . И такая слезная молитва не осталась тща. Человеколюбец Господь явил молящимся Свое милосердие, и бедствие престало. Второй пример. В святительство Ионы, архиепископа Новгородского, в Новгороде появилось моровое поветрие. Иона сказал народу: " мы за то наказываемся от Бога, что постоянно лишь грешим, а покаяния в своих грехах не приносим " . Народ понял значения слов Святителя и принял их к сердцу и вместе с своим архипастырем совершил молебствие; и было принесено, так сказать, всенародное покаяние. После сего, моровое поветрие прекратилось, и не только уже более не было умерших, но и больные все выздоровели (Пролог Ноября 5). Итак, значит, правду мы сказали, что, для прекращения общественных бедствий, нужно представлять себе то, что бедствия постигают нас за наши грехи и затем сокрушаться об этих грехах и каяться в них и в общей молитве просить Бога о помиловании. Так и должно быть непременно; ибо такими покаянием и молитвою и Ниневитяне стяжали себе помилование, и раньше, при Самуиле, Иудеи также, и вся почти история судей Израилевых свидетельствуют о том же. А в виду всего этого, когда и нас, по грехам нашим, постигнет какое-либо зло, то, первее всего, смирим себя под крепкую руку Божию, постараемся расторгнуть в себе навсегда узы греховных навыков и страстей, оплачем прежние беззакония свои и прибегнем к общему нашему Отцу - Господу с мольбою о прощении нашем и помиловании. И конечно тогда, Он, как бесконечно милосердый, подвигнется и паки на милость к нам и от обошедших нас зол избавит. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Единою при немъ нападе на град смертоносие. Той же утшаше люди отъ Златаустовх словесъ, яко: «Сего ради язвими бываемъ им же согршивше к Богови, покаяниа не взыскахомъ о грсех своих. В тишин и пространств упитавшеся аки человецы отъ веселиа забвение страха Божиа приемше прегршиша, и сего ради язву смертную граду наведе. Но и се многиа милости и человеколюбиа есть Его дло, не подвиже бо языки ни страны приведе на распленение и расхищение предая грх ради. Аще бо кто и азвенъ бысть, но обаче в дому своемъ есть, и вси свои изболзнующе ему суть. Аще и умрет кто, ближникъ своих руками съ священническами молитвами погребается, и священными службами помяновенъ бывает, и покаянным грхом милость от Бога отлучает. И нын к покаянию прибгше, милостива Господа Бога сотворите, унша дла своя творяще, и со здравиемъ спасение восприимете себ». Тогда же молитвовавше людие вси и храм въ имя святаго Сумеона в Зверинцах создаша. 382 И тако язв смертни погыбши, и Божиа милость паки людемъ многа бысть. И паки радости людие о Божиих дарованиих исполняхуся, безъ возмущениа и без скорби выну пребывающе, веселяхуся. Блаженный же архиепископъ Иона състарвся бяше, и ноз ему тяжестн Быша зло, и ко блаженнй кончин зряше, завтъ своею рукою списа о монастыри своемъ, яко не насиловати ему, снабдти же братии своей, иже бывающим по нем архиепископом поручи самъ, якоже Иаковъ, простр ноз свои на ложи своем 383 и скончася во блаженную кончину праведных. Подобающая о немъ пниа сотворше, вложиша на то устроеных ему ковчегъ дубовъ, честное тло его покрывше дъскою в ковчез, на нейже назнаменаша лто и месяць и день преставлениа его. Поставиша той въ гроб въ церкви славнаго Предтечы и крестителя Иоана, еюже самъ созда. Землею же того не посыпаша до четыредесяти дний, елико днии панахиды пвахуся. И понеже тло его и по четыредесятихъ днех не издасть воня, и по сихъ землею засыпати гроба его не произволиша, но верху гроба его дъсками древяными вышши лакти покрыша, аки вровавше добрй жизни его ради телеси его не смердти уповавше, якоже и прочим мертвецемъ. И второму лту уже исходящу по успении его и никтоже до днесь смрад обонявъ явися от гроба его. Въ церкви той присно людем поющим ту и у гроба его стоящим и мсту мокру сущу и водну и лтомъ теплым бывшимъ, обаче преподобнаго святителя тло не издастъ воня и до днесь. И многа исцлениа бываху от телеси святаго отца даже и до днесь, с врою приходящим человекомъ яцмже недугомъ кто одержимъ бываше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иона же владыка отвщаваше за град и многа утшителная словеса въ увщание князя предглаголаше. Елма же князь неутшиму жалость имя ярость приимаше помногу, тогда старець подвих ся духомъ, свидтеля полагая митрополита, паче же самого того иже священьства духа аки зря, и вщаше, аще не приведеть от града его зависти ока, не приложит на любовную дтель и презр молящася его о град, въздвигнеть руку на послушныя его люди и ничмже обидвшая его раздляти неправедно произыдет, – да вонмем и себ, – егда како и в чадех его зависти око узрит коеи раздлениа послди близ будеть. «Нын же молитву мою услыши, – глаголаше, – и блажаишее въсприими, яко князь благочествъ паче же и над князи много благодяти мощну сущу. Неправды коея клевет ради нечестивых языкъ на правдивыя не подвигни и тихима очима своя повинныя сматряй и свободныя на работу приимати не начинай. Теб самому дние приближаются, яко сынови же твоему Ивану хоругви рускиа съдержати, о семъ молитвы со всми своими къ всесилному Богови прилжно възносити потщуся. Наипаче же свободу сынови твоему от ординьских царей приати от Бога испрошу за свободу града моего, еже о теб, еще же молитвую Господеви възвысити десницу сына Твоего над всми и покорити ему вся супостаты его, и больши прародителей прославитися властию и укрпитися княжению его в руку его и простертися силы его на многы, и страны великиа приати ему точию аще благочестив поживет, и тихима очима владомыя смотрти будеть». О сем пророчеств святителя старца услади князь и возвеселися зло о общании свбоды сынови своему отъ ординьских царей, вдый непогршателное словесъ его. И внят о чадех любезных радостно, пред митрополитомъ обща архиепископу снабдти люди его, и всякъ гнвъ отложивъ, миръ Великому Новуграду дарова, утвердивъ смирение. Прошаше же князь у святителя тверду быти общанию Ионину сынови его. Споспшествоваше же вси еи блаженныи митрополитъ, и тако уповавшу Господню общанию, якоже въ святемъ Евангелии сказася: «Аще два отъ вас совщаетася о всякой вещи, еже аще просита, будеть вама отъ Отца моего Небеснаго, моляще же ся отпущаите аще что имате на кого».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1458 году он тоже был принят радушно. При его преемнике Ионе, Псков был чрезвычайно вооружен против своего владыки, и явились снова покушения отторгнуться от новгородской епархии. В 1464 году Псков отправил к великому князю посольство, просить, чтобы он велел митрополиту поставить во Псков особого владыку. «Это дело великое – отвечал Иван – мы будем мыслить о том с нашим отцом митрополитом, а отец наш пошлет созвать наших богомольцев, своих детей – архиепископов и епископов; и если то дело будет подобно, а ваши послы у нас честные люди будут, то мы и сделаем вам, как пригоже будет». Однако, в 1466 году, Псковичи помирились со своим владыкою и постановили, чтобы ему ездить по старине во Псков и брать свою пошлину, т. е. обычный побор. Владыка Иона прибыл во Псков, взял свой подъезд со священников, пробыл там с неделю и уехал честно. Но чрез три года неудовольствие опять возобновилось. Уже давно Псков был город с свободным управлением, но жалел о том, что остается без собственного епархиального начальства: духовенство там позволяло себе делать самовольные распоряжения, а мирская власть вмешивалась в церковные дела. Еще в 1395 году митрополит Киприан обличал Псковичей, что миряне судят попов и казнят их в церковных вещах. Суд святителя был непостоянен – случались отступления от порядка, требующие немедленного распоряжения: тогда вече присваивало себе право суда; – например, некоторые духовные, овдовевши женились в другой раз и оставались на священстве: нельзя было признавать таких священниками, дожидаясь приезда или решения владыки. 438 В таких и подобных случаях вече присваивало себе право отставлять их от должности. Митрополиты запрещали такое вмешательство. Духовенство, оставаясь без собственного владыки, с одной стороны роптало на его наместников, на поборы и налоги, на недостаток правосудия; с другой – на мирян, на вече, которое нарушало неприкосновенность прав сословия. Когда в 1469 году случился неурожаи и недостаток хлеба, псковское духовенство решилось устроить собственное самоуправление, и, собравшись со во всех пяти соборов Пскова на вече, объявило так: – «Видите, сыны наши, что по нашим грехам, Бог посылает нам с небеси, ожидая нашего обращения! Мы теперь промеж себя хотим, по правилам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

М. Филипп довел об этом до сведения великого князя, – снесся еще раз с архиепископом Новгородским и, по довольном размышлении, положил: самовольное распоряжение Псковичей отменить, как несообразное с иерархическим порядком; грамоту уничтожить, а наблюдение за жизнью и нравами духовенства, по-прежнему, предоставить архиепископу. С этим решением отправлен был в Псков боярин от В. князя, и другой посол от митрополита, а третий от архиепископа Новгородского. Псковитяне еще три месяца медлили исполнить определение высшей иерархической власти и наконец 5 января 1470 г. вынули свою грамоту из ларя, разодрали ее и вскоре отправили к архиепископу посадника и бояр с объявлением, что они полагаются во всем на распоряжение своего святителя. – Владыка Иона действительно прислал во Псков требование, чтобы явились к нему священники и диаконы вдовые. Но Псковитяне жаловались, что это требование не имело других последствий, кроме новых сборов в пользу казны архиепископской. Вдовым стали выдавать на право священнодействия особые грамоты со взносом известной суммы 31 . Трудно было каким-нибудь общим распоряжением удовлетворить с одной стороны строгой ревности, а с другой – не менее законным требованиям справедливости. Распоряжение, которым все вдовые лишаемы были права священнодействия, было также далеко от правосудного решения, как и снисходительное послабление к нечисто живущим во вдовстве. Слыша о замыслах новгородских, митрополит Филипп, по слову великого князя, старался вразумить Новгородцев и успокоить своими грамотами. «С удивлением слышу, – писал он в Новгород, – что приходят вам на сердце мысли беззаконные: забыв благорасположение к вам великого князя и мое, пренебрегая старыми обычаями, вы приступаете к государю чуждой, латинской веры. Вспомните, дети, царствующий град Константинов не дотоле ли стоял непоколебимым, доколе сияло в нем благочестие, как солнце? А как оставил он истину, как царь и патриарх соединились с Латинянами ради золота, не впал ли Царьград в руки поганых, – не в руках ли Турок и ныне? И вы не страшитесь такого же наказания от Бога? – Сколько лет прадеды и отцы ваши держались неотступно великих князей русских; а ныне, на конце последних времен, когда бы особенно надобно было позаботиться о спасении своей души в православии, вы, все оставя, хотите предаться латинскому государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

вынули из ларя свою грамоту и подрали. Получив о том известие, владыка дал приказ в Псков, чтобы вдовые священники и диаконы ехали к нему в Новгород на управление. «И начали,— пишет современный местный летописец, может быть из числа лиц, враждебных архиепископу,— ездить к нему вдовые священники и диаконы, а он начал брать от них мзду — у кого по рублю, у кого по полтора и всем без испытания начал разрешать священнослужение и выдавать новые грамоты за печатьми из-за мзды, а не по правилам святых отцов, тогда как сам обещался пред всем Псковом по Номоканону править всеми церковными делами и вдовыми священниками» . Само собою разумееется, что такой образ действий Новгородского владыки не мог нравиться псковичам и привязать их к нему. Едва окончилось нестроение в Пскове, как началось другое — в Новгороде. Архиепископ Иона преставился (5 ноября 1470 г.). На место его избрали трех кандидатов: его духовника Варсонофия, ключника Пимена и ризничего Феофила. Жребий указал на последнего. Новоизбранного немедленно возвели на владычные сени и послали в Москву просить ему опасной грамоты для проезда туда на посвящение. Грамота была выслана великим князем, но Феофил в Москву не поехал, потому что обстоятельства в Новгороде переменились. Там взяла верх партия литовская, желавшая отделиться от Москвы и соединиться с литовским князем. К этой партии, во главе которой находилась вдова посадника Борецкого Марфа со своими сыновьями, пристал и бывший в числе кандидатов на архиепископство монах Пимен. Потеряв надежду получить святительский сан от Московского митрополита, он рассчитывал добиться того же от митрополита Литовского Григория и говорил своим: «Пошлите меня хоть в Киев, я и туда поеду на поставление». Успев неправедно обогатиться из казны архиепископской, пока был ключником, он передавал много золота Марфе посаднице для привлечения на свою сторону народа. И хотя происки этого честолюбца и разграбление им казны владычней скоро возбудили против него негодование и он с бесчестием был изгнан, но партия литовская достигла своей цели.

http://sedmitza.ru/lib/text/435963/

Просил он, чтобы Иона сам, пречистыми своими руками, предал его земле и рукоположил епископа митрополии. Архиепископ прочел это послание митрополита и, горько заплакав, сказал: «Большой благодати лишается ныне Москва и с нею вся Русская земля, хороня такую доброту мира». Тотчас же архиепископ Иона написал митрополиту Ионе послание, поведав о том, что сам он объят старостью, к тому же и ноги больные. И обещал Иона, что порадуется встрече с ним после смерти, в день всеобщего воскресения святых: «Еще больше я порадуюсь с ним, получая награду от начальника пастырей». О поставлении же епископа на митрополию писал, что, кого Иона в душе изберет и благословит, того и он готов принять. После смерти преподобного святителя, митрополита Ионы, архиепископ Иона просил упомянутого попа Пахомия, монаха из Святой горы, составить «память» и канон службы священному Ионе-митрополиту, зная о его добродетелях, и память о нем он почтил канонами, наравне со святыми. Много уговаривал Пахомия Иона, соблазняя его золотом и соболями, чтобы написал он для него еще и канон преподобному Сергию, дабы сохранилась память о нем в храме его. Пахомий же не очень внимал архиепископу, готовясь сам идти в московские пределы. Но пришлось ему составить канон блаженному митрополиту Ионе, а в нем указать в конце тропарей, что по повелению архиепископа Ионы написал он каноны митрополиту Ионе. Но не смог Иона заставить его написать ни жития, ни канона Михаилу Клопскому и никому другому, ни одному из тех святых, чью память хотел бы отметить архиепископ, Иона ведь очень заботился о Божьих угодниках, как уже говорилось прежде. После смерти великого князя Василия сын его Иван принял княжеское знамя и сразу же отослал послов к блаженному Ионе-архиепископу в Великий Новгород, прося молиться за него всесильному Богу, как обещал раньше, чтобы утвердить его княжескую власть, и покорились бы враги под его руку, и все бы удавалось ему. Еще просил он молиться об освобождении от мучительств ордынских царей и татар. Архиепископ же Иона наказал ему, – чтобы не обмануться в надежде, – помнить, как твердо обещал его отец и в духовной своей записал и завещал: не мучить данью братию свою и после уничтожения Орды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иона Новгородский, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Иона Новгородский, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Иона Новгородский, свт. Святитель Иона Новгородский, архиепископ (память 5 ноября по старому стилю) В миру Иоанн. Родился в Новгороде в конце XIV в., рано осиротел. Еще в детстве он получил предсказание о своем святительстве от блаженного Михаила Клопского (U ок. 1453-1456 гг.; память 11/24 января), которое исполнилось через пятьдесят лет. Достигнув совершенного возраста, Иоанн принял монашество в Отенской пустыни. За святую жизнь братия избрала его игуменом, а в 1458 г. новгородцы пожелали иметь Иону своим архиепископом. Для своих пасомых святитель был пастырем и отцом и особенно заботился святой о вдовах и сиротах. Пользуясь любовью и уважением сограждан, не раз ходатайствовал святитель о мятежных новгородцах перед московским великим князем, утоляя его гнев, удерживал Новгород от союза с Литвой. Святитель много заботился и о духовном просвещении своей паствы, и о строительстве храмов, не забыл он и Отенской пустыни. Он оказал большую помощь и содействие устройству Соловецкого монастыря: преподобному Зосиме (U 1478 г.; память 17/30 апреля) святитель Иона выдал грамоту, по которой вместе с мирскими властями отдавал во владение новой обители весь Соловецкий остров. Архиепископ Иона почил о Господе 5 ноября 1470 г. Нетленные мощи святителя прославились многочисленными чудотворениями. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иона Новгородский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2530

Святитель Иона, архиепископ Новгородский Святитель Иона, архиепископ Новгородский , в миру Иоанн, рано остался сиротой и был усыновлен одной благочестивой вдовой, жившей в Новгороде. Она заботилась о воспитании мальчика и отдала его в школу. Блаженный Михаил Клопский, встретив однажды Иоанна на улице, предсказал, что он будет архиепископом Новгорода. Иоанн принял постриг в Отенской пустыни, в 50-ти верстах от города, был игуменом этой обители, откуда новгородцы в 1458 году избрали его в архиепископы, после смерти святого Евфимия . Святитель Иона пользовался большим уважением в Москве, и в его святительство московские князья не посягали на независимость Новгорода. Московский митрополит святой Иона (1449-1461) был другом новгородского святителя и хотел видеть его своим преемником. Архиепископ Иона построил первый на новгородской земле храм в честь Преподобного Сергия Радонежского (в 1463). Заботясь о возрождении преданий новгородской церковной старины, он вызвал в Новгород известного составителя житий святых Пахомия Логофета, который написал, на основании местных источников, службы и жития наиболее известных новгородских святых. К этому времени относится начало основания Соловецкого монастыря. Святитель Иона оказал большую помощь и содействие устройству обители. Преподобному Зосиме он выдал особую благословенную грамоту, по которой отдавал (вместе с мирскими властями Новгорода) во владение новой обители весь Соловецкий остров. После многих трудов святитель, чувствуя приближение своей кончины, написал духовную, завещая похоронить тело его в Отенской обители. 5 ноября 1470 года, причастившись Святых Таин, святитель отошел ко Господу. До наших дней дошло послание святителя к митрополиту Феодосию, написанное в 1464 году (РИБ, VI, 99). Житие святителя написано в виде краткой записки в 1472 году (издано в " Памятниках старинной русской литературы " , IV. СПб, 1862, сс. 27-35, а также в Великих Минеях-Четьих митрополита Макария, 5 ноября). В 1553 году, после открытия мощей архиепископа Ионы, составлено слово об этом событии, принадлежащее перу инока Зиновия Отенского. Особое сказание о чудесах святителя встречается в рукописях XVII века.

http://patriarchia.ru/db/text/912427.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010