Военачальник Гаина достиг того, что Евтропий казнен: но сам явился сперва тайным, а потом и открытым, врагом империи. Надменный низвержением Евтропия, он также требовал головы другого консула. Златоустый проповедовал: «не убойся, егда разбогатеет человек» 1061 . Слабый Аркадий готов был выдать Гаине одного из лучших слуг империи, каков был консул Аврелиан. Златоустый опять говорил против хищного богача 1062 . И спас жизнь невинному Аврелиану. Он явился к Гаине в лагерь, просил, умолял, убеждал о пощаде и успел в том, что варвар согласился на заточение Аврелиана. Златоустый по возвращении, изобразив бедственное состояние империи, волнуемой своеволием счастливого нечестия, показывал, счастья ли земного надобно домогаться. Пред тем сильное слово его возбудило против него жалобу, как будто он нападает на богачей. Теперь он отвечал: «ужели я с ними веду войну?.. Ужели я против них вооружаюсь? Напротив, не за них ли я все и говорю, и делаю? А они сами против себя обнажают мечи. Не показал ли опыт, что порицая и упрекая их, искал я их пользы? А они, точно как враги, вменяют нам в вину то, что порицаем их дела» 1063 . Гаина потребовал от императора еще новой несправедливости, которая касалась уже самой веры. Гордый готф-арианин считал унижением для себя ездить на молитву за город, где был отведен храм готфам, частью православным, частью же арианам; он потребовал от императора, чтобы отведен ему был храм в самой столице. Император опять не знал, чтò делать; Златоуст принял на себя дать ответ Гаине в присутствии императора; когда Гаина снова предложил императору свое требование: пастырь отвечал, что благочестивый император не может решиться на дело вредное вере. Гаина говорил, что справедливость требует, чтобы и он имел храм. Златоустый отвечал: «все храмы отворены для православного». Но я другой секты, говорил Ганна, и прошу себе и единоверцам одного храма, которого могу просить по моим заслугам. «Заслуги твои, отвечал Златоуст, награждены, – ты консул» и предложил ему вспомнить о бедности и низости происхождения своего, о клятвах служить империи; а к императору обратясь просил, чтобы по долгу своему сохранил закон Феодосия великого о еретиках. Гаина, давно готовый к восстанию против империи, поднял открытый бунт, стал вооруженною рукою опустошать империю: но Господь вступился за верный город. Гаина погиб, и Златоуст торжествовал спасение Церкви и отечества благодарными хвалами, возвратил престолу и верного слугу его Аврелиана 1064 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Необходимо было для пользы Церкви и для чести священства найти лекарство для этих беспорядков, и св. архиепископ константинопольский нашел и приложил к делу. Он взывает к зараженным корыстолюбием священникам словами Ап. Павла: имуще пищу и одеяние сими довольни будем: потом показав, каким бедствиям подвергались несчастные Иудеи за свою страсть к сребролюбию, прибавляет, что корень всем злым сребролюбие есть ( 1Тим. 6, 8, 10 ), и вместе с этим раскрывает гибельные следствия сей смертоносной страсти. Но, поражая справедливыми обличениями корыстолюбие служителей олтаря, он в тоже время напоминает народу об обязанности его доставлять все средства для жизни служителям Слова, чтобы им не было нужды заботиться о вещах, необходимых для жизни, чтобы они не унывали, и чтобы попечение о предметах вещественных не отвлекало их внимания от попечения о душах и от исполнения важных обязанностей их высокого служения. Убеждает также священнослужителей пребывать в удалении от шумных обществ, заниматься предметами духовными и заботиться об исполнении своих священных обязанностей. «Избегайте, говорил он им, пиршеств богатых, довольствуйтесь тем пропитанием, которое даст вам усердие правоверных, бойтесь от испарений пышных столов сих прейдти в вечное пламя ада 277 . Златоуст, как только принял сан святительский, прежде всего, занялся исправлением недостатков собственного дома. Рассмотрев отчеты эконома, распоряжавшего имением церковным, говорит Палладий, св. Златоуст уничтожил многие издержки, которые его предшественники почитали необходимыми для поддержания своего достоинства, но в его глазах представлявшиеся пышным излишеством, недостойным преемника апостольского. Тот, который был ревностным защитником бедных в Антиохии, которым предоставил и все свое имение родовое, не забыл их и, находясь на высоте, на которой поставило его Провидение. Нектарий оставил ему богатую мебель и другие комнатные украшения; но он все это продал и употребил на удовлетворение необходимых потребностей бедных жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

По учению Златоуста, в идеальном христианском обществе не должно быть никакого неравенства. “У животных все общее: земля, источники, пастбища, горы, леса, и ни одно из них не имеет больше другого. У людей также общая природа, общая участь, общее небо, луна, воздух, море, общие также духовные блага. Поэтому, – заключает Златоуст свои слова, – не безумно ли тем, которые имеют между собой столько общего – и природу, и благодать, и обетования, и законы, – быв причастными к богатству, не соблюдать в этом равенства, но превосходить свирепость зверей” 18 . Слова Златоуста, направленные в IV в. против бессмысленного накопления богатства, особенно актуально звучат сегодня, когда экстенсивная эскалация материального прогресса привела к экологическому кризису. “Хотел бы я узнать, – говорит он, – зачем люди так много заботятся о богатстве, ведь Бог назначил природе меру и границы, чтобы мы не имели никакой необходимости искать богатства. Он повелел, например, одевать тело одной или двумя одеждами, а затем лишняя не нужна для защиты тела. Для чего же тысячи одежд – эта молеедина? Положена также и мера в принятии пищи, и употребленное выше этой меры необходимо вредит всякому живому существу; для чего же эти стада, пастбища и скопление мяса? Нам нужен только один кров, для чего же эти хоромы, эти многоценные жилища?” 19 Что бы сказал проповедник о сотнях тысяч тонн металла, выплавляемого на душу населения сегодня, и миллионах киловатт-часов электроэнергии, которые вырабатываются на каждого живущего на земле… Поистине уже не человек владеет материальным богатством, а оно сделало его своим рабом, заставляя бессмысленно воспроизводить в фантастических размерах то, чем человек уж никак физически не может воспользоваться. Поистине богатство уже само воспроизводит себя, сделав человека своим придатком, используя ум и руки человека как орудие, как средство. Более того, это чудовище дает человеку взамен лишь отравленный воздух, мертвую пустыню на месте цветущих полей и лесов, болото на месте морей, губительную радиацию и ядовитую пищу… Став в 398 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Блуд — ασωτια, — распутство, разгульная жизнь, всесторонняя распущенность и развратность. Упивание — матерь и питательница всех пороков; и раздражительную часть оно разжигает. Святой Златоуст говорит: «Оно делает нас вспыльчивыми и дерзкими, и стремительными, раздражительными и несносными». Но прямее всего — оно размножает блудные дела. Ибо «чрево, крайне разгоряченное, пенится похотию», как выражается блаженный Иероним. Но паче исполняйтеся Духом. «Как невозможно двум господам работать, Богу и мамоне (Мф 6:24), так невозможно исполняться Духом вместе и вином» (Иероним). Почему «святой Апостол, отвергнув упоение вредное, ввел на место его духовное» (Феодорит). «Хочешь, говорит, веселиться? хочешь провести день? Я даю тебе пение духовное. Пьянство уничтожает благозвучие нашей речи, заставляя заикаться, равным образом извращает и глаза и все. Учись петь псалмы, и увидишь сладость этого дела, потому что поющие псалмы исполняются Духа Святого, а поющие сатанинские песни — духа нечистого» (святой Златоуст). Как разны плотских и духовных людей утехи! Те вином, а эти Духом Святым исполняются; у тех вино возбуждает плотское веселье, а этим Дух Святой подает обрадованне духовное и божественное; тех вино разжигает на всякого рода похотные дела, а этих Дух Святой научает Богохвалению и благодарению со всякого рода добром. Утешителю, Душе истины, прииди и вселися — и в ны! Какая мысль в словах: исполняйтеся Духом? — Дух благодати обитает в христианах со времени крещения и миропомазания. А приступание к таинствам покаяния и причащения не есть ли приятие обильнейших притоков благодати? Тем, которые имеют уже Духа, пристойно сказать: Духа не угашайте (1 Сол. 5, 19). Но как им же сказать: исполняйтеся Духом? — Благодать Святого Духа подается христианам, потому что такова сила веры христианской. Но живущий в христианах Дух содевает спасение их не один, а вместе с свободными действиями и самого христианина. В сем отношении христианин может и оскорбить и погасить Духа, — и может способствовать к тому, чтобы Он ощутительно проявлял в нем Свои воздействия. Когда сие бывает, тогда христианин сознает себя в необыкновенном состоянии, выражающемся тихою, глубокою, сладостною радостию, восходящею иногда до взыграния духа. Вот и упоение духовное! Противополагая его упоению вином, Апостол говорит: не того, а вот этого упоения ищите, назвав его исполнением от Духа. Так повеление — исполняться Духом есть не что иное, как предписание — так себя держать, или такие употреблять с своей стороны действия, которые способствовали бы или дали бы возможность и простор Святому Духу — ощутительно проявиться: осязательно воздействовать на сердце.

http://bible.predanie.ru/nedelya-26-aya-...

Бризон, евнух императрицы Евдоксии и нотариус императора, возвративший свят. Златоуста из Пренеты после первой его ссылки, также не был им забыт. В своем письме к нему св. Златоуст выражает свое сожаление о его молчании. Я одной милости у тебя прошу, писал он ему, пиши ко мне чаще, и не лишай меня этого утешения под тем предлогом, что я слишком удален от тебя. Ты знаешь, какое для меня утешение среди скорбей знать, что ты и твои друзья здоровы и благополучны». Он писал также Леонтию, одному из знатных особ и искреннейшему его другу. «Я изгнан из вашего города, говорил он ему, но не из сердца твоего. Никто не в силах похитить у меня этого блага, и куда я ни иду, повсюду ношу воспоминание с собою о твоей дружбе». Его письмо к Кратерию, правителю Каппадокии, который употреблял все усилия к укрощению ярости некоторых монахов, не менее замечательно. «Я никогда не забуду того, что ты сделал в Кесарии к укрощению страшнаго возстания, возбужденнаго против меня, говорил ему св. Златоуст. Везде, куда бы я ни пошел, повсюду понесу с собою воспоминание о величайшей для меня твоей услуге, и сохраню навсегда искреннейшую признательность за ту нежную попечительность, которую ты имел обо мне». Много было и между светскими людьми, которые навсегда сохраняли к нему привязанность и утешали его своею дружбою. Между духовенством также немало было людей, истинно расположенных к св. Златоусту; не смотря на отпадение многих из клириков, увлеченных его врагами, еще оставалось много истинных чтителей и защитников святителя между епископами и пресвитерами, которые засвидетельствовали свою расположенность к нему, или страданием за него, или сочувствием его страданиям. Таковы были: Элпидий, епископ лаодикийский, который защищал св. Златоуста на соборе, собранном против него; Палладий, описатель его жизни, епископ еленопольский; Кириак, епископ эмесский, сосланный в Пальмиру; Димитрий, сосланный к Мазикам, в Ливии; Евлизий, епископ бострский, заключенный в замке у Сарацин и многие другие. Между пресвитерами и диаконами, преданнейшими св. Златоусту, почитаются Креций, сопутствовавший ему в место изгнания, Констанций, дожидавший его там; Ипатий, претерпевший много гонений; диакон Феодот, к которому святый написал семь писем, в которых говорит о его ревности, о его трудах и дружбе к нему, ради которой он претерпел много скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Никто не слушай меня, а сан» р. 350. 1060 Hom. 3. § 4. Георгий Алекс. пишет, что словами пастыря о Евтропии сильно оскорбились многие, обвиняя Златоустого в излишней строгости против Евтропия. Как ни странно, это обвинение, но об нем говорить и сам Златоустый, говоря о Евтропии. См. прим. 132. 1065 Феодорит Н. Е. 5, 28, 29, 31. В другом сочинении Феодорит писал о Златоусте: «и другое сродство есть у тебя с апостолами: Ты первый воздвиг алтари у Скифов-Амаксобов, и тот, который едва сходил с коня; научился преклонять колени, стал повергаться на землю; не трогавшийся слезами пленников научился оплакивать грехи свои. Твой язык победил обольщения Магов, и необразованный народ Персидский возрастил молитвенные домы, – Вавилон более не стал чуждаться истинного Богослужения». Выписка Фотия из пятой Феодоритовой книги о Златоусте. Bibl. cod. 273, р. 1548, слова Прокла смотри в прим. 136. Если сам св. Златоуст говорил (см. зам. 124), что скифы, фракиане, сарматы славят Христа: то под фракиянами он конечно разумел не греков, которые и во Фракии давно славили Христа. Кто-ж эти фракиане? Моисей Хоренский (489) говорит: «страна фракиан лежит на восток от Далмации, близ Сарматии; во Фракии пять малых областей и одна большая, та самая, где семь славянских племен, и куда переселились готфы». Слова из его географии у Неймана Gesch. d. Armenisch. Litterat. s. 53, Lpz. 1836). Присовокупляя к сему то, что болгары в 5 в. застали в Мизии славян-христиан с цареградскими священниками (Assemani Calend. 2, 190) и что в готфском переводе Свящ. Писания (т.е. немецком, сделанном Ульфилою при императоре Валенте, когда некоторые из готфов сблизились с арианством) встречаются славянские слова (хлеб – hlaif и пр.), мы понимаем, что предметом Златоустовой заботливости были фракийские славяне, покоренные готфами. В 107 и 206 письмах Златоуст ясно говорит, что посылал епископа и пресвитеров в Готфию. См. зам. 180. 1066 К 400, а не к 401 г. относим путешествие св. пастыря; потому, что а) епископы, низложенные им, восстановлены в 404 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Указывает еще царю на этот случай, как на лучшее средство приобрести любовь народную, чего другой не легко мог бы достигнуть и величайшими пожертвованиями 204 , и вместе исходатайствовать себе у Бога прощение грехов, по слову Спасителя: аще отпущаете человеком согрешения их, и Отец ваш небесный отпустит вам согрешения ваша (Мат. 6, 14) 205 . Сказав это и еще большее этого, святитель так тронул царя, что он, как ни старался скрывать свои чувства, не мог однако же, наконец, удержаться от слез, и в ответ святителю произнес такое слово, которое украсило его гораздо более диадимы. «Что удивительнаго и великаго, сказал он, если перестанем гневаться на оскорбивших, на человеков мы человеки же, когда Владыка вселенной, пришедши на землю и ради нас сделавшись рабом, и будучи распят облагодетельствованными Им, молил Отца о распявших его так: отпусти им: не ведят бо, что творят ( Лук. 23, 24 ); так, что удивительнаго; если мы простим подобным нам рабам» 206 . Флавиан, проникнутый искреннейшею признательностию к царю, за оказанную милость, просил у него позволения провесть праздник пасхи вместе с ним в Константинополе. Но царь, побуждаемый истинно христианским желанием подать утешение скорбевшим, дав ему, письмо к антиохийцам, побуждал скорее возвратиться к ним. «Знаю, сказал он, что теперь души их возмущены, и много еще следов несчастия: иди утешь. Когда увидят кормчаго, то и не вспомнят о минувшей буре, но совсем изгладят и самую память о бедствиях». Когда же святитель стал просить настоятельно, чтобы царь послал сына своего, то он, желая показать ясно, что совершенно истребил в душе весь гнев, сказал: «молитесь, чтобы устранились эти препятствия, чтобы утихли эти войны, и верьте, я сам приду» 207 . Когда святитель переплыл пролив, Феодосий послал некоторых из придворных чиновников, для содействия и возбуждения его к скорейшему путешествию, дабы он мог прибыть в свой город до праздника святыя пасхи. Хотя Флавиан и сам всемерно торопился возвращением к своей пастве; однако же, не желая отнять у своего народа ни минуты радости, послал письмо императора с особенным курьером.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Омофор означает… воплощение Бога Слова – что Он нас, заблудшую овцу, найдя, взял на плечи, облекшись всецелым человеческим естеством, соединил с собой и обожил, приведя воспринятое (естество) через смерть и крест к Отцу, и воскресил и возвысил нас. Поэтому (на омофоре) изображены кресты, и изготавливается он из шерсти, и надевается архиерею на шею, иногда же вокруг плеч спереди и сзади 525 . До XI века все архиереи, включая патриархов, носили за богослужением фелонь. Саккос (σκκος, от арам. saqq – рубище) в Византии был частью императорского костюма. Это было одеяние без рукавов, надеваемое через голову и застегиваемое по бокам. В XI–XII веках императоры стали жаловать саккос Константинопольским патриархам, которые, однако, облачались в них лишь на Рождество, Пасху и Пятидесятницу. В XIV–XV веках саккос стали носить и некоторые архиепископы, однако традиционной архиерейской одеждой по-прежнему оставалась фелонь 526 . К этому времени у саккоса появляются короткие рукава. На Руси саккосы появились не позднее XIV века – сначала в качестве литургического облачения митрополитов Московских. В XVII веке саккос носят митрополиты и некоторые архиепископы. С 1705 года было установлено, чтобы все архиереи Русской Церкви носили саккос. Митра не является исконной принадлежностью архиерейского облачения. Как считает А. А. Дмитриевский , «это головное украшение наших епископов сделалось принадлежностью их сана сравнительно в недавнее время». По словам исследователя, «все древнейшие и позднейшие чины хиротоний не только епископа, но и митрополита и даже патриарха, чины греческие, южно-славянские и наши славяно-русские, писанные, старопечатные и даже ныне употребляемые в богослужебной практике на Востоке и у нас в России, о митре хранят полное молчание» 527 . Митр Если митра как принадлежность каждого епископа – феномен относительно новый, то употребление митры отдельными иерархами восходит к глубокой древности. Имеются многочисленные свидетельства о митре как принадлежности Александрийского патриарха. На древних фресках святители Афанасий и Кирилл Александрийские часто изображаются в шапочках белого цвета с черными крестами: ношение такой митры было обычаем Александрийских патриархов. В XVI веке при совместном служении патриархов Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского митру надевал только Александрийский патриарх 528 . В Иерусалимском Патриархате в середине XVII века митру при соборном служении носил только патриарх 529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Истинной вдовицей считается не та, которая потеряла мужа, а та, которая уповает на Бога и постоянно упражняется в добродетели. Настоящая вдова проводит свою жизнь в полном уединении, терпении и целомудрии. Часто она бывает лишена не только мужа, но и счастья, которое приносят дети. Но взамен всего этого она имеет Бога. И это утешение восполняет ей все то, чего она лишена . Святитель увещает вдову подавать милостыню: «Сделайся же и ты прекрасною распорядительницею собственного своего имущества, чтобы тебе двоякий плод взять – раздачи и прекрасного распорядительства ». Христос протягивает руку и берет чрез бедного, поэтому нужно без всякого сожаления помогать нуждающимся. Святитель призывает также не отказывать и в непосредственной помощи – кормить бедных, омывать ноги странникам. «Подавать деньги могут многие; а чтобы самому служить нуждающимся и делать это с готовностью, любовью и братской расположенностью, – для того нужна душа высокая, великая и любомудрая », - замечает константинопольский архиепископ. Но при служении вдовы важна не мера ее материального имущества, а то душевное расположение, с которым она совершает благодеяния. «Великодушный и богатый душевным расположением, хотя бы он был беднее всех людей деньгами, может всех превзойти и страннолюбием, и милостынею и остальным всяким благорасположением; а мелочный и бедный душевным расположением и пресмыкающийся по земле, хотя бы он был достаточнее всех, бывает беднее и недостаточнее всех; поэтому он и медлит и уклоняется от всего такого. Как бедному бедность не может быть препятствием к милостыне по причине его душевного богатства, так богатому достаток нисколько не может содействовать благорасположению по причине его душевной бедност ». Своим вниманием, участием и благорасположением женщина способна оказать большую услугу ближним, чем материальной помощью. Вдова, принявшая на себя обет вдовства, уже не могла повторно вступить в брак. Этот обет давался на всю оставшуюся жизнь («всегдашнее вдовство»), и с этого момента вдова принимала на себя подвиг воздержания. В случае ее вступления в брак, ей вменялось в грех то, «что попрала завет с Богом ».

http://bogoslov.ru/article/1243261

Он хорошо понимал, как было велико смущение антиохийцев, находившихся между жизнию и смертию, ожидавших каждый день с невыразимой тоской в душе прибытия царских легионов; ложившихся вечером с страшною неизвестностию, не проснутся ли утром среди убийств и страшного пожара. Наконец достопочтенный святитель прибыл в Константинополь; входит в те палаты, где царствовали пышность и великолепие, и вот предстоит уже пред лицом Феодосия. Но сначала, как только «вступил он в царские палаты, остановился вдали от царя, безгласен, проливая слезы, склонив лице вниз, закрываясь, как будто сам он сделал все те дерзости» (в которых виновны были его сограждане) 199 . «Царь, увидя его плачущим и поникшим долу, сам подошел к нему, и, что чувствовал он из-за слез святителя, то выразил словами, обращенными к нему. Это были слова, не гневающагося и негодующаго, но скорее, скорбящаго и объятаго тяжкою печалию. Не сказал царь: что это значит? идешь ты ходатайствовать за людей негодных и непотребных, которым бы и жить не следовало, за непокорных, за возмутителей, достойных всякой казни? Нет, оставив все эти слова, он сложил в свою защиту речь, исполненную скромности и важности, исчислив свои благодеяния, какия только оказывал городу во все время своего царствования, и при каждом говорил: это ли мне надлежало потерпеть за благодеяния? за какие обиды сделали они мне эту месть? в чем малом или великом, могут они винить меня, что нанесли оскорбление не только мне, но и умершим? недовольно было остановить ярость на живых; нет, они подумали, что ничего не сделают великаго, если не оскорбят и погребенных. Обидел я, как они думают о мне: так надлежало пощадить мертвых, не сделавших никакой обиды. Не всегда ли предпочитал я этот город всем, и не считал ли его любезнее родного города? И не всегдашним ли моим обетом было увидеть этот город, и не пред всеми ли давал я эту клятву» 200 ? «Здесь святитель, горько возстенав и пролив горчайшия слезы, не стал уже долее молчать, ибо видел, что царево оправдание служит к большему обвинению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010