Ни число их, ни нравы в точности не известны. Их считали жестокими и храбрыми, но теперь дознали, что они боятся Тунгусов; и священник Верещагин, бывший между Чукчами, совсем не видел в них признаков жестокости, но видел доказательства общих диким добродетелей. Относительно же христианской веры, о них можно сказать только, что они начинают оказывать расположение к принятию оной. В последнее время, и именно в 1839 и 1842 годах священники: Гижигинский – Роман Верещагин, Лесновский – Стефан Вениаминов и Дранкинский – Алексей Кокшарский, как ближайшие к Чукотской земле имели случаи предлагать слово Божие некоторым из Чукоч; и, благодарение Господу Богу, хотящему всем спастися! беседы их были увенчаны, можно сказать, полным успехом; ибо из слышавших слово почти все приняли его любезно и тотчас крестились, и крестились не из каких-либо корыстных видов (Чукчи ясака не платят), но просто, без всяких подарков и без всяких условий, уговоров или отговорок. Кроме того, священник Верещагин уверял меня, что в 1842 году изъявляли желание креститься еще и другие из живущих на реке Анадырь Чукоч (где он крестил в первый раз в 1839 г.); но он по трудности сообщений и за неимением средств к путешествию, быть у них не мог. Священник Кокшарский окрестил всех Чукоч, которых он встретил в своем приходе (два семейства); а священник Стефан Вениаминов, окрестивший в 1842 году 6 человек Чукоч-хозяев, найдется, что и все их домочадцы (всего человек до 40) примут христианскую веру, и тогда и в его приходе не останется ни одного некрещенного Чукчи, (о крещении сих Чукоч Святейшему Синоду мной донесено). Из сих случаев, можно с вероятностью заключить, что Чукчи имеют расположение к принятию христианской веры, а чтобы вполне удостовериться в сем расположении их, а с тем вместе открыть и способ и возможность желающим принять христианскую веру, ныне же один из Гижигинских священников отправлен в Чукотскую землю, в находящееся там селение Русских –Маинское. На реке Анадырь, недалеко от прежнего Анадырска, где до 1760 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

– Например? – Как оценивать роль государства в распространении Православия среди местных жителей Крайнего Севера и Дальнего Востока ? Ведь русские цари, императоры, правительство направляли на миссионерскую деятельность большие средства – этот факт нельзя отрицать. С другой стороны, государственное регулирование жизни Церкви, которое началось после петровских реформ, и разрушило естественную духовную жизнь (принудительные исповеди чего стоят!) общества, сказалось на миссии самым отрицательным образом. Я уже не говорю про «покупку» «инородцев» за льготы, рубахи, табак, от чего категорически отказался святитель Иннокентий (Вениаминов). Решающую роль в распространении христианства играли самоотверженные архиереи, священнослужители, миряне, водимые Богом Кстати, история до некоторой степени повторилась. Когда после перестройки в Якутии появились первые миссионеры, они крестили людей сотнями, без просвещения, и потом некоторые отдавали свои крестики обратно, потому что материальная жизнь не улучшилась. Для меня было абсолютно очевидно: несмотря на то, что государство издавало указы, строило храмы, выделяло деньги, решающую роль в распространении христианства играли всё-таки самоотверженные архиереи, священнослужители, миряне, водимые Богом. Собственно, так же и сейчас! Аналогий с современной ситуацией можно найти много, именно поэтому, мне кажется, так важно осмысление нашей истории. Филипп Москвитин “ Святитель Иннокентий (Вениаминов) на Аляске” (2013 год. Холст, масло) из цикла " Русские апостолы и их подвиги "      – О каких современных аналогиях вы говорите? – Ну смотрите: особенностью миссионерства того времени учёные считают тот факт, что проповедовать приходилось людям, живущим на огромных расстояниях друг от друга, очень небольшими группами. Но и сейчас – те же небольшие поселения на необъятных просторах. Добираться стало легче? Конечно, до некоторой степени (хотя и дорого!), но с путешествиями по Центральной России поездки наших миссионеров не сравнишь. Ещё пример: для местных жителей личность человека, с которым они общаются, значит гораздо больше, чем те идеи, которые он выдвигает и слова, которые говорит. Это было и есть.

http://pravoslavie.ru/71972.html

Святитель Иннокентий (Вениаминов): «Первое и действительное приготовление… есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений». Святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки Святой Иннокентий, апостол Аляски , составил целый свод рекомендаций для миссионеров. Вот что он пишет: «Первое и действительное приготовление к сему есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводит благословение на всякое благоначинание и дело; а потому всегда, и особенно пред всякой беседой с неведующими, которых желаешь просветить словом истины, обращайся к Богу с теплой молитвой» . Это действительно необходимо. И отец Даниил Сысоев говорил, что дело миссии должно предваряться, сопровождаться и завершаться молитвой. Стоит обратить внимание на слова святого Иннокентия о том, что молитва открывает источник высших научений. Это очень важно для миссионера. Когда мне доводится читать лекции о миссии, нередко слушатели спрашивают: «Каковы методики разговора с мусульманином, сектантом или атеистом? Что сказать им, чтобы обратить их?» Люди верят, что есть некие волшебные слова, некий универсальный ключ ко всем атеистам или ко всем мусульманам. Нужно только узнать и выучить, а затем при встрече с неверным просто произнести – и тут же мусульманин записывается на крещение, а сектант на чин присоединения. Это большое заблуждение. Нет таких волшебных слов. Нет универсальных методик по обращению кого-либо. Каждый человек индивидуален, и то, что тронет сердце одного, оставит совершенно равнодушным другого. Как же узнать, что именно нужно сказать данному конкретному человеку? Только Бог может это открыть. А мы не узнаем, если не будем просить Его о вразумлении. Господь сказал: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7: 7). Когда начнем усердно молиться, Господь нам может открыть именно те слова, которые сейчас нужно сказать этому человеку. Если в данный момент действительно нужны слова. В Туве был случай, когда миссионеры на протяжении месяцев разговаривали с одной семьей сектантов, они каждый раз пытались им что-нибудь сообщить, и всё было бесплодно. На очередной встрече миссионеры, не сговариваясь, решили в этот раз просто послушать тувинцев. Те долго рассказывали про свою непростую жизнь, а в конце вдруг сами сказали: «Мы готовы креститься в Православие. Скажите, что требуется для этого?» И вся семья – все пять человек крестились и стали хорошими прихожанами. Конкретно этим людям для обращения нужно было просто чтобы их сочувственно выслушали. Как такие вещи можно узнать? Только если Господь вразумит.

http://pravoslavie.ru/71941.html

– Т.П.) с тем, чтобы находившаяся дотоле на главе святителя митра отдана была ему. Я исполнил его просьбу, одну митру снял, а другую надел и притом усмотрел, что, по крайней мере, от главы святителя решительно нельзя ничего отделить. Покров, бывший на лице его, исполнен был сильного благоухания. Я взял его себе, а отцу настоятелю предоставил покрыть снова лицо другим, новым. Прежняя митра была под покровом, новая на виду» . «Блестящий профессор, умный администратор, ревностный миссионер, – пишет о нем К.В. Харлампович, – преосвященный Вениамин сочетал с этими качествами общественного деятеля прекрасные свойства простоты и сердечности» . «Отчеты преосвященного Вениамина о деятельности сибирских миссий за разные годы представляли собой драгоценные церковно-исторические этюды, без которых невозможно обойтись при изучении состояния сибирской Церкви и сибирского ламаизма. Эти отчеты, а также многие письма архипастыря содержали в себе лучшую научную разработку этого вопроса» . Владыка Вениамин вел обширную переписку не только с людьми духовного звания, но с государственными мужами: с К.П. Победоносцевым, который относился к нему с большим уважением и прислушивался к его мнению, с графом А.П. Игнатьевым и многими другими. Эта переписка красноречиво показывает широкий круг интересов этого иерарха, глубокое понимание многих проблем, высоту духовных качеств в сочетании с той простотой, которая дается ясностью мысли и чистотой души. Еще будучи ректором Иркутской духовной семинарии, архимандрит Модест, изучая церковную историю Иркутского края и столкнувшись в семинарской библиотеке с некоторыми рукописями XVII и XVIII веков, имеющими непосредственное отношение к Киевской академии, сообщил об этом Церковно-археологическому обществу при КДА, и после официальных запросов 11 документов из них были временно переданы в Киев . В своем поздравительном письме по случаю 50-летней годовщины Киевской духовной академии архимандрит Модест сообщал, как много выпускников академии потрудились и для Иркутской семинарии, у истоков которой стояли святитель Иннокентий (Кульчицкий), Иннокентий (Неронович) и Михаил (Миткевич), при котором школа получила статус семинарии.

http://pravoslavie.ru/31015.html

25 Предисловие это написано было преосвященным Иннокентием, бывшим в то время священником в Ново-Архангельске, 26 августа 1838 года. Ив. Б. 26 Предисловие это было написано преосвященным Иннокентием 25 июня 1839 г., т. е. в день первого приезда его из Ситхи в Петербурга в сане священника, к приготовленному еще в 1827 году к печати его Катехизиса (Иннокентий Митр. Москов. Ивана Барсукова 1883 г. стр. 114–115). 27 Сие наставление написано Иннокентием первоначально для миссии, действовавшей в Камчатке и в наших североамериканских владениях, когда он был посвящен первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Им оно представляемо было митрополитам С.-Петербургскому Серафиму и Московскому Филарету, и как утвержденное сими первосвятителями Российской православной церкви и Святейшим Синодом (указ Св. Синода об открытии Камчатской епархии от 10 января 1841 г. за 42), имеет не только историческое, но и каноническое руководственное значение. Это наставление печатается в полном его виде, как драгоценный памятник миссионерской деятельности недавно почившего Московского святителя Иннокентия, и вместе как руководство для всех миссионеров отечественной церкви. Один из алтайских миссионеров, в письме своем к отцу протоиерею И. Н. Рождественскому, пишет: «Наилучшим руководством для всякого миссионера должно служить наставление о порядке веропроповедания язычникам в Бозе почившего Митрополита Иннокентия, изложенное в особой инструкции миссионерской. Желательно, чтобы эта инетрукцин имелась в достаточном количестве при каждой Миссии и выдаваема была каждому новому миссионеру для руководства» (Моск. Церковн. Ведом. 1884 г. стр. 499). Ив. Б. 28 Его Императорское Величество, будучи в зимнем доме января 13 дня 1724 года, указал о делах, которые тайности подлежат в государственных делах, оного отнюдь в партикулярных письмах никому не писать, ниже к тому, от кого послан, кроме настоящих реляций. А ежели какое препятствие от кого в том или ином будет его делу, то писать вольно, куда кто заблагорассудит, токмо упоминая о врученном ему деле генерально, от чего оному повреждение есть; также ежели случатся дела посторонние, тайне подлежащие, а в реляциях к тому, от кого отправлен, писать будет за каким подозрением невозможно, то вольно писать, кому в том поверит. А о врученном своем никак не писать, только как выше писано, под жестоким наказанием по вине преступления, и сей указ всякому писать в инструкциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

С совершенным почтением и таковою же преданностью честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский Сентября 21 дня 1866 г. Благовещенск 414. Димитрию Васильевичу Хитрову. 05 октября Возлюбленный мой о Господе Отец протоиерей Димитрий! Что это значит, что вот уже, кажется, более 3-х почт пришло, а от Вас ко мне ни черточки? Чему это приписать, недоумеваю.– Получил я Ваши семинарские счеты и стал в тупик. Что мне с ними делать? Посылать их в Синод или нет? В представлении Вашем Вы пишете, что представляете копии со счетов, поэтому можно заключить, что Вы уже подлинник отправили в Питер. Напишите, пожалуйста, пояснее и поскорее, чтобы можно было успеть отправить в этом же году. Вот Вам указ о скопце Исакове! Значить, теперь нечего более и затевать нам о скопцах, пусть идет, как идет, что еще мы станем делать? пусть сам он хлопочет. Напишите, что он скажет и на что решится. Здоровье мое очень еще не нормально. Сильно я простудился; вот уже 11-й день, а еще во рту гадко и аппетиту мало. Наконец то приехал мой о. Гавриил и навез не три, а тридцать коробов одежд разных, и коих не малая часть с ниточки и очень недешевых. А сколько всего он собрал, еще неизвестно, он захворал с дороги и еще не поправился. Более писать ничего не имею. Прошу передавать мой искренний поклон всем, кто обо мне спросит, а между прочим, Ивану Михайловичу с семейством и полуживому мертвецу Анастасию Михайловичу, я думаю, он уже и забыл и меня. Поклоны Ив. Яковлевичу, – я думаю, тоже память не обновляется, – Ивану Платоновичу, Александре Ивановне , и поздравьте их от меня, с пожеланиями всех благ, а первее мира и согласия. Затем прощайте! Господь с Вами, и со всеми Вам вверенными! Ваш вседоброжелательный слуга Иннокентий, А. Камчатский Октября 5 дня 1866 Благовещенск Октября 7. Сегодня у нас морозу по утру 6 град., что-то у Вас? Погода отличная. Приезжий мой из России о. Гавриил поправился и вступил в должность, и я поправляюсь, но медленно, все еще нет аппетиту на хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Штатную сумму, экономические суммы Духовного Правления и певческие кредиты Вы передадите о. Сергию, а прочие суммы, а равно и вещи общего капитала – о. Гавриилу. Более, кажется, уже нечем надоедать Вам, касательно дел, а что сами вспомните и успеете сделать, надеюсь и уверен – сделаете и без моей просьбы. Затем пора уже и заканчивать письмо. Скоро судно идет, и пора прощаться с Вами. Мысленно сажусь, по древнему нашему обычаю, встаю, молюсь Господу да сохранить он Вас во всех путях Ваших, во всех входах и исходах Ваших. Благословляю Вас от всего моего сердца. Целую Вас лобзанием братственным святым. Прошу прощения по-христиански во всем; чем я оскорбил Вас вольно или невольно. Прошу не забывать в молитвах Ваших, где бы Вы ни были. Очень буду рад, если Вы напишете мне нечто о Вашем путешествии, принятии в С.-Петербурге и проч., и с удовольствием стал бы получать от Вас письма, если бы Вы вздумали писать мне. Наконец, примите уверение, что, где бы я ни быль, всегда буду помнить Вас, любить Вас, уважать и вспоминать в моих слабых молитвах. С искренним почтением и любовью честь имею быть Вашего Высокоблагословения покорнейшим слугой Иннокентий, Архиепископ Камчатский. сентября 11 дня. 1881 г. Аянский порт. Р. S. Быть может, представится Вам случай или видеться или писать к Русскому священнику, находящемуся в Лондоне, о. Евгению Попову ,-то скажите или напишите ему от меня большой поклон, благодарность и благословение – и скажите ему, что я в 1849 году послал ему большое письмо. Получил ли он его? Всем знакомым моим, где бы они ни были, если будут спрашивать обо мне, объявляйте от меня овому поклон, овому благословение – овому то и другое, по Вашему усмотрении. Прощайте, Господь с Вами во вся дни живота Вашего. Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Письмо 108 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец. Посланный, мною в 1850 г. на Курильские острова иеромонах Сергий ныне возвратился оттуда и донес мне, между прочим, что всеблагий Господь, во утешение Курильцев, а паче во утверждение веры сего малейшего стада Своего (всех Курильцев не более 60 душ обоего пола), благоволил явить им видимое знамение силы Креста и благословении Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

С совершенным почтением, глубоким уважением и преданностью честь имею быть, Вашего Сиятельства, покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский. июля 26 дня 1852 г. Аянский Порт. Письмо 125 Ваше Превосходительство! 226 Письмо Ваше от 11 июля меня очень порадовало: оно служить ясным доказательством того, что здоровье Ваше поправляется. Слава Богу, между прочим, и за то, что вы имели возможность послать в Аян г. Струве. И, конечно, жаль что Вы не своим глазом все видите; но зато он выездит каждый уголок Аянской дороги, чего Вам было-бы чрезвычайно трудно сделать при Вашей болезни. И можно надеяться, что он это поручение Ваше, касательно осмотра дороги, исполнит, как нельзя лучше. Наконец получена мною почта и от последних апреля из С.-Петербурга, и ни слова ни об отделении Якутской области-ни о том, чтобы мне остаться на здешнем берегу. И потому я иду в Америку, благословляйте! и не забудьте иногда в молитвах Ваших, да исправит Господь все пути мои по славе имени Его. Идти в Америку я решился на компанейском судне, несмотря на то, что оно пойдет не прямо туда. Ни о Ситхинских, ни об Аянских новостях я не пишу Вашему Превосходительству. О первых расскажут гг.офицеры, выезжаюпце из Камчатки; а о последних – Бернгард Васильевич. Затем призывая благословение Божие на Вас и на все Ваши благие дела, намерения и желания и моля Его о Вашем здравии, честь имею быть с совершенным почтением, уважением и преданностью. Вашего Превосходительства покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский. августа 2 дня 1852. Аянский Порт. Письмо 126 Возлюбленный мой о Господе Отец Димитрий. Два письма Ваши последние до меня дошли почти в одно время. Прежде веего примите мою благодарность за Вашу память обо мне. Не значительны Ваши письма по содержанию, но знаменательны по любви Вашей ко мне.– Да воздаст Вам Господь Бог! Радуюсь, что Пр. Нил разрешил приступить к исправлению монастырской арки. Слава Богу! В другом письме Вы уведомляете меня о распоряжениях, которыя касательно имущества покойнаго архимандрита. Это так и следовало, и чем строже, тем лучше для Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Где-то наш Михайло Семенович? 242 Я от него получил письмо из его деревни, спасибо ему. Но я теперь ему не пишу. Надеюсь лично в Иркутске обнять его. В случае, если он приедет ранее меня в Иркутск, поручаю Вам исполнить это. Где то находится Николай Николаевич 243 , и что-то поделывает? О! дай Господь ему силы, терпения, терпения и терпения.-Я не смею писать ему, потому что дельного ничего не имею, а пустяками не хочу беспокоить его. При случай прошу Вас засвидетельствовать ему от меня глубочайшее почтение-а также и супруге его. Прощайте. Господь с Вами! Да даст ВамГосподь силы продолжать Вашу службу так же, как Вы начали ее и доселе продолжали. С совершенным почтением и любовью честь имею быть Вашего Высокоблагородья покорнейший слуга, Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Октября 23 дня 1853. Якутск. Письмо 136 Милая моя Пашенька, Господь с тобою! Давно уже я не получал от тебя писем, ни известия о тебе. Татьяна Борисовна в августе, перед отъездом своим в Святогорск, уведомляла меня, что она заедет к тебе. Оленьки нашей не стало. Радуюсь и благодарю Бога за то, что он даровал ей такую кончину, как описывает мне Татьяна Борисовна. Дай, Господи, всем нам такой кончины. Из письма Т. Б. Потемкиной я вижу, что покойная Оленька отказала тебе 1000 р. сер. Значит, ты теперь богаче меня: у меня столько нет денег, сколько у тебя; по моему счету, у тебя теперь с моими деньгами более 2500 р. сер. Куда тебе столько денег? а между тем, сестра твоя, Катя, обременена семейством, и муж ее нездоров, а денег у него нет, и у ней мало,-в случай вдовства ее, она будет в крайней нужде; а также и несчастный брат твой, Иннокентий, находящиеся теперь в тюрьме,-нищий. Я бы советовал тебе, пока ты еще вольна в своих деньгах, те деньги, которые тебе дала Оленька, разделить Кате и Иннокентию (Гаврила, слава Богу, не нуждается): половину отдать Кате, а другую Иннокентию. И ежели ты изволишь так сделать, то назначенные тобою деньги Кате-попроси Татьяну Борисовну передать в Главное Правление Американской Компании, для прибщения к кредиту Екатерины Петелиной; а также поступить и с деньгами, какие ты благоволишь дать Иннокентию, твоему брату. Только деньги сии надобно приписать к деньгам, принадлежащим Гавриилу Вениаминову, на попечение которого я отдаю и брата его, Иннокентия, и жену его. Иннокентию дать деньги в руки опасно. Он их истратит даром и, пожалуй, еще и со вредом себе, а Гаврила будет выдавать ему по временам на его нужды. И я сам также сделаю, т. е. деньги, назначенные мною Иннокентию, отдам Гавриилу. Ужели ты не исполнишь этого моего совета? Не думаю. Если ты хочешь быть истинною монахинею, то тебе 70 или 80 рублей 244 девать некуда, Впрочем, делай, как знаешь,-только ответь мне на это письмо. Теперь мы можем переписываться, когда угодно. Ибо я живу теперь в Якутске, и буду жить не менее двух годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

В сентябре 1995 г. внесено предложение мэрии г. Якутска об установлении мемориальной доски на здании Якутского Троицкого Собора, о переименовании ул. Каландаришвили (до революции – Соборная улица) именем Святого Иннокентия (последнее предложение отклонено мэром С.С. Борисовым). В Москве выявлены церкви, где имеются иконы Святителя Иннокентия; совместно с работниками постоянного Представительства РС(Я), доктором С.А. Мусалимасом обследована загородная резиденция митрополита в Черкизове (она разрушена до основания, подлежит немедленной реставрации, находится во ведении Московского патриарха). Предстоит выявление памятников, связанных с именем Иннокентия в гг. Иркутске, Благовещенске, Охотске, на Аляске с целью снятия документального фильма о нем. В прошлом году проведена целенаправленная организационная работа по реализации Программы. Так, координационные комитеты созданы и уже функционируют в Великобритании, Греции, Калифорнии, на Аляске; запланированы международные конференции, экспозиции, сборники научных статей, публикации и т.д. 4–12 мая 1995 г. по приглашению ЯГУ побывал в гг. Якутске и Мирном доктор С.А. Муссалимас, проф. Оксфордского университета, международный координатор Программы. Во время визига были организованы деловые встречи с первым заместителем Председателя Правительства РС(Я) А.А. Томтосовым, министром внешних связей В.П. Артамоновым, сопредседателем НК РС(Я) по делам ЮНЕСКО В.П. Филипповым, первым проректором ЯГУ, профессором А. Н. Алексеевым, главой администрации Мирнинского улуса В.Н. Басыгысовым, руководствами Национальной библиотеки PC (Я), Якутского государственного музея, были обсуждены многие организационные вопросы, намечены конкретные мероп­риятия. В г. Москве проводились консультации на уровне зам. Постоянного председателя РС(Я) В.В. Качаева с участием доктора С.А. Муссалимаса, Е.С. Шишигина. В результате этой работы подготовлен проект постановления Правительства, разработаны мероприятия. Журнал «Полярная звезда», 1996, 2. Проповедник духовно-нравственных ценностей (К 200-летию со дня рождения Иннокентия (Вениаминова)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010