Позднее были другие книги – своего рода дневники-размышления о жизни Церкви, ее истории и о действиях Промысла Божия в современном мире и в жизни современного человека, казалось бы, окончательно покинутого благодатью. Представляется, что наиболее зрелые свои произведения монахиня Игнатия написала в 1970–1980-е годы, и лучшие из них еще ждут публикации. С начала 1980-х годов монахиня Игнатия пробует свои силы в гимнографическом творчестве. Часть созданных ею служб вошла в богослужебный обиход Русской Православной Церкви. Это, прежде всего, службы святителям Игнатию Брянчанинову и патриарху Иову, благоверному князю Димитрию Донскому, преподобным Герману Зосимовскому и Зосиме (Верховскому) , службы соборам Белорусских, Смоленских и Казанских святых, Валаамской иконе Божией Матери, а также службы ряду святых, представленных к прославлению. Одновременно она работала над серией статей по православной гимнографии (преподобные Андрей Критский , Иоанн Дамаскин , Косма Маиумский , Иосиф Песнописец, Феодор Студит , святитель Герман Константинопольский , инокиня Кассия и др.), которые публиковались в «Богословских трудах» и позднее в журнале «Альфа и Омега». Нужно отметить роль «Альфы и Омеги» и лично редактора М.А. Журинской в популяризации творчества монахини Игнатии. Именно на страницах этого журнала появились ее воспоминания о старцах Высоко-Петровского монастыря, о Святейших патриархах Сергии и Алексии I, а также ее книги 1940–1980-х годов. Некоторые из этих произведений затем вышли отдельными изданиями: «Старчество на Руси», «Старчество в годы гонений», «Святитель Игнатий – Богоносец Российский». Монахиня Игнатия стала постоянным автором журнала «Альфа и Омега» – под псевдонимом монахиня Игнатия (Петровская) – и даже написала специально для этого издания ряд новых произведений. В 1990-е годы она снова вернулась к тому, с чего начиналось ее литературное творчество – к свидетельству о подвиге своих духовных наставников – старцев Зосимовой пустыни, новомучеников и исповедников российских. Без преувеличения можно сказать, что именно благодаря ее свидетельству в декабре 2000 года в лике святых был прославлен преподобномученик Игнатий (Лебедев), духовный отец монахини Игнатии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Ч. 2. Литургика. М., 1996. (Репр. воспр. изд.: Сергиев Посад, 1918). Греков Б. Д., академик. Русь времен «Слова о полку Игореве»//Слово о полку Игореве. М., 1945. Григорий Богослов, архиепископ, святитель. Творения. Т. 1. [Сергиев Посад], 1994. (Репр. воспр. изд.: СПб., б. г.). Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. М., 1880. Месяцы: Апрель, Май, Июль, Октябрь, Ноябрь, Декабрь. На церк. — слав. языке. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001. 936 с. (Материалы по истории Церкви; Кн. 25). Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т. 1—4. [Сергиев Посад], 1993. (Репр. изд.). Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 9: Братья Карамазовы: Роман в четырех частях с эпилогом. Ч. 2. М., 1958. 635 с. Игнатий (Лебедев), схиархимандрит. Письма из заключения//Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М., 1999. С. 214–315. Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: [В 6 т.]. СПб., 1905. 3–е изд., исп. и доп. Т. 1: Аскетические опыты. 570, II с. Иларион, митрополит. Исповедание веры//Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I. M., 1844. Иларион, митрополит. Слово о Законе, Моисеем данном ему, и о Благодати и истине Иисус Христом бывшем…//Прибавление к творениям святых отцов в русском переводе. Ч. 2. М., 1844. 452, V с. Иоанн Дамаскин, преподобный. Творения. Источник знания. М., 2002. 418 с. (Святоотеческое наследие; Т. 5). Иоанн Дамаскин, святой. Точное изложение православной веры. М.; Ростов–на–Дону, 1992. (Репр. воспр. изд.: СПб., 1894). Иоанн Лествичник, игумен, преподобный. Лествица, в рус. переводе. М., 2002. Исаак Сирин, преподобный. Творения. Слова подвижнические. М., 1993. (Репр. воспр. изд.: Сергиев Посад, 1911). История Русской Церкви: [В 9 т.]. М., 1994–1997. Кн. 2: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. [Т. 2]. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриархата (988–1240). 1995. 703 с: ил., 16 л. ил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

И это по завещанию Апостола, который говорит. Аще кто глаголет, яко словеса Божия, аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог , да о всем славится Бог Иисус Христом 73 . Повсюду умерщвленное «я»! – Повсюду Христос живый и Подающий жизнь. Смирение убивает естественную любовь. А если она умирает от смирения, то жизнь ее составляется гордостию. Принадлежа к свойствам ветхого Адама, она требует умерщвления и воссоздания Духом. В ней живет идол «я», поставленный на престоле татебно вкравшегося самомнения и завещивающийся завесою будто бы добродетели. Апостол Павел не любил этой любви в учениках своих к себе; за нее называл он их плотскими. Вооружаясь против нее, он писал против себя, желал во мнении учеников низложить, уронить, уничтожить себя. Еда Павел распятся за вас? – говорил он им. Кто убо есть Павел? Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти. Тем же не насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог 74 . Видите ли, как ревностно ищет великий Апостол, чтоб верующие во Христа были мертвы для человеков! Оживление для человеков есть умерщвление по отношению ко Христу, а следовательно, и ко всему Божественному и Духовному: потому что Христос есть Единый ходатай между Богом и человеками. Возревновали некогда ученики Иоанна Предтечи, узнав, что все идут во след Иисуса, – и отвечал им великий Предтеча: Имеяй невесту жених есть, а друг женихов: стоя и послушая его, радостию радуется за глас женихов: сия убо радость моя исполнися. Оному подобает расти, мне же малитися 75 . – Великие слова! Святые слова! Точно – тогда исполняют обязанность свою наставники, когда ищут, чтоб в душах приводимых ими ко Христу, возвеличивался и возрастал один Христос. Они желают умалиться во мнении своих водимых, лишь бы возвеличился для них Христос, тогда эти наставники ощущают полноту радости, как достигшие конца своих желаний. Напротив того, те, которые приводят вверенные их руководству души к себе, а не ко Христу, скажу безошибочно, прелюбодействуют. Теперь – с Божией помощию несколько слов о молитве! При упражнении ею равным могут быть действия прямо зависящие от крови, а неопытный делатель может принять их за благодатные, как сказано в 4-й части Добротолюбия, в статье Святейшего Каллиста Патриарха Константинопольского под заглавием: «Образ внимания молитвы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Д. Ростовцев Я. И. (1803–1860) генерал-адъютант, один из руководителей Комитета по подготовке крестьянской реформы. Е. Троице-Сергиева пустынь, основанная в 1734 г., находится под Петербургом неподалеку от Стрельны; 4 декабря 1993 г. в ней возобновлено богослужение. Ж. Фотий — патриарх Константинопольский в 858–867 и 878–886 гг. Угрозы и насилие его противников не смогли заставить его добровольно отречься от сана. З. В данном примечании 2, как и в примечаниях 1, 3, 6, имеются в виду события, происшедшие после написания основного текста «Замечаний» (в феврале 1860 г.), — крестьянские волнения после обнародования Манифеста 1861 г. Усмирение выступления крестьян в селе Бездна 7 апреля 1861 г. сопровождалось жертвами, что повлекло протесты оппозиционной общественности и ряд ответных мер со стороны властей- Заметной фигурой в этих событиях был профессор А. П. Щапов (см. с. 460 настоящего издания). И. Письмо к Герцену анонимного корреспондента из России — «В гимназиях древние языки заменили маршировкой, в корпусах учат по-славянски, в университетах попы под именем философии разбирают бредни Василия Великого и других византийских растлителей ума» — опубликовано вместе с сочувственным ответом Герцена в «Полярной звезде» (Лондон, 1856. Кн. 2. С. 244). К. Искандер Герцен/Вступ. статья, сост. Н. В. Елагин. Берлин, 1859. Об этой книге см. с. 457–458 настоящего издания. Л. Цитата из статьи русского публициста, эмигранта В. А. Энгельсона «Что такое государство?», опубликованной без подписи в «Полярной звезде» (1855. Кн. 1. С. 28–29). М. Филарет (Дроздов, 1782–1867) — Митрополит Московский и Коломенский в 1826–1867 гг. В 1993 г. причислен к лику святых, день памяти 19 ноября/2 декабря. Григорий (Постников, 1784–1860) — Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский в 1856–1860 гг.   Тексты и комментарии на с. 393–445 подготовил А. М. Любомудров. А. Μ. Любомудров Святитель Игнатий Брянчанинов в полемике с либеральной интеллигенцией о христианском понимании свободы В то время как русское образованное общество находилось под влиянием идей западного рационализма и неправославной мистики, святитель Игнатий противопоставил соблазнам расцерковленной мирской культуры коренные традиции русской духовности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Блаженнейший Патриарх Игнатий был торжественно погребен в усыпальнице Антиохийских Патриархов на территории Успенского Патриаршего собора в исторической части Дамаска. В понедельник, 10 декабря, приснопамятный Блаженнейший Патриарх Игнатий был торжественно погребен в усыпальнице Антиохийских Патриархов  на территории Успенского Патриаршего собора в исторической части Дамаска. Делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом приняла участие в траурных мероприятиях по случаю кончины Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия IV. Чин отпевания в соборе святителя Николая Чудотворца в бейрутском районе Ашрафия возглавили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом, Блаженнейший Архиепископ Албанский Анастасий. В нем приняли также участие прибывшие в Бейрут на траурные мероприятия делегации Поместных Православных Церквей, возглавляемые митрополитом Гермопольским Николаем (Александрийский Патриархат), митрополитом Филадельфийским Венедиктом (Иерусалимский Патриархат), митрополитом Лентехским и Цагерским Стефаном (Грузинский Патриархат), епископом Моравичским Антонием (Сербский Патриархат), архиепископом Нижнедунайским Кассианом (Румынский Патриархат), митрополитом Лангадийским Иоанном (Элладская Православная Церковь), епископом Квебекским Иринеем (Православная Церковь в Америке). В заявлении сирийского государственного телевидения министр информации Омран Зохби сказал: «Его смерть является потерей для человечества». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024 18 апреля, 2024

http://pravmir.ru/livan-i-siriya-prostil...

В Риме посланники из Константинополя совершили безобразное и кощунственное действо, для того, очевидно, чтобы угодить новоизбранному Папе. «Митрополит Иоанн принес в собрание протоколы Константинопольского Собора 867 г. и, бросив их, стал топтать их ногами, приговаривая: Как проклят там, в Константинополе, так будь проклят и в Риме”, а спафарий Василий, обнажив меч, стал рубить кодекс соборных деяний со словами: Тут сидит дьявол, который устами Фотия сказал такие слова, которых сам не мог произнести!”» . В 870-м г. Папа Адриан созвал в Риме Собор, который присудил кодекс с деяниями Константинопольского Собора 867 г. к сожжению. В Риме для поругания святителя Фотия сочинили басню, что, мол, когда кодекс горел, он издавал зловоние, и что он сгорел сразу, несмотря на то, что костер устроен был под обильным дождем. Император Василий и Патриарх Игнатий решили созвать в Константинополе Собор для окончательного урегулирования взаимоотношений Патриархата с Римской Церковью. Благословения на созыв Собора они просили у Папы, и Адриан, желая устроить на этом соборе триумф над поверженным Фотием и заодно поставить на место Константинопольскую Патриархию, направил в Константинополь своих легатов – епископов Доната и Стефана и диакона Марина. Их путешествие из Ветхого Рима в Новый Рим заняло более 3 месяцев, с июня по 24 сентября 869 г. В столице Империи их ожидал торжественный прием. Намеченный Собор открылся 5 октября 869 г. и продолжался до 28 февраля 870 г. На первом заседании в нем участвовало лишь 18 епископов, и на последующих заседаниях было немного участников, «только к концу Собора число их дошло до 100» , тем не менее ввиду, казалось, полного торжества на нем Римской Церкви над Вселенским Патриархатом, Католической церковью он признается VIII Вселенским Собором. Для Православной Церкви это лишь один из многих Поместных Соборов Константинопольского Патриархата. Греческий подлинник соборных деяний исчез – возвращаясь в Рим, папские легаты были захвачены пиратами, которые их ограбили и долго продержали в плену, так что в Рим они вернулись только в конце 870 г. О соборных деяниях известно по латинскому переводу, который выполнен был Анастасием Библиотекарем по греческим извлечениям из соборных актов. В самом начале Собора по требованию папских легатов были анафематствованы иконоборцы, Фотий и Соборы, на которых подверглись осуждению святой Игнатий и Папа Николай. Митрополит Митрофан настаивал на приглашении на Собор подсудимого Фотия и его сторонников и единомышленников для того, чтобы выслушать их доводы. Низложенный Патриарх был приведен на 5-е заседание Собора, состоявшееся 20 октября.

http://pravoslavie.ru/143150.html

Двукратный Собор добился от святого Игнатия, чтобы он поставил под актом о лишении его сана подпись следующего содержания: «Я, недостойный Игнатий, признаю, что сделался епископом без предварительного избрания и что управлял Церковью тираническим образом» . Молва о том, что его силой принудили написать это самообвинение, не подтверждается доказательствами, но давление на него оказано было, потому что ни раньше, ни позже он не соглашался со справедливостью лишения его сана, хотя поставлен он был действительно по указанию Михаила III, подсказанному его матерью, святой Феодорой. В августе 861 г. столица Империи пострадала от землетрясения. В народе распространилась молва, что это была кара Божия за гонения на святителя Игнатия. О происшедшем на Соборе Игнатий, находясь некоторое время в Константинополе на свободе, доложил в Рим. Со своей стороны, Патриарх Фотий, стремясь предотвратить конфликт с Папой Николаем, попытался достучаться до его понимания своего положения, направив ему послание, в котором он представил свое поставление на патриарший престол как принуждение, которому он всеми силами сопротивлялся: «Ваше совершенство в добродетели, приняв прежде всего в соображение, что мы против воли впряглись в это ярмо, да благоволит не порицать, но пожалеть, не презирать, но выразить сочувствие… Ибо мы подверглись насилию, и какому? Это знает Господь, которому известно и тайное. Меня лишили свободы, держали в заключении, как преступника, и тщательно стерегли. Я не давал согласия, а меня назначили к посвящению; все знают, что я был рукоположен с плачем, при воплях и страданиях» . «Все знают, что я был рукоположен с плачем, при воплях и страданиях» Трудно сказать, насколько Патриарх Фотий преувеличивает оказанное на него давление, но нет оснований сомневаться в том, что ни священства, ни епископства, ни патриаршества он не искал и не хотел брать на себя этот крест. В своем послании Папе он с не вызывающей сомнения в искренности написанного ностальгией вспоминает свой прошлый образ жизни, от которого был с болью сердечной оторван:

http://pravoslavie.ru/143150.html

Приехавший в одно время с ними архимандрит Ватопедского Монастыря Игнатий был принят, но как видно, по особенному случаю: потому что Государь писал с ним грамоту к Цареградскому Патриарху Кириллу весьма замечательного содержания. «Извещал нашему Царскому Величеству и отцу нашему, Великому Государю, Святейшему Патриарху, Филарету Никитичу Московскому и всея Руси, богомолец наш, Веррийский Митрополит Аверкий: сказывал ему Аверкию, Ватопедскаго монастыря архимандрит Игнатий, который приезжал к нам для милостыни, что есть на Афонской горе, в Ватопедском монастыре, крест животворящаго древа, на нем же распять был Господь наш Иисус Христос , с которым ходили благочестивые Цари Греческие на недругов своих, Царь Константин и иные древние Цари, и их верою и прошением, даровал им Бог победу на недругов их. Архимандрит и братия того монастыря, хотят тот крест животворящаго древа проводить к нам Великому Государю, и к отцу нашему Святейшему Патриарху, в наше государство, но без вашего святительскаго благословения и повеления учинить того не смеют. И говорил нам Митрополит Аверкий, чтобы мы о том отписали к вашему Святейшеству. И мы архимандрита Игнатия, пожаловав нашим государским жалованьем, отпустили назад в Ватопедский монастырь, а велели ему тот крест животворящаго древа, доложа вашему Святейшеству, как вы укажете и повелите, привести к нам на поклонение и на освящение нам и всем православным Христианам. Благословите ваше Святейшество, чтобы тот животворящий крест прислать к нам, с архимандритом или с старцем тогоже Ватопедскаго мопастыря». Затем Государь извещал, что если тот крест привезут в Москву, то он наградит большими подарками Патриарха за его содействие к сему, а Ватопедский монастырь пожалует великим своим жалованьем. (Грамота писана 27 Дек. 1630 г.). С своей стороны и Патриарх Филарет послал с архимандритом Игнатием к Патриарху Кириллу грамоту, в которой также, как и Государь, писал о животворящем кресте. 16) Между тем посланниками нашими из Константинополя присланы были расписки, выданные им чрез Патриарха Константинопольского Кирилла, от различных духовных властей, о получении ими царской милостыни. Таким образом, Ноября 6-го 1629 года, по свидетельству Вселенского Патриарха, архимандрит Св. гроба Филофей, извещал: что прибывши в Царьград из Иерусалима, принял в церкви Св. Георгия заздравной милостыни от Царя и Патриарха, присланной с их послами Семеном Яковлевым и Петром Евдокимовым, к богомольцу их Патриарху Иерусалимскому: пять сороков соболей, два по сороку рублей, один в тридцать пять руб., четвертый в тридцать руб., а пятый в двадцать пять р., всего на сто семьдесят рублей, и для подлинного свидетельства дал сию отпись с приложением печатей Патриарха Кирилла и Св. живодавного гроба; «Филофей, архимандрит Святаго гроба и Патриарха Иерусалимскаго наместник писал своею рукою.» 21)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Наставляемому лицу блаженный Никифор говорит: «Знаешь, что словесность каждого человека находится в его персях. Там, при молчании уст, мы говорим, совещаемся, совершаем молитвы и псалмопение». Явственное ощущение силы словесности в персях так, чтоб там можно было совершать молитвы и псалмопение, имеют очень редкие, значительно преуспевшие, занимавшиеся продолжительное время молением по способу святого Иоанна Лествичника , стяжавшие в значительной степени непарительность и очень внимательной молитвой возбудившие дух, названный здесь словесностью, к обильному сочувствию уму. У человеков, в обыкновенном их состоянии, дух, пораженный падением, спит сном непробудным, тождественным со смертью: он не способен к духовным упражнениям, указанным здесь, и пробуждается для них лишь тогда, когда ум постоянно и усиленно займется возбуждением его при посредстве животворящего имени Иисусова. Способ, предлагаемый блаженным Никифором, – превосходен. В изложении его видна для понимающего дело и та постепенность, которою должно восходить к нему, и то, что стяжание его – дар Божий. Как этот способ объяснен с особенною подробностью в сочинении Ксанфопулов о молитве и безмолвии, то мы и переходим к упомянутому сочинению. Святой Каллист Ксанфопул был учеником преподобного Григория Синаита , монашествовал в Афонской Горе, обучаясь первоначально монашескому жительству в общежитии; впоследствии он перешел к жизни безмолвной, когда оказался созревшим для нее. Умной молитве научился он, находясь в послушании монастырского повара; он имел и ученость мира сего, что ясно видно из составленной им книги. Уже в преклонных летах святой Каллист возведен в сан патриарха Константинопольского. Святой Игнатий был его ближайшим другом и участником в иноческих подвигах. Оба они достигли великого молитвенного преуспеяния. Книга их исключительно написана для безмолвников. К механизму, изложенному блаженным Никифором, они присовокупляют, что при употреблении его должно иметь уста закрытыми. Они говорят, что новоначальный по отношению к безмолвной жизни должен заниматься молитвою Иисусовой, по способу блаженного Никифора, непрестанно вводя ее в сердце тихо, при посредстве ноздренного дыхания, столько же тихо испускаемого, имея притом уста закрытыми 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

«Первосвященнику свое дано служение, священником свое назначено место и на левитов (диаконов) свои возложены должности». Святитель Игнатий, когда говорит о лицах, начальствующих в Церкви, то упоминает только о трех степенях, не более. Так в Послании к Траллианам он говорит: «Иже без епископа и пресвитеров и диаконов что-либо творит, таковый оскверняется совестию». И в Послании к Филаделфийцам святитель Игнатий утверждает, что в иерархии Христовой Церкви три степени, и сии степени установлены по воле Господа Иисуса Христа. Он говорит: «Христос есть радость вечная и твердая наипаче тем, иже едино суть со епископом и со пресвитеры и со диаконы, вчиненными волею Бога Отца чрез Господа Иисуса Христа». Симеон Солунский пишет: «Хиротонисуемые в три чина разделяеми суть: во епископа, пресвитера и диакона». То же говорит и «Кириллова книга»: «Христос Апостолов своих освяти хиротониею, еже есть руковозложением... А Апостолы паки епископов освятиша: «Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, и отпустиша их» проповедати Слово Божие ( Деян. 13:3 ). А епископы паки попов, как пишет: «Рукоположша им пресвитеры на вся церкви, помолившася с постом, предаста их Господеви» ( Деян. 14:23 ). Правда, в Церкви есть, кроме епископов, митрополиты и пр., но они не составляют новых степеней в церковной иерархии, а означают на той же степени некоторое преимущество друг пред другом, для соблюдения порядка и подчиненности в церковном управлении. Это видно из того, что святые Соборы называли всех архиереев одним именем епископа, не исключая и патриархов, ни Иерусалимского, ни Антиохийского, ни Александрийского, ни Константинопольского, ни Римского. Равенство всех званий епископской степени видно из толкования на правило 39 Карфагенского Собора, где читаем: «Святительский сан един есть и тойжде на всех. И не наречется сей убо совершен святитель, ин же несовершен святитель, но вси равни святители, вси епископы, как и благодать Святаго Духа равно приемше. Епископ же, иже в митрополии, яко первое имея седалище, того ради и с приложением наречется епископ митропольский, рекше митрополит. Митрополия же мати градом сказуется. Митрополит же матере градом епископ, рекше старейшего града в той области». Итак, несомненно, что в истинно Христовой Церкви есть начальство, и состоит оно из трех степеней: епископов, пресвитеров и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010