Однако Фотий не ушел с престола. В 864 (или 865) году был крещен болгарский князь Борис (Михаил): крещение совершал епископ, присланный от Фотия, восприемником был император Михаил III. Однако уже в 866 году, опасаясь, как бы церковная зависимость от Византии не перешла в политическую, князь Борис обратился в Рим с просьбой прислать ему епископов и священников. Латинские иерархи вытеснили греков, стали вводить filioque и латинские порядки, резко и несправедливо очерняя перед болгарами порядки греческие. Патриарх Фотий окружным посланием сообщил восточным патриархам о том, что делается в Болгарии, подверг латинские новшества резкой критике, особенно выдвигая незаконность искажения символа веры, и пригласил их на вселенский собор для суда над папой. В 867 году собор состоялся: латинское учение об исхождении Святого духа было объявлено ересью, а папа - низложенным, Западного императора Людовика II постановлено просить о выполнении этого решения. Второе патриаршество Но в том же году, в ночь с 23 на 24 сентября, император Михаил был убит. Его преемник и убийца Василий Македонянин тотчас низложил виднейших сторонников убитого и прежде всего – патриарха Фотия. 23 ноября 867 года Игнатий был возвращен на патриарший престол, а с преемником папы Николая, Адрианом II, были возобновлены сношения. При Игнатии в 869 году в Константинополе собрался новый собор, на котором уполномоченные папы вместо суда над Фотием просто потребовали подписи под папской формулой его осуждения. Фотий был анафематствован и сослан в заточение; списки деяний собора 867 года обречены на истребление. Но собор не был полностью управляем папской волей, так как решение болгарского вопроса было предоставлено третейскому суду представителей Востока. Впоследствии Игнатий, несмотря на протесты пап, вернул Болгарию в церковную зависимость от Константинопольского престола. Собор 869 года, хотя и был очень немногочисленным, сильно уступая предъидущим фотиевским соборам считается римо-католиками «VIII Вселенским». Фотиева партия только выиграла от осуждения своего вождя на таком соборе и не думала сдаваться. Ни один епископ признавших Фотия не принял соборных определений, и сами игнатиане скоро отступились от деяний собора. Святитель Игнатий преследовал ту же линию что и его предшественник, и через несколько лет император Василий вернул Фотия ко двору и сделал его воспитателем царских детей. Патриарх Игнатий, узнав поближе своего бывшего соперника, тесно сошелся с ним и, умирая, завещал ему патриаршую кафедру.

http://pravicon.com/info-2398

В течение 10 лет святой Игнатий стоял во главе Константинопольской Церкви. Со стороны православного народа столицы и монашествующих он пользовался любовью и почитанием, но в придворных и правительственных кругах, а также в среде значительной части епископата и столичного духовенства его недолюбливали из-за свойственной ему бескомпромиссности, неуступчивости, нетерпимости – как к порокам, так и к мнениям, расходившимися с его взглядами. Он требовал лишать сана священнослужителей, которые в прошлом принадлежали к иконоборческому расколу и были присоединены к Православной Церкви при Патриархе Мефодии в сущем сане. По указанию святого Игнатия останки Императора-иконоборца Константина Копронима были удалены из храма Святых Апостолов и публично сожжены. Самым влиятельным противником Игнатия в епископате был проживавший в столице Империи архиепископ Сиракузский Григорий Асвеста, возглавлявший Церковь Сицилии. Обвинив Патриарха Игнатия в нетерпимости, в отсутствии сострадания к кающимся, в том, что он занял позицию, расходящуюся с церковной политикой своих предшественников, Григорий во время одного из богослужений, которое возглавил Игнатий, бросил свечи об пол и громогласно заявил, что вместо пастыря Церковью завладел волк. На Соборе, созванном после этого скандала в Константинополе в 852-м или 853-м г., Григорий был лишен сана и предан анафеме вместе со своими сторонниками. Григорий Асвеста и другие епископы, как и он, лишенные сана, подали апелляцию Папе Льву. Реакция Рима на инцидент была двусмысленной. Сменивший Льва Папа Бенедикт не снял отлучения с Григория и в то же время не признал законным поставление на Сиракузскую кафедру Феодора. Принципиальное значение для курии имело в этой ситуации то обстоятельство, что она не признала передачи епархий Сицилии и Южной Италии в состав Константинопольского Патриархата, учиненной в правление иконоборцев. В 857-мм г. Патриарх Игнатий вступил в конфликт с могущественным кесарем Вардой, братом святой Феодоры, при том, что отношения между кесарем и его сестрой были крайне натянутыми: Варда стал регентом при малолетнем Императоре Михаиле, организовав убийство своего предшественника Феоктиста, к которому Царица Феодора испытывала полное доверие и благосклонность.

http://pravoslavie.ru/143150.html

Святой Игнатий не устрашился обличать ставшего всесильным Варду за то, что он вступил в преступную связь с вдовой своего сына. Царица Феодора в этом конфликте встала на сторону ревнителя чистоты христианского брака. В ответ на вызов, брошенный Варде, юный Император Михаил по его подсказке объявил об упразднении регентства – и тем самым об отстранении своей матери от власти, которая формально перешла к нему, законному василевсу, а фактически, ввиду его незрелости, оказалась в руках кесаря Варды. Святой Игнатий протестовал против принудительного заточения Феодоры и ее дочерей в монастырь, совершенного по воле Варды формальным распоряжением Императора Михаила. Он отказался совершить над ними постриг и отлучил Варду от Причастия. Реакцией правителей Империи на вызов, брошенный Патриархом Игнатием, стало обвинение его в государственной измене и низложение без предварительного рассмотрения дела в судебном порядке. Первый период патриаршества святого Фотия Святитель Фотий, патриарх Константинопольский На место низложенного и сосланного в Теревинф – один из Принцевых островов – Игнатия Патриархом Константинопольским, по указанию Варды, при горячей поддержке его кандидатуры большей частью столичного епископата и духовенства, был избран на исходе 858 г. едва ли не самый образованный в столице человек – протоспафарий Фотий, занимавший должность протоасикрита – начальника дворцовой канцелярии. Патриарх Фотий родился около 820 г.; его предки, по крайней мере с материнской стороны, вышли из среды армян-халкидонитов. Родной брат его матери Ирины Иоанн Грамматик, ересиарх-иконоборец, был женат на сестре святой Царицы Феодоры, Марии. Отец Фотия, спафарий Сергий, был племянником святителя Тарасия, ревностным почитателем икон, за что пострадал в правление иконоборцев. Государственную службу Фотий совмещал с преподаванием в Магнаврской высшей школе; правда, в точности неизвестно, занимал ли он при этом в ней официальное положение. По не вполне достоверным сведениям, он исполнял должность ректора.

http://pravoslavie.ru/143150.html

Ни один, можно сказать, поборник веры и благочестия Греческой православной церкви не испытал столько клевет и несправедливых обвинений в отступлении от православия и правил подвижничества, как святитель Григорий Палама. Не только современные ему западные, но и восточные богословы и историки усиливались затмить высоту подвигов этого святого мужа, старались находить в его творениях много ересей, как следствие отделения Восточной церкви от единства с Западною. Кроме пресловутого калабрийского монаха Варлаама, который был главным виновником церковного соблазна, и его преемника-наперсника Акиндина, сильнейшими противниками святителя Григория Паламы были: Никифор Григора, знаменитый историк и богослов времен Андроника Палеолога, патриарх Константинопольский Иоанн Калека (ум. 1347) и другие. Были также и защитники святителя Григория Паламы, которых, впрочем, сравнительно с его противниками наберется очень мало; эти благомыслящие греческие писатели немало писали в защиту святителя Паламы против неблагоприятных о нем отзывов защитников папства; так, Филофей, Константинопольский патриарх, написал двенадцать защитительных речей против Григоры, приводимое здесь житие святителя Григория и службу ему же; Марк, монах, написал три книги против противника святителя Паламы – Варлаама; Николай Кавасила , архиепископ Фессалоникийский, в защиту святителя Паламы написал шесть книг «О жизни во Христе»; Афанасий Парийский, патриархи Нил Константинопольский и Досифей Иерусалимский; преподобный Григорий Синаит , Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Каллист Катафигиот (см. «Добротолюбие», изд. 1822 г., части I, II и IV). В защиту святителя Григория Паламы были даже целые соборы: четыре при жизни святителя Григория (1-й в июне 1341 г, 2-й в августе 1341 г., 3-й в феврале 1347 г, 4-й в мае и июне 1351 г.), а 5-й – после его смерти, в апреле 1368 г. На первых четырех соборах святитель Григорий Палама защищался самолично. Смиренно и просто, но так сильно и убедительно он каждый раз опровергал все умствования своих обвинителей, что последние были преданы анафеме; 5-й же собор, бывший в 1368 году, шесть лет спустя по честном преставлении святителя Григория, торжественно причислил его к лику святых и определил ежегодно во вторую неделю Великого поста совершать память его, как «великого подвижника, защитника веры и благочестия, непоколебимого столпа Православной Церкви и соревнователя святых апостолов и святых отцев вселенских».

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Святитель Готский Иоанн вынужден был принимать епископство… от грузинских митрополитов Крым был захвачен и разграблен турками спустя 22 года после падения Константинополя. И православная жизнь здесь, будучи лишена реального окормления от матери-Церкви, всё более приходила в упадок, так что к концу XVIII века иноверец крымский хан Шагин-Герей был вынужден озаботиться наведением элементарного порядка на территории главного крымского монастыря – Свято-Успенской обители, которая попросту превратилась в мусорную свалку. Фактически Россия унаследовала от разгромленной Византии и падшей Патриархии не монастыри в привычном понимании этого слова, а голые скалы, пещеры с остатками росписей и несколько чудом сохранившихся артефактов, которые сейчас можно буквально пересчитать по пальцам. К моменту присоединения Крыма к России из пяти епархий Константинопольского Патриархата тут оставалась действующей только одна – Готская. К слову, если Константинопольский патриарх в этот период хотел поставить в Крым митрополита, он предварительно подавал «к высочайшим стопам» султана прошение и должен был «внести денежку» в казну Блистательной Порты. И только после этого султан утверждал (или отвергал) ту или иную кандидатуру. Таково было реальное положение Вселенского патриарха. Вообще о положении христиан на полуострове в то время свидетельствует автор научной статьи «Готская епархия в Крыму» архимандрит Арсений (Иващенко): «Ослабление христианства и упадок его, начавшись задолго до покорения Крыма турками, неудержимо шли в возрастающей степени. Тягостные подати и налоги, беззащитность перед своеволием, нападениями и грабежами со стороны господствующего народонаселения почти уравнивали положение христиан с положением скотов. О защите со стороны своего церковного правительства не могло быть и речи: оно само было беззащитно» . Лишенные реального окормления и поддержки, православные Крыма постепенно утрачивали свой язык, культуру и веру, всё более ассимилируясь с мусульманским населением. Последний греческий митрополит Игнатий даже вынужден был произносить свои проповеди на татарском. Но ключевой для нас момент заключается в событиях 1778 года, когда последний греческий митрополит Игнатий вместе с православными греками был под покровительством войск Суворова выведен за пределы Крыма.

http://pravoslavie.ru/118666.html

В 857 году патриарх Игнатий Константинопольский не только отказался выполнить беззаконную просьбу регента Варды, но и всенародно отлучил его от причастия в наказание за грех. В 906 году патриарх Николай Константинопольский отлучил от причастия императора Льва VI за его четвертый брак. В 1261 году патриарх Арсений Константинопольский отлучил императора Михаила Палеолога за то, что тот ослепил девятилетнего сына предыдущего императора. В 1586 году святитель Филипп Московский всенародно обличил царя Ивана Грозного. В 1741 году митрополит Арсений (Мацеевич) отказался присягать императрице Елизавете, а в 1763 году он же подверг публичной критике императрицу Екатерину II за отнятие церковных земель и даже возгласил ей анафему. Все эти случаи были возможны именно в силу того, что, согласно христианскому учению, Бог выше любого правителя и любой правитель подсуден Закону Божию. К слову, именно это ставили в вину христианству японские конфуцианцы в XVII веке. Например, Араи Хакусэки в труде «Услышанное о Западе» с осуждением заявлял, что поклонение «властителю Неба» — единоличному Богу — вызывает пренебрежительное отношение к правителю страны» . Как писал исследователь Бертран де Жувенель, «Священный король Средневековья являет нам власть наименее свободную и наименее самоуправную – настолько только мы можем себе это представить. Ибо она связана одновременно человеческим законом, обычаем и Божественным законом» . И подтверждению этого тезиса, а именно, что религия христианская ограничивала власть христианского государя, свидетельствует эпизод, произошедший в 1077 году на Западе. А именно, во время спора папы Римского с императором Священной Римской империи Генрихом IV папа Римский отлучил его от причастия. И императору Генриху пришлось отправиться в Каноссу, где был тогда папа Римский, причем он надел власяницу на себя, шел босиком, и когда пришёл к крепости где жил папа, ему не открывали ворота три дня. Три дня он стоял перед воротами, пока его не впустили. И когда его впустили, он опустился на колени перед папой Римским и принес покаяние.

http://azbyka.ru/video/pro-religiyu-i-vl...

875 г.). Когда в октябре 877 г. умер святитель Игнатий, примирившийся к тому времени с ним Фотий вновь стал патриархом; в 879 г. он был признан Римом и утвержден в сане Константинопольским собором 879–880 гг. Но сразу после смерти Василия I Фотий по настоянию нового императора Льва VI (886–912), с которым он был не в ладах при жизни Василия, был вынужден отречься от престола, и патриархом стал 18-летний брат Льва, воспитанник и синкелл (клирик, представляющий патриарха при дворе) Фотия Стефан (886–893). Умер Фотий в опале между 893 и 897 г., похоронен в монастыре святого Иеремии. Вскоре могила его прославилась чудесами, и он был причислен к лику святых Православной Церкви (память 6 февраля). Несколько произведений патриарха Фотия служат ценнейшим материалом для русской истории. Открытые владыкой Порфирием Успенским в 1858 г. две гомилии Фотия, посвященные нападению руси на Константинополь, представляют собой уникальные по ценности свидетельства очевидца (Fwt…ou ka€ scTlia ШрХ B. LaoЪrda . Qessalon…kh, 1959. — S.29–52; Две беседы Фотия/Пер. Е. Ловягина //Христианское Чтение. 1882. ¹ 9–10. — С. 430 сл.; The Homilies of Photius, Patriarch of Constantinople/English Transl., Introd. and Commentary by C. Mango . Cambridge (Mass.), 1958. — P. 74–110). Это первое датируемое упоминание “народа рос” (русь) в греческих источниках. Другим произведением Фотия, упоминающим о руси, является “Окружное послание” восточным патриархам (ОП). Послание посвящено в основном вопросу о догматических расхождениях в вероучении Римской и Православной Церкви и является важнейшим церковно-политическим памятником. ОП сохранилось в собрании писем Фотия. Основные манускрипты: A — Barocc. gr. 217 (ок. 875 г.); Q — Paris. gr. 1228 (XI в.); P — Marc. App. gr. III 2 (XII в.); Q — Londiensis, Brit. Lib. Addit. 28822 (XIII в.); R — Bonon. Univ. 2412 (XIII в.); S — Valli­cellianus B 53 (XIII в.); D — Paris. gr. 1335 (XIV в.); Кодексы А, Q, R близки друг другу; среди прочих P ближе к Q, чем к S и D. Издавалось ОП вместе с письмами Фотия.

http://pravmir.ru/okruzhnoe-poslanie-pat...

Захария (I в) – праведный, пророк; отец св. Иоанна Предтечи – 439. Зосима Соловецкий (1478) – преподобный, чудотворец – 274. Иаков (ок. 63) – св. апостол от 70-ти; брат Господень по плоти. Первый епископ Иерусалимской церкви. Составил чин Божественной литургии. Автор послания – 409. Иаков (он же Израиль) – второй сын ветхозаветного патриарха Исаака; брат Исава – 208. Игнатий Богоносец (107) – священномученик; архиепископ Антиохийский. Ученик св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова – 139. Иероним Стридонский (342–420) – блаженный; Учитель западной Церкви. Автор многих духовных сочинений, в том числе латинского перевода Ветхого Завета, известного под названием «Вульгаты» – 250. Илиодор преосв. Возможно, Илиодор (IV в) – епископ Трикки в Фессалии. Друг и адресат известных писем Иеронима Стри-донского – 250. Илия (IX в. до Рождества Христова) – св. пророк. За пламенную ревность о славе Божией был взят на небо живым в огненной колеснице – 309. Илия Михайлович Сергиев (1808–1851) – отец святого праведного отца Иоанна Кронштадтского – 145. Иоанн Богослов (98–117) – св. апостол и евангелист; один из самых близких учеников Господа – 309, 334. Иоанн Златоуст (347–407) – святитель, архиепископ Константинопольский; Учитель Церкви, проповедник. Автор многих духовных сочинений, в том числе толкований, слов, писем. Составил чин Божественной литургии – 15, 130, 236, 445, 450, 453, 455. Иоанн Лествичник (649) – преподобный. Автор книги «Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, лествица» – 236. Иоанн Предтеча – св. пророк, Предтеча и Креститель Господень – 107, 200, 258, 304, 426, 427. Иов Многострадальный (ок. 2000–1500 гг. до Рождества Христова) – праведный – 44, 45, 280, 338. Иона (VIII в. до Рождества Христова) – св. пророк из числа 12 малых пророков – 435, 436. Ирод Антипа (I в) – царь галилейский, приказавший обезглавить св. Иоанна Предтечу. ( Мк. 6, 20 ; Лк. 23, 8 ) – 304. Исаак Сирин (VII-VIII вв) – преподобный. Аскет Церкви. Автор книги «Слова подвижнические» – 117. Исав – старший сын ветхозаветного патриарха Исаака; брат Иакова – 208, 281. Исайя (VIII в. до Рождества Христова) ветхозаветный пророк; сын св. пророка Алиха – 16. Иуда Искариот – был выбран в число Двенадцати Апостолов. После предательства Господа удавился – 133, 328, 378, 387. Константин Павлович (1779–1831) – цесаревич и великий князь; второй сын императора Павла I – 432. Корнилий (I в) – сотник (см. Апостольские Деяния, гл. 10) – 196. Лазарь Четверодневный (I в) – праведный; епископ Китийский. Брат еванг. сестер Марфы и Марии – 33, 48, 264, 268. Левашов – 479.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

По прошествии двух месяцев преп.Григорий Синаит отправился в поисках подходящего для безмолвия пристанища лишь с двумя из них – Каллистом и Марком, оставив остальных в Фессалониках с Григорием Паламой – будущим защитником исихазма и борцом за чистоту догматов православия. Удобное для молитвы место они нашли в Парории, где подвизались непродолжительное время, а потом вернулись на Святую Гору. На Афоне святой Каллист вместе со своим учителем построил скит близ Великой Лавры святого Афанасия. Спасаясь от их нападений турок, преп. Григорий с учениками укрылся за стенами Лавры, оттуда вместе с Каллистом в начале 30-х годов XIV столетия отправился в Парорийскую пустынь. По всей видимости, Каллист не весь второй парорийский период был вместе с преп. Григорием. Вероятно, что Каллист оставил Парорию еще при жизни преп. Григория и отсюда ушел на Афон. В 1397 г. Каллист был возведен на Патриарший престол и святительствовал при Мануиле Палеологе (1391 – 1425). В 1341 году св. Каллист присутствовал на Соборе в Константинополе, который был открыт в храме святой Софии 11 июня. Это был первый церковный Собор из ряда Соборов, созывавшихся в течение последующего десятилетия против ереси Варлаама и Акиндина. Среди подписавшихся под актом Собора есть имя и иеромонаха Каллиста. Подпись его стоит с припиской, которая говорит о том, что он прибыл на Собор как представитель скита Магула. «На этом Соборе, – пишет П. А. Сырку, – между прочими был и Григорий Синаит, который, несомненно, приехал на этот раз в Константинополь». О Соборе он был оповещен святителем Григорием Паламой, который по дороге в Константинополь из Адрианополя написал письмо в Парорию. Оставив управление Константинопольской Церковью, Каллист удалился на безмолвие. Вместе со своим сподвижником Игнатием Ксанфопулом составил Сто глав об умной молитве, помещенные во второй части славянского издания «Добротолюбия». Это сочинение ценно тем, что в нем раскрываются основные положения учения преп. Григория Синаита. Если в творениях делателя Иисусовой молитвы святого Григория в основном приводится система теоретических положений исихазма, то у патриарха Каллиста содержатся практические указания к воплощению его в жизнь. По утверждению их современника, святителя Симеона Солунского, святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы были удостоены Божественного осияния, как Апостолы на Фаворской горе: лица их «казались блистающими солнцевидно».

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/13/...

Таким образом составить книгу и, дав ей наименование: «Изложение Российской веры», просили великую Константинопольскую Церковь отправить поверенных от Синода и Экзархов Патриаршеских в Молдавию, куда и с своей стороны обещали послать людей для того, чтобы там сначала рассмотреть изложенные пункты веры их, согласны ли они или не согласны с православным учением Восточной Церкви, а после такового рассмотрения и приобщить к ней всенародно. Вследствие сего отправлены были от Священного Синода Преосвященнейший Митрополит Никейский Порфирий и Мелетий Сириг, учитель великой Церкви, который, быв с младенчества воспитан и наставлен в благочестивом и православном учении, когда достиг совершенства в жизни и образовании, справедливо занимает место Проповедника, Толковника, и почитается кормилом православных догматов веры. Представляя в сие время лице Патриарха, с полномочною властию от всего Священного Синода, он прибыл в Молдавию с Порфирием. Прибыли также и из Россиян: Исаия Трофим (в Латин. Трофимов, т.е. сын), Кононович (Иосиф), и Ксенович (Игнатий), – мужи поистине достойные удивления и всякой мудростью и знанием украшенные. Соделав своим Руководителем в истинном учении Начальника всякого познания Бога, они, после многих исследований и внимательного чтения Священного Писания , с успехом окончили свою книгу, совершенно очистив оную от всех неправоверных мыслей и от всякой примеси нового учения. Отсюда вскоре препроводили ее к четырем благочестивым и Православным Патриархам Апостольских Престолов, – которые и одобрили оную, как содержащую в себе истинное и правое учение, и ни в чем не отступающую от Кафолической и православной веры Греческой, единогласно объявили всем ее чистоту и не ложность, и каждый с своим Клиром, утвердив собственноручными подписями, как здесь и видно, назвали оную Православною Верою не Россиян только, но и всех Греков. Россияне давно уже издали в свете сию книгу на своем языке; а у Греков она доселе читалась только в рукописях, и притом в немногих экземплярах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010