21-го числа Преп. Тимофея, пустынника в Символах При горе Олимпийской в Фессалии было некоторое пустынное удолье, наз. Символы (теснина), и монастырь в нем. Тут преп. Тимофей в молодых летах принял иноческое житие, проводя жизнь в молитвах, рукоделии и воздержании. Потом вышел из монастыря, и жил уединенно в горах и пустынях. Скончался в 795 г. Святого Евставия архиепископа Антиохийского Муж, знаменитый исповедничеством, благочестивый по вере, много ревновавший за истину, ересь арианскую ненавидел, отвращался людей с ее мыслями». Так передает о св. Евстафиисвятитель Афанасий. Блаженный Иероним, называвший св. Евстафия «самогласною трубою», Иоанн Златоуст , почтивший его «похвальным словом», и Анастасий Синаит также высоко чтят св. Евстафия и с изумлением относятся к его образованности. Уроженец Памфилийского города Сиды, поставленный сначала епископом Берии Сирской, св. Евстафий по общему желанию народа был избран епископом Антиохийским и утвержден в этом сане отцами 1-го Вселенского собора (325 г.), на котором присутствовал и он сам и с твердостию обличал ариан. В 326 году он ездил в Грузию, чтобы поставить там пастырей для вновь просвещенных христианскою верою. Ненавидимый арианами, св. Евстафий подвергся всякого рода гонениям с их стороны; ариане не отступали и перед самою низкою клеветою для достижения их цели – избавиться от могущественного по силе просвещенного убеждения и красноречия противника, занимавшего при том одну из значительнейших кафедр епископских. Прибыв в Антиохию с мнимою целию почтить пастыря, с настоящим же намерением – его погубить, ариане открыли здесь собор, на котором представленный ими ложный донос о безнравственном поступке святителя Евстафия принят был достаточным поводом к лишению его епископского сана. Несправедливость доноса скоро и несомненно обнаружилась, но посредством происков и новой клеветы ариане достигли изгнания Евстафия во Фракию, потом в Иллирию и наконец в Македонский город Филиппы, где только кончина святителя наложила печать молчания на уста его, везде и всегда свидетельствовавшие об истине. Только смерть его положила предел его мужественной борьбе против лжи святотатственного вероучения. Он скончался около 345 г. Мощи же его были перевезены в Антиохию в 482 году, при императоре Зиноне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Еще в сане пресвитерском самым сильным и искренним желанием его было присоединение к Церкви тех полуариан, которые начинали искать союза с православными, когда увидели, что Валент никого не терпит, кроме ариан. Ему сильно хотелось еще соединить между собою разделенных взаимными недоразумениями и недоверчивостью православных архипастырей, каковы были Афанасий Александрийский и Мелетий Антиохийский , и утвердить союз между Восточными и Западными церквами. Известно, что западные в царствование Валента не оказывали восточным никакой помощи в борьбе с арианством, тогда как при их более деятельном содействии скорее можно было бы низложить ариан или по крайней мере ослабить их силу. Для первой цели Василию нужно было или отправиться самому, или послать доверенных на собор в Лампсак, куда собрались полуарианские епископы, для уничтожения определения того Константинопольского собора, бывшего в 360 году, на коем постановлено исповедовать Сына Божия, как хотелось полуарианам, только подобным Отцу по Писаниям. Василий избрал последнее; в Лампсак 30 отправились друг его Евстафий и многие другие, и они были напутствованы продолжительным рассуждением о вере, которое тогда же записано было скорописцами. Сведений о том, что во время пресвитерства было сделано для соглашения двух архипастырей, не осталось никаких. Но по отношению к последней цели, то есть вразумлению западных епископов, обстоятельства устроились так благоприятно для Василия, что друзьям его, трем епископам, поручено было войти в сношение с тогдашним папою Ливерием и просить помощи у западного императора. Вследствие сего общение с Римской церковью было получено и с радостью открыто на соборе Тианском, который состоялся под председательством Евсевия Кесарийского . Но деяния сего собора не дошли до нас. Глава III Избрание Василия епископом Кесарийским. – Состояние церквей каппадокийских в это время. – Примирение с Василием дяди его и других епископов. – Письма Василия к епископам. – Усиление арианства. – Просительные письма о помощи к западным епископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

На нижней стороне креста имеется следующая надпись: « мощи пророка Захарии, апостола Петра, апостола Вараввы, архидиакона Стефана, Иоанна архиепископа, Филиппа митрополита, Гурия Казанского, Варсонофия Казанского, Арсения епископа Тверского, Иоанна Милостивого, Тихона епископа Парамафунского, Антины епископа Пергамаасийского, Сергия Радонежского, Александра Свирского , Макария Калязинского, Кирилла Белозерского, Антония Римлянина, Иоанна Дамаскина , Павла Фивейского, Прокопия Устюжского, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, великомученика Пантелеймона, Иакова Перского, Евстафия Антиохийского , великомученика Меркурия. 5. Небольшой серебряный крест с круглою рукояткой, чеканный. На нижней гладкой стороне креста разная надпись следующая: «часть гроба Господня, святого Антипа передний зуб, преподобномученицы Параскевы, мощи великомученика Георгия, Мощи святого Нила Столбенского, мощи святого Андроников, иже на дивной горе». 6. Небольшой серебряный ковчег. На передней позолоченной стороне резное изображение распятия; на нижней надпись: «древо креста животворного, камень из пещеры, где Господь молился, свеча благодатным огнём загоралась, камень горы Елеонская, мощи великомученицы Прасковеи, от разных мощей одежда. 7. Икона Успения Божией Матери, высотою 6 1/2, шириной 9 вершков, в серебряной чеканной ризе, с мощами в углублении с лицевой стороны неизвестных святых. 8. Крест преподобного Дионисия архимандрита Троицкой Сергиевой Лавры, длиною 4 1/2, в перекрестье 2 1/2 вершка, деревянный, обложен по сторонам, позолоченным серебром; на лицевой стороне начертано разное изображение распятия и несколько ликов разных святых; на рукояти по серебру надпись: «в лето 6891 явилась святая Богородица Юрышу мужу благоговейному и чистому житием и боящейся Бога, в пустыни, за три поприща от тахвины, сидящую на сосновом кладе, а святителя Николу чудотворца стояща, и стоя сосновые клады, сей честный животворящий крест дому Богородицы Старицкого монастыря аз обложи серебром живо начальные Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисий, в лето 7188».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЖМП 11 ноябрь 2015 /  16 декабря 2016 г. 17:00 Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 3   " Церковный вестник " продолжает рассказывать о христианских святыхнях Сирии. В двух предыдущих публикациях (см.: ЖМП. 2015. 10) мы рассказали о памятниках искусства и архитектуры восточной части Сирии (государства Мари, знаменитого города Дура-Европос, города Сергиополиса и др.), а также о памятниках и святынях Дамаска и его окрестностей. В новой публикации речь пойдет о северной части Сирии, наиболее насыщенной раннехристианскими памятниками. Большинство их расположено на территориях к западу и юго-западу от Алеппо. PDF-bepcuя. Север Сирии. Алеппо и его окрестности. Монастыри и «мертвые города» Север Сирии давно стал мультинациональным и многоконфессиональным. Кроме основного мусульманского арабского населения (более 70% жителей) здесь живут армяне (в Алеппо), курды, черкесы (к северу и северо-востоку от Алеппо) и многие другие национальности, исповедующие разные религии. Но сложившееся равновесие было нарушено гражданской войной и вторжением боевиков ИГ, подступивших к Алеппо. Еще в 2012 году атаке подверглись резиденции мелькитского и маронитского архиепископов в Алеппо и сам монастырь Святого Симеона. Боевики захватившими северо-восточную часть города, однако западная часть находилась под контролем правительственных войск. В апреле 2015 года был наполовину разрушен армянский кафедральный собор Сорока мучеников, заложенный еще в XV веке. В настояще время правительственными силами установлен контроль над южной частью города, идут бои за северо-восточную часть Алеппо. Алеппо Алеппо считается вторым по значимости городом Сирии, хотя он древнее и больше по площади, чем Дамаск. Уже в III тысячелетии до н.э. под названием Арми он был столицей государства Эбла, а в XVIII–XVII веках до н. э. — столицей аморейского царства Йамхад. В начале III века до н.э. царь Селевк Никатор (бывший телохранитель Александра Македонского) основал здесь греческую колонию, которая называлась Верия. С начала IV beka известны епископы Верии (крестивший Андрея Стратилата епископ Нон, обличитель святителя Евстафия Антиохийского епископ Кир и др.). После захвата города арабами в 637 году здесь продолжало жить много христиан. B XVII веке митрополиты Халеба носили титул Католикоса и занимали в Антиохийской Православной Церкви второе место после Патриарха. Антиохийский Патриарх Афанасий III в 1720 году сделал Халеб своей резиденцией, но уже в 1724 году значительная часть общины попала в унию (создав Мелькитскую католическую церковь) и новым центром арабоправославной культуры стал Бейрут.

http://e-vestnik.ru/analytics/drevnyaya_...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Эскиз посвящен событиям Первого Вселенского Собора, на котором было разработано Православное учение о Единосущной и нераздельной Троице и осуждена ересь Ария, отрицавшая, что Сын единосущен Отцу. По словам Ария Сын был сотворен, еретик утверждал, что «было время, когда Сына не было». Цикл «Вселенские соборы» призван был показать историю Христианской церкви с I по X век, когда происходила борьба всевозможных сект и ересей, пока, наконец, не были выработаны общие постулаты христианской религии. Описание На верхней части хоров Суриков изобразил первый Вселенский Никейский собор, созванный в 325 году римским императором Константином для борьбы с арианами. На Соборе присутствовали патриархи Макарий Иерусалимский, Александр Александрийский , Евстафий Антиохийский , Александр, архиепископ Цареградский, Осия, епископ Кардубский, Пафнутий, епископ Фаваидский, Иаков Исповедник, Павел Неокесарийский и другие духовные лица. Архидиакон Афанасий опроверг учение Ария, того отлучают от Церкви и ссылают. Впоследствии Константин сам становится арианином, возвращает Ария, ссылает Афанасия. Эскиз Сурикова, который можно увидеть в Русском музее, отличается смелостью. Арий по требованию заказчика не изображен, но весь сюжет и без того полон драматизма. Император Константин высоко восседает на троне в роскошной одежде, Афанасий с молодым страстным лицом поднял одну руку, а пальцем другой указует на строку в пергаменте. Это был мужественный человек, подвергавшимся гонениям за правую веру.  Последовательно и стойко он защищал ее чистоту. Не только на Никейском соборе, где Арий был осуждён, но и позднее, когда весь епископат уклонился в арианство, он смело отстаивал истинность Православия. Художник поместил фигуру святителя Афанасия в центре картины, как одного из главных участников собора. Здесь же показан и  его духовный наставник, епископ Александр Александрийский . Как известно, он председательствовал на Никейском соборе.Николай Мирликийский изображен напряженным, готовым к борьбе, известно, что он в споре дал Арию пощечину.

http://azbyka.ru/art/pervyj-vselenskij-n...

Древняя Сирия, которую мы можем потерять Большинство раннехристианских памятников в северной части Сирии расположено на территориях к западу и юго-западу от Алеппо 20 ноября, 2015 Большинство раннехристианских памятников в северной части Сирии расположено на территориях к западу и юго-западу от Алеппо Большинство раннехристианских памятников в северной части Сирии расположено на территориях к западу и юго-западу от Алеппо, второго по величине сирийского города, в так называемых мертвых городах, давно покинутых жителями, а также в монастырских ансамблях, основанных в IV–VI веках. Один из самых известных из них — монастырь Святого Симеона Столпника с остатками столпа, на котором молился святой. Север Сирии. Алеппо и его окрестности. Монастыри и «мертвые города» Север Сирии давно стал мультинациональным и многоконфессиональным. Кроме основного мусульманского арабского населения (более 70% жителей) здесь живут армяне (в Алеппо), курды, черкесы (к северу и северо-востоку от Алеппо) и многие другие национальности, исповедующие разные религии. Но сложившееся равновесие было нарушено гражданской войной и вторжением боевиков ИГ, подступивших к Алеппо. Еще в 2012 году атаке подверглись резиденции мелькитского и маронитского архиепископов в Алеппо и сам монастырь Святого Симеона. Боевики захватившими северо-восточную часть города, однако западная часть находилась под контролем правительственных войск. В апреле 2015 года был наполовину разрушен армянский кафедральный собор Сорока мучеников, заложенный еще в XV веке. В настояще время правительственными силами установлен контроль над южной частью города, идут бои за северо-восточную часть Алеппо. Алеппо Алеппо считается вторым по значимости городом Сирии, хотя он древнее и больше по площади, чем Дамаск. Уже в III тысячелетии до н.э. под названием Арми он был столицей государства Эбла, а в XVIII–XVII веках до н. э. — столицей аморейского царства Йамхад. В начале III века до н.э. царь Селевк Никатор (бывший телохранитель Александра Македонского) основал здесь греческую колонию, которая называлась Верия. С начала IV beka известны епископы Верии (крестивший Андрея Стратилата епископ Нон, обличитель святителя Евстафия Антиохийского епископ Кир и др.). После захвата города арабами в 637 году здесь продолжало жить много христиан. B XVII веке митрополиты Халеба носили титул Католикоса и занимали в Антиохийской Православной Церкви второе место после Патриарха. Антиохийский Патриарх Афанасий III в 1720 году сделал Халеб своей резиденцией, но уже в 1724 году значительная часть общины попала в унию (создав Мелькитскую католическую церковь) и новым центром арабоправославной культуры стал Бейрут.

http://pravmir.ru/drevnyaya-siriya-kotor...

Хотя рука архидиакона и мешала говорить Мелетию, однако, он, протянув свою руку к народу, перстами еще явственнее, чем языком исповедовал Святую Троицу: сначала он показал три перста, изображая таким образом три лица Божества; пригнув два, он оставил один, показывая так единое в трех Лицах Божество. Увидев то, архидиакон, отпустив уста святого, схватил его за руку, которая так ясно изображала Троицу. Освободившись, святой стал языком исповедовать и прославлять Единую Троицу, увещевал внимавший ему народ крепко и неотступно держаться исповедания, утвержденного на Никейском соборе: всякий, – говорил он, – кто отвергает догматы Никейского собора, далеко стоит от истины. И так продолжалось долгое время: названный архидиакон или заграждал уста святителю, не давая ему, таким образом, говорить, или удерживал его руку, препятствуя ей изображать перстами Троицу, а святитель то устами, то перстами своими ясно проповедовал народу православную веру. Тогда православные, называемые еретиками «евстафианами», возвеселились великой радостью, видя на престоле апостольском такого благочестивого архиерея, и в ликовании восклицали, поддерживая истинное исповедание своего пастыря; сильно опечалились бывшим ариане. Они изгнали Божьего архиерея из церкви и всюду стали хулить его, утверждая, что он еретик, последователь учения Савеллия 1336 : они внушили также царю Констанцию, чтобы он осудил Мелетия и отправил бы его на заточение на родину в Армению. Ночью святого вывели из Антиохии и отправили в Армению, а на место его был избран некий Евзой, последователь Ария, бывший во время избрания Мелетия еще диаконом. Святой Евсевий, епископ Самосатский, видя, что в Антиохийской церкви происходит такое волнение от еретиков, которые изгнали неповинного своего епископа святого Мелетия, сожалел об этом весьма сильно. Встав, он вышел из Антиохии, не сообщая никому о том, и отправился в свой город. Узнав об уходе Евсевия, ариане вспомнили, что у него находится на сохранении грамота на архиепископство святого Мелетия, составленная и подписанная всем собором: они боялись, как бы святой Евсевий не стал обличать их когда-либо на соборе, что они сами себе единогласно выбрали архиепископа, а потом сами же и изгнали его: посему они упросили царя, который был тогда в Антиохии, чтобы он повелел послать за Евсевием и взять у него грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

—284— вызвать его в Петербург для присутствования в Св. Синоде. Прибыв в Лавру и остановившись в академии, я поспешил в Троицкий Собор поклониться Угоднику Божию и затем явился к преосвященному Митрополиту. Я поднес Его Высокопреосвященству образ Святителя Арсения, епископа Тверского, и некоторые свои издания, а он вручил мне экземпляр изданного им к предстоящему юбилею фототипическим способом Нового Завета – труд святителя Алексия, митрополита Московского. – Владыка принял меня очень дружественно и оставил у себя обедать. Пред обедом часа полтора мы беседовали с ним наедине о многом и очень откровенно. Была речь и о кандидатах на Новгородскую митрополию, и об отделении Новгородской епархии от С.-Петербургской, и о катастрофе Варшавской Консистории, – чем преосвященный Леонтий очень был возмущен и выражал по этому предмету сильное негодование и на преемника своего по Варшаве, и на Обер-Прокурора, и на генерал-губернатора Гурко и пр. Ночью приехал из Петербурга новый товарищ Обер-Прокурора Св. Синода Вл. Карл. Саблер и поместился в той же ректорской квартире, рядом со мною. 24-е число. Слушал литургию в академической церкви: служил студент-иеромонах Трифон. 545 По окончании в Троицком соборе литургии, все архиереи, облачившись, пошли с многочисленным собором Лаврского и прибывшего из разных мест духовенства, к святым вратам, для встречи торжественного крестного хода, шествовавшего с 21-го числа из Москвы с тамошними святынями. Но пришлось ожидать под открытым небом около двух часов; к счастью, погода на этот раз была ясная и тихая, хотя довольно холодная. Наконец в 12 часов дня громадная процессия вошла в посад и стала плавно и ровно, по покатости московского шоссе, спускаться к Пятницкой церкви. Вид был величественный и трогательный. У Пятницкой церкви крестный ход был встречен Лаврской братией, во главе с Рязанским архиепископом Феоктистом, 546 с образами и хоругвями. Когда —285— затем, крестный ход приблизился к святым вратам Лавры, пред иконою Преподобного Сергия митрополитом совершена была краткая лития, по окончании которой лаврские хоругви, став по сторонам, пропустили в Лавру Московский крестный ход. Но за вратами Лавры осталась необозримая масса народа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 декабря Церковь вспоминает Введение во храм Пресвятой Богородицы – событие, связанное с обетом родителей Богородицы – святых Иоакима и Анны. Они привели в трехлетнем возрасте свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где Она была введена первосвященником Захарием во Святая Святых и воспитывалась до 12 лет. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий тропаря этого праздника.      Особенностью данного праздника является то, что он основан на апокрифе – Первоевангелии Иакова. Это предание имеет достаточный авторитет, поскольку его использовали святые отцы: «Древность Первоевангелия Иакова можно видеть из свидетельств древних отцов и учителей церковных. Начиная с IV века находим непрерывный ряд указаний на него у святителя Григория Нисского († 394), святителя Епифания Кипрского († 403), в толковании на Шестоднев, приписываемом Евстафию Антиохийскому, у святого Андрея Критского и других. Святитель Григорий Нисский в Слове на Рождество Христово, упоминая о том, что родители Богоматери были неплодны до старости и по молитвам своим получили дочь, ссылается на то, что он слышал некоторую апокрифическую историю, предлагавшую такие сказания о Ней (Марии)» . В некоторых месяцесловах VIII века можно найти лишь краткие упоминания этого праздника, что говорит об отсутствии особой торжественности при его совершении . Проповеди, посвященные этому празднику, известны с VIII века и приписываются Константинопольскому патриарху Герману († 740). От IX века сохранились проповеди патриарха Тарасия († 806) . Праздник стал активно развиваться с IX столетия. Стихиры на литии и канон праздника написал святитель Георгий Никомидийский. Второй канон составил Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский. Праздник, по свидетельству Феодора Продрома (XII в.) и Никифора Каллиста (XIV в.) до XIV века в число двунадесятых праздников не входил . При этом в Студийском и Иерусалимском Типиконах XI–XIV веков Введение во храм Божией Матери отмечалось так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники. И вплоть до XVII столетия в Типиконах сохранялись особенности праздника Введения, которые показывали, что он уступает по торжественности другим двунадесятым .

http://pravoslavie.ru/135810.html

20 февраля Святителя Льва, епископа Катанскаго († ок. 780) Святых преподобномученик Корнилия, игумена Псково-Печерскаго, и ученика его Вассиана-муромца Преподобнаго Агафона, в Дальних пещерах noчubaющaro (XII–XIV). 21 февраля Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея «Козельщанския» (1881) Преподобнаго Тимофея, иже в Символех (†795), и святителя Евстафия, архиепископа Антиохийскаго (†337) 23 февраля Святаго священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго (†167) Преподобнаго Поликарпа Брянскаго (†1620 или 1621) 24 февраля Святаго пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (nepboe [IV] обретение честной главы) Преподобнаго Еразма, в Ближних пещерах почивающаго († ок. 1160) 27 февраля Преподобнаго Прокопия Декаполита, Исповедника († ок. 750) Преподобнаго Тита пресвитера, в Ближних пещерах почивающаго (†1190) Преподобнаго Тита, бывшаго воина, в Дальних пещерах noчubaющaro (XIV) 28 февраля Преподобнаго Василия Исповедника († ок. 750) Святаго блаженнаго Николая Саллоса, Христа ради юродиваго, Псковскаго (†1576) 2 марта Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Державная» (1917) Святаго священномученика Феодота, епископа Киринейскаго († ок. 326) Святителя Арсения, епископа Тверскаго (†1409) 4 марта Преподобнаго Герасима, иже на Иордане (†475) Святаго благовернаго князя Даниила Московскаго (†1303) Преподобнаго Герасима Вологодскаго (†1178) Святаго благовернаго князя Вячеслава Чешскаго (пренесение мощей, 938) (службу зри 28 сентября) 5 марта Святаго мученика Конона Исаврийскаго (I) Святаго преподобномученика Адриана Пошехонскаго, Ярославскаго (†1550) Святых благоверных князей Феодора Смоленскаго и чад его, Давида и Константина Ярославских (обретение мощей, 1463) (службу зри 19 сентября) 6 марта Святых мученик 42х амморийских: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Васоя, Каллиста и прочих с ними († ок. 845) Икон Божия Матере, именуемых: «Благодатное Небо» (XIV), Ченстоховская (I), Шестоковская (XVIII)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010