протоиерей Александр Державин Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковноисторический и литературный памятник. Часть 2 Источник Часть 1 → Содержание Глава первая Глава вторая Глава третья Сокращения     Вторая часть монографического исследования А. М. Державина продолжает труд, посвященный Четиим-Минеям святителя Димитрия Ростовского . В книге рассматривается состав Четиих-Миней и в первую очередь работа святителя над месяцесловом, его исправлением и пополнением. Исследуются источники Миней, в первую очередь, дает ответ на вопрос, откуда мог получать эти источники святитель Димитрий и какими книгами, кроме трудов Метафраста, взятых из сборника Сурия, пользовался святитель. А. М. Державин рассматривает влияние греческой и утвердившейся у нас в XVI веке агиографической школы на работу святителя Димитрия, а также выявляет новые черты в этой работе. Предметом особого внимания стало в книге соотношение латинских и славянских источников житий святых. Автор исследования выявляет тип принятого Святителем жития и его влияние на подбор материала и на отношение к нему, что позволяет говорить о чертах личности святителя Димитрия, отразившиеся в Четиих-Минеях. Глава первая Характеристику Четиих-Миней, как памятника литературного, всего удобнее начать с рассмотрения их состава. В первой главе первой части мы говорили, что во времена древнехристианские в Четии-Минеи входил только агиологический материал, т. е. жития святых и лишь впоследствии он начал дополняться произведениями дидактического и повествовательного характера. Такие произведения сначала помещались в конце книг, в виде приложения, а затем стали переноситься в отдел житий и располагаться вместе с последними под числами месяца. Митрополит Макарий особенно расширил состав Четиих-Миней: в его Минеи вошли почти все «чтомые на Руси книги». После Макария состав Четиих-Миней опять начинает упрощаться; Милютинские и Тулуповские Четии-Минеи уже не только не стремятся быть энциклопедией славянской письменности своего времени, но сокращают и дидактический элемент, принимая его в очень ограниченном количестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Житие святого Димитрия Ростовского Святитель и чудотворец Димитрий, митрополит ростовский, родился в 1651 году, в декабре месяце; родиной его был небольшой и мало известный город Макаров, теперь местечко, отстоящее от Киева в 8 верстах, вверх по Днепру. Об отце св. Димитрия, Савве, известно, что он служил сотником в малороссийском войске и что он и жена его Мария отличались большим благочестием. В своем «Диариуме», т. е. дневнике, святитель отметил о родителях своих следующее: «Родители мои, Савва Григорьевич и Мария Михайловна, законным браком сопряженные, христиане благочестивые». Кроме этого есть отметки о времени кончины их, из которых можно заключить, что конец жизни своей эти благочестивые христиане провели в Киевском Кирилловском монастыре. Так, читаем: «Марта 29 дня в Святой великий пяток мать моя Мария Михайловна преставися в девятый час дне. Имела лет от рождения своего больше седмидесяти... Скончалася с хорошим расположением духа, памятью и речью. Апреля 3 дня, в среду Светлыя Воскресения Христова седмицы, сотворили мы погребение в монастыре Кирилловском». Это значится под 1689 годом. Отец же св. Димитрия скончался через четыре года, именно в 1703 г. «Января 6-го, в третий час дне Богоявления Господня преставися отец мой Савва Григорьевич и погребен в монастыре Кирилловском Киевском». Таковы скудные сведения о жизни родителей св. Димитрия; но о первом детстве самого святителя их еще меньше. Известно лишь, что при крещении новорожденному дано было имя Даниил, и что воспитывался он в страхе Божьем и заповедях Господних, «растяше леты и разумом, и добродетельмы, аки лествицею, от силы в силу грядущи». Когда же Даниил подрос и научился читать и писать, то родители отдали его в училище, бывшее в Киевском Богоявленском монастыре. Благодаря своим способностям и редкому прилежанию, Даниил скоро выказал большие успехи во всех предметах, преподававшихся в училище, а через некоторое время отличился также даром стихосложения и красноречия. Но не одним этим, а и вообще Даниил резко выделялся из круга своих школьных товарищей. В свободное от занятий время Даниил не увлекался вместе со своими сверстниками различными играми, а обыкновенно уединялся и всецело отдавался чтению божественных книг, или уходил в церковь и там с большим усердием молился. Таким образом, живши еще в мире, Даниил проявлял уже в себе зачатки иноческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И. А. Шляпкин V. Жизнь св. Димитрия до 1700 года в санах игумена и архимандрита Работы над Четь-Минеями – Грамота Адриана св. Дмитрию – Церковная жизнь в митрополии Киевской – Оставление св. Дмитрием игуменства для удобства работы над Четь-Минеями – Слово св. Дмитрия на день св. Троицы – Отношение патриарха Адриана к св. Дмитрию – Св. Дмитрий – архимандрит Елецкий – Проповедь на день св. Троицы – Литературные занятия святителя и выход в свет Четь-Миней. После страшных происшествий 1689 г. (московского 1690 г.) 1 октября Димитрий приехал из Москвы восвояси. В 1690 году в январе он постриг больную монахиню Ангелину, а в апреле, в субботу светлой недели, – Порфирия, Мартиниана и Клементия. 914 Кроме религиозных обязанностей Димитрия, по-видимому, всего более озабочивала работа над минеями. По черновой рукописи миней за декабрь, к счастью уцелевшей до нашего времени, можно видеть, как тщательно и любовно относится Димитрий к своей работе. 915 Для удобнейшего писания житий Димитрий переехал в скит близ церкви св. Николая Крупицкого. Но без Макарьевских миней, довольствуясь сборником Сурия, работать было невозможно. Начали действовать издалека. 13 февраля 1690 г. патриарху Иоакиму было послано письмо, с просьбой дозволить продолжать печатание миней; с этим письмом прибыл в Москву 14 марта казнодей (проповедник) Киевский Елисей Завадовский. 916 Ему же поручено было хлопотать и по делу об униатском епископе Шумлянском, к коему Иоаким в свое время благоволил, убежденный в его православии. Но 17 марта Иоаким, как мы видели, скончался. Завадовский бил челом Великим Государям, о выдаче жалованья и объяснял, что с ним «присланы к святейшему патриарху письма... и волею Божиею патриарха не стало, и он тех писем отдать никому не смеет». 917 Письма были взяты в малороссийский приказ. Из них узнали, что указанные патриархом листы «некоторые» по повелению его посылают из лавры и просят благословения «впредь новые месяцы печатать и те готовые продавать и до церквей даровать». Вместе с тем были присланы и объяснения погрешностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

под ред. проф. А.П. Лопухина Димитрий святой, митрополит Ростовский; родился в 1651 г. в Малороссии, в городе Макарове. Отец его, Савва Туптало, был полковым сотником, принявшим подданство Московского царя. Первоначально св. Дим. носивший в миру имя Даниила, обучался дома, а затем поступил в Киевскую Братскую школу, когда ректором там был знаменитый Иоанникий Голятовский. Слабый здоровьем, с наклонностью к тихой созерцательной жизни, св. Димитрий еще юношей в июне 1668 г. принял монашество в Кирилловом монастыре. Дарования юноши скоро обратили на себя внимание. В марте 1669 г. его посвятили (митр. Иосиф Тукальский) в иеродиакона, а в 1675 г. его вызвал в Чернигов еп. Лазарь Баранович, посвятил его в мае в иеромонаха и назначил проповедником при кафедральном Усп. соборе. Отсюда он ездил в Литву (в 1677 г.), где сдружился с еп. Белорусским Васильевичем, ревнителем православия; ездил в Вильно, был в Слуцке, в Братском монастыре трудился там в проповедании слова Божия, и успел приобрести себе славу проповедническими дарованиями, так что его стали приглашать многие мирские и духовные власти к себе. В Малороссию вернулся уже по смерти создателя Слуцк. мон. Скачкевича и поселился в монастыре в Батурине. За поездку в Литву он имел возможность познакомиться с польской жизнью, языком, с римо-католичеством, а в Батурине открылась возможность ближе узнать нравы великорусские, представителей Московского правительства. Это обстоятельство заслуживает внимания, потому что святой Димитрий воспитывался в ту эпоху, когда между Москвой и Малороссией были самые невыясненные отношения. В церковном отношении Москва тянула к себе, а Малороссия стремилась отстоять свою независимость, сознавая за собой достоинство выдержавшей вековую борьбу за веру и достигшей значительной степени просвещения. Общие малоруссам взгляды в этом отношении должны были привиться и у св. Дим., поездка же в Литву могла вызвать в нем сочувствие к Москве, далеко опередившей своего соседа в отношении веротерпимости. В Батурине на даровитого проповедника обратили внимание, помимо народа, и представители власти, как светской так и духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

466. Слово по освящении храма во имя Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца в Борисоглебском общежительном Монастыре (Говорено сентября 12 дня 957 ). 1824 Какого слова ожидают теперь от пришедших из города живущие в пустыне сей? Не желают ли, может быть, по обыкновению слышать, что происходит в городе? Жаль, если те, которые в уединении могут вкушать сладость безмолвия, и в невозмущенном воздухе зреть чистый свет Божий, добровольно попускают своим желаниям и помышлениям бродит в многолюдстве, где сквозь шум и пыль слышат и видят суету! Кто чувствует жажду любопытства, или, вернее сказать, кто страждет болезнию пристрастия (ибо как не бывает излишней жажды без жара, так не бывает любопытства без пристрастия): тому, как врачевство, предлагаем городское известие, которое хотя слишком за две тысячи лет написано, и пришло не из наших городов, однако еще и теперь, и у нас, представляет к сожалению довольно сходное изображение города: «видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и не правда: и не оскуде от стогн его лихва и лесть» ( Ncaл. LIV, 10–12 ). Не требуйте, чтобы к сему свидетельству очевидца присовокупили мы, что и мы видели во граде. Мы пришли сюда от беспокойств города искать приятностей пустыни, и хотим лучше говорить что-нибудь о пустыне между живущими в пустыне. Новым обитателям сей пустыни полезно, думаю, было бы услышать и увидеть какого-нибудь древнего любителя пустыни, который бы своим примером утвердил их в любви к пустыне и наставил в образе пустынножительства. Пусть же слышат они такового и видят, как он сам себя изображает: «и рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу и почию. Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури» ( Пс. 54:7–9 ). Правда, тот, кто сказал сие в Псалме, был только времянный пришелец пустыни по нужде, а не постоянный житель ее по обету: но сие не препятствует нам усматривать в словах его черты доброго пустынножителя; и даже тем более привлекательна любовь его к пустыне и правильное изображение пустынножительства. Дух Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его Самуилом, – вел его чрез разные внешние состояния так и для того именно, чтобы в них показать нам поучительные образы духовных состояний.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

491. Слово по освящении храма во имя Святителя Димитрия Ростовского чудотворца в Песношском монастыре (Говорено 29 июня) «Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни. Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури», – воспевает Псалмопевец. ( Nc. LIV. 8–9 ). Се и аз «удалихся» от града, хотя «не бегая» от него, впрочем, охотно уклоняясь от шума и молвы его, хотя не для того, «чтобы водвориться в пустыни», по крайней мере, чтобы соутешиться на время общением «с водворившимися в ней, чающими Бога спасающаго». Приветствую вас, «бегающие» от мира, или паче от зла, в котором «лежит... мир» ( 1Ин.5:19 ), от господствующей в нем похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, «удалившиеся» от градов и селений, или паче от соблазнов, умножающихся в многолюдстве их, «водворившиеся в пустыни» телом, паче же и духом возлюбившие уединение от всякой твари, для беспрепятственного беседования с Богом. Благословенно бегство и удаление ваше, если не озираетесь вспять помыслами пристрастия и желания мирских вещей, «поминая жену Лотову» ( Лк.17:32 ), и ее с пути спасения, на погибельный град, погибельное обратно воззрение. Благословенно и водворение ваше, если вы ищете в обители пустынной не упокоения телесного, но спасения душевного, не от человеков утешения, но Богу благоугождения; если и находящим искушениям не попускаете увлечь вас из сего пристанища, но как на крепком якоре держитесь на уповании на Бога «спасающаго» вас, и от волнования вашего собственного «малодушия», и «от бури» противными силами воздвигаемой. Если для подкрепления упования нужно видеть опыты Божия о нас попечения: вы можете видеть оные над собою, как вообще в том, что сия обитель, в продолжении немалого числа лет, избыточествует ищущими в ней спасения, и не предается скудости в потребном, так и в настоящем случае, когда Бог, чрез подвигнутое Им усердие и споспешествование Боголюбивых, и святыню сего места вновь освященным храмом умножает, и дарует вам новое удобство к благочестивому призрению и упокоению немощи и старости между вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Москва. Церковь Симеона Столпника за Яузой. Карта и ближайшие объекты Храм расположен в районе Таганский, (Николоямская улица, д. 10). Главный престол освящён в честь преподобного Симеона Столпника; приделы в честь Николая Чудотворца, в честь святителя Димитрия Ростовского. 1 сентября 1598 года, в день памяти Симеона Столпника, Борис Годунов официально взошёл на трон. В этом же году, чтобы отметить день своего венчания на царство, Годунов основал новую церковь. Деревянная церковь Симеона Столпника была построена в 1600 году. В 1657 году Симеоновская церковь уже упоминается как каменная. В 1731 году прихожане храма на свои средства начали его перестройку. Согласно храмовым записям, Никольский придел освятили в ноябре 1731 года. Только через два года, в октябре 1733 года, был освящён главный престол в честь преподобного Симеона Столпника. В 1763-1768 годах, на средства суконного фабриканта А.И. Маленькова по проекту И.М. Назарова, была построена новая трапезная с приделами Святителя Николая и Димитрия Ростовского. В 1785 году была построена церковная ограда с воротами, которая сохранилась до настоящего времени. В 1789 году была построена новая колокольня. В 1792 году, на средства С.П. Васильева и И.Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями дошедшего до наших дней. Иван Родионович Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов в Нижегородской, Тамбовской и Владимирской губерниях. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы (с 1878 года здание усадьбы занимает Яузская больница). Возможным автором проекта храма мог быть талантливый московский архитектор Родион Казаков. Строительство храма проходило непросто. В 1798 году, в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году. В 1847 году, по проекту архитектора Н.И. Чичагова, был сделан новый иконостас. К 1851 году он также создал иконостасы и для приделов. Расположенный на Таганском холме огромный Симеоновский храм был виден издалека. Построен он был в стиле классицизма. Над четвериком с портиками возвышалась высокая ротонда. Смотрелись они очень гармонично за счёт высоких ворот четверика и высоких окон ротонды. Купол храма украшали круглые окошки — люкарны и тонкий барабан с маленькой главкой. В последующие годы продолжалось обновление храма. В 1851 году была перестроена трапезная. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского.

http://sobory.ru/article/?object=05805

Никольское. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанско-Богородицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Димитрия Ростовского , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1795. Архитектор:В.И. Кафтырев(?) Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Татарстан, Спасский район, село Никольское, улица Центральная, д. 1. Координаты: 54.917002, 49.398957 Проезд: Из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (не доезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км повер ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (не доезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км повернуть направо по указателю " Болгар, Ульяновск, Димитровоград " . Через 39 км на Т-образном перекрестке направо, еще через 9 км, после моста через реку Бездна, повернуть налево в селе Никольское, на улицу, на въезде на которую стоят железные решетчатые ворота. Через 1 км церковь будет слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Никольское было основано во второй половине XVII века на землях, пожалованных дворянскому роду Молоствовых. Уже к концу XVII века здесь действовала деревянная Никольская церковь. Новый трехпрестольный каменный храм в честь Казанской иконы Божьей Матери был построен в 1795 году на средства помещика Христофора Львовича Молоствова (его могила с надгробьем сохранилась в церковной ограде). Правый придел храма освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, левый - во имя Святителя Димитрия Ростовского. Храм представляет собой яркий образец раннего классицизма, выполненный на высоком художественном уровне.

http://sobory.ru/article/?object=07120

Святого отца нашего Димитрия Ростовского святителя и чудотворца догматическое учение, выбранное из его сочинений Источник 1) О святой вере и Церкви вообще А) О святой вере а) Какая вера истинная? Несть иного благовещения, ни иные веры, кроме Апостолами проповеданныя, и Богоносными Отцы на различных Соборах извещенныя, и соборней Церкви преданныя. Не преложну сию, и непримесну всякия ереси храни даже до последнего издыхания. Вся же учения непорочней сей противляющаяся вере возненавиди, и чуждая вменяй быти от Бога, рече бо Апостол: яко аще и мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже баговестихом вам, анафема да будет ( Гал.1:8 ) 1 . б) Источники сей веры 1) Их число. Из начала не точию Писании Евангельскими, Апостольскими, учительства великих Учителей, догматами Вселенских Соборов вера святая бе утверждаема: но и преданиями их законно полагаема. Еже видети есть от словес св. Апостола Павла, к Коринфянам глаголюща: хвалю вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите ( 1Кор. 1:2 ), и к Фессалоникам глаголет: темже убо братие, стоите, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим ( 2Сол.2:15 ). На кое место св. Златоуст пишет сице: отсюду явлено, яко не вся посланием предаша (Апостоли), но многая и без писания (Беседа 4), равне же оная, и сия достоверна суть. Тем же и предание церковное достоверно быти вменяем, то рек Златоуст святый возгласи: предание есть, ничтоже вящие ищи 2 . 2) Разделение и важность преданий. Предания суть сугуба, ова к догматам веры надлежащая, якоже о семи таинствах, и о благочестном святынь Божиих почитании: ова же, к чину и обрядам (церемониям) церковным, якоже о праздновании праздников, о хранении постов, о памяти усопших, и о прочих чинах и уставах церковных, еже аще и не суть писана во Святом Евангелии и во Апостольской книге, ниже суть сама собою вера якоже вера во единого невидимого Бога: обаче, понеже суть церковная предания, и известное знамение правыя веры правоверного человека, того ради хранити я должни есмы, по Златоустову увещанию: предание есть, ничтоже вящше ищи 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Скачать epub pdf В декабре месяце 1951 г. исполнилось 300 лет со дня рождения святителя Димитрия Ростовского – одного из дивных во святых. 21 сентября 1952 г. исполнилось двести лет со времени обретения его святых мощей. Святость, не подлежит действию времени. Святой, как и всякий человек, принадлежит своей эпохе, своей среде, но, преодолевая временное и условное, светится немерцающимся светом вечных истин сквозь века и поколения. Для святителя Димитрия особенно характерно это преодоление им временного и условного, принадлежащего среде, эпохе, образованию. В подвиге внутреннего делания творчески созидалась его личность, уже свободная от условностей мира временного, принадлежащая миру горнему, вечному. В 1651 г. в благочестивой семье сотника казачьего войска Саввы Григорьевича Туптало в местечке Макарове, лежащем в 50 верстах от Киева родился сын Даниил. Савва Григорьевич здесь стоял со своим отрядом по распоряжению гетмана Богдана Хмельницкого для прикрытия Киева от поляков, а также для защиты местного населения от грабежей и насилий. То была переходная и бурная эпоха на Украине. Страна возстала против Польши, подвергавшей тяжелому гонению Православие. Войсковой казацкий писарь Богдан Хмельницкий возглавил возстание, к которому примкнула, кроме казачества, и вся Украина. В 1651 г. Хмельницкий обратился к московскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Малороссию «под свою руку», но царь в то время опасался войны с Польшей в случае присоединения к Руси польской области. Хмельницкий вынужден был воевать один. Поляки заняли всю Украину, кроме Киева, Чернигова и Брацлавля. В это тяжелое время и явился на свет Божий будущий святитель, Димитрий Ростовский . Только спустя три года (1654) состоялось присоединение Малороссии к Москве, происшедшее после ряда поражений, нанесенных уже соединенными силами Москвы и Украины полякам. При подписании перемирия Малая и Белая Русь были признаны достоянием царства Московского. Но смута внутри Украины еще долго не прекращалась. Простой народ тяготел к Москве, тогда как верхние слои общества тянулись к Польше с её аристократическим укладом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010