Подавляющее большинство демонстриру­емых икон приобретены Виктором Александровичем за два последних года, и практически все предстают перед публикой впервые. В этом впечатляющем премьерном ряду есть три сенсации. Все они — различные образы Божией Матери, созданные в разное время изографами разных школ, стилей и направлений. Самый ранний из выставляемых памятников — Ильинская-Черниговская икона Пресвятой Богородицы, датируемая рубежом XVII и XVIII столетий. Не вполне привычное двойное наименование означает отнюдь не местную вариацию более широкого иконографического извода. Знаменитую с середины XVII века по многочисленным чудесам икону именно так с самого начала и прозвали — по месту прославления в Ильинском монастыре Чернигова. «В Москве получила известность гравюра с ее изображением, впервые опубликованная в книге святителя Димитрия Ростовского " Руно орошенное " . Но здесь мы видим работу явно не столичного, а провинциального мастера. По доске из дерева хвойных пород, по характерной стилистике она хорошо атрибутируется как созданная в Северном Заволжье, — замечает Наталья Комашко. — Изограф, скорее всего, на гравюру и ориентировался. Видите, одеяния Богородицы практически монохромные, только оттенены цветным лаком?» По ее словам, исследователей в первую очередь заинтересовали два овальных картуша с Херувимами в верхней части иконы. Внутри левого иконописец поместил текст молитвы иконе, а в правом (скорее всего, по желанию заказчика) — портрет юного царя Петра с державой и скипетром в традиционных древнерусских монарших одеяниях. «Причем изображение государя зеркально повторяет аверс серебряной полтины 1699 года, с которой изограф, очевидно, его и копировал. Геральдический знак двуглавого орла окружает анаграмма с полным царским титулом — ВГЦВКПАВВМБРС, что означает " В[еликий] Г[осударь] Ц[арь и] В[еликий] К[нязь] П[етр] А[лексеевич] В[сей] В[еликой] М[алой и] Б[елой] Р[оссии] С[амодержец] " , а сам портрет — аналогичное сокращение в кратком варианте " Ц[арь] П[етр] А[лексеевич] В[еликой и] М[алой] Р[оссии] С[амодержец] " », — расшифровывает искус­ствовед.

http://e-vestnik.ru/reports/kollektsione...

поиск:   разделы   рассылка Социальный протест и русофобия: кто и почему связывает несоединимое? Источник:  Русская народная линия Профессор Валерий Расторгуев рассуждает о том, какую роль играют в протестном движении идейные и профессиональные русофобы. " Как возникла новая логическая цепочка либеральной пропаганды: от антикоммунизма – к критике государственного начала вообще, а от нее – к " антропологической " критике русского народа, к расистской русофобии? " Александр Сергеевич Панарин " Православная цивилизация " . Как сообщалось, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме святителя Димитрия Ростовского в Барнауле. В проповеди Его Святейшество, в частности, сказал: " Сегодня строительство храмов наталкивается на некую критику, но чаще всего она исходит от очень небольших, но хорошо организованных групп людей, которые используют средства массовой информации, оказывают давление на власти, – только чтобы храм не был построен. По милости Божией мы все это преодолеваем в Москве, зная, что это организованные кампании. Но такого рода кампании инициируются и в других местах – в первую очередь для того, чтобы парализовать волю власти, бизнеса, всех тех, кто помогает строить. Что сказать в ответ на это? " Да не устрашается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте " , – говорит Господь (см. Ин. 14:1). Не надо ничего бояться, не нужно делать ошибок. Нужно хорошо разбираться, в том числе в протестных настроениях людей, но нельзя любое протестное движение воспринимать как некую инструкцию к действиям. Тогда мы потеряем не только веру православную – мы нашу страну потеряем " . " Как отличить социальный протест от деятельности, направленной на подрыв государства? Какую роль играют в протестном движении идейные русофобы – внутренние и внешние, а также те, кто сделал русофобию своей профессией? " – на эти вопросы отвечает в интервью " Русской народной линии " доктор философских наук, профессор МГУ, академик РАЕН Валерий Николаевич Расторгуев:

http://religare.ru/2_107545.html

Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Смоленской именуемой «Одигитрия», месяца июля, в 28 день Пришедши ныне с благоговением в эту святую обитель, как бы в насажденный Богом рай, и войдя во святую эту церковь , как бы в мысленное и Богом утвержденное небо, я спрошу: что значит сей глас празднующих? Какое празднество здесь совершается? Какая вещь или какое лицо соборно ублажается песненными похвалами? Отвечает мне Святая Церковь в месяцеслове: в этот день мы празднуем явление Смоленской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, именуемой Одигитрия. Итак, поклонившись с верой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы и облобызав ее с любовью, я хочу узнать значение сего именования «Одигитрия». Русский лексикон говорит, что «Одигитрия» – значит радостная, крепкая помощница, наставница, а греческий лексикон объясняет, что «Одигитрия» означает путеводительница и сопутница. Одигитрия – крепкая. Крепка Матерь Божия, ибо обладает властью, как показывает и преблагословенное Ее имя – Мария. Мария в переводе с сирийского языка значит «госпожа», или «имеющая власть». Но кто крепок, как не господствующий? И о Небесном Царе в Писании сказано: «Бог крепкий, Владыка» ( Ис. 9:6 ). Крепок, ибо владычествует Владыка, а без власти кто может быть крепким? И Пресвятая Владычица крепка, ибо Она – Госпожа владычествующая, Царица, Владычица, Одигитрия крепкая. Нам, немощным, крепость эта весьма потребна, ибо мы премного изнемогаем, будучи не владеющими, а обладаемыми, и обладаемыми своими собственными страстями, как говорит апостол: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак. 1:14 ); и как обладаемые рабы и пленники, «не то делаем, что хотим, а что ненавидим, то делаем. Не мы делаем то, но живущий в нас грех» ( Рим. 7:15, 17 ). Теперь поищем, кто в поднебесной может назваться крепким властелином? Я знаю, что один из постельничих царя Дария сказал бы, что крепче всего царь. " Царь, – говорит он, – все побеждает и господствует всеми, и владычествует ими». Он собирает силу воинскую, посылает ее на брань против супостатов; скажет им: «поразите», – и поражает. Он овладевает сильными городами и говорит: «разорите», – и разоряют. Он берет в плен страны и говорит: «посеките», – и посекают; и весь народ и полки слушают его (см. 2Езд. 4:3 и сл.). Так рассудил постельничий царя Дария. Этому рассуждению доследовал бы и я, если бы мне не воспрекословил святой Григорий Двоеслов , который говорит: «Крепкое владетельство праведных заключается в том, чтобы одолеть себя, то есть идти против собственных страстей, угашать в настоящей жизни разжение страстное и греховное».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Николай Каверин Православная мифология конца ХХ века " decoding="" title="" > ( 4  голоса:  5.0 из  5) Церковное предание должно быть достоверно и в своей сущности и по своему духу не может противоречить тому, что мы находим в Священном Писании. Если предание не достоверно, то оно и не церковно! Мифотворчество, непроверенные факты из истории Церкви и жизнеописаний подвижников нарушают церковность и вносят элементы язычества, окрашенные псевдоблагочестием и псевдоправославием. I. О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца Церковное предание — своеобразная живоносная артерия Благодати Божией, пронизывающая Святым Духом историю Церкви. На церковном предании как на благодатных примерах действия Божественного Промысла в истории как отдельных святых, так и всего церковного организма, в частности, строятся и богословские постулаты. Так, например, на предании Церкви о приснодевстве Марии основано догматическое учение о Богородице, хранимое Православием в отличие от несторианских, а позднее — протестантских еретических взглядов на Божию Матерь. Церковное предание, однако, должно быть достоверно и в своей сущности и по своему духу не может противоречить тому, что мы находим в Священном Писании. Если предание не достоверно, то оно и не церковно! Мифотворчество, непроверенные факты из истории Церкви и жизнеописаний подвижников нарушают церковность и вносят элементы язычества, окрашенные псевдоблагочестием и псевдоправославием. « Не буди ми лгати на святаго …» — слова святителя Димитрия Ростовского наилучшим образом предостерегают ревнителей не по разуму сочинять псевдоблагочестивые мифы. Эти «ревнители» или не понимают, или же, наоборот, прекрасно осведомлены, к каким пагубным последствиям и соблазнам для церковного сознания может привести вольное обращение с церковно-историческими фактами. Не следует забывать, что мифотворчество в церковной сфере способно увлечь людей в противление Церкви, в нестроения и расколы.

http://sueverie.net/pravoslavnaya-mifolo...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января «Не солгать на святого»: Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского Автор данной статьи – референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря игумена Августина (Неводничека). Статья написана в рамках проекта «Просветительская мобильная выставка “Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского”». Статья Написанные святителем Димитрием Ростовским в конце XVII – начале XVIII века Четьи-Минеи  явились не только значительным церковным событием, но и одним из ценнейших вкладов в сокровищницу русской культуры. Они стали целой эпохой в истории русской агиографии. Поэтому, прежде чем говорить об их месте и значении, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с тем, как возник и развивался такой жанр, как описание жизни святых. Русская агиография заимствовала у греков литературные формы и приемы в тех Житиях и сказаниях, которые были принесены на Русь в славянских переводах. В свою очередь основой для греческой агиографии послужили евангельские рассказы о жизни Спасителя и Его учеников, ведь житие святого – это воплощение заповедей Господних и уподобление Христу. Таким образом, евангельская история продолжается в описании подвигов святых, которые на своих примерах раскрывают возвещенное Христом учение о спасении. Юго-Западная Русь, вошедшая с XIV века в состав Великого княжества Литовского, а затем в состав польского государства Речь Посполита, испытывала сильнейшее католическое влияние и давление со стороны польских властей. Живя обособленно, эта часть некогда единой Руси была занята своими насущными проблемами – борьбой с навязыванием унии, а затем с уже состоявшейся в 1596 году Брестской унией, отстаиванием прав православного населения, апологетической полемикой с католиками и униатами, да и просто физическим выживанием в католическом государстве. Так что не сразу было обращено внимание на то, что народ в качестве душеполезного чтения пользуется западными мартирологами, переведенными на польский язык и подвергшимися обработке католическими авторами, а также стихотворными житиями католических святых, написанными простым и понятным языком.

http://bogoslov.ru/article/5829017

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Своеобразие гомилетического наследия святителя Димитрия Ростовского и его актуальность в наше время 28 декабря 2017 09:17 – 1 января 1970 03:00 События «Не потускнел от “пыли веков” и “злобы времен” духовно-величавый образ могучего богатыря Русской Церкви, не исчезло из памяти народной и широкого русского благодарного сердца имя великого Чудотворца и Архипастыря, давно утратившее всякое хронологическое значение», – так пышно и велеречиво вещал о значении личности святителя Димитрия Ростовского в деле нравственного воспитания русского народа вития начала XX века, называя при этом святителя «одним из наиболее влиятельных воспитателей самых светлых, самых гуманных черт нашего национального благочестия» Очевидно, что век назад, когда святитель Димитрий Ростовский был одним из самых издаваемых и читаемых духовных писателей, такие слова не звучали диссонансом. Нам же, живущим столетие спустя, приходится констатировать тот факт, что с бесценным и благодатным наследием столь выдающейся личности в наше время мало кто знаком. Если и можно говорить о некоторой осведомленности наших современников в отношении Четьих-Миней или «Келейного летописца», поскольку эти произведения за последнее время были переизданы, то иная ситуация с проповедями святителя, благодаря которым его стали называть российским Златоустом. Поэтому в своем выступлении я бы хотела привлечь внимание к гомилетическому наследию святителя Димитрия и на примере нескольких проповедей показать их актуальность в деле нравственного просвещения и в наши дни. 

http://bogoslov.ru/event/5659514

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Димитрий Ростовский, святитель Родился в декабре 1651 года в сотенном местечке Макарове Киевского полка Русского царства. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях в Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины. После возвращения в Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата. Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря. По поручению патриарха Адриана в поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/dim...

Церковь празднует обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского 4 октября, 2015. Новостная служба Святитель Димитрий определил место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века» 4 октября. ПРАВМИР. Церковь празднует Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года ( сведения о жизни помещены в этот день). Несмотря на желание Святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского и установлении празднования 28 октября  (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей).

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Митрополит Варсонофий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в столичном храме Христа Спасителя мая 2017 В день празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар (1087), 22 мая, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в столичном храме Христа Спасителя, куда был накануне доставлен ковчег с частью честных мощей святителя и чудотворца Николая. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Волоколамский Иларион, Некресский Сергий (Грузинская Православная Церковь), Феодосийский и Керченский Платон, Самарский и Тольяттинский Сергий, Ярославский и Ростовский Пантелеимон, Тульский и Ефремовский Алексий, Тверской и Кашинский Виктор, Курский и Рыльский Герман, Белгородский и Старооскольский Иоанн, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, Брянский и Севский Александр, Тамбовский и Рассказовский Феодосий, Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Саранский и Мордовский Зиновий, Барнаульский и Алтайский Сергий, Смоленский и Дорогобужский Исидор, Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий с собором других иерархов и духовенства, в числе которых были епископ Кронштадтский Назарий и секретарь петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич. В храме присутствовали апостольский нунций в РФ архиепископ Челестино Мильор, члены итальянской делегации. После сугубой ектении была вознесена молитва о мире на Украине. Архиепископ Солнечногорский Сергий огласил патриаршее обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя Николая. Были совершены праздничное славление и молитва перед ковчегом с частью мощей святителя. Святейший Патриарх Кирилл обратился верующим с первосвятительским словом. За 930 лет пребывания в Бари честных мощей святителя Николая они никогда не покидали этот город. Договоренность о принесении мощей была достигнута по результатам встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Глава 3. Книга пророка Исаии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета «Кричат мне с Сеира: сторож, сторож, сколько ночи? Приближается утро, но еще ночь» (Ис. 21:11). В этих словах пророка Исаии можно видеть символическое изображение ветхозаветного пророческого служения. Пророка Исаию нередко называют ветхозаветным евангелистом. Святитель Кирилл Александрийский говорит о нем: «Исаия есть вместе пророк и апостол, его пророческие изречения имеют ясность Евангельской проповеди» [цит. по 40, c. 94]. Почему так? Хотя это достаточно очевидно, ответим на этот вопрос в конце лекции, когда мы подробно рассмотрим содержание самой книги. «Приидите, ныне света пророческого дарования желающии, прияти книгу усердно Исаии, богоразумия исполнену: твердым желанием внимаем, да божественныя зари 3.1. Служение пророка Исаии Эта книга принадлежит одному из самых первых по времени пророков-писателей, поэтому вынесена в начало свода пророческих книг. Этим также явлено особое ее значение. Сначала нужно нечто сказать об эпохе, в которую пришлось нести свое служение этому пророку. По самим указаниям этой книги, начало служения пророка Исаии приходится на время царя Озии прокаженного и затем Иоафама, Ахаза и Езекии. Сколько времени длилось это служение, зависит от хронологии этого периода, которая разнится. Некоторые говорят, что начало служения пророка Исаии связано с годом смерти царя Озии, когда было видение Господа на Херувимах. Другие, как, например, блаженный Иероним, считали, что это служение началось в 25-й год царя Озии. Евсевий Кесарийский в своей хронологии писал, что это 17 год. В зависимости от этого, его продолжительность была от 50 до 70 лет. «Великим духом своим он провидел отдаленное будущее и утешал сетующих в Сионе; до века возвещал он будущее и сокровенное, прежде нежели оно исполнилось» (Сир. 49:27, 28). Пророк Исаия, по его собственным словам, был сыном Амоса. В житиях святителя Димитрия Ростовского сказано, что Амос был сыном царя Иоаса, то есть, братом царя Амасии, и таким образом, пророк Исаия принадлежал к царскому роду.

http://sedmitza.ru/lib/text/431402/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010