Прибытие в Фессалонику . Св. Григорий Палама недолго оставался в столице и предпринял вторую безуспешную попытку взойти на свою кафедру; зилоты объявили, что готовы его принять, но при условии, что он не будет поминать за богослужением императора Кантакузина( 70 ). Сохраняя верность своей изначальной позиции, св. Григорий предпочел еще раз отложить свое прибытие в Фессалонику. Решением Синода ему было поручено смягчать проповедями «варварские нравы» обитателей острова Лемнос. Нам не известна точная цель этой миссии, связанной, возможно, с желанием правительства уничтожить последние островки сопротивления Кантакузину. Лишь в начале 1350 г., когда Кантакузин овладел наконец Фессалоникой, св. Григорий Палама взошел на свою кафедру. Традиционная церемония настолования включала моление нового епископа у городских ворот; св. Григорий придал этому молению покаянный характер: «Мы перестали знать друг друга, мы вернулись к прежнему состоянию, как когда Ты не привел еще нас всех к Единому Богу, к единой вере, к единому крещению и единому причастию,” – и просил Бога даровать городу мир и согласие. Через три дня после вхождения в город, которое св. Филофей изображает как триумф, он произнес проповедь на ту же тему мира; в ней он осудил зилотские безобразия, придавшие Фессалонике «вид города, попавшего в руки неприятеля». «Кто это те, кто делают набеги на город, – спрашивает он, – и к тому же иногда разрушают дома, и расхищает имущества в домах, и с великим бешенством отыскивают хозяев домов и немилосердно и бесчеловечно дышат против них убийством? – Разве не сами жители этого города?!» Он предостерег свою паству от политики возмездия: «Не засчитывайте причиненное кому зло, и не желайте воздать злом за зло.» Как мы увидим, в последующих проповедях св. Григорий Палама будет часто осуждать социальную несправедливость, приведшую к восстанию зилотов, и, если верить св. Филофею, многие из них станут его близкими друзьями. Никифор Григора . В это время в Константинополе несколько интеллектуалов продолжали нападать на богословие св. Григория Паламы . Самым характерным среди них был, несомненно, ученый Никифор Григора, которого поддерживали Феодор Дексий( 71 ) и низложенные епископы Ефесский и Ганский – единственные из протестовавших в 1347 г., кто дожил до 1351 г. Правда, Матфей Ефесский, возражавший более против личности патриарха, чем против учения св. Григория, примирился с синодом после смерти св. Исидора; в его присоединительной грамоте, датируемой 22 апреля 1350 г., содержится одобрение учения Паламы. Вероятно, он рассчитывал, что таким образом сможет сильнее влиять на избрание следующего патриарха. Тем не менее 10 июня еще один афонский монах, Каллист, был избран патриархом, и Матфей вновь присоединился к оппозиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Хотя он был очень юн еще годами, но он хорошо понимал, что все блага этой жизни скоропреходящи, что нужно больше всего думать и заботиться о том, чтобы угодить Богу и сделаться причастником жизни вечной, войти в царство небесное. И вот, с самых юных лет Григорий стал вести образ жизни, строго сообразный с благочестивыми желаниями его сердца, стал жить в Боге и для Бога. Подобно своим родителям, он был в высшей степени набожен. Еще в юные годы присутствовать во время совершения богослужения в храме составляло для него наслаждение, с течением времени – ходить в храм Божий на службы церковные сделалось потребностью его души и стало правилом его жизни. С детства тихий, кроткий, не любивший даже общества сверстников, он потом все более и более стал стремиться к уединению. Находясь же в уединении, он все свое время посвящал или молитве и богомыслию, или же чтению слова Божия. Набожный, любивший в уединении совершать продолжительные молитвы, приученный с детства во всем к умеренности, Григорий вел столь строго воздержанный образ жизни и так много постился, что, по выражению составителя его жития, «на всяк день оставлял себя еле жива от сильного воздержания». Родители Григория, пытавшиеся было приучить его в молодые его годы к занятию хозяйством, так как он был единственным их наследником, и к нему должно было по смерти их перейти их имение, видя его такое ревностное стремление к Богоугодной жизни, опасались теперь только одного, как бы он своим чрезмерным воздержанием не расстроил своего здоровья, и увещевали его возможно умерить уже очень строгое воздержание. Но увещевания родителей не имели успеха. Мало этого. С каждым днем все более и более разгоравшаяся ревность по Бозе побуждала Григория на новые более трудные подвиги. Как ни строг был образ жизни, какой он вел доселе, ему, однако, казалось, что он должен быть еще строже, что жизнь в доме родителей – в миру – не даст ему возможности пребывать в таком строгом уединении, к какому стремилась его душа, жаждавшая новых высших и более трудных подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Подобные огорчения, по суду самого Василия (п. 136), большей частью препятствовали поправлению его здоровья, а огорчения со стороны других делали болезни более тяжкими и мучительными. Потому при всем величии терпения св. Василий писал о себе в одном письме: «Я оцепенел от множества скорбей, окруживших меня ныне, они соделали жизнь мою очень тяжкою». Все это – и множество скорбей, и непрестанные заботы, – конечно, достаточны уверить, что только по особенной милости и благоволению Божию святитель при столь слабом здоровье прожил до сорока девяти лет. Обстоятельства его кончины подробно описал св. Григорий Богослов . Когда Василий лежал при последнем издыхании, призываемый к горнему ликостоянию, вокруг него волновался весь город: нестерпима была потеря, жаловались на его отшествие, как на притеснение; думали удержать его душу, как будто можно насильно остановить ее руками и молитвами; всякий, если бы только возможно было, готов был приложить ему что-нибудь от своей жизни. В предсмертные минуты больной архипастырь некоторых рукоположил в церковные степени, а другим предлагал свои наставления; и наконец со словами в руце Твои предаю дух мой, ( Лк. 23:46 ), радостно испустил дух. Когда выносили его из дома, каждый из пасомых его заботился о том, чтобы взяться или за воскрилие риз, или за сень, или за священный одр, или коснуться только его тела, или даже идти подле несущих, или насладиться одним зрением. Наполнены были торжища, переходы, вторые и третьи этажи; тысячи всякого рода и возраста людей, дотоле не знаемых, то предшествовали, то сопровождали одр и теснили друг друга. Псалмопения заглушаемы были рыданиями. Даже некоторые из язычников и иудеев, бывших при этом, проливали слезы. От тесноты стремления и волнения народного немалое число людей лишились жизни, и кончина их была ублажаема, потому что преселились отсюда вместе с Василием и стали надгробными ему жертвами. С таким миром и с такой любовью паствы преселился святитель Христов из сей жизни. Это было в 379 году, через восемь лет с начала его епископства, на пятидесятом году его жизни. Глава 5. Письма святого Василия Великого 7 Число сохранившихся до нас писем Василия Великого простирается до 336. – Из них сомнительной для некоторых кажется подлинность только 11-ти писем к Ливанию. Но содержание и этих писем не представляет ничего такого, что было бы недостойно Василия Великого или не сообразно с его обстоятельствами жизни. Различие содержания дает основание к разделению писем Васильевых на догматические, канонические, истолковательные, апологетические, нравственные, ходатайственные, утешительные и приветственные. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Последняя статья: притча еуаглка. блоудномъ сн с толкомъ (л. 21). 5) къ прошенье. нвана фелога. самаго ха (л. 23). Нач. Ги скажи ми пришествие на землю. и которымъ соу преже вс прити.. Первая половина сходна с изд. И. Я. Порфирьевым , Апокриф. сказания о новозаветн. лиц. и соб., стр. 326, но язычники называются «еллинами». За тем говорится о суде над родом христианским. Последний вопрос: колко е агглъ и рода члвча. О других списках у В. Мочульского, Следы народной библии... Одесса, 1893 г., стр. 173–195. 6) Без заглавия. Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на горе Елеонской (л. 25 об.). Нач. Възыде исъ на гороу еленьскю со оучнки своими. и ре имъ гл се аз хожю ва на нбо. н адама с собою возвожю.. Количеством вопросов, порядком их, а также по языку отличается от изданных Н. С. Тихонравовым, Памятники отреч. русск. литературы, т. II, стр. 192–212 и И. Я. Порфирьевым , Апокрифич. сказания о новозав. лиц. и событиях, стр. 311–325. Последний вопрос: тако е радость воскрнь. О других списках у В. Мочульского, Следы народной библии..., стр. 196–215. 7) бесда стхъ трехъ стль. григорь бгослова. иана златаоустаго. василь кесариискаго с толкомъ. патерика римска (л. 37). Нач. Григореи ре кто первие бга нареч на земли. ианъ ре. Сотонаилъ то первыи агглъ. сверженъ с нби преже создани адамл за гордость.. Текст сходен с изданным И. Я. Порфирьевым , Апокрифические Сказания о новозаветн. лицах и событиях, стр. 384–391, но изданный текст неполный и продолжением Беседы по нашему списку служит собрание вопросов с ответами, не связанных с именами трех святителей. «Вопросительные словеса о родословии» следуют без заглавия. За ними – вопросы с ответами, необычные для Беседы трех святителей: толкование ирмосов на Рождество Христово (л. 49), из «книг Фелона притчи приточник» – о книгах св. Писания и «отметных» (блудницы) (л. 50), «псалтырный толк» (л. 52 об.). Ряд вопросов, подходящих к иной версии, изданной И. Я. Порфирьевым , Апокрифические сказания, стр. 378 и след. (л. 53 об.), « се вопрошенье кнз антиха стго афонась» начинаются вопросом об ангельском существе 84 (л. 54), далее – вопросы о Лонгине сотнике, о нерукотворенном образе, о иерействе Иисуса (л. 61), мелкие вопросы, обычные в Беседе, но в иных редакциях. Последний вопрос, оканчивающий Беседу: колько моужь по благовщению родис. (втъ) . первыи симъ. вторыи ено. третьи иса. четвертые самсонъ. е и самои. е бца. . е. иа пртча. Последняя часть Беседы, следующая за Вопросами князя Антиоха, сходна с текстом, изданным И. Я. Порфирьевым , Сказания о новоз. лиц. и событ., стр. 378–384. О других подобных списках у В. Мочульского, Следы народной библии.., стр. 2–172-я и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Он пишет: «Итак, этот (т. е., аподиктический силлогизм — пер.) имеет дело с необходимым, всегда пребывающим и всегда истинным и неизменным, а диалектический — с вероятным и правдоподобным, с тем, чему свойственно оборачиваться то так, то эдак, и то быть, то не быть, и быть иногда истинным, а иногда нет»  . Наконец, необходимо отметить, что хотя святой Григорий категорически настаивает на недопустимости внесения добавлений в Символ Веры безотносительно даже к их истинности или неистинности, так что и саму возможность вести диалог с латинянами ставит в зависимость от изъятия ими «filioque» из текста Символа, он, тем не менее, следуя традиции, идущей от предшествовавших ему богословов, — иеромонаха Никифора Влеммида и патриарха Константинопольского Григория Кипрского  , — допускает употребление в богословии выражений об исхождении Святого Духа «через Сына» и даже «и от Сына» (filioque), при условии православного их истолкования в энергетическом, а не ипостасном смысле. Время написания «Аподиктических слов» с большой степенью точности можно определить 1335 годом, отталкиваясь от датировки 1336–м «Первого письма к Акиндину», содержащего упоминания о них и даже цитаты из них. Таким образом, они являются одними из самых ранних произведений святителя. Надписание же их именем «Архиепископа Фессалоникийского» (каковым Палама стал лишь в 1347 году) объясняется тем, что они были изданы в Константинополе в 1355 году по возвращении святителя из турецкого плена, как об этом свидетельствует в своем «Похвальном слове» его биограф, патриарх Филофей Коккин  . Примыкает к «Аподиктическим словам» небольшое произведение «Против Векка»  , в некоторых своих местах представляющее из себя дословное заимствование из «Слов», а в других построенное на цитировании тех же самых святоотеческих пассажей, что прежде уже приводились в «Словах». Впрочем, о том, что написано оно много позднее «Слов», можно заключить из того, что Палама определенно пишет в нем о «злочестии Варлаама и Акиндина»  , что позволяет датировать его временем после Соборов 1341 г., когда учение последних было официально осуждено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

699 Еще будучи инспектором, исполняя должность ректора по случаю отъезда в отпуск, во время пасхальных каникул 1897 г. бывшего ректора о. архим. Лаврентия, он встречал архиепископа Йорского Вильяма Маклагана, приветствуя его при этом от Академии речью на английском языке (Бог. Вестн. 1897 5). 702 Эта статья между прочим и свидетельствует о преосвящ. Арсении как хорошем знатоке церковного пения. 703 На эти миссионерские съезды, происходившие в Москве 1887 и 1891 гг. он был командирован епархиальным начальством. 706 Между прочим, и в одной из статен своих, именно: «Была ли в Бельцах резиденция первого Молдавского митрополита» (Кишин Еп. В. 1893 г. 21) А.Г. делает «историческую поправку» к такому ученом сочинению, как труд проф. Е.Е. Голубинского : «Краткий очерк истории православных церквей – Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской» Москва, 1871. Примечание составители настоящей статьи. 707 Труды Киев. Дух. Академии за 1894 г кн. 10 (октябрь), приложение (извлечение из протоколов), стр. 103–105. В выпущенных нами словах отзыва почтенного профессора излагается подробно то, в чем «видимы достоинства» рассматриваемого им сочинения со стороны разработки темы и выполнения задачи. Надобно заметить, что диссертация А.Г. сверх того, удостоена опять Макариевской премии от Киевской Духовной Академии. 708 А.Г. Стадницкий издал и письма Филарета, митрополита Московского, к архиепископу Димитрию за 1827–1830 годы, дотоле не изданные (Кишинев. Епарх. Ведом. 1895 г. 23), чем также пополнил издание писем знаменитого святителя Московского. 709 О том, как ценилась педагогическая и административная деятельность, а равно и личные качества преосвященного Арсения в бытность его на службе в Кишиневе и Новгороде, можно видеть ясно из тех проводов, какие там ему делали и которые описаны в Кишиневских и Новгородских Епарх. Ведомостях за начальные месяцы 1896 и 1897 годов. 716 Архимандрита Никандра (Покровского), впоследствии архиепископа Тульского († 1893 г. июня 27). 719 Николаю Григорьевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но, по своему обету, я умер для всего этого и для всей жизни” ( εγ κα τους κυρους μου τος επισκπους σεβω, κα πντα τον κλρον τιμ.... ΙΙασι δ τοτοις, κα ολω τω βω οσον το επ’ μο τ προθσει πθανον). 1524 Архиепископ Феофил, желая придти к старцу Арсению, послал наперед узнать, отворить ли он ему двери. Старец отвечал ему: «если придешь, открою тебе ( ν ελθης, ανογω σοι); но если для тебя открою, для всех должен буду открыть ( πασιν ανογω); а тогда уже не останусь здесь“. Архиепископ, услышав это, сказал: «если я своим приходом прогоню его, то лучше мне не ходить к нему“. 1525 Из приведенных примеров очевидно, что проявлявшееся в них отрицательное отношение подвижников к церковности, к иерархии и под. в громадном большинстве случаев касалось не церковности самой по себе, а вытекало собственно из стремления избежать, по возможности, всяких сношений и встреч с людьми. 1526 Равным образом подвижнические памятники с несомненностью констатируют и тот факт, что чрезвычайные проявления благодати по преимуществу имели место, действительно, в пустынном уединении, тогда как переселение подвижника в среду людей с принятием, напр., епископского сана очень часто влекло за собой прекращение этих благодатных утешений – видений, откровений. Естественно возникал вопрос, не принятие ли епископства служило причиной прекращения чрезвычайных благодатных дарований, т. е., другими словами, не являются или оба эти порядка явлений во взаимном антагонизме, вследствие чего оказывается невозможным их совмещение в одном лице в одно и то же время. Однако, ответь па этот вопрос в памятниках дается отрицательный, а причина данного явления указывается в том, что Богу угодно утешать чрезвычайными дарами подвижников, лишенных в пустыне всякого человеческого утешения). 1527 Полную достоверность нашему заключению сообщает относящееся сюда место из творений св. Григория Богослова . По словам этого святителя, «Афанасий Великий (во время пребывания в египетских пустынях) примирял пустынножительство с общежитием, показав, что и священство совместимо с любомудрием, и любомудрие имеет нужду в тайноводстве“.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Возлюбленные наши чада, мы знаем, что проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, многочисленны и нелегки. Молодые люди в этом мире оказываются как бы на большом рынке, где все торговцы стараются на них нажиться: торговцы наркотиками, торговцы идеалами, торговцы живым товаром, лжемессии различных религиозных сект — все стремятся купить вас и сделать своими рабами. Миллионы молодых людей стали жертвами наркотиков и СПИДа, миллионы молодых во всем мире становятся предметом сексуальной эксплуатации, миллионы молодых приходят в отчаяние от безработицы, от преобладания того, что недостойно человеческой личности. Вы искали жизни, но вам принесли смерть, вы искали нежной любви, а у вас отняли душу и тело, вы искали достоинства, а вас унижают безработицей и эксплуатацией. Наступит момент, когда вы придете в отчаяние. В такие трудные моменты пусть звучит голос Нового Завета: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны и победили лукавого». Помните, что воскресший Христос не дал вам дух страха, но дух силы, любви и целомудрия. Не разрешайте никому пренебрегать вашей юностью, но будьте примером для верных во всем. Слушайте слово святителя Григория Богослова: «Ты молод — стань против страстей и блуда, имея поборником и пособником Крещение, сопричти себя к воинству Божию, ополчись против Голиафа и насладись своей молодостью». В начале нового тысячелетия единственный призыв к юному христианину -всегда оставайся молодым! Юный христианин, будь господином времени и истории! Юный христианин, пусть жизнь твоя имеет смысл!»   (Выступление Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула на Съезде православной молодежи). Во многих посланиях, обращениях и интервью Владыка говорил о судьбах Европы. «Европа, — по мнению Архиепископа Христодула, — частью которой мы являемся, предала христианство, поэтому сегодня она и столкнулась с проблемой выживания, так как не может решить проблему идентичности. И это она доказала тогда, когда ее политические лидеры отказались упомянуть в европейской конституции христианство, как один из источников европейской культуры». «Это означает отречение от самих себя, оставление духовной идентичности европейских народов. К счастью эту точку зрения не разделяет большинство народов Европы», — сказал Архиепископ Христодул.

http://pravmir.ru/kto-vveryaetsya-bogu-v...

New York: Harper. Stark, Rodney. 2006. The Victory of Reason: How Christianity Led to Freedom, Capitalism, and Western Success. New York: Random House. Stark, Rodney. 2014. How the West Won: The Neglected Story of the Triumph of Modernity. Wilmington: Intercollegiate Studies Institute Press. Ware, Kallistos. 1995. The Orthodox Way. Yonkers: St. Vladimirs Seminary Press. Wilber, Ken. 1998. The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion. New York: Random House. Wilson, Colin. 1988. Beyond the Occult. New York: Carroll & Graf. Yogananda, Paramahansa. 1987. Autobiography of a Yogi. Los Angeles: Self-Realization Fellowship.   См. несколько новаторских работ Родни Старка, таких как его первый труд (Stark 2006) , а также недавно опубликованный (Stark 2014) . Там же. Четырехлетние богословские дебаты в XIV веке между православным богословом, святителем Григорием Паламой (монахом с горы Афон и позднее архиепископом г. Салоники) и калабрийским монахом Варлаамом установили различные подходы в христианском богословии между Востоком и Западом (См. Meyendorff 1974; Lossky 1997; Ware 1995) . Следует отметить, однако, что некоторые недавние исследования были сосредоточены на точках соприкосновения между Григорием Паламой и Фомой Аквинским. См., например, Plested 2012 . 4 Уиллис Харман и Говард Рейнгольд, Высшее творчество: освобождение бессознательного для прорыва идей (Jeremy P. Tarcher 1984) — цитируется в (Markides 1990, pp. 181-82). Псевдоним Стилиана Аттешлиса, кипрского целителя, сочетавшего христианские верования и шаманские практики. — Прим. пер. 6 См., например, обширный обзор исследований подобного рода у Brown 2005 . Согласно статье, посвященной автору настоящей статьи в английской «Википедии», в ранних работах он поясняет, что под псевдонимом «отец Максим» имеется в виду Афанасий (Николау) (ныне — митрополит Лимасольский). К сожалению, точной ссылки не приводится. Мне не удалось найти подтверждение того, что митрополит Афанасий был настоятелем монастыря в горах Троодос, поэтому информация нуждается в дополнительной проверке. — Прим. пер. Вероятнее всего, имеется в виду известный старец Ефрем Филофейский и Аризонский. — Прим. пер. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 23 марта 2022 10 27 ноября 2019 10 19 ноября 2019 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6028608

Василий назначил его епископом в Сасимы – бедный и незначительный городок в кесарийской области 324 . Конечно, не охлаждение дружественных чувств и не желание отмстить Григорию за его отказы прибыть в Кесарию при избрании архиепископа и по занятию кесарийской кафедры Василием руководили последним в столь обидном для его друга назначении, хотя сам Григорий смотрел на этот поступок Василия, как на выражение далеко не дружественных чувств, и жестоко порицал его 325 . Побуждением со стороны Василия к назначению друга епископом в Сасимы было то, что когда, по разделении одной Каппадокии на две в гражданском отношении (371 г.), образовались здесь два митрополичьих престола – в Кесарии и Тиане, то между двумя митрополитами возникли некоторые недоразумения и споры относительно принадлежности Сасимов к митрополии кесарийской и тианской, -споры, перешедшие даже в открытую вражду. Чтобы удержать за собой Сасимы, Василию приходилось вести упорную борьбу с властолюбивым архиепископом тианским, Анфимом, для чего, конечно, ему необходимо было назначить туда человека сильного в слове, мужественного и готового на всякие лишения. Такого именно человека он видел в лице своего друга Григория, которого и решился, во что бы то ни стало, посвятить в епископы Сасимов 326 . Как же отнесся Григорий к предложению Василия? Против воли, по одному безусловному послушанию, возведенный в пресвитера и, среди служения родителям и назианзской пастве, утешавший себя надеждой хотя по смерти родителей, освободившись от возложенных на него обязанностей, «сделаться гражданином всякого места» 327 , он теперь видел, что, с принятием епископства, он может лишиться и этой последней надежды. Поэтому, он всеми силами противится предложению своего друга, и только тогда уступает ему, когда его отец, приняв сторону Василия, настойчиво требует от него безусловной покорности себе, как отцу, и Василию, как его архиепископу: тут он, по его собственному выражению, «не преклонившись духом, преклоняет главу свою под руки святителей» 328 , не преминув при этом заметить своему другу, что он «уступил в этом не убежденно, а принужденно» 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010