Подход святителя Германа к данной проблеме также гибок и многосторонен. Прежде всего он указывает на превышевременное ведение Бога: Творец ведает будущее как уже наступившее и настоящее, но это Божие знание не является дискурсивным, а представляет собою непосредственное созерцание. Однако такое предведение не определяет будущее, а только его констатирует, а поэтому нисколько не препятствует свободе воле человека. Творец ведает будущее как уже наступившее и настоящее, но это Божие знание не препятствует свободе воле человека И более того, порой и злые деяния человека включаются в общее Домостроительство Божие . Следовательно, святитель Герман вплотную подходит к тому различию предведения (πργνωσις) и предопределения (προορισμς) в Боге, которое было сделано преподобным Иоанном Дамаскиным: первое не предполагает второго. Интересное сообщение оставил патриарх Константинопольский Фотий в своей «Библиотеке» (cod. 233) . Здесь он сообщает, что читал сочинение святителя Германа под названием «О безупречном воздаянии людям за то, как они жили». Сочинение посвящено защите святого Григория Нисского и его творений от обвинений в ереси оригенизма. По мнению Германа, те, кому любезны пустословие идеи «апокатастасиса» и мысль о том, что посланных на нескончаемую муку [в ад] бесов и людей ожидает избавление, примешали к чистым творениям Нисского святителя темный и гибельный яд оригеновских бредней и к учению знаменитого и православного мужа присоединили еретическое безумие. Другими словами, святитель Герман утверждает интерполяцию творений святителя Григория Нисского, произведенную оригенистами. Поэтому Константинопольский патриарх, как радетель благочестия (τς υσεβεας, то есть Православия), обнажил против оригенистов острый меч Истины и поверг врагов Нисского святого. Это мнение святителя Германа было поддержано и некоторыми из ученых нового времени, но оно, как констатирует один наш исследователь, «не может быть признано справедливым» . Ибо святитель Григорий допускал иногда в своих творениях воззрение о «восстановлении всех разумно-свободных существ в их первобытное состояние нравственной чистоты и блаженства» .

http://pravoslavie.ru/131293.html

В 6-й песни святой песнопевец касается изображения Лика Христова на убрусе. Известно, что в беседе с императором Львом, убеждая его в истине иконопочитания, святитель Герман приводил именно этот факт. Святитель повествует, что во время страдания Христос не имел ни видения… ниже доброты, однако сущим вся просвещаше и являше… зрака видение , Егоже подобия на обетшавшем рубе изображение , якоже сокровище нам даровася. Подобие это, как свидетельствует святитель Герман в 4-й песни, сладчайше зрения солнца: Сладкое убо солнце, озаряющее очеса, сладчайшее же зрение Твоего, Христе, подобия . Развивая и углубляя далее истину иконопочитания, внедряя ее в сознание людей церковных, святитель Герман свидетельствует, что образ Христов, его видение есть залог спасения. К боговидению очи уготовим, и достойно потщимся видети образ Христов всечестный во спасение наше 357 . А отсюда утверждается истина почитания и изображений Богоматери и всех святых и в слух всей Церкви определяется православное поклонение святым иконам, восходящее к прославлению самого первообразного Существа Божия. Плотскаго Твоего зрака образ, Владыко , честно облобызаем и Матере Твоея и святых всех , почесть ведяще правым помыслом, преходити добре к Первообразному 358 . Мышление наше стремится даже отвлеченные понятия свести к образу. Поэтому неописуемое существо Божие определяется как Первообразное, не изобразимое по существу. Тем более насущно и необходимо для человека поклоняться зримому образу Божию – Его иконе. Посему святые отцы и преподобные не жалели жизни и полагали ее ради догмата иконопочитания. Святитель Герман, патриарх Константинопольский, знал это лучше и глубже многих, почему с радостью и соделался исповедником за святые иконы. В 9-й песни разбираемого канона, заканчивая свои песнопения в честь Нерукотворенного образа Спасова, он восклицает: Образе неизменный Отечь, Сияние славы присносущнаго Света. Печать Вышняго , Слове, Сило и Мудросте, Тя богословящим благопременитель буди 359 . Это сказано святым пес-нописцем в слух всех и на все века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

«Да не будет, чтобы совершилось зло сие!» – говорил патриарх об истреблении икон. За такие слова тиран прогневался на блаженного И все дальнейшие попытки императора были бесплодными: Герман оставался непреклонным, придерживаясь того фундаментального тезиса, что христиане, поклоняясь иконам, чтут не материю, а то, что материя изображает. Для него, «как и для его последователей-богословов, икона всегда поначалу есть образ лица. Если на картине представлен ложный бог, несуществующий божок – то перед нами идол. Изображение болвана. Если же речь идет об иконе Иисуса Христа, Богоматери или кого-либо из святых, то такие изображения заслуживают почитания, поскольку почитаемы и сами изображаемые лица» . Поскольку же иконоборчество было, по выражению одного исследователя, «императорской ересью», то есть «порфирородной» и «рожденной во дворце» , а сам «Лев III считал себя религиозным реформатором» и «ощущал себя призванным восстановить в империи подлинную веру, которая якобы хулится и попирается иконопоклонством» , то никакого компромисса достичь было невозможно. Поэтому неудача императора, не сумевшего переубедить патриарха, сыграла решающую роль: в 730 году Герману был предложен выбор либо подписаться под иконоборческим эдиктом императора, либо подвергнуться процессу осуждения за оскорбление его величества. Патриарх выбрал среднее: он отказался от патриаршества и сложил с себя омофор. Его место занял синкел Анастасий, предавший своего патриарха и подписавший эдикт. После этого святитель удалился в свое родовое поместье недалеко от Константинополя, где доживал свои последние дни; скончался он уже столетним старцем. Оценивая его личность, ученые констатируют его приверженность церковной «икономии» и отсутствию в его личности духа бунтарства: он никогда не выступал против светской власти в лице императора . Высказывается иногда даже мнение о существовании «легенды о Германе», восходящей якобы к патриарху Тарасию, и говорится, что, «хотя патриарх и выступил против зарождающегося иконоборчества, его позиция была пассивной, а реакция запоздалой. Никаких дисциплинарных мер против поборников ереси Герман не принял и на прямой конфликт с Львом III не пошел, благодаря чему и оставался на престоле до 730 года. Только когда от него потребовали подписать иконоборческое исповедание веры, он отказался и добровольно сложил с себя сан. После отставки Герман не был сослан, но жил в собственном имении» .

http://pravoslavie.ru/131293.html

Иерей приступает, присоединяется к ангельским силам и стоит уже как бы не на земле, а у Небесного жертвенника, (стоит) пред жертвенником престола Божия и созерцает великое, неизъяснимое и непостижимое таинство Бога...». Затем ангел, которого символизирует диакон, отваливает камень от гроба (здесь, несомненно, имеется в виду снятие воздуха, которым были покрыты дискосы и потиры при поставлении на престол) и возвещает воскресение: «Станем добре». Затем возглашает воскресение и народ: «Милость мира, жертву хваления». Тогда епископ возводит всех в вышний Иерусалим: «Горе имеем сердца». И все отвечают: «Имамы ко Господу». В дальнейшем толкование обращено на небесное таинство и символика погребальной процессии больше в нём не появляется. Епископ беседует непосредственно с Богом, которого видит лицом к лицу, а не в облаке, как некогда Моисей, Он окружён ангелами, которых прообразуют диаконы и рипиды. Народ поёт ангельскую Трисвятую песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Св. Герман не говорит ничего о тексте анафоры, поскольку он тихо произносился епископом, которому открыто божественное знание и вера в Святую Троицу и который один на один беседует с Богом. Здесь, в контексте своего толкования на анафору, св. Герман излагает богословие Евхаристии, которое он основывает на тексте из пророка Исайи ( Ис.6:1–7 ), содержащем небесное Трисвятое. Епископ держит в своих руках духовный Уголь, который освящает «всех, кто принимают и причащаются Его» (гл. 41). Св. Герман следует здесь за Феодором Мопсуестийским, который таким же образом использовал этот текст 68 . После ангельского Трисвятого идёт объяснение оставшейся части анафоры: воспоминания истории спасения и освящения силой Святого Духа. Затем следует поминовение живых и мёртвых – всех, кто призван «примкнуть к пророкам, апостолам и иерархам и возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом за таинственной трапезой Царства Христова» (гл. 41). Толкование завершается простым изложением Господней молитвы и краткой главой о причащении, основанной на Послании к евреям ( Евр.9:19 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Творения Святителя включают стихиры на праздники и памяти святых, а также каноны. В дни святителя Германа структура канона еще не была окончательно сформирована; это было последование отдельных тропарей, объединяемых в поэму. Преосвященный Филарет называет каноны святителя Германа “первым опытом в своем роде”. По всему кругу церковной службы встречаются стихиры святителя Германа, по преимуществу литийные или хвалитные, часто — на стиховне вечерни и утрени; значительно реже стихиры, обозначенные его именем, на Господи, воззвах . В своем исследовании песнопевцев и песнопений Греческой Церкви архиепископ Филарет Черниговский говорит, что святителем Германом “писаны произведения а) в похвалу святым и б) в похвалу дел устроения спасения нашего” 10 . Среди последних как наиболее важных преосвященным Филаретом упоминаются: а) канон на перенесение Нерукотворенного образа из Эдессы в Константинополь (16 августа); б) канон на Благовещение Пресвятой Богородицы, (в настоящее время нет в богослужебных книгах); в) стихиры на Сретение Господне; г) стихира на хвалите на первое сентября; д) стихира на Рождество Пресвятой Богородицы; е) канон Отцам шести Вселенских соборов (16 июля). Из песен святителя Германа, посвященных святым, преосвященный Филарет различает стихиры и отдельные каноны а) святым пророкам, б) святым апостолам, в) святым мученикам, г) святителям, д) преподобным; ссылаясь на свидетельство Алляция, Преосвященный упоминает и песни святого патриарха в честь преподобной Марии Египетской. При изучении славянской Минеи нами было обнаружено значительно большее число стихир на двунадесятые праздники, обозначенных именем Германа , по сравнению с теми, на которые как на подлинные ссылается преосвященный Филарет Черниговский. Очевидно, здесь могут иметь значение два обстоятельства. Во-первых, святитель Герман стоит в самом начале развития церковного песнотворчества и многие его произведения могли быть утрачены или не обозначены в процессе переписки его именем, почему и не могут быть точно идентифицированы. Во-вторых, известен и второй Константинопольский патриарх Герман, живший в начале XIII века, которому приписываются отдельные песнотворческие произведения 11 . В будущем должен иметь место большой труд по сличению рукописей с тем, чтобы уточнить авторство отдельных спорных произведений. Вместе с тем для того, чтобы понять, какой великий вклад в богослужение внес святой патриарх, достаточно и тех стихир и канонов конца VII и первой половины VIII века, которые есть в славянских богослужебных Минеях и авторство которых бесспорно принадлежит ему.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

 А.П. Каждан предполагает годы жизни святителя Германа примерно с 668 по 742. См.:  Каждан А.П.  Указ. соч. С. 84.   Феофан Византиец.  Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта.  Приск Панийский.  Сказания. Рязань, 2005. С. 328.   Бриллиантов А.И.  Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007. С. 465.   Острогорский Г.  История Византийского государства. М., 2011. С. 211.   Андреев И.  Святитель Герман, патриарх Константинопольский. С. 185.   Острогорский Г.  История Византийского государства. С. 221.   Феофан Византиец.  Летопись… С. 348.   Шёнборн К.  Икона Христа. Богословские основы. Милан; М., 1999. С. 171.   Gero St.  Byzantine Iconoclasm during the Reign of Leo III. Louvain, 1973. P. 131.   Шёнборн К.  Икона Христа. Богословские основы. С. 141.   Gero S.  Byzantine Iconoclasm… P. 89.   Афиногенов Д.Е.  Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. С. 20.   Величко А.М.  Политико-правовые очерки по истории Византийской империи. М., 2008. С. 24–25. Подобные воззрения были распространены и в самой Византии, а поэтому «императоры поднимают догматические вопросы, императоры деятельно участвуют в богословских спорах, императоры склоняют в этих случаях решения церковные в пользу своих мнений и проч. Но особенными злоупотреблениями сопровождалась присвоенная императорами власть по своему желанию и расчетам назначать патриархов. Желая быть неограниченными распорядителями в Церкви, они нарочно избирали в патриархи столицы таких лиц, которые были бы безгласны и послушны». –  Лебедев А.П.  Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV века. СПб., 2003. С. 99.   Дашков С.Б.  Императоры Византии. М., 1997. С. 127.  См.:  Beck H.-G.  Kirche und theologische Literatur in Byzantinischen Reich. München, 1959. S. 473–475.  Вряд ли можно согласиться с мнением А.П. Каждана, что «Герман оставил после себя богатое литературное наследие». См.:  Каждан А.П.  История византийской литературы (650–850 гг.). С. 85.

http://pravoslavie.ru/131293.html

И не скорбит, не унывает, имея постоянные поводы к лютой, по существу неисцельной скорби, напротив, радуется, оглашает песненным пением свою возлюбленную Невесту, Христову Церковь и ее живых членов, всех своих пасомых; пишет послания современным ему епископам, поддерживая их твердость в борьбе с иконоборческой ересью, и богословствует о таинстве Божественной литургии; постоянно славословит Христа, Богоматерь и святых в своих словах и церковных поучениях. Эту проповедническую и исповедническую деятельность святых Отцов в борьбе с ересями высоко оценивают исследователи наших дней. Так, в рассуждении С. Булгакова о ереси Ария мы находим следующее: “Если бы эта ересь одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы и самое христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия” 44 . Потому и святитель Герман полагал свою душу и жизнь в борьбе с ересями и, когда его прозорливые речения остались без ответа, был изгнан в заточение. Но и здесь теплится жизнь святого исповедника-старца. Он живет в изгнании десять лет, погруженный в иноческую молитву о Церкви и людях, сам будучи окружен иноками. С большим уважением свидетельствуют его биографы, что он достиг редкого даже в те годы возраста 95 лет. Это долгожительство святого патриарха также составляет отличительную черту его облика, сплетаясь в единое целое с его многострадальной жизнью, его длительным — в течение всего его жития — исповедничеством, с его удивительным прозрением событий жизни и судеб людей, наконец, — с его образом тихого страдальца, человека утонченной души, державшего в своих руках бразды управления вселенской Церковью. По свидетельству преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, святитель Герман в изображении древней греческой Триоди помещен впереди прочих священных песнопевцев 45 , и недаром, — ведь он воспел в слух своей паствы и на все века высокие и чистые церковные гимны, неповторимые стихиры и каноны, исполненные тонкого, горнего зрения церковных догматов.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

«Ход заседаний и прений собора неизвестен; но, не впадая в большую погрешность, можно думать, что деятельное участие в обсуждении занимавших собор вопросов принимало твердое убежденное меньшинство, быть может – не более десяти лиц; что обсуждение это велось по заранее составленной программе и обставлялось заранее заготовленными доказательствами» . И, тем не менее, деятельность собора имела большое значение, поскольку твердыми сторонниками иконопочитания остались преимущественно монахи (причем отнюдь не все), а значительная часть церковной иерархии и белого духовенства последовала за иконоборческим василевсом и его присными. Появился еще и новый фактор – «сгустившаяся атмосфера ереси, в которой воспитывалось новое поколение. Если люди старого поколения, примыкая к новому движению, по самому существу дела должны были двоиться и колебаться в своих симпатиях, то их дети, естественно, имели больше условий выйти из-под влияния обычая иконопочитания и стать под действие новых идей» . Святителю Герману обычно посвящается немного места в общих курсах по патрологии и истории византийской письменности ; специальных исследований о нем также немного . Вместе с тем он играл большую роль в церковной истории и политической жизни Византии периода иконоборческих споров, а поэтому заслуживает серьезного внимания к себе. Жизнь святителя Германа Будущий святитель принадлежал именно к старому поколению. Родился он в аристократической семье Константинополя. Дата рождения его неизвестна, но, скорее всего, это произошло в 30-е или 50-е годы VII века . Отец его, патриций Юстиниан, занимал ряд важных государственных должностей, а поэтому был вовлечен в политические интриги своего времени. Он участвовал в заговоре и убийстве императора Константа II (641–668); сын этого императора Константин Погонат предал смерти заговорщиков, среди которых был и отец будущего патриарха. Сам Герман был оскоплен, пострижен в монашество и причислен к клиру Софийской церкви. До этого он получил хорошее образование, был прекрасным знатоком юриспруденции и прочих наук. Поневоле став клириком, Герман принялся активно изучать Священное Писание и творения святых отцов, стяжав известность и в качестве серьезного богослова. Вместе с патриархом Георгием его иногда считают одним из главных инициаторов созыва VI Вселенского Собора, а также V–VI (Трулльского) Собора. Вскоре после последнего он был избран на митрополичью кафедру в Кизике.

http://pravoslavie.ru/131293.html

Энарксис Это была короткая служба, состоявшая из трех антифонов, совершавшаяся по тем Лиям, когда не было стационального шествия. Она состояла из трех псалмов, исполнявшихся антифонно, каждый из которых предварялся возгласом диакона «Господу помолимся " ·и молитвой, которую произносил один из священников. Мирной ектении богослужение в то время не содержало. Патриарх еще не находился в храме: он облачался неподалеку в своей резиденции. Верующие постепенно заполняли храм через множество дверей, оставив предварительно свои пожертвования в сосудохранилище. Вход Это начало самой Литургии, в то время, как все предшествовавшее носило сугубо подготовительный характер. Патриарх в полном облачении .вступал в нартекс и перед Царскими вратами под пение третьего антифона, который обычно состоял из 94-го псалма с тропарем «Единородный Сыне» в качестве заключительного рефрена, произносил входною молитву. Текст тогдашней входной молитвы отличался от современного: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесах чины и воинства Ангел и Архангел в служение Твоея славы: сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быта, сослужащих нам и славословящих Твою благость»33. Затем в церковь вступала процессия, во главе которой несли Евангелие и крест. Св. Герман (гл. 24) видел в этом входе пришествие на землю самого Христа: «„Приидите, поклонимся и припадем, спаси нас, Сыне Божий“, и возвестим пришествие, явленное нам в благодати Иисуса Христа». Сразу же пелось Трисвятое, а патриарх продолжал свое шествие вокруг амвона и по солее в алтарь, где он поклонялся престолу, а затем шел к своему сопрестолию в глубине апсиды. Эту часть его шествия мы можем наблюдать и в современном архиепископском богослужении. Литургия оглашенных Вступивший в храм во главе великолепной процессии патриарх оборачивался и приветствовал народ: «Мир всем». Затем он садился и начинались чтения. Чтению Апостола предшествовал прокимен, а между Посланием и Евангелием раздавалось пение «Аллилуйи». Св. Герман здесь снова подчеркивает присутствие Христа, Который приходит к нам в Своем Слове. Чтения совершалось с амвона в центре храма. Под пение «Аллилуйи» кадили Евангелие, которое во время входа возлагалось на престол. За чтением Евангелия следовала проповедь.

http://predanie.ru/book/220309-tvoreniya...

В противоположность этой позднейшей тенденции, св. Герман сохраняет верные представления об истинном смысле совершаемого: Литургия есть воспоминание жертвы Христа, исполнение подзаконных жертв, предвкушение небесного богослужения. В центре его внимания остается главное действие Литургии: освящение хлеба и вина Святым Духом через эпиклезу81. Наследие св. Германа «Доказательством успешности предпринятой·Германом попытки синтеза является ее жизнеспособность. На протяжении более чем шести веков он господствовал с непререкаемым авторитетом в сфере византийского литургического толкования»82. Первым достойным Соперником патриарха Германа стал в XIV в. Николай Кавасила. Доказательством популярности трактата служит само число его сохранившихся рукописей: om_X-XV вв. до нас дошло по крайней мере 50 списков83. Признание патриарха Германа на II Никейском соборе (787 г.) первым защитником православия против иконоборчества императора Льва III придало еще больший авторитет сочинению. Что касается самой Литургии, то «Сказание» св. Германа повлияло на развитие обрядов, прилегающих к Великому входу, и на обряд предложения, который в его время существовал лишь в зародыше. Читатель без труда увидит это влияние в тексте современной православной Литургии. Как показывает интерполированный фрагмент 22-й главы, появившейся всего через сто лет после написания трактата, ко времени Анастасия Библиотекаря, обряд предложения уже тогда приобрел свою ярко выраженную жертвенную интонацию и вобрал в себя некоторые из формулировок и библейских цитат, использовавшихся св. Германом при описании его более ранней формы. Влияние св. Германа можно усмотреть также в молитвах, которыми сопровождается в современном богослужении облачение клириков84. Не столь удачным наследием, за которое сам св. Герман, разумеется, не ответственен, оказалось дальнейшее распространение применения символики жизни Христа во плоти к каждому обряду Литургии, как это сделано в упомянутом трактате «Профеория» Николая Андидского85. В этом сочинении обряды Литургии представляют не только страдание, смерть и воскресение Христа, но и вообще все события Его земной жизни.

http://predanie.ru/book/220309-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010