Слова пророка Исаии, прообразующие путь Христов на земле, могут быть отнесены и к жизни Его последователя и исповедника, святителя Германа. Он был оставлен и возненавиден с ранних юношеских лет — и не бе помогаяй ему. Но он же был и вознесен Господом и сделался радостью, веселием родов и родов людей, по слову того же провидца Исаии. Те, кто множили скорби в жизни исповедника Христова, должны были признать его святость и поклониться стопам его — “и поклонятся следом ног твоих”. Жизнь святителя Германа Святитель Герман родился в Константинополе в семье одного из первых сенаторов Константа II. При восшествии на престол Константина Погоната (668 г.) отец Святителя был умерщвлен, а юношу император распорядился изувечить и отдать в церковные клирики, чтобы тот не мог отомстить за убийство отца. Но юноша Герман сам отошел от мирских притязаний и жил, по слову святителя Димитрия, “яко ангел Божий, от всякого земного пристрастия и мирския суеты удален”. Он прилежал молитве, посту и чтению божественных книг, в которых “премудрости глубину исследова и почерпе животныя богодухновенных учений воды” 4 . При Юстиниане II святитель Герман стал епископом города Кизика, где ревностно защищал веру Христову от нападок еретиков. От глубокого знания основ веры и святых догматов он “напаяет церковь Христову, будучи ее учителем и пастырем”. Но при императре Филиппике (711–713) за свое твердое сопротивление монофизитству он был изгнан и заточен. Со смертью Филиппика при императоре Анастасии II в 715 (по другим данным — в 713) году святителя Германа возвращают из заточения и избирают патриархом Константинопольским. Верующие с радостью принимают возвращение святого мужа в его родной город; по свидетельству хроники Феофана, Святитель занял кафедру “по согласию благоговейных мужей, пресвитеров, диаконов и всего святого собора и всего христолюбивого народа сего богохранимого царственного города, божественною благодатию, всегда врачующею немощное и восполняющею оскудевающее” 5 . При восшествии на патриарший престол святитель Герман свидетельствовал о своем согласии с определениями Вселенского Халкидонского собора против монофизитов. Уже будучи патриархом, он от своего глубокого и опытного знания догматов веры старался примирить армян с положениями Халкидонского собора. Старания эти, по мнению преосвященного Филарета Черниговского, не были бесплодны. Письма святого патриарха были исполнены “духом любви и православной веры”, и армянская церковь, откликаясь на эти любовные послания, принимала их и исповедовала его святым.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

Статья Святоотеческое богословие иконы. Часть 1 Свт. Герман занимал Константинопольскую кафедру в 715–730 гг. За это время на византийском престоле сменилось несколько императоров. В 717 г. святитель венчал на царство императора Льва III Исавра (717–741), а затем крестил и короновал соправителем его сына Константина V (741–775) – оба они стали иконоборцами. В 726 г. Лев III официально выступил против иконопочитания и безуспешно понуждал к тому же свт. Германа. В 730 г. император «публично потребовал от патриарха присоединиться к своей позиции и подписать соответствующий документ». Патриарх отказался, оставил кафедру и удалился в родовое имение Платанион, где и умер, вероятно еще до 741 г., но «во всяком случае до иконоборческого лже-Собора в Иерии (754)». На этом Соборе свт. Герман был анафематствован еретиками за иконопочитание (но в более мягкой форме, чем прп. Иоанн Дамаскин) . Свт. Герман был первым автором, который письменно выступил в защиту иконопочитания в условиях начавшегося государственного иконоборчества в Византийской империи . Три его догматических послания были зачитаны на заседании Седьмого Вселенского собора (787 г.) и опубликованы в его Деяниях: «Послание к Иоанну, епископу Синадскому», «Послание к Константину, епископу Наколийскому» и «Послание к Фоме, епископу Клавдиопольскому» . Наиболее объемным, подробным и содержательным является «Послание к Фоме». Свт. Герман стал единственным автором VIII века, которого цитируют материалы Собора. Учение святителя о священных изображениях отражает раннюю стадию развития православного богословия иконы. Кратко рассмотрим основные доводы патриарха Германа в защиту иконопочитания. 1. Христиане не почитают иконы как идолов и богов Для свт. Германа и «его последователей-богословов икона всегда поначалу есть образ лица. Если на картине представлен ложный бог, несуществующий божок, – то перед нами идол, изображение болвана . Если же речь идет об иконе Иисуса Христа, Богоматери или кого-либо из святых, то такие изображения заслуживают почитания, поскольку почитаемы и сами изображенные лица », – пишет К. Шёнборн .

http://bogoslov.ru/article/6192676

Очень неясной остается ситуация с ролью святителя в кратковременном возобновлении монофелитства при императоре Филиппике Вардане в 712 году: Вардан был воспитан в монофелитстве и, согласно византийскому хронисту, «не устыдился восстать против святого Шестого Вселенского Собора и опровергать все божественные догматы. Он нашел себе соумышленников: Иоанна, епископа Константинопольского, которого поставил, низложив Кира, его предшественника, и сослав его в монастырь Хораса; Германа, после занявшего престол Константинопольский, теперь же епископа Кизикского; Андрея, епископа Критского» . По словам нашего церковного историка, «по его повелению удалено было из дворца изображение VI Вселенского Собора. На соборе в январе 712 года прежний патриарх Кир был заменен Иоанном VI, VI Вселенский Собор отвергнут, память борцов за монофелитство восстановлена, издан томос с монофелитским учением. На соборе были, между прочим, святитель Герман Кизикский и святой Андрей Критский. Не подписавшие томоса подверглись ссылке. На Западе распоряжения нового императора встречены были решительным протестом папы и демонстрациями народа. Но и на Востоке торжество монофелитства было непродолжительным. 3 июня Филиппик был низвержен» . Остаются непонятными мотивы поддержки святителем Германом этого кратковременного императора. По мнению Г. Острогорского, «он смог найти в кругах высшего византийского клира некоторое количество сторонников или, по крайней мере, попутчиков, к которым принадлежал и будущий патриарх Герман» . Можно предполагать, что скорее всего святитель Герман присоединился к еретической религиозной политике этого василевса частично исходя из «икономических» соображений, а частично под угрозой насилия. Впрочем, быстрая смерть василевса избавила святителя Германа от данных проблем. В 715 году он занимает столичную кафедру, а в следующем году собирает Поместный Собор в Константинополе, на котором присутствовало около 100 епископов и который восстановил постановления VI Вселенского Собора, осудив монофелитство. Это свидетельствует о том, что патриарх придерживался православных позиций и, вероятно, принадлежал к влиятельной группе сановных лиц, настроенных оппозиционно к религиозным воззрениям Филиппика, но, к сожалению, у него не всегда хватало духа придерживаться православной «акривии», и он уступал иногда жестким обстоятельствам.

http://pravoslavie.ru/131293.html

«Ход заседаний и прений собора неизвестен; но, не впадая в большую погрешность, можно думать, что деятельное участие в обсуждении занимавших собор вопросов принимало твердое убежденное меньшинство, быть может – не более десяти лиц; что обсуждение это велось по заранее составленной программе и обставлялось заранее заготовленными доказательствами» . И, тем не менее, деятельность собора имела большое значение, поскольку твердыми сторонниками иконопочитания остались преимущественно монахи (причем отнюдь не все), а значительная часть церковной иерархии и белого духовенства последовала за иконоборческим василевсом и его присными. Появился еще и новый фактор – «сгустившаяся атмосфера ереси, в которой воспитывалось новое поколение. Если люди старого поколения, примыкая к новому движению, по самому существу дела должны были двоиться и колебаться в своих симпатиях, то их дети, естественно, имели больше условий выйти из-под влияния обычая иконопочитания и стать под действие новых идей» . Святителю Герману обычно посвящается немного места в общих курсах по патрологии и истории византийской письменности ; специальных исследований о нем также немного . Вместе с тем он играл большую роль в церковной истории и политической жизни Византии периода иконоборческих споров, а поэтому заслуживает серьезного внимания к себе. Жизнь святителя Германа Будущий святитель принадлежал именно к старому поколению. Родился он в аристократической семье Константинополя. Дата рождения его неизвестна, но, скорее всего, это произошло в 30-е или 50-е годы VII века . Отец его, патриций Юстиниан, занимал ряд важных государственных должностей, а поэтому был вовлечен в политические интриги своего времени. Он участвовал в заговоре и убийстве императора Константа II (641–668); сын этого императора Константин Погонат предал смерти заговорщиков, среди которых был и отец будущего патриарха. Сам Герман был оскоплен, пострижен в монашество и причислен к клиру Софийской церкви. До этого он получил хорошее образование, был прекрасным знатоком юриспруденции и прочих наук. Поневоле став клириком, Герман принялся активно изучать Священное Писание и творения святых отцов, стяжав известность и в качестве серьезного богослова. Вместе с патриархом Георгием его иногда считают одним из главных инициаторов созыва VI Вселенского Собора, а также V–VI (Трулльского) Собора. Вскоре после последнего он был избран на митрополичью кафедру в Кизике.

http://pravoslavie.ru/131293.html

При избрании святителя Германа на патриаршую кафедру, обнаружился в нем дух прозрения. Он предсказал некоей женщине по имени Анна — при получении ею его святительского благословения — о рождении от нее нового исповедника Христова. Это и сбылось в жизни ее сына, преподобномученика и исповедника Стефана Нового. Дух провидения, прозорливость обнаруживался неоднократно в словах и действиях святого патриарха. Очевидно, это было одной из сторон его личности: страдания с юных лет истончили и просветили душу блаженного Германа, и ему стали очевидны многие сокрытые человеческие дела, как добрые, так и злые. У святителя Димитрия они подробно приведены в пространном житии. Многосторонней была деятельность святителя Германа на патриаршей кафедре. Помимо своих основных забот по управлению церковью в годы, наполненные смутами, волнениями и ересями, блаженный патриарх постоянно обращался к литературной деятельности. Преосвященный Филарет Черниговский приводит по этому поводу слова его древнего биографа: “Право исправляя должное служение истине, он для общей пользы писал довольно много слов назидательных для благочестивых”. Здесь же преосвященный Филарет перечисляет слова Святителя на Введение во храм Богоматери, на Успение, на Благовещение, на обновление храма и положение пояса Богоматери. Известны сочинения святителя Германа о ересях и о соборах. Как особенно яркое отмечается его “изъяснение (или толкование — М. И .) на Литургию” 6 . В некоторым источниках оно называется “Со­зерцанием предметов церковных”. Полна и многообразна была деятельность святого патриарха, но основные труды и скорби были еще впереди: с восшествием на престол в 726 г. Льва Исаврянина началось гонение на святые иконы. Святой старец-патриарх неоднократно сам беседовал с императором, убеждал его, говоря что тот, кто отвергает святые иконы, есть “враг Божию воплощению”, напоминал Льву о нерукотворном образе Спасителя, посланном царю Авгарю в Едессе, приводил и другие доказательства. В это же время святитель Герман писал послания о почитании святых икон. “Писания его (Германа — М. И .) славятся по всей вселенной”, — свидетельствует VII Вселенский собор, на котором были прочитаны три из них.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

Статья Святоотеческое богословие иконы. Часть 1 Святоотеческое богословие иконы. Часть 2. Свт. Герман, патриарх Константинопольский († до 754 г.) В предыдущей статье о богословии иконы свт. Германа Константинопольского был процитирован объемный орос Седьмого вселенского собора (787 г.) – положительное учение соборных отцов об иконопочитании. Приводились также положения учения святителя, которые легли в основу соборного ороса. Статьи автора, посвященные богословию иконы святых отцов околособорного периода – прп. Иоанна Дамаскина (ум. до 754 г.) и свт. Феодора Абу Курры (ок. 750 – ок. 830) , были опубликованы ранее. В настоящей статье обратимся к богословски содержательным опровержениям иконоборческого лжесобора, сохранившимся в деяниях православного Собора . Богословская дискуссия восьмого века поможет полнее представить и изложить учение Православной Церкви об иконе. 1. Иконоборческий лжесобор в Иерии (754 г.) В 754 г. в Иерии, пригороде Константинополя, состоялся архиерейский собор, который иконоборцы объявили «вселенским», хотя в нем не участвовали представители других Поместных Церквей. Собор анафематствовал защитников иконопочитания: свт. Германа, епископа Кипрского Георгия и прп. Иоанна Дамаскина (в тексте – «Мансур»). При этом иконоборцами свт. Герман назван «двоедушным почитателем дерева», а епископ Георгий «исказителем отеческого учения». Но наибольшую ненависть вызвал прп. Иоанн, который был осужден иконоборцами за то, что мыслил «по-сарацински», был «иконопочитателем» «превратно толковавшим божественное писание» и замышлял «зло против империи» . В основу богословия иконоборческого собора легло учение императора Константина V Копронима. Вероопределение собора сохранилось в составе Шестого деяния Седьмого Вселенского собора, в ходе которого еретическое учение было опровергнуто. Иерийский лжесобор постановил: «…определяем, что всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей; она чужда им и заслуживает презрения. Никакой человек да не дерзает заниматься таким нечестивым и неблагоприличным делом. Если же кто-либо с этого времени дерзнет устроить икону, или покланяться ей, или поставить ее в церкви, или в собственном доме, или же скрывать ее, такой, если это будет епископ, или пресвитер, или диакон, то да будет низложен, а если монах или мирянин, то да будет предан анафеме, и да будет он виновен и пред царскими законами; так как он противник Божиих распоряжений и враг отеческих догматов» .

http://bogoslov.ru/article/6192821

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию - синаксарю, помещенному в современных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи - Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий - 1.01, Григорий Богослов - 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста - 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания. Три святителя в византийских литературных источниках Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X - н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три Святителя – совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, патриарх Константинопольский, Герман, патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/12/k_isto...

Статья Святоотеческое богословие иконы. Часть 1 Святоотеческое богословие иконы. Часть 2. Свт. Герман, патриарх Константинопольский († до 754 г.) Святоотеческое богословие иконы. Часть 3. Седьмой Вселенский собор о святости иконы (787 г.) Святоотеческое богословие иконы. Часть 4. Свт. Никифор, патриарх Константинопольский (ок. 758–828 гг.) Святоотеческое богословие иконы. Часть 5. Прп. Феодор Студит (759–826 гг.)   Свт. Фотий родился около 820 г. Он был племянником свт. Тарасия, патриарха Константинопольского; принадлежал к высшей знати и происходил из семьи, верной почитанию святых икон. Его отец св. Сергий Исповедник, великий ученый и богослов, скончался мученической смертью за защиту икон. «Будучи низведен с кафедры в 886 г., святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 891 г. Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры» . Как сообщает И. Ивонин , у свт. Фотия нет специальных больших произведений об иконах, а потому о его взглядах относительно иконопочитания можно судить по фрагментам в некоторых трудах: «Амфилохия» (10 трактатов) ; послание к болгарскому князю Михаилу (главы 18–20); письмо к Феофану Отшельнику ; гомилии 9, 10, 15, 16, 17, 18). Как полагает И. Ивонин, перечисленные тексты позволяют составить цельную картину богословской мысли святителя об иконопочитании и богословии иконы. Рассмотрим некоторые из этих текстов. 1. Связь образа и первообраза: Бог Отец, Сын, Св. Дух и человек Свт. Фотий, рассуждая о значении слов Писания «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт 1:26), приводит различные толкования. Так, он пишет, что человек, будучи тварным образом Бога, отразил в себе определенные свойства своего Первообраза («разумность и свободу воли», «главенство и высоту господства», «самостоятельность, мудрость, творчество», «бестелесность души» и т.

http://bogoslov.ru/article/6193771

Статья Святоотеческое богословие иконы. Часть 1 Святоотеческое богословие иконы. Часть 2. Свт. Герман, патриарх Константинопольский († до 754 г.) Святоотеческое богословие иконы. Часть 3. Седьмой Вселенский собор о святости иконы (787 г.) Святитель Никифор родился в Константинополе в семье нотария – императорского секретаря. Его отец Феодор пострадал за иконопочитание при императоре-иконоборце Константине V Копрониме и умер в изгнании. Сам Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (780–803) и, будучи мирянином, участвовал в работе созванного ею Седьмого Вселенского собора (787 г.), на котором ему было поручено говорить от имени императора (малолетнего Константина VI Порфирородного, регентом при котором была его мать Ирина). В царствование императора Никифора I (802–811), после смерти патриарха Тарасия (784–806), Никифор был возведен на патриарший престол. После воцарения императора-иконоборца Льва Армянина (813–820) Никифор как защитник иконопочитания в 815 г. был сослан в изгнание, где и скончался в 828 г. 1. Искусственный образ К. Шёнборн отмечает, что свт. Никифор первым ввел различие между естественным и искусственным образом. Дело в том, что одним из исходных пунктов полемики с иконоборцами было понятие природного (естественного) образа: Христос как Сын Божий есть икона Бога Отца, «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3), «образ Бога невидимого» (Колос. 1:15; 2 Кор. 4:4) (подробнее см. 4.1.1). Соответственно, иконоборцы полагали единственно возможным образом Христа Святые Дары Евхаристии, Его Тело и Кровь, т. е. единоприродные (единосущные) Сыну Божию по двум Его естествам. Иконопочитателям нужно было доказать сакральный статус неединосущного образа Христа, т. е. искусственного, каковым является всякое произведение искусства по отношению к любым первообразам. По мнению К. Шёнборна, прп. Иоанн Дамаскин показал, что образ отличается от первообраза, но при этом не сказал об их отличии по сущности, указав лишь на различие «в постепенном снижении бытийной причастности образов к первообразу». Именно свт. Никифор, ясно указал на то, что «икона, как искусственный образ, должна сущностно отличаться от своего первообраза» .

http://bogoslov.ru/article/6193123

Алтарные завесы стали элементами интерьеров храмов не позже IV По мнению профессора А.П. Голубцова, практическая цель употребления завесы была связана c disciplina arcani, то есть порядком катехизической подготовки к таинству Крещения. Завесы закрывали престол от взоров оглашенных (катехуменов) в то время, когда им дозволялось присутствие в храме за богослужением. «Вступление священника или епископа в алтарь сопровождалось открытием царских врат или отверстием завесы, вследствие чего и вся внутренность алтаря делалась доступной взору народа. Но известно, что различные разряды оглашенных были лишаемы этого права и от них строго охранялось святилище, а потому в их присутствии царских врат не Греческая редакция Литургии святого апостола Иакова и сирийская редакция Литургии святителя Василия Великого содержат особые молитвы «за предваряющие анафору. Во время совершения Литургии верных, после удаления оглашенных, миряне созерцали, то есть видели, священнодействия, совершавшиеся в алтаре. В трактате «О церковной иерархии», приписываемом священномученику Дионисию Ареопагиту, говорится: «А после этого из священного помещения удаляются оглашенные, а вместе с ними и одержимые и пребывающие в покаянии, и остаются лишь достойные созерцать священное и Святитель Герман, Патриарх Константинопольский, писал: «Ставши, таким образом, очевидцами Божественных тайн, участниками бессмертной жизни и общниками Божественного естества, восславим великое, непостижимое и неизъяснимое таинство Домостроительства Христа Бога и, прославляя, возгласим: " Тебе поем " — Бога и Отца, " Тебе благословим " — Сына и Слово, " Тебе благодарим " — Святого Духа, " Господи Боже наш " — Троица в Единице, дивная и в разделении Лиц, и в единстве одного естества и Божественности, единосущный и неразделимый Ссылаясь на византийские фрески и миниатюры, британский исследователь Х. Уайбру утверждал, что до XI века алтари византийских храмов во время совершения Божественной литургии были открыты взорам В этой связи следует упомянуть известный эпизод жития святителя Василия Великого, из которого часто ошибочно делают вывод, что он ввел в богослужебный обиход обычай закрывать завесой алтарь от взоров мирян. Однажды, совершая Литургию, святитель Василий заметил, что один из предстоявших диаконов отвлекся от службы и смотрел на стоявшую неподалеку женщину. Святой Василий отстранил провинившегося диакона от службы, назначив ему епитимию. И будто бы он повелел устроить завесу, которая закрывала бы алтарь со стороны, где находились во время службы женщины, запретив им приподнимать завесу во время анафоры под страхом отлучения от причастия. Но в древности мужчины и женщины в храмах располагались раздельно. На самом деле святитель Василий повелел опускать завесу только с боковой стороны, где находились женщины. Мужчины во время Литургии видели все происходящее в

http://patriarchia.ru/db/text/5879358.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010