В 1810 году, при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове ; †19 июля 1821), последовал указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын ; 1867–1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля, положив начало этому празднику. В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве ; 1876–1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля – день блаженной кончины и 10 июня – день перенесения его святых мощей. В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе Рязани каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Литература: 1 . Лаврентьевская летопись. СПб., 1897. 2 . Повесть о святом Василии, епископе Рязанском.Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. 3 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Рязанские иерархи. – Христианское чтение, 1859, май, с. 358--359. 4 . Житие святого Василия, епископа Рязанского. 6-е изд. Рязань, 1916. 5 . См.: Г. К. Вагнер. Повесть о Рязанском епископе Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского. – Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVI. М, – Л., 1960. 6 . Симон, епископ Рязанский и Касимовский. Рязанская епархия и ее покровитель святитель Василий, епископ Рязанский. – Журнал Московской Патриархии, 1978, 4, с. 68–73. Убиение святых страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 6: Словом Божественным окормляеми,/святии строители показастеся,/таинницы вернии и спасительнии,/слезами семена сеявше,/радостию пожасте, святии начальницы,/благовернии князи Василие славный и Константине Богомудрый./Того ради Владыце принесостеся кровию своею,/Емуже ныне предстоите, радуютщеся, отцы святии,/поминайте паству свою и отечество,/присно чтущия вашу память, Божии угодницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Никон. л. IV, 62 Карамз. 5, пр. 55. Ркп. святцы: «святой Василий епископ рязанский, чудотворец, – преставился в л. 6800 июля в 3 д.». Здесь показание о годе кончины – не полное, не показаны десятки и единицы. Это – не первый пример в ркп. святцах. – Надлежало написать: «в л. 6868». Рязанский старожил (чтен. общ. ист. 1839 г. кн. 3) бьется из всех сил доказать, что св. Василий скончался в 1292 г. и выдает такую мысль о св. Василии за предание. Странно! Будто предание считает года событиям; года считают книжники. Старожил указывает не то, что в службе св. Василий назвал первым рязанским епископом. Но: а) когда написана служба? Без сомнения, по перенесении мощей, в 1609 г.; б) Мнение о том, что св. Василий был первым рязанским епископом, во всяком случае несогласно с летописями и рязанскими грамотами. (Рязанские иерархи пр. 2, 6–8, стр. 3, 8). «Предание, говорит старожил, записано на гробнице св. Василия и на памятнике чугунном». Даже и чугунный памятник, поставленный в нынешнем столетии и с самыми грубыми ошибками в надписи, – для старожила решает вопрос о годе кончины св. Василия!... Когда написана надпись на гробнице? По исследованию Воздвиженского, в 1715 г. (иер. 21). Старожил говорил, что это – не первая надпись и выставляет следующие слова просьбы 1723 г.: «а что написано было у гробницы его, Василия епископа, в возглавии на клейме, вместо тумбы, образ перенесения мощей… и то написано по прошению тояж церкви бывшего дьячка Бориса Иванова, а написал я (священник успенского собора) тот образ с совета товарища своего попа Льва против летописи, что написано с каноном Василия епископа». За эту выписку – благодарность рязан. старожилу. Но от этой выписки также нелегко ему, как и от канона. Очевидно, первая летопись написана в одно время с каноном, т.е. не раньше 1609 г. После того, так как сторожил не выставляет более отзывов предания или доказательств своему мнению: то статья его должна бы назваться так: голос в защиту произвольного мнения книжников 17 в. о св. Василии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Василий жил в XIII столетии. Первые подвиги благочестия он совершил в Муроме. Там он принял монашество, и когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве муромской и рязанской, был уже известен как «муж праведен и благочестив». Об избрании святого Василия во епископа предание, сохранившееся в письменных источниках, повествует следующее: «По преставлении благовернаго князя Константина с чады его, многим летом минувшим, и по запустении града (Мурома) от неверных людей, и после благовернаго князя Петра и благоверныя княгини Февронии, тогда же многим летом минувшим прииде из Киева в Муром град благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме, такожде и бояре его и все купцы муромстии. Благоверный же князь Георгий первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и второй храм святых страстотерпцев такожде обновил, и епископа по-прежнему у их церкви устроил именем Василия, мужа праведна и благочестива». Приняв высокий святительский сан, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы: рассеянных татарским нашествием собирал во единое стадо, изнемогавших укреплял, сокрушенных сердцем утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на правый путь. Он явил себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, был примером своим пасомым в молитвах и подвигах. Однако, как повествует житие, по проискам врага рода человеческого святителя Божия оболгали, он был заподозрен в нецеломудрии и изгнан народом из Мурома. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его, но святитель Василий просил их: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа следующего дня». Кротость святителя смягчила жестокие сердца, и народ разошелся по домам. Праведник всю ночь молился со слезами в Борисоглебском храме; совершив всенощное бдение, он утром отслужил Божественную литургию, затем в Благовещенском храме совершил молебен перед чтимой иконой Божией Матери. Взяв с собой эту икону и предав себя воле Божией, он пошел к реке Оке, сняв с себя мантию, разостлал ее на воде и, встав на нее с образом Богоматери, поплыл вверх по реке, против течения. Господь совершил это чудо, чтобы явить людям невинность святителя. Пораженные чудом, муромцы раскаялись и со слезами просили святителя вернуться. Но святитель Василий был взят от муромских жителей «во мгновение ока».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Муромская икона прославилась и другими чудесами, из которых наиболее замечательно следующее. В конце XII века епископом в Муроме был св. Василий. Народ, ошибочно подозревая его в жизни, не соответствующей высокому епископскому сану, намеревался умертвить его. Когда о таком решении народа узнал Василий, то попросил у своих врагов отсрочки своей смерти до утра. Целую ночь усердно молился он в храме Бориса и Глеба; совершив затем литургию, он отправился в храм Благовещения и там пред образом Пресвятой Девы Марии, принесенным некогда Константином из Киева, отслужил молебен. Возлагая все свои надежды на заступление Царицы Небесной, Василий взял чудотворную икону Ее и пошел с ней к реке Оке. Здесь он снял с себя мантию, распростер ее по воде и стал на нее с образом Богоматери. Вдруг поднялся сильный ветер и понес Василия против течения. Через шесть часов епископ приплыл к месту, называемому Старая Рязань. Там народ и князь приняли святителя с почетом. Так как, однако, Старая Рязань была плохо защищена от нашествия татар, под игом которых Россия в то время находилась, то святой Василий решил для своего местопребывания искать другого, более безопасного места. В 1291 году он переселился в Новую Рязань, взяв с собой и икону Богоматери. С тех пор все последующие епископы также жили в Рязани. Так, с упразднением Муромской кафедры возникла новая епископская кафедра — Рязанская. Празднование Муромской-Рязанской иконе Божией Матери сначала совершалось на второй неделе Петрова поста, потом было перенесено на Фомину седмицу и, наконец, по просьбе жителей Рязани, Св. Синод установил праздновать ей 12 апреля. В настоящее время икона эта находится в рязанском кафедральном соборе. Такова история установления празднества в честь Муромской-Рязанской иконы Божией Матери. Белыничская икона Начало истории Белыничской иконы скрывается в далеком прошлом. Предание рассказывает, что сия благоговейно чтимая икона сначала находилась в православном храме, но во время унии она была отнята у православных католиками и поставлена в костеле. Впрочем, и после этого Белыничская икона Богоматери была почитаема православными. В 1832 году, после польского восстания, монастырь, в костеле коего находилась икона, был закрыт, а в 1876 году и сам костел с чудотворной иконой Богоматери был передан в православное ведомство.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

Блаженный святитель недолго управлял Рязанскою паствою. Он, как видно, созрел в жизни духовной и до поступления на кафедру. Блаженная кончина его последовала 3 июля 1360 года 616 . Надгробная надпись давнего времени говорит: «перенесены мощи иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского и Му­ромского чудотворца, из старого Острога, от церкви святых страстотерп­цев Бориса и Глеба, в новопостроенную церковь Успения Пресвятыя Богородицы, преосвященным Феодоритом, архиепископом Рязанским и Муромским» 617 . Это происходило 10 июня 1609 года. С того времени каж­дый год праздновали июня 10 память святителя Василия, епископа Ря­занского, как видно по записям кафедры; на водосвятной чаше 1653 года, устроенной архиепископом Мисаилом, упоминается «святитель Василий епископ Рязанский чудотворец» вместе с князьями Борисом и Глебом; а на серебряном кресте 1655 года святитель Василий изображен со свя­тителем Ионою митрополитом 618 . Указом Синода 1814 года дозволено праздновать апреля 12-го чудотворной иконе Муромской, прославившей невинность святителя, а его память – в неделю всех святых 619 . О нем же вспоминается мая 21 вместе с святым князем Константином Муромским 620 . Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла ( Пс. 104, 15 ). Слушающий вас (иерархов) Меня слушает, и отвер­гающийся вас Меня отвергается ( Лк. 10, 16 ). Эти слова Господа сами собой становятся в заключение истории святителя Василия. Память святителя Василия Исповедника, епископа Парийского Епископ Пария (napiov) в Геллеспонте, близ Кизика; в царствова­ние Льва Армянина за несогласие с иконоборцами изгнан с престола и скрывался в разных местах, по смерти же его (826 г.) возвращен на ка­федру и мирно скончался (после 830 г., в котором посвятил Игнатия, будущего патриарха, в пресвитера). Преподобного Акакия Нового, Кавсокаливийского, подвизавше­гося на Афоне и многих напутствовавшего на мученический подвиг за исповедание веры Христовой; мирно преставился 12 апреля 1730 года 621 . День пятнадцатый.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Переяславль Рязанский около 1095 г. основал князь Ярослав Святославович, построив церковь Николы Старого. Город был незначительным до 1198 г., когда его укрепил епископ Арсений. А при епископе Василии город сделался столицей княжества. Муромский епископ Василий, как и многие святые, терпел от клеветы: земляки поверили навету, что епископ держит в своём доме молодую женщину, и изгнали Василия. Что ошиблись, они поняли, увидев, как он удалился от них. Согласно преданию, святитель разостлал по воде Оки свою мантию, ступил на неё с образом Божией Матери в руках и «духом бурным» был принесён в старую Рязань. После чего в Муроме епископская кафедра была упразднена, а в Рязани учреждена. Около 1291 г., после уничтожения старой Рязани Элортаем, епископ, а вместе с ним и столица княжества, перешли в Переяславль Рязанский. В 1778 г. город переименовали в Рязань и сделали центром губернии. Под властью Москвы [ править править код ] После посольства Сергия Радонежского рязанские князья следовали воле Москвы. Поэтому, когда князь Феодор Васильевич, владевший большей частью рязанских земель, завещал свой удел Иоанну III, ничего для Рязани не изменилось. В начале XVI в. посол германского императора Сигизмунд Герберштейн записал: «Среди всех княжеств и областей московского государя первое место по плодородию почвы и всяческому изобилию занимает Рязань». В то время в Рязани было в изобилии не только земель, но и боеприпасов. В 1521 г. крымский хан Магомет Гирей осадил Москву. В отсутствии царя бояре хотели было обороняться, да оказалось, что мало пороху. Пришлось откупиться, дав хану грамоту с обязательством платить дань. От Москвы Магомет Гирей пришёл к Рязани и объявил московскому наместнику Хабару Симскому, что Московское княжество ему подчинилось, значит, должна подчиниться и Рязань. Хабар ворот не открыл, потребовал грамоту для удостоверения. Получив грамоту, рязанцы открыли пушечный огонь по татарам, столпившимся под стенами кремля. Оценил хан прочность рязанской крепости и оставил город вместе с грамотой московских бояр. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рязань

113 Антоний, из Архиепископов Варшавских Митрополит Новгородский и С.-Петербургский 1843 г. О. Б. 114 Владимир, в свете Василий Ушинский, воспитывавшийся в Александро-Невской Академии; Учитель, Инспектор и Ректор Новгородской Семинарии, за тем Епископ Рязанский и Викарий Петербургский, с 1822 г. Курский и наконец Архиепископ Казанский; умер на покое 1855 г. О. Б. 118 По случаю известного движения Латышей и Чуди в Православие и сопротивления тому со стороны тамошних Немцев. О. Б. 120 То есть, в Петербург, так как Иннокентий, Архиепископ Харьковский, вызван был в него, для присутствования в Св. Синоде, Апреля 1-го, 1847 г.; откуда и пишет сие письмо. О. Б. 124 Никанор, в мире Николай Клементьевский, воспитанник Троицкой Семинарии, с 1809 Учитель языков Греческого и Еврейского, 1812 Риторики, 1814 Баккалавр Московской Академия и Наместник Лавры, 1818 Ректор Вифанской Семинарии; 1826 Епископ Ревельский и Викарий Новогородский; 1831 Калужский; 1834 Архиепископ Минский; 1840 Волынский; 1843 Варшавский; 1848 Новгородский и С.-Петербургский; скончался в Сентябре 1856 г. О. Б. 129 В этом годе Владыке Иннокентию разрешено было возвратиться в свою Херсонскую Епархию, а вызнан был он, как сказано выше, для присутствования в Св. Синоде, по Высочайшему повелению, 1847 года, Апреля 1 дня. О. В. 130 Штаты по Духовенству много смущали и Московского Митрополита Филарета с 1845 года. См. его письма к Гавриилу в «Чтениях в Импер. Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете» 1868 г., кн. 2, Отд. V, письма 57, 60, 61, 63, и особо, а также в «Душеполезном Чтении» 1868 г., Декабрь, Отд. I, стр. 363–364, письмо того же и к тому же от 1-го Генв., 1850 г. О. Б. 133 В свете Егор Постников, сын Дьякона Петра Московской Губернии, Никитского Уезда, села Михайловского, род. 1-го Ноября, 1784 г., учился в Перервинской Семинарии до Философии, потом в Троицкой; 1808 отправлен в Петербургскую Академию, из коей в 1-м выпуске вышел Магистром (по списку 3-м) 1814, монах, с Августа Баккалавр Богословских наук, 1816 Инспектор, 1817 Доктор Богословия, с Октября Экстра-Ординарный Профессор, а с Сентября 1818 Ординарный Богословия и Архимандрит, 1819 Ректор; 1822 Епископ Ревельский и Викарий Петербургский с оставлением при Ректорстве; 1825 Епископ Калужский; 1829 Архиепископ Рязанский; 1831 Тверской; 1848 Казанский; в Августе 1856 Митрополит Казанский, а с Октября Новгородский и С.-Петербургский; скончался 17 Июля, 1860 г. О. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Между тем кровавые междоусобия между дядей и племянником продолжались несколько лет и сопровождались страшными злодействами. 3 Счастье служило попеременно той или другой стороне: сначала Василий, разбитый дядей, должен был удалиться в Коломну; по смерти Юрия великий князь долго вел борьбу с сыновьями его, Василием Косым и Дмитрием Шемякой; только младший из Юрьевичей, Димитрий Красный, не принимал участия в междоусобии. 4 Наконец, Василий Васильевич, по-видимому, утвердился прочно на великом княжении. Между тем Смоленский епископ Герасим отправился в Царьград, а осенью следующего года возвратился оттуда уже в сане митрополита. 5 Он остановился в Смоленске и не пошел в Москву, где продолжались княжеские междоусобия. Впрочем, он управлял западными епархиями не более двух лет. 6 После смерти Герасима великий князь Василий с согласия великого князя Литовского, всех русских князей, духовенства и народа, отправил нареченного митрополита Иону в Константинополь для поставления. Только и теперь не суждено было святителю Рязанскому сделаться первосвятителем всей Русской земли: еще до приезда его был избран на Русскую митрополию и посвящен в Царьграде Исидор, родом болгарин, а блаженному Ионе обещали, что он будет митрополитом после Исидора. Избрание Исидора было в связи с делом, давно уже задуманным. Греческая империя находилась тогда в крайней опасности; она была заключена почти в одних стенах столицы; все ее области были уже во власти турецкого султана; войска были немногочисленны и большей частью наемные; финансы государства почти не существовали. Император Мануил Палеолог и сын его Иоанн очень ясно видели, что греки решительно не в силах защитить себя от турок; они думали, что единственное средство для спасения империи состоит в примирении с папою, чтобы через него получить помощь от западных христиан. Переговоры об этом продолжались более 20 лет. В 1433 году отцы Базельского Собора (который считал себя Вселенским и действовал в духе независимости от папы), приглашали греков к себе для рассуждения о примирении Церквей и уверяли, что от Собора вернее можно ожидать помощи, нежели от папы Евгения II, который находился тогда в самом ненадежном положении, между тем как на стороне Собора было несколько королей и сам немецкий император Сигизмунд. Но император Иоанн, возлагая всю свою надежду на папу (хотя и отправлял посольство для предварительных совещаний в Базель), согласился на то, чтобы Собор был открыт в Италии, и притом с тем условием, чтобы папа доставлял от себя содержание грекам, присутствовавшим на Соборе. Указ императора созывал в Константинополь всех православных епископов. Многие из них прибыли лично, но из Патриархов вселенских один только Иосиф Цареградский согласился ехать в Италию; Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский отказались присутствовать на Соборе и назначили вместо себя местоблюстителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

По освящении двух престолов Преосвященным Архиепископом Смарагдом 81 , 16 Декабря 1858 года совершено освящение престола Святого Василия Рязанскому Ректором Семинарии Архимандритом Макарием. Накануне этого дня всенощное бдение совершено было со всею торжественностью, приличною важности праздника. Воспитанниками Семинарии на хорах, вновь устроенных, петы были все стихиры в честь Святителя. После Литургии в обычное время, Ректором Семинарии, Архимандритом Макарием произнесено краткое, но сильное, приличное торжеству слово 82 . Молебен Святого Василия и Божией Матери закончил торжество Церкви. Но торжество это, как день прославления на земле Святителя Рязанского, навсегда останется в памяти всех присутствовавших в храме, особенно же в памяти воспитанников Семинарии. Изображение чудесного плавания Святого Василия на мантии в Рождественском соборе При таком благоговейном усердии к Святому Василию, во все времена, начиная почти с самого перенесения мощей, старались изображать на иконах преславное чудо приплытия его на мантии в Рязань из Мурома. Ныне особенное внимание обращают на себя по своим надписям два таковых изображения. Одно из них находится в Рождественском соборе на правой стороне в особом кивоте, где в средине иконы поддерживают Святой Иона Митрополит Московский и Святой Василий Епископ Рязанский икону Муромской Божией Матери (в копии). Внизу сей иконы изображен Святой Василий плывущим на мантии с пречистым ликом Богоматери из Мурома в Рязань (старую). Видны и Муромцы в раскаянии, провожающие взороневинно изгнанного Святителя, и жители Рязани, в радости, встречающие его на берегу реки Оки. Под сим изображением находится следующая надпись: «Шествие по водам святого Отца нашего Василия, Епископа Рязанского и Муромского, нового чудотворца, иже промыслом Божиим сподоблен быть чудесно на мантии против струям речным из Мурома в град называемой старую Рязань в шесть часов». В доме Архиепископов Рязанских Другое подобное изображение видим мы в жилище Архиепископов Рязанских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3/16 июля — в день блаженной кончины и 10/23 июня — в день перенесения его святых мощей, местное празднование святителю Василию совершается также 21 мая/3 июня. В настоящее время святитель Василий особенно почитается в Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Собор Сибирских Святых С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископии, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии. Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры. В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и отечества. В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715). 10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых. На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии. На иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010