Между тем кровавые междоусобия между дядей и племянником продолжались несколько лет и сопровождались страшными злодействами. 3 Счастье служило попеременно той или другой стороне: сначала Василий, разбитый дядей, должен был удалиться в Коломну; по смерти Юрия великий князь долго вел борьбу с сыновьями его, Василием Косым и Дмитрием Шемякой; только младший из Юрьевичей, Димитрий Красный, не принимал участия в междоусобии. 4 Наконец, Василий Васильевич, по-видимому, утвердился прочно на великом княжении. Между тем Смоленский епископ Герасим отправился в Царьград, а осенью следующего года возвратился оттуда уже в сане митрополита. 5 Он остановился в Смоленске и не пошел в Москву, где продолжались княжеские междоусобия. Впрочем, он управлял западными епархиями не более двух лет. 6 После смерти Герасима великий князь Василий с согласия великого князя Литовского, всех русских князей, духовенства и народа, отправил нареченного митрополита Иону в Константинополь для поставления. Только и теперь не суждено было святителю Рязанскому сделаться первосвятителем всей Русской земли: еще до приезда его был избран на Русскую митрополию и посвящен в Царьграде Исидор, родом болгарин, а блаженному Ионе обещали, что он будет митрополитом после Исидора. Избрание Исидора было в связи с делом, давно уже задуманным. Греческая империя находилась тогда в крайней опасности; она была заключена почти в одних стенах столицы; все ее области были уже во власти турецкого султана; войска были немногочисленны и большей частью наемные; финансы государства почти не существовали. Император Мануил Палеолог и сын его Иоанн очень ясно видели, что греки решительно не в силах защитить себя от турок; они думали, что единственное средство для спасения империи состоит в примирении с папою, чтобы через него получить помощь от западных христиан. Переговоры об этом продолжались более 20 лет. В 1433 году отцы Базельского Собора (который считал себя Вселенским и действовал в духе независимости от папы), приглашали греков к себе для рассуждения о примирении Церквей и уверяли, что от Собора вернее можно ожидать помощи, нежели от папы Евгения II, который находился тогда в самом ненадежном положении, между тем как на стороне Собора было несколько королей и сам немецкий император Сигизмунд. Но император Иоанн, возлагая всю свою надежду на папу (хотя и отправлял посольство для предварительных совещаний в Базель), согласился на то, чтобы Собор был открыт в Италии, и притом с тем условием, чтобы папа доставлял от себя содержание грекам, присутствовавшим на Соборе. Указ императора созывал в Константинополь всех православных епископов. Многие из них прибыли лично, но из Патриархов вселенских один только Иосиф Цареградский согласился ехать в Италию; Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский отказались присутствовать на Соборе и назначили вместо себя местоблюстителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Переяславль Рязанский около 1095 г. основал князь Ярослав Святославович, построив церковь Николы Старого. Город был незначительным до 1198 г., когда его укрепил епископ Арсений. А при епископе Василии город сделался столицей княжества. Муромский епископ Василий, как и многие святые, терпел от клеветы: земляки поверили навету, что епископ держит в своём доме молодую женщину, и изгнали Василия. Что ошиблись, они поняли, увидев, как он удалился от них. Согласно преданию, святитель разостлал по воде Оки свою мантию, ступил на неё с образом Божией Матери в руках и «духом бурным» был принесён в старую Рязань. После чего в Муроме епископская кафедра была упразднена, а в Рязани учреждена. Около 1291 г., после уничтожения старой Рязани Элортаем, епископ, а вместе с ним и столица княжества, перешли в Переяславль Рязанский. В 1778 г. город переименовали в Рязань и сделали центром губернии. Под властью Москвы [ править править код ] После посольства Сергия Радонежского рязанские князья следовали воле Москвы. Поэтому, когда князь Феодор Васильевич, владевший большей частью рязанских земель, завещал свой удел Иоанну III, ничего для Рязани не изменилось. В начале XVI в. посол германского императора Сигизмунд Герберштейн записал: «Среди всех княжеств и областей московского государя первое место по плодородию почвы и всяческому изобилию занимает Рязань». В то время в Рязани было в изобилии не только земель, но и боеприпасов. В 1521 г. крымский хан Магомет Гирей осадил Москву. В отсутствии царя бояре хотели было обороняться, да оказалось, что мало пороху. Пришлось откупиться, дав хану грамоту с обязательством платить дань. От Москвы Магомет Гирей пришёл к Рязани и объявил московскому наместнику Хабару Симскому, что Московское княжество ему подчинилось, значит, должна подчиниться и Рязань. Хабар ворот не открыл, потребовал грамоту для удостоверения. Получив грамоту, рязанцы открыли пушечный огонь по татарам, столпившимся под стенами кремля. Оценил хан прочность рязанской крепости и оставил город вместе с грамотой московских бояр. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рязань

А в 1860 г. по инициативе и на средства Э.Д. Нарышкина в селе Эммануиловка была построена новая теплая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм однопрестольный, построен из дерева, с наружи обшит тесом, внутри оштукатурен. Иконостас трехъярусный, позолоченный. Над храмом возвышаются две главки, одна позолоченная над храмом, другая над шатровой колокольней. Позднее, помимо церкви в селе имелись церковно-приходское попечительство и одноклассная смешанная церковно-приходская школа. В 1930-ые годы храм был закрыт и служил складом под зерно. В 1945 году не задолго до Дня Победы в Великой Отечественной войне храм был открыт. Служил в нём прот. Василий Яковлев 17 лет, после него прот. Виктор, до марта 1972 года. В марте 1972 года поступил на службу прот. Георгий Глазунов. В 1978 году по благословению высокопреосвященного архиепископа Симона был пристроен придел с правой стороны от главного придела во имя Святителя Феофана Затворника Вышенского, а с левой стороны от главного придела пристроена паномарка. 5-го июля 1988 года было совершено освящение престола главного придела в связи с заменой старого престола на новый, а 6-го июля совершено освящение придела во имя Святителя Феофана Затворника Вышенского. В этот же день было и прославление Святителя Феофана. Мощи его были установлены справа от царских врат перед иконостасом придела Святителя Феофана Затворника Вышенского. Совершал службу и прославление Высокопреосвященный Симон архиепископ Рязанский и Касимовский. В 1991 году в июне месяце храм преп. Сергия посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Служил молебен и поклонился св. мощам Святителя Феофана. В 1994 году праздновали 100-летие со дня кончины Святителя Феофана. Возглавлял службу митрополит Питирим, ему сослужили архиепископ Симон, архиепископ Евлогий Владимирский и Суздальский и епископ Валентин. В 2002 году в июне месяце мощи Святителя Феофана были перенесены в Вышенский женский Успенский монастырь. Возглавлял службу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://sobory.ru/article/?object=20344

Но, Государь, зная своего друга, никак не поддавался на эти бесовские ухищрения, пока трое противников Святителя Филиппа не поехали в Соловецкий монастырь. Имена этих злоумышленников хорошо известны. Это епископ Пафнутий Суздальский, архимандрит Феодосий и князь Василий Темкин. Они льстивыми словами, угрозами и деньгами склонили к лжесвидетельству некоторых местных монахов, в том числе и их игумена Паисия. Тот возжелал, предложенной ему, епископской кафедры. К тому же, он еще был учеником Святителя Филиппа, потому уподобился Иуде, предавшему своего Учителя. Тут еще стоит упомянуть, что в заговоре против святого, помимо названных выше лиц, участвовали такие видные архиереи как Новгородский архиепископ Пимен, епископ Филофей Рязанский, благовещенский протопоп Евстафий и пристав Стефан Кобылин, который потом и будет его тюремщиком. Лжецы приехали в Москву и учинили судилище, которое представили как якобы справедливое судебное разбирательство. На нем святого приговорили к смерти, но Царь Иоанн сразу же отменил этот несправедливый приговор. Благочестивый Государь пытался защитить Филиппа, но Ему были представлены доводы противной стороны, которые в тот момент невозможно было быстро опровергнуть. Вероятно, это сбило бы с толку любого человека, но только не Помазанника Божьего. Он просто решил временно отстранить Святителя до выяснения всех обстоятельств этого запутанного дела. Надо было всё проверить и выяснить, кто по настоящему замешан, как в государственной измене, так и в лживых наветах на архиерея Божьего. Государь, конечно же, не верил клевете, хотя видимо и признал в ней особенную изощренность. В это время, Сам Господь открывал Своему Помазаннику, как правильно следовало поступить в конечном итоге, распутав этот закрученный клубок вражеских интриг. После сведения с кафедры, митрополит Филипп был отправлен на покой в Московский монастырь Николы Старого, где на его содержание Государь повелел выделять из казны 4 алтына в день. А это по тем временам немалые деньги, если перевести в копейки, то это составит 12 копеек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Настоятели в гневе не раз хотели бить его палкой, но удерживались опасением перед державным. Блаженный Варфоломей непрестанно заботился о монастырском порядке, сперва духовном, потом телесном; везде обходил и смотрел на монастыре, в трапезе, в поварне, в хлебне, на дворах, в кельях, и если где видел беспорядок, не молчал о том, а сперва говорил кротко и с любовью, потом непокорных удерживал строгими выговорами и не хотевших отставать от своего худого обычая выгонял из обители» 280 . Вот под влиянием каких наставников и какого благочиния жил в Симонове блаженный Иона. Он пребывал здесь, в непрерывных трудах, в суровом посте, молитве и чтении слова Божия, проходя разные послушания. В таких подвигах дух его восходил от совершенства к совершенству. Раз святитель Фотий, посетив Симонов монастырь, нашёл в пекарне монастырской инока Иону спящим; на лице его видно было изнурение от трудов души и тела, а правую руку держал он на главе «согбепну, яко благословляше ею»; и святитель сказал окружавшим: «знайте, дети, сей инок будет великим святителем земли Русской, приведёт многих неверных к истинному Богу и наконец будет поставлен пастырем и учителем самому царствующему граду Москве» 281 . Решение человеческое быть св. Ионе митрополитом России не скоро исполнилось, по длинному ряду препятствий. Все признавали его достойным высокого звания, все желали ему сего звания; и однако не скоро пришло время, когда св. Иона стал митрополитом. Конечно такое положение не легко было блаж. Ионе. – Но св. пастырь является всегда с молчаливой покорностью промыслу Божию и всегда с твёрдой верностью внушениям совести. В 1433 г. возвратился из Царьграда митрополитом Герасим, епископ Смоленский; но он жил недолго († 26 июля 1435 г.) 284 . Великий князь Василий отправил было Рязанского архипастыря для посвящения в митрополита в Царьград; но там уже назначен и посвящён был Исидор. Константинопольский собор сказал тогда же св. Ионе: «а что воля Божия о Сидоре промыслит, или смертию скончается или иначе что ся о нем станеть: и ты Иона, епископ Рязанский, готов, благословен на той великий престол Киевский и всея Руси» 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Изучение событий, связанных с церковным кризисом правления Василия II, видится весьма важным и требующим нового подробного изучения. Влияние, оказанное столь масштабными изменениями, произошедшими в церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви и государства в Московской Руси, нельзя недооценивать. В историографии отмечалось существенное влияние, оказанное как Ферраро-Флорентийской унией, так и распадом Киевской митрополии в 1458 г., на  формирование концепции «Москва – Третий Рим» , а так же на церковный Раскол XVII в. Помимо этого, можно отметить важную роль провозглашения автокефалии Русской Церкви и распада Киевской митрополии, повлиявших на окончательное формирование Московского централизованного государства: Церковь, в лице митрополита Ионы, всецело сосредотачивается на оказании помощи великому московскому князю, устанавливается органическое единство целей Церкви и государства. Об этом, в частности, свидетельствует целый цикл посланий митрополита Ионы к своей пастве, где святитель призывает к повиновению и оказанию различного рода помощи Василию II, что положительно сказывается на укреплении позиций Москвы в русских землях. Одной из важнейших составных частей церковного кризиса правления Василия II – последним годам существования единой Киевской митрополии и ее распаду – посвящена наша статья. В 1448 г. произошло знаменательное событие – Московский собор, на котором был избран первый автокефальный русский митрополит. Такое беспрецедентное событие стало возможно благодаря неудачной авантюре митрополита Исидора по утверждению в Москве новой униатской церкви, подчиненной римскому папе. Однако в Москве унии не приняли – произошел разрыв с византийской церковью, по инициативе которой и была заключена уния, а Исидор, посаженный «у Чюда за сторожи» (Чудовский монастырь), вскоре бежал. Для возведения в сан нового православного митрополита и был созван Собор 1448 г. На Соборе присутствовали следующие православные русские епископы: Ефрем Ростовский, Варлаам Коломенский, Питирим Пермский, по всей видимости, Авраамий Суздальский и, конечно, Иона Рязанский, а новгородский и тверской епископы прислали свои грамоты с согласием на возведение в сан нового общерусского митрополита [iv] . Им и стал епископ Иона.

http://bogoslov.ru/article/4667366

Летом 1605 года войска Самозванца находились в Туле. Туда и прибыла делегация бояр. Самозванец приказал расправиться с семьей Годуновых и приготовить столицу к торжественному въезду нового царя. Бояре исполнили указания Самозванца, и Годуновы были казнены. Но Самозванцу противостал патриарх Иов. Он отказался признать в нем законного царя. Боярская дума поспешила исполнить еще одно указание Самозванца – в Успенском соборе, при стечении народа, боярин П. Ф. Басманов проклял патриарха. С него содрали святительское облачение и возложили черные одежды. Престарелого, слепнувшего патриарха заточили в Успенском монастыре в Старице, в котором он когда-то был игуменом. Стремясь придать своему воцарению законную форму, Лжедимитрий I созвал в Москве епископский собор, который утвердил смещение патриарха Иова, поскольку тот был стар и слеп. Патриархом был избран архиепископ Рязанский Игнатий, родом грек с острова Кипр. В свое время благодаря заступничеству Бориса Годунова он стал архиепископом Рязанским и первым из епископов предал семейство Годуновых. Никто из епископов не дерзнул поднять голоса против Игнатия. Одним из замыслов Лжедимитрия I было введение Унии 444 . Женившись на католичке Марине Мнишек и заручившись согласием патриарха Игнатия, Лжедимитрий принялся было проводить в жизнь свой замысел. И вот тогда прозвучал голос митрополита Казанского Гермогена. Он первым выступил против того, чтобы Лжедимитрий женился на католичке, чем вызвал гнев нового царя. Митрополит Гермоген был удален из Москвы, исключен из членов освященного собора и, как полагают, был лишен сана и заточен в одном из казанских монастырей. Его примеру последовал лишь епископ Коломенский Иосиф и некоторые протоиереи. Духовенство было также деморализовано во время кровавого правления царя Иоанна Грозного. Но Лжедимитрий I продержался на царском престоле менее года. В начале мая 1606 года Самозванец был убит. Игнатий лишен патриаршества и заточен в Чудовом монастыре в Кремле «на покаяние». По воле московских бояр и освященного собора царский престол занял престарелый князь Василий Иванович Шуйский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По словам организаторов, это место имеет особое, сакральное значение для рязанцев и для России в целом, как символ самоотверженной любви к Отечеству и готовности защищать его ценой своей жизни. Как напомнил архимандрит Алексий (Поликарпов), именно сюда, в Старую Рязань, некогда спустился по реке Оке святитель Василий, первый епископ Рязанский и Муромский. «То, что мы помним об этом, ознаменовано важным, большим, духовным событием - молодёжной соборной встречей» , - отметил священнослужитель «Мы ждём, что это место процветёт» , - сказал отец Алексий. По замыслу организаторов мероприятия, рядом с уникальным памятником русской истории и культуры, неподалёку от крепостных валов Старой Рязани, молодые архитекторы России создали « Город Азъ». Это памятник, который представляет собой  14 букв глаголического алфавита, деревянные сооружения высотой в несколько метров. Объекты современного искусства выстроены в форме древнерусской модели мироздания, подчеркивая, что форма букв являлась символом церковных таинств, а их алфавитный порядок напоминает акт Творения. Как рассказал куратор архитектурной выставки Иван Овчинников, около ста молодых архитекторов приехали в Старую Рязань, где за неделю до открытия молодежной встречи они создавали «Город Азъ». Погода не слишком благоприятствовала молодым мастерам - шли дожди и дул сильный ветер. «Мы монтировали наши объекты буквально в последнюю ночь и на утро, когда немного распогодилось», - добавил Иван Овчинников. И тем не менее, замысел удалось воплотить в жизнь. Эта выставка - акция Международного архитектурного фестиваля «Города», в котором принимают участие команды из Воронежа, Ярославля, Одессы и других городов. Как пояснил Иван Овчинников, изначально в оргкомитет поступило порядка 30 работ, их которых было отобрано 14 для создания архитектурного парка. Каждая из команд получила поощрительные призы от правительства Рязанской области - книги о художниках Рязанщины. Первое место и денежная премия достались команде из Санкт-Петербурга - за удачное архитектурное воплощение буквы «АЗЪ».

http://pravoslavie.ru/35518.html

Во время страшного кровопролития при вязтии Рязани Татарами, одного из князей, Олега Ингваревича Красного привели к Батыю живого, но изнемогающего от ран. Удивляясь смелости и красоте его, Батый предлагал ему свою дружбу и убеждал отречься от веры Христовой. Но когда юный князь назвал его безбожным, варвар, разъярившись, велел разнять его по составам (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 98). 434. Святый благоверный князь Феодор Юрьевич Рязанский убиен бысть от Батыя царя в лето 6755, на реце Воронежи у Николы Чудотворца нарицаемаго Зарайскаго 435. Святая благоверная княгиня Евпраксия яжк бысть жена святому князю Феодору, яже сама ринувся с высоты своея храмины за чистоту свою от Батыевых Татар и с сыном своим Святым княжичем Иоанном При нашествии Батыя, старший из князей Рязанских, Юрий, послал сына своего Феодора, удельного князя Зарайского, с дарами к Батыю, который, узнав о красоте супруги Феодора Евпраксии, захотел видеть ее; но юный князь отвечал ему, что христиане не показывают жен злочестивым язычникам. Батый велел мучительно умертвить Феодора. Супруга Феодора, Евпраксия, услышав внезапно о страдальческой кончине нежно любимого супруга, ринулась в беспамятстве из высокого терема вместе с сыном своим младенцем Иоанном, которого держала на руках, и оба убились до смерти. Старый князь Ингварь, возвратившись из Чернигова, где он находился во время разорения его родины, похоронил тела сына своего Олега и других убиенных князей в Рязани, а над могилами князя Феодора Юрьевича с супругою и сыном поставил каменные кресты, на берегу Осетра, подле знаменитого храма св. Николая Зарайского (Рассказы из Ист. Р. Ц., стр. 98–99). 436. Святый Василий епископ Рязанский и Переяславский чудотворец, иже принесен бысть против воды Окою рекою 250 верст от Мурома на мантии своей со образом Пресвятыя Богородицы и со двумя колоколы в шесть часов и преставися в лето 6800 Хиротонисан в 1361 году св. митрополитом Алексием. Изгнанный жителями Мурома, по подозрению в нечистой жизни, он переселился в старую Рязань, при чем совершилось чудо, в обличение клеветы, взведенной на непорочного святителя («Повесть о чудеси Пречистыя Богородицы, о граде Муроме и о епископе его, како приде на Рязань».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010