Удостой же прочитати сие и пред священством, и пред народом тебе подчиненным, дабы и они, зная сие, не сетовали, когда ты тако расположен к таковым. Ибо не было бы прилично мне писати тогда, как твое благоговение может и наше к ним благорасположение возвестити им, и все недостающее восполнити. Благодарение Господу, исполнившему тебя всяким словом и всяким ведением. Кающиеся же, явно да предают анафеме именно Евдоксиево и Евзоиево зловерие. Ибо сии богохульно именуя Слово Божие тварью, обнаружили себя защитниками Ариевой ереси: да исповедают же веру, в Никеи от отцев исповеданную, и , яко никакого инаго собора не предпочитают сему собору. Приветствуй сущее с тобою братство, а сущее с нами о Господе приветствует тебя. Послание Максиму Философу Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть третья./Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо–Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 311–314. (Репр. изд.: СТСЛ, 1903). Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть третья./Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо–Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 311–314. (Репр. изд.: СТСЛ, 1903). Возлюбленному и истинно желанному сыну философу Максиму Афанасий желает о Господе радоваться. 1) Прочитав писанное тобою ныне, похвалил я благоговение твое, и крайне подивившись безразсудству неразумеющих, ни яже глаголют, ни о нихже утверждают (1 Тим. 1, 7), действительно решался хранить молчание. Ибо отвечать о том, что так явно и светозарнее самого света, не иное что значит, как людям беззаконным подавать повод к безстыдству. Так научены мы и Спасителем. Ибо Пилату, после того, как умыл он руки и дал место клевете тогдашних иудеев, Господь не ответствовал более, вразумлял же паче жену его, чтобы не по слову, но по явлению силы, уверовали, что судимый есть Бог. Не ответствуя также и на суесловие Каиафы, обетованием Своим Господь приводил всех к ведению (Матф.

http://predanie.ru/book/216839-tvoreniya...

Письмо 57 (61). К Афанасию, архиепископу Александрийскому На письма Афанасия, в которых извещал он об отлучении от Церкви военачальника ливийского, родом из Каппадокии, ответствует, что письма сии сообщены им всей Кесарийской Церкви и что в Кесарии все не хотят с сим военачальником иметь общения ни на воде, ни в огне, ни в крове. (Писано около 371 г). Читал я письма твоей святости, в которых изъявлял ты скорбь свою о военачальнике Ливии, человеке ненавистного имени. Сетуем и мы о своей родине, что она – матерь и воспитательница таких худых людей, и о соседственной с нашей родиною Ливии, которая терпит от нас вышедшее зло и предана зверскому нраву человека, живущего жестокостию и вместе распутством. В сем, конечно, исполняется премудрое изречение Екклесиаста: «горе тебе, граде, в немже царь твой юн» (а здесь есть нечто и этого худшее), и «князи твои не с ночи ядят»(ср.: Еккл. 10, 16 ), но среди дня предаются распутству, несмысленнее скотов посягая на чужие брачные ложа. Но как от Праведного Судии ожидают его казни, которые возмерятся ему тою же мерою, в какой сам он прежде мучил святых Божиих, так по письмам твоего богочестия стал он и нашей Церкви известен, и все признают его достойным омерзения и не хотят иметь с ним общения ни в воде, ни в огне, ни в крове, если людям, до такой степени преобладаемым злом, полезно сколько-нибудь такое общение и единодушное осуждение. Достаточным же для него позором служат и самые письма, читаемые повсюду, потому что не премину обнаружить его пред всеми: и родными, и друзьями, и чужими. Но, без сомнения, если и не тотчас тронут его эти вразумления, как фараона, то впоследствии будут для него служить тяжким и мучительным воздаянием. Читать далее Источник: Творения : в 2 т./свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. - Москва : Сибирская благозвонница, 2008-2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4). ISBN 978-5-91362-144-3//Том 2. 2009. – 1232 с./Письма. 440-956 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Нет никакой возможности приводить все цитаты, которые указывает Архиепископ Феофан к опровержению понимания Митрополита Антония. Мы вынуждены ограничиться самым кратким их перечислением: св. Афанасий Великий , св. Кирилл Александрийский , св. Григорий Богослов – восемь цитат; св. Афанасий Александрийский – две цитаты; св. Григорий Нисский – три; св. Иоанн Златоуст – восемь; св. Кирилл Александрийский , св. Василий Великий – четыре; св. Иоанн Дамаскин – две цитаты. Учение это было подтверждено Соборами Константинопольской Церкви в 1156 и 1166 гг. «Из представленной исторической справки видно, что Собор 1156 года считает бесспорным то положение, что Голгофская смерть Христа Спасителя есть умилостивительная за род человеческий жертва, и занимался он только решением вопроса, кому принесена была эта жертва. И решил он этот вопрос в том смысле, что жертва эта была принесена Христом Спасителем Пресвятой Троице. При этом Сам Христос Спаситель одновременно был и Жертвою, и Архиереем, приносящим Жертву, по человеческому Своему естеству, и Богом, приемлющим Жертву, вместе со Отцем и Святым Духом. Такою же Жертвою, по связи с Голгофскою Жертвою, является, по постановлению названного Собора, и евхаристическая Жертва. Мыслящих инаково Собор подвергает анафеме!» (Об Искуплении, с. 38). «Митрополит Антоний ссылается на св. Григория Богослова как на противника учения о Голгофской смерти Христа Спасителя в смысле жертвы в принятом смысле слова. Но с этим его мнением (никак) согласиться нельзя». Желающие могут найти подлинные слова Св. Григория: т. 4, слово 45, «На Святую Пасху»; т. 2, «О вочеловечении. Против Апполинария», как и в т. 1 и т. 5. «В защиту своего понимания искупительного подвига Христа Спасителя как подвига сострадательной любви о грехах человеческого рода Митрополит Антоний ссылается на Симеона Нового Богослова , именно на то место из его молитвы ко св. причащению, где он говорит о милости «сострастия», чрез которую верующие и причащающиеся становятся общниками Божественного света и естества. Но и эту ссылку нельзя признать основательной. Сохранившиеся до настоящего времени слова Симеона (Нового) Богослова не оставляют никакого сомнения в том, как понимал этот св. Отец сущность искупительного подвига Христа Спасителя... « («Об Искуплении», с. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Из учения о спасении святителя Григория Богослова вытекает и его отношение к еретикам и их таинствам. Крещение святитель Григорий определяет как “отречение от безбожия и исповедание Божества” Крещение святой Григорий определяет как «отречение от безбожия и исповедание Божества» . А «под силою Крещения понимать должно завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты» . Таким образом, православная вера в Святую Троицу является необходимой составляющей таинства крещения. Приходить ко крещению, отвергая Божественное достоинство Сына Божия или Святого Духа, от Которого «имеем мы возрождение» и воссоздание – значит, креститься «в тварь и сораба» и поэтому «сходить в купель для совершения и выходить более несовершенным» . Духобор – «ругатель, злой раб и злейший из злых». В нем «явно действует противный дух» . Арианину и духобору, крестящемуся в тварь, недоступно обожение , а, следовательно, и спасение. «Ибо если у Одного из Трех отнимешь что-либо из Божества, то отнимешь и у Божества всё, и у себя освящение» . Тот, кто извращает «понятие об Одном из Трех, в Которых я крестился», приступает к таинству, чтобы «и действительно погребстись в воде, крестясь не для возрождения, но для умерщвления» . Святители Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, преподобный Иоанн Дамаскин и другие святые отцы и учители Церкви Святитель Григорий Нисский Святители Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, преподобный Иоанн Дамаскин также упомянуты архиепископом Иларионом в числе святых отцов, под влиянием которых сложились его сотериологические взгляды. Многие исследователи отмечали близость сотериологии названных отцов с учением о спасении святителей Афанасия Великого, Григория Богослова и с общей направленностью богословия восточных отцов Церкви. Заслуженный профессор МДА К.Е. Скурат пишет: «Учение святителя Афанасия Великого о спасении оказало большое влияние на развитие святоотеческой сотериологии периода Вселенских соборов… Особенно близко по духу своих воззрений стоят к святителю Афанасию святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, преподобный Максим Исповедник и завершитель отеческого богословия эпохи Вселенских соборов преподобный Иоанн Дамаскин» . Протоиерей Георгий Флоровский так выразил центральную тему святоотеческой сотериологии: «Вся история христологического догмата определялась этой основной идеей: Воплощение Слова как Спасение» .

http://pravoslavie.ru/80848.html

Синодик сей назначался лично для о. игумена, и потому обложен в простую белую кожу, подобную пергаменту. Его принадлежность о. игумену Феодосию указывается пометками, находящимися на первых страницах. 6 . Желание о. Феодосия иметь лицевый синодик исполнил один из почитателей патриарха Адриана, приславши для Сийского монастыря отличнейший лицевой синодик, обложенный в красную кожу и обрезанный под золото с тиснениями подобными тем, кои украшают лицевое евангелие о. Паисия. В нем 7 листов ненумерованных, 26 нумерованных. На одной стороне каждого из 26 листов находится изображение, имеющее то или иное отношение к человеческой смерти, с поясняющим внизу текстом. Так, на листе 1-м изображена церковь . Подле нее – гроб с человеческим скелетом. Внутри у гроба стоит человек в печали. Внизу текст: «Плачуся и рыдаю, егда помышляю смерть, видех бо во гробех лежашу, по образу Божию созданную нашу красоту» и проч. На листе 11-м изображен «Агиос Иаков, брат Божий» в святительской одежде, с благословящею правою рукою и с книгою в левой. Под изображением написано: «Архиерей свят Иаков брат Божий. Усопшым душам путь мертвен даст гожий. В службе бо души кия поминают, радостей многих оных исполняют». На листе 12 изображен св. Афанасий Александрийский с митрою на голове, с благословящею правою рукою и с жезлом в левой. Под изображением написано: «Патриарх Афанасий во святых великий сказует усопшим свет толикий. Егда в церкви души поминают, отраду не мало тамо тем подавают». На листе 13-м изображен св. Василий Великий . Под изображением надпись: «Свят Архиерей Божий Василий Великий , отшедшим душам повествует покой толикий. Егда во церкви поминаемей души быти, оных вечных мук может тамо избыти». На листе 14-м св. Григорий Богослов . Надпись: «Богослов святый Григорий сице повествует: добро убо есть усопших души поминати да в оном веце за сие будут они непрестанно светло торжествовати». На листе 15-м – «Агиос Иоанн Златоуст велит по усопших давати сорокоуст да тем усопших души от мук освободятся и вечных оных благ насладятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Из книги иеромонаха Арсения (Писарева) «Грех непрощаемый» , изданной Сретенским монастырем в 2007 г. в серии «Кафедра». Смерть Анании и Сапфиры. Фреска Троицкого собора в Ипатьевском монастыре . 1685 г. Основным святоотеческим толкованиям хулы можно отнести толкования святителя Афанасия Великого, святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Исидора Пелусиота, преподобного Симеона Нового Богослова и блаженного Феофилакта Болгарского. Святитель Афанасий Великий (293–373) Архиепископ Александрийский, великий отец и учитель Церкви, особо прославился борьбой с арианством и твердой, непоколебимой верой. Он был признанным вождем борьбы за никейское Православие, за определения Первого Вселенского Собора и оставил множество богословских работ экзегетического, апологетического и аскетического характера. В «Беседах на Евангелие от Матфея» Афанасий I Великий первым дал развернутое толкование учения Спасителя о грехе хулы на Духа Святаго: «Священные Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен, и именно — из Божества и человечества. Ибо Слово плоть бысть (Ин 1, 14). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Самарянке сказал: Дух есть Бог (Ин 4, 24), а человечество Слова — Сыном Человеческим, ибо говорит: ныне прославися Сын Человеческий (Ин 13, 31). И иудеи, оскорбляющие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотию Его, тем, что Он Сын Человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли ядцею и винопийцею (Мф 11, 19); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, соделавшагося человеком. Почему и говорит Христос: иже аще речет слово на Сына Человеческаго, то есть на тело Его, отпустится ему (Мф 12, 32). Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святый в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, видевше Его, ови поклонишася Ему, ови же усумнешася (Мф 28, 17), однако же не были за это осуждены.

http://pravoslavie.ru/3542.html

Вопросы. (1) Что такое Армяно-Григорианская Церковь? (2) Что такое Общество Несториан? (3) Кто такие Иаковиты? (4) Что такое Коптская Церковная Община? (5) Что такое Абиссинская Церковная Община? (6) Кто такие Марониты? СВЯТЫЕ ОТЦЫ, АПОЛОГЕТЫ, МОНАШЕСТВО И ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 5.1 Святые Отцы и учители Церкви (26) С апостольских времен до теперешнего времени, идет непрерывный ряд святых отцев и учителей Церкви. Отцами Церкви называются те церковные писатели, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, которые не признанные святыми, называются учителами Церкви. Все они отличались своей ученностью, умственными способностями и благочестием. Отцы и учители Церкви в своих творениях сохранили апостольские предания и объяснили веру и благочестие. В трудные времена, они защищали христианство от еретиков и лжеучителей. В своей жизни они были примером для подражания. Наша христианская вера, это Апостольская вера, как сказано в Символе Веры, так как она получена от самих апостолов. Но кроме того, наша вера и Отеческая, так как она истолкована и объяснена Святыми Отцами. Они же являются законными благодатными преемниками Святых Апостолов. Св. Афанасий Великий (297-373 гг.). Был первым и великим борцом против арианства, участвовал на Первом Вселенском Соборе и был Архиепископм Александрийским. В течение своего почти полувекового служения, св. Афанасий пять раз был изгнан из Александрии, около двадцати лет провел в ссылке и заточении. До последней минуты жизни боролся с еретиками и трудился за водворение мира и единомыслия в Церкви. Несмотря на все его труды и подвиги, он написал много творений в которых защищал и объяснял христианство. Память святителя Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. празднуется 18/31 января. Св. Василий Великий (329-379 гг.). Св. Василий Великий был архиепископом Кесарии Каппадокийской. Он писал много на разные предметы веры и нравственности, написал чин апостольской литургии, известной под его именем и составил много молитв. Защищал Церковь от ариан и устроил много приютов для больных и бедных. Особенно известно его сочинение «Беседы на шестоднев».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Насколько снисходительно это правило, можно понять, сравнивая с другими каноническими предписаниями, которыми следовала древняя Церковь. В остальных случаях она не советовала, а предписывала отлучать виновного: за вольное убийство на 20 лет, за аборт на 10 лет, за невольное убийство на 10 лет. Второй подход отражен в послании святого Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго, к Аммуну монаху, которое было утверждено как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах: «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется». Толкование Зонары : «Прежде всего - убивать запрещено, но убивать врагов на войне похвально и достойно великих почестей. Таким образом, одно и тоже в одном случае не позволительно, а в другом позволительно и зависит от различия случаев, лиц и способов». В дисциплинарной практике православная Церковь не подвергает прещениям воинов, убивающих на войне, руководствуясь этим правилом свт. Афанасия. Между этими мнениями свт. Василия Великого и свт. Афанасия Великого нет противоречия, просто святитель Василий считал, что само по себе пролитие крови требует некоего очищения, даже если человек выполнял свой долг перед Церковью и Отчеством. В Катехизисе свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского, сказано: «Вопрос: Всякое ли отнятие жизни есть законопреступное убийство? Ответ: Не есть беззаконное убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то: 1) Когда преступника наказывают смертию по правосудию. 2) Когда убивают неприятеля на войне за Отечество». Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякого убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению» («Восемь слов против иудеев»).

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/13/esli_...

О творениях святого Афанасия Великаго Когда ты встретишь книгу Афанасия, то если у тебя нет бумаги, запиши ее хотя на твоей одежде (Козма, Pr. spir. XL). Обстоятельства происхождения творений святого Афанасия и величие их Почти все творения святого Афанасия Великого писались по поводу живых обстоятельств церковно-религиозной жизни его времени. Великий переворот, совершавшийся во всех сферах мировой жизни его времени чрез смену язычества христианством, особенно сильно проявлялся в центре умственной жизни древняго мира – в Александрии. Все люди мысли и слова спешили так или иначе высказаться во время этого движения. Не мог отказаться от своего горячаго стремления высказать святую истину, долженствовавшую сменить языческую ложь, и юный Афанасий. И вот первым плодом его богословского ума и христианского одушевления было его сочинение под названием «Слово на язычников». Встав потом лицем к лицу с Арием и арианами, святый Афанасий всю мощь своих сил употребил на ниспровержение страшной ереси этой, а вместе и на упрочение исконного истинного учения о Божестве Иисуса Христа. Чаще он действовал в этом направлении делом и словом, но нередко прибегал и к письменному выражению и изложению своего учения о Боге вообще, о всех Лицах Святой Троицы в частности, и о Сыне Божием в особенности. И от многих его писаний уцелели драгоценнейшие письменные памятники веры Александрийского архидиакона, а потом и святителя Афанасия, а вместе и многочисленной, верной православию его паствы, находившей в творениях святого Афанасия выражение своей веры, раскрытие ее и обоснование ее на разных незыблемых основах христианского учения, преимущественно же на Слове Божием. Таковы были творения святого Афанасия: «Слово о воплощении Бога Слова», «Изложение веры», четыре «Слова против ариан», два «Слова против Аполлинария», «Послание о вере к императору Иовиану». Все это были сочинения по преимуществу вероучительные (догматические). В тех же целях раскрытия истинного учения и ниспровержения заблуждений святой Афанасий нередко весьма подробно, а иногда и кратко объяснял многия места Священного Писания. Таковы, напр., его беседы на текст «Вся Мне предана суть Отцем Моим», «Послание к Маркеллину об истолковании псалмов» и самое «Толкование на псалмы», беседы на Евангелия от Матфея и Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Присоединяет же он для опровержения оппонентов ссылки на Божественные Писания Ветхого и Нового [Заветов], а также избранных отцов: Афанасия и трех Григориев, я имею в виду, [Григория] Чудотворца, [Григория] Богослова и божественного [Григория] Нисского, Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Прокла Константинопольского…» ( Патриарх Фотий . Библиотека; IX век). «Великие и пречудные отцы и учителя, светочи Церкви, такие как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, созерцали это удивительное и славное таинство…» (Житие святого Георгия. Видение сарацина; IX век). «Точно так же Петр и Павел, ученейшие из апостолов, преисполнившиеся даров Духа Всесвятого и делами насадившие благодать, всю землю наполнили божественной мудростью. Так и Василий в этом Великий, как и Григорий и впоследствии сам златоустый Иоанн…» (Никита Давид Пафлагон. Энкомий Иоанну Лествичнику; IX–X века). «[Каппадокию прославили] ревнители христианской веры, Григорий Чудотворец епископ Неокесарийский, Федим Амасийский и прославленный Василевс, при Лицинии пострадавший за христианскую веру, и Василиск Команский, архиепископ, и сам принявший мученичество, вместе с которым положены мощи Иоанна Златоуста, и Василий Великий, епископ Кесарийский. А Григорий Богослов, архиепископ Назианзский, в храме Апостолов вместе с патриархами этого города положен благочестивым и христолюбивым царем Константином [VII Багрянородным]» (Константин VII Багрянородный. О фемах; вторая половина X века). Святитель Василий Великий. Фреска в монастыре Сопочаны (Сербия). XIII в. «Тогда воскреснут все пророки и апостолы и будут судить двенадцать колен Израилевых. Воскреснут и учителя Церквей, я имею в виду Василия Великого, вместе с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, и будут судить слышавших их учение и не исправившихся» (Житие Андрея Сальского; X век). «Но зачем мне пытаться изложить все? Ведь всякий раз, когда я вспоминаю и о более ранних [событиях] — о том, что было при Василии Великом, как рассказывает Григорий Великий [то есть Григорий Богослов в надгробном слове], что было при златоречивом Иоанне и последующих святых отцах — я считаю себя несчастным и жалею тех, которые об этом не размышляют» ( Симеон Новый Богослов . 29-е огласительное слово; конец X — начало XI века).

http://blog.predanie.ru/article/sobor-tr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010