Патриаршее обращение к духовенству и пастве Костромской епархии в день памяти Ивана Сусанина 11 сентября 2006 г. 11:05 Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры! Рад приветствовать возрождение в Костромской епархии древней традиции — 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, совершать особое заупокойное поминовение народного героя России Ивана Сусанина, уроженца древней Костромской земли. Подвиг Ивана Сусанина — знаменательная страница истории Отечества, славный пример для многих поколений наших сограждан. Благочестивый крестьянин, пожертвовавший своей жизнью ради спасения первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича, предстает перед нами как мужественный патриот и истинный христианин, на деле исполнивший заповедь Господню: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/137659.htm...

Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима с 90-летием со дня рождения 18 апреля 2011 г. 09:30 18 апреля 2011 года митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму  исполняется 90 лет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил старейшего архиерея Русской Православной Церкви со знаменательным юбилеем. «Вместе со всем православным народом Вы пережили тяжелые испытания и годы лихолетья, выпавшие на его долю, но милостью Божией Вы стали также свидетелем и соучастником благодатного возрождения духовной жизни на родной земле»,  говорится в Патриаршем поздравлении . «В далеком 1945 году Вы приняли монашеский постриг. С тех пор и доныне Вы со тщанием исполняете все возлагаемые на Вас Священноначалием послушания,  отмечает Предстоятель Русской Церкви.  Господь судил Вам быть настоятелем Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря, членом, а затем и начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме . Являясь старейшим по хиротонии архипастырем нашей Святой Церкви, Вы на протяжении почти полувека с усердием служили и продолжаете служить во вверенном Вам Винограднике Христовом: на Костромской земле, в Центральной и Южной Америке, во Львовской и Харьковской епархиях». Во внимание к многолетнему усердному служению Матери-Церкви, а также в связи с исполнившимся 65-летием иерейской хиротонии, 90-летием со дня рождения и предстоящим 50-летием архиерейской хиротонии Предстоятель Русской Церкви удостоил митрополита Никодима ордена преподобного Серафима Саровского I степени. В рамках Первосвятительского визита на Украину в мае 2011 года Святейший Патриарх Кирилл планирует посетить Харьковскую епархию и принять участие в торжествах по случаю 90-летия митрополита Никодима. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1454788.ht...

Священство – величайшее служение на земле. И я благодарна Богу за то, что мне довелось жить с человеком, который стоит у престола Божия. Матушка Ольга Чекменева с детьми Дети – мое утешение, мои помощники. Они у меня замечательные. Со смирением они приняли новые условия, в которых им предстоит жить. Они помогают понять мне слова Священного Писания «Будьте как дети!» Стоило только однажды сказать им, что папа всегда с нами, и они поддерживают меня «Мамочка, не плачь! Папа ведь всегда с нами!» Безусловно, они очень сильно скучают по папе… Старшая дочь Елена, ей 11 лет, она занимается музыкой, плаванием и очень хочет научиться рисовать. Кириллу 10 лет, он тоже ходит в музыкальную школу, в спортивную и увлекается судомоделированием. На могиле отца Григория Великое утешение и радость — иметь надежду на жизнь вечную после смерти, поэтому не стоит горевать и печалиться, подобно не имеющим надежды воссоединится со своими любимыми. Священное Писание говорит: «Потому что сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» Матушка Ольга Чекменева ОТ РЕДАКЦИИ Семье отца Григория нужна помощь, втроем прожить на мизерную зарплату матушки практически невозможно. Напоминаем реквизиты: Костромское отделение 8640 СБ РФ Сбербанка России АО 8640/0042 Костромское отделение 8640 ИНН 7707083893 БИК (МФО) 043469623 Кор. счет 30101810200000000623 Лицевой счет 42307810529005300011/48 Чекменева Ольга Владимировна Счет в Яндекс-деньгах: 41001689353483 Читайте также: Священник Григорий Чекменев: записки провинциального священника Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/matushka-olga-chekmene...

14:26). «Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам» (Иоан. 16:14). Итак, дело Святаго Духа одинаково с делом Христовым в том отношении, что Он будет возвещать апостолам тоже самое учение, какое они слышали от Христа. Вот почему Дух Святый именуется у апостола Павла «Духом Христовым» (1 Петр. 1:10). Это значит не то, что Он, как учит латинская церковь, исходит предвечно не от одного Отца, но вместе и от Сына, а то, что Он временно послан будет Христом к апостолам для научения и утешения их. Сам Христос ясно различает то и другое, говоря: «егда приидет Утешитель, Егоже Аз пошлю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Иоан. 15:26). Еслибы Дух предвечно по бытию исходил от Сына, как и от Отца, Христос не сказал бы о Духе, что Он исходит от Отца, а прибавил бы: и от Сына.    Союз Христа с верующими в Него, по слову апостола, получает силу от союза их со Святым Духом, так что кто не имеет Духа, тот и «не Христов», т. е. не христианин. Все верующие во Христа получают Святаго Духа в таинстве миропомазания. Со времени миропомазания верующие во Христа становятся храмами Святаго Духа. «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас, яко телеса ваша храм живущего в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога и несте свои» (1 Кор. 3:16, 6:19). Горе тем, которые грехами своими осквернили этот храм. Дух Святый удалился от них с Своею благодатию. Она уже не проявляет в них своей спасительной силы, судя по тому, что они живут не по-христиански, ведут себя словно нехристи, так что ничем не отличишь их от некрещеных людей. И потому справедливо Апостол называет их чуждыми Христа, как людей, лишившихся благодати Святаго Духа. Она в них не действует. Душа их перестала быть храмом Святаго Духа и подверглась опасности сделаться жилищем бесов. Не будем, братие, доводить себя до такого состояния. Если же случится с кем это несчастие, да поспешит он возвратить благодать Святаго Духа посредством раскаяния, не теряя надежды, что Дух Святый, по милосердию к раскаявшемуся грешнику, снова водворится в душе его, очистит ее от всякия скверны и снова соделает ее достойною общения со Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

4) Во время допроса в Тайной экспедиции от 5 марта 1796 года было выяснено, что Авель предсказывал письменно о том, что “на ню (Екатерину II) сын (Павел I) восстанет”. Попытки подследственного доказать, что он писал одно, а имел в виду другое, ни к чему не привели 74 , “пророк” оказался в итоге в Шлиссельбургской крепости, а “пророчество” не выполнилось. 5) В протоколах того же допроса 1796 года указывается пророчество Авеля, содержание которого было получено им “свы­ше”; на Божественности этого “откровения” он особенно настаивал даже перед лицом грозного следователя Тайной экспедиции. Цитируем Авеля: “Процарствует мати его (Павла I), Екатерина Алексеевна, всемилостивейшая наша Государыня 40 лет: ибо так мне открыл Бог” 75 . Между тем хорошо известны годы её царствования 1762–1796 — то есть всего 34 года царствования. Таким образом, мы видим признаки той ситуации, которая в ветхозаветные времена каралась смертной казнью. Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?”. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его (Втор 18:20–22). 3. Ересь. Согласно донесению об Авеле генерал-поручика Заборовского графу А. Н. Самойлову от 19 февраля 1796 г., “сде­­лан был ему допрос, но без великого успеха, кроме тёмного показания о некоем еврее Феодоре Крикове, которого Авель признавал Мессиею и котораго он видел в Орле” 76 . При допросе, осуществлённом несколько ранее преосвященным Павлом, епископом Костромским и Галичским, Авель называл себя “пред­течей Гоговым” 77 . Епископ Павел также свидетельствовал о вере Авеля в уже состоявшееся пришествие ожидаемого иудеями Мессии в лице некоего еврея Феодора Крикова и о путешествии его для свидания с Криковым в г. Орел 78 . Епископом Павлом взгляды Авеля были квалифицированы как ересь.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

   Будем, братие, как можно чаще помышлять о страшном отлучении злых от праведных, имеющем быть при кончине века. Никто из нас не может быть уверен, что при кончине века нас не постигнет бедственная участь, что все мы сподобимся стать одесную престола славы, как все вместе стоим в земном храме пред престолом благодати. Ведь дело не в том, чтобы принадлежать к православной Церкви, а в том, чтобы быть истинными чадами ее. Что пользы, если я, будучи членом Церкви, чужд ей по духу и насквозь проникнут духом враждебного ей мира? На том свете будут судить о нашем христианстве, о нашей церковности не по церковным записям, в которых нас пишут крещенными, бывающими на исповеди и святых Таин Христовых причащающимися, а по книгам совести, по плодам покаяния, по жизни. Дай Бог устоять нам на сем суде, не быть обреченными на сожжение в огне геенском, и сподобиться вечного блаженства, вечного лицезрения Божия, чтобы по самому телу мы озарены были светом лица Божия, вечно радовались и наслаждались сим присносущным светом. Любовь к ближним в деле спасения. Поучение в неделю 13-ю по Пятидесятнице. «Вся вам любовию да бывают» (1 Кор. 16:14).   Эти слова принадлежат к числу наставлении, содержащихся в сегоднешнем апостольском чтении. Под любовию здесь разумеется любовь к ближним. Все, что ни делает человек, дела ли благочестия и добродетели, или дела житейския, он должен делать с любовию к ближним. Любовь к ближним есть главное отличие и достоинство христианива. «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою», рек Христос Спаситель (Иоан. 13:35). Учение о любви, как о главном достоинстве христианина, с особенною силою раскрыто в Евангелии и посланиях ученика любви апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1-м послании его так например говорится: «Если Бог так возлюбил нас, что Сына Своего послал нам в умилостивление за грехи наши, то и мы должны любить друг друга. Кто не любит ближняго, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем. Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, котораго видит, как может любить Бога, котораго не видит?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Обращая речь свою к христианам из язычников, апостол Петр говорит им: «не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшаго вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы потому, что и Я свят» (1 Петр. 1:14-16). Христиане, по смыслу сих слов, до своего обращения к вере во Христа предавались похотениям, т.е. увлекались греховными чувственными желаниями и благо жизни поставляли в удовлетворение их. Таковую жизнь они вели «в неведении», т.е. потому, что не были просвещены светом истины и в самих богах своих находили пример грубой чувственности. Для обращенных ко Христу верующих время этого неведения прошло. Вступив в Христову Церковь, они уже не должны сообразоваться с прежними похотями, бывшими в неведении, не должны возвращаться к прежнему образу жизни. Им не только дана заповедь быть святыми, но и указан пример для подражания в лице призвавшего их Святого Господа.    Церковь Христова есть царство не от мира сего. Посему и принадлежащие к сему царству, хотя живут в мире, должны заботиться о том, чтобы не оскверняться мирскою нечистотою, вести себя так, чтобы видно было, что у них ничего нет общего между светом и тьмою, «Христом и велиаром» (2 Кор. 6:15), правдою и беззаконием. Все, что есть в мире, есть, по слову апостола Иоанна, «похоть плоти», т.е. сластолюбие, пристрастие к чувственным удовольствиям, распутство, пьянство и т. п., «похоть очес», т.е. корыстолюбие, не пасыщаемое зрелищем земных сокровищ и стремящееся к умножению их, — и «гордость житейская» (Ин.2:16), т.е. властолюбие и славолюбие, соединенное с презрением и уничижением ближних. Говоря сие, апостол Иоанн имеет в виду мир языческий, в котором преобладание чувственности подавляло духовную жизнь, пристрастие к земному убивало стремление к небесному.    К прискорбию, и в мире христианском встречаются те же самые языческие похоти, встречается даже равнодушие и неуважение к истине христианского учения и к Православной Церкви, глумление над нею и дерзкое, ничем не стесняющееся вольномыслие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А потом уже Сам Господь, видя доброе расположение, совершит чудо... Однажды, странствуя с учениками по иудейской пустыне, Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Один из учеников Его... говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь (Ин. 6, 5, 8–10). Как известно, этой жертвы ребенка оказалось достаточно для того, чтобы накормить пять тысяч человек. Принимая всякий дар молодого человека, не усомнимся в его готовности послужить добру, и Господь безмерно приумножит плоды этого искреннего дара. Людей, которые выступают против христианства открыто, в обществе становится все меньше. Зато зреет иной соблазн: а нужно ли связывать будущее России исключительно с Православием? Может быть, рыночной экономике в большей степени соответствует передовой протестантизм? Обращенный в православную веру молодой человек готов разве что в монастырь уйти, а не в бизнес. Тут же извлекается Макс Вебер с его учением о протестантской деловой этике и делается поспешный вывод: Православие – религия по преимуществу созерцательная, она не поощряет предпринимательскую инициативу, тормозит развитие рыночной экономики. Это не так. Убежден, что как раз от слабости Православия проистекают многие проблемы юного российского рынка. Православие поощряет всякий труд, в том числе и предпринимательский. Наша вера отнюдь не призывает каждого к добровольной нищете, как некоторые восточные секты. Напротив, " как может существовать общение между людьми и милосердие, когда никого не будет с достатком?, – восклицал еще древний авторитетнейший церковный писатель Климент Александрийский. – Каким образом тот, кто сам ничего не имеет, насытит алчущего, напоит жаждущего, примет странника? Богатство есть орудие... Если орудие употребляют с умением и как следует, оно будет полезно " . Да, в Православии существует особый вид подвига – монашество. Но изучите историю русского монашества.

http://zavet.ru/molszd1.htm

Архив Пн Слово архимандрита Ферапонта (Кашина) при наречении во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии 29 марта 2013 г. 19:02 29 марта 2013 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил  чин наречения архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии . При наречении архимандрит Ферапонт обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на великое архиерейское служение. Это высокое призвание «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28) вызывает во мне два чувства — радость и трепет. Радость, ибо я призываюсь в сонм архипастырей Святой Церкви, наследников апостолов Христовых, и святой Павел учит, что «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3:13). Трепет, ибо, как пастырь должен буду, по слову Священного Писания, полагать «душу свою за овец» (Ин. 10:11), а в пакибытии буду «обязан дать отчет» (Евр. 13:17) о вверенной пастве. Оглядываясь сегодня на прошедшие годы моей жизни, вижу, что Всеведущий Бог, по Своей неизреченной милости, направлял мои стопы. Приняв крещение уже в сознательном возрасте, я поступил в один из костромских монастырей и совершал свое церковное служение на Костромской земле, где сейчас призываюсь к продолжению служения уже в сане епископа. Мне довелось быть монастырским послушником, сотрудником епархиального управления, настоятелем прихода, наместником монастыря. Все эти пройденные послушания помогли приобрести опыт, необходимый для предстоящих трудов в должности викарного епископа. Приступая со страхом и ответственностью к архипастырскому служению, сознаю трудность задач, стоящих сегодня перед епископом. В наше время тот мир, в котором «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16) сильнее, чем прежде, увлекает людей от следования по путям Господним. Противостоять мирским соблазнам, донести спасительное учение Христово до каждого сердца, способного принять это учение, дать почувствовать окружающим радость благодатной жизни в Святой Церкви сегодня особенно актуально. Чтобы достичь этого, епископу требуется активизировать катехизаторскую и миссионерскую деятельность, другие виды церковного служения. А для этого нужно привлечь людей, способных нести другим слово Божие, потому что и сегодня, как и два тысячелетия назад, актуальны слова Пастыреначальника Христа: «жатвы много, а делателей мало, итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). При этом пастырь должен и сам быть образцом для духовных овец, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»(1 Пет. 5:3).

http://patriarchia.ru/db/text/2877670.ht...

Во втором значении, под отпущением понималась не столько перемена в настроении Божием, сколько отвод, избавление, очищение кающегося грешника от самого греха. В этом случае, изменение Божьего отношения к грешному человеку (или к группе грешных людей) совершалось как реакция Бога на реально произошедшее очищение. Ярчайшей иллюстрацией такого очищения может служить известный фрагмент из «Книги Пророка Исаии», в котором повествуется о том, как сам пророк был избавлен от «присутствовавшего» в нём личного греха. Исайя пишет: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис. 6:6 ). Освежим в памяти высказывание преосвященнейшего Платона, архиепископа Костромского и Галичского, где он рассуждает о том, что такое первородный грех . «Грех наследственный состоит в том, – подсказывает святитель, – что каждый человек рождается поврежденным по душе и по телу, с наклонностями более ко злу, нежели к добру, по естеству находится под гневом и осуждением Божиим ( Рим. 3, 23; 5, 12 ) и собственными силами никак не может освободиться от сего состояния» с. 73]. Здесь налицо двоякое последствие грехопадения Адама и его жены. С одной стороны – порча природы; с другой стороны – осуждение Божие. Конечно, речь в данном фрагменте ведётся о первородном, а не о произвольном грехе. Однако аналогий тут не избежать. Принципиальная разница состоит в том, что прародительский грех есть греховный корень в человеке, произвольный же грех, взращивает этот корень, как бы культивирует поросль с оного корня (мы это уже отмечали). Аналогия же заключается в том, что и в настоящем случае, также как и в случае с первородным грехом, пагубное последствие греха носит двоякий характер: усугубляется порча человеческой природы и увеличивается ответственность перед Творцом. По-видимому, именно отсюда возникает и двоякое понимание прощения: как реальное очищение от греха (пример с Исайей) и как снятие осуждения (пример с жертвоприношением Ноя). Оба этих момента будут отмечены и при исследовании Великой Искупительной Жертвы Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010