В 1374 году святой Дионисий был удостоен епископского сана. Годы его святительского служения совпали со знаменательным временем – Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника – стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению и, возможно, под редакцией святителя Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу. В 1379 году, оберегая честь первосвятительской кафедры, святитель Дионисий, один из всех епископов, собранных в Москве по повелению князя, выступил против избрания в митрополиты княжеского ставленника – печально известного архимандрита Митяя (Михаила). В том же 1379 году святитель Дионисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя и по делу еретиков-стригольников. На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания. Патриарх Нил, называя святителя «воистину Божиим и духовным человеком», писал, что сам видел его благая ина». Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери – Одигитрии. В 1382 году святитель получил от патриарха титул архиепископа. Вернувшись на Русь, святитель ездил в Псков и Новгород для борьбы с ересью стригольников. Вторично он посетил Константинополь в 1383 году для обсуждения с патриархом вопроса об управлении Русской Митрополией. В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь». Но по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию Киевского князя Владимира Ольгердовича и подвергнут заключению, в котором скончался 15 октября 1385 года. Погребен святитель в «киевской печере великого Антония». 26 июня память святителя Дионисия празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван «преподобным чудотворцем». Обретение мощей преподобнаго Тихона Луховскаго, Костромскаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

10 и 11 июля Мы побывали на Валааме в дни престольного праздника обители. Напомню, что возрождение наших древних северных обителей требует постоянных усилий и обязательного взаимодействия Церкви, государства и общества. Ставшие уже традицией наши летние паломничества в Спасо-Преображенский монастырь оказывают бесценную духовную поддержку в нелегких Первосвятительских трудах. С 1990 года Мы трижды побывали на Тамбовщине. Наша третья поездка в августе прошлого года стала последней встречей с архиепископом Евгением. Возглавляя епархию с 1987 года, он очень много сделал в ней для возрождения Православия. Мы вместе побывали в Воскресенском женском монастыре, освятили новое здание Епархиального управления. Это были дни памяти святителя Питирима, Небесного покровителя Тамбовщины, и мы много вспоминали, как в конце 80-х годов прошлого века с большим трудом удалось вернуть из музейных хранилищ честные мощи святителя Питирима. В конце августа Нас гостеприимно принимали в Костромской епархии. Около 40 тысяч верующих участвовали в крестном ходе с чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Мы вновь побывали в Ипатьевском монастыре, который в настоящее время еще не до конца передан Церкви. Наша пастырская поездка в Астрахань, приуроченная к празднованию 400-летия этой первой южной епархии Русской Православной Церкви, совпала с трагическими событиями в Москве, где террористы захватили театральное здание на Дубровке. Мы возносили усердные молитвы о спасении безвинно страдающих людей. В каждой из наших поездок Мы привлекали внимание руководителей регионов, научной и церковной общественности, студенчества к изданию " Православной энциклопедии " . Наши встречи в регионах показали, что сегодня этот проект действительно стал общенациональным. На местах созданы региональные редакции на базе академических центров, архипастыри тех епархий, где мы побывали, искренне стараются поддержать это важное для всей Церкви начинание. В Наших поездках участвовали и сотрудники Церковно-научного центра из Москвы во главе с Сергеем Леонидовичем Кравцом.

http://zavet.ru/obs/ts/002.htm

Святейший Патриарх Кирилл возглавил встречу Феодоровской иконы Божией Матери 15.05.2023 15:37:01 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета Московского. Перед началом Литургии состоялась торжественная встреча чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которая по благословению Его Святейшества была принесена в Храм Христа Спасителя из Богоявленско-Анастасииного монастыря г. Костромы. Святыня принесена духовенством Костромской епархии во главе с митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом. Предстоятель Русской Церкви вышел к западным вратам Храма Христа Спасителя, куда прибыл автомобиль с чудотворным образом. Святейший Владыка приложился к иконе, которую несли священнослужители Костромской епархии. Затем икона была установлена в центре храма. Во встрече святыни приняли участие представители костромской и московской дружин Организации российских юных разведчиков. Песнопения Литургии исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). Литургия транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Николай Вахромеев, клирик храма Троицы Живоначальной на Шаболовке г. Москвы. По окончании Литургии руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко огласил Патриаршее послание по случаю торжественного принесения чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы в Москву. Затем перед чудотворной святыней было совершено молебное пение. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 80-летием со дня рождения художественный руководитель Русского духовного театра «Глас» Н.С. Астахов был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского II степени.

http://radonezh.ru/2023/05/15/svyateyshi...

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в XXI веке. Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». История символическая, притчевая, таинственная. Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой? Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды. Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность. Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

http://pravmir.ru/ivan-susanin-podvig-i-...

— Даже в том случае, если это памятник архитектуры? — Власти предлагают нам забирать в собственность ветхие здания, состоящие на государственной охране как памятники. Ситуация двусмысленная, и пока не очень понятно, как правильно на нее реагировать. Отнюдь не Церковь довела храмовые строения до такого состояния. Епархии восстановить их не по силам. С другой стороны, святое место — как не брать?! Безвозмездное пользование — тоже не выход: ответственности с балансодержателя такой статус ничуть не снимает. Если придет благодетель с солидными намерениями, отреставрировать на его деньги памятник, конечно, можно. Но остается вопрос: кто будет содержать его в обезлюдевшей местности? «Семинарию сохраним» — Ваша епархия реализует амбициозный проект восстановления Костромского кремля. Зачем это вам нужно, когда следует ожидать результатов и что в итоге мы увидим в историческом центре города недалеко от набережной? — Желание восстановить архитектурный ансамбль Костромского кремля возникло давно, в самом начале 1990-х годов. В Успенском кафедральном соборе хранилась Феодоровская икона Божией Матери, на этом месте веками совершался монашеский подвиг, шла литургическая жизнь. Кремлевский ансамбль был главным украшением центра Костромы. К тому же епархия заинтересована в восстановлении исторического кафедрального собора самого по себе. Все это вызывало горячее желание многих людей воссоздать Костромской кремль. Тому было несколько попыток. Наш первый в постсоветский период епархиальный архитектор Леонид Васильев еще в начале 1990-х подготовил проект воссоздания кремлевских соборов. Стройку попытались начать при мэре города Борисе Коробове. Раскопали котлован, принялись вбивать сваи. Но пошел трещинами один из соседних домов, и работы свернули. Неоднократно создавались фонды для возрождения святыни, но их действия к успеху не приводили. Пять лет назад, когда исполнилось 80 лет варварскому уничтожению кремлевского ансамбля, мы оценили совокупную смету всех восстановительных мероприятий. Сумма составила около 1,5 млрд руб. Сюда входят воссоздание двух соборов, реставрация с элементами реконструкции двух бывших зданий церковного причта (частично их предстоит расселить, так как они заняты городским маневренным жилищным фондом) и установка кованой ограды по периметру всего архитектурного комплекса. О планах доложили Святейшему Патриарху Кириллу. Его Святейшество посчитал возможным поддержать наш проект, и в июле 2015 года, прибыв с первосвятительским визитом в Кострому, привез известного благотворителя — профессионального строителя Виктора Ивановича Тырышкина, за плечами которого финансирование возрождения нескольких крупных церковных объектов. Получив благословение Святейшего, Виктор Иванович согласился взять на себя и этот важнейший проект. Практически сразу после визита Патриарха он начал деятельность по восстановлению святыни, обсудил все необходимые рабочие моменты с областными властями. И работа закипела!

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

02.02.2014 Путь самурая, или Почему в Японии думаешь о Евангелии Я пишу эти строки в Японии. Здесь все напоминает о Евангелии. Наверное, многим покажется, что между этими двумя фразами нет связи. Но это не так 21.09.2012 Японская автономная православная Церковь (ИНФОГРАФИКА) К началу Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Кирилла в Японию мы предлагаем вашему вниманию инфографику, рассказывающую об устройстве Японской автономной Православной Церкви 14.09.2012 ПЕРВЫЙ НА ДЕРЕВНЕ От Костромы ближе до Москвы, чем до села Поназырево Костромской области. Здесь живут три с половиной тысячи жителей, и их число постоянно уменьшается. Протоиерей Евгений Кетов строит в Поназыреве храм, в местной исправительной колонии окормляет общину заключенных, в селе создает реабилитационный центр для бывших узников. А еще колет дрова, растапливает чугунную печь и своими руками чинит автомобиль. Наш репортаж — просто зарисовка с натуры, где многие вещи говорят сами за себя. 26.03.2012 НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: ПРАВОСЛАВНАЯ ЯПОНИЯ Мы привыкли считать, что Рождество Христово – время чудес. И самое главное из них – это чудо встречи с Живым Богом, изменяющей человеческое сердце. Именно этому чуду мы решили посвятить тему номера. Мы много раз писали о жизни православных людей по всему миру – от Крайнего Севера России до побережья Индийского океана. Сегодня мы хотим рассказать о Православии… в Японии. 01.01.2008 ПЕРВЫМИ ПРАВОСЛАВИЕ ПРИНЯЛИ САМУРАИ  …в России Православие имеет тысячелетнюю историю, а в Японию оно пришло сто сорок лет назад. В исторической перспективе это очень маленький срок, Православие еще просто не успело укорениться в нашей культуре, в сознании… 01.01.2008 Храм на бойком месте Этот человек хотел стать русским монахом. А стал японским священником, и искренне полюбил свою паству. В небольших зарисовках из жизни протоиерей Николай Дмитриев размышляет своем служении, о вере и безверии в японском обществе. 01.01.2008 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024

http://foma.ru/stati/pravoslavie-v-mire/...

Фотоальбом: Юбилейные торжества в Архангельско-Холмогорской епархии, 4 февраля   5 февраля, в день Собора новомучеников и исповедников Российских, митрополит Климент в сослужении перечисленных выше архиереев совершил Божественную литургию в Свято-Ильинском кафедральном соборе Архангельска. По окончании литургии владыка Климент зачитал поздравительное послание Святейшего Патриарха Алексия и вручил от имени Его Святейшества ордена св. благоверного князя Даниила Московского (II степени) главам администраций Архангельской области Н.И. Киселеву и Ненецкого автономного округа А.В. Баринову . После богослужения архиереи, участвовавшие в торжествах в Архангельской епархии, направили благодарственное послание Святейшему Патриарху Алексию . Днем 5 февраля митрополит Климент, епископ Тихон, приглашенные архиереи, губернатор Н.И. Киселев и президент Российского фонда архитектурного наследия им. преп. Андрея Рублева В.А. Киселев приняли участие в открытии двух праздничных выставок  в здании епархиального управления Архангельско-Холмогорской епархии. Затем участники торжеств посетили епархиальную воскресную школу г. Архангельска . Вечером 5 февраля в Большом зале Архангельской филармонии состоялся благотворительный концерт звезд московского Большого театра . Перед началом концерта митрополит Климент передал архангелогородцам Первосвятительское приветствие Предстоятеля Русской Церкви и вручил епископу Тихону от имени Его Святейшества орден преподобного Серафима Саровского (II степени). Фотоальбом: Юбилейные торжества в Архангельско-Холмогорской епархии, 5 февраля   6 февраля, в день памяти св. блаж. Ксении Петербургской, митрополит Климент в сослужении архиепископа Костромского и Галичского Александра, епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана и епископа Архангельского и Холмогорского Тихона совершил Божественную литургию в храме во имя св. блаж. Ксении Петербургской в г. Архангельске (округ Маймакса). Днем 6 февраля митрополит Климент и сопровождающие его лица посетили Поморский государственный университет им. Ломоносова  и побывали в домовом вузовском храме во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, где владыка Климент передал настоятелю храма протоиерею Евгению Соколову икону святителей Московских.

http://patriarchia.ru/db/text/82271.html

Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона († 1461 г.) — достойный преемник «осиянных светом Божественным» первопрестольников Российских. Уроженец Костромских пределов, с 12 лет вручивший свою жизнь монастырским старцам, он подвизался, восходя по лестнице добродетелей, в Московском Симоновом монастыре, где послушанием его было «Божественных книг списание». Посвященный в архиерейское достоинство святым митрополитом Фотием († †1431 г.), он по смерти последнего должен был стать его преемником, но Господь послал в эти годы Русской Православной Церкви великие испытания: митрополитом поставлен был в Царьграде (в 1439 году) латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, потерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой — он сподобился чести стать в 1448 году первым предстоятелем Автокефальной Русской Церкви. Служением правды и милости был недолгий первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа († 1570 г.). В прошлом московский боярин, он сменил придворные одежды на рубище странника, покинул богатый свой дом, возревновав о пустынножительстве. Много лет подвизался он в Соловецкой обители, удостоился быть в ней игуменом; иноческий остров среди Студеного моря преобразил в возделанный цветущий сад. Возведенный по воле Иоанна Грозного на Русскую митрополию, святитель Филипп, «Христова смирения ревнитель», взывал к милосердию, мужественно обличал царя в пролитии невинной крови, напоминал, что «начало мудрости есть любовь». Ярость властителя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти. Святитель Ермоген († 1612 г.), родом из донских казаков, в годы правления Иоанна Грозного был приходским священником в одном из храмов новопросвещенной Казани. В 1579 году по воле Божией он участвовал в прославлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, позже — в сане митрополита Казанского — составил Сказание о ее обретении и службу. В Смутное время, «среди ночи нечестия и вражеского состояния», когда с помощью самозванцев и польского нашествия иезуиты надеялись подчинить себе Русскую Церковь, Господь привел святого Ермогена на патриарший престол. Духоносный старец–патриарх стал поистине Ангелом Хранителем истерзанной врагами Москвы, вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской земли от «нахождения иноплеменных».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Данилова ставропигиального монастыря (регент Г.Л. Сафонов). На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан митрополита архиепископа Костромского и Нерехтского Ферапонта в связи с назначением главой Костромской митрополии (определение Священного Синода от 27 декабря 2016 года, журнал 113 ) и епископа Читинского и Петровск-Забайкальского Димитрия в связи с назначением главой Забайкальской митрополии (определение Священного Синода от 27 декабря 2016 года, журнал 115 ). Во внимание к трудам по восстановлению московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Большом Покровском Святейший Владыка удостоил настоятеля указанного храма протоиерея Антония Сафонкина права ношения палицы. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Георгия Безика, клирика московского храма преподобного Андрея Рублева в Раменках, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес священник Илия Тягин, клирик храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове г. Москвы. Богослужение транслировалось в прямом эфире на  телеканале «Союз» . По окончании Литургии Святейший Владыка напутствовал епископа Златоустовского и Саткинского Викентия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейший Патриарх совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Московского Петра в алтаре Успенского собора. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Во внимание к усердным трудам на благо Церкви и в связи с юбилейной датой со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил настоятельницу Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря игумению Екатерину (Чайникову) орденом преподобного Евфросинии, великой княгини Московской, III степени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/4751707.ht...

Митрополит Варсонофий принял участие в праздновании 700-летия явления Толгской иконы Божией Матери августа 2014 Управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке в Введенский Толгский монастырь Ярославской области. Она была приурочена к 700-летию явления Толгской иконы Божией Матери и основания обители. По прибытии в монастырь 20 августа Предстоятель и сопровождавшие го лица поклонились чудотворному образу, который хранится в Одностолпной палате Крестовоздвиженского храма обители. Затем Его Святейшество возглавил Всенощное бдение на соборной площади - между Введенским и Крестовоздвиженским храмами, где под сенью установлен престол. В первосвятительском слове Святейший Патриарх отметил: " Мы находимся на действительно святой земле, которая стала процветать благодаря несомненному присутствию на ней Божественного начала. Церковь хранит священное предание о том, как по воле Божией чудесным образом была явлена Толгская икона Божией Матери, которая стала покровительницей этого места и всего Ярославского края, дивным чудотворным образом для всей Руси и всего мира. Семь веков, сопровождавшихся множеством войн и исторических потрясений, прошли над этим местом, но даже суровый XX век, отмеченный страшным гонением на Церковь и закрытием Толгского монастыря, не сумел уничтожить в людях память о явлении чудотворной иконы Богоматери. Не случайно поэтому первым в России, как только появилась возможность, был возрожден именно этот монастырь " . В праздник явления Толгской иконы Божией Матери, 21 августа, Святейший Патриарх возглавил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Феодосийский и Керченский Платон, Ярославский и Ростовский Пантелеимон, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, архиепископы Бакинский и Азербайджанский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, епископы Солнечногорский Сергий, Рыбинский и Угличский Вениамин, Вологодский и Великоустюжский Игнатий, Костромской и Галичский Ферапонт, а также духовенство Ярославской митрополии.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010