Мы же, для краткости, разделим Историю Церкви на две части, из которых в первой будет изложена общая церковная история, от сошествия Св. Духа на Апостолов до отпадения западной Церкви от союза с восточной, а во второй–история Русской Церкви, от начала христианства между племенами славянскими до учреждения Святейшего Синода (863–1721). Часть 1. От сошествия Св. Духа на апостолов до отпадения западной Церкви от союза с восточной (34–863) Глава 1. Первоначальное основание и судьба Христовой Церкви 1. Сошествие Св. Духа на Апостолов и первые успехи Христовой веры в Иерусалиме Первое основание Христианской Церкви положил Господь наш И. Христос, Он собрал около Себя первых учеников и последователей и соединил их в одно религиозное общество, новым законом веры и деятельности, вновь установленными Им таинствами и священноначалием. Завершение этого основания должно было последовать через ниспослание обещанного от Господа ученикам Св. Духа. Без помощи Св. Духа Апостолы не могли бы надлежащим образом ни уразуметь учения своего Божественного наставника, ни исполнить данных Им заповедей, ни сделаться раздателями благодатных даров в св. таинствах; самое совершение св. таинств не могло иметь места без присутствия в них Св. Духа. Посему-то и Христос, заповедав ученикам Своим идти с проповедью во весь мир и совершать таинства, в то же время, перед Своим вознесением на небо, запретил им приступать к возложенному на них служению, пока они не получат обещанного Св. Духа и не облекутся силой свыше. Возвратившись с горы Елеонской, Апостолы, согласно с повелением Иисуса Христа, неразлучно пребывали в одной горнице и проводили время в молитве и ожидании Св. Духа 1 . С ними находились: Мария, Матерь Иисуса, братья Его и многие из учеников, всех около 120 человек. И вот, в 50-й день по вознесении Христовом, поутру, в третьем, часу (по нашему в 9-м), внезапно сделался слышен с неба шум как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил дом, в котором находились Апостолы и ученики Христовы. Явились разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Св. Духа и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать. Сбежавшееся на шум Иудеи, между коими много было (приехавших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы) уроженцев Аравии, Персии, Египта, крайне изумились, услышав, что простые галилейские рыбари говорят на разных языках о великих делах Божиих. Апостол Петр возвестил, что сей дар получен ими от Св. Духа, ниспосланного распятым и воскресшим Господом. Слушавшие речь Петра умилились сердцем и сказали Апостолам: «братия, что нам делать?» Петр же отвечал им: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог . Действие чуда было так поразительно, что немедленно до трех тысяч уверовали во имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Н.Н. 6 декабря 2012, 18:31 Воззвание Святейшего Правительствующего Синода 9 марта 1917 «К верным чадам Русской Православной Церкви по поводу переживаемых ныне Благодать вам и мир да умножится (2 Пет. 1: 2). Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни.... Святейший Синод усердно молит Всемилостивого Господа, да благословит Он труды и начинания Временного правительства,.... славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного устроения. Смиренный Владимир, митрополит Киевский Смиренный Макарий, митрополит Московский Смиренный Сергий, архиепископ Финляндский Смиренный Тихон, архиепископ Литовский Смиренный Арсений, архиепископ Новгородский Смиренный Михаил, архиепископ Гродненский Смиренный Иоаким, архиепископ Нижегородский Смиренный Василий, архиепископ Черниговский Протопресвитер Александр Дернов Разве это " советская пропаганда " ? Что-то непохоже... Вопрос: почему у Царской четы родились 4 дочери и неизлечимо больной сын, т.е. наследник? Такова Воля Божия - другого ответа для себя не вижу. Николай2 действительно в последние годы своего правления сделал много ошибок - и как писал французский посол М. Палеолог " ...Затем он прибавил со своей обычной апатией: - Если Революция восторжествует, я охотно откажусь от престола. Я уеду в Ливадию; я обожаю цветы. " Даже если этот врёт, то подобных свидетельств много... Канонизировали его не за жизнь и деятельность, а за смерть. р.б.Сергий 5 декабря 2012, 20:52 Н.Н.: «Так вот, как у гражданки, у меня множество вопросов к царственной особе; и ему тоже Россия " обязана " созданием революционной обстановки. Увы. Почитайте его дневники...» - думаю, Вам уже стыдно за этот комментарий, от Вас не ожидал такого… Почитайте труды Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадского, может и спадет у Вас с глаз «пелена советской пропаганды», и увидите кому Россия «обязана»… Что же касается ситуации внутри Русской Православной Церкви, то вряд ли мы, с Вами, сможем впрямую воздействовать на нее. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.» (1Tuм.,VI,17-19) Много ли люда «православного» молится за пастырей наших неформально и вне храма?! «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» - оглянитесь, много ли вокруг Вас таких?!

http://pravoslavie.ru/57731.html

На прошедшей неделе (2 января) 14.01.2013 23:55:15 Сергей Львович Худиев  На последней неделе уходящего года мне бы хотелось отметить два события. Первое — это выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго относительно «пензенских сектантов». Патриарх отметил, что прятаться от конца света в пещерах, как это делают сектанты, бессмысленно " Как будто, если будет конец света, то он не затронет эти пещеры, где спрятались люди " – заявил Алексий Второй, отвечая на вопрос РИА Новости. При этом он подчеркнул, что никому из людей не дано знать, когда наступит конец света. " Да, мы должны все готовиться к ответу за свою жизнь, но когда придет конец света, никто из нас не знает и знать не может " , – сказал патриарх. В самом деле, думать, что от соблазна и погибели можно спрятаться в землянке значит выказывать не больше мудрости, чем страус, который при опасности прячет голову в песок. Господь создал для нас укрытие от зла, от растления, от соблазна и тонких духовных обманов, которые подстерегают нас в этом мире; Господь дал непреложное обетование, что врата ада не одолеют его. В самом деле, Евангелие не говорит «вырою вам землянку, и врата ада не одолеют ее». Евангелие не говорит «пошлю вам старца, или гуру, или еще какого-нибудь одинокого вождя, и врата ада не одолеют его». Господь говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18)». Можно вспомнить и то, что христианам не заповедано «прячьтесь». Христианам заповедано «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)» В этой связи особенно отрадно слышать об открытии новых монастырей. Согласно решению Священного Синода, заседание которого прошло накануне в Москве, мужской монастырь во имя преподобного Серафима Саровского будет основан близ села Новомакарово Воронежской области, в столице Татарстана откроется Казанский Богородицкий мужской монастырь.

http://radonezh.ru/analytics/na-prosheds...

Не оттого ли так мало встречается теперь в обществе людей в полном смысле „живых“, что слишком оставляют самый серьезный из всех и прежде всего необходимый труд – труд над самим собою, надеясь на какое-то „авось“ или легкомысленно веруя в само собою (в зависимости лишь от среды и условий) как-то непрестанно совершающееся развитие общества, как говорится у поэта: „погодите: прогресс подвигается, и движенью не видно конца; то, что ныне постыдным считается, удостоится завтра венца“ (Некрасов)? Затем, бросая взгляд на общественную жизнь, мы замечаем, что всюду совершаются убийства, грабежи, всюду взаимная ненависть, озлобление, брань и тому подобное. Совсем забыто наставление апостола: „К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовию служите друг другу“ (Гал. 5: 13). „Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя“ (Лев. 19: 18). „Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом“ (Гал. 5: 13–16). Сколько в предыдущем году и в наших взаимных отношениях было недоверия, недоброжелательства, озлобления, даже ненависти! И как мало каждый в отдельности старался со своей стороны смягчить эти чувства и настроения! В нынешнем году не время ли заботиться о взаимном мире и умножении благожелательной любви – конечно на основе Христовой любви, о которой говорит апостол в выше приведенных словах, а не извращенной и ложной любви, о которой считают возможным говорить ныне даже люди, обагряющие руки свои грабежом и убийством?» 14 октября 1906 года архимандрит Фаддей обратился к епископу Арсению как к председателю Учебного комитета при Святейшем Синоде и члену Синода. «Простите, что снова беспокою Вас, – писал он. – Сюда дошли слухи, что преподаватель гомилетики в нашей семинарии С. Сотин перемещен в Симбирск, следовательно, кафедра гомилетики свободна. Уже давно стремится попасть в нашу семинарию здешний кафедральный протоиерей А. Надежин; он уже подавал и раньше просьбу о назначении его преподавателем в нашу семинарию, это ему важно для пенсии; конечно, при этом он надеется, что тем более после меня он сделается ректором, если теперь же определится в семинарию.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

Перст Божий вижу в том, что твоя хиротония совершилась в день, когда полнота Церкви вспоминает Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Христова. Опираясь на свой опыт могу сказать, что епископское служение поистине есть крестоношение. И, если ты приступаешь служить Господу, приготовь душу твою к искушению (Сир. 2:1). В тебе «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), явившему нам пример кротости. Он, по слову апостола, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Крест воспринимался в древние времена как символ унижения, слабости, поражения, но вместе с тем именно Он стал символом спасения: через жертвенное и самоуничижительное служение Господь даровал людям вечные блага и отверз врата Небесного Царства. Посему «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия»  (1 Кор. 1:18). Изволением Священного Синода тебе предстоит совершать архипастырские труды на восточном порубежье России, в Петропавловской и Камчатской епархии, которая в этом году торжественно отмечает 100-летие своего образования. За минувший век в сем уделе церковном многое было сделано твоими предшественниками. Тебе же предстоит быть продолжателем их славных трудов. В своем слове при наречении ты засвидетельствовал готовность быть достойным помощником Преосвященного архиепископа Артемия и стараться вместе с ним развивать церковно-приходскую жизнь, усердно трудиться на поприще строительства новых храмов, вести просветительскую работу с военнослужащими и моряками, проповедовать Евангелие Христово коренным народам Дальнего Востока. Не забывай сказанных тобой слов и стремись без самонадеянности, но с упованием на милость и помощь Божию исполнять возложенные на тебя обязанности. Помни данные тобой обеты и всегда храни в своем сердце слова Спасителя о том, что возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад не благонадежен для Царства Божия  (Лк. 9:62). Центром жизни епископа является литургическая жизнь, поэтому не оскудевай в своих молитвах и старайся как можно чаще вместе с паствой причащаться от единой Чаши. Призывай людей к регулярному участию в Таинствах Церкви, которые являются неиссякаемым источником благодати Святого Духа. Не оставляй народ Божий без должного наставления. Как пастырь добрый вдохновляй словесных овец Христовых своим архиерейским глаголом, а тем паче делом и примером жизни по евангельским заповедям.

http://patriarchia.ru/db/text/4584024.ht...

По искренней вере и усердным их молитвам мальчик возрастал под несомненным благословением Божиим. Наставляемый своим отцом и матерью, он твердо знал, что превеликий невидимый Бог повсюду присутствует, все видит, все слышит, все знает; знает мысли и дела каждого человека. Такое понимание крошечному мальчику было дано, конечно, по благословению Господнему, что подтверждает и чудесный сон, приснившийся младенцу Василию в раннем детстве. Это был удивительный пророческий сон, ниспосланный свыше. Своим детским языком он рассказал родителям о виденном, не понимая, что это сон и не отдавая себе отчета в том, что мог бы он означать. И сразу же после этого все рассказанное ребенок позабыл, и как родители ни расспрашивали его о сновидении, оно бесследно исчезло из детской памяти. А видел он себя в этом сновидении уже «большим», в архиерейском облачении и в «золотой шапке». И стоял он в алтаре на «Горнем Месте» во время Божественной литургии, а священник, его родной отец, кадил ему как Архиерею. Сон этот по своему содержанию не только примечательный, но и пророчествующий его будущее. С другой стороны, он не менее примечателен и в отношении самих родителей, отца Димитрия и матушки Марии. Ведь это сновидение дано было не столько ему, сколько его родителям. И они это поняли и сохранили в своей благоговейной памяти сновидение ребенка в совершенной тайне от него. И только тогда, когда сон сбылся, они пересказали ему, уже бывшему в сане архиерея, детское сновидение. Причем сбылась и та подробность, что родной отец, вызванный Святейшим Синодом на хиротонию сына, принял участие в Богослужении и действительно кадил ему, стоящему на Горнем Месте. Но никто в то время еще не знал сокровенного смысла происходящего, так как сновидение не было пересказано ни самому Владыке Феофану, ни архиереям Святейшего Синода, совершавшим таинство хиротонии. Однако отрок Василий в раннем детстве особенно ничем не проявил себя пред Богом и поэтому не имел никаких заслуг пред Господом и достоинств, ради которых предвозвещалось ему быть архипастырем Церкви. За какие же заслуги дается ему этот сон – извещение? Если мы и скажем, что Господь Бог по предведению своему знает путь каждого человека, это не будет полным ответом. Ибо в этом предизбрании отражена прежде всего добродетельная жизнь его родителей. И не только родителей, но и всех предков по восходящей линии. Таким образом, по своей премудрости, Господь устроил так, что жизненный путь человека зависит не только от него самого, но и от его предков, даже и очень далеких, которых человек не знает и о которых ничего не слышал. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор, 5, 9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Подготовленная современным исследователем Гюнтером Шульцем книга Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг: Обзор деяний содержит документы, справочные материалы собора и большой библиографический указатель, а также биографические сведения о членах Собора, многим из которых суждено было принять мученическую смерть за исповедание Христа. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийскаго представляют собой ценный путеводитель по собранию канонических правил. Подготовленные в конце XIX века толкования Преосвященного Никодима ценны тем, что в строго церковном духе избегают крайностей фундаментализма или анархизма, основываясь на наследии, как «классических» византийских толкователей, так и на славянской канонической традиции. Курс церковного права протоиерея Владислава Цыпина важен тем, что во-первых, это единственный в России полный курс лекций по данному предмету, а во-вторых, потому что является попыткой суммировать и передать современнику материалы дореволюционных курсов Церковного Права.         Из Алфавитного указателя действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительст-вующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, отно-сящихся к духовному ведомству православного исповедания , составленного С. В. Калашниковым, я использовал статью «Брак», как дающую представление о церковно-правовом статусе таинства в синодальный период. Так же в работе были использованы публикации периодической печати и интернет-изданий, список которых приводится в Списке использованной литературы. ГЛАВА I   Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга? Свт. Григорий Богослов. «Моральная поэма»   Возникновение семейных отношений, установление института брака Семейные отношение в человеческом обществе ведут своё основание со времени сотворения первых людей - то есть наших прародителей Адама и Евы. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею (...)» (Быт. 1:27-28). Таким образом естественный закон семейных отношений положен Богом в самом устройстве человека. Различие между полами - это особый дар Бога людям. В Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским Собором 2000 года, говорится: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении (...) ». Во второй главе книги Бытия Господь Иисус Христос благословляет уже созданый им семейный союз, говоря: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Выражение «и будут два одна плоть», указывает на постоянное единство супругов.

http://bogoslov.ru/article/434998

Позиция Святейшего Патриарха Алексия II относительно этого вопроса была озвучена 24 декабря 2007 года на Епархиальном собрании г. Москвы. Патриарх осудил т. н. «чин всенародного покаяния», который проходит в с. Тайнинское, и отметил что этот «чин» нельзя считать подлинным церковным делом, т. к. он носит ярко-выраженный агитационный характер. Духовенство, принимающее участие в этих действиях совершает это или вопреки, или без благословения священноначалия. Кроме того, сам текст чина не соответствует постановлениям Священного Синода, т. к. в нем звучит призывы к отказу от ИНН, страхового полиса и подобных документов, удостоверяющих личность. «Мы не можем согласиться с текстом «мытищинского чина, – сказал Святейший Патриарх Алексий, – т. к. особое место в нем занимает призыв покаяться «за недостаточность» прославления новомучеников и Царской семьи». По словам Его Святейшества, «искупительный подвиг один – Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно». Также Святейший Патриарх Алексий отметил невозможность сравнения этого «чина» с покаянием 1607 года – ведь это было покаянием народа в личных грехах. «Со всей ответственностью заявляю, что этот «покаянный акт» недопустим и душевреден, – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. – Недопустимо участие священнослужителей и мирян в чинах, подобных тайнинскому», – подчеркнул предстоятель Русской Церкви. Как относиться к чудесам в иных вероисповеданиях? иеромонах Иов (Гумеров) Приступая к решению этого вопроса, необходимо определить и разделить понятия: спасение, к которому ведет истинная вера, и милосердие Божие, которое простирается на всех, ибо Господь любит Свое создание: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 . Получение от Милосердного Бога помощи (иногда даже чудесным образом) еще не предполагает спасение. В Священном Писании мы знаем примеры чудес, совершившихся над людьми, которые не исповедовали истинную религию. Во время голода в Палестине Господь Бог посылает пророка Илию в финикийский город Сарепту к вдове. Она была язычница. У нее чудесным образом не истощалась в течение некоторого времени мука и масло. Господь через пророка Илию воскресил сына вдовы (см.: 3Цар. 17: 9–24 ). Военачальника Немана, язычника, через пророка Елисея Бог исцелил от проказы (см.: 4Цар. 5: 1–19 ). Господь наш Иисус Христос избавил от демона дочь финикиянки-язычницы (см.: Мф. 15: 22–28 ; Мк. 7: 25–30 ). Евангелист Матфей также пишет: «И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» ( Мф. 4:24 . Во времена Спасителя Сирия была страной языческой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Приведу лишь один пример такой неточности, недавно попавшийся мне на глаза при чтении книги Деяний апостольских. В этой книге рассказывается о том, как во время пребывания апостола Павла в Ефесе «произошел немалый мятеж против пути Господня». Начальник гильдии серебряных дел мастеров собрал толпу, которая выразила свое возмущение проповедью христиан тем, что в течение двух часов кричала: «Велика Артемида Ефесская!» Тогда, чтобы утихомирить людей, был вызван из народа некий Александр, который, в числе прочего, сказал: «Мужи Ефесские! Какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?» (Деян. 19:23-35). Мы знаем, кто такая Артемида. Но кто такой Диопет? Можно было бы предположить, что это один из греческих богов или героев античной мифологии. Но такого бога в греческом пантеоне вы не найдете, и в греческих мифах нет такого героя. Слово διοπετς/diopetês, ошибочно переведенное как имя собственное («Диопет»), буквально означает «низринутый Зевсом», то есть упавший с неба. Эврипид в трагедии «Ифигения в Тавриде» употребляет этот термин по отношению к статуе Артемиды Таврической, имея в виду, что она упала с неба, то есть является нерукотворной. Главной языческой святыней Ефеса была статуя Артемиды Ефесской, и, вероятно, Александр в своем обращении к ефесянам указывал на представление об этой статуе как нерукотворной. Следовательно, перевести его слова надо было бы так: «Какой человек не знает, что город Ефес есть служитель богини Артемиды, великой и нерукотворной?» (или «великой и упавшей с неба», или буквально — «великой и низринутой Зевсом»). От таинственного Диопета не остается и следа. Чаще всего при обсуждении недостатков Синодального перевода указывают на его текстологический и стилистический эклектизм. В этом пункте сходятся критики Синодального перевода «слева» и «справа». Текстологическая основа Синодального перевода — не греческая, но и не вполне еврейская. Язык — не славянский, но и не вполне русский. Обер-прокурор Святейшего Синода в 1880-1905 годах Константин Петрович Победоносцев считал, что Синодальный перевод должен быть приближен к славянскому тексту.

http://patriarchia.ru/db/text/4630008.ht...

Разделы портала «Азбука веры» 1. Пятидесятница – праздник Православной Церкви, принадлежит к  двунадесятым . Иначе называется Днем Святой Троицы . Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:2-4 ; см. также далее). Этот день является Днём рождения Церкви. Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице». 2. Пятидесятница – период в пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди . Об украшении храма на праздник Пятидесятницы «Украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев. А потому Новгородской Консисторией предписано благочинным, чтобы на будущее время они прекратили сообщать в полугодичных своих рапортах сведения, касающиеся молодняков древесной породы» (Руководство для сельских пастырей, 1889, 19). Как понять кондак праздника Пятидесятницы?

http://azbyka.ru/pyatidesyatnica

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010