В 1728 году по просьбе наместника Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Романа дозволить напечатание некоторых благопотребных книг, и в том числе акафистов, Святейший Синод указом от 21 февраля 1728 года предписал «печатать вышеозначенные книги против великороссийских книг, которые в Киево-Печерской обители имеются, а которых не имеется, печатать по-прежнему, но смотреть накрепко, чтобы никаких Святой Церкви противностей и погрешностей в них не было» 63 . Вследствие указанных распоряжений Святейшего Синода все вновь издаваемые в России книги богослужебного характера, и в частности акафисты, в дальнейшее время печатаются по рассмотрению их Святейшим Синодом, а в следующих изданиях перепечатываются с одобренных уже Синодом оригиналов. В сентябре 1781 года Святейший Синод рассматривал доношение архимандрита Киево-Печерской Лавры Зосимы о необходимости напечатать в Киево-Печерской типографии книгу «Акафисты с каноны». Зосима доносил Святейшему Синоду: «Прежде сего по дозволительному Святейшего Правительствующего Синода 1728 года февраля 21 дня состоявшемуся указу печатались в Киево-Печерской типографии книги, именуемые «Акафисты с каноны», которые все разошлись в народ до единой. А как от многих великороссийских и малороссийских разного звания господ и от заграничного благочестивого священства непрестанные требования тех акафистов заходят, лавка ж, не имея оным московского экземпляра, за силу Святейшего Правительствующего Синода, 1766 года ноября 9 дня состоявшегося, к печатанию их без особливого на то Святейшего Правительствующего Синода дозволительного указа приступить не может. Для сего прилагая при сем на благоусмотрение един экземпляр тех акафистов», архимандрит просит дозволить печатать в Киево-Печерской Лавре «к народному удовольствию». Святейший Синод, заслушав 27 сентября 1781 года вышеуказанное доношение, постановил: «От оного архимандрита потребовать объяснения, в означенную книгу что именно из каких книг внесено или сверх печатаемых в Московской типографии книг прибавлено, и те сверх московской печати каноны и акафисты, которой кем и где сочинены и апробованы и с коего времени и почему в лаврской типографии сначала печататься начаты».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Окончательному разрешению Святейшего Синода предоставлены следующие дела: Об увольнении в отпуск (на всякий срок) епархиальных и викарных архиереев, за исключением отпуска за границу. О назначении епархиальным архиереям добавочного содержания из особого на этот предмет капитала, состоящего в распоряжении Святейшего Синода. О назначении пенсий преосвященным из специальных средств Святейшего Синода. О награждении духовных лиц скуфьями, камилавками и наперсными крестами, от Святейшего Синода выдаваемыми, а также саном протоиерея, игумена и архимандрита. Об учреждении монастырей и женских общин без назначения окладов содержания от казны. Об устройстве домовых церквей в столицах. Об укреплении недвижимых имуществ в собственность духовно-учебных заведений, а так же о продаже и обмене недвижимых имуществ, этим заведениям принадлежащих. Об учреждении в духовных академиях, семинариях и училищах именных стипендий на пожертвованные суммы. Об изъятии из действующих ныне уставов и штатов духовно-учебных заведений в некоторых частных случаях по особо уважительным обстоятельствам. О командировании с ученою целью заграницу лиц духовного ведомства. О назначении и увеличении содержания из специальных средств Святейшего Синода разным духовным учреждениям. О назначении на счет специальных средств Святейшего Синода пенсий чиновникам духовного ведомства и семействам их в особо уважительных случаях. (Соб. Уз. и Рас. Прав. за 1881 г. 82 ст. 552 Ц. В. 25–26.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 9 Июля 1819 г. штату в Святейшем Правительствующем Синоде, положено присутствующих семь лиц, из которых один, обыкновенно С.-Петербургский митрополит, именуется первенствующим – прочие – членами и присутствующими. (9 Июля 1819 г. П. С. 3. 27872.) Члены назначаются именными высочайшими указами, даваемыми Святейшему Синоду, из старейших архиереев и обыкновенно митрополитов и сохраняют таковое звание пожизненно. Присутствующие вызываются высочайшими повелениями из Преосвященных, управляющих епархиями, и заседают в Святейшем Синоде до воспоследования ВЫСОЧАЙШЕЙ воли на обратное возвращение их в епархию.(12 Июня 1805 г. П. С. 3. 21790 Указ. Синода 5 Июля 1805 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В 1788 году Московская Синодальная контора обратилась в Святейший Синод с рапортом от 19 февраля следующего содержания: «Сего февраля 9 дня Святейшего Правительствующего Синода конторе синодальный член Преосвященный Платон, митрополит Московский, письменно предлагал, что в Троице-Сергиевой Лавре отправляются почивающему там преподобному отцу Сергию, Радонежскому чудотворцу, во дни святых его памятей моления по напечатанным службам в Минеи, так как и при гробе цельбоносных его мощей исправляются акафисты, но по книжицам письменным, а напечатанных не имеется, а как де он, Преосвященный, прилагаемые при сем два акафиста рассмотрев и исправив и не нашедши в них ничего сомнительного, желает, чтобы оные церковной печатью в прославление Божие и угодника и во удовольствие усердных христиан были напечатаны, того ради да благоволит Св. Синода контора Московской Синодальной типографии предписать тех акафистов книжиц напечатать церковной печатью». Далее указывается потребное количество экземпляров (1200), из которых нужно «половину напечатать со службой празднуемой ему, чудотворцу, сентября в 25-й день, включив оные акафисты с молитвами в каноне по 6-й песни, а другую половину одних акафистов с молитвами без службы». При этом ставится условием, «чтоб при печатании последний лист для корректуры приносим был к нему, Преосвященному». По справке в конторе Святейшего Синода оказалось: «Разосланными из Святейшего Синода во все епархии и монастыри прошлого 1787 года сентября 25 указами велено: ежели кто из духовных чинов пожелает сочинения свои или переводы напечатать, то бы преосвященные архиереи и ставропигиальных монастырей архимандриты, как собственные свои, так и подчиненных своих сочинений рассматривая, оные представляли прежде на апробацию к изданию их в печать в духовных типографиях Святейшему Синоду или в контору оного, а без того как сами собой, так и посредством других для издания в печать никуда ни под каким видом не отдавали; когда же кому и какую именно книгу от конторы Святейшего Синода дозволено будет издать в печать, о том ей в то же время рапортовать, и по указу Ее Императорского Величества Святейшего Правительствующего Синода конторой определено: оные приложенные при предложении и исправленные синодальным членом Преосвященным Платоном, митрополитом Московским, и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом 83 преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу, два акафиста отослать (и отосланы) в Московскую типографскую контору при указе, и велено прописанное в предложении его Преосвященства число акафистов с службами и без оных церковной печатью напечатать».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Во главе канцелярии находятся управляющий канцелярией Св. Синода и его помощник. Сказанное достаточно обрисовывает начальную и последующую до настоящего времени судьбу синодальной канцелярии вместе с развитием синодального делопроизводства, а потому по отношению к ним задачу исследования можно почесть исчерпанной. Глава II. Конторы при Святейшем Синоде В духовном Регламенте не определен порядок рассмотрения и решения дел в Духовной коллегии, но замечено, что „о действах Духовной коллегии собственно здесь не написано, понеже Императорское Величество приказал действовать по Генеральному регламенту“. В главе 8 этого регламента постановлено: „в коллегии президенты не имеют особливого труда, или надзирания, но генеральную и верховную дирекцию, или управление, а дела между советниками и асессорами так разделяются, что каждому как из происходящих в коллегии дел, определенная часть, так и над канцелярией и конторами и над делами и трудами оных особливое надзирание дается, яко о том в партикулярных инструкциях коллегиев пространно усмотреть можно“. Применяясь к сему Генерального регламента постановлению и „в видах лучшего в делах исправления“, Святейший Синод признал необходимым учредить в своем составе особые конторы на следующем основании: „которые дела не зело важны и рассмотрением их решены быть могут, решать и без предложения всему Святейшему Синоду по святым правилам и Его Императорского Величества указам, и прочих государственным правам, и по содержанию присяжной верности, правдиво и беспристрастно, токмо в тех решениях писать приказание Святейшего Синода, которое закреплять самим тем членам и обер-секретарю; а важных и синодальной резолюции требующих партикулярно им не решать, но предлагать оныя, подписав свое мнение, к рассуждению всего Святейшего Правительствующего Синода, и решение по ним чинить согласными Святейшего Синода приговоры, которые подписывать всем синодалам“. 68 Учрежденные на таком основании и с такими полномочиями конторы служили для разделения труда, лежавшего прежде на всем составе Святейшего Синода, а потому эти учреждения мыслились в составе Святейшего Синода и действовали от его имена и авторитета, в важных и затруднительных случаях предлагая свои предположения и мвеаия на обсуждение и утверждение всего Святейшего Синода. Учреждение при Святейшем Синоде контор на изъясненном основании, указывая на дань времени из подражания принятым в других установлениях порядкам, отвечало собственному стремлению Святейшего Синода освободить себя от обременения мелкими и маловажными делами, которые, при отсутствии вспомогательных учреждений, по необходимости, скоплялись в Синоде, и заставляли его изыскивать способы для удобного, лёгкого и скорого разрешения таких дел. А такими способами и служили конторы по практике правительственных учреждений тогдашнего времени. 1. Контора школ и типографий

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

А о подлинном исследствии и о розыске о той неправой записи я и она, дочь моя, на него, мужа своего, и на единосогласников его, о которых показано в подписке той неправой записи, и на надсмотрщика крепостных дел, и на писца, кто тое запись писал, и о непорядках его, князя Алексеевых, к ней, дочери моей, и о явном тою записью показанном подлоге Вам, Великому Государю, будем бить челом впредь. И при расспросах их и розыске та их неправая запись и прочие его, князя Алексеевы, непорядки явными свидетельствы и улики изобличены будут, и такой неправой записи не вели, Государь, верить и в действо её производить, и сие моё челобитье вели, Государь, в Коллегии Святейшего Правительствующего Синода принять и записать в книгу. Святейший Правительствующий Синод, слушав поданного от кавалерии бригадира господина Шереметева челобитья, согласно приговорили: послать в Москву ко преосвященным митрополитам Арсению Фиваидскому, Григорию Милиникийскому и архимандритам Чудовскому и Андроньевскому с повелением такого в Москве и по другим приличным местам духовным персонам во всех монастырях объявления, дабы оного господина Шереметева князь Алексеевой жены Долгорукова княгини Настасьи нигде никто без получения из Святейшего Правительствующего Синода указу во иноческий чин не постригал. А понеже по оному отца её, господина Шереметева, челобитью значится немалая важность, о чём надлежит исследовать, того ради быть ей, княгине Настасье, до указу у того отца её; а о исследовании про объявленную во оном челобитье крепость и про прочее, до Юстиц-Коллегии надлежащее, послать указ в Юстиц-Коллегию. 217 (196). – 15 Сентября. О подчинении вотчин синодальных членов по сбору податей и по другим делам ведомству Святейшего Синода. Святейший Правительствующий Синод согласно приговорили: всем синодальных членов архиерейским и монастырским вотчинам в сборах и в прочем правлении быть ведомым в одном Святейшем Правительствующем Синоде, понеже те члены всегдашним своим Синоду присутствием о надлежащих отправах, которые до оных их вотчин касаются, могут быть сведомы и без присылки к ним обычайных по общему о всей синодальной команде установлению из Монастырского Приказу указов, которые отправляются по синодальным указам, и такие указы удобнее ко оным членам посылать из Святейшего Правительствующего Синода, нежели из Монастырского Приказу, от которого присылка указов за дальностию продолжительнее будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVI. Состояние Св. Синода во время существования Министерства духовных дел и народного Просвещения при Александре Образование министерства духовных дел и народного просвещения, отвечая идее общего учреждения министерств, состоявшегося 25 июня 1811 года, в то же время намечало свои особые, специальные цели. В Высочайшем манифесте, 24октябры 1817 года, об учреждении сего министерства было изображено: «Желая, дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения, признали мы полезным соединить дела по министерству народного просвещения с делами всех вероисповеданий в составе одного управления под названием: министерство духовных дел и народного просвещения. Само собой разумеется, продолжал манифест, что к оному присовокупятся и дела Святейшего Правительствующего Синода с тем, чтобы министр духовных дел и народного просвещения находился по делам сим в таком же точно к Синоду отношении, в каком состоит министр юстиции к правительствующему сенату, кроме однако же дел судных. Течение сих последних подробно обозначено в предначертанных для сего министерства правилах. «Находя устройство сего министерства сообразным основанию общего учреждения министерств, и, вняв мнению Государственного Совета, утвердили мы вышеозначенные правила для оного, издаваемые при сем к общему сведению и исполнению». «Распределение дел сего министерства по департаментам оного и размещение чиновников предоставляются усмотрению и распоряжению министра духовных дел и народного просвещения». Останавливаясь мыслью на сем замечательном акте, видим, что он цель учреждения министерства духовных дел и народного просвещения полагал в основании истинного просвещения на началах христианского благочестия. Для сего манифест признал необходимым дела по министерству народного просвещения соединить с делами всех вероисповеданий в империи, в том числе магометанского, еврейского и прочих вер нехристианских. Особое упоминание манифест посвятил делам Святейшего Синода, но не с тем, чтобы выразить преимущественное значение просветительного начала православной веры при посредстве и участии Святейшего Синода в сфере народного образования, а с тем, чтобы определить отношение министра духовных дел и народного просвещения к кругу действий Святейшего Правительствующего Синода. Идею целесообразности учреждения сего министерства манифест указывает в согласии с общим учреждением министерств, а возникновение сего министерства оправдывает мнением Государственного Совета. Распорядителем и ответственным представителем всего министерства манифест ставит министра духовных дел и народного просвещения, относя к его правам и обязанностям распределение чиновников и распорядок дел для производства. Понятно, что при таком предначертании об образовании министерства духовных дел и народного просвещения Святейший Синод должен был занять сходственное с правительственными органами прочих вероисповеданий положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Глава 4. О судебном отделении Св. синода и о Соборе. 23) В Св. синоде судебная власть сосредоточивается в особом судебном оного отделении. 24) Судебное отделение Святейшего синода состоит из архиереев, избираемых Св. правительствующим синодом и судебным оного отделением и утверждаемых Высочайшею властью. Один из них именуется первоприсутствующим. 25) Присутствие судебного отделения Святейшего синода для решения дел должно состоять не менее как из трех членов. 26) Для рассмотрения дел по жалобам на приговоры судебного отделения Св. синода, постановленные оным в качестве 1-й инстанции, и для суда над членами и присутствующими Св. синода составляется общее собрание членов Св. правительствующего синода, и судебного отделения синода с присоединением определенного числа епархиальных архиерев по очереди. Таковое собрание именуется Собором. 27) Председательствует на соборе первенствующий член Св. синода. Глава 5. О канцеляриях духовно-судебных установлений. 28) Канцелярия епархиального суда состоит из секретаря и его помощника, назначаемых председателем суда и из необходимого числа писцов по найму. 29) Канцелярия судебного отделения Св. синода состоит из полагаемого штатом числа обер-секретарей и их помощников, назначаемых первоприсутствующим сего отделения. Глава 6. О внутреннем устройстве духовно-судебных установлений. 30) Наблюдение за скоростью и правильностью делопроизводства в каждом духовно-судебном месте и охранение порядка в заседаниях суда возлагается на председателя, или первоприсутствующего. 31) Заседания духовных судов суть или распорядительные, или судебные. 32) Судебные заседания для решения дел происходят публично. Случаи, в которых к сим заседаниям не должны быть допускаемы лица посторонние, определяются в законе. 33) Каждое решение духовного суда, состоявшееся публично, может быть напечатано и обсуждаемо, на основании общих, действующих в государстве, постановлений. 34) Члены судебного отделения Святейшего синода и епархиальных судов имеют ежегодно три месяца вакантного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

3245 . – 5 июля. По поводу некоторого изменения текста настольной грамоты протопресвитера города Кашина По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод имел рассуждение, что произведённому в протопресвитера Тверской епархии города Кашина к соборной Воскресенской церкви священнику Иоанну Стефанову против прежних формуляров в настольной грамоте написано: в недоумеваемых всяких духовных вещах принимать ему, протопресвитеру, наставление от Святейшего Правительствующего Синода, и каково повеление восприимет, тое да соблюдёт. Приказали : достодолжного во оной настольной грамоте наставления требовать ему от Святейшего Синода по то время, пока в Тверской епархии не будет архиерея, а с прибытия в ту епархию архиерейского представлять ему о том своему епархиальному архиерею, не утруждая тем Святейшего Синода, понеже оное речение в помянутой грамоте хотя и написано, и то учинено между архиерейства. И во исполнении вышеповеленного оному протопопу Иоанну в Святейшем Синоде велеть подписаться, а для надлежащего о том ведома из Святейшего Правительствующего Синода Тверского архиерейского дома к управителям послать указ. (Дело 1738 г. 131–316) 3246 . – 7 июля. О присылке в Св. Синод ведомостей о сборах на содержание школ по епархиям; здесь же и об отсылке в Кабинет червонных, оставшихся после епископа Вятского Лаврентия По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал состоявшийся в Кабинете Её Императорского Величества минувшего июня 21 дня на подаванном Святейшего Синода об употреблении на учреждение и содержание по синодальной области школ штрафных за пострижение и приём за указами монахов собранных с монастырских настоятелей и оставшихся по смерти духовных персон денег и пожитков сообщении за подписанием господ кабинетных министров резолюции, которою определено следующее: надлежит-де напредь о всех школах штат учинить и собираемую на них сумму, что по Духовному Регламенту определено, исчислить не на один токмо год, что по окладу быть имеет, но и в прошедших годах сколько в котором приходе было и куда такие деньги и хлеб употреблены, и ежели той суммы на содержание школ будет не довольно, тогда Святейшему Правительствующему Синоду сыскать особую сумму, пристойную к тому, откуда тот недостаток имеет быть дополнен, а вышеупомянутых денег по прежним указам в расход оных не употреблять, токмо из них иностранных червонцев пятьсот девяносто три и медаль прислать в Кабинет, а вместо оных отдать из Кабинета по два рубля за червонный, – итого тысяча сто восемьдесят шесть рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав подписанной в Кабинете Её Императорского Величества на подаванном Святейшего Синода о произведении в Шведскую Корелию во священника Фёдора Софронова и определении пономаря Ивана Зотикова во дьячка сообщении резолюции, которою велено о произведении во священники и во дьячки представленных к тому Софронова и Зотикова учинить по мнению Святейшего Синода и о том без продолжения исполнение чинить, понеже-де от королевско-шведского здесь обретающегося министра многократные о том требования были, – приказали : воспомяненного Фёдора Софронова в Корельскую и Либелицкую епархию во священника по церковному чиноположению произвесть преосвященному Киприяну, епископу Вятскому и Великопермскому, и пред произведением его во священство привесть к состоявшимся присягам, а именно, а 1730-м в верной Её Императорскому Величеству службе и в 1731-м годах в верности Её Императорскому Величеству и по ней Её Императорского Величества Высоким Наследникам, також и ко особливо учинённой производящимся во священные чины, и по учинении того и по произведении во священника оному Киприяну епископу Святейшему Синоду взнесть доношение, при котором и упомяненные присяги с надлежащим засвидетельствованием приобщить, и о том из Святейшего Правительствующего Синода к нему, преосвященному Киприяну, епископу Вятскому и Великопермскому, послать указ; а у пономаря Ивана Зотикова по силе прежде учинённого Святейшего Синода о бытии его у состоявшихся в 1730-м и 1731-м годах присяг определения взяв сказку и учиня надлежащую справку, предложить Святейшему Правительствующему Синоду к рассуждению. (Дело 1738 г. 408) 3282 . – 21 августа. О неналожении штрафа на иеродиакона Суздальского архиерейского дома за непотребление им после литургии Святых Таин по забвению По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал Суздальского архиерейского дома управителей доношение о неупотреблении того архиерейского дома иеродиаконом Иларионом по отпусте Божественной литургии июня 9 дня Святых Таин от забвения, с которого-де он в служение Божественной литургии вступить не смеет, и оные управители допустить и штрафа ему учинить не смеют, понеже-де приличных к тому правил не имеется. Приказали : по тому доношению реченному иеродиакону Илариону вину его, аще оное воспоследовало конечно от забвения, что отдаётся на совесть его, отпустить, а за неосторожность его в штраф вменить ему июня с 9 числа доныне пребывание без священнослужения, а впредь во отправлении Божественной литургии и всякого священнослужения поступать ему с надлежащею опасностию, дабы таковых к тому подобных причин приключиться не могло, и о том сказать ему Её Императорского Величества указ с запискою с рукоприложением и по сем священнодействовать ему позволить, и о том из Святейшего Правительствующего Синода Суздальского архиерейского дома к управителям послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Канцелярия имеет печать с изображением государственного герба и надписью: Канцелярия Обер-прокурора Святейшего Синода. (§ 8 там.) Для судных дел полагается при Обер-прокуроре Юрисконсульт, обязанный предварительно рассматривать все тяжебные и вообще судные дела, поступающие из Правительствующего Сената. (§ 4 там.) В виду встреченных состоящим при Синодальном Обер-прокуроре Юрисконсультом затруднений при исполнении обязанностей от весьма значительного увеличения числа дел, поступающих на заключение Обер-прокурора из Правительствующего Сената, назначен к Юрисконсульту помощник, которому по должности, содержанию и пенсии присвоены одинаковые права с начальниками отделений Канцелярии Обер-прокурора Святейшего Синода. (7 Октябряябряря 1859 г. П. С. 3. 34. 924.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному штату Центральных учреждений Святейшего Синода, именно по штату Канцелярии Обер-прокурора Святейшего Синода положены: Юрисконсульт – содержания 4000 руб.– ему квартирных 1000 руб. – по должности и шитью на мундире 5 класса – по пенсии 3 разряда 1 ст. Помощник его – содержания 2000 р. – ему квартирных 500 р. – по должности и шитью на мундире 6 класса – по пенсии 3 разряда 2 ст. На Канцелярию Юрисконсульта всего 1500 руб. Примечание. Половина штатного оклада Юрисконсульта и его помощника, кроме квартирных денег, производится в виде жалованья, а половина в виде столовых денег (20 Июня 1872 г. П. С. 3. 51015). В случае предметов особой важности составляется Консультация при Обер-прокуроре, под председательством Товарища Обер-прокурора, из Директора и Вице-директора Канцелярии Обер-прокурора, Директора и Вице-директора Хозяйственного Управления, Управляющего Синодальною Канцелярией и его Помощника, Управляющего Контролем и Юрисконсульта при Обер-прокуроре Святейшего Синода. (§ 5 Учрежд. Канц. 1839 г. 23 Января 1868 г. Выс. Утв. всепод. докл. Обер-прокурора.) Глава 4. Об Учебном комитете при Святейшем Синоде Учебный комитет при Святейшем Синоде учрежден для обсуждения, подлежащих разрешению Главного Духовного Управления вопросов по учебно-педагогической части, и для наблюдения, посредством ревизий, за состоянием этой части в духовно-учебных заведениях.( § 1 Выс.утв.14 Мая 1867 г. Пол. об Учеб. Ком. П.С.З. 44.570. Указ. 26 Мая 1867 г. 22)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010