Здесь разумеется святой Евстафий, архиепископ Антиохийский, скончавшийся в 387 году; память его 21-го февраля. Здесь разумеется Антиохия Сирийская — один из древнейших и богатейших городов Сирии, столичный ее город В настоящее время Антиохия — небольшой турецкий городок. Другие же утверждают, что Мириан имел личное свидание с Константином Великим, что он сам путешествовал в Иерусалим и выпросил там, для построения монастыря в честь креста Господня место, где было знамение Лоту. Получение этих бесценных даров указывает на время, не означенное в грузинских летописях, — что послы Мириана были в Царьграде между 326 и 330 годами, из которых в первый был найден Крест Господень, а в последний было совершено освящение Царьграда и перенесение сюда столицы из древнего Рима. Теперь — в Ахалцыхском уезде. Он уже давно лежит в развалинах. В половине 13-го века гвоздь этот был вделан царем Давидом IX, сыном Русудани, в венец епископской митры. Впоследствии в 1681 году митра эта была перенесена царем Арчилом в Москву, где она и до сего времени хранится в Успенском соборе. Святыня эта считается потерянною; вероятнее думать, что в смутные времена Грузии дерево это было разделено на много частей и в таком виде проникло в дома частных лиц. И теперь значительные части животворящего древа можно видеть в фамильных иконах грузинских князей. Впоследствии на этом месте были сооружены храм в честь святого креста и монастырь. Храм существует до сих пор; монастырь разрушен в XIV веке Тамерланом. Крест был перенесен в Мцхетский собор; в 1725 году он был оправлен царем Теймуразом II-м в серебро и до сих пор стоит за престолом. Иора — правый приток реки Алазани (левый приток реки Куры). Большая часть реки Иоры находится в Тифлисской губернии; на реке Иоре стоит уездный город Тионети, упоминаемый в житии св. Нины. Святая Нина скончалась в 335 году по Р. Хр. В 342 году по Р. Хр. Он царствовал в Грузии с 446 по 459 г. по Р. Хр. Экзарх — архиепископ, управляющий церквами какой-либо отдельной области. Ныне в России титул экзарха носит архиепископ Грузии.

http://pravoslavie.ru/59035.html

В Грузии особо почитают Пресвятую Богородицу, «уделом» которой является страна, апостолов Андрея Первозванного, Матфия, Симона Кананита и Варфоломея, которые проповедовали христианство в Грузии. Первая по времени святая Грузинской Церкви — блаженная Сидония, мцхетская иудейка, сестра раввина Элиоза. Она не видела Христа, но, услышав о Нем, поверила в Него сразу как в Мессию и Спасителя мира. Когда ее брат отправлялся в Иерусалим, она просила привезти ей какую-нибудь вещь, принадлежащую Христу. Элиоз находился у Голгофы при распятии Спасителя, купил Его Хитон у одного из воинов — совершителей казни, и привез его сестре. Сидонию настолько поразила весть о крестных страданиях и смерти Спасителя, что она прижала Хитон к груди и умерла на месте. Никто не мог взять из ее рук Хитон, поэтому ее погребли в царском саду вместе с ним. На ее могиле вырос могучий кедр, который покрыл могилу Сидонии своими корнями. Он стоял три столетия и пользовался большим почитанием народа. В IV ст. на этом месте был воздвигнут собор Светицховели, Животворящий Столп. Хитон Господень — это самая великая святыня Грузинской Церкви. Первые известные мученики Грузинской Церкви — 17 князей-грузинов, названных Месухевийскими по имени стратега, а впоследствии их духовного наставника Сухия. Приняв крещение, они оставили службу у аланского царя, обменяли княжеские одеяния на нищенские рубища и поселились на горе в верховьях Евфрата, проводя жизнь в безмолвии и непрестанной молитве. Аланский царь с воинами нашел их и приказал отречься от Христа и вернуться в столицу, а после отказа сжег их на костре. Особо почитаемой святой является св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии, и ее брат, св. великомученик Георгий. Церковью также канонизированы св. царь Мириан, который принял христианство и сделал его государственной религией, св. царь Вахтанг Горгаслан, который всю свою жизнь боролся с персами и много сделал для Грузинской Церкви. Во время царствования Горгаслана приняла мучения св. Шушаника (Сусанна). Ее муж Варскен принял огнепоклонство и пытался принудить ее поступить так же. Он замуровал ее на семь лет в каменном склепе и заковал в цепи, где она пребывала до смерти словно схимница в затворе. Уже при жизни св. Шушаника получила дар исцелений и народное почитание. Когда царь Вахтанг Горгаслан вернулся из похода и узнал о мучениях и смерти Шушаники, он казнил Варскена, а тело мученицы перенес в Тбилиси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Владыка Даниил и врач Зураб Варазашвили облачили старца и перенесли его тело в храм Преображения. Монахини Самтаврийского монастыря любили отца Гавриила и тяжело переживали болезнь и смерть старца. Но в день кончины старца у всех было какое-то необыкновенно светлое настроение, и все понимали, что это – помощь и утешение отца Гавриила. На второй день приехал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и отслужил панихиду. По завещанию отца Гавриила, его завернули в циновку и осторожно опустили в могилу. Но никто не решался сыпать землю. Решили так: просеянную землю аккуратно подсыпали по краям могилы, и постепенно земля покрыла покойного, как будто сама приняла Божия угодника. Господь даровал отцу Гавриилу дар исцеления страждущих и больных и после его смерти. Многие люди, приходя на его могилку и помазываясь маслом от неугасимой лампады, получают исцеление. Могила старца находится на том святом месте, где четырнадцать лет подвизалась святая Нина. Куст ежевики, возле отпечатка стопы равноапостольной просветительницы Грузии, был любимейшим местом отца Гавриила при жизни. Теперь это место его упокоения. Не только из Грузии – отовсюду приезжают на могилку старца паломники и получают от него помощь и утешение. В знак любви к нему они исполняют церковные песнопения на грузинском языке. Воспоминания о старце Гаврииле Митрополит Даниил (Датуашвили): Я сблизился с отцом Гавриилом, когда служил в Самтаврийском монастыре. Отец Гавриил был истинным подвижником, обладал удивительными духовными дарованиями, большой любовью. Он почитаем не только грузинским народом, но и всем православным миром. Митрополит Сергий (Чекуришвили): Чудеса, происходящие после смерти старца Гавриила, ещё больше убеждают в том, что он – святой человек. Архиепископ Серафим (Джоджуа): После первой встречи с отцом Гавриилом я понял, что он необыкновенный человек. Бог дал этому подвижнику дар угадывать тайны человеческих сердец. Его слова, улыбка или слёзы были проникнуты любовью Божией. Помню, старец обрадовался моему искреннему ответу на какой-то неловкий вопрос, сказал, что любит простых монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перевод: Единый нравом и разделяющий престол с апостолами, служитель Христов верный и Богомудрый, свирель избранная Божественного Духа, сосуд изливающейся любви Христовой, Японской земли просветитель, святой Николай, иерарх равноапостольный, молись Живоначальной Троице о всем твоем стаде и о всем мире. Нине, просветительнице Грузии, глас 4 Слова Божия служительнице,/во апостольстей проповеди первозванному Андpею/и прочим апостолом подpажавшая,/просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице,/святая равноапостольная Нино ,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: Слова Божия служительница, в апостольской проповеди первозванному Андрею и прочим Апостолам подражавшая, просветительница Иверии и лира Духа Святого, святая равноапостольная Нина, моли Христа Бога о спасении душ наших. Ольге, во св. Крещении Елене, вел. кн. Российской, глас 1 Крилами богоразумия вперивши твой ум,/возлетела еси превыше видимая тваpи,/взыскавши Бога и Творца всяческих,/и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пpебываеши,// Ольго приснославная. Перевод: Крыльями Богопознания окрылив свой ум, взлетела ты выше видимого творения, взыскав Бога и Творца всего и, Его обретя, новое рождение получила в Крещении, наслаждаясь Древа Жизни, нетленной во веки пребываешь, Ольга всегда прославляемая. Величание Величаем тя,/святая равноапостольная княгине Ольго,/яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую/и свет веры Православныя//народу своему предвозвестившую. Фекле, первомученице, глас 4 Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло ,/и верою утвердившися от Петра, богозванная,/первомученица явилася еси и первострадальница в женах;/возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее,/звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо Крестом./Тем моли, всехвальная, Христа Бога,//спастися душам нашим. Перевод: Научившись поучениям апостола Павла, уневестившаяся Богу Фекла, и верой укрепившись от апостола Петра, богозванная, ты стала первомученицей и первой пострадавшей среди жен, вошла в огонь, как в цветник, звери и юноши устрашились тебя, ибо ты вооружилась Крестом. Потому моли, всеми прославляемая, Христа Бога о спасении душ наших. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-rav...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 1  голос:  5.0 из  5) Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. Сколько же святынь есть в нашей Православной Церкви! Чудотворные иконы, святые мощи угодников Божьих. Даже вещи, которые когда-то принадлежали святым людям, почитаются православными, ведь эти вещи через святых освещены благодатью Божией. Но есть просто удивительные святыни, вещи, которые служили самому Спасителю во время его земной жизни. Я говорю о ризе Господней, или, как её ещё иногда называют, хитоне, одежде, которую два тысячелетия назад носил Иисус Христос. Поразительно, но она сохранилась до наших дней, и мы с вами сегодня имеем возможность поклониться этой святыне. Но было время, когда Риза Господня была скрыта от людских глаз. Обрели мы её благодаря усердию святой равноапостольной Нины. О том, как это было, я вам сейчас расскажу. Жила святая Нина давно, в конце третьего века. Когда ей исполнилось 12 лет, родители решили посвятить ее  служению Господу. Отдали Нину на воспитание к одной доброй женщине по имени Нианфора, которая рассказывала Нине о Христе. Та полюбила Нину как родную дочь и очень много рассказывал ей о Христе, о Его жизни, страданиях и воскресении из мёртвых. Рассказала она и о том, как воины на Голгофе бросали жребий, кому из них достанется хитон Спасителя. Нину до глубины души тронул этот рассказ. – Как бы я хотела увидеть этот хитон, прикоснуться к нему, – воскликнула она. –Скажи, а где он сейчас? – Говорят, ответила ей Неамфора, тот воин, которому он достался по жребию, увёз его на свою родину в Далёкую Иллирию, так называлась тогда Грузия. Сердце Нины сжалось: если бы можно было отправиться в иверию и отыскать хитон Господень! – Скажи, Неамфора, – спросила Нина. – А в этой стране живут христиане? – Нет, не, ну люди той стороны не знают Истинного Бога и находятся во тьме языческой. Ещё больше захотелось Нине оказаться в неведомой стране, чтобы рассказать людям об Истинном Боге. Каждый вечер она молилась Пресвятой богородице, чтобы её желание исполнилось.

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

В день св. равноап. Нины в Челябинске совершили богослужение на грузинском языке Челябинск, 28 января 2015 г. 27 января Православная Церковь чествует святую равноапостольную Нину. Во многих церквах Южного Урала прошли богослужения. А в храме святителя Василия Великого за Божественной литургией молились челябинские грузины, сообщает Информационно-издательский отдел Челябинской епархии. Среди них был и председатель грузинского культурного центра «Золотое Руно» Бесарион Пацация. Многие ектении, возгласы духовенства и песнопения, которые исполнял хор, звучали на грузинском языке.    «Лет пять-десять назад появилась традиция на каждой воскресной и праздничной литургии и на каждом бдении первую малую ектению читать по-грузински. Ну, а сегодня по случаю дня равноапостольной Нины больше было и возгласов, и песнопений, и чтений, даже вот Отче наш пели и на русском, и на грузинском», – рассказал настоятель храма протоиерей Сергий Севастьянов. отец Сергий. &n / После литургии и праздничного молебна он напомнил, что в Грузии святая Нина почитается не меньше, чем у нас равноапостольный князь Владимир. В IV веке эта молодая женщина, родственница иерусалимского патриарха, безбоязненно проповедовала Евангелие в грузинских землях.      Настоятель Свято-Васильевского храма давно интересуется историей и культурой Грузии. Приезжая в Тбилиси и Батуми, служа в православных храмах с местными священниками, отец Сергий выучил несколько богослужебных возгласов на грузинском языке. Было это много лет назад. Сегодня батюшка освоил язык настолько, что читает молитвы по грузинскому служебнику.      Семья Геладзе переехала в Челябинск в 1994 году. Первоначально супруги Леван и Мзия посещали Свято-Симеоновский кафедральный собор, где и познакомились с отцом Сергием Севастьяновым. На службы приводили и своих деток – сына Николая и дочь Нину, названную в честь святой просветительницы Грузии. В 1996 году Геладзе стали прихожанами только что открывшегося Свято-Васильевского храма. «Ходили в ДК ЧТЗ с ребенком, – рассказывает Мзия Геладзе. – Оттуда даже наблюдали, как рыли котлован. Гадали, что здесь будет. Оказалось, строят храм Василия Великого. А храм для грузина – это святое. Моя семья была религиозной, бабушка была прихожанкой храма Александра Невского в Тбилиси, куда приводила и меня».

http://pravoslavie.ru/76818.html

Есть особенная сладость в посещении такой святыни; тут как будто бы ближе душа к священному предмету странствия, и черпается неощутимая радость с гробового камня, как бы источающего живые струи. Святая изображена на мертвенном покрове, уже в старческом возрасте, но с обилием жизни, пролитой ею на всю Иверию: крест и евангелие в руках ее выходят из-под покрывала, спущенного на девственное чело. О блаженная подвижница, достойная вполне Великомученика, который напечатлен в сердце русского орла! Осени своим мирным покровом и ту необъятную державу, проникнутую его воинским духом, к дальнему рубежу коей приникла твоя новая родина, слитая с него воедино верою проповеданного тобою Христа! Мне хотелось помолиться над мощами почивающей под спудом угодницы Божией, и не разлучить ее в молитвах с другим великим угодником земли Русской, память коего совершалась в тот день, ибо преподобный Сергий положил столь же твердую основу благочестия в своей родине, как и блаженная Нина в Иверии. Я просил настоятеля Бодбийского, Архимандрита Диониссия, отслужить молебен вместе преподобному Сергию и равноапостольной Нине внутри гробового придела, и, хотя не разумел слов молитвенных, утешался, однако, слышанием посреди чуждых звуков родственных имен Сергия и Нины, олицетворявших для меня духовный союз России и Грузии. Как умилительны тропарь и кондак Равноапостольной, излившиеся из благодарного сердца одного из спасенных ею сынов; они переложены на родное наше наречие, дабы и мы воспевали ей достойные хвалы. «Вестницу, Христом избранную, проповедницу слова Божия, благовестницу жизни, наставницу народа Иверии на пути правом, Матери Божией собственную ученицу Нину, восхвалим ныне все пением божественным, яко теплую молитвенницу и хранительницу неотступную». «Слова Божия служительнице и воинственнице, во Апостольской проповеди святого Андрея преуспевшая Просветительнице Иверии и Духа Святого цевнице, святая Нино, моли Христа Бога спастися душам нашим». Конечно, многие из древних именитых усопших погребены были под сенью святой Нины, но время стерло их надписи и даже сгладило могильные камни; есть, однако, и новые пришельцы ее обители: это дочь великого Ираклия Царевна Елена и бывший ему сподвижником в битве против Лезгин, Митрополит Бодбийский Кирилл, который утонул в Алазани в 1792 году, и славный воитель наш генерал Гуляков, героем падший в Закаталах в 1804 году, на самом поприще победы своей против горских хищников.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Потом происходило очень много интересного. Кстати, порядка двух веков город Тбилиси (по-русски Тифлисс) был, и соответственно и Грузия была, под властью абхазских царей и так что надо сказать всяко бывало. Действительно бывало, что Абхазия входила в состав Грузии, хотя не всегда. А бывало, что и Грузия входила, как часть, в Абхазию. Это все кавказские дела и дела исправно христианские.  Все эти земли - значительная часть Северного Кавказа и весь Южный Кавказ где-то веку к шестому были христианскими. Были христианскими и епископы Южного Кавказа в части Питиунский - Пицундский был среди отцов Вселенского Собора. То есть все-таки из этих земель на Собор не забывали позвать. В. М.- Да, конечно, я сказал значительная часть Северного Кавказа. Не только аланы и ясы.. - прямые предки осетин, но, к сожалению, и утратившие затем свое христианство черкесы и лезгины, народы живущие и сегодня, тоже были христианами. Северный Кавказ не  был мусульманским, еще ислама-то не было. Он во многом еще был просто языческим, хотя и там были христианскими целые народы. И все это вполне так сказать уважаемая часть, как мы сейчас говорим цивилизованного сообщества. Там читали по-гречески, там читали по-сирийски. Сирия  - главная просветительница Южного Кавказа, и армян, и грузин. Пусть на меня не обижаются не только грузины, но и армяне, но в основании грузинского христианства святая равноапостольная Нина Кападокийская, а затем следуют семь сирийских отцов, ну и много святых, которых мы, кстати,  всех почитаем. Они есть у нас в русском церковном календаре. Вот и, совершенно  точно также происходит с армянами, где сирийский алфавит приспосабливает к армянскому языку самый уважаемый их просветитель - святой Григорий Нисский. И вся архитектура грузинская и армянская - две великолепные школы, они корнями уходят в сирийскую христианскую архитектуру четвертого, пятого, шестого веков. Но это был еще не высший расцвет Грузии. Все-таки наступили времена, когда Грузия была и единым государством, и не только единым.

http://radonezh.ru/text/vladimir-makhnac...

Мы привели лишь один из многочисленных примеров той нежной заботы, которую матушка проявляла и проявляет в отношении инока, будучи для него поистине Ангелом Хранителем. Она принимает, кажется, все меры к ограждению его от всяких невзгод, душевных и телесных, к сожалению, часто получая укоры от беспокойных его духовных чад, не понимающих святого служения ее их же старцу и отцу. А попечение матушки о благополучии инока идеально чистое, евангельское. Она часто повторяет ему: «Лучше мне тебя потерять, чем увидеть изменившим Православию, истине и правде», или: «Я счастлива следовать за тобой, когда вижу тебя на высоте духовного призвания, а малейшее, самое даже минимальное уклонение от него, бывает убийственно для тела, а главное, для души моей. Я хочу видеть тебя действительно во святых...» 1 Женская обитель в Бодби была открыта 7 мая 1889 года по воле Императора Александра III на месте лежащего в развалинах бывшего мужского монастыря. В Бодбийском монастыре скончалась и была погребена святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. 2 Первой настоятельницей учрежденного в 1889 году на новых началах Бодбийского женского монастыря во имя святой равноапостольной Нины была игумения Ювеналия Первая, в миру Елена Викентьевна Ловенецкая. 3 Тогда же послушница Бодбийского монастыря Параскева (впоследствии монахиня Павла) решила восстановить разрушенный храм святого великомученика Георгия в селе Мамкоды. Выкопав себе пещеру около храма, на высокой горе, среди окружающего леса, она, молясь Царице Небесной, принялась осуществлять свое намерение. Так возник приписной к Бодбийскому монастырю Георгиевский скит, в 1903 году преобразованный в общежительный монастырь. 5 Экзарх Грузии архиепископ Алексий (Опоцкий), впоследствии архиепископ Тверской и Кашинский; в 1910 году уволен на покой, скончался в 1916 году. 10 Покровская община сестер милосердия основана 26 июня 1872 года; при общине был устроен сиротский приют для девочек, женская фельдшерская школа. 11 Царский скит – Введенский женский скит, основанный на хуторе «Царская дача», пожалованном Серафимо-Понетаевскому монастырю Императором Александром II.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Да воздаст Господь этим самоотверженным трудникам за то, что их стараниями дошли до нас повествования о делах великих мужей, просиявших в Церкви Иверской в древние времена. Ибериец Михаил Сабинин. Житие и Подвиги Святой Равноапостольной Нины, Просветительницы Грузии Память ее 14 января Святая Нина, просветительница всей Грузии, по собственным ее словам, происходила из Каппадокийской страны, из города Коластры. После того, как принял мученический венец св. великомученик Георгий , в г. Коластры жил человек, происходивший из знатного рода и от благочестивых родителей, истинный раб Божий, по имени Завулон. Он, оставив родной город, отправился в Рим, чтобы службой у императора Максимиана поддержать честь своего рода. Одновременно с Завулоном в том же городе Коластры жила одна благочестивая чета, имевшая двух детей - сына и дочь. Имя сыну было Ювеналий, а дочери - Сосанна. По смерти обоих супругов брат с сестрой остались сиротами, не имевшими крова и приюта. Они решили пойти в св. град Иерусалим. Не думая долго об опасностях, они возложили упование на Бога и отправились в путь. Достигнув святого града, они нашли себе приют у храма Воскресения Христова. Ювеналий в скором времени был поставлен экономом при Гробе Господнем. Сестра же его Сосанна поступила в услужение к одной благочестивой старице по имени Ниофора-Сарра, вифлеемлянке, состоявшей диакониссой при Святом Гробе. Упомянутый выше вельможа Завулон по прибытии своем в Рим скоро приобрел благоволение императора и был назначен им начальником войска. В то время галлы, враги Рима, восстали против империи. Перейдя Альпийские горы, они спустились в долину реки По и расположились лагерем. Завулон, по приказанию императора, выступил против галлов с огромным войском. С Божией помощью он скоро победил врага и, разбив его наголову, взял множество пленных и военные доспехи. Захвачен был и сам царь галлов со многими вельможами. Когда Завулон связанными представил их пред лицо императора, то тут же получил от него приказание предать всех смерти. Военнопленные, узнав приговор, начали горько плакать и просить Завулона: " Научи нас прежде вере твоей, - говорили они, - введи нас в храм Бога твоего, и после этого предай нас заслуженной смерти. Мы тобою пленены, - продолжали они, - ты же и исполни над нами повеление царское, и неповинен будешь в крови нашей " . Услышав это, Завулон смутился. Не желая открыто объявить себя христианином, он тайно отправился к патриарху, сообщил ему обо всем случившемся и передал ему просьбу военнопленных. Патриарх немедленно крестил их. Восприемником их от святой купели был сам Завулон. После Крещения их ввели в храм, приобщили Святых Таин Тела и Крови Христовых и показали при этом все благолепие церковное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010