Мир тебе и радость от Господа. 295 Борис, благоверный князь Болгарский (в крещении Михаил; † 907; память 215 мая), правивший с 852 года. Борис был сыном хана Пресиана, прекратившего преследования христиан. Вступил на престол будучи еще язычником, но уже ранее его христианство распространилось в Болгарии пленными византийцами. Видя на опыте превосходство христианских народов над языческими, Борис, по окончании войны с греками, при заключении мира крестился в 864(или 865) году. За ним стали креститься его подданные. Сделавшись христианином, он переменил прежний образ жизни и даже направление своей политики. У Бориса нашли поддержку изгнанные из Моравии святые Кирилл († 869; память 1427 февраля, 1124 мая) и Мефодий († 885; память 619 апреля, 1124 мая). Пробыв на княжении до 888 года, Борис ушел в монастырь. 296 Григорий, священномученик, епископ, просветитель Великой Армении († ок. 335; память 30 сентября13 октября). Происходил родом из Парфии, находился в родстве с персидскими и армянскими царями. За исповедание Христа был подвергнут царем Тиридатом III (287–330), на службе у которого находился, различным мучениям, затем – ввержен в ров с болотной жижей и ядовитыми гадами, где провел четырнадцать лет (для поддержания жизни одна женщина бросала ему в ров хлеб). Впоследствии Тиридат впал в жестокое беснование. Молитвами святого Григория, извлеченного изо рва, он был исцелен и затем принял крещение. Сам же Григорий спустя какое-то время был поставлен епископом Армении, причем крестил не только армян, но и многих персов, ассириян и мидян. 297 Нина, равноапостольная, просветительница Грузии († 335; память 1427 января). Дочь римского полководца Завулона, родилась в Каппадокии. После того как отец ее, родственник великомученика Георгия Победоносца († 303; память 23 апреля6 мая, 316 ноября, 1023 ноября, 26 ноября9 декабря), ушел в Иорданские пустыни для иноческих подвигов, а ее мать Сусанна, сестра Иерусалимского епископа, стала диакониссой в Иерусалимском Храме, Нина отправилась в Рим, затем в Персию, но избегая преследований царя Тиридата III (287–330), в 315 году пришла в Иверию (Грузию), в Мцхет, где три года проповедовала христианство тайно. Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь привели многих жителей Иверии к вере в истинного Бога. Она обратила ко Христу самого грузинского царя Мириана, бывшего язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя Святых апостолов. Вскоре и вся Иверия приняла христианство. После своих многолетних апостольских подвигов святая Нина мирно скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святая блаженная княгиня Российская Ольга, моли Бога о нас! Равноапостольная Нина Просветительница Грузии Память её 14 января Святая Нина была единственной дочерью знатных и благочестивых родителей. Отец её был родственником св. Георгия Победоносца, а мать – сестрой патриарха Иерусалимского. С ранних лет св. Нина отличалась любовью к Богу и для нее не было большего удовольствия, как слушать, когда ей рассказывали о жизни Господа Иисуса Христа. Когда Нине было 12 лет, она вместе с родителями пришла в Иерусалим, святой город, в котором каждый уголок напоминал ей Евангельскую историю и где Христос – Господь, нашего ради спасения, претерпел крестные муки и смерть на Голгофе. Здесь случилось, что отец её, по особой любви к Богу, ушёл в пустыню и стал монахом, а мать была поставлена в диаконисы для служения нищим и больным женщинам. Нину же взяла к себе на воспитание одна благочестивая женщина, по имени Нианфора. Любила она Нину, как родную дочь, и воспитывала её в правилах веры и благочестия. Очень часто они вместе совершали прогулки по святому городу, останавливаясь в тех местах, о которых упоминается в Евангелии. Однажды, спускаясь по узким улочкам с Голгофы, где они провели несколько часов и читали Евангелие о страданиях Христовых, Нина спросила свою воспитательницу: – А где же теперь находится тот хитон Христа – Спасителя, о котором сказано, что воины, когда делили между собою одежды Христовы, бросили о нём жребий? Нианфора рассказала, что воин, которому достался по жребию хитон Господень, унёс его на Кавказ и что сейчас, как слышно, эта риза Христова хранится в городе Мцхете, в Иверии (по нынешнему – Грузии). Кроме того, наставница поведала Нине, что жители этой страны, как и все горные племена Кавказа, ещё не слыхали Евангельской проповеди и пребывают во тьме язычества. Глубоко запали в душу св. Нины эти сказания. С того времени не проходило дня, чтобы она не помечтала об этой далёкой, неведомой стране, о городе с таким странным названием. Часто она, становясь на молитву и произнеся имя Богоматери, вдруг останавливалась и уносилась мыслию в Назарет. Перед её глазами рисовалась картина мирной жизни в скромном жилище старца Иосифа: старец плотничает, юноша Иисус помогает ему, а святая Дева Мария занята тут же в углу работой на домашнем ткацком станке. Ещё немного и работа будет окончена: осталось положить синюю кайму по нижнему краю хитона – и Её Сын сможет надеть новый хитон в первую же субботу, когда они, все вместе, пойдут в синагогу на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиепископ Алексий II Молчанов………1913–1914 Архиепископ Питирим Окнов………………….1914–1915 Архиепископ Платон Рождественский………1915 –1917 Католикосы-Патриархи Кирион III (Садзаглишвили)………………………1917 –1918 2 . Леонид (Окропиридзе)……………………………..1918 –1921 3 . Амвросий Хелая………………………………………1921 –1927 4 . Христофор II (Цицкишвили)…………………….1927 –1932 5 . Каллистрат (Цинцадзе)………………………………1932–1952 6 . Мелхиседек III (Пхаладзе)…………………………1952 –1960 7 . Ефрем II (Сидамонидзе)……………………………….1960–1972 8 . Давид V (Девдариани)……………………………..1972 –1977 9 . Илия II (Шиолошвили)………………….. с 25 декабря 1977 (интронизация) Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» На русском языке Агабабян Р. Я. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950. Алексий, митроп. Речь Святейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Давиду V после его интронизации в Мцхетском соборе//ЖМП. 1972. Амираношвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963. Аристин. К вопросу реорганизации Грузинской Церкви//" Духовный Вестник Грузинского Экзархата». 1906. Арсений, архим. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 г. СПб., 1880. Бакарадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. Баратов Сулхан, кн. История Грузии. Тетрадь I. Древняя история. СПб., 1865. Тетрадь II. История средних веков (от принятия христианства до нашествия аравитян). СПб., 1871. Тетрадь III. История средних веков (от нашествия аравитян до освобождения от владычества сельджуков). СПб., 1871. Тетрадь IV -V. История средних веков (от владычества сельджуков до нашествия монголов). СПб., 1871. Берзенов Н. Католикос Антоний I и его похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии. Тифлис,, 1855. Вахуштий. История Грузии. Тифлис, 1885. Волнянский Никита. Святая равноапостольная Нинапросветительница Грузии//ЖМП. 1947. B. C. Материалы к вопросу о церковном управлении Грузии//" Прибавления к Церковным Ведомостям». 1906. Сказание о св. ап. Симоне Кананите, об основании Ново-Афонской обители в Абхазии, на Кавказе и о некоторых знамениях над сею обителью. Одесса, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Подольские Епархиальные Ведомости». «Херсонские Епархиальные Ведомости». «Орловские Епархиальные Ведомости». Труды: «Никозский храм и его древности». «Дух. Вестн. Груз. Экзархата» 1881, 2. «Религиозно-политические сношения Православной Грузии с единоверной Россией». (Юбилейный номер). «Дух·Вестн. Груз·Экзархата«· «Характер Грузинской (Иверской) Церкви и ее значение для православия»· «Пастырь» 1886, 3. «К вопросу о Грузинской церковной историографии». «Пастырь» 1886, 20 и 21. -«- 1887, 2. «Краткий очерк грузинской церковной истории». «Пастырь» 1888, 9-II. «Иудеи распространители мессианских идей в древней Иверии и принесение ими Хитона Господня в Мцхет». «Пастырь» 1888, 1–3. «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии». (Кандидатская диссертация). «Пастырь» 1888, 16 и 18. -»- 1889, I, 4, 5, 6. «Св. царь Мириан Хосриани, первый христианский венценосец Грузии». «Пастырь» 1889, 23, 24. - " - 1890, 2. «Перевод священно-богослужебных книг на грузинский язык и значение его для Церкви Грузинской». «Пастырь» 1892, 2, 4. «История одного из гвоздей, которым пригвожден был ко Кресту Господь наш Иисус Христос ». «Пастырь» 1892, «Последний эпизод из вековой борьбы православной Грузии с мусульманами – шиитами». «Пастырь» 1895, 23, 24. 1896, I, 6. «Воск и восковая свеча». «Пастырь» 1896, 13. «Никозский Собор». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1891, 21. «Описание Метехского Евангелия 1049 год». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1896, 22. «Описание Мешехского четвероевангелия». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1892, 10. «Описание Никозской Михаило-Архангельской церкви». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1888. «Историко-археологический очерк Метехского храма». 1893 . «Исторический очерк Оконской чудотворной иконы Божией Матери». «История Промского Вознесенского храма». 1896. «Пять дней в Карталинии». 1897.· «Ананурский Успенский собор и его окрестные достопримечательности» ·1898. «Повествование о чудодейственном камне Давидгареджийской пустыни " · «Харистикарная система и ее влияние на церковно-поземельные отношения в древней Грузии».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всеблагой Бог прославил нетлением тело святой Нины, скрытое по ее повелению под спудом (и после нее в Грузии не было в обычае открывать мощи святых). У гроба ее происходили многочисленные и непрерывные знамения и чудеса. Эти благодатные знамения, святая и ангелоподобная жизнь и апостольские труды святой Нины, которые она предприняла и со славою докончила, побудили юную церковь Иверийскую признать святую Нину, с благословения церкви Антиохийской, равноапостольною просветительницею Иверии, присоединить ее к лику святых и установить в честь ее ежегодный праздник 14 января, в день ее блаженной кончины. И хотя год установления этого праздника неизвестен с точностью, однако, очевидно, он был установлен в скором времени по смерти святой Нины, потому что, спустя немного после этого, в Иверии начали уже сооружать церкви во имя святой равноапостольной Нины. До сих пор цела еще небольшая каменная церковь против Мцхета в честь святой Нины, построенная царем Вахтангом Гург-Асланом 586 на той горе, на которой святая Нина в первый раз уничтожила своею молитвою идола Армаза. И Православная Российская церковь , которая приняла к себе, как в спасительный ковчег, Иверийскую церковь , возмущаемую многочисленными нападениями со стороны иноверных соседей ее, никогда не сомневалась почитать святую Нину равноапостольной. Посему и иерархи ее, поставляемые во главу управления Иверийской церкви, с титулом экзархов Грузии 587 , освятили во имя равноапостольной Нины уже множество церквей, особенно в зданиях женских училищ. Один же из бывших экзархов Грузии, впоследствии предстоятель Всероссийской церкви, митрополит Исидор, перевел с грузинского языка на славянский даже и службу святой равноапостольной Нине и издал ее в 1860 году, с благословения Святейшего Синода, для церковного употребления. Справедливо православная Иверская церковь , старшая сестра Российской церкви, прославляет свою основательницу, святую Нину, как равноапостольную, просветившую святым крещением всю Иверийскую страну и обратившую к Христу многие тысячи душ. Ибо если будет как уста Божьи тот, кто одного грешника обратит от ложного пути его ( Иак.5:20 ) и извлечет драгоценное из ничтожного ( Иер.15:19 ); то – насколько же больше оказалась поистине устами Божьими та, которая обратила к Богу от гибельного языческого обольщения столько народов, не ведавших прежде истинного Бога! Она присоединилась к сонму святых в Царствии Христа Бога нашего, Которому, с Отцом и Святым Духом, подобает честь, слава, благодарение и поклонение ныне и присно и во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Древние и новые святыни Мцхеты: Ежевика святой Нины и могила старца Гавриила Недаром Мцхету называли «вторым Иерусалимом» 25 марта, 2014 Недаром Мцхету называли «вторым Иерусалимом» Монастырь Самтавро хранит множество святынь: ежевичник святой Нины (Маквловани), часть Животворящего Столпа Светицховели, чудотворные иконы Божией Матери «Иверская» и святой Нины, мощи святого Абибоса Некресского и Шио Мгвимского… Мцхета – древняя столица Грузии и ее духовный центр. Недаром в древних грузинских источниках город называли «вторым Иерусалимом». Колокольня XV — XVII вв На месте, где проповедовала святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, много веков находится красивейшая церковь Самтавро. Сейчас здесь действует небольшой женский ставропигиальный монастырь святой Нины. Просвещение Грузии В 319 году в грузинскую столицу Мцхету вошла каппадокийская девица Нина и начала проповедовать забытое в этих землях учение Господа Иисуса Христа. Вскоре крестилась исцеленная по молитвам святой царица Нана. Царь Мириан, ее муж, вначале не внимал ни проповеди, ни явным чудесам – кроме исцеления супруги, он во время языческого жертвоприношения был свидетелем низвержения идолов по молитвам святой Нины (это событие совпало с днем празднования Преображения Господня). Монахиня возле иконы святой Нины (1870), привезенной из Петербурга Один раз, отправившись на охоту, Мириан стал размышлять о том, чтобы предать мучениям царицу Нану и святую Нину. В этот момент солнце померкло, и напуганный царь взмолился к «Богу Нины». Тьма рассеялась. После этого события Мириан вместе со свитой крестился. В 324 или 327 году христианство было объявлено государственной религией Грузии. История Самтавро После смерти святой Нины в Бодби, царь Мириан построил возле ежевичника, где она проповедовала, маленький храм – ныне это часовня «малая церковь святой Нино». Ежевичник святой Нины Чуть западней устроена «Верхняя церковь» Преображения Господня – Самтавро («нижней церковью» называли церковь Светицховели). Здесь хранится частица Столпа животворящего (Светицховели)

http://pravmir.ru/drevnie-i-novye-svyaty...

В начале IV в. в Иверии проповедовала святая Нина, благодаря равноапостольным трудам которой состоялось массовое крещение грузин. В 326 г. христианство здесь стало государственной религией, и с тех пор история страны неразрывно связана с Православием. Первоначально Грузинская церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, но уже в V в. она получила автокефалию. Всю свою длительную историю Грузия противостояла многочисленным захватчикам. Персы, арабы, монголы, турки пытались не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. И в отстаивании святой веры огромный сонм мучеников возвысил Церковь. Начиная с XV в. Грузия неоднократно обращалась с просьбами о помощи к единоверной России. И в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и Грузинская церковь потеряла самостоятельность. После Октябрьской революции автокефалия была восстановлена вновь, которую РПЦ признала лишь в 1943 г. Среди святых особенно почитается просветительница Грузии святая Нина, принесшая евангельское учение в удел Богородицы. В этой земле свято почитают и великомученика Георгия Победоносца, по преданию, родственника святой Нины. Среди других подвижников особо почитаются преподобный Шио Мгвимский, преподобный Давид Гареджийский, один из основателей грузинского монашества, преподобные Евфимий и Георгий святогорцы, подвизавшиеся на Афоне (в Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык Священное Писание), святой благоверный царь Давид Строитель, выдающийся государственный деятель Грузии, и святая царица Тамара, которой посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Особо почитается сонм царственных мучеников, претерпевших и принявших смерть за веру и народ. «Вторым Иерусалимом» называют в Грузии древнюю столицу Мцхету, расположенную в 20 км от Тбилиси, памятники которой вошли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Такого количества национальных святынь, сосредоточенных в одном месте, больше нет нигде в Грузии. Мцхета была столицей Картлийского царства сто лет (в V в.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Святая равноапостольная Нина 27 января церковь вспоминает равноапостольную Нину , просветительницу Грузии. Она родилась около 280 г. в Каппадокии в знатной благочестивой семье. Однажды Нина увидела во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ей крест из виноградной лозы и направила с апостольским служением в Иверию (Грузию). Нина пришла в Грузию в 319 г. и приложила много усилий для просвещения этой страны – через пять лет в Грузии утвердилось христианство. Преподобный Антоний Великий 30 января – день памяти преподобного Антония Великого , знаменитого подвижника, основателя пустынножительства, именуемого отцом монашества. Антоний родился в Египте в 251 г. После смерти родителей, внушивших ему любовь к Богу и благочестие, он начал подвижническую жизнь. Ему пришлось сражаться с тяжелейшими искушениями и нападками нечистых сил, но с Божьей помощью он преодолел ухищрения дьявола и ушел в глубь Фиваидской пустыни, чтобы в полном одиночестве служить Господу. 85 лет святой провел в пустынном уединении, его примеру последовали многие из тех, кто желал провести жизнь в аскетическом подвиге ради Господа.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 545 653 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 апреля, 2023 8 января, 2023 7 апреля, 2024 22 марта, 2024 14 октября, 2023 8 мая, 2023 18 апреля, 2023 16 апреля, 2023 13 апреля, 2023 9 апреля, 2023 8 января, 2023 7 апреля, 2024 22 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/imeniny-yanvarya/

Грузинская Православная Церковь Описание: По преданию, христианство в древней Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В IV веке в Грузии уже были значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской. Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии — Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Георгией. Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) — один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.), ученые иноки, подвизавшиеся на Афоне, — в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), — она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой. Каноническая территория — Грузия. Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского. Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244537...

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправился в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина по просьбе своих учениц рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины. Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 г. (по другим источникам, в 347 г. на 67 году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов). Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь с согласия Антиохийского Патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14/27 января, в день ее блаженной кончины. Январь, 16 Максим праведный, Тотемский чудотворец Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле. Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благодатными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Труженическая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, послужили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но сказание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010