Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) В 1837 г. в трапезном притворе Владимирской ц. устроен и 29 авг. освящен придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. В иконостасе Владимирской ц. находилась местночтимая икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В построенной близ св. врат каменной часовне хранился чтимый крест из сосновой колоды от деревянной часовни XIV в. 9 мая, в день памяти перенесения мощей свт. Николая, проходил крестный ход из тихвинского Большого мон-ря в Б. м. с Тихвинской иконой Божией Матери. 14 авг., в день явления Божией Матери пономарю Георгию, с вечера совершалось всенощное бдение по службе предпразднства Успения Божией Матери (со службой свт. Николаю и с чтением акафиста Успению Божией Матери), утром, после Божественной литургии, совершался молебен Божией Матери и свт. Николаю с крестным ходом вокруг мон-ря. Крестный ход совершался также 29 авг. вокруг мон-ря, в Преполовение, 1 авг. и 14 сент.- в часовню Креста Господня. В нач. XX в. в Б. м. было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, мон-рь владел 263 дес. земли, к-рая обрабатывалась самими насельниками и наемными рабочими. Ок. 1925 г. Б. м. был закрыт, в 1931 г. закрыты, в нояб. 1941 г. разрушены Никольский и Владимирский храмы вместе с др. постройками. Впосл. на территории мон-ря находился свинарник совхоза «1 Мая», к 2002 г.- транспортное предприятие.

http://pravenc.ru/text/78230.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1826 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1826 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Александровской епархии Владимирской митрополии), находится в с. Новом Юрьев-Польского р-на Владимирской обл. Основан 28 сент. 1995 г. при приходском каменном храме во имя свт. Николая Чудотворца (1826) по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова ; ныне митрополит). В кон. XVII в. с. Новое, государева дворцовая вотчина, было пожаловано братьям боярину Петру († 1698) и окольничему Василию († 1698) Абрамовичам Лопухиным. В XVIII в. село принадлежало графам Федору (1723-1804) и Ивану (1725-1811) Андреевичам Остерманам. Однокупольный каменный храм свт. Николая Чудотворца (1826) в стиле классицизма с боковыми портиками, трапезной и колокольней возвели на месте обветшавшей деревянной церкви XVII в. Первоначально в храме был теплый трапезный придел во имя праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. В 1883 г. трапезная была расширена, в ней освятили еще один придел - во имя ап. Иоанна Богослова. При церкви имелось ок. 1 дес. усадебной земли, 7 дес. 1090 кв. саж. сенокосной и 50 дес. 80 кв. саж. пахотной земли. В нач. XX в. в с. Новом насчитывалось ок. 80 дворов. В приход входили село и дер. Новоникольская (в 3 верстах от церкви), всего насчитывалось 259 прихожан и 296 прихожанок. С 1879 г. в с. Новом существовало земское народное уч-ще. В ХХ в. храм не закрывался. С 1936 г. в нем до кончины служил свящ. Сергий Николаевич Колоколов (1892-1944), похороненный близ алтаря. По преданию, местные власти заставляли о. Сергия сдать ключи от церкви, неск. раз сажали в тюрьму на 2 недели, угрожали ссылкой и расстрелом. «Стреляйте, а ключи не отдам»,- отвечал он. В 50-х гг. XX в. в храме служил игум. Досифей (Смирнов; в схиме Емилиан; † 1966), в 1957-1962 гг.- прот. Михаил Вознесенский (архим. Митрофан; ок. 1910 - ок. 1984), в 1963-1994 гг.- иером. Максим Абрамов (схиархим. Гедеон; † 13 марта 1994; похоронен за алтарем Никольской ц.), при к-ром сложилась монашеская община.

http://pravenc.ru/text/2566154.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУКАЧЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Мукачевской и Ужгородской епархии УПЦ), находится в г. Мукачево Закарпатской обл. (Украина). Первоначально мужской. 1360-1646 гг. Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца в Мукачеве. Фотография. 2012 г. Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца в Мукачеве. Фотография. 2012 г. Основан в 1360 г. кн. Феодором Кориатовичем. Грамоту князя от 8 марта 1360 г. впервые опубликовал историк И. Базилович ( Bazilovits. 1799. P. 28). На Чернечьей горе, на правом берегу р. Латорица, кн. Феодор построил деревянную церковь, а также небольшой корпус, возможно для переселения монахов из некой пещерной обители. Грамотой от 8 марта 1360 г. Кориатович закрепил за М. Н. м. села Бобовище и Лавки, а также виноградники и мельницу. Некоторые исследователи считали эту грамоту фальсификатом, изготовленным в XV в. ( Петров. О подложности грамоты. 1906), либо ставили под сомнение ее датировку ( Фенич. 2005; Kiчepa. 2008). Авторитет кн. Феодора был настолько велик, что в течение веков права М. Н. м. были т. о. защищены от посягательств со стороны вельмож и помещиков. Где именно располагался 1-й храм, неизвестно, но при входе в современный мон-рь стоит крест, по преданию на месте алтаря древней церкви. По легенде, кн. Феодор построил обитель в благодарность за чудесное спасение от змея через заступничество свт. Николая Чудотворца. Место для устроения М. Н. м. указал князю ангел. Кн. Феодор Кориатович. Гравюра. XVIII в. Кн. Феодор Кориатович. Гравюра. XVIII в. В 1444 г. венг. кор. Владислав (Уласло) I Ягеллон ввел в М. Н. м. архимандритию. Возможно, это произошло по ходатайству Киевского митр. Исидора . Уже в 1456 г. бывший регент Венгерского королевства Янош Хуньяди и его сын Матвей Корвин (впосл. кор. Венгрии Матьяш I Корвин) обязали местных христиан, в т. ч. лат. обряда, платить десятину обители на Чернечьей горе. Грамотой от 1 мая 1458 г. мон-рю предписывалось отдавать в казну десятину вина с винниц с. Ивановцы, а 14 авг. 1458 г. за М. Н. м. были закреплены села Бобовище и Лавки ( Петров. 1930. С. 158-159). Первый известный настоятель мон-ря Лука упомянут в грамоте 1458 г. кор. Венгрии Матьяша I Корвина. Др. сведения о нем имеются и в грамоте от 1 мая 1488 г., причем Лука упоминается как настоятель храма свт. Николая Чудотворца и владелец «плебании» (приходского здания) на Чернечьей горе, о самом мон-ре упоминания нет, что может свидетельствовать об упадке монашеской жизни в обители (Там же. С. 141).

http://pravenc.ru/text/2564330.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1896–1903 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1896–1903 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Яранской епархии Вятской митрополии), находится в с. Николаевском Шабалинского р-на Кировской обл. Основан решением Синода от 22 февр. 1995 г. при приходском храме во имя свт. Николая Чудотворца (1896-1903). Никольский приход открыт по указу Синода от 5 сент. 1884 г. и образован из починков, входивших в состав с. Архангельского Котельнического у. Вятской губ. Первая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца была куплена, перевезена из с. Прокопьевского того же уезда, собрана и 11 февр. 1884 г. освящена. В 1896 г. на торгах подряд на строительство каменного храма в с. Николаевском получил мастер, крестьянин Готовяхин. В сохранившемся теплом каменном храме, возведенном по благословению еп. Вятского и Слободского Сергия (Серафимова) , Никольский престол освящен 25 сент. 1903 г., левый, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»,- 20 янв. 1906 г. Церковь была обнесена деревянной оградой с каменными воротами (1911). Первоначально в деревянном храме служили только священник и псаломщик. С окт. 1884 до 1891 г. служили свящ. Гавриил Адрианович Мултановский (род. в 1857 в г. Елабуге, окончил Вятскую ДС «со званием студента») и псаломщик Петр Дмитриевич Краснопёров. В 1890 г. была открыта диаконская вакансия, с 12 июля того же года служил диак. Александр Иванович Цветков (род. 10 дек. 1862), одновременно преподававший в церковноприходской школе. В 1902 г. ему было преподано архипастырское благословение за труды по народному образованию. В 1912 г. в причте церкви состояли священник, диакон и псаломщик. Приход включал 26 селений и насчитывал 1631 мужчину и 1669 женщин, ему принадлежали: 4 дес. 600 кв. саж. усадебной земли, 17 дес. 640 кв. саж. пахотной, 1 дес. 1800 кв. саж. сенокосной земли, 14 дес. под лесом, 5 дес. 1404 кв. саж. неудобной земли. К 1915 г. в приходе имелись церковноприходская школа (с 1884) и 2 земские: Николаевская мужская в самом селе (с 1910) и смешанная в починке Росляки Котельничского у., в 10 верстах от села (с 1912). В 1905 г. в церковноприходской школе учились 56 мальчиков и 15 девочек. 11 дек. 1911 г. Никольский храм посетил еп. Вятский и Слободской Филарет (Никольский).

http://pravenc.ru/text/2566168.html

Ломбардия и Пьемонт: ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Милане, ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в Турине, ц. свт. Амвросия Медиоланского в Павии, ц. свт. Спиридона Тримифунтского в Верчелли, община Зачатия св. Иоанна Предтечи в Варесе, община в Виадане; Эмилия-Романья: ц. вмч. Димитрия Солунского в Болонье, ц. свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, в Парме, община прп. Иова Почаевского в Реджо-нель-Эмилия, община вмч. Георгия Победоносца в Ферраре; Тоскана и Лигурия: ц. Успения Пресв. Богородицы в Ливорно (с парекклисионом Св. Троицы в память существовавшей здесь одноименной церкви (1757), разрушенной землетрясением 1953 г., при к-рой действовало Греко-православное братство Св. Троицы), ц. свт. Николая Чудотворца и Благовещения Пресв. Богородицы в Генуе, кладбищенская часовня Всех святых в Генуе, община Трех святителей в Пизе; Флоренция: ц. ап. Иакова, брата Господня, во Флоренции (бывш. католич. храм XI в. с барочными перестройками XVIII в., предоставленный в 2006 г. правосл. общине католич. архиепископом Флоренции), община мц. Анастасии Римляныни в Сиене; Римини, Марке, Абруцци и Молизе: ц. Введения Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца в Римини (службы в т. ч. на слав. и румын. языках), парекклисион свт. Николая Чудотворца в Римини (в котором хранится плечевая кость этого святого, привезенная в Римини из Бари в 1177 г., 1-я правосл. служба совершена 9 мая 2009), ц. мучеников Сергия и Вакха в Урбино, ц. арх. Михаила в Сан-Марино (румынская община), община святых Феодора и Татианы в Фано, община Трех святителей (св. Бессребреников) в Л " Акуиле, община равноапостольных Константина и Елены при ц. св. Антония в Кьети, община в Камерино, организуется община св. Анны в Мачерате; Лацио и Центральная Италия: сокафедральный собор вмч. Феодора Тирона в Риме (VI в., переданный католич. Церковью Италийской митрополии в 2000 и освященный Патриархом Варфоломеем в 2004), ц. ап. Андрея Первозванного в Риме (основанная К-польским Патриархом Афинагором, при ней груз. община), ц. первомч. Стефана в Риме (румын. община), серб. община свт. Саввы Сербского в Риме, ц. св. Герасима в Перудже, ц. свт. Геннадия, патриарха К-польского, в Авеццано, община ап. Андрея Первозванного в Читта-ди-Кастелло (служба совершается раз в месяц в ц. св. Иеронима), румын. община св. Никодима в Алатри, организуются еще одна правосл. община в Риме, а также в Кори и Кассино;

http://pravenc.ru/text/1237713.html

Французы ограбили церковь и монастырь в 1798 году; теперь, однакож, снова сокровищницы их полнеют, и богатеет сам город, производящий торговлю одними четками, серебряными сердечками, коронками из цветов и другими вещами для приношения знаменитой Лореттской Мадонне» (Анненков П. В. Парижские письма. С. 26). 48. Цит. по: Порфирий (Успенский) епископ. Святыни земли Италийской. (Из путевых записок 1854 года). М., 1996. С. 130-131. 49. См. подробнее: там же. С.129-130 (примечания). 50. Цит. по: Житие и чудеса св. Николая Чудотворца... С. 113. 51. Следует заметить, что частицы мощей свт. Николая сохранялись в XIX в. в Благовещенском соборе Московского кремля, в церкви Трех Святителей, бывшем Сетунском соборе, что под Ивановской колокольней. См.: Путешествие иркутянина в Бар-град... С. 25; современный справочник-путеводитель «Святыни земель московских» (М., 2002. С. 102) называет местами сохранения частиц мощей свт. Николая храм Всех святых на Кулишках, храм Михаила Архангела в Тропареве и храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. В Санкт-Петербурге частица мощей свт. Николая сохраняется по сей день в Никольском соборе, куда она была передана императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая I в1847 г., после ее путешествия по Южной Италии. См.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908. С. 99. Между тем митрополит Евгений (Болховитинов), описывая реликвии Киевского Софийского собора, уже не называет мощей свт. Николая. См.: Евгений (Болховитинов), митрополит Киевский. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825. С. 47-48. Не упоминается о них и в «Описании Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 годах. Киев, 1854. С. 62-63. Все это заставило Д. Г. Хрусталева заключить: «Удивляет, что никаких мощей (даже частицы) Николая Чудотворца уже в XVIII в. в России не было» и предположить, что «реликвии, доставленные Феодором, были утрачены еще в древности» (Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, на Софийской стороне в Неревском конце, на берегу р. Волхов. Мон-рь основан в нач. XIV в. Согласно НПЛ, в 1312 г. Новгородский архиеп. Давид заложил каменную ц. свт. Николая Чудотворца на «своем дворище», т. е. принадлежавшем ему пустующем дворе. Когда в 1313 г. храм был построен и освящен, архиепископ «чернеци совокупи», устроил при нем мон-рь. В 1458 г. на Новгородскую кафедру был избран по жребию игумен Б. м. свт. Иона . В НПЛ подчеркивается, что архиеп. Иона пользовался уважением у новгородцев, к-рые собрались в обитель, чтобы приветствовать новопоставленного святителя. В результате пожара в 1463 г. «выгорела половина святого Николы», т. е. половина мон-ря, в огне расплавились 2 «чюдных» колокола. Вместо сгоревших по распоряжению архиеп. Ионы на «Десятине» (т. е. в Десятинном мон-ре ) отлили 2 новых колокола. В XIV-XV вв. Б. м. входил в число наиболее богатых и влиятельных новгородских обителей. По мнению В. Л. Янина , он был кончанским и находился под патронатом Неревского конца города. Не случайно поэтому после присоединения Новгорода к Москве его земельные владения, как и др. кончанских мон-рей, в первую очередь подверглись конфискации, было изъято в казну 156 обжей земли. В XVI в. Б. м. получил новые пожалования от московских царей. Грамотой Феодора Иоанновича обители передавались в безоброчное владение пустые дворовые места в Кожевниках (район города близ мон-ря). Грамота упоминает о 3 монастырских храмах: свт. Николая Чудотворца с придельной ц. ап. Петра и Павла, надвратной («на сенях») ц. прор. Илии (построена в 1521 игум. Илией Цветным). Со времени основания Б. м. оставался особножитным. После 1528 г., когда архиеп. Новгородский свт. Макарий ввел в новгородских обителях общежительный устав, Б. м., в числе немногих, его не принял. Только в 1552 г. по указу еп. Новгородского свт. Пимена (Чёрного) в мон-ре впервые было введено общежитие. Но в писцовой книге кон. XVI в. Б. м. вновь назван «особным», там же упомянуты 2 отдельно стоящие каменные церкви: Илии пророка и свт. Николая Чудотворца с приделом ап. Петра и Павла.

http://pravenc.ru/text/77966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОМЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Гомельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 2005 г. Гомельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 2005 г. (Гомельской и Жлобинской епархии), в г. Гомеле, основан при приходском храме во имя свт. Николая Чудотворца. 31 марта 1900 г. по инициативе служащих Полесской железной дороги было учреждено попечительство, собиравшее добровольные пожертвования на возведение в Гомеле ц. во имя свт. Николая Чудотворца - покровителя путешествующих. Среди жертвователей были св. прав. Иоанн Кронштадтский , кнг. И. И. Паскевич-Эриванская и др. 22 окт. 1904 г. каменный Никольский храм был освящен, в 1930 г. закрыт, в годы Великой Отечественной войны открыт и до 1990 г. оставался единственной действующей правосл. церковью в Гомеле. В нояб. 1994 г. при Никольской ц. поселились монахи. Решением Синода Белорусского Экзархата МП от 21 марта 1995 г. при храме был учрежден мон-рь, настоятелем к-рого назначен архим. Антоний (Кузнецов). Братия проживала в деревянном доме, в 2000 г. был построен новый, каменный корпус с трапезной, в 2002 г.- надвратная ц. во имя прп. Дионисия (Зобниновского). В 2005 г. в Г. м. проживали 24 насельника (2 архимандрита, 2 игумена, 9 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 монаха, 5 послушников). Г. м. придерживается устава Троице-Сергиевой лавры. В обители совершается чтение неусыпаемой Псалтири; почитается список с Козельщанской иконы Божией Матери , переданный архим. Антонию (Кузнецову) последней настоятельницей Козельщанского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря игум. Феофанией († 1968). Икона находится над царскими вратами Никольского храма и опускается для поклонения во время богослужения. Еженедельно в среду перед иконой совершается акафистное пение. Каждое воскресенье на вечерне поется акафист свт. Николаю. Также в Г. м. хранится ковчег с мощами святых и икона св. прав. Иоанна Кормянского с частицей его мощей. Подворья Г. м. открыты в населенных пунктах Терешковичи и Терюха. Работают б-ка и воскресная школа для детей и взрослых, в 2000-2002 гг. действовали курсы катехизации для педагогов. Арх.: Арх. ЦНЦ. Игум. Савва (Мажуко) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166103.html

Т. о., наиболее вероятным временем возникновения обители является XVI в. Свое название пустынь получила от р. Одрины, притока р. Песочни, на берегу к-рой находилась ц. свт. Николая Чудотворца (Краткое описание. 1895. С. 3). Пустынь точно существовала в 1602 г., что следует из указа 1782 г. межевой конторы Курского наместничества карачевскому уездному землемеру подпоручику А. Бурнашёву, к-рому предписывалось «исполнить следующее: «Одринской пустыни, которая на плане под 1, поелику споров от нея никуда производимо не было, к тому же она по писцовым книгам 1626 и 1627 и дозорным 1654 годов, писана и приурочена к речкам: Одрине, Песочни, от устья речки Ямской вверх Песочни по обоим берегам до верху и на обе стороны с упалыми реками до верховья речки Почаевки,- по силе конторской инструкции 4-й гл. 1 и 2 пункт утвердить межу по бывшему до 1602 года владению» ( Красовский. 1872. С. 4-5). Согласно Дозорной книге Карачевского у. 1614 г., ц. свт. Николая Чудотворца была к моменту ее составления приходской (Дозорная книга. 2004. С. 243). Г. И. Холмогоров отметил упоминания храма в 1628 г. («Великаго чудотворца Николы в селе Одрине положено дани 6 алтын с деньгою десятил. и заезду 2 алтына») и в 1693 г. («201 г. у сей церкви 2 двора поповых, двор дьячка, 18 помещичьих, 27 крестьянских, всего 48 дворов, церковной земли 20 чети сена 30 копен») ( Холмогоров. 2010. С. 351). Кон. XVII в.- 1924 г. В 90-х гг. XVII в. дворяне Карачевского у. вынашивали идею о возрождении монастыря. Одним из главных фундаторов выступал думный дворянин С. П. Неплюев, движимый благодарностью за исцеление сына Георгия в 1676/77 г. В 1697 г., еще до офиц. восстановления обители, упоминается ее строитель старец Маркелл ( Красовский. 1872. С. 6), у к-рого возникла тяжба со священниками приходской ц. свт. Николая Чудотворца с. Одрина. Мон-рь был восстановлен решением патриарха Московского и всея Руси Адриана от 21 апр. 1699 г. ( Холмогоров. 2010. С. 351-352), тогда же, по всей видимости, было получено разрешение патриарха на строительство в обители храмов. Расцвет О. Н. м. в нач. XVIII в. связан с именем строителя (впосл. игумен) Варнавы (22 окт. 1705 - 24 сент. 1720), переведенного в обитель из Свенского Успенского монастыря. После освящения в О. Н. м. в 1710 г. соборной ц. во имя свт. Николая Чудотворца туда из одноименной приходской деревянной церкви (разобрана в 1760; см.: Красовский. 1872. С. 10. Примеч. 2, 3) был перенесен явленный образ свт. Николая. 24 сент. 1720 г. обитель была разорена разбойниками, при этом в результате пытки огнем погиб игум. Варнава.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Иереев во имя свт. Николая Чудотворца (Агия-Мони; греч. Μον τν Ιερων, Αϒα Μον), во имя свт. Николая Чудотворца, муж., действующий, принадлежит Пафосской митрополии Кипрской Православной Церкви . Расположен на обрывистом лесистом склоне горы Ройя между с. Статос и мон-рем Хрисорройятисса , от которого отстоит приблизительно на 1 км. Считается одним из древнейших мон-рей Кипра. По преданию, И. м. был основан в нач. IV в. прп. Евтихием (пам. кипрская 7, 8 авг.) и свт. Николаем Чудотворцем, тогда еще мирянином. Прп. Евтихий носил камни для строительства церкви из святилища богини Геры, а Николай Чудотворец их обтесывал. Воздвигнув храм, свт. Николай подвизался там непродолжительное время и затем вернулся в М. Азию, а прп. Евтихий остался в И. м. до конца жизни. Эта легенда была записана ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Ефрем II Иерусалимский (1766-1771)), к-рый нашел в ризнице И. м. пергаменную рукопись с Житием прп. Евтихия (в наст. время утрачена) и частично опубликовал ее. В Житии говорилось, что Николай Чудотворец был послан Богом в помощники прп. Евтихию и что построенный святыми храм был посвящен Божией Матери. В одном из списков соч. Неофита Родосского «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших из Кипрского острова» (Рим, 1659), сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (впосл. архиепископ Кипрский (1759-1767)), говорится, что в И. м. хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему, по преданию, Пресв. Богородицей. В 1754 г. эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский монастырь . В XIX в. омофор был утрачен: эта святыня или сгорела во время пожара 1813 г., или была похищена при разгроме мон-ря турками в 1821 г. В 963 г. в И. м. останавливался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский , покинувший Св. Гору после избрания Никифора Фоки императором. В X-XII вв. мон-рь процветал, в нем находился скрипторий (в наст. время рукописи из И. м. хранятся в Национальной б-ке в Париже). Древнейший из сохранившихся манускриптов, созданных в И. м.,- Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Paris. gr. 668) - датируется 954 г. Мон. Климент (впоследствии игумен И. м.) переписал декабрьскую Минею-Четью (Paris. gr. 1531, 1112 г.) и Синаксарь (Paris. gr. 1588, 1-я четв. XII в.), на к-рых впосл. были сделаны записи исторического характера, в т. ч. перечень 14 игуменов, управлявших И. м. с 1227 по 1407 г., заметка о дарении мон-рю не названным по имени кипрским королем подворья Агиофродиси. Всего в период правления франц. династии Лузиньянов (1192-1489) И. м. имел 3 подворья.

http://pravenc.ru/text/293607.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010