Ход Собора За немногие недели мая - июня на Соборе сменились 3 председателя. Первым был свт. Мелетий Антиохийский, предводитель «новоникейцев». Из 150 отцов Собора ок. 70 являлись последователями и сторонниками свт. Мелетия. В Соборе участвовали святители Кирилл, еп. Иерусалимский, Григорий, еп. Нисский, Амфилохий, еп. Иконийский. Также были Асхолий, еп. Фессалоникийский, прибывший на Собор позже, по возвращении с Собора в Риме, Диодор, еп. Тарсийский, Акакий, еп. Веррийский (Sozom. Hist. eccl. VII 7). Несмотря на распространенное мнение, что Собор был созван для осуждения духоборцев-македониан (ср. VI Вселенский Собор, деяние 18//ACO. II. Vol. 2 (2). P. 768; ДВС. Т. 4. С. 219), в действительности он подводил итоги арианских споров и осудил широкий спектр ересей, причем македониане (см. ст. Македоний I) были наиболее близки к православным, «особенно в Константинополе, после договоренности с [папой] Ливерием они немногим отличались от почитающих догму тех, кто собрался в Никее; в городах они смешивались с ними, как единоверными, и имели общение» (Sozom. Hist. eccl. VII 2). Ожидалось, что на Соборе произойдет их окончательное присоединение к православным, и на него были вызваны кроме 150 правосл. 36 македонианских епископов (Ibid. VII 7). Но вероучительное согласие не было достигнуто, и македониане покинули Собор (Socr. Schol. Hist. eccl. V 8). На 1-м заседании во дворце имп. Феодосий узнал Мелетия, к-рого он видел во сне, и «многажды целовал его» (Theodoret. Hist. eccl. V 7). Под председательством свт. Мелетия дело шло успешно: противники его, егип. епископы, еще не прибыли на Собор. Хиротония Максима Киника на К-польский престол была признана недействительной (4-е прав.), хотя его поддерживали в Александрии и в Риме. В период Собора свт. Мелетий заболел и умер, его мощи торжественно проводили в Антиохию (Sozom. Hist. eccl. VII 10). Председателем Собора стал свт. Григорий Богослов. Его право на К-польскую кафедру оспаривалось на основании I Всел. 15, запрещающего епископам переходить на др.

http://sedmitza.ru/text/758838.html

Имя Е. вновь появляется в источниках только в 360 г., когда он выступил как видный деятель новой арианской богословской партии омиев. В марте 360 г. имп. Констанций II вместо перешедшего на К-польскую кафедру Евдоксия приказал перевести на Антиохийскую кафедру св. Мелетия , еп. Севастии, к-рого омии в тот момент поддерживали из-за его дружбы с еп. Акакием Кесарийским. Однако вскоре император изгнал свт. Мелетия и в кон. 360 г. поставил на его место Е., вызванного из Александрии ( Philost. Hist. eccl. V 5). Осенью 361 г., отправляясь в поход против провозглашенного в Галлии августом Юлиана Отступника, имп. Констанций II тяжело заболел в Киликии и перед смертью Е. крестил его. С приходом к власти Юлиана Отступника (кон. 361) в Антиохию вернулся свт. Мелетий и объединил вокруг себя правосл. паству города. В 362 г. возвращавшийся из ссылки зап. еп. Луцифер Каралитанский поставил епископом Антиохии Павлина для общины ревностных никейцев - последователей свт. Евстафия Антиохийского, к-рые не признавали свт. Мелетия как человека, имевшего связи с арианами. Антиохийская община оказалась разделена между 3 епископами, и Е. был предстоятелем лишь арианской группы антиохийцев. Он терпимо относился к евстафианам, к-рых не считал серьезной силой, и даже передал еп. Павлину один из городских храмов. К мелетианам, к-рые составляли значительную часть антиохийской паствы, Е. был настроен враждебно, не допускал их на богослужения в город, и те сохраняли за собой лишь храм в Палее, пригороде Антиохии ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 9; Sozom. Hist. eccl. V 13). Е. поддержал инициативу еп. Евдоксия К-польского по восстановлению союза между омиями и крайними арианами - аномеями , возглавляемыми Аэтием . После прихода к власти имп. Юлиана Евдоксий попросил Е. отменить все постановления, связанные с осуждением Аэтия. Е. выразил недовольство по этому поводу, видимо считая, что оправдать Аэтия должен тот, кто его осудил, т. е. сам Евдоксий. Тем не менее Е. собрал в Антиохии Собор из 9 епископов и восстановил Аэтия в церковном общении ( Philost.

http://pravenc.ru/text/187122.html

354-364). На таких условиях присоединение еп. Виталия к общине П. произойти не могло. В 375 г. еп. Аполлинарий прибыл в Антиохию и рукоположил пресв. Виталия во епископа для своих последователей. Т. о., в Антиохии появился 3-й епископ-никеец. В 376 или 377 г. в Антиохию приехал блж. Иероним Стридонский и оттуда писал папе Дамасу, что здесь 3 общины, придерживающиеся правосл. никейского исповедания,- свт. Мелетия, П. и еп. Виталия и каждый из епископов утверждает, что он единомыслен с Римской Церковью и находится с ней в общении. Действительно, в это время Рим еще открыто не осудил еп. Аполлинария и его последователей, и потому еп. Виталий мог ссылаться на папские рекомендательные письма и факт принятия его в общение в Риме. Кроме того, Рим в это время вел переговоры и со сторонниками еп. Мелетия. Однако П. в Риме продолжали считать законным епископом. Именно к общине П. присоединились в конечном счете блж. Иероним, а также проч. выходцы с Запада ( Hieron. Ep. 16). П. сумел вовремя распознать опасность аполлинарианства и отдалиться от него. Когда в 376 г. в Антиохию прибыл свт. Епифаний Кипрский , чтобы попытаться примирить сторонников Виталия и П., то застал их в разгаре вражды. На диспутах еп. Виталий умело обличал П., ложно обвинял его в савеллианстве, и свт. Епифаний даже на время отказался входить с П. в общение ( Epiph. Adv. haer. 87. 10-24). Против П. выступил свт. Василий Великий , к-рый в послании к италийским епископам потребовал от Рима осудить П. ( Basil. Magn. Ep. 263//PG. 32. Col. 976-984). В послании свт. Василий ставил имя П. в один ряд с именами епископов Евстафия Севастийского и Аполлинария Лаодикийского. Хотя православие еп. Мелетия, к-рое столь ревностно защищал свт. Василий, было очевидно для Рима, зап. епископы не стали отрекаться от П. Он вплоть до своей смерти был признан в Александрии и Риме. В кон. 378 г. еп. Мелетий вернулся в Антиохию из последнего изгнания и предложил П. совместно управлять правосл. паствой, так что тот из них, кто переживет другого, в будущем станет единственным епископом.

http://pravenc.ru/text/2756974.html

Грациан (авг. 378) вернул сосланных иерархов, ок. 150 епископов, объединившихся вокруг Мелетия, подписали Соборное послание (осень 379), присланное за год до этого из Рима. Никейская вера стала офиц. вероисповеданием Римской империи со времени вступления на К-польский престол имп. Феодосия I Великого (380). Посланный в Антиохию военачальник Шапур должен был согласно имп. указу передать православным церкви ариан, поставленных вне закона. Вернувшийся на Антиохийскую кафедру Мелетий предложил Павлину разделить с ним управление, чтобы в случае смерти одного другой остался главой единой АПЦ. По свидетельству блж. Феодорита, это предложение было отвергнуто и храмы передали Мелетию (Церк. ист. V 3), к-рого имп. Феодосий I вскоре вызвал в столицу на Всел. II Собор (381). На нем присутствовало 65 епископов Востока, на первых заседаниях председательствовал Антиохийский еп. Мелетий. Собор подтвердил Никейский Символ веры и дополнил его определениями о Св. Духе. Благодаря настойчивости новоизбранного К-польского еп. Нектария , председательствовавшего на Соборе после кончины Мелетия и отречения свт. Григория Богослова , К-поль был провозглашен 2-м по чести престолом Вселенской Церкви после Рима (2 Всел. 3), потеснив Александрию и Антиохию. Наследником Мелетия на Соборе был избран Флавиан, несмотря на то что свт. Амвросий Медиоланский и свт. Григорий Богослов выступали за признание Павлина. Хотя его Православие и не вызывало сомнений, вост. епископы продолжали видеть в Павлине главного виновника раскола. Павлин оставался в общении с Римской и Александрийской Церквами и в 381 г. отправился на Собор в Рим, где он был признан единственным законным епископом Антиохии. Но раскол был уже на исходе, все более приобретая характер конфликта личностей. Запад настаивал на созыве Собора для окончательного решения вопроса об объединении, к тому же склонялся и имп. Феодосий I. В 388 г. Павлин умер, оставив своим преемником Евагрия , скончавшегося ок. 392/93 г. В 394 г. архиеп. Феофил Александрийский признал законность прав свт.

http://pravenc.ru/text/115764.html

И. С. принимал пищу (ячменный хлеб с солью) раз в неделю, и «ничего земного он не замечал, днем и ночью грезя и помышляя только об одном Возлюбленном» ( Theodoret. Hist. rel. II 2//PG. 82. Col. 1308 (рус. пер.: Феодорит Кирский. История боголюбцев, с приб. «О божественной любви»/Пер.: А. И. Сидоров. М., 1996. С. 154)). К нему стали собираться ученики, число к-рых вскоре достигло 100 чел. И. С. «научил братию сообща восхвалять Бога в песнях, когда все пребывали в пещере, а после утренней зари по два удаляться в пустыню, и там одному, преклонив колена, приносить Владыке подобающее поклонение, а другому стоя петь в это время пятнадцать Давидовых псалмов; потом, наоборот, первому стоя петь, а второму, припадя к земле, молиться; и это они делали постоянно с утра до сумерек» (Ibid. II 5//PG. 82. Col. 1309 (рус. пер.: Там же. С. 156)). Нек-рые из его учеников, напр. Иаков и Астерий, стали основателями новых монастырей, а Адельфий - одним из ересиархов мессалиан . Однажды, когда И. С. уединился для молитвы в пустыне, на него напал дракон, но подвижник умертвил его крестным знамением и призыванием имени Божия. По молитве святого, к-рый желал спасти умиравшего от жажды ученика, в безводной пустыне забил источник. И. С. отличался смирением, уступая большинству монашеской общины (как, напр., в случае со строительством домика для припасов) или не желая огорчать кого-либо из учеников (напр., приняв подаренный Астерием мешок со смоквами). Желая избежать почестей, И. С. вместе с неск. учениками отправился на Синай, и они «пребывали там долгое время» (Ibid. II 13//PG. 82. Col. 1316 (рус. пер.: Там же. С. 160)). И. С. построил на вершине горы Моисея небольшой храм (360-363), а затем возвратился в свой мон-рь. Во время молитвы ему была открыта гибель имп. Юлиана Отступника в походе на персов (363). Когда при имп. Валенте (364-378) ариане стали распространять слухи, что И. С. является их сторонником, старец пришел в Антиохию и обличил еретиков. Согласно блж. Феодориту Кирскому, это произошло вскоре после изгнания свт. Мелетия , еп. Антиохийского. Свт. Мелетия трижды смещали с кафедры. П. Каниве считал, что блж. Феодорит Кирский имел в виду 2-е изгнание свт. Мелетия (365) ( Canivet P. Le Monachisme syrien selon Théodoret de Cyr. P., 1977. P. 108, 114, 159-160, 164). Однако нек-рые исследователи полагают, что приход И. С. в Антиохию произошел во время его 3-го изгнания (371-378), в связи с чем пересматривают и датировку кончины преподобного.

http://pravenc.ru/text/1237835.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 25 февраля 2023 года 12. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Приводим порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . При совершении богослужения следует руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в субботу сыропустную» . Примечание. Рядовая служба Минеи (свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского) переносится на малое повечерие в сырную среду вечера (см. 9 февраля) . А. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших…», «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 1-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по 1-м стихословии; седален Богородицы по 2-м стихословии. «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Егда явление…». Каноны: Богородицы (Иверской иконы) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем…» . В текущем году по причине совершения в этот день полиелейной службы библейские песни должны стихословиться в праздничной редакции: «Поем Господеви…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В начале XIX в. неизвестный афонский монах (предположительно из монастыря Филофей) составил житие и еще одно последование службы свт. Филофею 325 , причем автор не знал о существовании последования XIV в., а пользовался другими источниками: житием прп. Саввы Нового, мемуарами имп. Иоанна V Кантакузина, Томосом Любви Досифея II Нотары и Церковной историей митрополита Афинского Мелетия. Эти тексты жития и последования свидетельствуют об интересе ученого афонского монашества к возрождению памяти свт. Филофея. Согласно житию XIX в., память свт. Филофея празднуется 11 октября 326 и в 5 Неделю Великого Поста 327 . 11 октября/24 октября и сегодня остается днем памяти свт. Филофея (Коккина) в Греческой Православной Церкви. В Фессалонике есть большой митрополичий собор в честь свт. Григория Паламы , в котором на фресках изображен свт. Филофей, тематически связанный со свт. Григорием. В боковом приделе собора покоятся мощи свт. Григория, а справа от входа в собор, на стене напротив раки, располагается фресковое изображение свт. Филофея, который как будто охраняет своего учителя. Фрески в этом приделе были выполнены по заказу ныне покойного профессора Цамиса, который издал жития свт. Филофея, посвященные солунским святым. Еще полноразмерные фресковые изображения свтт. Григория Паламы и Филофея (Коккина) украшают северо-восточную колонну напротив иконостаса. Свт. Филофей (Коккин) – единственный из всех греческих патриархов, удостоенный описания заслуг в Синодике (Чин ежегодного праздника Православия): «Филофею, еже в блаженном конце бывшему святейшему и приснопамятному патриарху, иже крепко о церкви Христове и правых велениих тоя доблественне зело поборствовавшему и словесы, и спираньми, и поученьми, и списаньми, вечная память» 328 . Обобщая информацию относительно вышеприведенной биографии свт. Филофея (Коккина), представим хронологию его жизни, которую мы подготовили в табличном виде в 2 вариантах: подробном, где также учтены сроки написания основных сочинений святителя и события современной эпохи, и кратком. С подробным вариантом хронологии можно ознакомиться в приложении на С. Краткую хронологию представляем ниже (таблица 4):

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В-третьих, поставление  свт. Мелетия на Антиохийскую кафедру было не рукоположением , а избранием . К тому времени он уже был епископом. Потому, когда древние историки Церкви говорят, что он был поставлен на Антиохийскую кафедру сторонниками Акакия Кесарийского, то здесь имеется в виду именно избрание, а не рукоположение. Именно на такое понимание, указывает, например, архим. Дорофей Вулисма, когда утверждает, что свт.  Мелетий был епископом в Севастии, а на Антиохийскую кафедру он был не рукоположен, а лишь избран . В-четвертых, термин «мелетианский раскол» следует признать некорректным. Это словосочетание было типичным для католической традиции, поскольку свт.  Мелетий не находился в общении с Римским престолом. Но в ХХ в. в католической литературе можно видеть тенденцию отказа от этого словосочетания как некорректного. В-пятых, свт. Мелетий, не только принял участие в работе II Вселенского Собора, но и был избран его председателем. Отцы Собора, пытаясь решить сложную ситуацию в Антиохии, тем не менее не подвергали сомнению действительность (законность) хиротонии свт.  Мелетия, равно как и не высказывали сомнений в его православности! Вопрос о хиротонии (ее признании или не признании) вообще не рассматривался! А причины «Антиохийской схизмы» находились совсем в другой плоскости. В-шестых, младший современник свт.  Мелетия свт. Иоанн Златоуст, который жил в Антиохии, однозначно рассматривает свт Мелетия как законного иерарха, без всяких прений о его хиротонии. Противников же свт.  Мелетия Златоуст однозначно характеризует как раскольников. Более того, свт.  Иоанн определил четкие критерии, согласно которым необходимо учитывать, во-первых, сохранность в расколе православной веры, а во-вторых, законность совершённых рукоположений. Нельзя пренебрегать ни одним из двух этих факторов. Нельзя игнорировать канонические правила о порядке совершения хиротоний, ибо в противном случае кто угодно сможет объявить себя священником и тем самым будет ниспровергнут весь «церковный чин».

http://bogoslov.ru/article/6173952

Литургию завершают, согласно «византийской редакции», заамвонная молитва (нек-рые списки предваряют ее указанием о главопреклонении; в Россанском кодексе текст молитвы отличается от др. списков), аккламация «Буди имя Господне» (вероятно, заимствована из практики К-поля) либо «Идите с миром» и краткое священническое благословение; завершив службу, священник потребляет Св. Дары, разоблачается и читает молитву в диаконнике (разные списки дают разные варианты этой молитвы, но все они восходят к Литургии ап. Иакова: Ibid. P. 60-61, 145; Zheltov. 2014. P. 804). Копт. редакция завершается главопреклонной молитвой (взята из Литургии Иоанна Бострийского), песнопением, пространным священническим благословением и словами «Идите с миром». Совершение Л. а. М. не прерывалось (по крайней мере, формально) лишь в копт. и эфиоп. традиции, в правосл. мире она вышла из употребления не позднее XIV в. ( Zheltov. 2014. P. 808). Однако в XX в. вновь возникли прецеденты ее совершения. Свт. Нектарий Эгинский сделал для себя копию с автографа Мелетия Пигаса, чтобы служить Л. а. М. в своем мон-ре. Во 2-й пол. XX в., после издания архим. Титом (Матфиакисом) списка свт. Нектария, а затем Ф. Мосхонасом - автографа Мелетия Пигаса, Л. а. М. стали иногда совершать в храмах Александрийского Патриархата, а также в церквах при богословских фак-тах ун-тов Афин и Фессалоник. По изданию архим. Тита в 1989 г. Б. А. Нелюбовым был сделан перевод на церковнослав. язык, использованный при единичных случаях совершения Л. а. М. в РПЦ (напр., в Орле в 2007). С 1970 г. наибольшим распространением в греческом мире пользуется издание Фундулиса, по тексту к-рого Л. а. М. время от времени совершают в нек-рых храмах Элладской и иных грекоязычных Церквей. Этот же текст был переведен на церковнослав. язык прот. Иоанном Шо (впосл. еп. Иероним); 18-20 апр. 2007 г. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви благословил этот текст для богослужебного употребления. В этой связи необходимо отметить, что текст Мелетия Пигаса и тем более волюнтаристская «реконструкция» Фундулиса далеки от подлинного текста Л. а. М., к-рый еще только предстоит восстановить с учетом всего массива сохранившихся свидетельств (включая как перечисленные выше рукописи, так и церковно-археологические данные - см., напр.: Leclerq. 1921. Col. 2476-2566). Обрядовая сторона совершения этой литургии в совр. правосл. практике при практически полном отсутствии к.-л. описаний в аутентичных рукописях и вовсе произвольна. Поэтому и попытки возродить эту литургию в богослужебной практике в значительной мере спорны.

http://pravenc.ru/text/2110598.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мелетий Антиохийский, свт. - житие Мелетий Антиохийский (381). Уроженец Мелитины (Малая Армения), которого одинаково уважали и православные, и ариане, благодаря чему он стал епископом Севастии Армянской. Однако, вскоре он покинул кафедру, обнаружив, что недовольных им еще больше, чем сторонников: ведь большинство православных и ариан враждовали между собою. В 361 г. ариане и православные вновь сошлись на Мелетии как общей кандидатуре на пост патриарха Антиохии, и император утвердил этот выбор. Одна из первых же проповедей Мелетия показала, что он далек от арианства, и они добились у императора отставки только что избранного патриарха, назначения на его место своего кандидата. Так начался антиохийский раскол. В борьбе с еретиками православные оказались далеки от единства между собой, в результате чего появился и третий кандидат на патриаршую кафедру. Многие из соперничавших друг с другом церковных деятелей были одинаково безукоризненны в вере, одинаково страдали от гонений (Мелетий был изгнан императором Юлианом Отступником). Среди учеников Мелетия были Василий Великий и Иоанн Златоуст. Но и среди его противников были предостойнейшие люди, причем папа Римский, авторитет которого тогда никем на Востоке не отрицался, признал не Мелетия, а его противника законным главою антиохийской церкви. Положение было безвыходное. Благодаря политической борьбе, именно Мелетий был признан единственным законным Патриархом Антиохийским и в этом качестве открыл заседания Второго вселенского собора. Во время заседаний он и умер. Смерть примирила с его памятью многих бывших противников. Пока они видели в нем угрозу, пока рассчитывали его место в политической интриге, оценить святителя и человека не могли даже лучшие из них. Acta Sanctorum, февраль, т. 2. Память 12/25 февраля. О нём Златоуст. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Мелетий Антиохийский, свт. " .

http://pravicon.com/info-2926

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010