Мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали в начале ΙV века. Мина был вельможей при римском дворе и тайным христианином. Прибыв в Александрию по случаю мятежа там между язычниками и христианами, он прекратил мятеж тем, что разрешил всякому свободно исповедовать свою веру, и сам начал открыто веровать во Христа и учить других этой вере. Царь Максимиан, узнав об этом, послал в Александрию военачальника Ермогена для суда над Миной. Мина в оправдание свое говорил о ничтожности языческой и святости христианской веры, так что Ермоген начал колебаться, но все-таки приказал мучить Мину – отрубить ему ступни ног, отрезать язык, выколоть глаза и затем бросить его в темницу. Здесь Господь исцелил Мину и открыл, что скоро и Ермоген из врага сделается его другом. Жаль стало Ермогену, что он погубил Мину, и думая, что Мина уже умер, хотел похоронить его с честью и послал воинов за телом его. Но воины, придя в темницу, нашли мученика совершенно здоровым и окруженным необыкновенным светом, и все уверовали во Христа. Мина сам отправился к Ермогену. Ермоген долго не верил, что он видит пред собой Мину. «Кто исцелил тебя, – Бог твой или кто другой?» – спросил он мученика. В ответ на это Мина начал говорить ему о истинном Боге и заключил тем, что Бог ожидает и его обращения, и известил его, что он вместе с ним придет к Богу мученическим подвигом. Когда Мина произносил эти последние слова, то Ермоген видел двух ангелов, держащих венец над своей головой, и, бросившись к ногам мученика, просил прощения в своей жестокости против него и крестился. Сам царь прибыл тогда в Александрию и начал укорять Ермогена за то, что он не наказал Мины. Ермоген отвечал, что он сначала мучил Мину, но когда увидел от него чудеса, то сам уверовал во Христа. Царь приказал отрубить руки и ноги у Ермогена, а Мину повесить. Но святые мученики не погибли. Они явились живыми пред царем на площади. Увидев их, некто Евграф объявил себя христианином. Царь собственноручно изрубил Евграфа, а Мине и Ермогену приказал отсечь головы. После того тела их в железном ящике были брошены в море, но в IX веке были найдены и перенесены в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Политическая позиция епископа Ермогена выражалась в неприятии не только революции, но и любых отличных от монархической позиций и доктрин. Осенью 1905 года епископ Ермоген благословил деятельность созданной в Саратове Народно-монархической партии. 27 марта 1906 года она была преобразована в местный отдел партии Союз русского народа , в работе которого епископ Ермоген постепенно принимал все большее участие. В апреле 1907 года он направил в адрес проходившего в Москве Всероссийского съезда русских людей обращение, в котором писал о необходимости вхождения СРН в церковную ограду, т. е. о том, чтобы приравнять статус правой политической партии к статусу церковного братства. Съезд отверг подобные предложения, а печатный орган СРН осудил обращение владыки Ермогена, который после этого решил создать собственную политическую партию. Уже в мае 1907 года он призывал в проповедях вступать в число членов Православного всероссийского братского союза русского народа . Летом того же года партия была оформлена организационно. Членами партии могли стать только православные , а ее почетным покровителем и председателем объявлялся сам епископ Ермоген, который на деле был руководителем партии. Среди саратовских правых произошел раскол между «братчиками» (членами ПВБСРН) и «союзниками» (членами местного отдела СРН). Епископ Ермоген в большинстве случаев присутствовал на собраниях ПВБСРН. Часто партийные собрания совмещались с религиозно-нравственными чтениями, инициатором организации которых в Саратове также был епископ Ермоген. В 1907 - 1911 годах владыка и его ближайшие сотрудники по ПВБСРН провели несколько крупных публичных выступлений против современных им писателей, театральных деятелей и явлений общественной жизни, причем наиболее резкой критике было подвергнуто творчество Л. Н. Толстого . В 1907 году епископ Ермоген публично выступил против постановки на саратовской сцене пьес В. В. Протопопова «Черные вороны» и Ф. Ведекинда «Пробуждение весны», и преуспел в снятии первой с репертуара театров. В 1909 - 1910 годах добивался запрещения постановки в Саратове пьес Л. Н. Андреева «Анатэма» и «Анфиса». Он предлагал Святейшему Синоду отлучить от Церкви целый ряд известных писателей, а их произведения подвергнуть запрету. Публичные выступления епископа Ермогена на эти темы были предельно резкими, зачастую нарушали положения российского законодательства.

http://drevo-info.ru/articles/16142.html

Аминь. 10-й день Про святого мученика Ермогена в житии его говорится, что в то время, когда он был ещё язычником, он был добрым и милостивым к нищим, что, и не зная ещё Христа – Истинного Бога, он, однако, и тогда чтил Его христианскими добродетелями, и не имущий, сказано, закона, естеством законное творил. Однажды, когда он был послан царём Максимином гнать александрийских христиан, на пути, в сонном видении, он узрел трёх пресветлых мужей, которые сказали ему: «Знай, Ермоген, что никакое даже и самое малое доброе дело не забывается Богом, а потому и твои добрые дела Господь принял; и путь твой, который предпринят для пагубы многим, сделается для тебя путём славы и чести бессмертной, ибо этим путём ты дойдёшь до Царя Вечного; мы пошлём тебе такого человека, который приведёт тебя к Благословенному Царю, и ты от Него получишь такую славу, которую тебе нынешний царь твой дать не может». Проснувшись, Ермоген долго думал о сновидении и заключил, что ему, вероятно, предстоят великие почести от царя. Прибыв через несколько дней в Александрию, он прежде всего потребовал к себе на суд одного из заслуженных воинов Максимина – Мину, который, быв послан в Александрию гнать христиан, вместо гонений на последних, сам принял христианство и сделался ревностным проповедником истин веры Христовой. Мина, явившись на суд, безбоязненно исповедал себя христианином, и Ермоген предал его истязаниям. У Мины были выколоты глаза, вырван язык, отсечены ноги, и затем он был брошен в темницу. Но тут, ночью явился Мине Иисус Христос и исцелил его. Когда поутру воины вошли в темницу, то едва верили глазам своим, увидев Мину совершенно здоровым; узнав, как он исцелился, они стали славить Господа Иисуса Христа и тотчас разнесли весть о чудном событии по городу. Мина же решился сам идти на судилище к Ермогену, который с невыразимым изумлением увидел здоровым того, которого накануне видел изувеченным и едва живым. Мина стал при множестве народа говорить Ермогену о Боге, призывая его к познанию истины и от имени Господа обещая ему спасение. В то же время чудное видение представилось Ермогену: он увидел двух светлых Ангелов, венчавших мученика нетленным венцом; и тогда, припав к ногам Мины, Ермоген воскликнул: «Молись обо мне, истинный служитель Божий, да и меня милостиво примет Господь! У меня никакого сомнения не осталось о Боге твоём, святейший человек! Я теперь ясно всё познал; всему тобою сказанному верую и теперь одного только прошу у тебя, чтобы ты соединил меня с Господом Крещением». Слыша от Ермогена эти слова и видя его приступающим ко Христу, народ громогласно воскликнул: «Поистине, нет лицеприятия у Бога; ибо вот и язычнику Он даровал Своё познание и благодать дал ему, за его многие к нищим милости». Вскоре после этого Ермоген принял Святое Крещение, и «вси людие, – сказано, – возсылаху славу за него Христу Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Внешность аскета, голос искренне убеждённого в читаемом пастыря-миссионера, редкого в наш век молитвенника, во смирении и кротости путь совершающего на далёкие от нас Козацкие Могилы, – всё это располагает к сугубой молитве и к искреннему желанию быть лучшим... Благословив дома священников и их чад, св. Ермоген благословляет и дома низшего клира... До слёз умиления и сердечной просьбы возносится молитва о. диакона и его жены о здравии тяжко болящего их малютки. Трудно было удержаться от слёз, видя несчастную мать со слезами на глазах трогательно взирающую на лик св. Ермогена и просящую у него верной помощи... «По вере твоей, мать, будет тебе», – веруем, скажет св. Ермоген... Многое множество знамён победы над «князем века сего» несутся впереди и окружают св. крест, сокрушающий силу «князя воздушного»! Крестный ход возглавляется св. образом свт. Ермогена, под покров свой принимающего шествующих вблизи священнослужителей, грядущих к своему «печальнику». Под предстоятельством маститого благочинного отца Луки Трилесского крестный ход выходит из пределов веси Домбровицкой. Останавливается на границе м. Домбровицы, где оборачивают икону св. Ермогена в сторону покинутой веси... С глубоко-прочувствованным кратким словом благодарности к святителю выступил настоятель Пречистенской церкви о. Михаил Симонович, поблагодарив дорогого высокого гостя за посещение, к тому же призывая и своих прихожан, нуждающихся в нравственной поддержке в лукавые дни наши. По окончании слова св. образ поднимается священнослужителями, которые благословляют весь Домбровицкую св. образом на все стороны, чтобы дать понять христианам веси Домбровицкой, что св. Ермоген за их гостеприимство благословляет их весь и живущих в ней своим святым благословением. Крестный ход направляется по дороге в с. Залешаны, сопровождаемый жителями м. Домбровицы во главе с своими пастырями. Ярко солнце ласкает духовный взор, который видит в блеске, свете и славе солнца свет и славу обителей, где живёт душею св. Ермоген. Множество голосов птичек, воспевающих хвалу Богу, вселяют бодрость и силы хвалить Бога, дивного в жизни и делах св. Ермогена. Всюду жизнь бьёт ключом, и сопутствующие Святителю не чувствуют усталости. Неутомимый о. Аркадий вселяет бодрость, поддерживает энергию, любезно приглашая петь хвалебные песни св. Ермогену, в честь и славу которого неустанно произносит проповеди при остановках крестного хода. Поддерживает о. Аркадия в его высоком и святом деле и сопутствующее ему духовенство: так, о. настоятель Люхчанского прихода Игнатий Варницкий, этот высокий образец пастырства, наглядно поучающий своею жизнью и делами святому смирению и терпеливому перенесению бед земных, служит на пути вечерню, по предложению о. Аркадия, и на всём пути крестного хода беспрерывно говорит ектении и велегласно величает св. Ермогена...

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Положение царя Василия Шуйского в обложенной тушинцами Москве постепенно ухудшалось. Близость тушинского лагеря действовала разлагающе. К вору переходило все больше бояр, дворян, посадских. Многие бояре были недовольны Шуйским и сами зарились на престол, почитая себя ничем не хуже получившего скипетр Шуйского. 17 февраля 1609 г. произошла первая попытка сведения царя Василия с престола. Заговорщики во главе с князем Гагариным насильно вывели Патриарха Ермогена на Лобное место и требовали от него признать низложенным царя Василия. Святитель Ермоген выступил в защиту Шуйского и сумел убедить народ не нарушать присяги законному монарху. Заговорщики убежали в Тушино. Ермоген также посылал грамоты в Тушино, которыми изобличал самозванца и призывал народ не поддерживать его, слушаясь законного царя. Измену Шуйскому и клятвопреступление Патриарх приравнивал к вероотступничеству, потому что гражданская война в России, по сути, давно уже стала войной религиозной, и поддержку самозванца вполне можно было рассматривать как помощь католицизму в его стремлении водвориться в Московском государстве. Но, к сожалению, призывы Первосвятителя не смогли возыметь действия, так как сам Шуйский, всем известный как интриган и клятвопреступник, мало был достоин того высокого положения, на которое был вознесен. Бояре интриговали против Василия, а народ не питал никакой симпатии к «боярскому» царю, в избрании которого он не принимал участия. Положить конец смуте Шуйский был не в силах, и по этой причине также не мог рассчитывать на поддержку со стороны народа. Кроме того, все помнили, сколь беспринципен он был в прошлом: следственное дело царевича Димитрия, интриги против Бориса, признание самозванца и его последующее низложение и убийство, – все это не лучшим образом характеризовало царя Василия. То, что св. Ермоген призывал стоять за него, было не следствием какой-то личной симпатии. Патриарх хорошо понимал, что лишь верность законной власти может водворить порядок и положить конец смуте. Но народ в охватившем его буйстве был далек от столь высоких помыслов и не откликался на призывы Предстоятеля.

http://sedmitza.ru/lib/text/436305/

– Эти его первые слова, его голос я буду помнить до смерти, – говорит матушка Гавриила. – «Откуду начну плакати о горьких моих деяниях?» Эти слова глубоко ложились на сердце не только монахиням, но и людям глубоко верующим, подвижникам, страдающим, понимающим бред того безбожного периода. – Мне, девчонке, он тоже западал в душу. Во время чтения Великого канона, особенно когда читал владыка Ермоген и отец Михей, я как вкопанная стояла. Я знаю эти слова, неоднократно слышала их, сама читала. Владыка Филарет (Вахромеев) великолепно читал Канон. И Патриарх Пимен (Извеков) прекрасно читал. И Патриарх Кирилл читает великолепно, когда он был митрополитом Смоленским и Калининградским, я слушала его. Но чтение этих первых слов владыкой Ермогеном было такое мягкое, проникновенное, глубокое… Только услышишь первые слова – и ты поймался. Действительно, с какого момента надо плакать? С пеленок? С пяти лет? С десяти? Наверное, точно с пеленок. С этого момента тебе надо плакать о своих деяниях. Так глубоко и проникновенно написал царь Давид. Ни одной службы владыка Ермоген не совершал без проповеди, поэтому власти упорно пытались ограничивать его в этом, понимая, какую опасность для «атеистического воспитания трудящихся» могут представлять исполненные горячей веры и искренней любви ко Господу, простые и понятные всем слова владыки-проповедника. Именно наместнику архимандриту Михею было вменено в обязанность запрещать архиепископу Ермогену служить и проповедовать. Им обоим недвусмысленно намекали о нежелательности произнесения проповедей, однако, несмотря на все внешние притеснения, сосланный в Жировицкую обитель владыка продолжал ревностно исполнять свой пастырский долг. Тогда проповеди можно было говорить только на тему Евангелия, и без всяких аналогий с днем сегодняшним. Несмотря на все притеснения, сосланный владыка продолжал ревностно исполнять свой пастырский долг В 1969-м последний год наместничества отца Михея власти поставили условие, чтобы архиепископ Ермоген не проповедовал. Ведь ссыльный владыка говорил не только на тему евангельского отрывка. Он призывал. Он обращался к прошлому, к совести. Когда он рассказывал об иконоборчестве, то волей-неволей напрашивались сравнения с политикой советского государства.

http://pravoslavie.ru/131163.html

Как правящий архиерей проявил себя властным и жестким администратором, деятельность которого вызывала много нареканий. Нередко он перемещал священнослужителей, включая видных священников, прослуживших не одно десятилетие в своих приходах, из городских приходов в сельские без видимых причин. При нем пришло в расстройство епархиальное делопроизводство, как распорядительное, так и финансовое. Сборы и расходы на епархиальные нужды проводились небрежно, без должного учета, что порождало злоупотребления. Многие указы Святейшего Синода не передавались епископом в духовную консисторию и не исполнялись. Роль духовной консистории в епархиальном управлении была практически сведена к нулю. Из-за вмешательства епископа произошел упадок благотворительной деятельности Саратовского братства Святого Креста. При этом епископом было основано Христорождественское братство взаимопомощи ремесленников и фабрично-заводских рабочих. Епископ Ермоген был склонен доверять и оказывать поддержку известным своей радикальностью иеромонаху Илиодору (Труфанову) , Григорию Распутину и им подобным. Неприятие им формализма высшего церковного управления и вторжений светских властей, независимый стиль руководства создавали напряженность в его взаимоотношениях с Синодом и мирским начальством. Наибольшей остроты достиг конфликт между епископом Ермогеном и Саратовским губернатором С. С. Татищевым из-за иеромонаха Илиодора, чьи скандальные выступления подрывали престиж власти. Последовавшую в 1910 году отставку Татищева связывали с конфликтом с епархиальным архиереем. Смещение на покой Осенью 1911 года епископ Ермоген был вызван для присутствия в Святейший Синод, что, очевидно, было связано с желанием властей удалить архиерея из Саратова. Владыка решительно выступил против обсуждавшихся в Синоде проектов введения в Русской Церкви чина диаконисс и богослужебного чина отпевания инославных . Не ограничившись подачей особого мнения по поводу этих проектов на заседаниях Синода, 15 декабря того же года епископ Ермоген послал телеграмму с протестом императору страстотерпцу Николаю II .

http://drevo-info.ru/articles/16142.html

И сядет благочестивый царь на своем уготованном месте, на стуле, а от государя сядет митрополит ноугородцкой да новопоставленный патриарх Гермоген 35 . И благочестивый Государь царь встав святейшему патриарху Иермогену Московскому поздравляет и говорит речь по чину своему, по царскому. А изговоря речь, благочестивый царь по даетъ то(му?) (л. 8) Иермогену патриарху посох. И патриарх Ермоген московсии и всеа русии против государевы речи говорит свою речь. И потом патриарх Ермоген и митрополит ноугородцкой благословляют на все четыре стороны всенародное множество хрестьянское. И потом митрополиты и архиепискупы и епискупы и архимариты и игумены и бояре многолетствуют царю и великому князю и поют благочестивому царю многолетие патриарш(ие) диаки, а другую поют благочестива(го?) царя диаки (л. 9). А ломпаду и посох держат подъяком ноугородцкого митрополита и до совершения службы. А по совершении литоргии ноугородцкии митрополит поднесет благочестивому государю царю и великому князю Василию Ивановичу всеа русии просвиру (л. 10). А после того митрополиты и архиепискупы и епискупы и весь освященный собор и бояре многолетствуют пресвятейшему Иермогену патриарху московскому и всеа русии и поют многолетье ему дияки певчие. И потом благочестивый Государь царь и великии князь Василеи Иванович всеа русии поидет в свои царские полаты, а патриарх Иермоген Московскии и всеа руси и ми(трополит Новгород?)цкой пойдут в свои уготованные полаты на патриаршеской двор; и дожидаютца царского стола и как по них государские околиичие придут звать к царскому столу и патриарх и митрополиты и архиепискупы и епискупы и архимариты и игумены и весь освященный собор идут ко государю за стол; и сядут за столом по царскому чину по своим местом. И как будет время святейшии патриарх Ермоген московскии встанет из за стола по царскому чину и поедет на осляти круг города, a объехав около города приедет ко государю ж царю благочестивому по царскому чину за стол»... Этим документ наш и оканчивается. При поставлении же в патриархи Филарета Никитича царт. после обеда поднес ему «многи дары», а также, одарил и, поставлявшего Филарета Никитича, патр. Иерусалимского Феофана «и во своя отпусти» (См. Доп. к актам истор.. т. 2, стр. 221).

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Худож. П. И. Геллер. Кон. XIX - нач ХХ в. (Патриаршая резиденция в Чистом пер., Москва) Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Худож. П. И. Геллер. Кон. XIX - нач ХХ в. (Патриаршая резиденция в Чистом пер., Москва) Как считает Флоря, от более активных действий патриарха удерживало опасение, что отказ от Владислава приведет к усилению Лжедмитрия II. Только после гибели самозванца в сер. дек. 1610 г. Е. пошел на открытый конфликт с Сигизмундом III и московским боярским правительством ( Флоря. 2005. С. 324-325). Широкую известность получили грамоты патриарха, направленные во мн. города (Переяславль Рязанский, Владимир, Муром, Кострому, Галич и др.). Грамоты Е. за кон. 1610 - нач. 1611 г. не сохранились. Поскольку многие из них были перехвачены, об их содержании известно из польск. пересказов. Гонсевский на мирных переговорах 1615 г. утверждал, что 8 янв. 1611 г. патриарх отправил «смутную грамоту» в Н. Новгород, откуда ее списки распространились в Костроме, Галиче и др. городах. Гонсевский передает содержание грамот патриарха: бояре «Москву Литве выдали, а вора-дей в Калуге убито, и они б… собрався все в збор, со всеми городы шли к Москве на литовских людей» (АЗР. Т. 4. С. 482, 493). Еще один пересказ имеется в записках С. Маскевича, к-рый сообщает, что в грамотах патриарх освобождал рус. людей от присяги Владиславу, призывая идти на очищение Москвы от неприятеля для сохранения истинной веры и избрания государя «из своей крови» (Moskwa w rkach polaków: Pamitniki dowodców i oficerów garnizonu polskiego w Moskwie w latach 1610-1612. Kraków, 1995. S. 177-178). К нач. 1611 г. для большинства людей (как патриотов, так и интервентов и изменнического боярского правительства) Е. стал главой патриотического движения. Кн. С. И. Шаховской писал, что к сбору ополчения П. П. Ляпунова побудила грамота патриарха в Переяславль Рязанский ( Шаховской С. И. Летописная книга//ПЛДР. М., 1987.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Архив Пн На пресс-конференции в ТАСС обсудили промежуточные итоги московской Программы строительства православных храмов 7 июля 2022 г. 19:40 6 июля 2022 года в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная Программе строительства православных храмов в г. Москве: промежуточным итогам ее реализации, основным целям, задачам и достижениям этого масштабного проекта Церкви и государства. В мероприятии приняли участие и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Ермоген (Бурыгин) , советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ, куратор Программы В.И. Ресин, президент Российской академии архитектуры и строительных наук, ректор Московского архитектурного института Д.О. Швидковский. «Для современного мирового сообщества такая Программа — уникальное явление, — подчеркнул иеромонах Ермоген (Бурыгин). — Ни в одной европейской стране аналогов такой Программы не существует. Напротив, храмы ветшают, пустуют, сдаются в аренду и переоборудуются порой под бытовые нужды». В.И. Ресин также отметил, что Программа строительства храмов — это «крупнейший в мире благотворительный проект». «Мы строим храмы на народные средства, на пожертвования москвичей. Иногда к делу подключаются крупные благотворители, меценаты и строительные компании. Причем строительство продолжается и на фоне санкций, и на фоне запрета ввоза иностранного оборудования и материалов. Мы стараемся привлечь мастеров и поставщиков со всей России и даже ближнего зарубежья», — уточнил депутат. Контролирует проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию новых храмов и храмовых комплексов Финансово-хозяйственное управление, в структуре которого действует строительный отдел, а также созданное при ФХУ Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии». Как рассказал иеромонах Ермоген (Бурыгин), изначально служба создавалась для осуществления технического надзора при проведении реставрационных работ на объектах культурного наследия — церковных памятниках. «После того, как Единая служба заказчика подключилась к Программе строительства храмов, она трансформировалась в полноценную подрядную организацию. Сегодня служба заказчика осуществляет функции генерального проектировщика и технического заказчика по проектированию шести храмов, на четырех объектах ведется авторский надзор. На 16 строящихся объектах выполняет функции технического заказчика по строительству, на трех объектах выступает в роли генерального подрядчика по строительству», — сообщил и.о. председателя ФХУ. И это один из серьезных результатов Программы.

http://patriarchia.ru/db/text/5942709.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010