Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на территории Казанского кремля. Разрушен в XX в. Основан, вероятно, в 1555 г. (до сент.). Устроение обители и деятельность 1-го настоятеля свт. Варсонофия описаны в сочинении митр. Казанского сщмч. Ермогена кон. XVI в. «Жития свт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского, Казанских чудотворцев» (Свт. Ермоген. 2005. С. 381-383). Подробное описание мон-ря содержится в первой из сохранившихся писцовых книг Казани и Казанского у. Н. В. Борисова и К. Кикина ( Невоструев. 1877. С. 24-32; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. С. 86-100). В кон. XIX в. Е. М. Лебедев сделал описание К. м., используя документы, хранившиеся в монастырском архиве. Земельный фонд мон-ря, наличие сел, деревень, починков и пустошей зафиксированы в переписи 60-х гг. XVI в. ( Невоструев. 1877. С. 65-78; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. C. 458-464). Об экономическом положении К. м. свидетельствуют писцовые книги XVI-XVII вв. (Книга письма, дозора и межевания. 1997. С. 213-214; Писцовые книги Казанского у. 1647-1656 гг. Л. 10 об.- 12, 42-44 об., 108-112; Писцовые книги Казанского у. 1685-1687 гг. 2009. С. 173-185). Жалованные грамоты К. м. сохранились в фонде Коллегии экономии РГАДА (Ф. 281. Оп. 4 (Казань)), нек-рые из них опубликованы в XIX в. по копиям, хранившимся в мон-ре ( Никанор (Каменский). 1893. С. 338-368). Документы по истории мон-ря XVIII - нач. XIX в. находятся в НАРТ (Ф. 4: Духовная консистория). XVI - нач. XX в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1553 г. при посещении Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря царь Иоанн IV Васильевич обратил внимание на игум. Варсонофия - опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В февр. 1555 г. в Москве по указанию царя Иоанна IV митр.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

В 1583 г. Ермолай овдовел и принял монашество с именем Ермоген. Позднее он стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казанском Кремле – крупнейшего миссионерского и просветительского центра Поволжья. В 1589 г., одновременно с поставлением первого Русского Патриарха Иова, Ермоген был назначен на Казанскую кафедру и после архиерейской хиротонии стал первым Казанским владыкой, получившим достоинство митрополита. Митрополит Ермоген прославился своей весьма плодотворной миссионерской деятельностью среди татар и других народов Поволжья и Прикамья. При Ермогене в Казанской митрополии принимаются энергичные меры для проповеди Христианства среди местных мусульман и язычников. Кроме того, Ермоген старался не допустить агрессивных действий со стороны татар-мусульман, негодующих на своих соплеменников, перешедших в Православие. Ермоген стремился поднять престиж Казанской митрополичьей кафедры. В 1592 г. он перенес из Москвы в Свияжск мощи св. Германа (Полева), второго Казанского архиепископа. В 1595 г. Ермоген выступил как инициатор обретения мощей св. Гурия, первого архиепископа Казанского, и его сподвижника – св. Варсонофия, епископа Тверского. Не так давно были найдены свидетельства, подтвердившие факт существования в Казанской епархии при св. Ермогене самостоятельной типографии: сохранились изданные в ней экземпляры службы Казанской иконе Богородицы, которая была составлена при непосредственном участии святителя. В период правления Лжедмитрия I Ермоген находился в Москве. Он признал самозванца царем. Похоже, что Ермоген первоначально поверил, что водворившийся в Москве Лжедмитрий – это действительно спасенный царевич. Все, что известно нам о Ермогене, не дает никаких оснований заподозрить отличавшегося исключительной честностью и смелостью святителя в каком-либо корыстном умысле. Однако в дальнейшем с самозванцем Ермоген не поладил. Казанский митрополит наряду с епископом Коломенским Иосифом в самой жесткой форме потребовал от Лжедмитрия, чтобы Марина Мнишек накануне своего венчания с самозванцем перешла в Православие, причем, непременно через повторное Крещение. Раздраженный Лжедмитрий выслал Ермогена из Москвы в Казань.

http://sedmitza.ru/lib/text/436305/

25 августа (7 сентября) 1919 года в Даниловом монастыре Москвы монах Ермоген был рукоположен во иеродиакона и вскоре был переведен в качестве миссионера в Киево-Печерскую лавру. В 1921 году, в праздник Успения Божией Матери, иеродьякон Ермоген Святейшим Патриархом Тихоном был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1923 году был удостоен сана архимандрита. В этом же году архимандрит Ермоген был привлечен к уголовной ответственности и был выслан на два года из Киева. 464 В 1926 году архимандрит Ермоген, по возвращении в обитель, был избран братией настоятелем лавры. Количество братии Киево-Печерской лавры в то время было более шестисот человек. 465 Время правления архимандрита Ермогена монастырем было тяжелое. Все лаврские храмы были заняты обновленцами, поэтому богослужения приходилось совершать в Ольгинской церкви города Киева. В 1931 году будущий архипастырь был арестован и судим за контрреволюционную деятельность (за «создание подпольной организации, ставившей целью свержение советской власти»). 466 Вероятно, срок заключения архимандрита Ермогена длился до 1945 года, ибо никаких сведений о его деятельности в этот период нет. С марта 1945 года о. Ермоген проходил пастырское служение на приходах Астраханской епархии, одно время был настоятелем кафедрального собора и благочинным астраханских церквей. С сентября 1948 года по январь 1953 года архимандрит Ермоген был настоятелем Покровского собора в Самарканде. С начала 50-х годов о. Ермоген приложил немало трудов по реставрации и постройке в епархии новых храмов. Так, например, его стараниями был построен кафедральный собор в городе Ташкенте. 467 1 марта 1953 года в патриаршем Богоявленском соборе в Москве Святейшим Патриархом Алексием, митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем и архиепископом Можайским Макарием архимандрит Ермоген был рукоположен во епископа на Ташкентскую кафедру. При наречении во епископа архимандрит Ермоген говорил: «В глубоком смирении склоняю свою главу пред державною волею Божиею и вашим избранием и прошу Его помощи, прошу Его милости и ваших святых молитв... Я рад, что могу свидетельствовать не только перед Вами, но и пред Всею Церковью, что мое прошлое – в Боге. Для Господа я еще в дни своей юности отказался от многого... Ему я отдал свое сердце, для Него работала моя мысль. Ему служила моя воля. И если я как человек согрешал, то никогда от Него, своего Господа, не отступал, всегда был верен Святой Его Церкви " … 468

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

29 мая 1963 г. в Калугу прибыл архиеп. Ермоген (Голубев) . В епархии в это время действовали 28 храмов, многие из них были отнесены властями к «затухающим» приходам и должны были закрыться. В начале служения архиеп. Ермоген особые усилия прилагал к активизации церковной жизни в центре епархии. В Калуге начали совершаться частые архиерейские богослужения, создавались большие хоры. К участию в службах приглашались воспитанники духовных учебных заведений (архиерей оплачивал им проезд, обеспечивал питание и проживание), а также священнослужители из др. епархий. Калужский уполномоченный докладывал в Москву, что архиеп. Ермоген не прислушивается к «деловым советам и соображениям» уполномоченного. Власти оказывали давление на архиерея, заставляя подчиняться их требованиям, удаляли из епархии верных ему священнослужителей и мирян, пытались оклеветать архиепископа перед верующими, организовывали «жалобы верующих» на правящего архиерея и близких к нему «неблагонадежных» священников. В ответ архиеп. Ермоген в 2 раза уменьшил сумму взноса в Фонд мира и стал расходовать эти деньги на поддержку бедных приходов. Так, в с. Захаровском (ныне дер. Гребёнкино) Медынского р-на храм готовился к закрытию, но владыка отменил все отчисления с прихода, передал храму иконы и свечи, отремонтировал церковь за счет епархии и стал регулярно приезжать туда для совершения служб. Приход сохранился. Архиеп. Ермоген выезжал для служения на приходы епархии, как правило, с большим хором. Эти посещения расценивались уполномоченным как «демонстрация и реклама». Особое внимание архиеп. Ермоген уделял кадровому вопросу. Он старался привлекать к служению молодых преданных Церкви священников с безукоризненным моральным обликом, имеющих духовное образование. Были отправлены за штат престарелые священнослужители и те, кто скомпрометировали себя недостойным поведением. Когда уполномоченный на очередной беседе указал на недопустимость таких увольнений, архиеп. Ермоген заметил, что «в интересах антирелигиозной пропаганды такой поп является весьма полезной фигурой», но его «горе-священники» не удовлетворяют. В беседах с уполномоченным архиерей критиковал церковную политику Хрущёва, говорил о вмешательстве гос-ва во внутрицерковные дела, о нарушении конституционных прав верующих.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Ермоген, святитель, патриарх Московский и всея Руси, священномученик (Ермолай) (память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября) Родился он не позднее 1530 года. О происхождении и образовании его никаких сведений не сохранилось. Известно только, что это был образованнейший человек своего времени, обладавший выдающимися дарованиями. Светлый ум, прекрасная память, умение разбираться в окружающей обстановке и давать ей соответствующую оценку, замечательные литературные способности – вот черты, которыми отличался первосвятитель Ермоген. Он любил читать и в свободное время занимался самообразованием, в результате чего прекрасно изучил Священное Писание , церковную и гражданскую историю, церковные уставы, творения вселенских учителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. О его дарованиях и литературных трудах похвально отзывались современники и, что особенно важно, даже недруги его. О нем сохранились следующие отзывы современников: «Он имел великий разум, смысл и мудрый ум, отличался дальнозоркостью в суждениях, был человек многого рассуждения, премудрых словес, искусный в книгах, писавший жития и каноны, муж учительный, глава всесветлая, премудрый иерарх». Не сохранилось сведений и о том, когда Ермоген начал свое общественное служение. Первое достоверное сведение о его служебном положении относится к 1579 году – ко времени обретения чудотворной иконы Казанской Божией Матери. В это время 50-летний Ермоген был священником гостинодворской церкви святителя Николая в г. Казани и являлся непосредственным участником этого замечательного события. Впоследствии он сам описал это событие и составил тропарь Казанской Божией Матери. Вскоре (видимо, после смерти жены) Ермоген принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо- Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года архимандрит Ермоген был хиротонисан во епископа Казанского и стал первым Казанским митрополитом. Он был удостоен чести быть вторым после патриарха и первым после Новгородского митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кроме вышеназванных храмов, под руководством архиепископа Ермогена были построены новый собор в Ашхабаде, большая каменная крещальня в г. Фрунзе (современный Бишкек), отреставрированы и восстановлены храмы Самарканда, Красноводска, Мары. В результате бескомпромиссной позиции правящего архиерея влияние и авторитет РПЦ в Средней Азии значительно укрепились. «Подобная деятельность Ермогена не могла не привести к укреплению в республике позиций Церкви и духовенства, чего нельзя было допускать в современных условиях», – констатирует узбекский уполномоченный. Начинается последовательная травля, усиливается неприкрытое давление на руководство Церкви. В результате в 1960 году архиепископ Ермоген снят со Среднеазиатской кафедры и отправлен «в отпуск»... «Отпуск» затянулся на 1,5 года, и владыке пришлось писать лично Хрущеву, чтобы Совет перестал противиться его назначению на новую кафедру». 471 Этот «отпуск» владыка отбывал сначала в Белорусском Жировицком, а затем Одесском монастырях. Закончился он только в 1962 году, когда Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), который по всей видимости симпатизировал и покровительствовал гонимому подвижнику (о чем говорят и доклады уполномоченных), возводит его на Омскую кафедру. В 1961 году, когда подготавливалась к принятию новая радикальная реформа приходского управления, архиепископ Ермоген высказал свое несогласие с ее проектом, и поэтому, как епископ, от которого можно было ожидать возражений и критических выступлений, не был приглашен на Архиерейский Собор 18 июля 1961 года. Несмотря на это, владыка Ермоген все равно прибыл в Троице-Сергиеву лавру, но на заседания собора допущен не был. 13 июня 1962 года Высокопреосвященный архиепископ Ермоген был назначен управляющим Омско-Тюменской епархией. 472 По вступлении в должность и ознакомлении с делами в епархии архиепископ Ермоген посетил уполномоченного Совета. В личной беседе с ним владыка сообщил, что в вверенной ему епархии много беспорядков, но он приложит все силы, чтобы в рамках законодательства о культах упорядочить все дела. Также архипастырь выразил свое несогласие с существующей практикой контроля за деятельностью духовенства и Церкви в целом. Особое его возмущение вызывало то, что священнослужителям во всех вопросах приходилось зависеть от уполномоченного. (Доходило до того, что без разрешения уполномоченного заштатный клирик не имел права надеть в храме облачения, не говоря уже о совершении им богослужения. – Примеч. авт.). Владыка Ермоген заявил, что он не за дух закона о религиозных культах (т. е. не за содержание, которое можно толковать по-разному), а за букву (т. е. за прямой смысл толкования, толковать как написано) и что нужно добиться, чтобы декрет В. И. Ленина выполнялся неукоснительно. 473 Нужно отметить, что архиепископ Ермоген специально изучил сочинения классиков марксизма-ленинизма по вопросу религии и постоянно ссылался на них, тем самым показывая, как противоречит окружающая действительность их содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такая честь объяснялась, с одной стороны, стремлением возвысить Казанскую кафедру для придания ей популярности в новопросвещенном крае, с другой – личными достоинствами митрополита Ермогена. Новое назначение открывало для митрополита широкое поле деятельности. Казанская епархия была очень обширной, причем население края отличалось разнородностью, Православие здесь только еще прививалось. Поэтому деятельность митрополита Ермогена была направлена на то, чтобы укрепить Православие в епархии, сделать этот край нераздельной частью Русского государства. В целях нравственного воздействия на население Казани, укрепления и развития в нем христианских чувств митрополит Ермоген наглядно старался обяснить жителям города и всего края величие христианства. К этому, в первую очередь, была направлена храмоздательная деятельность митрополита Ермогена и его забота об украшении христианских святынь. Он восстановил память своего учителя и просветителя Казанского края архиепископа Германа, установил особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за Веру и Отечество под Казанью. Это был ревностный защитник Православия. В своем стремлении сделать новый край русским, в горячем желании укрепить в нем Православие митрополит Ермоген иногда доходил до суровых мер, выступая как человек строгий, с сильным характером, поборник национальных начал, заветов и преданий Церкви и Родины. В течение 17 лет митрополит Ермоген трудился в Казанской епархии и своим неутомимым трудом много сделал для этого края в деле культурного развития его и укрепления в нем Православия. Умный и деятельный Казанский архипастырь был хорошо известен и в Москве. По восшествии на московский престол Лжедмитрия I митрополит Ермоген был назначен членом устроенного Сената, занимал второе место после патриарха. Однако это почетное звание не подкупило ревностного защитника Православия. Когда Лжедмитрий начал попирать православные обычаи и законы, митрополит Ермоген со всей резкостью выступил против него. За это обличение он был отправлен в свою епархию. Вскоре Лжедмитрий был низложен с престола, и это спасло митрополита Ермогена от гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал “по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия”. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович (1584-1598 гг.) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова (1605 г.) и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца (21 декабря 1326 г.), a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-er...

1. Свв. мученики Мина, Ермоген и Евграф . Мина и Ермоген были родом из Афин. Оба жили в Византии [городе, на месте которого был построен Царьград. – Пер.], пользуясь великой честью и пред императором, и пред народом. Мина славился своей немалой ученостью и красноречием; по виду казался он язычником, в сердце же своем был убежденным христианином. Ермоген был городским епархом и держался язычества как совне, так и изнутри, хотя отличался милосердием и творил много добрых дел. Когда в Александрии между христианами и язычниками возникла распря, император Максимин отправил туда Мину, чтобы усмирил он возмущение и истребил христианство в том городе. Мина прибыл и восстановил мир, однако объявил себя христианином и своей речистостью и многими чудесами обратил немало язычников в правую веру. Услышав об этом, царь послал Ермогена, чтобы Мину казнить, а христианство подавить и уничтожить. Ермоген вывел Мину на суд, отрубил ему стопы и язык, выколол глаза, а затем бросил в темницу. В темнице явился Мине Сам Господь Иисус Христос – исцелил Он и утешил Своего страдальца. Увидев чудесно уврачеванного Мину, Ермоген крестился и начал проповедовать могучую веру Христову. И был Ермоген рукоположен в епископа Александрии. Тогда разгневанный Максимин сам отправился в Александрию, где подверг Мину и Ермогена жесточайшим мучениям, которые они, укрепляемые Божией благодатью, мужественно вынесли. Видя доблесть этих Христовых воинов и совершающиеся над ними Божии чудеса, явился пред судилищем Евграф, секретарь и друг святого Мины. Он прокричал в лицо царю: «И я христианин!» Царь взбесился, выхватил меч и зарубил святого Евграфа. Затем, по повелению царя, палачи обезглавили святого Мину и святого Ермогена. Их святые мощи, вверженные в море, чудесным образом доплыли до Византия, где епископ, приняв об этом откровение во сне, торжественно встретил их и с честью поместил до времени в тайном месте. 2. Преп. Ангелина и св. Иоанн, деспот Сербский . Дочь албанского князя Георгия Скандербега и супруга Стефана, деспота Сербского, сына Джюрджева [то есть сына сербского деспота Георгия Бранковича. – Ред.]. Вместе со своим мужем терпела тяготы изгнания, разделяя с ним все горести жизни как в Сербии, так и в Албании и Италии. Своих сыновей, Максима и Иоанна, воспитала она в подлинно христианском духе. По кончине своего супруга приняла монашество и всецело предала себя молитве, делам милосердия и воссозданию святых храмов. Верная супруга, превосходная мать и совершенная христианка, она поистине заслужила честь именоваться «матерью Ангелиной», как народ и доселе ее величает. Ее чудотворные мощи вкупе с мощами ее праведного мужа Стефана и достигших святости сыновей, Максима и Иоанна, почивают в монастыре Крушедол (если их не уничтожили турки). Преподобная Ангелина упокоилась в начале XVI века и перешла в бессмертное Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его Патриаршества В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Вскоре после воцарения Василия Шуйского, в конце июня 1606 г., был избран новый Патриарх Московский и всея Руси. Им стал св. Ермоген, в прошлом – митрополит Казанский. Поставление Ермогена на Патриаршество по полному русскому чину, т.е. с повторной хиротонией, было совершено в Успенском соборе Московского Кремля 3 июля 1606 года. Ко времени своего избрания на Патриаршество Ермоген уже находился в весьма преклонных летах – ему было свыше 70 лет. Происхождение его точно неизвестно. Высказывалось предположение, что Ермоген, носивший в миру имя Ермолай, происходил из рода князей Голицыных (в частности, это мнение разделял и С.М.Соловьев). Но едва ли это справедливо: будь у Ермогена столь знаменитая фамилия, она, по традиции того времени, непременно указывалась бы в документах и была бы нам доподлинно известна. Но ни один письменный памятник XVI-XVII веков не называет Ермогена Голицыным. Митрополит Макарий (Булгаков) придерживался другой версии, полагая, что будущий святитель в прошлом был донским казаком. Это скорее похоже на истину, как, впрочем и гипотеза о происхождении будущего святителя из посадских людей. С 1579 г. Ермолай был приходским священником в Казани – он являлся настоятелем Никольского храма при Гостинном дворе (такое, кстати, едва ли было возможно, если бы Ермолай на самом деле был из рода князей Голицыных). Именно в приходе отца Ермолая была чудесным образом обретена Казанская икона Пресвятой Богородицы, которую будущий святитель собственноручно перенес в храм Преображенского монастыря (впоследствии ее поместили в кафедральном Благовещенском соборе Казани, а затем – в основанном на месте ее обретения Богородицком женском монастыре, где она и пребывала вплоть до начала ХХ в., когда была похищена). Казанскую икону Богородицы на Руси доныне почитают как образ, который сыграл решающую роль в прекращении смуты и освобождении страны от иностранных интервентов. В это же самое Смутное время совершил свой подвиг стояния за веру и Отечество и сам св. Ермоген. Так что нельзя не видеть особого Промысла Божия в том, что задолго до смуты чудотворный образ и будущий священномученик оказались связанными между собой. Будущий Патриарх также написал сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и ее чудесах.

http://sedmitza.ru/lib/text/436305/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010