Собор Белорусских святых. Агафангел (Преображенский, свт., митрополит Ярославский) Александр (Петровский, еп. Харьковский, сщмч.) Александр (Саульский, иерей, сщмч. ) Алексий Могильницкий, сщмч. Анатолий (Ботвинников, иеромонах, прмч.) Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, мчч. Афанасий (Кислов, иерей, сщмч. ) Афанасий, игум. Брестский, прмч. Борис Туровский, блгв. кн. Валентина Минская, блаж. Гавриил Белостокский мч,. млд. Гавриил, архиеп. Рязанский, свт. Галактион (Урбанович-Новиков, иеромонах, прмч.) Геннадий Могилевский, прп. Георгий, архиеп. Могилевский, свт. Гермоген (Долганов, еп. Тобольский, сщмч.) Димитрий (Власенков, муч.) Дионисий, еп. Полоцкий, свт. Евпраксия Псковская, блгв. кн. Евфросиния, игум. Полоцкая, прп. Елисей Лавришевский, прп. Иоанн Кормянский, прав. Иоанн, архиеп. Рижский, сщмч. Иоанн, еп. Рыльский, сщмч. Иоасаф, еп. Могилевский, сщмч. Иона (Лазарев, еп./Невельский/, сщмч.) Иосиф (Счененович, диакон, сщмч.) Иулиания, кн. Ольшанская, прав. Киприан (Климуц, иерей, сщмч. ) Кирилл, еп. Туровский, свт. Константин, пресвитер Шарковщинский, сщмч., Лаврентий, еп. Туровский, свт., Леонтий, архим. Виленский, прп., Макарий, игум. Пинский, прмч. Макарий, митр. Киевский, сщмч. Манефа Гомельская, преп. Мартин Туровский, прп. Мелетий (Леонтович) свт., архиеп. Харьковский Мина, еп. Полоцкий, свт. Митрофан, архиеп. Астраханский, сщмч. Никифор (Парасхес-Кантакузин, архид., сщмч.) Николай (Гаварин), пресвитер, сщмч. Павлин, архиеп. Могилевский, сщмч. Петр (Полянский, свт., митрополит Крутицкий, сщмч.) Ростислав Смоленский, блгв. кн. Симеон, еп. Полоцкий, свт. София, кн. Слуцкая, прав. Тихон (Белавин, свт., Патриарх Московский и всея Руси) Тихон (Никаноров, архиеп. Воронежский, сщмч.) Феодор, кн. Острожский, прп. Харитина, кн. Литовская, прп. Ярослав (Савицкий, прот. сщмч.) 23 новомученика Минской епархии Александр (Шалай, прот., сщмч.) Валериан (Новицкий, свящ., сщмч.) Владимир (Зубкович, прот., сщмч.) Владимир (Измайлов, прот., сщмч.) Владимир (Пастернацкий, прот., сщмч.)

http://pravicon.com/info-1873

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Анатолий Константинопольский, свт. - житие Святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, родился в Александрии во второй половине IV столетия - в то время, когда многие представители знатных семейств Византии со всем пылом пробудившейся веры и во всеоружии греческой философской мудрости устремлялись на служение Христовой Церкви. Получив философское образование, святой Анатолий принял священный сан и был диаконом при святителе Кирилле Александрийском . Вместе со святым Кириллом Анатолий присутствовал на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе (431), на котором святые отцы осудили лжеучение Нестория. Святой Анатолий оставался диаконом в Александрии и после кончины святителя Кирилла († 444), когда кафедру архиепископа Константинопольского занял Диоскор, который придерживался другой ереси, распространяемой Евтихием, утверждавшим, что Божественная природа во Христе полностью поглотила человеческую. Это лжеучение подрывало самую основу церковного учения о спасении и искуплении человечества. В 449 году Диоскор со своими сторонниками собрал в Ефесе " разбойничий " еретический собор, получивший, однако, поддержку императора. Поборник Православия, Патриарх Константинопольский, святой Флавиан, был низложен и лишен сана. Избранный на Константинопольскую кафедру святой Анатолий ревностно принялся за восстановление чистоты Православия. Уже в 450 году на Поместном Соборе в Константинополе святитель Анатолий подверг осуждению ересь Евтихия и Диоскора. Почивший в изгнании Патриарх-исповедник Флавиан был причтен к лику святых и мощи его перенесены в столицу. В следующем, 451 году, при деятельном участии патриарха Анатолия был созван IV Вселенский Собор в городе Халкидоне. Отцы Халкидонского Собора утвердили догмат о почитании Господа Иисуса Христа, " совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и истинного человека, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого " .

http://pravicon.com/info-1750

Свт. Афанасий, безусловно, должен быть признан богословом «обновления» и «воссозидания» всего материального мира и особенно человека в целостности его природы. Рассуждая о «новом творении», Святитель учил о том, что «Слово должно было обновить и воссоздать созданного пο Его Образу человека… вознести, освятить и восстановить нас» 1138 . Исследователи подчеркивали, что развитие учения об обожении стало одной из важнейших заслуг великого александрийского предстоятеля 1139 . Многими авторами отмечалось, что, согласно свт. Афанасию, «в Боговоплощении – сущность христианской веры» 1140 . Вера в наше воскресение основывается, прежде всего, на единстве нашей плоти с плотью Воскресшего Христа 1141 , а весь искупительный подвиг Спасителя получил у свт. Афанасия название «домостроительство по плоти» (κατ σρκα οκονομα) 1142 . Однако никто из предыдущих исследователей не акцентировал внимание на качественно ином воззрении на природу воскресших тел у свт. Афанасия по сравнению с Оригеном . Нет практически ни одного упоминания об Оригене и в монографии И. Ролдануса (J. Roldanus), целиком посвященной антропологии свт. Афанасия 1143 . Только Х. Анатолиос (Kh. Anatolios) в совсем недавно появившейся монографии, посвященной свт. Афанасию, обращает внимание на то, что, продолжая линию Оригена в учении о человеке как «образе Образа» 1144 , Святитель отходит от Оригена (так же, как и от свт. Иринея и Климента) в том, что не делает различия между понятиями «образа» и «подобия» 1145 . Если упомянутые более ранние авторы делали акцент на различии божественного «образа», данного в сотворении, и эсхатологическом достижении «подобия», то свт. Афанасий всячески старался подчеркнуть скорее непрерывность связи, чем разрыв между порядками творения и искупления. Более того, Х. Анатолиос отмечает яркий отход Святителя от платонической и оригенистской идентификации человеческой природы с душой, обращая внимание на то, что «у Афанасия самобытность человеческого существа особенно связана с его телом» 1146 . Однако и здесь ученым не отмечено практическое отождествление человеческого тела и плоти, которому в яркой антитезе Оригену следует в своем богословии свт. Афанасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Язык А.- сирийский (изд. текстов: Raes A. et al. Anaphorae syriacae: Quotquot in codicibus adhuc repertae sunt. R., 1939-1981. 3 vol.). 4) К александрийским А. анатолийского типа относят краткую (египетскую) версию А. свт. Василия Великого и А. литургии «свт. Григория Богослова». Текст 1-й восстанавливается по копт. переводам (древнейшая из сохранившихся рукописей датируется VII в.), греч. текст егип. версии анафоры свт. Василия содержится только в поздних (XIV в.) рукописях. Ее структура совпадает со структурой полной версии; все части короче - в основном за счет отсутствия большинства цитат из Свящ. Писания, содержащихся в полной версии; существенно отличается только praefatio, к-рое вместо молитвенного созерцания догмата о Пресв. Троице содержит краткий рассказ о сотворении мира ( Hänggi, Pahl. P. 348-357; рус. пер.: Успенский. С. 87-91). В наст. время эта А. находится в употреблении в Коптской (где она является основной), Эфиопской Церквах. А. литургии свт. Григория Богослова (как и сама литургия) происходит скорее всего из антиохийской монофизитской среды и не старше 2-й пол. V в. Структура А.- анатолийская. Своеобразно ее лит. построение - прозаические части чередуются со стихами ( Карабинов. С. 132-138); А. вряд ли использовалась в правосл. среде, т. к. обращена ко Второму Лицу Пресв. Троицы. В наст. время употребляется только в Коптской Церкви, греч. текст ее содержится в тех же рукописях XIV в., в каких помещен текст краткой версии А. свт. Василия. 5) В Армянской Церкви в употреблении находится только одна А. «свт. Афанасия Александрийского», по типу близкая к визант. ( Hänggi, Pahl. P. 319-326; СДЛ. Т. 2. С. 202-218). Из рукописей известны еще 10, среди них: арм. версии визант. А. свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого; арм. переводы зап.-сир. А. ап. Иакова и «сщмч. Игнатия Антиохийского»; А. собственно арм. типа - «свт. Григория Богослова», св. Исаака, «свт. Кирилла Александрийского». А. арм. типа отличаются от др. анатолийских наличием после institutio дополнительного текста, прославляющего Сошедшего во ад и Воскресшего Царя Христа (кроме А.

http://pravenc.ru/text/115030.html

Дешане Жан-Мари. Христианская йога. — Нью-Йорк, 1972. С. 54, 63. Трубецкой Н. С, кн. Религии Индии и христианство. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. С. 38-39. Макарий Египетский , прп. Слово о терпении и рассудительности/Духовные беседы. — Св.-ТСЛ, 1994. С. 384. Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные и тайноводственные. — М., 1991. С. 82. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетическая проповедь/Творения. Т. 4. — М.: Сретенский монастырь, 1997. С. 312-313. См.: Паисий Святогорец . Слова. Т. 3. Духовная брань. — М.: Издат. дом «Святая Гора», 2003. С. 195-197. Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные и тайноводственные. — М., 1991. С. 231, 233. Достоевская А. Г. Воспоминания. — М, 2002. С. 293. Афанасий Великий , свт. Житие преподобного отца нашего Антония/Творения. Т. III. — М., 1994. С. 205-206. См.: Светоний Гай Транквилл. О жизни цезарей. — СПб: «Алетейя». 1998. С.53. Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова/Полное собрание творений. Т 8. Кн. 1. – М.: —  Радонеж. 2002. С. 127. Дьяченко Григорий , прот. Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира. — М, 1900. С. 325-326. Иоанн Златоуст , свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста/Полное собрание творений. Т. 7. Кн. 2. — СПб.. 1901. С. 481. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. Т.3. М, 1884. С. 299. Феофан Затворник , свт. Рукописи из кельи. — М.: Правило веры, 2008. С. 646. Василий Великий , свт. Творения. Ч. 1. 4-е изд. — Сергиев Посад. 1900. С. 259. Анатолий (Берестов), иером. Грех, болезнь и исцеление: беседы с православным врачом. — М.: Душепопечит. центр во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского , 2000. С. 20. Иоанн Златоуст , свт. Против иудеев/Полное собрание творений. Т. 1. Кн. 2. — М.: Православная книга, 1991. С. 659. Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные и тайноводственные. — М., 1991. С. 61. Авдеев Д. А. Из дневника православного психиатра. — М.: Русский Хронограф, 1999. С. 143

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

VII 32). После завершения военных действий оба христианина, видимо, решили оставить свой город. Евсевий переселился в Л., а Анатолий - в Кесарию Палестинскую. Евсевий занял кафедру Л. и прославился своим благочестием; он также состоял в переписке со свт. Дионисием Александрийским. После низложения еп. Павла Самосатского на Антиохийском Соборе в 268 г. (см. Антиохийские Соборы ) община Самосаты уговорила Евсевия поселиться в этом городе (Ibidem). На кафедре Л. его сменил свт. Анатолий, переехавший из Кесарии. Он был широко образованным ученым. Евсевий сообщает, что Анатолий знал в совершенстве арифметику, астрономию, геометрию, диалектику, физику, риторику. Во времена Евсевия (нач. IV в.) было известно много сочинений свт. Анатолия. Все они утрачены, кроме фрагментов трактатов «Введение в арифметику» и «О Пасхе»; последний цитировал Евсевий. Спустя некоторое время свт. Анатолий вернулся в Александрию, где возглавил школу перипатетиков (Ibidem). Преемник Анатолия еп. Стефан также славился познаниями в философии и в др. науках, однако с началом великого гонения имп. Диоклетиана ок. 303 г. отрекся от веры, за что Евсевий называет его лицемером и трусом (Ibidem). Следующий за ним свт. Феодот был известен своим искусством врача. Он сумел сохранить общину во времена гонений и стал участником Вселенского I Собора в Никее в 325 г. К еп. Феодоту обращено одно из сохранившихся писем равноап. имп. Константина , написанное вскоре после Собора ( Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 42; Gelas. Cyzic. Hist. eccl. III. App. 2; PG. 85. Col. 1357). Преемником еп. Георгия стал свт. Пелагий , к-рый был рукоположен еп. Акакием Кесарийским и в первые годы своего епископства примкнул к партии омиусиан. В 363 г. он участвовал в Антиохийском Соборе, на котором было объявлено о восстановлении Никейского Символа веры, который трактовался в терминах омиусианства ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 25; Sozom. Hist. eccl. VI 4). Ок. 365 г. стараниями арианина еп. Евдоксия К-польского Пелагий был изгнан с кафедры наряду с неск.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...»; седален Триоди (свт. Григория), глас тот же: «Прелесть попалил еси...». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Скоро приими, Владычице, моления наша...». По 6-й песни – кондак Триоди (свт. Григория), глас 8-й: «Премудрости священный...». Икос, глас тот же: «Ангел явился еси...». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен Триоди (свт. Григория): «Радуйся, отцев похвало...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Владычице, всех Владычице...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й – 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), и Триоди (свт. Григория), глас 1-й – 3 (со своими стихами); затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой...», и самогласен Триоди, глас 6-й: «Во тьме согрешений ходящим...». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (ср.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя 2-я святых постов»): 1-й – «Уста праведнаго поучатся премудрости,/и язык его возглаголет суд»; 2-й – «Услышите сия вси языцы,/внушите вси живущии по вселенней», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 10-я. На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (свт. Григория). Кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (свт. Григория). Кондак Триоди (свт. Григория), глас 8-й: «Премудрости священный...». Литургия свт. Василия Великого. На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы. Блаженны гласа – 6 и Триоди (свт. Григория), песнь 3-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-31/

В 437 г. он разрешил конфликт, связанный со Смирнским епископом, не привлекая к делу Эфесского митрополита ( Dagron. 1974. P. 472-473). Иллирийские епископы также часто обращались с апелляциями в К-поль, что побудило папу Римского Сикста III написать свт. Проклу о неканоничности подобной практики ( Xistus III, papa. Ep. 9//PL. 50. Col. 612-613). Преемником свт. Прокла стал свт. Флавиан (446-449), в период епископства которого в К-поле возобновились христологические споры. Влиятельный к-польский архим. Евтихий был обвинен в ереси еп. Евсевием Дорилейским. Для расследования дела Евтихий был вызван на заседание постоянного синода и в ходе дебатов изобличен в ереси. Монофизитство Евтихия было осуждено Собором (см. Константинопольские Соборы ). Евтихий обратился с апелляцией к папе Римскому свт. Льву I Великому и Александрийскому архиеп. Диоскору . Кроме того, у архимандрита нашлись влиятельные покровители при имп. дворе. Свт. Лев поддержал свт. Флавиана и отправил ему вероучительный томос ( Leo Magn. Ep. 28), ставший вскоре одной из основ богословия Вселенского IV Собора в Халкидоне в 451 г. Диоскор Александрийский, напротив, выступил на стороне Евтихия. Эфесский Собор 449 г. («Разбойничий»), прошедший под руководством Диоскора, оправдал Евтихия и лишил кафедры свт. Флавиана, который в скором времени скончался. Его сменил свт. Анатолий (449-458), до того бывший апокрисиарием Александрийской кафедры в К-поле. Становление структуры КПЦ в период IV Вселенского Собора в Халкидоне (451). Имп. Феодосий II. Бюст. V в. (Лувр, Париж) В 450 г. умер имп. Феодосий II и на престол Вост. Римской империи взошел Маркиан , сочетавшийся браком с сестрой Феодосия Пульхерией . Имп. чета решила провести новый Вселенский Собор для преодоления возникшего из-за Эфесского Собора церковного разделения. Халкидонский Собор 451 г. после продолжительных прений осудил ересь Евтихия. Свт. Флавиан был реабилитирован посмертно еще до начала Собора; его останки были перенесены в К-поль. Кроме того, Собор принял целый ряд канонических постановлений, касающихся статуса К-польской кафедры.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Духом, и об освящении причастников); среднее по продолжительности intercessio; заключительное славословие и «аминь». А. свт. Иоанна Златоуста компактна и отличается изяществом языка. 2) А. иерусалимского богослужения являются древняя (до 2-й пол. IV в.) А. Иерусалима, примерный текст к-рой может быть восстановлен на основе 4-й и 5-й глав «Тайноводственных поучений» (после 380) свт. Кирилла/Иоанна II Иерусалимских , и А. греч. редакции литургии ап. Иакова, брата Господня. Если считать, что автор «Тайноводственных поучений» не пропустил ни одной части А., древняя А. Иерусалима имела следующую структуру: praefatio, содержащее только тему сотворения мира; Sanctus; institutio; эпиклеза; intercessio ( Hänggi, Pahl. P. 206-209; рус. пер.: свт. Кирилл, архиеп. Иерусалимский . Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1900, 1991р. С. 334-336). Т. о., в иерусалимской А., вероятно, отсутствовали рассказ о домостроительстве спасения человека и анамнесис. Дж. Фенвик показал, что А. ап. Иакова является древней иерусалимской А. (изложенной у свт. Кирилла/Иоанна II и, вполне возможно, восходящей к самому ап. Иакову), дополненной до стандартной структуры анатолийских А. (образцом к-рой в посл. четв. IV в., вероятно, стала А. свт. Василия) за счет использования материала краткой версии А. свт. Василия Великого. Покаянные молитвы в составе А. ап. Иакова являются более поздней интерполяцией. Структура А. ап. Иакова: praefatio, содержащее рассказ о сотворении мира (как в древней иерусалимской А.); Sanctus; post-Sanctus, являющийся изложением истории спасительного Божественного домостроительства, согласно А. свт. Василия (однако в отличие от А. свт. Василия изложение доходит не до конца времен, а лишь до Тайной вечери); institutio, заканчивающееся аккламацией народа: «Смерть Твою, Господи, возвещаем, Воскресение Твое исповедуем»; анамнесис (та часть рассказа о Божественном домостроительстве из А. свт. Василия, к-рая не вошла в post-Sanctus: от Страстей и Креста Господних до Его Второго пришествия); неск.

http://pravenc.ru/text/115030.html

Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися…»; седален Триоди (свт. Григория), глас тот же: «Прелесть попалил еси…». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Скоро приими, Владычице, моления наша…». По 6-й песни – кондак Триоди (свт. Григория), глас 8-й: «Премудрости священный…». Икос, глас тот же: «Ангел явился еси…». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен Триоди (свт. Григория): «Радуйся, отцев похвало…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Владычице, всех Владычице…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 6-й – 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), и Триоди (свт. Григория), глас 1-й – 3 (со своими стихами); затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой…», и самогласен Триоди, глас 6-й: «Во тьме согрешений ходящим…». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (ср.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя 2-я святых постов»): 1-й – «Уста праведнаго поучатся премудрости,/и язык его возглаголет суд»; 2-й – «Услышите сия вси языцы,/внушите вси живущии по вселенней», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (свт. Григория). Кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися…». На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (свт. Григория). Кондак Триоди (свт. Григория), глас 8-й: «Премудрости священный…». Литургия свт. Василия Великого. На проскомидии заготовляются три Агнца – для вторника, среды и пятницы. Блаженны гласа – 6 и Триоди (свт. Григория), песнь 3-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-20/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010