Молитва Иисусова заменит для тебя все прочие молитвословия. И все они какую могут вместить и изложить мысль, более обширную мысли о помиловании грешных Иисусом? Положи себе единственною целью жизни исполнение воли Иисусовой во всяком обстоятельстве, как бы оно по-видимому ни было важно или мелочно, старайся делать дела единственно благоугодные Иисусу, и все дела твои будут одинаково достойны неба. Возлюби волю Иисуса паче пожеланий плоти твоей, паче спокойствия и удобств твоих, паче жизни, паче души твоей. Как можно чаще читай Евангелие, изучай в нем волю Господа и Спаса твоего, не оставь без внимания ни малейшей черты из Евангелия, никакой маловажной, по наружности, заповеди. Обуздывай и умерщвляй все движения собственные твои, не только греховные, но по-видимому и добрые, принадлежащие падшему человеческому естеству... Да молчит в тебе все ветхое твое. Да действует в тебе един Иисус святейшими заповедями Своими, помышлениями и ощущениями, истекающими из этих заповедей. Если будешь жительствовать таким образом, то непременно процветет в тебе молитва Иисусова, независимо от того, пребываешь ли ты в глубокой пустыне или посреди молвы общежития, потому что место вселения и покой этой молитвы – ум и сердце, обновленные познанием, вкушением, исполнением воли Божией, угодной и совершенной. Жительство по Евангельским заповедям есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренно желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен недоведомым промыслом Божиим» (Соч. Т. 2. С. 309). По младенчеству нашему св. отцы преподают некоторые внешние пособия для удобнейшего приобучения себя молитве Иисусовой. Эти пособия не заключают в себе ничего особенного. На них не должно останавливаться с излишним вниманием. Им не должно придавать излишней важности. Вся сила и все действие молитвы Иисусовой истекает из покланяемого и всемогущего имени Иисус, имени, единаго под небесем, о нем же подобает спастися нам. Чтобы соделаться способными к открытию этого действия в нас, мы должны быть возделаны Евангельскими заповедями, как и Господь сказал: «Не всяк глаголяй Ми Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное», – и в то, которое ожидает нас по блаженной кончине, и в то, которое раскрывается в нас во время земной жизни нашей, – «но творяй волю Отца Моего, Иже на небесех».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Думаю, помнишь ты, как один брат говорил старцу, что всегда зрит Бога, а старец ему отвечал: «Блажен, кто зрит грехи свои»; и к Пимену Великому пришедши брат, когда вопрошал его о великих, Божественных вещах и материях, тот молчал и ничего не отвечал, а когда брат, быв вразумлен, стал вопрошать о немощах и страстях, то и он отверз уста свои, и благодать Божия излилась; впрочем, нельзя совершенно отречь сего собеседования, но не увлекаться утешениями. Мы ведь и читаем, и поем, а все поучаемся о Боге, и Его промысле, и о заповедях. Везде потребно смирение!» (Там же. Т. 3. 40. С. 86). «Молитву Иисусову, по младенчеству Вашему желая приучить Вас, так написал Вам проходить, дабы приучить, но Вы не смущайтесь за то, что сон восхищает от Вас оную, а паче смиряйтесь, ибо и самая молитва должна быть проникнута крайним смирением, ибо мы просили помилования нас грешных, а в Вас, видно, пробегает тайная мысль высокоумия и мнения, что нечто есмы; не ищите высоких действий в молитве и не отчаивайтесь в милости Божией – Он не оставит вопиющих Ему о помиловании» (Там же. 54. С. 128). «Твоя святыня желает достигнуть до высших ступеней. Ты хочешь видеть, что достигаешь, а это-то и есть дело гордыни. Св. отцы, достигши и высших степеней совершенства, считали себя не у что достигших и под всею тварию видели себя» (Там же. Т. 4. 174. С. 284). «Ты скоро хочешь достигнуть до возвышенной духовной жизни, подстрекаемая к сему гордостью и тщеславием. Ты полна страстей – гордости и тщеславия – и хочешь взойти в небесный чертог одеянная в скверные страстей ризы, и не боишься, что будешь извергнута вон. Св. отцы достигли высоты духовной жизни смирением, самоукорением, никак не думая, что они достигают высокой жизни, но считая себя хуже всех и под всею тварью. Исполняй заповедь Божию, люби не только ближних, но даже и врагов, и принимай от всех укоризны яко достойная того, а то ты чуть что сделала, уже и мечтаешь о себе» (Там же. 177. С. 288). «Я считаю вредоносным для Вас сии действия: испытание разума Писаний, для нас сокровенных и недоведомых, ибо прежде времени познать оных вредит нам и прежде делания первых познать второе неполезно, а через труды и исполнение заповедей, удобопонимаемых нами, откроет Бог и прочее, нами недоразумеваемое.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

и Г. Барди, который, впрочем, высказывал по этому вопросу более осторожную точку зрения, считая, что восточные не были готовы признать, как на том настаивали на Западе, незаконность поставления Мелетия, но выразили в 5-м правиле готовность принять тех павлиан, которые присоединятся к мелетианам. 6-е правило имеет исключительно важное значение для церковного суда. В нем, прежде всего, устанавливаются критерии, которым должно соответствовать лицо, обращающееся в качестве обвинителя епископа или в качестве истца с жалобой на епископа в церковный суд. В связи с этим правило различает жалобы и обвинения частного характера, с одной стороны, и обвинения в совершении церковных преступлений – с другой. Жалобы и обвинения частного характера, в соответствии с этим правилом, принимаются независимо от церковного статуса обвинителя или истца: «Если кто принесет на епископа некую собственную, то есть частную жалобу, как-то в притязании им имения, или в иной какой-либо потерпенной от него неправде: при таковых обвинениях не принимать в разсуждение ни лица обвинителя, ни веры его. Подобает всячески и совести епископа быть свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какой бы веры он ни был». Но если речь идет об обвинении епископа в совершении церковных преступлений, то данным каноном не допускается принятие его от еретиков, раскольников, устроителей незаконных сборищ (самочинников), изверженных клириков, отлученных мирян, а также от лиц, находящихся под церковным судом и еще не оправданных. Жалобы и обвинения на епископов подаются, согласно 6-му правилу, областному собору, то есть на суд собору митрополичьего округа. В том случае, если решение, принятое областным собором, не удовлетворяет обвинителя или истца, он может подавать апелляцию «большему собору епископов великия области», иными словами, собору диоцеза, которыми на Востоке в пору II Вселенского собора были Азийский (с центром в Ефесе); Понтийский со столицей в Кесарии Каппадокийской, Фракийский (с центром в Ираклии), на территории которой находился и Константинополь, а также Сирийский (со столицей в Антиохии) и Египетский с Ливией и Пентаполем (главный город – Александрия). Кроме того, 6-е правило категорически воспрещает подавать жалобы на епископов и апелляции царю, «мирским начальникам» и Вселенскому собору. В правиле есть еще одно замечательное положение, соответствующее и характеру церковного законодательства, и нормам римского права: обвинитель в случае доказанной клеветы сам подлежит той ответственности, которая предусмотрена для совершившего преступление, в котором он обвиняет епископа: «…но не прежде могут они настоять на своем обвинении, как письменно поставив себя под страхом одинакового наказания с обвиняемым, если бы, по производству дела, оказались клевещущими на обвиняемого епископа».

http://pravicon.com/info-3111

452 Греч. περ (το) σαββτου – слав. о субботе. По изъяснению свт. Афанасия и патр. Анфима, этим указывается на успокоение от грехов и страданий настоящей жизни, а по параллели с разъяснением субботы – покоя в Пс. 94:11 и Евр. 3:15 – 4:11 указывается и на будущую вечную Субботу в Царстве славы (Иероним, Августин). По параллели с упоминанием в др. надписаниях (Псс. 23, [прим. 287 ]; 47; 91; 93) о субботе, можно и здесь видеть указание на время употребления псалма за богослужением в субботу. Соответственно этому и мы сделали свой перевод. Так понимают западные толковники (Cursus Scripturae Sacrae [/Auctoribus R. Cornely, J. Knabenbauer, Fr. de Hummelauer]. T. 15. P. 500; Hoberg. Die Psalmen. S. 130). Соединять в одно предложение, как по-слав. воспоминание о субботе, считаем себя не вправе, т. к. по-греч. ни глагол vαμιμvσκω (обычно с вин. пад.: Быт. 41:9 ; Исх. 23:13 ; Чис. 5:15 ; Евр. 10:22 и др.), ни сущ. vμvησις ( Прем. 16:6 ; Евр. 10:3 – с род. пад.) не соединяются с предлогом περ. А предлог περ с род. птд. значит: касательно, в отношении, ради, и т. п. 453 Греч. πεστρισας – как бы оперся на меня и придавил меня Своею рукою, «ни оказывая пощады» (Феодорит). 455 Греч. ψαι [либо ψαι, ψοαι] μου πλσθησαν τν μπαιγμτων [алекс.] – слав. лядвия моя наполнишася поруганий. По слову μπαιγμτων (насмешки, укоризны) можно думать, что LXX понимали ψαι не в физическом смысле: мускулы, лядвии, мясо, почки, а в духовном: органы внутренних чувств, как и у нас: сердце, нервы и т. п. Поэтому есть в спп. LXX (ват., син. [до испр.; после испр. либо ψυχα, по Тишендорфу, либо ψαι:, по гёттинг.], Афан. Вел.) вариант ψυχ – душа. Т. е. душа моя страдает морально от издевательств и презрения врагов и от мучения совести за содеянные грехи. С таким пониманием сообразуем и свой перевод. Свт. Афанасий видит поругание от демонов. Наше понимание подтверждается в 9–15.20–21 стт.; 38:9; 39:16. Свтт. Амвросий и Августин видели душевные страдания. 458 Слав. мене нет нигде соответствия, только предлог π – от; вероятно, сами слав. переводчики к этому предлогу вставили неизбежное по слав. яз. дополнение

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

6. Ряд римских богословов открывает Ап. от 70-ти, сщмч. Климент, папа рим., далее следуют мч. Иустин Философ, сщмчч. Ириней Лионский, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, свт. Амвросий Медиоланский, блжж. Иероним Стридонский и Августин Иппонийский, прп. Иоанн Кассиан Римлянин, свтт. Лев Великий и Григорий Двоеслов, папы римские. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин и блж. Иероним Стридонский только по происхождению и месту служения своего относится к Риму, но образованием и духовным устроением были обязаны многолетнему пребыванию в монастырях христианского Востока. 7. Расцвет византийского богословия начался в кон. IV в. по всей восточной части Римской империи. Из богословских школ духовное просвещение перешло в многочисленные монастыри Египта, Палестины и Малой Азии, где подвизались в V-XI вв. прпп. Исаия Нитрийский, Марк Подвижник, Варсонофий Великий, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, авва Фалассий Ливийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат Для многочисленных трудов этих св. отцов, кроме обычного круга вопросов (обличение ересей, монашеские правила, толкование Священного Писания, гимнография), - характерны и антропологические проблемы: внутренний мир человека, его духовное возрастание, смысл и цель человеческой жизни, т.е. приложение сложившегося христианского вероучения к христианской жизни. 8. Из знаменитой александрийской или новоалександрийской школы, процветавшей в IV-V вв., вышли свтт Александр Александрийский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский. Их объединяло глубокое знание античной философии и использование ее для раскрытия христианских истин. Созерцательное направление богословия александрийцев проявилось в аллегорически-таинственном толковании Священного Писания. И.В.Киреевский не упоминает зд. еще об одной богословской школе - антиохийской; ее известнейшие представители: свтт. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, прп. Исидор Пелусиот, еп. Феодорит Кирский - дополняли умозрительный взгляд на христианское вероучение александрийцев простым и логически выстроенным толкованием Священного Писания и достижениями гуманитарных наук, в перв. очередь археологии и филологии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/292/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Суздальские свв. Описания иконы Суздальские свв. - житие группа святых Русской православной церкви, чья жизнь была связана с территорией нынешней Владимиро-Суздальскиой епархией, а также название праздника в их честь. Совершается 23 июня по старому стилю, что приходится на 6 июля по новому стилю. Праздник установлен в 1982 году по благословению Патриарха Пимена в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Святители Митрополиты: Максим Киевский (+1305) Алексий (Бяконт) (+1378) Иона Московский (+1461) Иларион Суздальский (+1707) Архиепископы: Дионисий Суздальский (+1385) Арсений Элассонский (+1627) Епископы: Феодор Ростовский (+1023) Симон Печерский (+первая пол. XII в.) Иоанн Ростовский (+1214) Симон Печерский (+1226) Серапион Владимирский (+1275) Феодор Ростовский (+1286) Василий Рязанский (+1295) Кирилл Ростовский (+1384) Софроний Суздальский (+1654) Митрофан Воронежский (+1703). Благоверные Князья: Глеб Муромский (+1015), Константин Муромский (+1129), Михаил и Феодор Му­ром­ские (XII в.) Борис Туровский ([...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Суздаль. Ок. 2003.] Собор Суздальских святых. Инокиня Елена. Икона. Суздаль. Около 2003 года. Суздальский Покровский женский монастырь. Файл 10367.jpg:   Размер: 910x1200, 1.09 MPix, 191 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (194) , (6) . Описание: [Россия. XIX.] Собор Суздальских святых (слева направо: прп. Евфимий свтт. Феодор, Иоанн, прп. Евфросиния). Икона. Россия. Конец XIX - начало XX века. Файл 10369.jpg:   Размер: 760x1200, 0.91 MPix, 243 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (123) , (2) . Описание: [Россия. XIX.] Свтт. Феодор, Иоанн, Дионисий, Симон, прпп. Евфимий и Евфросиния Суздальские. Икона. Россия. Середина XIX в. 26 х 57. Из Рождественского собора в Суздале. Файл 10370.jpg:   Размер: 1200x556, 0.67 MPix, 172 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (121) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 10371.jpg:   Размер: 658x1066, 0.7 MPix, 119 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (105) , (0) . Описание: [Россия. 1791.] Суздальские святые (слева на право: прп. Евфимий, свтт. Иоанн и Феодор, прп. Евфросиния). Андрей Иванов Татаринов. Икона. Россия. 1791 г. 34.5 х 31.8. Частное собрание. Файл 10372.jpg:   Размер: 1097x1200, 1.32 MPix, 283 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (126) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2970

После Первой мировой войны из Валаамского монастыря в церковь были привезены и размещены на стенах четыре большие иконы: свтт. Московских Петра и Алексия, прпп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского, свтт. Иоанна и Геннадия Новгородских, свтт. Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского. Эти иконы датируется серединой XIX в. После провозглашения независимости Финляндии городу Николайштадту, где жило около 15 тыс. человек, в 1918 г. было возвращено его первоначальное наименование - Вааса, данное в честь основателя - шведского короля Густава Вазы. Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. церковь дважды пострадала от авианалетов: 31 декабря 1939 г. и 12 января 1940 г., но была быстро отремонтирована. За свою историю храм неоднократно подвергался ремонту. В 1979-1980 гг. был произведен последний капитальный ремонт: реставрацию прошли интерьеры, включая роспись стен и купола. В Вербное воскресенье, 30 марта 1980 г. обновленный храм заново освятил митрополит Лев. Все службы совершаются на финском языке. Кроме церкви свт. Николая Чудотворца на территории Ваасавского прихода действуют часовни: апп. Петра и Павла в Каухава, прав. Симеона и пророчицы Анны в г. Коккола, прп. Серафима Саровского в Лапуа и пророка Илии и праведной Анны в г. Пиетарсаари. Из статьи И. Н. Куркимиес «Православные храмы Финляндии» в сборнике: Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Bыn.V СПб.: «Лики России», 2001 С. 495-497 Губернский город Николайштадт находится в Вазаской губернии, в 750 верстах от С.-Петербурга, в 610 от духовного правления, в 477 от благочинного. Назван город Николайштадтом вследствие сделанного жителями всеподданнейшего представления покойному императору; прежде назывался Ваза. Впрочем, прежний город, сгоревший в августе 1852 г., находился в 7 верстах от нынешнего Николайштадта, ближе к морю. Город начат постройкою в 1860 г. В сгоревшем городе Вазе была православная походная церковь выборгского пехотного 82 полка. Нынешняя, находящаяся в Николайштадте каменная церковь начата постройкою в 1860 г. и освящена в 1866 г. 9 сентября, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора. На постройку вазаский купец Лисицын пожертвовал 3000 руб. сер.; из финляндских статных сумм назначено 6000 руб.; из строительного капитала духовного ведомства выдано 10 271 руб. и 43 коп. серебр.

http://sobory.ru/article/?object=16639

В § 3.3 рассмотрено воззрение на христианскую Пасху представителей Каппадокийской богословской школы – свтт. Григория Богослова , Григория Нисского и Василия Великого . Они, как и александрийские богословы, исходят из признания Христоцентризма и «сродства» ветхозаветной и новозаветной Пасхи. Наше спасение также мыслится в соработничестве Бога и человека. Свтт. Григорий Богослов и Григорий Нисский увязывают пасхальную тему и освещение трех аспектов Пасхи с домостроительством Божиим, Творением мира и человека. В раскрытии этой связи вполне проявились Триадологические и Христологические воззрения, характерные для всего богословия «каппадокийского синтеза». Свт. Григорий Богослов видит цель Божиего домостроительства в обожении человека, которое достигается стремлением человека к Богу. Свт. Григорий Нисский богословски истолковывает смерть и воскресение нашего Господа. Они мыслятся как итог процессов, имеющих временное протяжение и названных святителем – «разделение» и «соединение» Человеческих Души и Тела, воспринятых Господом нашим Иисусом Христом. Рассуждая о причине и трехдневном сроке пребывания Господа во аде, святитель отмечает, что Истинная Премудрость посещает сердце земли для того, чтобы смертное было поглощено жизнью, а зло обратилось в ничтожество. Начало трехдневного срока пребывания Господа во аде положено Самим Спасителем на Тайной вечери. Время окончания пребывания Господа в сердце земли – вечер субботний, в час Воскресения. О неразрывной связи воскресного дня, первого при Творении мира, с Пасхой нынешнего века и с днем всеобщего Воскресения мертвых рассуждает свт. Василий Великий , однако, тема Пасхи в его трудах подробно не освещается. В § 3.4 исследовано осмысление христианской Пасхи представителями Западной богословской школы – свтт. Амвросием Медиоланским и Львом Великим , Папой Римским. Их осмысление христианской Пасхи глубоко Христоцентрично. Благодаря их трудам, в конце IV–V вв. сохранялось единство Вселенского православия. Ими была заложена основа в богословское осмысление христианской Пасхи для принятия Западной Церковью воззрения Восточной Церкви на Пасху и для одновременного празднования этого Святого дня всей Вселенской Церковью. В связи с пасхальными спорами о Пасхе (387 г.) свт. Амвросий Медиоланский богословски осмысливает время празднования Пасхи. Он отмечает сакральность этого дня: его избрал Сам Господь, когда совершал Пасху. В выборе дня Святой Пасхи не должен действовать человеческий произвол: все попытки искать нормы определения времени Пасхи вне единства Церкви, небесной и земной, не в Священном Писании и не в Божием Законе, неминуемо приведут к мудрованию по стихиям мира сего преходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Кирилл Александрийский Свт. Кирилл, архиеп. Александрийский. Греческая икона Свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские. Русская икона, XIV в. (Гос. Эрмитаж) Тропарь, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереов Богодухновенное удобрение,/Кирилле премудре,/ученьми твоими вся просветил еси,/цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 3 Делы возсиявше православия,/все погасивши злославие,/победителие, победоносцы бысте,/благочестием вся обогативше,/Церковь вельми украсивше,/достойно обретосте Христа Бога,//дарующаго нам велию милость. Кондак, глас 6 Бездну нам учений богословия/источил еси яве от источник Спасовых,/ереси погружающую, блаженне Кирилле,/и стадо невредимо от треволнений спасающую,/странам бо всем наставник, преподобне,//яко Божественная являя. Кондак свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских, глас 4 Священноначальницы величайшии благочестия/и доблии поборницы Церкве Христовы,/вся соблюдите, поющия:/спаси, Щедре,//верою чтущия Тя. Творения Уже после Ефесского собора Кириллом Александрийским составлены объяснения на " анафематизмы " , " Объяснение учения о воплощении сына Божия " , " Замечания на мнения Феодорита Кирского " , " Апологетик к императору " , " Изъяснение символа Никейского " , " Изложение учения о св. Троице " , " Пять книг против Нестория " . Кроме того, от него дошли до нас толкования на книги: Песнь Песней , пророка Исаии и малых пророков , на Евангелия от Луки и Иоанна , на Послания к коринфянам и к евреям и другие, сочинения о поклонении Богу духом и истиной и о " О вере христианской " (против Юлиана ). В числе творений святителя Кирилла имеются и " Беседы " , среди которых особенно трогательно и назидательно " Слово об исходе души " , помещенное в славянской " Следованной Псалтири " . Сочинения свт. Кирилла Александрийского имели в разное время 75 изданий — первое 1508 г. в Париже, последнее в 1880 г. в Лейпциге (Неймана). Новейшее из полных собраний — Миня, в " Patrologiae cursus completus " (series graeca, тт. LXVIII-LXXVII; русский перевод — Москва, 1885 и сл.). Литература Использованные материалы   по данным словаря Брокгауза Редакция текста от: 10.06.2020 02:58:31 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/6095.html

Первые рукописи с именем свт. Григория как автора литургии Преждеосвященных Даров появляются в XVI веке (например, Athen. B.N. 766, Ath. Dyonis. 469, Ath. Cutlum. 341). О том, что эта аттрибуция появляется где-то в конце XV – начале XVI веков, свидетельствует то, что, с одной стороны, блж. Симеон об этой аттрибуции еще ничего не знает, с другой – в некоторых славянских рукописях XVI века первоначально выписанное имя свтт. Василия или Епифания исправлено на имя свт. Григория. Так, в рукописи БАН. 21. 4. 13 чин литургии Преждеосвященных Даров надписан так (орфография упрощена): «Устав божественные службы Преждеосвященных святого преподобного отца нашего святителя Епифания Кипрского . Инииж поведуют зложеннеи быти ей Агкафаном папа римским. И святогорцы поведают Григория папы Римскаго изложение». Итак, здесь утверждается, что мысль об авторстве свт. Григория пришла с Афона. Это позволило нам предположить, почему именно имя свт. Григория было выбрано святогорскими монахами в качестве аттрибуции литургии, как правило, ничьего имени в рукописях не носящей. Как известно, помимо двух полных литургий, носящих имена свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста , в Церкви в древности употреблялся и целый ряд других (обычно в каждой местности был свой авторитетный евхаристический чин). В послеиконоборческое время две указанные литургии сделались основными повсюду в греческом, а также и славянском, и грузинском православном мире. Однако в XI веке в грекоязычных Церквах еще могли иногда совершаться, помимо литургий свтт. Василия и Иоанна, и некоторые другие – например, литургии апп. Марка и Иакова. Небезызвестна была византийцам и римская месса, молитвы которой были переведены на греческий и помещены в рамки византийского литургийного чина. Эта византинизированная версия мессы получила наименование литургии ап. Петра. Известно более десяти рукописей (греческих, славянских, грузинских) этой литургии. Кроме литургии ап. Петра, в трех греческих рукописях сохранился и менее византинизированный вариант греческого перевода римской мессы, и вот этот-то вариант и носит имя свт. Григория Великого . Поскольку принципиальной разницы между литургией ап. Петра и литургией свт. Григория нет, понятно, что и литургия ап. Петра вполне могла называться именем самого великого из редакторов и авторов евхаристического чина Римской Церкви – свт. Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010