2.2.1. Разум, премудрость и всеведение    Рассматривать свойства Божии целесообразно по группам, поскольку границы между различными свойствами четко провести не всегда оказывается возможным, многие свойства оказываются как бы некими гранями, аспектами одного и того же свойства. Например, разум и премудрость.    В Священном Писании эти два имени являются взаимозаменяемыми:     Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? (Притч.8:1).     О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! (Рим.11:33).     Я, премудрость [Божия], обитаю с разумом (Притч.8:12).    Таким образом, премудрость и разум — свойства, теснейшим образом связанные друг с другом.     Божественный разум, в силу нашей ограниченности, мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим, и, естественно, такие аналогии несовершенны. Пророк Исаия прямо говорит, что между разумом человеческим и разумом Божественным существует огромное различие: Как небо выше земли, так... и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис.55:9).    Чем именно Божественный разум отличается от человеческого и в чем заключено превосходство Божественных мыслей над нашими, во всей полноте мы сказать не можем, но одно важнейшее отличие между человеческим разумом и разумом Божественным назвать можно. В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т. е. способностью познания и разумения, и самим разумением, или знанием. Иметь способность познавать и иметь знание — для нас вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение (ведение) совпадают.    Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение. Смысл этого свойства заключен в самой этимологии термина: Бог знает все. Что же именно? Во-первых, Бог обладает совершенным самосознанием, Он совершенно знает Самого Себя:     ...Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына... (Мф.11:27).     ...(Святой) Дух все проницает, и глубины Божии... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор.2:10-11).    Кроме того, Бог имеет совершенное ведение о Своих делах:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Что же значит: " не был «да» и «нет» ? " Я не извращал, – говорит, – смысла первой моей проповеди; не проповедывал вам ныне так, а завтра иначе, потому что это свойственно только заблудившемуся разуму, а не вере. " Но в Нем было «да» " (Но в Нем самом ей бысть) , т. е., слово проповеди остается непоколебимо и твердо " . " Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», - в славу Божию, через нас " (Елика бо обетования Божия, в том ей, и в том аминь, Богу к славе нами) (ст. 20). Что значит: " все обетования Божии " (елика обетования Божия) ? Много обетований содержит проповедь Евангельская, и о многих обетованиях благовествовали и проповедовали (апостолы). Они говорили и о воскресении, и о восхищении на небо, и о бессмертии, и о великих наградах в будущей жизни и неизреченных там благах. Эти-то обетования (апостол) называет непреложными и говорит, что в них не было – ей и ни. Смысл его слов такой: " Что я вам говорил об этих обетованиях, то не было иногда истинно, а иногда ложно, как мое обещание придти к вам, но всегда истинно " . И, прежде всего, защищает догматы веры и слово о Христе, говоря: " И слово мое, и проповедь моя не было то «да», то «нет» (не бысть ей и ни) ; потом уже самые обетования: " ибо все обетования Божии в Нем «да» " (елика бо обетования Божия, в том ей) . Если же верны обетования Божии, и нет сомнения, что Бог исполнит их, то тем более верен Он сам, и слово о Нем твердо, и нельзя сказать, что иногда Он есть, иногда же нет Его, но всегда есть, и один и тот же. Что же значит: " в Нем «да» и в Нем «аминь» (в том ей, и в том аминь) ? Этими словами он показывает, что обетования Божии непременно сбудутся, поскольку и существование, и исполнение их зависит от Бога, а не от человека. Итак, нечего бояться: обещает не человек, которого можно подозревать в неверности, но Бог, Который говорит и творит. " В славу Божию, через нас " (Богу к славе нами ). Что значит: " в славу через нас " ? Он исполнит обетования Свои чрез нас, т. е., изливая благодеяния Свои на нас, к славе Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Через апофатическое богословие можно подняться к осознанию Бога, но не созерцать, увидеть «лицом к лицу» ( 1Кор. 13:12 ) и «как Он есть» ( 1Ин. 3: 2 ). Знать о Боге и знать Бога не одно и то же. Невозможно стать нам таким путем и «причастниками Божественного естества» ( 2Пет. 1:4 ), ибо все это возможно путем абсолютного единения, где Бог собеседует с обоживаемым, по свт. Дионисию Ареопагиту . Необходимо различать два аспекта того, что мы вообще либо знаем о Боге в соответствии с немощью человеческого рассудка, как некое «отпечатление Бога», либо находимся в единении с Ним по благодати: 1 . Именуемые свойства Божии, которые понятны даже тем, кто не имеет опыта личного богообщения. 2 . Неизреченное, невыразимое сверхзнание, проявленное и доступное только через обоживание, единение, ибо «не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». ( 1Кор. 2:9 ). Этого же состояния сподобится апостол Павел, восхищенный до третьего неба и слышавший «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:4 ), и многие другие святые угодники Божии. Стяжание благодати Божественных энергий преобразует само бытие человека, изменяя его качественно, при этом он получает и абсолютное сверхзнание. Первый аспект проявления Божественной нетварной информации для нас понятен и хотя выражает через имена объективные свойства Божии, действительно присущие Ему, но все-таки это лишь аналогии, когда Бог открывается и грешному разуму как «сквозь тусклое стекло». Второй аспект открывает нам Бога в Его нераздельности, абсолютности, простоте, но не в Его Сущности. Те, кто сподобились причаститься Божественных энергий и просветились Божественным Разумом (Премудростью), «Удостаиваются пребывать в Боге неким простым и нераздельным знанием узнают все предсуществующие в Нем начала сущего». О единстве действия и сверхзнания, о сверхумном единении писали многие Святые Отцы. Так, свт. Василий Великий в Письме 226 к Амфилохию учил: «Мы уже утверждаем, что познаем Бога нашего по действованиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остается неприступною… Итак, в следствии действований – знание, а вследствие знаний – поклонение».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Каждый человек имеет возможность убедиться в бытии Божием из собственного опыта: живи свято, и ты ясно почувствуешь не только то, что Бог есть, но и то, что Он весьма близок и доступен. Бог , по словам святого апостола Павла, расселил людей по лицу земли, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем… ( Деян. 17:27–28 ). Наконец, история земной жизни Господа нашего иисуса Христа убеждает нас не только в том, что Бог существует, но и в том, что Он Сам приходил на землю и открыл Себя людям в лице Иисуса Христа. Имена и свойства Божии. В чем состоит само существо Божественной природы, для человека совершенно непостижимо. Если для нас непостижима сущность предметов материальных и сущность нашей собственной духовной природы, то тем более для нас непостижима сущность несозданной, бесконечной божественной природы. Ее мы не можем знать, как не можем смотреть на солнце. Человек может постигать свойства или совершенства Божии постольку, поскольку они открыты в природе и в Божественном Откровении. Эти свойства выражены в Священном Писании прежде всего в именах, какими там называется Бог. Имена эти суть следующие. «Аз есмь Сый», – сказал о Себе Сам Бог ( Исх. 3:14 ). Бог есть дух ( Ин. 4:24 ). Бог есть свет ( 1Ин. 1:5 ). Бог есть любовь ( 1Ин. 4:16 ). Бог наш есть огнь поядающий ( Евр. 12:29 ) и другие. Смысл названия Сый, или Сущий, Существующий (по-еврейски – Ягвэ 6 ), состоит в том, что Бог имеет самобытное, вечное и неизменяемое бытие. Все в мире возникает и изменяется во времени, только один Бог имеет бытие вечное и неизменяемое. Это имя Сам Бог открыл Моисею, явившись ему на горе Хорив в купине огненной. Бог есть дух, то есть Существо духовное, нематериальное. Мы не должны в связи с Богом представлять ничего чувственного, ничего пространственного. Но при этом нужно помнить, что духовная природа Божия не то же самое, что наша духовная природа, ибо человеческая природа ограниченна и создана не из Божественной природы. Если бы она была тождественна Божественной природе, то она была бы неизменяема и обладала бы всеми другими совершенствами, свойственными Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Свойства Божии Человек не может постигнуть Сущность Всесовершенного Бога. Однако Бог через Откровение и в духовном опыте Церкви открывает Свои свойства. Этого знания достаточно для почитания Бога и спасения. Ветхий Денми, Охрид      Бог есть Дух (Ин 4, 24). Он — Дух чистейший, высочайший и совершеннейший. Он чужд какой-либо телесности. В Библии есть места, где символически к Богу применяются человеческие черты, но это — лишь образный поэтический язык, чтобы ярче и понятней передать основную мысль. Все другие существа имеют начало и получают свое бытие от Бога. Все они обладают большим или меньшим несовершенством. Вечен. Бог был всегда и всегда будет. Бог вне времени. Человеку это трудно представить, потому что человек живет во времени. Как сказано в одной из книг Библии Псалтири: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс 89, 3). Беспределен. Он существует вне пространства и свободен от всякого ограничения. Святой Иоанн Дамаскин пишет об этом так: «Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем постижимо — Его беспредельность и непостижимость» . Всеблагой. Бог есть любовь (1 Ин 4, 16). В этих словах апостола заключен главный смысл Евангелия как Благой вести о спасении. Постигнуть полноту Божественной любви человек не может. Неизреченная благость Божия сотворила мир. Господь поместил человека в раю. Даже после грехопадения Бог продолжал любить человеческий род. Величие Божественной любви проявилось в том, что воплотившийся Бог умер за нас мучительнейшей смертью. Для многих неверующих камнем преткновения является зло в мире. Однако Бог зла не сотворил. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям — Ангелам и человеку. Бог не отнимает свободу воли, и потому люди продолжают творить зло. Но придет время, когда все зло будет побеждено и уничтожено. Всеведущий и Премудрый. Апостол говорит: нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр 4, 13). Это значит, что Бог знает не только все наши дела и слова, но и все наши мысли и чувства. Все уходит в бесконечную память Божию и откроется на Суде.

http://pravoslavie.ru/103524.html

   Разве всё это не открывает и Существа Божия? Разве свойства Божии не относятся к этому существу? Разве не Бог-Любовь -- всемогущ, непостижим, невидим, благ, правосуден? Разве не объясняет нам это Существо Божие и создание, и бытие, и единство вселенной?     Неизвестный.  Значит, любовь и есть  личность Божия? Я не понимаю этого.     Духовник.  Когда мы говорим " личность " , мы разумеем  всё содержание данного существа -- все его свойства, силы, состояния, всё, что в нём содержится и чем оно проявляет себя вовне. Бог есть любовь. Что разумеем мы под этим словом? На языке философском это можно было бы объяснить так: мы знаем о вещественном мире лишь то, что познаём через наши восприятия. Что такое " вещь в себе " -- нам неизвестно. То, чем является в мире вещественном " вещь в себе " , -- в Боге есть любовь. Другими словами: любовь -- это  Бог в себе. Если ты спросишь: что такое Бог по существу, мы ответим: любовь. Это слово недоступно нашему разумению, но доступно нашему чувствованию. Если же ты спросишь дальше, что такое любовь  по существу, ты также не получишь ответа, как при вопросах о сущности физических явлений. И там ты познаешь лишь проявления той или иной силы, а не самую силу " по существу " . Ты изучаешь проявление и действие электричества или притяжения, но что такое по существу электричество или притяжение, остаётся совершенно непостижимым. Так же и здесь. Мы знаем о любви очень много. Нам открыты её свойства, её действия, её проявления. Но что такое она по существу -- вопрос и не разрешимый и праздный. Все, что  надо знать человеку в пределах земного бытия о Боге, он знает, зная, что Бог есть любовь и каковы свойства, действия и проявления любви.    Поэтому, если хочешь постигнуть тайну Существа Божия, читай в Слове Божием то, что говорится там о действии Любви в мире: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13, 4-8). " Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства " (Кол. 3, 14). " В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение " . " Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас " . " Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь " (1 Ин. 4, 18, 12, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В христианстве Бог – Личность, и поэтому так трудно быть христианином. Обычному человеку легче, если Бог – нечто безмерное и неопределенное. И легче, если Бог – известная сумма законов и правил и чтобы угодить Ему, достаточно, придерживаться установленного списка. Но поскольку Бог Личность, Он требует от нас не признания Своего наличия и не нуждается в исполнении правил: Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Нет закона, согласно которому можно находиться в общении с Богом, кроме закона любви. Так же и в общении со своим ближним нет другого закона. Впрочем, разве Христос не ближний мой? Что возможно ближе, если я принимаю Его в причастии и срастворяюсь с Ним в его человечестве? Бог ближайший мой и сокровеннейший ближний мой. Он ближе мне, чем я сам себе, “а я все еще не умею любить, как самого себя, даже любящего меня” (Апофтегмы. Матой, 5). И если, исходя из вышесказанного, посмотреть на первую Заповедь: “Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня”, в ней можно увидеть то же самое, что: “отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” ( Мф.16:24 ). иеромонах Серафим (Параманов) Вторая заповедь. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что наверху на небе, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли. Не кланяйся им, и не служи им “Не сотвори себе кумира”… “Кумир” с еврейского буквально значит “резное” (изображение) 2 , иначе говоря – идол. В чем смысл этого греха – сотворения кумира? В том, что нечто (или некто – вспомним, как много людей буквально боготворят актеров, певцов, политиков) приобретает такую власть над душой и сознанием, что становится не только объектом поклонения, но и объектом веры. – Чему (кому) верим, тому и поклоняемся, с тем связываем надежды и упования. И если на здравом уровне мы не делаем из чего-нибудь, например, из денег, предмета веры, то тем не менее связываем с ними наши упования. Копить деньги вовсе не плохо и не грех для какой-нибудь насущной жизненной необходимости – приобретения нужной вещи, лечения, образования ребенка… Но если, по мере накопления, смещается цель и все многообразные, возможно, не вполне честные усилия накопления начинают приносить удовлетворение, тешить тщеславие, а накопленная сумма становится величиной, обусловливающей уверенность, – налицо сотворение кумира. Свойство идолов (кумиров) в том, что мы их выращиваем сами в себе, дозволяем это в себе. Другое свойство в том, что мы связываем с ними чувства, мысли, надежды, мечты, желания, сердечные движения, которые не должны быть им предназначены, потому что они не могут понести за них ответственности. И третье свойство – идолы всегда лгут. То, что осознанно или неосознанно обожествляется и получает пусть в частном выражении, но предельное значение, рано или поздно горько, а порой трагически – разочаровывает. Отсюда еще одно общее свойство идолов – всех их когда-нибудь свергают.

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii-v-povse...

Законные дети могут рассчитывать на наследство Отца: « Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться » ( Рим.8:16-17 ). Христиане, которые в своей жизни уподобились Христу, будут прославлены вместе с Ним. Богосыновство освобождает от жизни в страхе и дает дерзновение в общении с Отцом: « Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! » ( Рим.8:14-15 ). Как сочетается усыновление Богу с тремя степенями духовно-нравственного совершенства (раб, наемник, сын)? Усыновление Богу – объективное благодатное действие, совершаемое по милости Божьей (в случае с человеком, способным к самостоятельномудуховно-нравственному выбору (например, если он не младенец), от него требуется вера). Перечисленные степени – формы условного обозначения, связанные с типами субъективных переживаний верующими их личного отношения к Богу и к практике соблюдения ими закона Божия, на конкретном этапе их духовной жизни. Таким образом, сын Божий (дочерь Божия) могут осознавать себя и рабами, и наемниками, и детьми. Богосыновство, в этом смысле, это высшая ступень отношений с Богом, когда добрые дела делаются по любви к Богу и ближним, по любви к добру. На этом этапе христианской жизни человеку, как правило, свойственен страх Божий – то есть страх огорчить Отца, потерять Его расположение, а не страх быть наказанным (рабский страх) и не страх оказаться без награды (наемнический страх)). Как сочетаются именования христианина «раб Божий» и «сын Божий» ? Эти именования не противоречат друг другу и не исключают одно другое. Первое именование указывает на служение Богу, всецелую преданность и зависимость от Него, второе – на уникальные отношения с Богом, по дару Его благодати. Можно ли утратить усыновление Богу? Человек, усыновленный Богу, может расстроить существующую между ним и Творцом богосыновскую связь, ведя греховную жизнь. Вероучительное определение Константинопольского собора 1672 года гласит: «Мы исповедуем, что однажды получивший оправдание и сделавшийся чадом Божиим может после получения оправдания отпасть от благодати из-за неверия или иного смертного греха, приложиться к сатане и сделаться чадом диавола». Восстановить богосыновскую связь возможно через покаяние. Цитаты об усыновлении Богу

http://azbyka.ru/usynovlenie-bogu

пока не станут они верою носить в себе образ Того, Который есть «Господь с неба» (qui de coelo est). Не желал он, понятно, чтобы оставались они в заблуждении и воображали, что и в Царстве Божием, в той вечной жизни станут они делать то же самое, что делали в этой жизни, — есть, пить, выходить замуж, жениться и рождать по плоти, потому что эти дела свойственны тлению, а не самому виду плоти (haec enim opera corruptio carnis habet, non ipsa species carnis).    Итак, что мы воскреснем не для таких дел, на это раньше указал, как уже говорено было, Господь в евангельском чтении, которое только что читано было. Иудеи, хотя и верили в воскресение плоти, однако думали, что в воскресении будет та же жизнь, какую они проводят в этой жизни. Притом, думая так плотски, они не могли ответить саддукеям, предложившим им вопрос, касающийся воскресения, кому женою будет женщина, которую последовательно брали себе в жены семь братьев, каждый желая возстановить семя умершему брату своему. Саддукеи — это была секта иудейская, не признававшая воскресения. Иудеи не могли ответить на этот вопрос им и чувствовали себя в затруднении, потому что думали, что Царствие Божие доступно для плоти и крови, т.е. нетление возможно для тления. Но вот приходит Сама Истина и вопрошается и обольщенными, и обольстителями-саддукеями; вопрос этот предлагается Господу. И Господь, зная, что сказать, и желая, чтобы мы верили в то, чего не знаем, авторитетом величия Своего утверждает то, чему мы должны верить. Апостол же поясняет это, насколько ему дано было, чтобы мы, по мере возможности, могли уразуметь то. Итак, что же отвечает Господь саддукеям? «Заблуждаетесь, — говорит Он, — не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж... и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии». Велико могущество силы Божией. Почему не выходят замуж в воскресении, почему не женятся? Потому что не могут умереть, потому что только там прибыль, где убыль (ibi enim successor, ubi decessor). В воскресении же не будет тления. Сам Господь наш проходил возраст от младенчества до юности, потому что носил существо смертной плоти. Но после того, как воскрес он в том возрасте, в каком погребен, — станем ли мы думать, что Он и на небе проходит возрасты (senescere)? Но там «пребывают, — говорит Он, — как Ангелы Божии». Так Им с корнем вырвано заблуждение иудеев и отвергнута ложь саддукеев, потому что иудеи, признавая, что и мертвые воскреснут, думали, что воскреснут для плотских дел. Итак, будут там, говорит Господь, как ангелы Божии. Вот, выслушал ты о силе Божией. Теперь послушай, что говорит Господь и о Писании. «А о воскресении мертвых не читали ли вы, — заключает Он, — реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22:23-32;Лк.20:27-38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   В Священном Писании Святой Дух прямо называется Богом только один раз. Ап. Петр, обличая Ананию, утаившего часть от цены проданного имения, говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4).    Кроме этого, в Священном Писании имеются косвенные свидетельства о божественном достоинстве Духа Святого. Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет в качестве синонимов выражения «храм Божий» и «храм Духа Святого»: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор.3:16).    Косвенным указанием на божественное достоинство Духа являются также заповедь о крещении (см.: Мф.28:20), апостольское приветствие у ап. Павла (см.: 2 Кор.13:13), рассмотренные выше слова евангелиста Иоанна (см.: 1 Ин.5:7).    Так же как и Сыну, Духу Святому в Священном Писании усвояются Божественные свойства, например всеведение: Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор.2:10). Причем из контекста очевидно, что слово проницает здесь употребляется в смысле «знает, постигает».    Святому Духу усвояется способность и власть отпущения грехов, что может совершать только Бог: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).    Духу Святому приписывается участие в творении мира: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь (Иов.33:4).    В то же время, приписывая Святому Духу Божественные свойства, Священное Писание нигде не поставляет Святого Духа среди тварей.    Ап. Павел говорит, что все Писание богодухновенно (2 Тим.3:16). Ап. Петр, говоря о ветхозаветных пророчествах, замечает, что их изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1:21), т. е. Священное Писание богодухновенно, потому что его писали люди, движимые Духом Святым. В пятой книге «Против Евномия» в доказательство божественного достоинства Святого Духа приводится следующий аргумент: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010