Это учение о пасхальном Агнце новозаветном ни в одном из Писаний новозаветных не раскрыто с такою полнотою и подробностью, как именно в Апокалипсисе. Даже Евангелие Иоанна отступает в этом отношении на второй план. Все содержание Апокалипсиса представляет, таким образом, повесть предстоящей борьбы и брани между вышедшим на победу и чтобы победить Агнцем и выходящим из бездны зверем, изображающим Рим или мир, что в те времена не представляло различия. Но Агнец живет в Царстве Своем или Церкви, составляющей тело Его, а потому предстоящая брань Его с миром или Римом равносильна и равнозначуща борьбе Церкви с царством мира сего, ибо и Церковь выступила на поприще брани в свою очередь, „побеждая и чтобы победить“. Отсюда объясняется еще раз, почему автор Апокалипсиса начинает христианскую эру и счисление римских кесарей с Тиверия, при котором в мире основалось самое Царство Христово, брань которого с царством Рима или царством мира и составляет все содержание Апокалипсиса. Выяснив все вышеизложенное, мы можем снова возвратиться к вопросу о том, почему Нерон, будучи несомненно отмечен в Апокалипсисе, прямо и открыто не назван в нем собственным своим именем. Мы уже говорили, что, наряду с тремя ближайшими объяснениями этого умолчания, имеется еще и четвертое, которое почитаем мы даже главенствующим. Во время написания Апокалипсиса долженствующее произвести крутой переворот возвращение Нерона ожидалось и в Риме и на Малоазиатском побережье. Несомненно ждал этого возвращения и автор Апокалипсиса, отметивший этот предстоящий возврат на листах своей книги. Но это еще не значит, что он признавал Нероном действовавшего его именем самозванца, наполнявшего террором именно Корифею и Малую Азию, как не предполагал и того, что Нерон избавился от смерти, скрывается у парфян и именно с парфянами пойдет на Рим. Чем был для него Нерон? Прежде всего типом римского кесаря, богохульно требовавшим себе поклонения и произведшим первое гонение на святых и свидетелей Иисусовых. Ни матереубийство Нерона, ни театральность всей его жизни, ни даже учиненный им пожар Рима не имеют для автора Апокалипсиса никакого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

„Что же касается, – говорит Августин, – слов Апостола: Только держай ныне да держит, пока из среды будет 502 , то в них не без основания видят речь о самом Римском царстве, как если бы было сказано: только повелевающий ныне да повелевает, пока из среды будет, т. е. пока не выбудет из среды. И тогда откроется беззаконник. Никто не сомневается, что этим именем Апостол назвал антихриста” 503 . „А иные думают, что и слова Апостола: удерживающее знаете, и тайна деется, относятся не к кому другому, как к злым и притворным, которые находятся в Церкви, пока не возрастут до такого числа, что составят для антихриста великий народ; и что это и есть тайна беззакония, так как представляется скрытым. А верующих Апостол увещевает, чтобы они пребыли твёрдо в вере, которую содержат, говоря: Только держай ныне да держит, пока из среды будет, т. е. пока не выйдет из среды Церкви тайна беззакония, которая ныне скрыта. Думают, что к этой самой тайне относится то, что говорит Евангелист Иоанн в своём Послании: Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами ( 1Ин. 2:18–19 ). И так, говорят, как прежде конца, в тот час, который Иоанн называет последним, вышли из среды Церкви многие еретики, которых он называет многими антихристами: так и тогда выступят оттуда все, которые будут принадлежать не Христу, а тому последнему антихристу, и тогда он явится” 504 . Легенда о Нероне несколько в ином виде излагается у Сульпиция Севера, современника Августина 505 . В беседе со святым Мартином 506 , когда мы спросили у него, – говорит Сульпиций Север, о кончине века, – то он нам открыл следующее: „Предварительно придут Нерон и антихрист. Нерон, подчинивши себе десять царей, будет владычествовать в западных странах света и учинит там гонение, принуждая поклоняться языческим идолам. Антихрист же сначала захватит власть над Востоком и сделает своей резиденцией и столицей царства Иерусалим. Он воссоздаст город и храм. Гонение его будет в том, что он будет принуждать людей отрекаться от Христа Бога. Он объявит себя Богом и повелит всех обрезывать по закону. Наконец, и сам Нерон погибнет от антихриста и таким образом во власти антихриста окажутся вся земля и все народы, пока нечестивый не будет погублен пришествием Христа. Несомненно, что антихрист, зачатый злым духом, уже родился, находится в отроческом возрасте, и как только возмужает, захватит власть. Идёт восьмой год, как мы это слышали от него, заканчивает свой рассказ Сульпиций Север” 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Характерно, что Лактанций называет злодея Антихристом всего один раз, да и то в завершение рассказа. Обычные обозначения его: «могущественный царь», «нечестивый», «тиран». Такое словоупотребление не случайно. Лактанций обращался к широкой публике, к современным ему римским гражданам, для которых сам по себе термин «Антихрист» не был вероучительным и не мог вызвать соответствующих эмоций. По этой же причине Лактанций не называет и своих библейских источников, хотя определенно использует Откровение Иоанна Богослова. Зато он охотно цитирует нехристианские пророчества, где встречаются сходные сюжеты и мотивы. Во-первых, это необычайно популярные тогда Сивиллины книги, перед которыми и сам Лактанций испытывает немалый пиетет; во-вторых, различные оракулы, вроде «книг» Гермеса Трисмегиста и Гидаспа Мидянина. Это-то и придает рассказу Лактанция своеобразный колорит и одновременно отличает его от традиционных церковных произведений на ту же тему. Библейские мотивы у Лактанция вторичны и как бы вплетаются в «сивиллианскую» канву событий. «Царь этот, исполненный величайшей злобы, – замечает Лактанций по ходу дела, – будет притом ложным пророком, провозгласит себя Богом и повелит обожать себя как Сына Божия». Не совсем ясно, подразумевается ли здесь пророчество апостола Павла из Второго послания к Фессалоникийцам. Лактанций не делает никаких ссылок на Новый Завет . И даже там, где он пользуется новозаветными данными, он подвергает их обработке. Так, вместо двух обличителей Антихриста, Еноха и Илии, у Лактанция действует один безымянный пророк; вдобавок возникает целая серия сражений Христа с Антихристом. Отступление от церковной традиции, возможно, объясняется тем же стремлением Лактанция приспособить образ Антихриста к языческой картине мира. В «Толковании на Откровение Иоанна Богослова», принадлежащем епископу Патавии Гаю Марию Викторину (ок. 300–363), излагаются те же взгляды, которым следовал Лактанций , только с большей конкретикой. По Викторину, Антихристом будет не кто иной, как император Нерон, когда-то изгнанный из Рима и скрывавшийся всё это время где-то на Востоке (вероятно, в Парфии). При кончине века он двинется на Рим, поддержанный иудеями и признанный ими Мессией. В это самое время в пределах империи воцарятся десять царей-узурпаторов, троих из которых Антихрист-Нерон уничтожит, а остальных подчинит своей власти. Рассказ этот напоминает, с одной стороны, соответствующие Сивиллины пророчества, а с другой – раннехристианские апокрифы вроде «Вознесения Исайи». Впрочем, Викторин подчеркивает, что Нерон объявится под иным именем и иной внешностью. Далее следуют варианты «имени зверя», предложенные ещё Иринеем и Ипполитом, к которым Викторин добавляет лишь готское имя «Гензерик». В целом же мы видим все основные моменты традиции, бытовавшей у западных христиан вплоть до V в. Это пёстрая смесь из популярных пророчеств и оракулов, довольно противоречивых, а нередко и взаимоисключающих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Из этих слов Викторина видно, что держай, по его мнению, есть римский император; а припоминая легенду о Нероне, мы находим в них ясный намёк на то, что антихристом будет не кто иной, как Нерон. Далее, объясняя 17 главу Апокалипсиса, Викторин в восьмом звере видит Нерона и в то же время признаёт этого зверя антихристом 495 . Кроме того, и в словах из 13 главы Апокалипсиса, что одна из голов зверя, выходящего из моря, как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела, по мнению Викторина, говорится о Нероне 496 . Из слов Викторина, что десять царей примут царскую власть тогда, когда Нерон двинется с Востока 497 , видно, что он верил, будто Нерон не убит, а скрывается где-то на Востоке, и в своё время явится как антихрист. А основываясь на словах Апостола Павла о держай и на предсказаниях книги Даниила и Апокалипсиса о десяти рогах, означающих десять царей, Викторин полагал, что Римская империя будет существовать до самого пришествия антихриста, и что разделение между десятью царями совпадёт по времени с явлением антихриста. Блаженный Иероним учение Апостола Павла об антихристе довольно обстоятельно изъяснил в письме к Алгазии. Алгазия предложила Иерониму одиннадцать вопросов относительно одиннадцати изречений из Евангелий и Посланий Апостола Павла, разъяснение которых было ей желательно. Последний из этих вопросов был: „Что означает то, что Апостол пишет к Фессалоникийцам: Пока не придёт сначала отступление, и не откроется человек греха, и прочее? Отвечая на этот вопрос, Иероним даёт следующее объяснение учения Апостола. Апостол, – говорит Иероним, – выводит Фессалоникийцев из заблуждения, будто уже настоит день Господень, „и излагает то, чего должно ждать прежде пришествия Христа, чтобы, когда увидят те действия, узнали бы антихриста, т. е. человека греха...” „Пока, – говорит, – не придёт сначала отступление.., так что все народы, которые подчинены Римской империи, отложатся от неё, и откроется, т. е. покажется человек греха, которого предвозвещают все слова пророков...”; „пока, – говорит, – не будет опустошена сначала Римская империя, и не придёт предварительно антихрист: дотоле не придёт Христос, Который потому и придёт так, чтобы уничтожить антихриста...” „И ныне, что удерживает, знаете, чтобы открылся в своё время, т. е. какая причина того, что антихрист не является теперь, вы прекрасно знаете. А не желает открыто сказать, что Римская империя будет разрушена потому, что сами те, которые владычествуют, считают её вечной. Ибо если бы он открыто и смело сказал, что антихрист не придёт до тех пор, пока не будет предварительно разорена Римская империя, то это показалось бы достаточной причиной воздвигнуть гонения на возникавшую тогда Церковь ”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Выражение «пять пали» подразумевает не простую смерть, но имеет в виду насильственный конец (ср. словоупотребление в Откр 14, 8; 16, 19; 18, 2 ). Калигула был убит, Клавдий отравлен, Нерон покончил собой. Веспасиан, согласно иудейскому преданию, умер в страшных муках в своей постели (4 Ездр 12, 26), но позднее возник слух, что он был отравлен своим сыном Титом (Дион Кассий 66, 17). Тит, умерший от лихорадки, также, согласно позднейшей молве, был устранён насильно, пав от меча своего брата Домициана (4 Ездр 12, 28) 6 . Для иудеохристианина Иоанна императоры, начиная с Калигулы, представлялись врагами Божиими. Именно Калигула в своём безумии попытался установить свой образ в иерусалимском храме (ср. 2 Фесс 2, 4) и поэтому в глазах иудеохристиан казался особенно злостным богохульником. Клавдий предпринял изгнание иудеев из Рима, что затронуло и некоторых христиан (ср. Деян 18, 2 ), но Нерон всё же представлялся христианам наиболее страшной персоной из-за его преследования христиан в Риме. Веспасиан и Тит христиан не преследовали, но ими был разрушен Иерусалим и храм. Для иудеохристиан это было знамением наступающего конца. Наконец, Домициан показал себя особенным противником Бога, потребовав всеобщего культа императора и предпринявший впервые в истории официальное и узаконенное гонение на христиан. После правящего императора (очевидно, Домициана, при котором писалась книга Откровения), который «один есть», автор ожидает ещё седьмого императора, который «ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть» (17,10). За ним последует восьмой : «Зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (17,11). Этот восьмой есть Новый Нерон, Nero redivivus, восстающий из бездны, чтобы проследовать в погибель, для Иоанна – таинственное сверхчеловеческое явление грядущего Антихриста. Фигура седьмого императора просто следует из полного числа римских императоров: до своего заката Империя должна иметь семь властителей. Число семь здесь выступает символом завершенности. Поскольку тайновидец убеждён в близком конце (1,3; 22,16.20), седьмому владыке отведено краткое время правления. После этого явится антихрист, который как Nero redivivus будет одним из семи. Однако – и это утешительная весть! – он пойдёт в скорую погибель. Число семь в общей структуре Откровения

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Калмет даёт некоторые пояснения этих положений. День Господень, рассуждает он, должен был наступить сначала в образе – в войне Римлян против Иудеев, а потом в действительности – при конце мира. Пришествие Господа было в Его мщении, в Его наказании народа Иудейского. Этому предшествовал бунт Иудеев против Римлян. Что тайной беззакония Апостол назвал по преимуществу Нерона, это высказывали издавна очень многие толкователи. По мнению Калмета, Нерон и Симон Волхв в дни Святого Павла были образами антихриста, наиболее похожими на него. Обращая внимание на то, что в 7 стихе повторено то же понятие держащего или удерживающего, которое употреблено в 6 стихе, с той только разницей, что в 6 стихе слово поставлено в среднем роде, а в 7 – в мужеском, Калмет говорит, что это различие может подтверждать догадку древних, находивших в слове держай указание на Нерона и Симона Волхва, по смерти которых гнев Господень разразился над Иудеями. Нерон † в 66 году по P. X.; в том же году началось возмущение Иудеев, и Нерон поручил командование армией Веспасиану. Веспасиан в 67 году вёл войну в Галилее, а в 70 Тит осадил Иерусалим, взял его и разрушил. Бог попустил, чтобы люди видели в этом образ кончины мира, равно как, чтобы в Нероне и Симоне Волхве они видели образ антихриста, а в возмущении Иудеев – символ отступления худых христиан. Подобно тому, как Спаситель наш, изображая нам то, что могло случиться при конце веков, в то же время описывает обстоятельства войны Римлян против Иудеев: так и Святой Павел в том, что он говорит Фессалоникийцам, употребляет свои выражении таким способом, что их можно применить к Симону Волхву, как представляющему антихриста, и к войне Римлян против Иудеев, как образу бедствий, которые наступят при кончине мира. Сходство с антихристом Симона Волхва Калмет находит особенно поразительным. По мнению Калмета, всё, что говорится у Апостола об антихристе, в фигуральном значении можно применить и к Симону Волхву, как символу антихриста, и это сходство Калмет раскрывает особенно подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Петроний умирает по-своему величественно, мужественно, хотя лишь перед смертью он дерзает во всеуслышание высказать о Нероне то, что думал многие годы. Увы, такова участь многих интеллектуалов, живущих в деспотии, деспотических обществах — говорить правду, лишь будучи обреченными на смерть. Но поразительно в этой сцене другое — то внутреннее отчаяние, которое сопровождает смерть Петрония. Он говорит о том, что вместе с ним умирает Рим, совсем его былым величием, и уже теряя сознание, смотря на танцовщиц, он видит их в образе мойр. Напомню, что мойры — это такие божества женского рода, которые, по мнению античных язычников, сопровождали умерших, подвергали души умерших мукам после смерти, мстили им. Вот такая безысходная смерть без упования на милость Божию, на любовь Бога к людям. Однако это величественная языческая смерть. Не такова будет смерть Нерона, олицетворяющая собой всё то низкое, что было в языческом обществе. Действительно, в Нероне мы видим не просто плохого человека, не просто узурпатора власти, не просто убийцу собственной матери, собственной жены, о чём говорит Петроний. Мы видим в нём человека, в котором образ Божий уже как будто перестал существовать, и смерть его исполнена уже не мужественности как у Петрония, а ничтожества, слабости. Если смерть Петрония не может не вызвать сострадания и размышлений о том, что же ожидает этого благородного язычника после смерти, то смерть Нерона может вызвать лишь ощущение того, какой страшной будет его участь, когда он предстанет перед Судом Божиим. То есть ощущение, которое высказал ему обличавший его мученик- христианин в Колизее. Вот эта ничтожная смерть «великого артиста», каким почитал себя Нерон, по сути дела, напоминает нам кончины многих сильных мира сего, творящих злодеяния, и в последний момент своей жизни, находясь на смертном одре, ощущающих собственное ничтожество и являющих собственное ничтожество. Сцена смерти Нерона наполняется особым смыслом, если мы вспомним о том, что в Римской империи императора требовали почитать как живого Бога. И вот перед нами один из таких человекобогов. Его смерть обнажает подлинную сущность этого, совсем не напоминающего божество, человека. Человека ничтожного, человека и перед смертью пытающегося лицедействовать: «Какой великий артист умирает!» Для человекобога нет места ни в этом не в этом мире, ни в мире ином, ибо человек должен оставаться человеком, и только в почитании Богочеловека Христа обретать подлинный смысл своей жизни. Нерон скрывается от своих, когда-то унижавшихся им подданных, а они уже называют имя нового императора – Гальба, солдатского императора так называемого, которых потом в большом количестве будут возводить на престол преторианцы, объявляя их живыми богами. Так из жизни уходит еще один живой бог – Нерон, и новый человекобог уже готов занять его место, но эта череда человекобогов не способна спасти умирающий языческий мир.

http://azbyka.ru/video/istorija-hristian...

Гай, причислив себя к богам, пятнает святые места иудеев мерзостями идолопоклонства. Матфей, проповедуя в Иудее, написал Евангелие. 4007 г. Клавдий, 13 лет, 7 месяцев и 28 дней. Апостол Пётр, первым основав Антиохийскую церковь, отправился в Рим и занимал там епископскую кафедру 25 лет, то есть до последнего года Нерона. Марк проповедует в Египте, куда его послал Пётр, то Евангелие, что он написал в Риме. В четвёртый год Клавдия случился чрезвычайно жестокий голод, о котором упоминает Лука. В этом же году придя в Британию, которую ни до Юлия Цезаря, ни после него никто не отваживался посещать, Клавдий буквально за несколько дней, без битв и крови принял под свою власть большую часть острова. Он присоединил к Римской империи также Оркадские острова и через шесть месяцев после своего отъезда вернулся в Рим. В 9-й год своего правления он изгнал из Рима бунтовавших иудеев, о чём сообщает также Лука. В следующем году Рим поразил страшный голод. 4021 г. Нерон, 13 лет, 7 месяцев, 28 дней. Во второй год его правления Феликса на посту прокуратора Иудеи сменил Фест. Он заковал Павла в оковы и отослал в Рим; там Павел два года оставался под надзором, после чего был отпущен проповедовать, ибо Нерон ещё не погряз тогда в тех чудовищных преступлениях, которые рассказывают о нём истории. Иаков, брат Господень, после того как управлял Иерусалимской церковью 30 лет, в седьмой год Нерона был побит камнями иудеями, отомстившими ему за то, что не смогли убить Павла. Феста в должности наместника Иудеи сменил Альбин, Альбина – Флор. Не перенеся его распущенности, жадности и прочих пороков, иудеи восстали против римлян; Веспасиан, отправленный против них в качестве начальника войска, захватывает большинство городов Иудеи. Нерон сверх прочих своих преступлений впервые преследует христиан; наиболее влиятельных среди них он убил в Риме: Петра – распял на кресте, а Павла – казнил мечом. В военных делах действуя нерешительно, он чуть было не потерял Британию; ибо при нём были взяты и разрушены два крупнейших тамошних города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Но после открытия сирского перевода Апокалипсиса VI века ( " Пококе " ), где в надписании вместо Домициана назван Нерон, многие стали относить написание Апокалипсиса ко времени Нерона (к 60-м годам по Р. X.). Св. Ипполит Римский также приписывает ссылку св. Иоанна на о. Патмос Нерону. Находят также, что относить время написания Апокалипсиса к царствованию Домициана нельзя еще потому, что, судя по 1-2 стихам 11-й главы Апокалипсиса, иерусалимский храм тогда еще не был разрушен, так как в этих стихах усматривают предсказание о будущем разрушении храма, которое при Домициане было делом уже совершившимся. Указания на Римских императоров, которые некоторые видят в 10-й ст. 17-й главы, ближе всего подходят к преемникам Нерона. Находят также, что число зверя (13:18) можно находить в имени Нерона: " Нерон Кесар " – 666. Самый язык Апокалипсиса, полный гебраизмов, также, по мнению некоторых, указывает на его более раннее сравнительно с 4-м Евангелием и посланиями св. Иоанна происхождение. Полное имя Нерона было: " Клавдий Нерон Домиций " , вследствие чего и можно было смешать его с царствовавшим позже имп. Домицианом. По этому мнению Апокалипсис написан года за два до разрушения Иерусалима, то есть в 68 году по Р. X. Но против этого возражают, что состояние жизни христианской, как она представляется в Апокалипсисе, говорит за более позднюю дату. Каждая из семи малоазийских церквей, к которым обращается св. Иоанн, имеет уже свою историю и так или иначе определившееся направление религиозной жизни: христианство в них уже не в первой стадии чистоты и истины – ложное христианство пытается занять в них место наряду с истинным. Все это предполагает, что и деятельность св. Апостола Павла, долго проповедовавшего в Ефесе, была делом уже давнего прошлого. Эта точка зрения, основывающаяся на свидетельстве св. Иринея и Евсевия, относит время написания Апокалипсиса к 95-96 гг. по Р. X. Совсем трудно принять мнение св. Епифания, который говорит, что св. Иоанн возвратился с Патмоса при императоре Клавдии (4154 гг.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Седулий Скот, Младший, писатель 8-го или 9-го века, дал следующее изъяснение слов апостола Павла об антихристе. Отступлением апостол назвал или антихриста, который есть беглец, -беглец от истины, или от подчинения власти, – или отпадение народов от Римского царства, как об этом предсказано у Даниила под образом зверей. – Тайна беззакония – действование антихриста чрез своих членов, как об этом говорит Иоанн (Богослов). Тайна беззакония действует в тех, которые ложными учениями приготовляют превратный путь антихриста и о которых Иоанн сказал, что они вышли от нас в мир. Как Иисус Христос действует ныне чрез своих членов, так и антихрист. – Удерживающее означает препятствие тому, чтобы антихрист пришел. – Держай – царь римский и Римское царство. – Из среды будет означает то, что прежде, чем явится антихрист, будет устранено Римское царство. Антихрист явится в свое время, т. е., в благоприятное ему, в удобное для него время. Седулий приводит и другое, следующее мнение об удерживающем и держай. Теперь 5 держит Нерон: тогда будет другой Нерон держать, и когда будет этот другой Нерон на царстве, тогда и родится антихрист, в срединном владении Нерона. Так как Апостол Павел говорил о Римском царстве, то он и не сказал о нем явно, чтобы не навлечь гонения, потому что империю ту считали вечной 6 . Архиепископ Могунтинский Рабан Мавр, писатель 9-го века, приводит мнение Амвросия, что отступлением названо время то, т. е., антихристово, потому что тогда почти все отступят от благочестия и обратятся к антихристу. – Удерживающее означает то, что дьявол желал бы уже и теперь сделать все то, что будет совершенно антихристом; но Бог удерживает его, потому что установлено время кончины века сего, сообразно с чем позволит и ему явиться. – Удерживающее – определение Божие. Но, хотя и неявно, дьявол и теперь производит отступление, как бы в тайне ныне действует, в частных случаях, чрез своих, стараясь отвлечь от благочестия тех, которые приближаются к вере. Это и есть тайна беззакония 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010