Вопрос: Почему исторические сочинения времен Христа не упоминают Его имени? Ведь факт существования такого великого Человека не мог не оставить следа в истории. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Такие свидетельства имеются. Иосиф Флавий (I в. по Р.Х.) писал: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов. Это был Христос. По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие, но те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались Ему верны. На третий день Он явился им живой. Пророки Божии предрекли это и множество других Его чудес. И поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII, 3, 63). Это место цитирует Евсевий Кесарийский в «Demonstratio evangelica» (3, 5, 105) и «Historia ecclesiastica» (1, 11, 7). Иосиф Флавий также рассказывает о том, как первосвященник Анна созвал синедрион и представил пред судом «Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XX, 200). Наместник Вифинии и Понта Плиний Младший в письме к императору Траяну (Epistula 10, 96) спрашивал о мерах наказания в отношении христиан; он удивлялся, что христиане почитают Иисуса Христа как Бога. Римский историк I века Тацит, рассказывая о пожаре в Риме в 64 году, пишет: «Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса невозможно было пресечь бесчестившую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виновных и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени Которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. ... Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками; распинали на крестах; обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады. Также он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц.» (Корнелий Тацит. Анналы. Кн. 15. Гл. 44). Древнеримский писатель Светоний (ок. 70 – ок. 140 по Р.Х.) писал о декрете императора Клавдия (41–54 по Р.Х.), изгнавшего из Рима евреев, которые «непрестанно бунтовали, побуждаемые неким Христом» (Vita Claudii. 25, 3–4). 9 сентября 2009 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31847.html

Корнелий Тацит (около 58–117) в «Анналах» гонение на христиан рассматривает как следствие римского пожара: «Но никакие человеческие усилия, раздачи принцепса, приношения богам не могли истребить позорящей его молвы о преднамеренном поджоге. И вот, чтобы прекратить слухи, Нерон подыскал виновных и подверг тягчайшим мукам людей, ненавидимых за их мерзости, которых чернь называла христианами. Прозвание это идет от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом. Подавленное на некоторое время это зловредное суеверие распространилось опять, и не только в Иудее, где возникло это зло, но и в самом Риме, куда отовсюду стекаются гнусности и бесстыдства и где они процветают. Итак, сначала были приведены к ответу те, которые покаялись, затем по их указанию великое множество других, не столько по обвинению в поджоге, сколько уличенные в ненависти к роду человеческому. И к осуждению их на смерть добавилось бесчестие. Многие, одетые в звериные шкуры, погибли, растерзанные собаками, другие были распяты на кресте, третьи – сожжены с наступлением темноты, используемые в качестве ночных светильников. Нерон предоставил свои сады для лицезрения этих огней и устроил игрища в цирке, где сам, наряженный возницей, толкался в толпе плебеев или разъезжал на колеснице. Так что хотя то и были враги, достойные самой суровой кары, они пробуждали сострадание, поскольку были истреблены не ради общей пользы, но из-за жестокости одного человека» (Анналы, 15:44) 26 . Светоний, говоря о преследовании христиан Нероном, не связывает их с римским пожаром. В «Жизни двенадцати цезарей» Светоний сообщает о правлении Нерона: «Многие строгости и ограничения были при нем восстановлены, многие введены впервые: ограничена роскошь; всенародные угощения заменены раздачей закусок, в харчевнях запрещено подавать вареную пищу, кроме овощей и зелени – а раньше там торговали любыми кушаниями; наказаны христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия; прекращены забавы колесничих возниц, которым давний обычай позволял бродить повсюду, для потехи обманывая и грабя прохожих; отправлены в ссылку пантомимы со всеми своими сторонниками» (Жизнь двенадцати цезарей. Нерон, 16:2) 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. (Анналы 15.44) Значение этого свидетельства об историчности Христа трудно переоценить. Тацит пользуется широкой репутацией одного из наиболее надежных римских историков, сочетавшего стремление к точным и трезвым описаниям с критическим чувством, в его времена редким. Важно, что он дает дату смерти Иисуса: привязывает ее ко времени правления Тиберия и прокуратор-ства Пилата. Третий римский писатель, кратко упоминающий о Христе и христианах, – Гай Светоний Транквилл (ок. 70 – 160 н. э.). Будучи секретарем императора Адриана, а потому располагая доступом к официальным архивам, Светоний написал популярный исторический труд под названием «Жизнь двенадцати цезарей» (ок. 120 н. з.). Написанный в жанре биографии, он содержит массу подробностей из частной жизни императоров. В разделе, посвященном Нерону, он отпускает такую ремарку: «При нем были наказаны... христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия» (Нерон 16.2). А вот реплика из рассказа про Клавдия: Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима. (Клавдий 25.4) 17 Эти волнения, очевидно, возникли вследствие полемики и вражды между иудеями и христианами. Орфографическая ошибка («Хрест») вполне объяснима со стороны языческого автора, который явно не испытывал по отношению к новой секте ни интереса, ни симпатии. В общем и целом, ранние нехристианские авторы говорят об Иисусе очень мало. Удивляться этому не приходится: что было утонченным римским писателям до Иисуса? События в одном из отдаленных уголков империи, среди презираемого иудейского народа, казались относительно малозначимыми в сравнении с более актуальными темами. Что касается Иосифа Флавия, то его от более подробных рассуждений об истории и значении Иисуса могли удержать иные соображения. Он создавал книги, которые должны были возвысить и защитить его народ в глазах римских читателей, а потому старался поменьше говорить о мессианских агитаторах, которые только нарушили статус-кво и принесли поношение на головы иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

С этого времени началась та полная чудовищных поступков жизнь импер. Нерона, которую он вел до самой смерти. Умертвив свою мать, умертвив жену Октавию и женившись на Поппее, отделавшись от Бурра его умерщвлением, Нерон, наконец, прекратил и жизнь Сенеки, этого последнего своего доброго гения-руководителя. Лица, которые теперь окружали его, вполне разделяли все его безобразия и жестокости, и сочувствовали им; они были сами такими же неронами. Начались казни знатных и богатых, началось преследование добродетели и всего того, что не хотело бессмысленно и бесцельно попирать, законы справедливости, нравственности и религии. Все лица, окружавшие Нерона, готовы были, отказавшись от всего святого, презревши своих языческих богов и их законы, вслед за ним поклоняться амулетам-талисманам, которые их ни к чему не обязывали. Другие классы римского общества старались во всем подражать Нерону и окружающим его. Римские историки Светоний и Тацит единодушно одними и теми же красками описывают тогдашнее потерявшее все нравственные устои римское общество. У Тацита, напр., мы читаем, что между тем как город был наполнен печальными процессиями похорон жертв нероновой жестокости, в храме Капитолия не было конца приношению жертв. У одного убит сын, у другого брат, у тех родные и друзья, но они благодарили богов, украшали лаврами свои дома, припадали к ногам Нерона и утомляли его руку поцелуями (Тац.15:71). О простом же народе, о римской черни и говорить нечего. Общественные игры и зрелища, которые по распоряжению Нерона должны были совершаться с особенной пышностью, вполне поглощали все время, всю заботу и весь интерес среднего и низшего классов римского общества. Таким образом настроение римского общества было совершенно противоположным тому, которое могло бы благоприятствовать принятию христианских истин. Постоянные жертвоприношения языческим богам, обязательное участие в них всех и каждого, делали чрезвычайно опасным последование христианской религии, не позволявшей какие-либо отношения к язычеству. Да, теперь в Риме ничего не благоприятствовало проповеднической ревности ап. Павла; и справедлив был совет телохранителя Кварта, чтобы он удалился из Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

О широте распространения этого жанра в позднеантичную эпоху может свидетельствовать и немалое количество апологий, которые можно найти в литературе этого периода, причем разных форм, культур и жанров. Так, например, можно привести апологетический труд Иосифа Флавия «О древности иудейского народа, против Апоина», или «Апология или речь в защиту самого себя против обвинения в магии» Апулея, содержащейся в 11-ой книге его приключенческого романа «Метаморфозы». Апологетическая тематика присутствует и в книге «Деяний» (защитительные речи ап. Павла, см.: гл. 22; гл. 25: 7–8, 16). 5 Условия возникновения христианской апологетики. Христианская апологетическая письменность возникла из самого факта положения христианства в Римской Империи во втором столетии от Р.Х. и «появления апологий было вызвано стремлением христиан защитить себя от гонений, которым они подверглись в это время на основе эдикта Траяна (113 г.)». 6 Следует подробней остановиться на причинах гонений на христиан, проводимых государственными властями и всеобщей ненависти и презрении к ним со стороны общества, как интеллектуальных кругов, так и черни. 7 Христианство и римские законы о культах и религиях. Римское правительство не признавало другой религии, кроме государственной, считая ее необходимой для поддержания общественного порядка, благосостояния и спокойствия государства, а если и проявляло толерантность к другим религиям, то лишь к древним и национальным (например, иудейской, египетской, персидской), но при этом не позволяло им широкой пропаганды. Христианство в этом отношении не было ни древней, ни национальной религией и развивалось благодаря пропаганде. Более того, в глазах язычников, оно представлялось пагубным суеверием, возмутительным и постыдным заблуждением, преступным сообществом, появившемся во времена Тиберия (Тацит. Анналы, 15.44). 8 Христиане слыли людьми исповедующими «новое и зловредное суеверие» (Светоний. Нерон, 15), одержимых безумием, последователей «преступной секты» (Плиний Младший. Письмо 10.97). Отсюда понятно, что христианству не было места в римском государстве. Но парадоксальным образом это «суеверие» было опасным в виду того, что «независимо от возраста, состояния и пола.., подобно заразительной болезни» быстро распространялось, заполняя города и деревни. 9

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

330 § 5 в С : «Апостол Петр, сперва основав Церковь в Антиохии, рукополагает в епископы. Еводия, а после него – Игнатия Богоносца . Этот Нерон отдает царскую власть над Малой Арменией Аристобулу, сыну Ирода, а к царству Агриппы добавляет четыре города вместе с топархиями; над остальной же Иудеей поставлен управителем Феликс, а после него – Порций Фест, при котором Павел был оправдан от обвинений в Кесарии в присутствии этого самого Феста, царя Агриппы и Верники и в оковах отсылается в Рим. Представ в Рим на суд во второй раз перед Нероном, он приговаривается тем к отсечению головы. Точно также и первоверховного Петра Нерон приговорил к распятию». 331 Гл. 55 в С: «Гальба процарствовал семь месяцев, вернувшись из Испании. Он был убит в Риме посреди римской агоры». 336 Гл. 57 в С : «Ютелнй процарствовал восемь месяцев и пять дней. И протащенный толпой посреди города, был убит». 341 Иудейский полководец Иосиф (σηπος), перейдя на сторону римлян, принял родовое имя Веспасиана – Флавий; позже он написал по-гречески сочинения «Об Иудейской войне» и «Иудейские древности». 348 Согласно Светонию, этой казни подвергся не Нерва (будущий император), а некто Асклетарион (Sueton. Domitian. 15, 3). 352 Греч. δριανο Θραι, букв. " Адриановы ловы» – совр. Балыкесир, городок к югу от Мраморного моря на пути из Кизика в Адрамиттий. 354 Адрианополь (совр. Эдирне в Турции). – С доб.: «В дар византийцам он построил акведук (γωγν), называемый Адрана (δρνην), и провел им в достатке воду». 356 Р : «из-за того, что решили иудеи построить в Иерусалиме Храм, и в один день убил пятьсот двадцать тысяч». 358 С доб.: «Но и город Кизик, разрушенный сильнейшим землетрясением, он заново восстановил и построил в нем огромный и удивительнейший храм, представляющий собой одно из лучших зрелищ». 363 CF 1 доб. : «А как говорит Климент, при нем в Риме были известны ересиархи Валентин, Кердон и Маркион. Когда же Поликарп, епископ Смирнский, встретился лично с Маркионом, говорит ему Маркион: «Признай нас, о прекрасный Поликарп!». Но тот сказал: «Признаю тебя, первенца сатаны! " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

79 Этот Симон был от вергнут... Петром и Павлом.– См.: «Деяния апостолов» (8:14) где сказано, что Петр и Иоанн (а не Павел) отвергли Симона 80 Сам же Нерон... покончил с собой...– В 68 г. против Нерона восстали преторианцы. Нерон бежал из Рима. Последние часы он провел на вилле одного из своих вольноотпущенников, находящейся на четвертой миле от Рима, где, так как сенат объявил Нерона врагом, он с помощью своего советника покончил с собой. (См.; Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964. Кн. 6. Гл. 48–49). 81 В это же время...– Эта глава (26) скомпилирована из отдельных мест «Церковной истории» Евсевня, «Хроники» Иеронима и сочинения Орозия. 82 ...храм был сожжен, u шестьсот тысяч иудеев погибло...– Храм в Иерусалиме был разрушен в 70 г. н. в., во время Иудейской войны. В «Хронике» Евсевия – Иеронима сообщается, что после того как Тит Флавий Веспасиан захватил Иудею и разрушил Иерусалим, он умертвил 600 тысяч человек (Col. 545–546). 84 ...от Элия Адриана, преемника Домициана...– Публий Элий Адриан был третьим преемником Домициана. 85 ...он восстановил город.– Адриан в 123 г. попытался построить на месте разрушенного Иерусалима город Элию Капитолину, на месте же разрушенного Иерусалимского храма возвести храм Юпитера Капитолийского. Эти мероприятия вызвали восстания в Иудее, продолжавшиеся с 132 по 135 г. 86 ...безумная ересь Маркиона и Валентина...– Маркион и Валентин (сер. II в.) – представители гностицизма в христианстве. Христианские гностики пытались совместить религиозное учение о спасении с представлениями греко-римской и восточной мистической философии и тем придать более универсальный характер своей религии. Они отвергали весь Ветхий Завет и евангельский миф о Христе как Богочеловеке. (См.: Ринович А. Б, О раннем христианстве. М., 1959 С. 308–309). 87 ...и философ Юстин...– Юстин, прозванный философом и мучеником, жил и писал в середине II в. Кроме апологетических произведений, Юстин написал ряд трактатов, направленных против еретиков. 88 ...был сожжен на костре... блаженнейший Поликарп...– См. «Хронику» Иеронима (Со). 551). О гонениях на христиан в Азии писал Евсевнй в своей «Церковной истории» (IV, 15). Он подробно рассказывает о том, как Поликарп при императоре Вере в г. Смирне принял вместе с другими христианами мученическую смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

В завершение 1-го Послания П. приводится приветствие от «церкви в Вавилоне» (1 Петр 5. 13). Вавилон - город в Месопотамии, находившийся на значительном расстоянии от всех предполагаемых миссионерских маршрутов апостолов. Судя по всему, в 40/41 г. евреи были изгнаны из Вавилона, что ограничивало возможности христ. проповеди в этом городе. Предположение о том, что имеется в виду др. Вавилон, находившийся в Египте (ср.: Strabo. Georg. XVII 30), не подкрепляется раннехрист. источниками (см. в ст. Вавилония , раздел «Вавилон в Библии»). Поэтому нет ничего удивительного в том, что упоминаемая в 1-м Послании П. «церковь в Вавилоне» на очень раннем этапе была отождествлена с Церковью Римской и что в данном упоминании экзегеты увидели одно из доказательств пребывания П. в Риме, где вместе с ним находился и Марк (ср.: Euseb. Hist. eccl. II 15. 2). Сведения о кончине П. у древних авторов Смерть апостолов П. и Павла в Риме обычно увязывают с гонениями имп. Нерона на христиан. Об этих гонениях упоминают рим. историк Светоний ( Suet. Nero. 16) и более подробно - Тацит ( Tac. Ann. XV 44), согласно к-рому Нерон инициировал гонение на христиан после пожара 64 г., чтобы пресечь слухи о том, что он поджег Рим (см. в ст. Нерон ). Наиболее ранним прямым свидетельством мученичества П. и Павла в Риме принято считать слова Тертуллиана (II-III вв.) о Римской Церкви: «Сколь счастлива эта церковь! Все учение ее апостолы напитали своей кровью; в ней Петр уравнялся с Господом в страдании, Павел венчался кончиной Иоанновой» ( Tertull. De praescript. haer. 36. 3//CCSL. 1. P. 216); ср. наиболее раннее косвенное свидетельство Дионисия Коринфского (II в.- Euseb. Hist. eccl. II 25. 1. 5. 8). Из текста Тертуллиана следует, что П. был распят, а Павел - обезглавлен. (В отношении П. данная информация подтверждается Лактанцием (III-IV вв.): Lact. De mort. persecut. 2//PL. 7. Col. 196-197.) О пребывании П. в Риме и о его мученической кончине см. также: Hieron. De vir. illustr. 1//PL. 23. Col. 607; упоминаемый блж. Иеронимом последний год правления Нерона - 67-й. Именно на основании этого свидетельства кончина П. и Павла в Риме традиционно датируется 67 г. (хотя имеются и альтернативные датировки). (О развитии биографической традиции в апокрифах (напр., о противостоянии П. Симону-волхву в Риме) см. в ст. Петра и Павла, апостолов, почитание .)

http://pravenc.ru/text/2580090.html

община в Риме, ее формирование в церковной традиции связано с апостолами Петром и Павлом, которые провели в Риме последние годы жизни. Членам рим. христ. общины было адресовано Послание к Римлянам ап. Павла, написанное, вероятно, между 55 и 57 гг.; о рим. христианах упоминается в др. Посланиях ап. Павла, в 1-м Послании ап. Петра и в Деяниях св. апостолов (Деян 2. 10; 18. 2, 14-15, 30-31). Отдельные сведения о рим. христианах I в. приводятся не только в христ. сочинениях, но и в произведениях рим. историков (Тацит, Светоний). Вероятно, основу общины составляли обращенные в христианство иудеи, к-рых в Риме насчитывалось, возможно, от 20 до 30 тыс. чел., но проповедь апостолов не ограничивалась евр. колонией. Согласно 1-му Посланию Климента (кон. I в.), среди тех, к кому обращался с проповедью ап. Петр, были представители рим. чиновничества и сословия всадников, знати. Так, в 57 г. Помпония Грецина, супруга военачальника Авла Плавция, была обвинена в «чужеродном суеверии» (superstitio externa - Tac. Ann. XIII 32), под которым иногда понимается христ. вера. Тяжелые последствия для христиан имел пожар 64 г., уничтоживший бóльшую часть города. Имп. Нерон обвинил в поджоге членов многочисленной в то время христ. общины (ingens multitudo - Ibid. XV 44; Suet. Nero. 16). По свидетельству ряда христ. авторов II-III вв., среди христиан, казненных по указанию рим. императора, были апостолы Петр и Павел (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ). Согласно Евсевию , еп. Кесарии Палестинской, «этот первый среди властителей богоборец [Нерон] горделиво поднял руку на апостолов. Рассказывают, что Павел при нем был обезглавлен в самом Риме, а Петр распят» ( Euseb. Hist. eccl. II 25). Апостольское происхождение Римской Церкви имело важное значение. Непрерывность апостольского преемства и истинного христ. вероучения Римской Церкви подтверждалась перечнями ее предстоятелей, составленными, напр., Егесиппом (II в.) (Ibid. IV 22) и сщмч. Иринеем Лугдунским (Лионским) (ок. 180) ( Iren. Adv.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

С христианством же дело обстояло по–другому. В течение первых трех столетий оно почти все время находилось на нелегальном положении, а верующих жестоко наказывали, о чем будет рассказано ниже. Причины этого остаются неясными, по крайней мере до 249 г., да и уровень гонений существенно разнится в зависимости от времени и места. Сохранились свидетельства о преследованиях христиан в I веке, но подробностей в этих материалах приводится мало. Прежде всего это ранние книги Нового Завета: 1 Фес. 1:14–16; Рим. 8:35–36; Мк. 13:9–13; Деян. 6:8 — 8:1 и 12:1–3; Откр. 2:13. К ним следует добавить описание мученической смерти Иакова, брата Господня, у Иосифа Флавия («Древности Иудейские», 20.9.1) и в христианских апокрифах. В этих документах вина за гонения приписывается иудеям. Доля истины здесь была, особенно когда события происходили в Палестине. Тем не менее нельзя исключить возможность сильного преувеличения, так как защитники христианства стремились переложить на иудеев ответственность за беспорядки, возникающий при общении приверженцев двух религий, и так оправдаться перед римскими властями. В Деяниях описан ряд случаев, когда иудеи навлекали гонения на христиан, а римские чиновники (точнее, те из них, кто был честен) предотвращали это, например, Деян. 18:12–17. Упоминания об императорских распоряжениях, направленных против христиан, имеются у Светония, они относятся к 49 и 64 гг. («Клавдий», 25.4; «Нерон», 16.2). Более интересен рассказ Тацита о гонениях во времена Нерона («Анналы», 15.44.2–8). В нем ясно просматривается отношение к проблеме самого Тацита, образованного чиновника благородных кровей, но реальные события можно восстановить лишь отчасти. Согласно записи в «Анналах», в Риме произошел сильный пожар. Поскольку огонь «удачно» уничтожил как раз те районы, которые Нерон планировал перестроить в своих целях, в народе возникли подозрения. Чтобы отклонить от себя гнев толпы, император обвинил в поджоге христиан. Тацит пишет, что жестокость наказания потрясла горожан, хотя они и «ненавидели христиан за их мерзости». Тут же Тацит добавляет, что христиане были осуждены «не столько за поджог, сколько за свою ненависть ко всему роду человеческому».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010