Под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» вокруг Храма Христа Спасителя был совершен крестный ход, который возглавил Предстоятель Русской Церкви. По традиции, за Пасхальной заутреней Святейший Владыка прочитал Слово огласительное святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху.  Пасхальное Евангелие (Ин. 1:1-17) читалось на 18 языках. Святейший Патриарх Кирилл начал чтение Евангелия, повествующего о воплощении Слова Божия, на греческом и латинском, далее сослужащее духовенство продолжило чтение на древнееврейском, славянском, санскрите, русском, английском, французском, немецком, украинском, молдавском, эстонском, латышском, чувашском, татарском, гагаузском, японском и китайском языках. По запричастном стихе протоиерей Михаил Рязанцев огласил Пасхальное послание Его Святейшества архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.  После заамвонной молитвы Святейший Владыка освятил артос, а по окончании богослужения поздравил его участников с Пасхой Христовой:  «Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим светозарным и радостным праздником Святой Пасхи. Мы приобщились к великой Божественной благодати. Мы были сегодня силой Святого Духа соучастниками Воскресения Христова, ибо, совершая Таинство святой Евхаристии  Божественную литургию, силой Святого Духа мы, преодолевая пространство и время, духовно соприкасаемся и соучаствуем во всем том, что Христос совершил для нашего спасения, в том числе в Его страданиях, смерти, в Его Воскресении. И потому сегодня в храме мы не были зрителями, мы не просто стояли, наблюдая красивые обряды, мы не просто взирали на красоту богослужения и не просто слушали церковную музыку, но силой Святого Духа мы сегодня с вами реально были вместе с учениками, женами-мироносицами у того пустого гроба, что символизировал Воскресение Спасителя. Апостол есть свидетель о Воскресении, и мы, пережив сегодня радость Пасхальной ночи, являемся с вами апостолами, долженствующими идти в мир и свидетельствовать о том, что Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь. 

http://patriarchia.ru/db/text/2161893.ht...

Вот почему сердца наполняются радостью. Может быть, не каждый размышляет о том, о чем мы с вами сейчас размышляем. Но сердцем каждый человек — и мудрец, и простец — чувствует радость Пасхальной ночи. И эта Божественная радость, даруемая нам, грешным людям, также является свидетельством спасительной силы Воскресения. Все то, что произошло со Спасителем нашим, является для нас и примером, и уроком. И когда мы проходим через скорби и испытания, мы должны помнить, что достойное прохождение их непременно завершится победой и воскресением. Только что Вы, владыка, говоря о Великом посте, связали постное поприще с земной жизнью и крестными страданиями Спасителя. Это действительно так. Но особенно остро многие из нас ощутили эту связь в этом году, когда Церковь подверглась искушениям и воздействию враждебных сил. Это совпало с Великим постом, и сердца многих людей были уязвлены великой скорбью; многими это воспринималось как тяжкое искушение. Но удивительным образом в этом году прошла Пасха Христова. Никогда еще за всю послереволюционную историю не было в храмах так много народа, особенно в нашем Первопрестольном граде. Сотни и сотни тысяч людей — может быть, мы еще узнаем более точную цифру — пришли в субботу и в воскресенье на Пасхальные богослужения в наши храмы. Тысячи людей шли с семьями, с детьми, чтобы прикоснуться к святыне, войти в Божий храм, засвидетельствовать свое участие в Пасхальном торжестве и свою принадлежность Матери — Русской Православной Церкви. Это — наше воскресение. Верим, многих из нас оно изменило, вооружило духовной силой, дало понять на личном опыте, что означает Крест и Воскресение. Так Господь ведет нас по путям жизни. Научимся и на этом опыте тому, что сила Божия сильнее диавольской силы; что сила Божия, сохраняющая чудо веры несмотря на все исторические перипетии на протяжении 2 000 лет, не оставит нас и в нынешних непростых условиях жизни. Еще неизвестно, как то, что многим кажется сейчас значительным, важным, будет воспринято по прошествии лет нами же, тем более грядущими поколениями. Но мы точно знаем, что до скончания века в день Воскресения Христова люди будут обращать друг к другу Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» — и отвечать так, как вы ответили мне сейчас, вкладывая в это силу своей веры, силу своей надежды и уверенность в окончательной победе Бога над всякой темной силой, в окончательном и всеобщем воскресении, открывающем двери Божественного Царства.

http://patriarchia.ru/db/text/2163857.ht...

Как отмечает «Интерфакс», «традиция Великого поста возникла в древней, еще неразделенной, христианской церкви, а сегодня сохранилась в основном у православных» . «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» отмечает , что «Великий Пост - важнейший и самым древний из многодневных постов, время исправления, духовного и телесного подвига. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения». «24 февраля, во вторник 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском Кафедральном соборе и обратился с проповедью к прихожанам», - сообщает сайт «Епархия» . В своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Великий пост – это совершенно особое время. Святые отцы называли время Великого поста весной духовной . Как весной обновляется природа, так должна обновляться и душа человека в период поста, который готовит нас к великим спасительным дням, когда мы будем вспоминать искупительный подвиг Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Крестные страдания за спасение мира, Его искупительный подвиг. Обновлению наших душ способствуют покаянные богослужения Великого поста… Пост – это не только воздержание в пище. Главное – надо поститься духовно... Если мы достойно постом и покаянной молитвой очистим себя от скверны грехов, которые творим словом, делом и помышлением, то воистину чистые сердцем Бога узрим и станем причастниками той ни с чем не сравнимой радости и торжества, которые в Пасхальную ночь вселяет в сердце каждого православного христианина праздник Воскресения Христова». «Великопостное послание к пастве» Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра можно прочитать на официальном сайте РПЦЗ. На сайте «Известий» опубликована расшифровка онлайн-конференции с начальником кухни Даниловского монастыря отцом Гермогеном. В начале материала отмечено, что «основной смысл поста - это очищение души человека от грехов, от страстей и духовная подготовка к встрече Пасхи». Далее же в основном речь идет о кулинарных особенностях постной кухни.

http://pravoslavie.ru/4879.html

А вот глава УГКЦ архиепископ Святослав Шевчук переживает прямо-таки восторг по поводу т.н. нового правительства Украины, которое едва не развязало гражданскую войну, и даже называет его «правительством национального спасения». Наверное, потому что оно помогает строительству « " Украинского мира " ... как на родных землях, так и в целом мире». Как известно, пан Шевчук активно пропагандирует как антитезу концепции Русского мира» Святейшего Патриарха Кирилла свою теорию «Украинского мира». В связи с этим поневоле приходит на ум поговорка о том, что «диавол - это обезьяна Бога». Гораздо ближе ко Христу по духу, разумеется, обращения владык УПЦ МП. Так, еще в преддверии Великого Праздника Воскресения Христова появилось обращение архипастырей Луганско й области. Православные владыки считают причиной нынешнего кризиса отнюдь не «борьбу России с Украиной» - единство нашего народа неоспоримо, а не искорененные грехи и страсти: «Единокровные братья смотрят друг на друга сквозь прицел автомата. Ненависть наполняет сердца людей, которые еще вчера жили в дружбе и согласии друг с другом. Почему это стало возможным? Не потому ли, что в нас охладела вера в Господа и что во главе своих жизненных ценностей мы ставим преходящие материальные блага, имеющие своим следствием появление равнодушия, эгоизма, пренебрежения к ближним». И далее нам всем предлагается выход из сложившейся ситуации: «Господь, посещая нас такими серьезными испытаниями, явно старается нам донести Свой Божественный зов и помочь открыть нам самих себя, все наши грехи и немощи. Постараемся сделать правильные выводы из того, что случилось с нами. Без этого мы не способны будем выйти из этого кризиса». Как бы в продолжение этих выстраданных слов - пасхальное послание Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия всем верным чадам Украинской Православной Церкви, в котором особо подчеркивается, что «особенно мы сегодня молимся Господу о ниспослании мира и согласия на нашу Украинскую землю, чтобы Господь простил нам наши грехи, которыми мы оскорбляли Его Божественную любовь к нам грешным, а также чтобы Господь простил нам те оскорбления и жестокость, которыми мы уничижали, оскорбляли и уничтожали друг друга. Прости нас, Господи и Спасителю наш, ради светлого и славного Твоего воскресения. Даруй нам, Господи, Твой мир и помогай нам жить на земле так, чтобы в нашей жизни прославлялось Твое пресвятое Имя».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Монашествующее духовенство Белое духовенство Обращение Указание адресата Иеродиакон Диакон (протодиакон, архидиакон) Отец (имя) Диакону (имя) Иеромонах Ваше Преподобие отец (имя) Его Преподобию иерею (имя) Игумен Архимандрит Протоиерей Протопресвитер Ваше Высокопреподобие отец (имя) Его Высокопреподобию протоиерею (имя) Игумения Досточтимая матушка Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя) Епископ (правящий, викарный) Ваше преосвященство, Преосвященнейший Владыка Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя) епископу (кафедра) Архиепископ Митрополит Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему (имя) архиепископу (кафедра) Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыка Его Святейшеству, Святейшему патриарху Московскому и всея Руси (имя) При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей следует помнить, что титул Предстоятеля Церкви – Патриарха, Митрополита, Архиепископа – всегда пишется с прописной буквы. Так же выглядит написание титула Первоиерарха Автономной Церкви. Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также должны начинаться с прописной буквы, например, Блаженнейший Феоктист, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский. Как правило, число «II» при имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия опускается. Необходимо учитывать, что на православном Востоке только Константинопольский Патриарх именуется «Ваше Святейшество», 6 все остальные Предстоятели Поместных Церквей титулуются: «Ваше Блаженство», «Блаженнейший Владыка». Именно так Первоиерарх Константинопольской Церкви обращается и к Патриарху Московскому и всея Руси. Однако в традициях Русской Церкви принято именовать Патриарха всея Руси: «Ваше Святейшество». В Русской Православной Церкви выработаны стандартные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан. Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе). Прошение (по самому смыслу названия) представляет собой текст с просьбой о чем-либо. Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера. Светский человек вполне может обратиться к духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением. Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, днем Ангела и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например, в пасхальном послании это слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Богослужебные песнопения исполнил Праздничный хор Николо-Перервинского монастыря г. Москвы под управлением регента и художественного руководителя диакона Сергия Шебуренкова.  На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.  После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.  За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Алексия Тимофеева, клирика храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы.  Проповедь перед причастием произнес иерей Антоний Кошелев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве г. Москвы, сотрудник Московской Патриархии.  По окончании богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал архиепископ Егорьевский Матфей.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  Святейший Патриарх поблагодарил за усердные труды настоятеля новоосвященного храма игумена Сергия (Рыбко), который по причине болезни не смог присутствовать на богослужении: «Хотел бы мысленно передать выражение моей благодарности отцу Сергию, настоятелю сего святого храма, который очень много потрудился над его созданием. Я радуюсь, что он собрал такую большую общину, такой приход, который, несомненно, любит своего настоятеля. Но так бывает, что иногда Господь посещает нас скорбью, и мы заболеваем, хотя никогда невозможно понять, к чему болезнь — к славе Божией или к какой-то еще большей скорби. Надеюсь, что и недуг, который отца Сергия посетил, дается ему Спасителем для очищения души и для оставления грехов, и для подготовки своей души к вхождению в Великий пост. Хотел бы еще и еще раз особо выразить ему свою сердечную благодарность и за этот построенный храм, и за всех вас, мои дорогие, кто собран в этом приходе и вносит свой вклад в процветание сего Божиего дома».  В дар храму Святейший Владыка передал вышитую плащаницу. «Пусть Господь хранит вас всех, укрепляет в жизни духовной, дает физические силы и помогает восходить от силы к силе, приуготовляя себя к встрече Светлого Христова Воскресения. Аминь», — добавил Предстоятель Русской Церкви. 

http://patriarchia.ru/db/text/5595774.ht...

На горе Синай был игумен по имени Георгий, великий подвижник. Когда авва сидел в своей келии в Великую Субботу, ему пришла мысль: “Пойду-ка я встречу Светлое Христово Воскресение во святом граде Иерусалиме и причащусь Святых Тайн в святом храме Воскресения Христа, Бога нашего.” Целый день старец держал эту мысль в уме и молился. Настал вечер. Приходит ученик и говорит ему: “Благослови, отче, идти на правило.” Старец отвечал: “Иди, и когда настанет час святого причащения, приди за мной.” Сам все время оставался в келии. Когда настало время Святого Причащения, старец появился подле блаженного архиепископа Петра, и он преподал ему Святые Тайны вместе с пресвитерами. Потом Патриарх спросил своего синкелла Мину: “Когда прибыл авва синайский?” – “Молитвами твоими, Владыка. Я не видел его раньше, только теперь увидал.” – “Скажи ему, чтобы не уходил, – приказал Патриарх синкеллу. – Я желаю, чтобы он разделил со мной трапезу.” Синкелл передал слова Патриарха старцу. Тот ответил: “Да будет воля Божия!” Богослужение окончилось, старец поклонился святому гробу – и очутился в своей келии. Ученик стучался к нему и говорит: “Повели, отче! Пришло время причащения.” Старец пошел в церковь вместе с учениками. Между тем архиепископ Петр, опечаленный тем, что старец ослушался его, после праздника послал старцу послание, также и к епископу Фаранскому, авве Фотию и к отцам синайским, чтобы они привели к нему авву Георгия. Письма были доставлены по назначению. Тогда авва, со своей стороны, послал к Патриарху трех пресвитеров: авву Стефана, каппадокийца, великого старца авву Зосиму и авву Дуклетия, римлянина. Старец оправдывался в письмах и говорил: “Да не будет того, святейший Владыка, чтоб я презрел святого вестника Вашего. Да будет ведомо Вашему Блаженству, – писал он далее, – что мы через шесть месяцев встретимся перед лицом Господа Христа, Бога нашего, и там я поклонюсь Вам.” Отправленные пресвитеры вручили письмо Патриарху, причем сказали, что старец уже много лет как не ходил в Палестину. Представили ему и послание Фаранского епископа, удостоверявшего в том, что старец уже около семидесяти лет не отлучался со святой горы Синай. Тогда блаженный и благостный архипастырь Петр выставил свидетелями бывших за литургией в День Пасхи епископов и клир, подтвердивших, что они видели старца и приветствовали его святым целованием (христосовались с ним). После того прошло шесть месяцев: старец и Патриарх действительно скончались, согласно предсказанию. (Луг духовный. С. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

права ношения палицы права ношения наперсного креста золотого цвета права ношения камилавки права ношения набедренника права ношения двойного ораря сана протодиакона сана игумена На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. На заупокойной литии были совершены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных Святейшего Патриарха Пимена (†03.05.1990) и архидиакона Андрея Мазура (†03.05.2018). За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Серапиона (Бондаря), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в сан иеромонаха. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), насельник Троице-Сергиевой лавры. Затем Святейший Владыка совершил водосвятный молебен, после которого состоялся пасхальный крестный ход вокруг Успенского собора. В Успенском соборе Предстоятель Русской Церкви поздравил участников богослужения с праздником: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим и мироспасительным праздником Воскресения Христова! Радуюсь, что Господь дал мне силы приехать сегодня в Троице-Сергиеву лавру, чтобы вместе с вами здесь, у наших национальных святынь, пред гробницей преподобного Сергия Радонежского и прочих святых чудотворцев, провозгласить великую пасхальную весть о Воскресении Спасителя, помолиться вместе с вами, напитаться духовной атмосферой нашего духовно-аскетического центра Русской Церкви — Сергиевой лавры. Всем иночествующим, зде начальствующим, всем нашим священнослужителям, паломникам, всем тем, кто сегодня находится в этом святом месте, желаю помощи Божией в жизни, укрепления физических и духовных сил, чтобы Господь не оставлял нас Своей милостью, но даровал нам крепости духа и плоти, помогал достойно совершать свое христианское служение во спасение душ наших и во исцеление недугов мира сего. Христос Воскресе!» Передавая в дар Лавре пасхальное яйцо с изображением Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл сказал:

http://patriarchia.ru/db/text/5430337.ht...

На богослужении присутствовали настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Казахстан М.Н. Бочарников, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Казахстан В.А. Брылев, консул Генерального консульства России И.В. Переверзева, Генеральный консул Украины в Республике Казахстан Л.М. Протасова, председатель Координационного совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана, верховный атаман Союза казачьих общественных объединений Казахстана Ю.Ф. Захаров, атаман Союза казаков Семиречья С.В. Машканцев, товарищ верховного атамана В.С. Шихотов, представители казачества, делегации от администраций Кировской, Костромской и Астраханской областей России. Песнопения Литургии исполнял хор Казахстанской митрополии под управлением заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова. По отпусте Божественной литургии состоялся молебен перед ковчегом с мощами блаженной Матроны Московской и славление Светлому Христову Воскресению. По завершении богослужения со словами приветствия к митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру обратился митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин, огласив поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка Валентин также лично поздравил главу Митрополичьего округа, подчеркнув в своем поздравлении важность осуществляемого митрополитом Александром служения как свидетельства о Христе и Его Церкви в современном Казахстане. От Синода Митрополичьего округа митрополита Александра приветствовал архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний, вручив Его Высокопреосвященству «во внимание к трудам по утверждению Святого Православия на Казахстанской земле и в связи с 55-летием со дня рождения» орден Православной Церкви Казахстана «Алыс» («Благодарение»). Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим огласил поздравление Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II .

http://patriarchia.ru/db/text/2225710.ht...

Особое значение и важность проведению молитвы придают трагические события в Косово и Метохии, где албанскими экстремистами уничтожается коренное сербское население и варварски разрушаются православные святыни, ставшие достоянием общемировой культуры. В рамках проведения международной программы «Просите мира Иерусалиму» 30 апреля 2005 года делегация Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы примет участие в совместной молитве о мире на Святой Земле, которую совместно совершат Патриарх Иерусалимский Ириней и преосвященнейший Савва, епископ Красногроский, викарий Московской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  30 апреля, в Великую Субботу, в канун Светлого Христова Воскресения во всех храмах Русской Православной Церкви будет  произнесена молитва «Просите мира Иерусалиму». Организаторы молитвы о мире на Святой Земле выражают  надежду, что все Поместные Православные Церкви снова поддержат инициативу о молитве за мир на Святой Земле: «…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18. 19-20). В Иерусалиме после совершения моления о мире на Святой Земле члены делегации станут свидетелями Чуда Схождения Благодатного Огня в Храме Гроба Господня, происходящего в канун православной Пасхи. Сошедший Благодатный Огонь будет доставлен участниками международной программы «Просите мира Иерусалиму» специальным авиарейсом в Москву к началу Пасхального Богослужения в Храме Христа Спасителя,  которое возглавит Святейший Патриарх Московский  и всея Руси  Алексий II. В рамках программы Оргкомитетом будет осуществлена передача Благодатного Огня по епархиям Русской Православной Церкви. Великое чудо Схождения Благодатного Огня будет транслироваться в прямом эфире телеканалом НТВ и «Радио России». В делегацию войдут российские и иностранные политические, церковные и общественные деятели: Валерий Николаевич Богомолов – секретарь Генерального Совета Партии Единая Россия; Владимир Георгиевич Матюхин – руководитель Федерального агентства по информационным технологиям; Сергей Александрович Попов – Председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций; Сергей Сергеевич Разов – заместитель Министра иностранных дел РФ; Сергей Евгеньевич Щеблыгин – член Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Николос Папаниколау – президент компании «Титан Кэпитэл  Корпорейшн»; Милан Рочен – посол Сербии и Черногории в РФ; Преосвященнейший Савва, епископ  Красногорский, викарий Московской епархии; Преосвященнейший Михаил, епископ Бостонский, представитель Первоиерарха РПЦЗ в России

http://moral.ru/news/05_0429_molitva.htm

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010