Кто-то пытается представить себя на поле боя среди визга пуль и грохота снарядов, описывая захватывающую «красоту» спецэффектов… А кто-то откровенно переписывает шаблоны, речевые штампы из учебника, отделывается общими словами из услышанных бравурных речей – высоко-патриотической лексикой, которая приходит с экрана. Словом, большинство сочинений по своему содержанию – в диапазоне от «стрелялки» до фэнтези и, по сути, никак не связаны с подвигом прадедов. Чего и требовать от детей, когда мы и сами мало что можем им поведать – так, чтобы было полезно, интересно, увлекательно. На всякое испытание – помощь свыше Говоря с детьми, можно упомянуть: начало Великой Отечественной войны многие русские люди восприняли как Бич Божий, наказание за отступление от веры в начале ХХ века. Война  и вправду стала своего рода очистительным огнем. После ее окончания снова открылись храмы, а те, кто выжил, задумались о роли Провидения в своей судьбе, о покаянии, о природе чуда, о жизни будущего века. Война… Было ли это наказание, устрашение, кара за тайные и явные  грехи? Да или нет? Как ответить на этот вопрос ребенку или подростку? Наверное, вдумчиво, мудро, но без категоричных утверждений.  Как бы то ни было, христианство исповедует Бога Милосердного. Всякое зло в мире уравновешивается добром, Господь всё приводит ко благому. Помимо испытаний войны, Он постоянно посылал прадедам  на фронте и в тылу и утешение, и радость, и помощь. Великая Отечественная и церковный календарь Тем детям и подросткам, которые посещают воскресную школу, бывают с родителями в храме, можно рассказать о начале войны и дате 22 июня, опираясь на церковный календарь. Датировка военных дней, основных крупных сражений, начала и окончания войны, способна удивить и озадачить любого ученика, даже того, для которого  военная тема мало что значит. Даты войны с привязкой к церковному календарю поражают воображение. День памяти Всех святых, празднуемый в ее начале, Пасха и Светлая Седмица в конце Великой Отечественной – общеизвестные факты.

http://azbyka.ru/deti/21475-2

На Руси обычно должность З. совмещалась с обязанностями пономаря (или параэкклисиарха ), а также церковного сторожа. Об этом свидетельствуют различные документы и произведения фольклора, в частности пословицы: «Повещать сторожам софийским, как звонить в другие колокола большие» (II Новгородская летопись под 1572 г.) или «Не быть звонарем, не быть и пономарем», «Не все пономари, а редко кто не званивал!» ( Даль В. И. Толковый словарь живого великорус. языка. М., 1955. Т. 1. С. 672). Имена мн. З. сохранились в переписных книгах XVI-XVII вв., в церковных ведомостях XVIII - нач. XX в. и др. письменных источниках, но сведений о жизни и специфике служения З. прошлого сохранилось немного. Как правило, они были выходцами из сословия крестьян или мещан. Иногда З. служили дети лиц духовного звания. Далеко не все монастырские З. XVII-XVIII вв. были монахами. Иногда они жили на посаде своим двором и служили за жалованье (Псково-Печерский мон-рь, XVII в.). При колокольне Ивана Великого в Московском Кремле имелось неск. десятков З., проживавших в особой звонарской слободе, т. н. Звонарях. Руководил ими звонарный староста. Сохранилось предание о том, что в древности 12 дек. каждого года он должен был докладывать царю о прибавлении дня, за что получал 24 р. серебром, а 12 июня - о прибавлении ночи, после чего заключался в темную палату на Ивановой колокольне на 24 ч. ( Леонид (Кавелин), архим. О московских древностях: (Из зап. моск. старожила прошлого столетия)//Моск. ЕВ. 1872. 2. С. 12). Школ З. в совр. смысле на Руси не было, но при нек-рых соборах и мон-рях существовали звонарские артели, аналогичные средневековым цехам, они способствовали как обмену опытом, так и сохранению местных традиций звона. Навыки обычно передавались «с рук» при непосредственном общении. Наиболее удобным временем для выявления людей, способных к колокольному звону, была Светлая седмица, или, как ее еще именовали, «звонильная неделя», когда каждый желающий мог пробовать свои силы в колокольном искусстве. Для запоминания и передачи ритмов звона З. использовал т. н. звонарские приговорки, или присказки, мнемонического типа: короткие ритмизованные тексты, изредка произносимые нараспев, запечатлевшие характерные ритмоинтонационные обороты колокольного звона местных традиций. Напр., приговорка, услышанная свящ. Павлом Флоренским от одного из звонарей ТСЛ: «Архи - мандрит/Нам о - ставил/Сорок восемь/Колко - лов» ( Трубачёв С. З., диак. Избранное: Ст. и исслед. М., 2005. С. 507). Нередко оказывалось, что незаурядным талантом обладали не только штатные церковные З., но и обычные прихожане; также искусно звонили в колокол бродячие нищие и юродивые. Часто их способности, судя по рассказам и воспоминаниям очевидцев, сочетались с душевной просветленностью и прозорливостью.

http://pravenc.ru/text/199671.html

«Опивство и чревобесие» – это не наше Священник Александр Дьяченко : Священник Александр Дьяченко – Для меня «веселье» и «радость» – понятия, в принципе не совпадающие. Даже в юности не припомню, чтобы возникала потребность «оторваться», наплясаться, поколобродить. Хотя с пониманием отношусь к разного рода общественным мероприятиям, наподобие Дня города или проводов Масленицы. Правда, такого рода веселие частенько сопровождается разными непотребствами. Но осуждать не осуждаю, каждый веселится как умеет. Нам, христианам, так праздновать нежелательно. «Опивство и чревобесие» – это не наше. Для тех, кто все 49 дней Великого поста шёл к светлому дню Пасхи, правильнее говорить не о веселье, но о радости. Радость – чувство, сродное небесному. Пасха и есть переживание Царства небесного ещё здесь, во время земного странствия. Совсем необязательно радость возникает только во время службы в храме. Вспоминается пасхальная ночь. Моя смена. Я – рабочий на железной дороге. Собираюсь, сменившись утром, успеть в храм на позднюю литургию и причаститься. Смотрю на часы – ровно двенадцать. Внутри, независимо от того, хочется мне этого или нет, начинается ликование. Выхожу на улицу, смотрю на звёзды и чувствую, как наворачиваются слёзы радости. За всё время служения священником не помню, чтобы ещё хоть раз испытал подобное состояние. Как странно, мы умеем плакать и не умеем радоваться Службы Великого поста всегда многолюдны. На Светлой седмице в храме всего несколько человек. Казалось бы, причащаемся без поста, нет нужды вычитывать многочисленные молитвы. Иди радуйся, а люди не идут. Светлая седмица – для меня это всегда время парадокса. Как странно, мы умеем плакать и не умеем радоваться. Для ребятишек устраиваем чаепития. Они поздравляют прихожан с Праздником, мы катаем детей на лошадках, играем с ними в разные игры. Детям нужно веселиться, нужно бегать и нужно играть. Для них веселье – преддверие радости. Ещё в этом году праздник Пасхи совпадает с днями государственных выходных. Из больших городов к нам в посёлок съезжаются дети и внуки наших прихожан. Побыть в эти дни всем вместе, посидеть за столом, отправиться на природу. Ощутить тепло тех, кто любит тебя, и тех, кого любишь ты. По-моему, это и есть счастье.

http://pravoslavie.ru/121021.html

Смиренный раб Божий, пользуясь дарами Божьими, не смеет их признать своими, но общими и говорит в сердце: они не принадлежат мне вполне, я недостоин их, они – дело благости Божией не ко мне одному, а ко многим, – да будут же они достоянием многих. При изъяснении молитвы Господней скажи наперед о счастии изъяснять молитву Господню, о приготовлении себя к этому изъяснению молитвою и постом. Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою [ Мф. 20, 26 ]. Можно ли непрестанно молиться? Можно, как можно непрестанно дышать. Молитва – дыхание души. На стену. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [ Мф. 7, 2 ]. Кто роет яму другому, тот сам в нее упадет [ Притч. 26, 27 ; Еккл. 10, 8 ; Сир. 27, 29 ]. Когда видишь ненавидящего тебя и слышишь от него слова, дышащие ненавистию, презрением, грубостию и непослушанием, вразуми его кротко и непременно с любовию, преодолей свое сердце, увлекающее тебя потоком смущения и злобы на него к равномерной 6 ненависти, презрению, грубости и к словам, дышащим злобою, – и ты победишь его злобу. Слово Божие неложно: оно находит с избытком достаточною благость сердца к тому, чтобы победить его злобу. Побеждай благим злое, говорит оно, а не побежден бывай от зла [ Рим. 12, 21 ]. Бритневу М. книги: Златоуст, два тома «Беседы на Евангелие от Матфея». «О подвижничестве святых отцев сказания». «Светлая седмица» Игнатия. Предайся Господу, как разбитая статуя искусному ваятелю или как перержавевшее железо ковачу; послушай во всем Господа, обновителя нашего растлевшего грехом естества, – и спасешься. Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу, обновителю нашего естества, предадим без всякого сомнения. Что нужно на молитве? Чего должно избегать? Если деньги не будешь иметь за одно с брением 7 , или прахом земным, – не избежишь частых мучений сердца, печали, скорби и тесноты. За каждым помыслом нашим следит Владыка. Что значит отвергнуться себя [ Мф. 16, 24 ; Мк. 8, 34 ; Лк. 9, 23 ]? Значит отвергнуться своего ветхого, страстного человека, самолюбивого, склонного к ненависти, зависти, гордости, любостяжанию, сребролюбию, скупости, раздражительности, объядению, пьянству, татьбе 8 , прелюбодейству, – ветхого человека, в котором живет, имеет свой престол и которым действует и управляет сатана. «Я», или ветхий мой человек, вконец поврежденный грехом, весь зараженный дыханием диавола, его волею, никуда не годится, как разве в огонь вечный. Потому-то грешники нераскаянные называются соломою, которая будет сожжена огнем негасающим [ Мф. 3, 12 ]. Этого-то ветхого человека надо совершенно отвергнуться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дальше беседа переходит как раз на пьянство. И владыка очень трезво предупреждает девушек, что «От радости можно выпить немножко. Господь благословил на свадьбе вино. Но если человек пьет с горя (горький пьяница), лучше ждать другого жениха». Как врач – согласен на все 100%. Владыка говорит затем о целомудрии. Опять же, можно быть и нецеломудренным, быть адептом «фри лав», полиамории и многого другого. Это может быть весело и задорно. Но опыт показывает, что добрачный блуд редко переходит в хороший брак. Не зря св. Василий Великий писал, что « блуд не есть ни брак, ни начало брака ». Мне могут возразить, что очень многие пары начинали свою сексуальную жизнь до регистрации брака, прожили всю жизнь в любви и умерли в один день. Да, бывает и так. Брак – Таинство, которое совершает Сам Господь, и Он зрит намерения. И действительно, не штамп в паспорте брак определяет. Если это брак – то он и без штампа брак. Но есть нюанс – а как это узнать на стадии влюбленности? Это когда люди жизнь прожили, можно сказать – да, это семья, а не одиночество вдвоем, а до того – увы! Ну а венчание – это испрошение благословения Божиего на брак. Может ли православный человек начинать такое дело, как семья, без Божиего благословения? Конечно, нет – иначе какой же он православный?! А брак – это не только ведение совместного хозяйства, но и половые отношения. Согласитесь, нелепо – на совместный бюджет и общие кастрюли у Бога благословения просить, а на любовные отношения – нет! Дальше владыка опять говорит о многодетности. И о супружеских постах. Не случайно эти темы в его беседе стоят рядом. Потому что совместное соблюдение постов – это, помимо всего прочего, и регулятор рождаемости. Около 200 постных дней в году, Светлая Седмица, пост перед Причастием (а люди очень благочестивые и после Причастия день воздерживаются), накладываемые на естественную цикличность женского организма и какие-то внешние обстоятельства – вот и количество детей будет 5–6 , а не 20. Кстати, большое количество рождаемых детей у крестьян в Российской империи было не в последнюю очередь связано с редким причащением и плохим соблюдением постов. Сначала муж, потом – дети

http://pravmir.ru/uzhasyi-episkopa-pante...

Иконостас. Хорошо, что сейчас все больше входит в практику служение при открытых царских вратах. Да, я понимаю святость закрытых царских врат. Это сакральность. Народ трепетно понимает, что вот там – Моисей на горе. И вот он придет к нам, и все, что он скажет, мы будем делать. Мы ему доверяем. Но все-таки такая связь – это в идеале. А в реальности – там свое, а тут свое. Помню, как-то захожу в храм (я был тогда настоятелем, и у нас было несколько служителей). В притворе – тишина. А в самом храме – тут уже разговорчики. Подхожу к клиросу – тут тоже уже разговор. Захожу в алтарь – там болтают. Я был шокирован. То есть это была реальность. Иконостас позволяет священникам болтать. При этом он еще после отпуста отчитает прихожан, что они не стоят тихонько, спокойно, а разговаривают. Еще один момент – наложение молитв. Священник совершает одни молитвы, певчие – другие. В то время как всё – это одна молитва. То есть священник первую половину произносит, певчие допевают. И наоборот, певчие начинают, священник заканчивает. А потом все идет в накладку. Попробуйте Пушкина так почитать – в накладку. Например, «Евгения Онегина». Вдвоем, втроем, вчетвером в накладку читать. Не бывает. А почему у нас бывает? Был такой случай. Маленький крестильный храм. Стою у престола, рядом – диакон. Иконостас – достаточно открытый, и за ним стоят певчие. Диакон стоит так, что расстояние от него до батюшки и до певчих почти одно и то же. Но до батюшки чуть-чуть ближе. Светлая седмица. Все быстро, ритмично. Не тихо – громко поется, произносится. Диакон говорит: «Я растерялся». Потому что одним ухом он слышит, как батюшка произносит свое, а в другое ухо – певчие. Певчие поют тропари после малого входа. Батюшка произносит молитву Трисвятого: «Боже святой и во святых почивающий…» У него в голове полный винегрет. Вот в больших храмах, где это все разделено и далеко, – там хорошо. Там никто никого не слышит, все это можно делать. А тут получается некое проявление пленки. Кто занимался пленочной фотографией, знает, что пленку надо проявить. И вот здесь фактически произошло то же самое: пленку проявили, и оказалось, что мы создаем винегрет.

http://pravoslavie.ru/145857.html

Gallon//Universitas: Dienst an Wahrheit und Leben. Mainz, 1960. Bd. 1. S. 466-477) или, по мнению Й. Земмлера, использовался т. н. смешанный устав (Regula mixta; см. в статьях Колумбан , Монашество ) (CCM. Vol. 1. P. 3-11). По мнению Фогеля, рукопись происходит из Бургундии или из того региона, к-рый находился под влиянием Люксёйского аббатства и по сути представляет собой прототип монастырских Consuetudines ( Vogel. 1986. P. 154). Несмотря на опровержение гипотезы о рим. истоках этого собрания, оно сохраняет свою ценность, поскольку отдельные чины в нем представлены в более архаичных редакциях, чем в собраниях A и B. Еще одно уникальное собрание происходит из аббатства Сент-Аман (Paris. lat. 974, IX в.). Оно было издано впервые Л. Дюшеном. Сам памятник помещен среди сочинений блж. Августина и включает OR 4 (месса), 30B (Triduum paschale и Светлая седмица), 21 (Великая литания), 39 (ординации), 43 (положение реликвий), 20 (служба Сретения (Пурификации) 2 февр.). Дюшен считал это собрание чисто римским, но уже Э. Бишоп признал, что он крайне галликанизирован ( Bishop E. Liturgica historica: Papers on the Liturgy and Religious Life of the Western Church. Oxf., 1918. P. 151-160). В наст. время принято относить это собрание к локальной традиции Сев. Франции первых лет правления Карла Великого ( Vogel. 1986. P. 152). Как отдельные памятники, сборники O. R. существовали относительно недолго: они имели хождение с VIII по XI в. (а практическое значение потеряли, видимо, еще раньше). С появлением в X в. комплексных литургических книг (Понтификала, Миссала, Ритуала) они были постепенно инкорпорированы в них (уставные указания размещены между текстами молитв и песнопений), а позже получили развитие в новых типах книг (Ординарии, Церемониале), а также в монастырских Consuetudines. Ярким примером является OR 50 (Ordo Romanus Antiquus), включенный Андриё в корпус, хотя по своей сути он представляет собой компиляцию более древних чинов (OR 13B, 24, 27, 28, 30A и B, 31, 32, 37A, 11 (обе части), фрагментарно OR 1).

http://pravenc.ru/text/2581497.html

- Воздержание - это образ жизни. Если эту мысль держать в голове, то она тоже, наверное, помогает сохранять умеренность. - Конечно. - Не секрет, что многие в пасхальные дни устраивают себе " праздник живота " , были даже случаи смерти от переедания. Верно заметил один священник: " Мы любой подвиг, любую борьбу воспринимаем как что-то временное, после чего можно расслабиться и утешиться, и Пасху ожидаем как утешения, утешения именно плоти, не души " . Как научиться воздерживаться за праздничным столом, ведь плоть просто криком кричит: " Пост закончился! " ? И вообще, как с пользой для души и тела нужно выходить из строгих постов? Дайте, пожалуйста, практические рекомендации. - Если христианин воспринимает пост, как нечто такое, что ему соблюдать совершенно не хочется, но он вынужден это делать, то, разумеется, тогда человек будет горячо желать, чтобы пост быстрее закончился, и началась Пасха. Ну, а если человек, хотя бы минимальный, подвиг несет, понимая необходимость и полезность воздержания для самого себя, то для него Пасха будет уже не праздником " живота " , а днем духовной радости. Необходимо ожидать Пасху как христианский праздник, а не как торжество вседозволенности. Вообще, выходить из строгих постов нужно с разумением, трезво оценивая состояние своего здоровья и предвидя последствия возможного переедания. Тем более, что вся Светлая седмица является сплошной и никто не заставляет нас все то скоромное, что мы освятили, съесть в первый же день Пасхи. Отказываться от мяса на Пасху (как советуют некоторые диетологи) я не вижу смысла: все-таки на легкой пище и на соках мы " сидели " весь пост. Объедаться, конечно, не стоит, но небольшое количество мяса на Пасху не повредит. - Считается, что на Светлой седмице можно причащаться каждый день без предварительного поста. Нужно ли причащаться ежедневно в эти Светлые дни? Надо ли воздерживаться от супружеских отношений в течение Светлой седмицы, ведь в это время не совершается браковенчание? - Понимаете, нельзя к Причастию подходить потребительски: можно или нельзя воспользоваться, грубо говоря, " халявой " - тем, что в эти дни поста нет. Причастие - это соединение со Христом, величайшее Таинство, которое Господь дал Своей Церкви. И если во время Светлой седмицы ходить причащаться каждый день без подготовки и поста, то такое причастие очень мало кому сможет принести духовную пользу. Только тем людям, которые круглый год живут сознательной церковной жизнью.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/21/...

И все-таки верно сказано в Священном Писании: «Тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно» (Тов. 12: 7). Рейтинг: 9.4 Голосов: 116 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Владимир Степанов 11 апреля 2015, 06:35 ------- Я не удивлюсь, если вдруг окажется, что Господь ежегодно сходит в субботу в ад чтобы собрать там праведников, которые могут быть и не людьми Писания. Почему так думаю - потому, что Светлая Седмица по настоящему чистый период времени, когда действие бесовских сил в нашей жизни на земле проявляется очень слабо. С чего бы им приутихать в это время, если они в храмах в любое другое время нам голову выносят? Свойства Огня, в этом смысле, поэтому остаются необжигающими свойствами Света, которые мы видим, но не чувствуем. Владимир Степанов 11 апреля 2015, 06:17 Не пойму, почему тут про прелесть говорят, когда описывают схождение Благодатного Огня:( Выходит, мироточные иконы от лукавого, выходит, изгнание бесов с той же полки, выходит целебный свойства елея и освященной воды - выдумки врага нашего?! Огонь сходит в православном Храме, в доме, который Его Домом молитвы нарекается, в день Его победы над адом, который суть дом сатаны. Вот представьте, в пятницу умирает человек, о котором сатана не представляет, что он Бог. Этот человек по ветхозавтеным правилам попадает в ад. Каково бесовским силам смотреть на это вхождение? Они предвкушают обильный ужин из грешников, а к ним приходит Безгрешый в Силе. Его Свет ослепляет их всех, становится предметом паники. Этот Свет мало того, что всех их покоробил и привел в оцепенение, этот Свет отобрал праведников и собрал их с собой, не спрашивая никаких разрешений. В этот момент они пожалели о том, что не распознали Его на земле и глупо приблизили Его казнь! Благодатный Огонь в Великую субботу (именно в этот, а не другой день) - это отголосок в нашем мире Его Победы, совершенной в мире духов. rodin75@rambler.ru 4 марта 2013, 17:07 Прелесть - это мое мнение. Откровение 13:13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

http://pravoslavie.ru/30099.html

Справедливости ради надо сказать, что ограничения в пище все-таки пришлось на себя наложить. Но это была диета, а не пост. От многих излишеств пришлось отказаться, и ради постного времени, и ради здоровья будущего малыша. Не буду оценивать итоги. Было всякое: и периоды сосредоточенности, духовной собранности, и расслабление, невнимание и праздность. Зато выход из поста был гораздо более гладким, чем обычно. Я не набрасывалась на скоромную пищу, поскольку отказалась от нее только на время Страстной, и не успела «проголодаться». Не было эйфории и какой-то расслабленности от того, что «все можно» — тех ощущений, которые так мучили в прошлые годы. Тогда казалось, что все собранное по крохам за время поста, с таким трудом налаженная духовная жизнь – все рассыпалось и растерялось за несколько недель после Пасхи. Это мучительно и обидно, но с этим никак не удавалось справиться. Теперь же переход получился гладким. И конечно, очень поддержало духовную радость посещение крестных ходов на Светлой седмице. Как и в прошлом году, взяла отгулы на четверг и пятницу, но причаститься в Великий Четверг не удалось: пришлось вести дочку Аришу на собеседование в школу. Зато были 12 Евангелий, вынос Плащаницы и Чин Погребения (на который ходили с детьми), литургия Великой Субботы (которая далась как-то трудно, было душно и тошнило), потом – освящение куличей, яркое, солнечное, радостное – предвкушение великого Праздника! И наконец, Пасхальная Ночь! Время летит незаметно, усталости не чувствуешь: все захлестывает великая Радость! Потом – краткий сон: часа три спокойно, и еще пару часов под визг и смех проснувшихся детей. А после – пора и им прикоснуться к Пасхальной радости! Снова едем в храм, и все в нем такое родное, что никуда не хочется уходить, так хорошо! Мучительно покидать храм, но какое счастье, что праздник не заканчивается Воскресеньем! Впереди еще Светлая Седмица, и можно будет каждый день ходить на крестный ход, петь: «Христос Воскресе!» и звонить в колокола!.. Читайте также: Великий пост: как поститься беременным женщинам и детям?

http://pravmir.ru/duxovnyj-post/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010