Закрыть itemscope itemtype="" > Неделя первая. Светлая, 20-26 апреля 7 недель после Пасхи 22.04.2014 526 Время на чтение 3 минуты Фото Юлии Кузенковой Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха? Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть больше семи недель. С момента, когда ученицы Христа первыми увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали таиться и вышли на проповедь Евангелия, обращая сразу тысячи слушающих. На пятидесятый день Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами. Неделя первая. Светлая, 20-26 апреля Пасха Воскресения Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения? В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название - Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель. Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников? Настоящим ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни! Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются! А что меняется в нашей повседневной жизни? Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы. На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Проповедь в 4-ю Неделю Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная моя паства, приветствую с сегодняшним святым воскресным праздничным днём. По милости Божией, пролетела ещё одна седмица жизни нашей и ещё одна седмица Великого святого поста. Крестопоклонная седмица прошла. Всю седмицу воспевали мы, прославляли Крест, страдания Христовы прославляли. С великой надеждой уносили Крест в пятницу после святой литургии, воспевая песнь: «...И святое Воскресение Твое славим!» То есть уже к Пасхе готовимся, к Светлому Христову Воскресению славному. Четыре седмицы уже прошло поста Великого. Слава Богу, за эти святые светоносные дни праздничные Великого поста, за эту милость Божию и за то, что Бог, особенно в нынешнем году, даёт лёгкость несения поста. Ни разу я ни от кого не услышал: «Трудно...», «Тяжело...», «Не могу...», «Печёнка болит, селезёнка свербит», и прочее, ни от одного не услышал, что живот у него болит, что печень болит. У кого болит в дни поста, кто постится? – Нет! – отвечает народ. Ни от одного я не слышал, наоборот, те, кто ныли, все поисцелялись, повыздоравливали, не жалуются, что животы болят и прочее… Вот это милость поста! Какая светлая была первая седмица поста! Как один день пролетел Канон Великий, как один день все службы пролетели, и мы не заметили даже, как уже окончили Великий покаянный Канон. Думали: на пятой седмице – как это долго, когда мы будем его читать, дождёмся ли мы того канона? Уже наступила и пятая седмица. Вновь будем читать на этой седмице Великий покаянный Канон, последний уже раз, Андрея Критского преподобного. В начале поста мы просили Покаянным Каноном силы Божией, покаяться и нести бремя поста легко. Сейчас, когда к концу подходит пост, мы уже подводим итог, как мы покаялись, как мы исправились, как мы почти провели уже Великий пост, – итог Великого поста подводим. Дай Бог, чтоб этот итог Великого поста – чтение Покаянного канона, вселил в наши души умиротворение – недаром пост прошёл! Есть, хоть маленькие, но есть плоды покаяния, есть исправление, есть духовная радость, есть духовное обновление, недаром мы прошли уже почти поприще Великого поста. Вот этот итог уже подведения дней Великого поста, помоги Господи на этой седмице радостно сделать. «Господи! Невзирая на наши немощи, на нашу гордыню, на нашу суетливость, на наше уныние, всё-таки Ты даёшь, творишь чудо, даёшь силы, даёшь поддержку нам, даёшь то, чего нам временами не хватало в прошедшей нашей греховной жизни. И дай, Господи, постоянного обновления, дай, Господи, постоянной милости Божией к нам, дай, Господи, чтоб эта милость Божия всегда сопутствовала нам и в дальнейших постах, и в дальнейших подвигах, и в дальнейшей нашей земной жизни. Чтоб вопль покаянный: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» – почаще был в нашем сердце, осознавая свою греховность, осознавая свою немощь, осознавая и свою несмиренную гордыню. Смири, умиротвори и помилуй, Господи, сердца наши человеческие!

http://pravoslavie.ru/2257.html

Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Приготовительные недели к святому Великому Посту Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Весна души христианской — Великий пост , ведущий к Святой Пасхе . Вот и в Церкви Христовой уже предчувствие Великого Поста и Пасхи : начинаются подготовительные седмицы к посту, читаются особые Евангельские чтения, поются дивные песнопения. Не оставляет вниманием Церковь и телесную жизнь своих чад и премудро устрояет постепенное вхождение в поприще Великого Поста . Четыре подготовительных воскресных дня и три седмицы между ними: сплошная седмица мытаря и фарисея, когда нет постных дней, за ней следует неделя о блудном сыне и «пестрая»седмица, когда постимся в среду и пятницу, а в субботу вместе со всеми православными празднуем Вселенскую родительскую (поминальную) субботу ; последняя неделя перед постом особенная мясопустная, сырная или Масленица . Неделя мытаря и фарисея Фарисейски кто живет, (от) церкви далече бывает. (из Богослужения Недели о мытаре и фарисее) Лук.18:10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

http://pravmir.ru/gotovimsya-k-velikomu-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святая Пятидесятница Фоторепортаж 17.06.2016 516 Время на чтение 3 минуты Время от дня Святой Пасхи до дня сошествия Святого Духа называется Пятидесятницей. Это дни Рая на земле. Для меня, как и многих, это лучшее время года. Это самые светлые и радостные дни. Так и хочется сказать - «Остановись, время! Не торопись так быстро проходить, Святая Пятидесятница. Ты прекрасна!» Светлая же седмица началась с бурного цветения яблоней. Я живу в столице уже пятый десяток, но не помню, чтобы здесь в Московском регионе так цвели плодовые деревья, как в этом году. Расцвели одуванчики - радость для детишек. Необычайно жаркие дни сменялись прохладными и дождливыми, но кто не любит грозу в начале мая. Это время года богато праздниками великих святых. Святой великомученик Георгий Победоносец, Иоанн Богослов, Святитель Николай-чудотворец. 19 мая родился святой страстотерпец царь Николай и в Подмосковье есть чудный деревянный храм в честь этого святого. Как некогда народы со всего мира стремились в Рим, в Константинополь, и цели их часто были немирными, так нынче кто только не стремится в Москву - в Третий Рим. Москва - центр самой большой в мире православной конфессии. Святое же место, как и во все времена, не может не быть притягательным для злых сил. Эти силы - сатанинская рок-культура, нелегальная миграция - рвутся в наш Богоспасаемый Первопрестольный град. Но Третий Рим всегда был и будет православным! Ближе к празднику Святой Троице отцвели сады и на яблонях появились нежные зеленые плоды. Но а лучший цветок Святой Пятидесятницы - жасмин. Ему мое незатейливое четверостишие. Приветствую тебя, цветок неприхотливый! Ты пахнешь лучше роз и лилий. Ты возвещаешь приход лета, Четыре лепестка Божественного цвета! С наступающим праздником Святой Троицы! А после Троицы на другой день - день Святого Духа. И впереди еще сплошная светлая Троицкая седмица! Как прекрасен этот Божий мир! Русский мир! Священник Николай Аксенов, сотрудник Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами РПЦ

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/18/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Светлая Седмица Проповеди святителя в Светлую Седмицу. «Тягостно, братие, и притрудно шествие по пустыни мира для взыскующих горнего града; — но земля обетованная кипит медом и млеком! — Долги иногда и примрачны шесть дней земного делания; но седмый день покоя вечного исполнен веселия неизреченного! Будем ли жаловаться на терние и волчцы, встречающиеся на пути, сами засеяв ими всю землю и непрестанно возвращая их грехами своими? Отложим ли восходить на небо потому только, что надобно идти туда по лествице креста? И теперь, в земле изгнания и бедствий, отрадно воспевать песнь победы над смертью, хотя победа сия еще не усвоена нами: как же восхитительно будет праздновать великий день обновления там, — на новой земле обетования, где на радостный глас: Христос воскресе!Небо и земля, весь сонм творения будет ответствовать: воистину воскресе!Поспешим же, братие, туда духом, доколе не пришли и плотью! Для чего сидеть в бездействии на реках Вавилонских и довольствоваться одним воспоминанием горнего отечества? Смотрите! Царские двери отверзты, и Престол благодати виден всякому: это приглашение домой, зов на вечерю! Поспешим же, братие, поспешим: воскресший Спаситель призывает нас!» Свт. Иннокентий Херсонский Светлая Седмица Поучения на литургии, в первый день Пасхи I Христос воскресе! О чем молились мы в продолжение святыя Четыредесятницы, и чего просили у нашего Господа, то самое ныне вполне даровано нам Его благодатью: мы достигли в пречестные дни страданий Христовых и теперь покланяемся святому и славному воскресению Его! — Радостен, братие, праздник сей и на земле; как же светел и торжествен он должен быть на небе! — О, если бы всем нам достигнуть таким же образом и того блаженного дня воскресения, причаститься и той невечерней Пасхи в царствии Отца Небесного, коим не будет уже конца! — Но, мы достигнем, непременно и все достигнем сего блаженства, если на всю земную жизнь нашу будем взирать, как на святую Четыредесятницу, — как на приготовление к великому дню всеобщего воскресения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Светлая Седмица Пасха. Светлое Христово Воскресение Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос воскресе! «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так Святая Церковь каждый год обновляет круг евангельских чтений. Снова и снова начинается проповедь о том, что все, что есть, – все по воле Бога «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Проповедь о том, что только в Боге – жизнь, которая есть единственный свет для нас, человеков. О том, что этот свет «во тьме светит, и тьма не объяла его». Слово Божие сегодня звучит особенно торжественно, особенно победоносно. Потому что сегодня оно озарено светом величайшего дела Божия, светом Его победы над грехом и смертью , светом отверстых врат Царства Небесного. Слово Божие сегодня звучит среди неповторимых пасхальных песнопений, среди восклицаний: «Христос воскресе»! Оно звучит на разных языках, и мы чувствуем, что для Слова Божия нет границ. Проповедь Воскресения Христова – проповедь живых свидетелей. Воскресший Господь сказал: «вы примете силу, и будете Мне свидетелями» «даже до края земли». И Апостолы всюду возвещали о том, что «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его». Уверуйте в Него, и Он даст вам невиданную «власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». От опустевшего гроба свет Воскресения стал неудержимо разливаться по всему миру, изгоняя смерть и делая жизнь поистине жизнью. И каждый церковный праздник, каждое святое воспоминание обретает свой смысл только в свете Воскресения. Потому что если Христос не победил смерть, то для чего чистота Пресвятой Девы? Для чего страдали мученики? И даже все события земной жизни Господа, даже Его Рождество: если Христос не воскрес, то для чего Он родился? Вот какой сегодня день. «Просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия». Но как важно при таком торжестве не пропустить ни одного евангельского слова! «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли». А ведь это говорится о Нем же, о Боге Слове, о Господе нашем Иисусе Христе!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Страстная седмица – время духовно насыщенное, но и преисполненное многочисленными «недуховными заботами». Как не растерять пасхальный духовный настрой в суете? И вообще какой – нет, не должна: этот императив не применим к Празднику Праздников, – а хотелось бы, чтобы была Пасха Светлая ? Об этом, и не только, мы беседуем с протоиереем Андреем Ткачевым. Великая Пятница. Снятие со Креста. Книжная миниатюра      – Наступила Страстная седмица – время, когда Иисус Христос идет навстречу человеку. В дни Великого поста человек шел ко Христу, продираясь сквозь собственные грехи и болезни сердца, а сейчас все это на втором плане, все сконцентрировано на Нем. Как пережить это время по-настоящему глубоко? – Протопресвитер Александр Шмеман, вспоминая об архимандрите Киприане (Керне) – известном литургисте, которого называли «православным доминиканцем», то бишь ученым монахом, – писал, что отец Киприан жил только Страстной и Светлой седмицами. Он был несколько нелюдимым, сторонился общения. Будучи монахом, в любом семейном кругу чувствовал себя неуютно, старался скрыться, убежать. А вот на Страстной неделе оживал, расцветал. Мне кажется, это важные слова, характеризующие богослова, поскольку Страстная и Светлая – это концентрат наибольшей скорби и радости одновременно. А все остальное – этакая гомеопатия. – Дни Страстной седмицы чрезвычайно насыщены – и событиями, и переживаниями, эмоциями. Особенно начиная с Великого четверга, когда вспоминается Тайная вечеря, суд над Иисусом, приговор, затем в Великую пятницу распятие, вынос плащаницы, в Великую субботу Господь во гробе, и уже менее чем через сутки – Светлое Воскресение, Пасха. Как успеть прочувствовать весь этот стремительный путь Страстей Господних – от мрачной скорби к ликованию о Воскресшем Христе? – А как было в действительности в эти дни? Там все настолько быстро происходило, события сменяли друг друга с ускоренным темпом. В воскресенье народ кричал: «Осанна Сыну Давидову!», в среду блудница помазала Христа миром, в четверг Господь установил Таинство Евхаристии, потом молитва в Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к Пилату, Ироду и обратно, битье, издевательства, ночной суд, распятие, покой Субботы и утро первого дня Воскресения.

http://pravoslavie.ru/70009.html

В. Посты православной церкви 1. Сырная седмица, или масленица, как начало или преддверие великого поста Не всякому известны внушения церкви касательно того, как нужно проводить сырную седмицу и какие мысли и чувства нужно иметь в продолжение этой недели 130 потому что в эти дни редкие из христиан посещают храмы и внимают свящ. песням церкви, – почему не бесполезно будет напомнить, по крайней мере, о тех из сих песней, в коих преимущественно показывается цель и назначение сырной седмицы. В самом начале ее церковь обращается к нам с следующим воззванием: «отверзошася божественного покаяния преддверия, приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа»... Такого же содержания и многие другие песни, которые поются в церковных храмах в продолжение сырной седмицы, – наприм.: «светлая предпразднества воздержания, светлая предпутия поста днесь»; или: «се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы;... се время покаяния, предпразднственный сей постов вход;... постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством»... После этого всякий видит, что есть и чем должна быть, по духу православной церкви, наша масленица. Она есть начало и преддверие поста, – мера исправления легкая, долженствующая расположить нас к мерам строгим, – врачевство души, приготовляющее к способам врачевания более решительным и сильным. Нужно, поэтому, проводить ее в воздержании; нужно в наступающие дни ее поступать осторожнее и воздержнее, нежели как мы поступали в дни прошедшие; надобно помнить, что церковь , как сердобольная мать и искусный врач, дала нам это время для того, чтобы мы мало-по-малу привыкли к подвигу поста. Для того то она в сию седмицу наложила запрещение на многое такое, что позволено ею во дни других седмиц. Так запретила употреблять в пищу мясо, венчать браки, и даже в среду и пяток не позволила совершать литургии; в сии же дни приучает нас читать с коленопреклонением молитву св. Ефрема, дабы тем явственнее показать нам, что настало уже время сетования и поста, – притом, окружила неделю сию такими событиями, воспоминание о коих должно заставить каждого сетовать и скорбеть. Ибо какими днями ограждена наша масленица? Какое начало ее и какой конец? Начинается она в первый день после недели мясопустной, в которую церковь воспоминает будущий страшный суд Христов; а оканчивается неделею сыропустною, в которую воспоминается падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас всех. Воспоминая эти два великие события, из которых одно ужасным образом решило, а другое решит еще неизвестно как судьбу нашу, – кажется, нельзя бы и подумать об увеселениях, играх и забавах!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Каждый христианин — храм Божий 05.05.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Светлая Пятница , Светлая седмица Слово в пятницу Светлой седмицы Христос воскресе! В пятницу Светлой седмицы после литургии в православных храмах совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник». Само именование иконы выражает тайну Пасхи. Подлинная радость обретается в Боге. И все, что исходит от Него, исполнено радости. Сегодня, в завершение Светлой седмицы, Евангелие, которое мы слышим за литургией — о храме Божием. И наше слово — о тайне храма. Матерь Божия с младенчества была воспитана при Храме. И Она Сама стала храмом Божиим, Живоносным Источником пасхальной радости, Источником исцелений от многих наших грехов и болезней. Где, когда открылась большинству из нас радость Воскресения Христова? Там, где мы собираемся на праздников Праздник и Торжество торжеств, Пасху Христову, — в доме Божием. И в пасхальные дни святая Церковь сугубым образом напоминает нам, как мы должны относиться к нашим храмам. В сегодняшнем Евангелии говорится о событиях в начале служения Господа и накануне Его Крестных Страстей. Христос выходит из Себя и вразумляет торговцев храма с помощью бича. Он хочет, чтобы мы научились относиться с таким же глубоким благоговением к нашим каменным церквам, как и к Церкви, составляемой из камней живых, которая есть таинственное Тело Христово. Никогда возмущение Господа не проявлялось с такой силой. Есть среди нас «проповедники любви», которые говорят, что никакой гнев недопустим в Церкви. И они даже соблазняются действиями Господа. Но Христос, мы видим, опрокидывает столы, рассыпает монеты и выметает торговцев из храма вместе с их скотом как нечистоту. «Где вы находитесь, меркантильные души? Здесь не рынок, не дом торговли!» Почему Господь являет такую ревность о храме? Неужели ради того, чтобы защитить его красоту? Этот храм, только что перестроенный Иродом, был огромен и великолепен.

http://moral.ru/revnost/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " По дороге в Эммаус 03.05.2016 Рубрика: Крест и Воскресение Метки: Светлая седмица , Светлый Вторник Слово на Божественной литургии в Светлый вторник Третий день Пасхи, и радость наша велика, потому что эта радость — утверждение истины. И сегодня к этой радости прибавляется радость о Божией Матери. На третий день Пасхи мы молимся перед Иверским чудотворным образом. Он прославился во времена иконоборчества, когда один воин копием ударил в икону Божией Матери, и тотчас на Ее лике выступила кровь. И этот образ известен нам благоуханным мироточением после канонизации святых Царственных страстотерпцев и всех новых мучеников и исповедников Российских. Благоухание, исходящее от Иверской иконы Божией Матери, заполнило тогда всю нашу Церковь. Одно чудо свидетельствовало о Кресте, а другое — о Воскресении. В этот день за Божественной литургией Господь говорит нам о главных тайнах нашей жизни — о тайне Креста, о тайне слова Божия и о тайне Евхаристии. Все они связаны друг с другом. Луке и Клеопе, идущим в Эммаус, Господь показывает, что Евхаристия всегда предваряется Крестом и Словом Божиим. Мы должны стать перед Крестом и Евангелием на исповеди — прежде чем приступим к Евхаристии. Крест и Евангелие — это как бы Страстная седмица, предваряющая пасхальную радость. В течение Страстной седмицы Церковь предстоит перед Крестом и Евангелием. А Пасха Христова — это и есть Евхаристия. Как говорит святой Иоанн Златоуст в своем огласительном слове среди Пасхи — трапеза исполнена. И призывает всех насладиться пиром веры. Божия Матерь, как никто другой, связана с тайной Креста Христова. Стоя у Креста, когда оружие скорби проходило Ее пречистую душу, Она усыновила всех, за кого Господь пролил Свою Кровь. Как никто другой, Она связана с тайной Писания. Вскормленная с младенчества молоком слова Божия, Она, как никто другой, понимала, что человек жив не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Каждое слово Христово Она слагала в сердце Своем. Как никто другой, Она могла сказать: «Да будет Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38). И более всех Она причастна тайне Евхаристии. Она единственная, кто может повторить слова Господа на Тайной Вечери: «Сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26), потому что от Ее плоти и крови родилось Превечное Слово. Божия Матерь — образ Церкви совершенной, слава будущего века, которая будет принадлежать всем верующим в Христово Воскресение и живущей этой новой жизнью уже теперь.

http://moral.ru/emmaus/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010