На ЖМ основан составленный, вероятно, в чешском Сазавском мон-ре и вошедший в состав «Повести временных лет» под 6406 (898) г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 25-29; Т. 2. Стб. 18-20), а через нее во все позднейшее рус. летописание рассказ о просветительской деятельности К. и Мефодия (в версии «Сказания о преложении книг на славянский язык», см.: Флоря Б. Н. Сказание о преложении книг на слав. язык: Источники, время и место написания//Bsl. 1985. Vol. 46. 1. S. 121-130), который повествует об одобрении папой «славянских книг», но не слав. богослужения. Еще одним источником сведений о творчестве К. для древнерус. (как и вообще славянских) книжников являлось сочинение черноризца Храбра «О письменах», широко распространенное в восточнославянских списках XV-XVII вв. (см.: Черноризец Храбър. О писменех/Крит. изд. А. Джамбелука-Коссова. София, 1980. С. 25-77). С посл. трети XVI в. (начиная с острожского издания Ивана Фёдорова 1578 г.) сочинение Храбра под заглавием «Сказание како состави святый Кирилл Философ азбуку по языку словенску» устойчиво входило в старопечатные буквари (включая старообрядческие переиздания XVIII-XIX вв.), что способствовало укреплению представлений о К. как о создателе слав. алфавита. Существует значительное количество древнерус. списков текстов, содержащих в заглавии имя К. Философа, хотя заведомо не принадлежащих ему (см.: Сухомлинов М. И. О псевдонимах в древней рус. словесности//ИОРЯС. 1855. Т. 4. Кн. 2[Б]. Стб. 117-159; Петухов Е. К вопросу о Кириллах-авторах в древней рус. лит-ре//СбОРЯС. 1887. Т. 42. Отд. 3. С. 1-33; Соболевский. 1901; Никольский. 1928; Трендафилов Х. Произведения, приписвани на Константин-Кирил Философ//КМЕ. 2003. Т. 3. С. 340-343). С XV в. в древнерус. традиции К. приписывается создание Минеи общей (старший список - посл. трети XV в.: РГБ. МДА. Фунд. 77), а начиная с 1-го московского печатного издания этой книги (1600) в заглавии даже сообщалось, что этот сборник был вручен автором крестителю Руси св. кн. Владимиру ( Ангелов Б. Из историята на старобълг. и възражденската лит-ра. София, 1977. С. 15).

http://pravenc.ru/text/1840253.html

ст., подгот. текстов, исслед. и коммент. Е. А. Бучилиной. Н. Новг., 1999; Беломорские старины и духовные стихи: Собр. А. В. Маркова/Ред.: С. Н. Азбелев и Ю. И. Марченко. СПб., 2002; Смоленский муз.-этногр. сб. М., 2003. Т. 2: Похоронный обряд: Плачи и поминальные стихи; Неизданные материалы экспедиций Б. М. и Ю. М. Соколовых 1926-1928 гг.: По следам Рыбникова и Гильфердинга/Подгот. текстов, вступ. ст., коммент. и справ. аппарат: В. А. Бахтина. М., 2007. Т. 1: Эпическая поэзия. Лит.: литературоведческая: Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов//СбОРЯС. 1880. Т. 21. 2; 1889. Т. 46. 6; Кирпичников А. И. Духовные стихи//ЭС. 1893. Т. 11. С. 270-272; он же. Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной//Тр. VIII Археол. съезда в Москве. М., 1895. Т. 2. С. 213-229; Перетц В. Н. Историко-литературные исслед. и мат-лы. СПб., 1900. Т. 1: Из истории рус. песни; Маслов А. Л. Калики перехожие на Руси и их напевы: Ист. справка и мелодико-техн. анализ. СПб., 1905; Соколов Ю. М. Весна и нар. аскетический идеал: (К истории духовного стиха «Разговор Иоасафа с пустыней»)//РФВ. 1910. Т. 44. 3/4. С. 79-91; Адрианова-Перетц В. П. Житие Алексея человека Божия в древнерус. лит-ре и нар. словесности. Пг., 1917; Фрейденберг О. М. Миф об Иосифе Прекрасном//Язык и лит-ра. 1932. Т. 8. С. 33-60; Stammler H. Geistliche Volksdichtungs als Ausserung der Geistlichen Kultur des Russischen Volkes. Hdlb., 1939; Мурьянов М. Ф. Алексий Человек Божий в слав. рецензии визант. культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Бражников М. В. Статьи о древнерус. музыке. Л., 1975; Фролов С. В. Из истории древнерус. музыки: (Ранний список стихов покаянных)//Культурное наследие Др. Руси. Л., 1976. С. 162-171; Kowalska H. Rosyjski wiersz duchowny i kultura religijna staroobrzdowców pomorskich. Wrocaw, 1987; Белоусов А. Ф. Литературное наследие Др. Руси в народной словесности старожилов Прибалтики: АКД. Тарту, 1980; Никитина C. Е. Устная традиция в народной культуре русского населения Верхокамья//Рус.

http://pravenc.ru/text/180672.html

Unbegaun. New York, 1968. P. 69–77. Еще об одном примере разоблачения якобы “оригинального сочинения” см.: Keipert Н. Ein neues Werk Johannes des Exarchen?//ZSIPhil. 1973/1974. Bd.37. S. 356–370; Freydank D. Die Himmelfahrtshomilie “veselíte sq nebesa” des Exarchen Johannes und ihre griechische Vorlagen//ZS1. 1975. Bd.20. S. 382–390. 363 См.: [ Порфирьев И.Я. ] О чтении книг в древние времена в России//ПрСоб. 1858. С. 173–198, 443–461; Palmieri А. (прим. 357) (обзор различных групп сборников); Гранстрем Е.Э. (прим. 357); кроме того: Срезневский И.И. Златоструй//Срезневский И.И. Сведения и заметки (прим. 357). Т.1. С.21; он же. Сборник поучений XII века//Там же. Т.2. С.52; Петров Н. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога. Киев, 1875. С.296–301; Малинин В.Н. Исследование Златоструя по рукописи XII в. имп. Публ. Библиотеки. Киев, 1878; Петухов Е. Древние поучения на воскресные дни Великого Поста. (СбОРЯС. Т.40. СПб., 1886; Сперанский М.Н. Златоуст – Рукопись XVI века Тверского музея. СПб., 1889; Яковлев В.А. К литературной истории древнерусских сборников: Опыт исследования “Измарагда”. Одесса, 1893 (перепеч.: Leipzig, 1974); Петухов Е.В. К вопросу о “Златых цепях”//Изв. ИФИБ. 1894. Т.13. Прилож. С.33–60; Михайлов А. К вопросу об “Учительном Евангелии” Константина, епископа Болгарского//Древности. 1895. Т.1. С.76–133; Карнеев А. (прим. 349); Орлов А.С. Сборники “Златоуст” и “Торжественник”. (ПДПИ.158). СПб., 1905; Соболевский А.И. Из церковнославянской учительной литературы//ИОРЯС. 1908. Т.13. С. 264–289; 1910. Т.15. С.41–61; Пономарев А.И. К литературной истории сборников “Златая чепь”//Уч. зап. КУ. 1916. Т.83. С. 1–32; Седельников А. Книга “Рай” – особый вид Златоустника//Сб. статей (прим. 9). С.95–99; Ильинский Г.А. Златоструй А.Ф. Бычкова XI века. (БСт. 10). София, 1929. Наряду со сборниками гомилетического характера существовали гномологические (философско-богословские) флорилегии – жанр, в равной мере популярный как в Византии, так и на Руси: Сухомлинов Μ.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 Вар.: Rosenthal F. Vier apokryphische Bücher aus der Zeit und Schule R. Akiba’s. Lpz., 1885; Charles R. H. The Apocalypse of Baruch. L., 1896, 1917r, 1929r; Violet B. Die Apokalypsen des Esra und des Baruch in deutscher Gestalt. Lpz., 1924; Bogaert P.AM. L’Apocalypse de Baruch: Introd., trad. du syriaque et commentaire. P., 1969. (SC; 144, 145); Denis A.AM. Apocalypsis Syriaca Baruch: Fragm. Pseudepigraphorum quae supersunt Graeca. Leiden, 1970; Dedering S. Apocalypse of Baruch//The Old Testament in Syriac. Leiden, 1973. Pt. 4. 3. P. I–IV, 1–50; Charlesworth J. H. The Pseudepigraph and Modern Research with a Suppl. Chico, 1981; Collins J. J. The Apocalyptic Imagination: An Introd. to the Jewish Matrix of Christianity. N. Y., 1984; Brockington L. H. The Syriac Apocalypse of Baruch//The Apocryphal Old Testament/Ed. H. F. D. Sparks. Oxf., 1984. P. 835–895; Sayler G. B. Have the Promises Failed?: A Literary Analysis of 2 Baruch. Chico, 1984; Murphy F. J. The Structure and Meaning of Second Baruch. Atlanta, 1985; Leemhuis F., Klijn A. F. J., Gelder G. J. H., van. The Arabic Text of the Apocalypse of Baruch. Leiden, 1986; Hadot J. Apocalypse Syriaque de Baruch//La Bible: Écrits intertestamentaires/Éd. A. Dupont-Sommer, M. Philonenko. P., 1987. P. 1471–1557. 3 Вар. Изд.: Греческая версия. James M. R. The Apocalypse of Baruch//Apocrypha Anecdota II: Texts and Studies 5.1. Camb., 1897. P. LI–LXXI, 84–102 (рус. пер. в кн.: Витковская М., Витковский В. Апокрифические апокалипсисы. СПб., 2000. С. 141–155); Picard J.AC. Apocalypsis Baruchi Graece. Leiden, 1966; Denis A.AM., Janssens Y. Concordance de l’Apocalypse grecque de Baruch. Louvain, 1970; Argyle A. W. The Greek Apocalypse of Baruch//The Apocryphal Old Testament. Oxf., 1984. P. 897–914; Diez Macho A. Apocalipsis Griego de Baruc//Apocrifos del Antiguo Testamento. Madrid, 1984. Vol. 1. P. 292–295; Riaud J. Apocalypse Grecque de Baruch//La Bible: Écrits Intertestamentaires/Éd. A. Dupont-Sommer, M. Philonenko. P., 1987. P. 1141–1164; славянская версия: Тихонравов Н. Апокрифические сказания//СбОРЯС. 1894. Т. 58. С. 48–51; Лавров П. А. Апокрифические тексты//Там же. 1899. Т. 67. С. 149–151; Соколов М. И. Апокрифическое откровение Варуха//Древности: Тр. МАО. М., 1907. Т. 4. Вып. 2. С. 201–258; Иванов Й. Бъгомилски книги и легенди. София, 1931. 19702; Hercigonia E. «Videnje Varuhovo» u Petrisovu zborniku iz 1468. Godine//Зб. за филол. и лингв. Нови Сад. 1963. Т. 7. С. 63–93; Gaylord H. E. The Slavic Version of III Baruch: Synoptic Ed. Groningen, 1984; СтБЛ. С. 304–305. [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/154383.html

С. Тихонравова. М., 1892–1896. 2 вып.; Палея Толковая/Подгот. др.-рус. текста и пер. на совр. рус. яз.: А. М. Камчатнов. М., 2002. Полная Хронографическая П.: Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 3. С. 9–10, 20–21, 24–49, 51–58; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. Лит-ры. СПб., 1863. Т. 1. С. 17–18, 24–25, 254–258; Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Каз., 1877. С. 204–208, 221–241; Толковая Палея 1477 г.: Воспроизведение Синодальной рукописи 210. СПб., 1892. Вып. 1; Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-рус. переводе. Пг., 1922. Т. 2. С. 109–113; БЛДР. 1999. Т. 3. С. 120–149, 171–191, 376–378, 385–386. Краткая Хронографическая П.: Водолазкин Е. Г. Краткая Хронографическая Палея (Текст): Вып. 1–4//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 891–915; 2007. Т. 58. С. 534–556; 2010. Т. 61. С. 345–374; 2014. Т. 63. С. 238–261; Водолазкин Е. Г., Руди Т. Р. То же: Вып. 5//Там же. 2017. Т. 65. С. 181–196. Лит.: Успенский В. М. Толковая Палея. Каз., 1876 (рец.: Жданов И. Н. Палея//Унив. изв. 1881. 10. С. 309-322; То же// Он же. Соч. СПб., 1904. Т. 1. С. 470-483); Сперанский М. Н. Ucmopujka Naлeja, преводи и peдakцuje у cmapoj cлobehckoj Београд, 1892. Т. 16. С. 1-15; он же. Из истории русско-слав. лит. связей. М., 1960. С. 77-85, 104-147; Михайлов А. В. Общий обзор состава, редакций и лит. источников Толковой Палеи//Варшавские унив. изв. 1895. 7. С. 1-21; он же. К вопросу о тексте книги Бытия прор. Моисея в Толковой Палее//Там же. 9. С. 1-35; 1896. 1. С. 1-23; он же. К вопросу о происхождении и лит. источниках Толковой Палеи//ИОРЯС. 1928. Т. 1. Кн. 1. С. 49-80; Истрин В. М. Замечания о составе Толковой Палеи//Там же. 1897. Т. 2. Кн. 1. С. 175-209; Кн. 4. С. 845-905; 1898. Т. 3. Кн. 2. С. 472-531 (То же: СПб., 1898. (СбОРЯС. Т. 65. 6)); он же. Новый сборник ветхозаветных апокрифов//ЖМНП. 1898. Ч. 315. 1. Отд. 2. С. 112-133; он же. Редакции Толковой Палеи//ИОРЯС. 1905. Т. 10. Кн. 4. С. 135-203; 1906. Т. 11. Кн. 1. С. 1-43; Кн. 2. С. 20-61; Кн.

http://pravenc.ru/text/2761845.html

РИБ=Русская историческая библиотека, Санкт-Петербург СбОРЯС=Сборник отделения русского языка и словесности Академии наук, Санкт-Петербург СККДР=Словарь книжников и книжности Древней Руси СПб=Санкт-Петербург СС=Советское славяноведение ТКДА=Труды Киевской духовной академии, Киев ТОДРЛ=Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук, Ленинград Флоря 1992=Флоря Б.Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. М., 1992 ЦГИА Украины=Центральный Государственный архив Украины, Киев ЧИОНЛ=Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца, Киев ЧОИДР=Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских, Москва AGAD=Archiwum Glowne Akt Dawnych, Warszawa Analecta OSBM=Analecta Ordinis S. Basilii Magni, Romae Chodynicki 1934=Chodynicki K. Kosciol prawoslawny a Rzeczpospolita Polska. Zarys historyczny. 1370–1632. Warszawa, 1934. DUB=Documenta Unionis Berestensis eiusque auctorum (1590–1600). Ed. A.G. Welykyj. Romae, 1970 FOG=Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. Berlin Halecki 1958=Halecki O. From Florence to Brest (1439–1596). Rome, 1958 Halecki 1968=Halecki О. From Florence to Brest (1439–1596). Hamden 198. HUS=Harvard Ukrainian Studies. Cambridge, USA. JbfGO=Jahrbücher für Geschichte Osteuropas Jobert 1974=Jobert A. De Luther ä Mohila: La Pologne dans la crise de la Chretiente, 1517–1648. Paris, 1974. Lewicki 1933=Lewicki K. Ksiaze Konstanty Ostrogski a Unia Brzeska 1596 r. Lwow, 1933 (=Archiwum Towarzystwa naukowego we Lwowie, dzial II, tom XI, zeszyt 1) Likowski 1875=Likowski E. Historia unji Kosciola ruskiego z Kosciolem rzymskim. Poznan, 1875. LN=Litterae nuntiorum apostolicorum historiam Ucrainae illustrantes. Ed. A. Welykyj. Vol. 1–2. Romae, 1959–1961 MUH. Т. 1=Monumenta Ucrainae historica. Т. 1.1075–1623. митр. A. Шептицький. Romae, 1964. OCP=Orientalia Christiana periodica. Romae OstS=Ostkirchliche Studien. Würzburg Pelesch 1882=Pelesch J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart. Bd. 1–2. Wien, 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Исследования по древней русской литературе. (СбОРЯС. Т.85. СПб., 1908. С.70–77; Гезен А. История славянского перевода символов веры . (Очерки и заметки из области филологии, истории и философии. 1). СПб., 1884; Верещагин Е.М. Был ли креститель Руси князь Владимир еретиком-арианином?//Изв. АН СССР: Сер. литер, и языка. 1989. Т.48. 1. С.49–56; Thomson F.J. Les cinq traductions slavonnes du Libellus de fide orthodoxa de Michel le Syncelle et les mythes de l’arianisme de saint Méthode, aptre des Slaves, ou d’Hilarion, métropolite de Russie, et de l’existence d’une Eglise arienne à Kiev//RES1. 1991. T.63. Fasc.l. P. 19–54 [см. также: Müller L. Gibt es Spuren eines arianischen Einflusses auf das Christentum der Kiever Rus’?//Millennium Russiae Christianae (прим. 82). S. 191–216. – Прим. изд. (K.A.)]. 95 Munitiz J. Synoptic Greek Accounts of the Seventh Council//REB. 1974. T.32. P. 147–186; Sieben H.-J. Aspekte der Konzilsidee nach den konzilssynopsen des 6. bis 9. Jh.//ThPh. 1975. Bd.50. S. 347–380 (перепеч.: idem. Die Konzilsidee der alten Kirche. (Konziliengeschichte. Reihe B: Untersuchungen. Bd. 1). Paderborn, etc., 1979. S. 344–380. 96 ПСРЛ. Т.1. Стб. 116–121. В других русских летописях под 989–992 гг. есть сведения о христианизации прочих городов (Новгорода, Суздаля и т.д.), в основе которых, несмотря на их позднюю редакцию (XVI в.), быть может, лежит ранняя аутентичная традиция [см., например: Янин В.Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев (о возможном источнике Иоакимовской летописи)//Русский город: Исследования и материалы. Μ., 1984. Вып.7. С.40–56 (археологические данные в пользу достоверности рассказа Иоакимовской летописи). – Прим. изд. (А.Н.)]. В какой мере в миссионерской работе участвовали священники, приведенные Владимиром из Корсуня, которые, возможно, помогали в этом деле болгарскому клиру, остается только гадать. Здесь национальные амбиции часто мешают трезвому взгляду на проблему; см., например: Николаев В. Славяно-българският фактор в християнизацията на Киевска Русия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особую редакцию представляет собой Мученичество Никиты Никомидийского в Минее 1489 г. (НБУВ. Муз. собр. IV, 208; опубл.: Истрин. 1898. С. 88-96). Самое важное отличие этого списка от прочих состоит в том, что вначале здесь вставлен небольшой фрагмент из проложного Жития Н. Рукопись со смешением 2 мучеников отмечена также в каталоге Творогова (РНБ. Q.I.1187; инципит: «Во время оно бысть некыи муж мудръ именем Никита, готфин родом»); в каталоге рукописи, содержащем 2 разных Мученичества - Н. и Никиты Никомидийского,- они ошибочно даны под одним заголовком - «Никита великомученик». Др. случаи очевидного смешения Никиты Никомидийского и Н. в письменных памятниках не зафиксированы. Помимо Мученичества Никиты Никомидийского в рукописях встречаются также 2 молитвы, связанные с приписываемой этому святому способностью отгонять бесов ( Истрин. 1898. С. 35-36). Л. В. Прокопенко Ист.: BHG, N 1339-1340b, 1342y - 1346e; ActaSS. Sept. T. 5. P. 38-43; PG. 114. Р. 1451-1462; Истрин В. М. Апокрифическое Мучение Никиты. Од., 1898; Passio S. Nicetae/Éd. H. Delehaye//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 209-215; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 148-149; ЖСв. Сент. С. 300-305; Μακαρ. Σιμωνοπετρ. Νος Συναξ. Αθναι, 20092. Τ. 1. Σ. 193-194 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 209-210). Лит.: Bessel W. Ueber das Leben des Ulfilas und die Bekehrung der Gothen zum Christenthum. Gött., 1860. P. 80-87; Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов. Вып. 2//СбОРЯС. 1880. Т. 21. 2. С. 12-19; Kaufmann G. Kritische Untersuchung der Quellen zur Geschichte Ulfilas//Zschr. f. deutsches Alterthum und deutsche Literatur. Stuttg., 1883. Bd. 27. S. 193-261; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1901. Т. 2. С. 283; Т. 3. С. 376; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 281-286, 292-294; Patinot J. Νικτας//ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 463; Janin R. Niceta//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 888-890; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 19952. Σ. 351; Walter Ch. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. P. 231-233; Heather P., Matthews J. The Goths in the 4th Century. Liverpool, 20042; Ιερ Λεψανα Αγων τς καθ μς Αναντολς στ Βενετα. Αθνα, 2005. Σ. 259-268; Markovi M. St. Niketas the Goth and St. Niketas of Nikomedeia: Apropos Depictions of St. Niketas the Martyr on Medieval Crosses//ЗЛУ. 2008. T. 36. P. 19-42.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Журнал Московской Патриархии. Μ. 1948–. Ленинград. Ленинградская духовная академия и семинария. Москва. Московская духовная академия и семинария. Московский церковный вестник. М., 1880–1918. НИОР РГБ (ОР ГБЛ) Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (б. Отдел рукописей Государственной Библиотеки им. В.И. Ленина) Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. Т. 1–22. СПб., 1868–1915. Публичной Библиотеки им. В.И. Ленина Петроград. Памятники литературы Древней Руси. М., 1978–1994. 12 вып. Православное обозрение. М., 1860–1891. Православный палестинский сборник. СПб., 1881–1916. Вып. 1–62; Палестинский сборник. 1954–1993. Вып. 1 (63)–32 (95); Православный палестинский сборник. 1998–. Вып. 96 (33)–. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Полное собрание законов Российской империи: В 45 т. Собр. 1: (1640–12 дек.1825г.). СПб., 1826–1830. Полное собрание законов Российской империи: В 55 т. Собр. 2: (12 дек.1825–1 марта 1881г.) СПб., 1830–1884. Полное собрание законов Российской империи: В 33 т. Собр. 3: (1 марта 1881–1913). СПб., 1885–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1869–1911, 1915–1916. Полное собрание русских летописей. СПб., 1846–1921. Т. 1–24; М.; Л.; СПб., 1949–1994. Т. 25–39; М., 1994–2004. Т. 40–43. Православная энциклопедия. Μ., 2000–. Т. РПЦ; 1–. Русский архив. М., 1863–1917. Русский биографический словарь: В 25 т. СПб.; М., 1896–1913;1992р–. Российский государственный архив древних актов (б. ЦГАДА). РГАСПИ Российский государственный архив социально-политической истории (Москва). Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург) (б. ЦГИАЛ). Российская национальная библиотека им. Μ.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург). СбОРЯС Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб.; Пг.; Л., 1872–1928. Сборник статей Императорского Русского исторического общества. Спб., Пг., 1867–1916.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

15 См. многочисленные указания на важнейшие тексты на этих языках: Geerard Μ. Clavis Patrum graecorum. Т.П: Ab Athanasio ad Chrysostomum. Turnhout, 1974; T.III: A Cyrillo Alexandrino ad loannem Damascenum. Ibid., 1979; T.IV: Conciliae-Catenae. Ibid., 1980. О славянских переводах, византийские или сирийские оригиналы которых в той или иной мере утрачены, см.: Жуковская Л.П. Древние славянские переводы византийских и сирийских памятников в книгохранилищах СССР//ПалСб. 1969. Т.19. С.171–176. 16 Единственную попытку (неполную и неудовлетворительную) такого рода предпринял А.И. Пономарев: Памятники древнерусской церковноучительной литературы. Т.1–4/Изд. А.И. Пономарев (Т.З издал П.В. Владимиров). СПб., 1894–1898; были предусмотрены также Т.5 [Пролог (окончание)] и Т.6 (архипастырские послания). 17 Сухомлинов Μ.И. О псевдонимах в древней русской литературе. (СбОРЯС. Т.85/1). СПб., 1908. С.441–493; Лихачев Д.С. Вопросы атрибуции произведений древнерусской литературы//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 17–41. 18 См.: Podskalsky G. Zum Projekt einer theologischen Literaturgeschichte der Kiever Rus’ (988–1237)//Referate und Beiträge zum VIII. Internationalen Slavistenkongreß, Zagreb, 1978. (Slav. Beitr. Bd.119). München, 1978. S.345–362. 19 Голубинский E. История русской церкви. Μ., 1901–1917. T.I–II и Археографический атлас к второй половине I тома Истории русской церкви (перепеч.: The Haag, Paris, 1969), особ. Т. 1/1–2. 20 Приселков Μ. Памяти Ев. Ев. Голубинского († 7 января 1912 г.)//ИОРЯС. 1912. Т.17. С. 145–155. 21 Макарий (Булгаков) . История русской церкви. Т.1–12. СПб., 1857–1883 (перепеч.: Düsseldorf, 1968–1969), особ. Т. 1–3, 5; [см. также переиздание с современным комментарием: Кн.2–3 (=Т.2–5). Μ., 1995. – Прим. изд. (А.Н.)]. 23 Прочие труды сводно-справочного характера – как, например: Архиеп. (черниговский) Филарет (Гумилевский) . История русской церкви. T.I–IV. Μ., 1888, особ. T.I (нем. перев.: Geschichte der Kirche Rußlands. Frankfurt/M., 1972. Bd. 1–2) – рассчитаны на широкую аудиторию и не уделяют особого внимания истории литературы (ср., однако, след.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008